6. Пресвитеры, диаконы и другие члены церкви

Церковь — это живая община искупленных кровью Иисуса Христа. На тех, кто стоит у руководства церковью, обращены глаза окружающего мира, наблюдающего за ней. Именно на них будет указывать мир, как на представителей христианской церкви, являющих ее сущность. За последние годы мы обратили внимание на то, как несколько очень заметных личностей в христианских кругах своим поведением испортили репутацию всей церкви. Можно ли с полной определенностью сказать, были ли эти люди вообще верующими? Сатана обычно сеет плевелы (лжеверующих) среди пшеницы (истинных верующих), о чем написано в Мтф. 13:36-43. Поэтому чрезвычайно важно, прежде чем поставить кого-либо на ответственное служение, внимательно со всех сторон проверить его.

Пресвитеры

Деян. 14:21-23 отмечает рукоположение на пресвитерское служение в первой церкви. «Проповедавши Евангелие сему городу и приобретши довольно учеников, они [Павел и Варнава] обратно проходили Листру. Иконию и Антиохию. утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали».

Как Бог показал церкви, кого из верующих нужно избирать на рукоположение к служению? Этот отрывок говорит, что существенную роль играют пост и молитва. Но в конечном итоге на основании целого ряда указаний, которые ясно описаны в Библии, церковь принимает решение, кого Бог желает поставить на это руководящее служение. Пресвитеры избираются не по своим деловым качествам, известности, не по материальному состоянию и даже не по своим внутренним способностям к руководству. Их избирают потому, что Бог призвал их и приготовил для руководства церковью. Но те, кого избирает Бог, должны соответствовать определенным требованиям.

Тим. 3:1-2 перечисляет список этих необходимых требований: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен». Это требование превосходит все остальные, являясь совокупностью всех обязательных условий. Что означает быть непорочным? Это не означает, что человек должен быть совершенным. Если бы это было так, то ни один из нас не соответствовал бы этому! Это означает, что на его жизни не должно лежать никакого значительного пятна, на которое могли бы указать.

Павел перечисляет следующие характерные черты непорочности: «[Он] должен быть… одной жены муж [верный своей жене], трезв, целомудрен, благочинен [честен], страннолюбив, учителей [обладающий способностью свидетельствовать о своей вере], не пьяница, [не приверженный вину], не бийца, [не сварлив], не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив. Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании, со всякою честностью [серьезностью]; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божьей? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом (1-е Тим. 3:2-6).

Павел также дал указания и Титу относительно предъявляемых требований при избрании пресвитера: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит. 1:5). В стихах 6-9 мы встречаем наставления, которые являются отражением необходимых качеств, перечисленных в 1-е Тим. 3. Мы читаем о том, что, прежде всего пресвитер должен быть непорочен «муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (ст. 6). Пресвитер должен показать свидетельство эффективного служения в утверждении веры в своем доме, среди членов своей семьи. Безусловно, нельзя ожидать от детей совершенной святости, но они должны следовать примеру своего отца в вере, имея благочестивое поведение.

Стих 7 говорит, что епископ или пресвитер «должен быть непорочен, как Божий домостроитель». Он должен понять, что он управитель, которому ничего не принадлежит, он просто управляет Божьими делами для Тела Христа, Его Церкви. Он также должен быть «не дерзок, не гневлив, не пьяница» (ст. 7). В новозаветные времена люди могли пить исключительно только вино, потому что был недостаток хорошей питьевой воды. Но греческий термин изображает здесь человека, который долго сидит у своего сосуда с вином, что является свидетельством его приверженности пьянству. Также пресвитер не должен быть «бийца» и «корыстолюбец» (ст. 7). Он не отстаивает свою правоту ку лаками и не гоняется за деньгами, не ставит своей первостепенной целью наживу.

Что касается положительных качеств, то стих 8 сообщает, что пресвитер должен отличаться страннолюбием. Он призван проявлять готовность открывать двери своего дома для странников. Кроме того, свидетельство о хорошем управлении собственным домом служит указанием на его способность к управлению делами церкви (1-е Тим. 3:4-5); это хороший пример странникам и дает им чувствовать себя свободно и непринужденно. Пресвитер должен иметь дом, который является образцом христианской жизни. Более того, он должен быть «любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен, держащийся истинного слова» (ст. 8-9). Пресвитер обязан знать свои первостепенные обязанности, иметь самообладание, живя согласно Божьему Слову. Человек, соответствующий этим требованиям, назначается Богом на руководство поместной церковью для ее наставления и управления и поэтому достоин чести.

