Нагорная проповедь-1

Добрый вечер друзья, братья и сестры, гости. В течение наших встреч, мы будем вместе с вами размышлять над Нагорной проповедью Иисуса Христа. К сожалению, все темы, которые Иисус затронул в Нагорной проповеди, мы с вами не успеем рассмотреть, но остановимся не столько на самых главных, сколько на самых любимых моих темах. Я очень люблю Нагорную проповедь всю, ну, вот какие-то моменты мне очень близки и дороги. А вот что это будут за темы, я вот специально не скажу. Придете – узнаете, а если не придете, тогда не узнаете. Сегодня мы остановимся вместе с вами на первых словах Нагорной проповеди Иисуса Христа. Многие из вас эти слова хорошо знают:

– Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Иисуса Христа, когда Он говорил Нагорную проповедь окружали люди, которые искали Царства Небесного. У каждого человека было свое представление о том, что же это за Царство Небесное. Вы знаете, вот в русских сказках есть представление о том, как в некоторых русских, с чем связано Царство Небесное. Помните сказку «По щучьему велению, по моему хотению»? Вот люди мечтают, чтоб было вот так: «По щучьему велению, по моему хотению». Вот рыбка там поймайся или что-нибудь, или печка пусть куда-нибудь поедет, на которой я сплю. Кто-то мечтает о Царстве Божьем, какие-то свои представления имеет. Но люди, которые окружали Христа, они тоже мечтали о Царстве – там, где нет смерти, там, где нет болезней, кто-то мечтал, что там не нужно работать, кто-то мечтал, что там будет много денег и улицы будут мощённые золотом. И они пришли послушать Иисуса, потому что раньше Он говорил: «покайтесь, приблизилось Царство». Они хотели знать, что же это за Царство. И мы пришли сегодня сюда, и я тоже, и у каждого из нас тоже есть, вот это вот жажда иной жизни, каждого из нас чего-то в нашей жизни не устраивает, и мы думаем:

– Вот если бы, вот это было – вот так бы было хорошо на душе.

Вот может быть вы сегодня уходили из дома, посмотрели на свою не очень хорошую дверь и подумали:

– Вот бы дверь поменять. Вот бы на душе было хорошо.

А кто-то посмотрел на стены своей квартиры и подумал:

– Мне бы вот обои, которые я позавчера видел на рынке, вот бы их наклеить – совсем другая бы жизнь была!

А кто-то подумал, уходил и подумал:

– Вот бы у соседа потолок обвалился – вот бы было хорошо! Чтоб знал.

Кто-то подумал о здоровье:

– Ну, вот бы не болеть уже столько. Вот бы было хорошо.

Кто-то подумал о том, что машину нужно поменять, или не поменять, а купить. Ну, у каждого из нас есть свои мечты, и мы мечтаем о мелочах, о маленьком, о большом, но мы мечтаем, мы думаем:

– Вот, было бы вот это, и вот это, и было бы так, или дети были послушнее, или бы здоровье, или чтобы они были рядышком, или еще что-нибудь – вот была бы жизнь, совсем другой!

Мечтаем, правда же? Иногда ловим даже себя на мечтах. Идешь по улице и вдруг начинаешь мечтать о чем-то: об отпуске, о лете, чтобы Иссык-куль был прямо в Бишкеке, обо всем можно мечтать. Так вот прежде чем мы пойдем дальше с вами, я бы хотел, чтобы мы сейчас с вами остановились, и как можете, только будьте честны, вот молча, сидя, поговорите с Богом о ваших мечтах. Я вас хочу попросить не быть высокопарными в мечтах:

– О Боже, я мечтаю, чтобы был спасён весь мир!

