Библиотека soteria.ru
Сборник проповедей Лисичного
Александр Лисичный
Дата публикации: 11.08.18 Просмотров: 16011 Все тексты автора Александр Лисичный
Молитва неудачника
Как-то у Льва Толстого спросили: что, он хотел сказать, по-моему, своим романом «Анна Каренина»? И он, немного задумавшись, ответил: «для того, чтобы объяснить, что я хотел сказать этим романом, мне нужно написать этот роман еще раз». Не один комментарий, ни одно толкование, никогда до конца не сможет исчерпать художественное произведение. Я думаю, если бы мы спросили у апостола Иоанна: «что он хотел сказать Книгой Откровение?» Он ответил бы, наверное, тоже самое. Для того чтобы сказать, что я хотел этим сказать, мне нужно написать Книгу Откровение еще раз. Сегодня существует очень много толкований Книги Откровение, даже внутри нашей церкви. Иногда они в чем-то не согласуются между собой, иногда приверженцы одной версии толкования обвиняют приверженцев другой версии толкования в ереси. Поэтому сегодня, размышляя над Книгой Откровение, делясь своими размышлениями очень легко быть причисленными к лику еретиков. Но это не значит, что над Книгой Откровение размышлять не нужно, это не значит, что её читать не нужно, потому что тот, кто читает, так написано: «Блажен». И я тоже читаю Книгу Откровение, я не пытаюсь в Книге Откровение найти легкие ответы в отношении ближайших событий нашей истории. Мне интересно, что это значит для меня сейчас. И вот сегодня мы обратимся вместе с вами к шестой главе Книги Откровение к эпизоду снятии пятой печати. Итак, Книга Откровение 6 глава, начиная с 9 стиха:
«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число».
Вот, это эпизод снятия пятой печати, как он описан апостолом Иоанном в Книге Откровение. Однажды когда я читал эти слова, меня потрясла одна, на мой взгляд, немаловажная деталь. Здесь представлены слова людей, которые с человеческой точки зрения, их молитва, которая с человеческой точки зрения, являются проигравшими, они полные неудачники, вот эти вот, которые взывают к Господу с воплем «доколе». Ведь их слова, которые мы читаем в эпизоде снятия пятой печати, это слова не прижизненной молитвы. При жизни эти люди, которые несли Слово Божие и свидетельство, которое они имели, при жизни они получили только одно – они получили мученическую смерть, и больше ничего. Они вполне вероятно были оболганы, и с ними была совершена чудовищная несправедливость, и в итоге они были убиты, и никто после их смерти не говорил: «какие они великие люди», и вполне возможно монументальных памятников над их надгробием поставлено не было. Может быть, когда Иоанн писал эти слова, в первую очередь он имел ввиду тех христиан, которые уже пострадали во время гонений, тех христиан, которые пострадали во время гонений, обрушившихся на христиан в Риме, во времена Нерона. И вы помните, что они были абсолютно несправедливо обвинены в том, что именно они сожгли Рим, хотя это не они сделали, но они это доказать никак не могли. И вполне возможно, толпа, когда они умирали, рукоплескала и говорила: «Так им и надо этим преступникам!» Они ушли из этой жизни неоправданные, неоплаканные. Многие из них ушли из этой жизни обвиненные, оболганные и память о них, среди живущих не была хорошей. Иоанн показывает другую сторону, ту сторону, которая после смерти, и мы понимаем, мы все понимаем, что здесь не говорится о реальном диалоге бессмертных душ с Богом. Книга Откровение достаточно глубоко символическая книга, и Иоанн здесь пытается представить другую сторону. Но когда мы смотрим с точки зрения человеческой жизни, Иоанн говорит о людях, которые были максимально неуспешны в своих молитвах, они были максимально не успешны в своем выборе, потому что они последовали за Богом, они отдали Ему свою жизнь, они отдали Ему самые лучшее, а в итоге их молитва о справедливости здесь при жизни, об избавлении здесь при жизни, их