В Деян. 20:28 Павел дает нам возможность взглянуть на пресвитеров в Эфесе: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями». Пресвитер, управляющий церковью, должен внимательно оценить не только свою жизнь, но также и духовные нужды своего стада. Нам нужно обратить внимание на все, имеющее отношение к данному нам Богом стаду, чтобы знать проблемы и нужды каждой овцы и возносить определенные молитвы за нее.

Павел также увещевает пресвитеров в Эфесе «пасти Церковь Господа и Бога» (ст. 28). Что, значит пасти церковь? Это значит питать церковь Божьим Словом.

Петр высказывал такие слова: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божье стадо, какое у вас, надзирая за ним» (1-е Пет. 5:1-2).

Петр далее говорил, что за стадом следует надзирать «охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия» (ст. 2). Пресвитер должен охотно нести служение, потому что оно является великим преимуществом, а не неприятной обязанностью. Он должен охотно служить всем людям, а не только богатым, которые поддерживают его материально. Стих 3 гласит так: «И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду». Наилучший метод руководства заключается не в том, чтобы принуждать народ к исполнению каких-либо правил и предписаний, но давать им личный пример для подражания. Если вы попытаетесь, не подавая народу личный пример, ваши старания не увенчаются успехом: народ воспротивится вашему руководству. Водительство при помощи личного примера оправдывает себя, благодаря предстоящему вознаграждению, как указывает стих 4: «И когда явится Пастыреначальник. вы получите неувядающий венец славы». Этот венец обещан тем, кто надзирает за церковью, следуя установленным Петром указаниям. Что касается венца, то следует отметить следующее: пресвитеры, получившие эти венцы, положат их к стопам Иисуса Христа — Того, Кому они в действительности предназначены и принадлежат (Отк. 4:10). [Примечание: Подробнее о пресвитерах в Приложения 1 и 3.]

Диаконы

Деян. 6 представляет нашему вниманию группу тех верующих, которые, по мнению многих, были первыми диаконами. Хотя эти люди никогда не назывались диаконами, тем не менее, они пред ставляют соответствующую модель этих служителей. По-видимому, вскоре после этого служение диаконов было официально признано в церкви.

В самом начале существования первой церкви, иерусалимская церковь находилась под руководством апостолов. По истечению определенного времени они почувствовали необходимость переложить некоторые обязанности на других зрелых мужей-христиан. Это дало бы им возможность уделять основное внимание служению молитвой и наставлением в учении (ст. 5).

Стих 1 передает следующее: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Эллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей». Забота о вдовах была одной из обязанностей церкви. Возникшее недовольство произошло из-за того, что эллинисты считали, что большая часть ежедневных припасов приходилась на долю вдов и евреев.

Поэтому «двенадцать Апостолов, созвавши множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах» (ст. 2). Иными словами: «Мы должны уделять основное внимание изучению Божьего Слова и проповеди. Но сейчас дела обстоят так, что мы должны печься о столах, т. е. о пище, и суетиться, пренебрегая Божьим Словом». Они понимали, в чем заключался предмет их первостепенной важности. Затем апостол сказал: «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу» (ст. 3). Эти мужи несли ответственность за оказание материальной поддержки и удовлетворение различных нужд.

Деян. 6:3 представляет некоторые основные черты, которыми должны обладать эти люди: они должны быть из среды «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости». Данное определение полностью соответствует особым требованиям, предъявляемым к диаконам, в 1-е Тим. 3:8-9: «Диаконы также должны быть честны, не двуязычны [не говорить одному одно, а другому — другое], не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести». «Таинство веры» заключается в том, что Иисус Христос воплотился в человеческую плоть, соединив в Себе Божественное и человеческое естество (1-е Тим. 3:16). Поэтому понятие «хранящие таинство веры в чистой совести» означает стараться проводить жизнь, уподобляясь Христу.

Более того, Павел говорил, что диаконов, как таковых «надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения… Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим; ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (ст. 10, 12-13). [Примечание. Подробнее о диаконах см. Приложение 2.]