Нет, но может быть и такие мечты у вас есть, но поговорите вот об этих наших повседневных мечтах: о новой двери, о машине, ну, о потолке соседа не надо, чтобы он обвалился. Поговорите о здоровье, поговорите о ваших детях, о ваших мужьях, о вашим женах, о вашей работе, вот о чем вы мечтаете, благодаря чему, как вам кажется ваша жизнь, вот именно ваша жизнь станет лучше. Хорошо? И вот сейчас время, вот так тихо, сидя, не просто помечтайте, а поговорите о ваших мечтах с Богом, и я тоже поговорю. За каждой мечтает, доброй мечтой человека, стоит отблеск мечты о другой жизни – о Царстве Божьем. Может быть вы помните, в советское время, где-то в 90 годы, была популярная песня Александра Малинина «Мы ищем потерянный рай». И вот человеку свойственно искать потерянный рай. И даже когда в советское время нам говорили о строительстве коммунизма – это было выражение человеческой мечты о потерянном рае, люди хотели здесь в этом мире построить рай. Когда я клею новые обои в своей квартире или меняю дверь, я хочу создать хоть какой-то отблеск рая, пусть не везде, а хотя бы в своей квартире. Когда я хочу, чтобы мир был между мной и моей женой, между мной и моими детьми, я хочу покоя, гармонии. За этим стремлением к покою и гармонии стоит стремление вот к этому потерянному раю. И поэтому когда Иисус стал возвещать о том, что приблизилось Царство Небесное, каждый услышал в этом своё, и они пошли послушать Иисуса. Но Иисус не дает им обещание, как дают обещание политики, Он не говорит, что каждому Я дам то, чего он хочет. Иисус вообще ломает их представления о рае, о Царствии Небесном, и ломает их представления о способах достижения этого рая. Кто-то думает, что для достижения Царства Небесного, рая на земле, необходимо больше власти, кто-то думает, что необходимо больше денег, кто-то думает, что необходимо больше здоровья, а Иисус говорит:

– Для того чтобы тебе обрести рай, тебе необходимо быть нищим духом. Не власть тебе нужна, не здоровье тебе нужно, чтобы самые светлые твои мечты осуществились: ни власть, ни здоровье, ни деньги тебе нужны – ты нуждаешься в перевороте своего сердца, ты должен стать другим.

И вот здесь Иисус ставит человека перед таким неприятным для него фактом, потому что каждый человек склонен менять весь мир вокруг себя, но только не себя. Самый простой момент: очень часто когда родители воюют со своими детьми, маленькими или большими, они воюют за то, чтобы поменять своих детей, но очень часто родители, воюющие со своими детьми, не задумываются о том, что в первую очередь нужно поменяться им самим. Мы хотим менять всё вокруг себя, но мы не склонны менять себя, чтобы стать другими. И очень часто, из-за того что люди не хотят меняться сами, вокруг них не рай, а ад. И они борются с этим адом, они говорят:

– Я в аду, моя жизнь – полная разруха, у меня все неправильно, потому что мир такой, в котором я живу.

– А Иисус говорит: подожди, остановись. Поменяйся. До тех пор, пока ты не станешь другим, ничего у тебя не поменяется. Ничего!

Сейчас я вам расскажу одну историю, притчу, чтобы было понятнее. Я думаю, что вы и так поняли, но так, чтобы закрепить то, что я сказал. Есть такая мусульманская притча о черной Мимуне, так звали девушку. Один мусульманский святой, он долго молился, и однажды он услышал голос:

– Ты вообще не понимаешь, что такое истинная святость. Вот пойди в такое-то поселение, и поучись у черной Мимуны.

Он пошел в этом селение и стал спрашивать:

– Скажите, где мне найти черную Мимуну? Так звали девушку.

– Они говорят: а, это дурочка. Ну, там пойди, она пасет овец.

Он пошел за это селение и увидел черную Мимуну, которая сидела спокойно у дерева, вокруг нее паслись овцы и между этими овцами ходили волки, и они не трогали овец. И он сказал:

– Послушай, как у тебя так получается, что волки не поедают овец?

– Она посмотрела на него и сказала: ты знаешь, я улучшила свои отношения со Всевышним, а Всевышний улучшил отношения между волками и овцами.

Вы понимаете, с чего всё начинается. Я прихожу к Богу и говорю:

– Боже, мне вот это надо для полного счастья, и вот это, и еще, Господи, пожалуйста не забудь о том, мне это тоже надо для полного счастья.

– А Он говорит: подожди, для полного счастья тебе нужно другое сердце.

И вот Христос начинает общение с людьми, которые его окружают, именно с этого.

– Вы ищите Царства Небесного, вы хотите, чтобы ваша жизнь стала лучше? Так вот, вам надо обрести эту нищету духа.

И когда Он говорит: «Ты должен, тебе необходимо быть нищим духом», для человека, который слушает Иисуса в то время или слушал Иисуса в то время, для него это было просто невообразимым вызовом!

– Как? Нищим?!

