Нагорная проповедь-6

Добрый вечер братья и сестры, друзья, гости. Я посчитал и как-то совершенно неожиданно для себя понял, что нам осталось, включая эту встречу еще три, вот сегодня, пятница и суббота. В общем-то совсем немного. Я благодарен Богу, что Он даёт нам возможность приходить. Я благодарен Богу за ваш отклик, потому что, знаете, у Тютчева есть эти знаменитые слова:

«Нам не дано предугадать как слово наше отзовется, и нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Поэтому то, что вы испытываете, это не потому что я это говорю, а потому что Бог что-то делает и со мной, и с вами. Мы с вами размышляли о праведности, превосходящей праведность книжников и фарисеев, и некоторые моменты мы с вами затронули. Мы говорили о том, что вот внешняя праведность – она недостаточна, можно внешне отшлифовать свою жизнь, быть предельно щепетильным в соблюдении заповедей, это неплохо, можно быть предельно щепетильным, точным в возвращении десятин, это тоже неплохо, можно быть супер строгим вегетарианцем, это тоже неплохо, это хорошо даже, но когда это у тебя всё есть, вот человеку свойственно искушается мыслью о том, что вот теперь он наконец-то и стал святым, праведным. И вот обращаясь к таким людям, Христос говорит:

– А вот ты посмотри свой гнев, а если ты полон гнева, пусть это не такой яркий, когда вспышками, взрывами гнев, а так вялотекущий, но если он у тебя есть, то грош цена твоей праведности. Дальше Иисус говорит то, о чем мы говорили вчера. Если тебя не устраивает человек, и ты готов поменять его как вещь, то грош цена твоей праведности. Всегда знаю будут трудные люди, люди, с которыми будет сложно строить отношения, которые будут ранить наше сердце, и мы живем в мире где проповедуется комфорт, ты должен прожить жизнь комфортно, у тебя должно быть мягкое кресло и мягкий муж, или мягкая жена, чтобы она тебя не ранила, чтобы она тебе не причиняла боль, и чтобы было приятно жить, но вы понимаете, что в мире так не бывает, особенно с людьми. И вот Христос говорит: «если ты готов предать, потому что этот человек, условно говоря, сломался, и как-то показал свои негативные стороны, если ты отстраняешься от человек, от мужа, от жены, от брата, от сестры в церкви, или от всей церкви, говоришь: «устал я от этой церкви», то грош цена твоей праведности, какой бы сияющей это праведность не была. И дальше Христос ведёт слушателей, он подымает их, как бы по ступенькам. И вот сегодня мы остановимся еще на одном требовании Иисуса Христа, это очень радикальное требование. Эти слова записаны в 5 главе, начиная с 43 стиха, давайте мы вместе прочитаем.

«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Тут вот в этих словах Иисус представляет слушателям высшую степень совершенства. Обратите внимание, Он не говорит в этих словах: «Ты должен в совершенстве святить в субботу». А почему Он так не говорит? А потому что у людей всегда будет свое представление о совершенном праздновании субботы. Есть люди, которые считают, что вскипятить воду в субботу грех, до 90 – не грех, сто – уже грех. Да, они искренно в этом убеждены, а другие считают не грех, можно. Есть, которые считают, что в субботу можно ездить на транспорте, а другие считают, что нельзя. У людей всегда будут расхождения в представлении о совершенном соблюдении вот конкретных заповедей, и люди будут спорить, кто-то будет говорить: «в субботу можно мыть посуду, а кто-то говорит: «ну, как? Так это же вообще преступление. Какая посуда в субботу?» Ну, наверное, с этими расхождениями тоже сталкивались в своей жизни, и может вы также ходили к пастору: «пастор, ну, ты вот скажи, можно в субботу посуду мыть или нельзя? Вот ты скажи, вот ты нам скажи». Я обычно отвечаю: «горячей водой не грех, а холодной не грех». Вы обратите внимание, что Христос не акцентирует внимание на вот этих вот деталях, Он говорит давайте начнем с важнейшего, рано или поздно на твоём пути в Царство Небесное, в твоём следовании за Мной, возникнет враг. Мы живем в злом и несовершенном мире, и в первую очередь твоя праведность будет определяться по тому, как ты относишься к врагу. И вот из твоих отношений с врагом, как раз и проявится, кто ты есть на самом деле, вот по сути, кто ты есть. И Он говорит, вот здесь Иисус радикален, Он не даёт тем, кто последовал за Ним никакой возможности для лавирования, вот тут Он предельно однозначен. Он не говорит:

– Знаешь, вот есть враги, которых, наверное, любить нельзя. И ладно, если этот человек такое сделает, то Я тебе позволяю его ненавидеть.