молитва услышана не была. И вот когда я читал эти слова, я подумал о других людях, не только о мучениках, о многих других христианах, которые молились Богу об избавлении, о помощи, об участии в их жизни, но они не получили никакого ответа. Мы конечно же больше любим прекрасные свидетельства о чудесных ответах Божьих на наши молитвы – это вдохновляет. И вот таких служения, где люди делятся ответами на молитвы, они действительно восхищают нас, и нам хочется верить такому Богу и следовать за Ним. Но я думаю, если вам однажды провели служение, где мы бы делились опытами не отвеченных молитв, нам бы тоже было, что рассказать. В моей практике есть молитвы елеепомазания, после которых люди, больные раком получали исцеление. Но в моей практике есть молитвы елеепомазания, после которых люди, больные раком умирали. В нашей практике есть свидетельства о молитвах, когда мы молились и получали Божий ответ, и мы говорили: «Аллилуйя, велик Господь!» И это правда. Ну, есть же моменты в нашей жизни, когда мы молились, а все было не так, и мы не могли понять Бога, почему всё не так. Ведь правильно, даже с точки зрения Божьей, было бы чтобы было все вот так, как мы молились, а всё было не так. И иногда христиане годами молятся о справедливости, об избавлении, о помощи – и ничего не получают. Иногда для таких христиан слова о чудесных Божьих деяниях звучат как издевательство, а не как поддержка. Я читал эти слова и вспоминал своих друзей в Германии – Роберта, который с 6 или 7 лет, у него развилось генетическое заболевание, я сейчас не могу сказать медицинское название этого заболевания, когда мышцы начинают терять тонус. И вдруг этот мальчишка, который бегал, играл в футбол, играл в прятки, вдруг он потерял способность к движению, потом он оказался в инвалидной коляске, и в течение последующих долгих лет, по моему 36 лет, этот Роберт медленно умирал, потому что мышцы переставали все меньше и меньше держали его тело, и когда мышцы перестали удерживать ребра, объем легких все больше и больше сокращался, в итоге этот Роберт умер от удушья. А лет 10 назад, его близнец брат, на его глазах также умер. А их родители богобоязнейшие люди, которые все время молились. Но Роберт умер. Мне довелось познакомиться с ним при его жизни. Это был удивительный человек. Это был глубоко верующий человек. За год или полтора до смерти, я познакомился с ним, потом мне довелось его хоронить. Родители, которые потеряли двух сыновей вот так, ведь они молились, а они ничего не получили в ответ на свою молитву. И вот Иоанн, описывая эпизод снятия пятой печати, он говорит о тех людях, которые при жизни в ответ на свою молитву, в ответ на свою посвященность Богу, они получили в ответ смерть, и больше ничего. И большинство из них никакой славы человеческой, никакого человеческого оправдания, ничего не получили. Но снятие пятой печати показывает, что со смертью, на самом деле еще ничего не заканчивается. Эти люди, с точки зрения человеческой, обычного человека – бесцельно, бессмысленно прожитая жизнь. Она имеет смысл, как жизнь Авеля, кровь которого вопияла от земли, хотя Авель заплатил за свою верность Богу тоже смертью. Послушайте, мы иногда говорим:
– Но да, это потом. Но ведь, потом Авель получит свою награду, потом эти люди получат свою награду, но ведь самое ценное что есть здесь у человека – это жизнь, и Авель, в отличии от нас, мог бы прожить ни каких-то 80 лет, а может быть и 900, и не такой земле, на которой мы живем, а на земле намного лучшей. А он за свою верность поплатился смертью. Люди, которые последовали за Иисусом и несли Его свидетельство, за свою верность поплатились смертью. Иоанн показывает: есть другое, вот это смерть она звучит в сердце Божьем, это смерть действительно несправедлива, но она звучит в сердце Божьем, вот этим вот вопросом: «доколе?» Для Бога не отомщенная несправедливость, не восстановленная