Некоторые версии Евангелий говорят: «Блаженны нищие». Просто нищие, без «нищих духом». Это был страшный вызов для человека, потому что в Ветхом Завете говорится о том, что тот человек, который ходит в завете с Богом, он неизбежно должен быть богатым. Благословения и проклятия завета, описанные в Книге Второзаконие говорит о том, что если ты будешь с Богом и ты будешь ходить по Его путям, ты будешь богатым. И люди читали однозначно эти слова, и они применяли их к себе, и считали окей. Если у нас всё с Богом будет хорошо, значит я богат. Поэтому, когда они смотрели на богатого человека, они говорили:

– Если он богат, значит у него с Богом хорошо, всё хорошо, а если ты беден, то у тебя с Богом непорядок. Всевышний должен благословить тебя, если ты хочешь Его путями. А если ты не благословен, а благословения измерялось богатством, значит у тебя проблемы.

А Христос говорит:

– Блажен тот, кто нищий. Блажен тот, кто находится на дне. Блаженны неудачники. Не успешные блаженны, а блаженны неудачники.

И вот тут люди слушают Иисуса и говорят:

– Как? Почему тогда, когда я нищий духом, вот тогда ко мне ближе всего Царство Небесное? Не тогда, когда у меня есть всё, а тогда, когда у меня ничего нет, ко мне ближе Царство Небесное?

– А потому что тогда, когда ты неудачник, тогда, когда ты пустой, когда у тебя всё не клеится, вот именно в такие моменты вот этой пустоты, Бог может тебе дать всё, Он может заполнить твою пустоту.

Есть у Августина такие замечательные слова: «Бог дает там, где находит пустые руки». Бог дает там, где находит пустые руки, не те руки, которые полны чем-то, а находит пустые руки. Вот тогда Он может тебе что-то дать. И вот для человека, вот для меня тоже, для меня вот эти моменты, когда у тебя ничего нет и ты реально понимаешь, что у тебя ничего нет, вот в эти моменты они невыносимые, когда мы чувствуем, что мы пусты, нам плохо, мы хотим сами заполнить эту пустоту. Я сейчас говорю не только о духовной пустоте. Послушайте, когда вы чувствуете, что еще 10 дней до зарплаты, а денег уже нет, как вы себя чувствуете?

– А-а-а-а, у меня ничего нет! Как я буду жить завтра?

Ну, может быть вы такое испытывали уже?

–У меня ничего нет! Что я буду делать? Я пустой! Кошелек мой пустой.

И нам очень неудобно переносить вот эти моменты, когда у нас ничего нет, когда мы терпим в чем-то неудачу. Мы хотим чувствовать себя в этом мире значимыми, что-то стоящими, благодаря каким-то достоинствам или ресурсам, которыми мы обладаем. Но когда мы этим обладаем, мы тогда закрыты для Царства Божьего. Вот давайте, я вам еще один пример приведу. У меня много таких примеров, ну, вот самый простой, не простой, но жизненный. Когда-то в советское время, мой отец был главный инженер треста, начальник, и он хотел маму лишить материнства, тогда была такая практика. И в нашей общине, где мы жили, была одна женщина, у которой муж был офицер, когда она пришла в церковь, он лишил ее материнства, забрал двух дочерей, она не имела право до совершеннолетия с ними встречаться, еще платила алименты. Это была жизнь. Те, кто есть из советского времени, они знают, что такое было быть верующим в советское время. И отец сказал:

– Я тебя лишу материнства. Я это сделаю.

И у него была вся власть и все возможности. Я помню, когда мне было лет семь, как мама меня учила:

– Если тебя заберут, если, например, тебя отдадут в детдом, как тебе бежать, что мне надо было говорить проводнику поезда, что мне надо было говорить водителю автобуса.

Она не знала, куда меня могут отправить, чтобы забрать. Она даже пыталась меня, как бы на время своему дяде, он был начальник Суворовского училища в Киеве, отправить к дяде, чтобы я там был, чтобы каким-то образом меня спасти. И она говорит: «вот наступил момент, это вечер, когда на следующий день отец должен был пойти в суд, там комиссия по делам несовершеннолетних, и решать эти вопросы». Вот утром он должен был пойти, и она говорит:

– Я поняла, что у меня нет никаких возможностей для того, чтобы тебя оставить с собой.

И вот она говорит:

– Та ночь была особенной ночью. У меня не было никаких ресурсов. Ничего, благодаря чему я могла быть тебя удержать. Я была нищей, и я молилась тогда по-особенному.