Община

«Итак, — как говорится, — диаконы и пресвитеры, за работу!» В то время как основная задача церковного руководства состоит в преподавании здравого учения и объяснении, как его применять в жизни, основная роль верующих в церкви заключается в преисполнении Духом в процессе познавания этого учения и затем соответствующего приложения его к жизни. Церковная община является объектом служения ее руководителей. Возможно, что однажды в результате этого служения члены церкви станут диаконами и диаконисами, пресвитерами или даже евангелистами и пасторами-учителями. Мы все вырастаем из церковной общины. Тех, кто проявляет верность в малом, назначают на более ответственное служение. Возьмем, к примеру, Филиппа: он был избран на диаконское служение и достиг положения евангелиста. Аналогичным образом и Стефан, один из первых диаконов церкви, стал великим защитником веры, войдя в историю, как первый христианский мученик. Бог может назначить вас на ответственное служение, и вы можете быть даже вознесены до положения мученичества за веру в Иисуса Христа.

Община — это часть церкви, которая призвана «на дело служения» (Еф. 4:12). Евр. 13:17 дает определение общей обязанности церковной общины: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны». Принимая во внимание то, что руководители церкви находятся под воздействием Святого Духа, мы обязаны им повиноваться, потому что они трудятся от имени Христа, будучи Его подпасками. Община должна проявлять покорность их благочестивому служению, хотя может не понимать его или даже иногда не соглашаться с тем, что стараются сделать пресвитеры. Церковное послушание — это живое свидетельство миру. Можно перечислить множество вещей, которые вредят церкви и разрушают ее свидетельство. И, прежде всего это выражается в слабом руководстве или в деятельности лжеучителей, которым не удалось утвердить церковь на Слове Божьем. Другая вещь, которая ослабляет церковь, выражается в непослушании общины своему руководству. Эта проблема вызывает церковный раскол, а также другие последствия у всех на виду. Каждый член церкви должен следовать за Святим Духом, и быть верным и покорным руководителям церкви.

Мужья. В чем состоит ответственность мужей в поместной общине? Павел раскрывает некоторые сферы этой ответственности Тимофею:

Во-первых, мужья должны обеспечивать свои семьи. 1-е Тим. 5:8 гласит: «Если же кто [муж] о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». Если вы проявляете несостоятельность в том, чтобы показать миру верность своему основному долгу перед семьей, вы отвергаете этим само основание, на котором зиждется понятие о христианской любви. Иногда бывают такие периоды, когда мужья временно теряют работу, но это не должно превращаться в привычное состояние, потому что Бог предназначил мужчин-христиан трудиться своими руками для обеспечения семьи, если только он не имеет физического недуга. В подобной ситуации церковь должна позаботиться о семье, оказавшейся в таком положении, и не взваливать все на плечи работающей жены и матери.

Мужья должны добросовестно трудиться на своих местах. 1-е Тим. 6:1 говорит: «Рабы, под игом находящиеся [работающие под начальством работодателя], должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение». Плохое отношение к труду подрывает ваше христианское свидетельство. Вам необходимо служить своему работодателю с честью, не зависимо от того, достоин он этого или нет, ибо, смотря на вас, мир судит о христианстве.

Стих 2 гласит: «Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья». Если у вас начальником христианин, это не значит, что вы можете делать все кое-как, потому что он — христианин. Напротив: «Но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им». Если у вас начальником христианин, то вы должны проявлять еще больше рвения в труде, а не пользоваться этим преимуществом для своей выгоды.

Тит. 2:9-10 гласит: «Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего Бога». Когда вы перед своим работодавцем проводите благочестивую жизнь. Бог становится для него еще более прекрасным, потому что он видит, как Бог проявляется в вашей жизни.

Тит. 2:2 сказано, чтобы старцы были «бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении». Старшее поколение в церкви несет ответственность за обучение молодежи. Оно должно быть серьезными людьми, полными чувства собственного достоинства, должно знать свои первостепенные обязанности и отличаться терпением и самообладанием. Оно также призвано проявлять веру и быть сильным в ней, иметь любовь и терпение — три качества, направленные к Богу, другим людям и к невзгодам.