справедливость в этом мире, она никуда не уходит. Библия представляет Бога как Судью Праведного. Вот об этом говорит пятая печать – Бог Судья Праведный, даже если мы при жизни не видим Его праведных судов, это еще ничего не значит. В сердце Судьи Праведного сохраняется любая несправедливость. Судья Праведный, Творец всей Вселенной Он хранит в себе любую несправедливость, и Он в свое время, Он будет восстанавливать справедливость. Он может перед живущими не объясняться, почему справедливость не восстанавливается в них, прямо сейчас, когда была совершена несправедливость, чего бы мы очень хотели. Нам хочется такого Бога, который бы здесь и сейчас при совершении несправедливости восстанавливал справедливость. Нам хочется такого Бога, который сразу же показал: «посмотри, вот это жертвенная смерть имеет вот такой высочайшей смысл». Но очень часто ни справедливости, никакого-то высочайшего смысла здесь и сейчас мы не видим. Но Иоанн говорит: «это еще не значит, что справедливость и высший смысл Богом не будут восстановлены». Поэтому, когда вот звучит этот горестный вопль: «Боже, доколе?», Господь отвечает всякому, кто обращается к Нему с этим горестным воплем «доколе»:
– У Меня есть свои планы. У Меня есть своё видение человеческой истории и отдельной человеческой жизни. У меня есть своё видение. Это видение не ваше, это только в сказках: добрый герой рано или поздно, но он побеждает. Это только в красивых боевиках: главный герой, который понёс какой-то урон, он потом идет и мстит своим обидчикам. И мы смотрим такой боевик, и мы говорим: «Да! Вот, так и надо! Так хорошо! Вот отмщение свершилось!»Но Божья история – это не боевик, снятый режиссером. Божья история протекает иногда совершенно по другим правилам. Поэтому Господь говорит:
– Я восстанавливаю смысл. Я восстанавливаю справедливость тогда и как Мне угодно, а не тогда и как угодно вам.
И вот этот период, нам невероятно тяжело ждать. Я вспоминаю одну историю, когда я был еще маленьким и отец хотел забрать меня, маму лишить материнства. Это было реально, потому что в нашей общине была женщина. Когда она стала адвентистской, её муж лишил её родительских прав, забрал двоих дочерей, она не могла встречаться с ним и до совершеннолетия, и более того, она еще платила алименты. Я представляю, сколько это женщина говорила:
– Господи! Доколе? Где справедливость?
Вы представьте себе материнские сердце! Что она испытывала? Сколько она молилась? А алименты каждый месяц платила и каждый месяц она не могла даже подумать о том, чтобы встретиться со своими дочерьми. И вот таким людям, у которых нет ответа здесь, которые не видят восстановления Божьей правды, в пятой печати Господь дает ответ:
– Я слышу. Я слышу ваш горестный вопль «доколе?» Я знаю ваше непонимание. Я знаю вашу растерянность. Я знаю всё. У меня свое время.
И если мы читаем дальше Книгу Откровение при снятии 7 печати, там Иоанн говорит о том, как молитвы святых достигают престола Господня, и как Божьи суды уже здесь начинают обрушиваться на нечестивых. Где-то, кто умерли они же этого не видят. Бог в свое время, в этом мире частично восстанавливает справедливость, не полностью. Полное восстановление справедливости будет только тогда, когда Он придет. Но люди, которые несправедливы были умерщвлены, они-то этого уже не видят. Одно только говорит Иоанн, что получают эти люди, обратите внимание, они получают одежды белые, и Иоанн говорит о том, что эти люди получают оправдание не здесь в этом мире. Люди, которые живут здесь, могут никогда не понять их жертву. Они получают оправдание на небесах. Господь говорит:
– В Моих глазах ваша смерть – это смерть победителей. С точки зрения окружающих людей вы полностью проигравшие, но в Моих глазах – вы победители, поэтому вы получаете одежды белые. И второй момент. Я медлю, потому что те, кто живы, ваши братья должны дойти до полноты.