Вы понимаете, когда у тебя нет никакой почвы под ногами, ты совершенно по-другому молишься. И вот это тот момент, это был момент её нищеты. На следующий день он пошел, вечером вернулся, удивленный и говорит:

– Я не понимаю. Но везде, куда я не пошел, мне сказали, что нет оснований для того, чтобы лишить материнства.

Вы понимаете, тогда, когда ты находишься на самом дне, именно в такие моменты Бог может открыться тебе так, как никогда в твоей жизни. Я, может быть вы, я так устроен, что я не хочу находиться на дне, потому что там, когда у тебя нет никакой опоры под ногами, никаких твоих ресурсов в том, чтобы ты мог надеяться. Это же отчаянное состояние, и ты не хочешь его переживать. И каждый из нас пытается в своей жизни помимо Бога, еще какие-то для себя запасные придумать. А Христос говорит:

– Нет, ты так никогда не переживешь полноты блаженства, ты не можешь в этом мире за что-то держаться и потом еще чуть-чуть за Меня, или за Меня и еще чуть-чуть за что-то.

Нет! Бог находит там, где находит пустые руки. Там, где уже ничего нет. Поэтому, когда Иисус говорит о блаженстве нищеты, Он не говорит, что это то состояние, в которое ты должен вогнать сам себя. Знаете, есть люди, пытаются сами себя вот так настраивать: «я нищий, я нищий, я нищий, я нищий». Потом кто-то подходит к тебе говорит:

– Слушай, ты вообще ничто.

– Что?! Я тебе сейчас докажу, что я что-то значу!

Понимаете, когда ты сам себя в это состояние вгоняешь, сам себя настраиваешь:

– Я, Боже, буду блаженным нищим.

И я сам себя настраиваю, то это искусственная нищета. А есть настоящая нищета, и в эту настоящую нищета духа, в осознание этой настоящей нищеты духа, может привести тебя только Господь. Сам ты туда не попадешь никогда. Единственное, что ты можешь сделать, это вот принять это действие Божье в твоей жизни или не принять это действие Божье в жизни. Действие, ведущее тебя к нищете. Вот послушайте. Вы любите, вообще, переживать в жизни неудачи? Я не люблю. И я пытаюсь свою жизнь оградить от всяческих неудач. А, вообще, можно оградить свою жизнь от всяческих неудач? Нет. А что происходит, когда все-таки какие-то неудачи врываются в нашу жизнь, как мы себя ведем? Мы начинаем спасать себя. Что мы еще делаем? Мы начинаем или еще обвиняем сами себя, если причина неудачи являешься ты сам, ты говоришь, ну, называешь себя определенными словами и говоришь: «как ты такой-сякой мог это допустить? «Вот ты», ну, я не буду говорить кто, но мы сами себя соответствующими словами называем. Если же причиной наших неудач является кто-то другой, то конечно же мы обвиняем его. Знаете, вот иногда мужьям очень нужны жены. Для чего? Вот, мои студенты бывшие смеются. Знают, для чего. Чтобы обвинять жен. Помните:

– Жена, которую Ты мне дал.

Помните, да?

– Змей, которого Ты сотворил.

Мы всегда кого-то обвиняем, а иногда мы обвиняем самого Бога. Мы говорим:

– Из-за Тебя. Ты это, Боже, допустил.

Так вот, когда мы попадаем в ситуацию неудачи, любой неудачи, по нашей вине, по чужой вине, или вообще непонятно по чьей вине, но ты оказался в ситуации неудачи, Христос говорит:

– Вот в этот момент, ты блаженнее всего. Когда у тебя почва ушла из-под ног, вот в этот момент ты блаженнее всего.

И очень важно, что мы делаем в тот момент, когда мы оказываемся вот в неудаче. Что мы делаем? Или обвиняем кого-то, или обвиняем других, или обвиняем Бога, или обвиняем себя. Мы обычно в неудаче кого-то виним. Мы говорим:

– Эта страна, тут всегда так.

Да? И мы начинаем думать, как бы быстрее отсюда куда-нибудь. Мы думаем, что в другой стране такого не будет. А вот когда ты оказался в ситуации неудачи, ты можешь на неё отреагировать правильно, ты можешь понять, что это тот момент, когда Бог тебя ведет к нищете духа, и сказать:

– Боже, я хочу, чтобы это неудача приблизила меня к Твоему Царствию.

Вот смотрите, ты можешь обвинять, а можешь сказать:

– Господи, это уникальный шанс для того, чтобы Царство Твое в моей жизни стало ближе.