Он не говорит не о чём, Он говорит:

– Любой враг. Любой враг, самый жестокий враг, самый ужасный человек, который может внести в твою жизнь, даже страшное горе. У тебя нет выбора. Ты и такого человека, если ты следуешь за Иисусом, ты обязан этого человека любить. Другого пути нет.

И вот здесь многие христиане: «да я также устроен. Я говорю: «Господи, может тебе две десятины лучше отдать, чем вот это вот любить. Боже, давай я буду, знаешь, ну, вот. Я воду не буду кипятить в субботу, я вообще есть не буду в субботу, только давай позволь мне вот этого человека ненавидить и обходить его стороной.

Мы готовы на всё, мы готовые на всякое другое совершенство, только не на совершенство любви. А Христос к тем, кто последовал за Ним, не оставляет никакого выбора. Он предельно категоричен, и он говорит: «Любите врагов ваших». Всё, никакого, ни шаг вправо, ни шаг влево. Вот у тебя есть враг, и твой Господь, которого ты назвал Господом, и за которым ты последовал повелевает тебе любить этого человека. Здесь есть один важный момент. Вот этим повелением Иисус нас возвращает к первому блаженству. Помните первое блаженство? «Блаженны нищие духом». Вот когда ты сталкиваешься с врагом и Господь тебе говорит: «люби», вот тогда ты обнаруживаешь свою подлинную нищету. Потому что нет, вот у нас на генетическом уровне, на уровне культуры, воспитания, у нас нет способности, силы, внутреннего ресурса для того, чтобы любить врага. Мы живем вообще в культуре мести. И не только здесь у вас на востоке, вообще, в мире господствует культура мести. Я весной был на одной научной конференции и женщина делала доклад. Она анализировала фильмы, популярные фирмы, которые вот смотрят люди. Она говорила, где-то около 80% популярных фильмов – они построены на идее мести. Вы наверное видели тоже такие фильмы – злой, ужасный, коварный человек вносит в жизнь главного героя большое горе, и потом этот главный герой начинает мстить вот этому злому человеку или группе этих злых людей. Вот если вы видели такой фильм или смотрели такие фильмы, что вы чувствовали, когда вы смотрели? Я вам скажу по себе: когда я смотрю такой фильм, я говорю: «так, так им! Вот расплата, ну, получил же!»

И такие фильмы очень популярны. Люди хотят, чтобы была восстановлена справедливость. И справедливость у нас восстанавливается злом за зло, когда воздается и в равной мере: «на тебе!» А Христос говорит:

– Вы не можете. Если вы последовали за Мной, вы не можете жить по обычаям мира сего. Я призываю вас любить ваших врагов.

И ты сталкиваешься с этой нищетой, а я не могу любить. Ты вдруг обнаруживаешь в себе вот эту страшную пустоту. Я могу заставить себя стать не то что вегетарианцам, а вообще только сырые овощи есть, могу заставить какое-то время, конечно. Могу, но вы же знаете, ты же не можешь заставить себя любить, особенно противного, коварного, злого лживого человека. И тут Христос говорит: «вот в этой нищете, которая обнаруживается моим повелением, вот ты как раз, когда ты встречаешь врага и видишь свою неспособность любить, и ты видишь свою нищету духа, и кто ты тогда по первому блаженства, какой ты? Блаженный. Так оказывается, кто нас делает по-настоящему блаженными? Враги, потому что благодаря им, мы начинаем понимать, какие же мы все-таки слабые люди. И вот ты стоишь перед Богом в своей нищете, в своей неспособности любить. Ты понимаешь, это вот то, что может подарить тебе Бог. И вот Иисус говорит: «а вот теперь не отступайся от Меня, ты не можешь оправдывать свою ненависть, ты не можешь оправдывать свой антипатию, ты не можешь оправдывать свою вялотекущую обиду на этого человека. Не можешь. Ты должен идти ко Мне в нищете духа и продолжать взывать и взывать ко Мне, чтобы я отдал тебе то, чего у тебя на самом деле нет. Но здесь Иисус дает нам ряд таких вот повелений. Вот понимаете, принять врага – это чудо всегда. Иногда нам нужно идти к этому чуду не один день, а может быть и не один год. Вопрос самый главный. Ты вообще оправдываешь себя в своем неприятии или ты говоришь: «это моя проблема, вот, то, что я его не могу любить, это моя проблема, это не его проблема. Это моя проблема. Боже, реши мою проблему».

И вот когда мы находимся на пути решения этой проблемы Иисус дает нам очень важное повеление. Посмотрите, вот 44 стих. Он говорит, первое: «Благословляйте проклинающих вас».