Вот другая версия: не дополнят число, а должны дойти до полноты. Те кто живы, должны пройти через такую же несправедливость, для того чтобы их характер, стал таким же, каким он стал у вас.
– Вы победители. Мои суды однажды придут на эту землю и справедливость будет восстановлена. Но Я сделаю это тогда, когда такие же как вы, братья ваши, которые последовали за Мной, проходя через лишения и несправедливость достигнут совершенства характера.
Когда мы читаем эти слова, мы понимаем, что все ответы, которая предлагает Книга Откровение, они не содержатся в мире здесь. В этом мире мы ответов не получаем. Мы бы очень хотели, чтобы наши молитвы, все наши молитвы были отвечены. Я хотел бы найти такой алгоритм молитвы, которая всегда получала бы ответ. Я хотел бы найти алгоритм молитвы, благодаря которому можно было бы понять: а почему, это молитва отвечена, а это не отвечена. Иногда, знаете, как люди определяют такой алгоритм:
– Не отвечена: значит у тебя просто веры нет. Отвеченная молитва: о, значит ты обладаешь полнотой веры.
Но нет такого алгоритма. Когда мы молимся, мы всегда стоим перед тайной. Когда мы молимся, мы понимаем, что вот сейчас Бог может ответить, а может и не ответить. Веру нашу формируют не отвеченные молитвы, и веру нашу не должны разрушать не отвеченные молитвы. Вообще, вера христианина не покоится на отвеченных или на не отвеченных молитвах, вера христианина покоится на Божьем Слове. Вот именно в те моменты, когда мы не находим никакого ответа, именно в те моменты, когда жизнь наша и всё, происходящее в нашей жизни кажется абсурдным, и лишенным абсолютно всякого смысла, и абсолютно всякой справедливости, именно в эти моменты мы становимся готовыми для того, чтобы услышать Божье Слово, звучащее из другого мира, не из нашего мира. В нашем мире ответов нет. Ответы содержатся в Слове, который идет нам из другого мира – в Слове пророческом, в Слове Божьем. Поэтому, когда я оказываюсь в ситуациях, вот этих вот людей или которые переживают что-то подобное, что переживают вот эти люди, обращающиеся к Богу с воплем «доколе?», я призываюсь в этот момент не найти улучшенный алгоритм молитвы, я призываюсь в этот момент не постараться молиться больше, усерднее, с постом, для того, чтобы всё таки вырвать у Бога ответ на свою молитву, в этот момент Господь приглашает меня прислушаться к Его Слову, звучащему извне, не из нашего мира, и довериться этому Слову, Слово, которое однажды пробудило во мне веру, и только вот это Слово может и поддерживать мою веру и дальше, и созидать мою веру и дальше. Я могу получать ответы и радоваться чудесным Божьим ответам на мои молитвы, но я могу также глубоко скорбеть от того, что на мои молитвы ответа нет. Но когда я доверяю Божьему Слову, когда я учусь прислушиваться к тому, что говорит Он из того мира, который для меня сейчас не очевиден, тогда моя духовная жизнь обретает стабильность, почву, фундамент, она не колеблется из-за того, что отвечаются или не отвечаются мои молитвы, она прочно стоит на Слове, которое говорит о том, что происходит в другом мире. Иоанн очень хорошо понимал чувства и переживания христиан в его время, гонимых, оклеветанных, униженных, лишённых всего как те, кому он писал в Смирнской церкви. Он очень хорошо понимал этих людей. Он сам писал, будучи на острове Патмос. Поэтому когда он пишет, он пишет пророческое Слово, Слово из другого мира:
– Давайте посмотрим не на то, что происходит здесь, а на то, что происходит там.