Запомните, неудач у верующих людей не бывает случайных. Случайности могут быть, язычники только думают, что в их жизни бывают случайности. Даже если неудача произошла по твоей глупости. Вы знаете, сколько неудач происходило по моей глупости, ну, в моей жизни? Даже если по нашей глупости, по-нашему неразумию, в нашей жизни происходят неудача – это уникальный шанс пережить блаженство нищеты духа. Но только тогда, когда я говорю себе:

– Я не обвиняю: ни себя, ни кого-то другого, ни Тебя Боже. Я хочу и в этой ситуации узнать Тебя лучше.

Многие люди годами живут духом обвинения в своих неудачах, они обвиняют других кого-то годами, не то что, ты в один момент там переживаешь остро, обвиняешь кого-то. Можно годами кого-то обвинять. Когда ты живешь духом обвинения, ты никогда не переживешь блаженство нищеты духа.

Вы уже совсем устали или чуть-чуть? Я ж понимаю, что многие из вас сегодня работали, и я понимаю, что значит для вас было прийти сюда. Поэтому я не хочу вас утомить настолько, чтобы завтра вы уже не пришли.

В моей жизни было много проблем, и много неудач. Пару лет назад я был в Германии, я историю расскажу. Германия – это не Киргизия, и даже не Россия. Да, там всё спокойно, всё хорошо, всё правильно. Я провел в одной общине Евангельскую программу, вот примерно как у вас, и мы приехали с пастором в воскресенье утром в Дюссельдорф, мне надо было ехать в Берлин, там тоже проводить программу. У меня была большая сумка и маленькая сумка. Мы приехали на железнодорожный вокзал, мы опоздали, надо было поменять билет, я большую сумку поставил вот рядом так, вот здесь, а там же кассы не такие как у нас, там подходишь в такой зал красивый и мягкие диваны, ты берешь номерок, и когда над кассиром загорелся твой номер, ты к нему подходишь, за тобой нет никакой очереди, ничего, и как бы берешь билет. Пастор, мой вдруг, он спрашивает у кассира там по билету, он говорит: «надо доплатить немножко». Я из сумки своей достаю свои деньги, даю ему, спрашиваю, когда поезд будет, когда я оглядываюсь, сумки уже нет. А вы думаете Киргизия? Это Германия. А сумки уже нет. А в сумке русский внутренний паспорт, загранпаспорт с визой, все деньги, ноутбук с диссертацией, ну, в общем всё. И вот я в Германии без документов, без ничего. И вот это состояние неудачи:

– А-а-а-а-а, Боже!

Конечно, на первых порах я сказал:

– Лисичный, ты овца мужского рода! Сам себе. Ты куда смотрел?

Первая моя реакция – это обвинение себя. И мы ходили с моим другом по вокзалу, заглядывали во все закутки, я ж думаю, я же доказать не могу, что я, это я, у меня нет никакого документа в другой стране! Вы понимаете, я вот вспоминаю себя в тот момент, я думаю, вот да, это чисто по-человечески отреагировал. Но, ведь в моей жизни это Бог допустил, и Он допустил это не для того, чтобы я назвал себя определенными словами, Он допустил это для того, чтобы я что-то понял, Он допустил, чтобы я в этой ситуации понял, что вот сейчас, когда у тебя нет ни документов, ни денег, ничего нет – у тебя остается только Господь. И вот этот момент, когда у тебя остается реально только Господь, вот тогда, хотя это для нас неприятно, ты по-настоящему блаженный. Поэтому, когда Иисус говорит: «Блаженны нищие духом», Он призывает своих последователей, Он не обещает своим детям, что у них жизнь будет без проблем, без неудач, без боли. Он говорит:

– Если вы последуете за Мной, у вас всё это будет: и проблемы, и неудачи и боль в вашей жизни будет, всё это в вашей жизни будет, но во всем этом Я буду открываться вам так, как никогда раньше. И вы будете переживать эту полноту и радость Царства Небесного.

Я не буду сейчас всех подробностей рассказывать этой истории, но она закончилась, правда, хорошо, и абсолютно неожиданно. Не в этом суть, я просто в тот момент, когда ходил по вокзалу, я понимаю и искал свою сумку. Мы её не нашли, там по-другому всё получилось. Но самое главное не это, самое главное, что я вспоминаю, как от бунта, от обвинения себя, Бог приводил меня к этому смирению. И итоговая молитва у меня была такой:

– Господи, моя сумка уже не найдется. Я не прошу тебя: «верни мне сумку и документы». Боже, я хочу в этой ситуации, первое: не бунтовать, не роптать, не на себя, не на кого-то другого, не на Тебя. Это первое, ну, убери из моего сердца дух бунта. Это первое, и второе: Господи, я хочу в этой ситуации, вот в этом, в чем я оказался, я хочу узнать Тебя.