Павел повелевает Титу: «Увещевай быть [молодых людей] целомудренными. Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, не поврежденность» (ст. 6-7). Молодым людям легко произнести нечто такое, чего не следует говорить. Поэтому им нужно внимательно обдумывать свои слова, прежде чем их сказать.

Наконец, 1-е Тим. 2:8 говорит: «чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». Мужи должны постоянно занимать свой разум молитвой, потому что им легко переключить свои мысли на маловажные дела.

Жены. Павел начинает свой наказ, обращенный к христианским женам, призывая их носить приличное одеяние. 1-е Тим. 2:9 рассматривает вопрос, касающийся женского одеяния и внешнего вида; что так же актуально сейчас, как и раньше: «Чтобы также и жены, в приличном одеянии… украшали себя». Это является основным принципом Божьего Слова в отношении одеяния каждого верующего. Основная сущность состоит в приличии или скромности. Библия не устанавливает никаких мод. Но существуют общие понятия нескромности и неприличия.

Христиане должны проявить в одежде приличие, но это не означает, что, если вы приведете с собой в церковь неверующего человека в неприличном одеянии, служители должны заявить: «Извините, пожалуйста, но вам придется подождать на улице, пока собрание не окончится. Вы нескромно одеты». Наставление, оставленное в Первом Послании к Тимофею, относится к верующим.

Жены должны иметь приличное одеяние «со стыдливостью» (ст. 9). Здесь Павел говорит не о психологической травме, не о чувстве глубокого стыда, а о женской стыдливости, то есть, о скромности.

Идея «целомудрия» (ст. 9) предполагает избежание всяких крайностей. Церковь — это не место показа мод. Это отвлекает от того, что Божий Дух хочет совершить в нашей жизни.

Конец стиха 9 сообщает, что жена не должна себя украшать «плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою». Во времена Павла были популярны прически, состоящие из искусного плетения волос. Женщины вплетали в волосы жемчуг и золотые нити. Представьте себе мужчину, сидящего на собрании с другими верующими, и впереди его вдруг уселась женщина, у которой целый сундук сокровищ на голове! Он, должно быть, сидит и думает: «Держу пари, вот эта жемчужина стоит не меньше восьмидесяти девяти драхм, а вон та, ты только посмотри на ее размеры!» И он, должно быть, забывает, с какой целью пришел на собрание.

Это совсем не значит, что женщины-христианки в наши дни могут носить только грошовые украшения. Но не место демонстрировать наряды там, где народ собрался на поклонение Богу. Мы должны одеваться прилично, чтобы не отвлекать других людей от Божьего Слова и действия Святого Духа. Женщина-христианка не должна одевать на себя нескромный, экстравагантный наряд.

Стих 10 содержит в себе указание, что жизнь жены, посвятившей себя благочестию, характеризуется добрыми делами. Если вы относитесь к числу таких жен, ваш внешний вид будет свидетельствовать о любви к благочестию, а не к демонстрации своих нарядов. Благочестивая жена старается не выставлять себя напоказ.

Затем Павел напоминает женам об их обязанности учиться послушанию. «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью» (ст. 11). Могут ли в церкви женщины быть проповедницами? Нет. Именно об этом говорит этот стих. Что касается общественного служения в церкви, то женщины не должны быть учительницами. Они несут ответственность только за научение других женщин. Стих 12 выражает эту мысль еще определеннее: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии».

Павел также побуждает жен проводить жизнь в праведности. Тит. 2:3 говорит, чтобы старицы не были клеветницами и одевались прилично святым. Греческое слово «клеветницы» имеет значение «разжигатели скандалов». Пожилые люди, имея больше свободного времени в своем распоряжении, легко вступают в различные разговоры по поводу происходящих событий, особенно в наши времена с распространением телефонной связи. Начавшись иногда с невинных разговоров, клевета может разрастись до невиданных размеров.

Старицы должны вразумлять «молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается Слово Божие» (2:4-5). Пастор не несет ответственности за наставление всех всему. Это обязанность церкви, общины служить другим так, как предназначил Бог. Многие молодые женщины задаются вопросом, почему их дети так трудно поддаются дисциплине и с ними много хлопот. Корень этой проблемы состоит в том, что они никогда не бывают дома с детьми, научая их духовным принципам на всю их последующую жизнь. Благочестивая жена, исполняя свои главные обязанности, учит своих детей сама.