А там Бог, который называет полных неудачников и проигравших в этом мире, победителями и дарует им белые одежды. А там Бог, который непостижимыми для человека путями в этом мире, продолжает формировать характер живущих, чтобы и они были готовы для встречи с Ним. А там Бог, который в свое время, Он все держит в Своих руках, Он будет восстанавливать справедливость и однажды каждый из нас, так говорит Его Слово, увидят высший смысл во всем том, что происходило в его жизни. И к тому что там, мы прикасаемся не благодаря анализу жизни здесь, а благодаря тому, что изо дня в день мы продолжаем чутко прислушиваться к Его Слову, которое не отсюда, которое оттуда.
Филипп Янси в своей книге «Молитва» приводит одну историю, свидетельство одного преподавателя, который несколько лет проработал в Нигерии. И он описывает одну историю. Этот преподаватель пришел к небольшой христианской церкви и возле неё было кладбище. Он обратил внимание, что большая часть могилок на этом кладбище маленькие. Из 57 могил 33 – они принадлежали детям. Некоторые из них не дожили и до года, и все эти дети были детьми миссионеров. Из 57, 33 – это были дети. Они умерли от многочисленных тропических болезней, кто-то из них погиб во время стихийных бедствий, но над каждой из этих 33 могил плакали родители, которые посвятили свою жизнь Иисусу, оставили стабильное Западное общество, и поехали в Африку ради того, чтобы там свидетельствует об Иисусе, и в награда за такое посвящение они получили смерть своих детей. И я думаю, что каждый родитель, который оплакивал смерть своего ребенка, он спрашивал:
– Господи! Почему? Я же отдал Тебе самое лучшее, я посвятил Тебе свою жизнь. Я бросил всё и последовал за Тобой в Африку. Где справедливость, Господи? Где смысл?
Мы люди, и мы пытаемся найти смысл здесь, мы говорим:
– Ну, кто его знает, каким бы вырос этот ребенок? Чтобы из него было? Может быть Господь успокоил здесь его для вечности.
Но все эти смыслы, которые мы придумываем здесь, они на самом деле никогда не утешат человеческое сердце. Только пророческое Слово, звучащее из того мира, которое для нас сейчас невидимо, оно может удержать нашу веру. И вот таким вот, потерянным неудачникам, проигравшим, невидящим никакого смысла в том, что они последовали за Иисусом здесь в этом мире, из глубины кричащего сердца, взывающим к Богу «доколе?», Иоанн приоткрывает завесу вечности и говорит:
– Ваш вопль «доколе?», он в сердце Божьем. Богу не все равно. Бог слышит, даже если все говорят, что вы проиграли, он дарует вам одежды белые. Вы победители, вы победители, что поехали в Африку. Да, вы потеряли своих детей. Там и может быть ваши хорошие собратья там в сытом Западном обществе крутят пальцем у виска и говорят:
– Ненормальные! Мы же говорили: не едь, куда ты поехал!
– Но ваша жизнь, вот такая. Жизнь проигравших – это жизнь победы. Доколе, а еще немного осталось.
Если Иисус до сих пор не пришел, то только потому, что еще формирует наш характер. И может быть сегодня кто-то из нас проходит не через чудовищную несправедливость, и не через чудовищную бессмысленность в своей жизни. Может быть они намного меньше, но и через это Он формирует нас. Ему небезразлично, кто мы оставшиеся в живых, и с каким характером мы, оставшиеся в живых. Может быть однажды встретим свою смерть. А сейчас нам остается одно: или мы будем пытаться хаотично опираться на факты, на чувства, на опыты в нашей жизни, и на этом пытаться выстроить свою веру или свое неверие, или мы несмотря ни на что, может быть, как утопающий хватается за соломинку, будем хвататься за Божье Слово, строя веру на нём, пытаясь вслушаться в это Слово и услышать голос из другого мира, сегодня обращающейся к нашему сердцу. И наверное, у нас сегодня другого пути нет.