И Бог ответил на мою молитву. Понимаете, когда ты нищий духом, молись не о том, чтобы Господь вернул тебе утраченное. Молись о том, чтобы в этой ситуации нищеты, Бог открылся тебе еще больше. И вот на такую молитву, на такую просьбу Он ответит. И ты переживешь это гармонию Царства Божьего, Божьего владычества над твоей жизнью, даже если у тебя не будет ни документов, ни денег, ни здоровья, ничего не будет. Потому что радость и полнота нашей жизни в этом мире не зависит от количества денег, от количества здоровья, от количества чего там еще, работы и всего остального, и даже не от той страны, в которой ты живешь. Не от места жительства, можно быть в Америке или в Германии, и быть глубоко несчастным человеком, имея всё. Но теперь пойдем дальше. Но самые большие неудачи в нашей жизни случаются не тогда, когда меня обворовали, мы переживаем нашу нищету вот в нашем мире, мы больше всего переживаем нищету духа в человеческих взаимоотношениях. Я часто своим студентам рассказываю пример. Когда моей младшей дочери было три годика, мы молимся вместе, я говорю:

– Анечка, помолись.

– Она говорит: папа, а я не хочу молиться.

И я всё.

– А-а-а-а! Да, преподаватель духовной академии, да, доктор богословия, да, пастор со стажем.

А мой ребенок говорит: «я не хочу молиться». И я понимаю, что я не могу ее заставить молиться. Нет, я могу ее заставить помолиться, но это же не будет молитва. Правильно? Какая же это молитва, если она под давлением. Но ребенок помолится, как бы помолится, но это же не будет от её сердца молитва. Я не могу, я понимаю, что не честно будет ей манипулировать, чтобы она помолилась, потому что это тоже будет неправильно, и я понимаю, что я вот сейчас перед своим ребенком, в самом главном я абсолютно бессилен. Я ничего не могу сделать, чтобы мой ребенок помолился. Единственное, что я могу – это в своей отцовской нищете прийти к Богу, и сказать:

– А-а-а, Боже! Я ж не знаю, что мне делать! Я не могу сделать так, чтобы она помолилась. Господи, Ты это сделай с моим ребенком, а я не могу.

И вот ты нищий духом. Тоже самое происходит в наших человеческих отношениях, в семьях во многих сегодня возникают огромные проблемы, даже в семьях, которые называют себя христианскими. Всё идет вверх тормашками. И ты вдруг понимаешь, что ты, у тебя нет мужа например, или жена, вы можете понять, что у тебя нет никаких ресурсов для того, чтобы сделать так, чтобы близкий человек, он понял тебя, он полюбил тебя, он поддержал тебя. Иногда в семьях как получается: жена видит, как муж систематически ее игнорирует в каких-то важнейших её потребностях. Что она только делает. Вот это уже ни нищета духа. Она действует примерно так: «я ему сейчас закачу скандал, так он сразу меня полюбит!» Я конечно упрощаю, но примерно так это бывает. А муж в ответ: «она меня поймет. Я вот сейчас выйду, как бахну по двери входной, чтоб штукатурка посыпалась, вот тогда она меня поймет наконец-то». Это же безумие, когда ты видишь, что близкий человек тебя в чем-то не понимает, в чем-то тебя игнорирует, где-то не проявляет той любви, которую ты ждешь, того внимания, которое ты ждешь. Ты же не можешь этого добиться своими силами! До тех пор, пока ты не признаешь, что твои отношения в семье держатся, взаимопонимание, любовь, принятие, доброта держится исключительно по Божьей благодати, не по твоим скандалам, не по твоим манипуляциям, а только по Божьей благодати. Вот когда ты придешь к Богу и скажешь:

– А-а-а-а, Боже, да я ж не знаю, что моему мужу. Он вот. Я не знаю, что с ним делать. Боже, ты поверни его сердце!

Вот когда ты так приходишь, тогда ты переживаешь вот это вот блаженство Божьего Царства, блаженство нищеты, когда ты, засучив рукава берешься регулировать там в человеческих отношениях, где все очень сложно, ты делаешь еще хуже.

Ну, и последнее. Мы даже сами с собой справиться не можем. И многие верующие люди посещают один, другой, третий семинар, где им обещают, что они научатся контролировать тот хаос, который они полны сами. Ещё один семинар, еще одна проповедь, еще одна программа, и может быть наконец-то я научусь совладать с самим собой. И мы даже многие святые вещи начинаем использовать для контроля над своим хаосом, забывая, что это не в нашей власти. Самое простое, вы утром почитали Библию, помолились, вот такое спокойное время, у вас было хорошее время с Богом, а в обед вы накричали на своих детей, например, или на свою жену. Вы сорвались снова в раздражении, в гневе. Вы ловили себя на этой мысли. Какой смысл читать Библию, молиться, и вот это всё делать, если все равно во мне ничего не меняется? А что за этим стоит, что ты используешь молитву, чтение Библии, служение. Для того чтобы вот этим всем проконтролировать свой хаос, свой непорядок. Только Бог это может сделать, ты это не можешь сделать. И Бог каждого из нас приводит к тому, что мы даже над самими собой не властны. Вот когда ты стоишь в отчаянии, понимая, что сам с собой, не то, что с мужем или с детьми, ты сам с собой справиться не можешь, у тебя нет никаких способов с самим собой совладать – вот эти моменты, это замечательный момент. И Бог так действует. Вот в последнее время Он так будет действовать со своей церковью, приводя своих детей к этой нищете. Вспомните, Книга Откровение 3 глава: Иисус обращается к Лаодикийской церкви, и вы помните, в чем основная Его претензия к Лаодикийской церкви?

– Ты думаешь, что ты богат, разбогател и ни в чем не имеют нужды.

А дальше Он говорит:

– А не знаешь, что ты нищ, слеп, наг.

А потом Он говорит, 18 стих 3 главы:

– Советую купить у Меня золото огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей и глазною мазью помажь глаза свои, чтобы видеть.

Вы помните, что это за символы чего? Золото, огнем очищенное это что? Вера, действующая любовью. Белая одежда? Праведность. Глазная мазь? Полнота Святого Духа. И вот Христос говорит:

– Ну, ты думаешь, что ты богат? Да? Ты богат? Ты думаешь, что у тебя есть ресурсы? А ты можешь имея всё, все свои богатства, своим богатством обрести веру, действующую любовью? Можешь праведность обрести? Можешь ты полноту Святого Духа, можешь это получить сам, исходя из своих ресурсов?

И Христос этими словами ставит человека перед вызовом:

– Ну, что? У тебя, вот у тебя?

Он приходит ко мне и говорит:

– Лисичный, что у тебя есть? Какие у тебя средства есть, для того, чтобы вот это все обрести? Есть у тебя что-то?

– Я говорю: есть, Боже! Завтра я на часик больше помолюсь, так вот возьму себя в руки, и ты увидишь как зубную пасту из тюбика, из себя выдавлю «веру, действующую любовью». Могу.

– Он говорит: можешь? Ну, давай.

И в итоге, Лисичный приходит к тому, что понимает: ничего, ничего ты не можешь! Я не могу, исходя из самого себя жить праведно. Не могу. Я не могу управлять Духом Святым, и заставить Духа Божьего быть в моей жизни больше! Я не могу верить так, как нужно! Я сам не могу! И вот к этому «не могу», иногда мы идем годы. Подумайте, вот сейчас о тех людях, которых вы до сих пор не можете простить. Подумайте о тех людях, вот вы приходите в церковь на богослужение, вы думаете:

– Да, ну, хорошо. Так, вот он есть или она, ну, лучше чтоб конечно их где-нибудь, куда-нибудь они эмигрировали. Не, я его люблю. Знаете, как мы говорим: «я его люблю этого человека, только в Новый Иерусалим мы разными воротами войдем, и я надеюсь, что Новый Иерусалим будет настолько большим, что мы в течение вечности мы там не пересечемся». Но я его люблю. Я люблю, я даже могу улыбнуться и сказать: «как дела?», а в глубине души его терпеть не могу.

Так вот Иисус нас ставит перед фактом:

– Смотри, вот этого человека ты любить не можешь. Да, он может быть очень несовершенный человек, но ты же его любить не можешь, и ты не можешь себя заставить его любить, ты его простить не можешь. Можешь? Не можешь. Ну, ты ж богат, ты много прочитал, ты Библию наизусть знаешь, ты в служении участвуешь, у тебя все есть, ты настоящая Лаодикия, а вот этого человека ты полюбить не можешь, и поэтому всё твое богатство – это грош ему цена, потому что самого главного, ты не простить по нормальному не можешь, не любить по нормальному не можешь, не служить по нормальному не можешь, у тебя этого нет, Я тебе только могу это дать. И всё. Каким бы ты богатым не был, у тебя нет ресурсов для того, чтобы получить в своей жизни самое главное – Царство Небесное.

Вы знаете, я не хотел бы, чтобы вы ушли сегодня отсюда в состоянии депрессии: «я ничего не могу». Вопрос не в этом. Я хотел бы, чтобы вы помнили, вот в те моменты, когда вы кричите от боли, от осознания того, что вы ничего не можете, когда вы понимаете, что вы ни любить не можете хорошо, ни прощать не можете, ни служить по-настоящему не можете, ни праведными по-настоящему быть не можете, вот в эти моменты, если вы не ропщите, если вы не бунтуете, если вы меня обвиняете, Бог может сделать с вашей жизнью то, что вы сами для себя сделать не можете. Помолитесь об отношениях ваших, о семьях ваших, о мужьях ваших, с которыми вы не можете совладать, о жёнах ваших, которые отбиваются от рук, о детях ваших, которые непослушны, о неудачах ваших, которые донимают вас, о проблемах ваших, которые тянутся годами. Помолитесь, поблагодарите Бога, и попросите, чтобы в вашей нищете, именно в вашей нищете, в той нищете, в которой вы находитесь, Бог явил полноту Своего Царства. И Он сделает это.

Я закончу сейчас еще одной историей. Когда-то я недалеко от Заокска, умирала одна молодая женщина. Ей было где-то 32 года, у нее был рак, последняя стадия. Над ней поиздевался, она очень простым, добрым человеком была, вышла замуж за хитрого мужа, недоброго мужа, который обманул её, выманил у нее квартиру, развелся, нашел другую женщину, выгнал её из квартиры, которая принадлежала ей. Она вернулась к маме и заболела раком. Вот она же была неудачницей, понимаете? Несчастье в этой жизни не пережила, только обман, и не пожила ещё, каких-то 32 года и она уже умирает от рака, и лечить ее уже невозможно было. Она уже была приговорена к смерти. Мы с пресвитером приезжали к ней два раза в неделю, это километров 60 от Заокска, приезжали к ней проведать, помолиться. И однажды мы приехали к ней, ей было уже совсем плохо, она уже сидеть не могла, она вышла из комнаты к нам, ей было очень тяжело, мы посмотрели на эту ситуацию и чуть-чуть только поговорили, и сказали: «давайте мы помолимся, и поедем». И помолилась её сестра, помолились её мама, пресвитер помолился, я помолился, потом стала молиться она. И она молилась, я никогда не забуду эту молитву:

– Боже, я благодарю Тебя.

И она благодарила и благодарила. В её молитве не было ни слова жалости, ни слова обиды, ропота, бунта. И она была полна благодарности, она остановилась, и я думал, что она не может сказать «аминь», пауза вот такая была, её химиотерапия сожгла, слизистую оболочку носоглотки, и она попросила воды, она попила воды и дальше продолжила благодарить. Мы уехали из этого дома совсем другими. Буквально через несколько дней она умерла. По-человечески, её жизнь была неудачной, но вы знаете, в глазах Божиих это было невероятно успешная жизнь, потому что, вот тогда, когда она так молилась и благодарила, полнота Царства Божьего в её нищете пребывала в её жизни. Она была нищей, она была без здоровья, она была неудачницей, но она в своей нищете пришла к Отцу, и Он дал ей вот эту глазную мазь – полноту Духа, Он дал ей веру, действующую любовью, Он дал ей праведность, она ни на кого не обижалась, она всех простила, она всех приняла, она была чиста перед Богом. Но это праведность, полнота Духа, полнота любви была в её жизни, не потому что она сама к этому пришла, в её нищете Бог подарил ей всё это. И вам тоже может подарить это тогда, когда вы будете на своем дне. Не бойтесь, на каком бы дне вы не были, Бог с вами. Только не бунтуйте, только не ропщите, только не обвиняйте. Просите, чтобы он был открыл Свою полноту славы в том положении, в котором вы находитесь.