Когда ты находишься на пути обретения этой полной любви, если ты хочешь действительно её получить от Господа, как дар, первое, что тебе необходимо: начать следить за своей речью. Если вы хотите получить победу от Господа, вы должны для себя, вот как основополагающую заповедь, величайшее правило усвоить: никогда, ни за что, ни при ком, ни перед кем, не говорить плохо. Благословляйте проклинающих вас. Когда вы говорите о враге, ваши слова о враге должны быть словами благословения этого врага. Вот Иисус говорит: Я однажды, Я тебе в твоей нищете дам любовь, если ты действительно хочешь следовать за Мной, ты должен запретить себе говорить о враге плохо, как бы тебе этого не захотелось. Как бы тебе этого не хотелось. Если ты будешь говорить о враге плохо, в первую очередь это будет разрушать тебя. Это не просто. Правда. Когда-то, очень давно это было, меня и маму обидел пастор, очень обидел. Я уже не помню из-за чего это все было, но в общем обидел. Так он нас резанул по сердцу! Мы приходили на богослужение, и вы знаете, на что мы смотрели? Как этот пастор себя ведет, где он, и в чем ошибается. Более того мы смотрели на всю его семью, где они, как они одеты, что они делают, что они говорят, где они сидят, ну, и всё. А потом, когда мы пошли домой, знаете о ком мы говорили? О пасторе, и так было приятно поговорить о том, о его ошибках, о том, что он это не сделал не так, и там сказал не так и здесь ошибся, и о его семье. А потом мы стали замечать, что разговоры о пасторе вот такие, они стали нас разрушать. Ты теряешь всякий мир, ты теряешь покой, тебе становится плохо. Ну, вот помните, я уже говорил вам индийскую поговорку: горечь – это когда ты пьешь яд, и думаешь, что от этого умрет твой враг». Ну, вот мы вот эту горечь пили, а пастору-то ничего. Мы поняли, что это горечь она разрушает нас. И наступил момент, когда мы сказали: «всё, мы не будем больше говорить о пасторе плохо. Мы прошли 10 метров, и снова стали о нём говорить. Вы знаете, вот тут получается, как в русской поговорке: «Иван, иди сюда, я медведя поймал. Так веди его сюда. – Да к не могу, он меня держит». Так вот иногда, нас вот эти злые слова и мысли, если ты позволяешь, ты развиваешь их в себе, они начинают тебя держать, и ты уже вроде бы не хотел бы говорить, не хотел бы думать. А от этого не так просто избавиться. Я помню, как мы молились, как мы взвали к Богу, и говорили: «Боже, освободи нас от недобрых мыслей и не добрых слов об этом пасторе». Поэтому первый принцип: если ты нищий духом, если для тебя вот это повеление Иисуса действительно актуально, ты должен понять, что ты не имеешь право о самом злейшем своем враге говорить, я бы дальше сказал, и даже думать не имеешь право о нём плохо, потому что это в первую очередь убьет тебя, если ты будешь позволять злым мыслям и словам быть в твоем сознании, то ты никогда не обретешь любви к этому человеку. Дальше, что говорить Христос, давайте посмотрим. «Благотворите ненавидящим вас». Тебе может быть неприятен этот человек, и тебе будет хотеться отомстить, но Христос говорит: «Если ты будешь когда-либо пересекаться с этим человеком, твори добро для этого человека. Тебе может не хотеться делать добро для этого человека, но Иисус говорит: твори добро для этого человека, другого пути у тебя нет. Да, может быть сердце твое будет разрываться от боли, да, может быть ты будешь испытывать полное неприятие этого человека, но ты не имеешь право делать ему злое, твори ему добро, как бы больно, как бы тяжело тебе не было, ты не имеешь право поступать с ним плохо. И дальше говорит Иисус, что мы должны делать в отношениях к врагам. «И молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Ты призван. Да, твое сердце может разрываться от обиды и боли, но ты призван молиться за этого человека всякий раз. Вот это принцип, если вы хотите быть победителями – это принцип. Всякий раз, как только мысль недобрая приходит об этом человеке вам снова, вы должны реагировать на эту мысль молитвой снова. Это иногда бывает трудно, я это переживал на себе. Иногда просто эти недобрые мысли ломятся в твоё сознание, врывается в твое сознание, ты не хочешь уже думать, а ты полон этими мыслями, но на каждую мысль, недобрую мысль, которая приходит тебе об этом человеке, ты обязан реагировать молитвой.

– Боже, благослови этого человека, я его терпеть не могу, но Ты его благослови. Мое сердце разрывается от боли и от обиды, но Ты его благослови. Мне хочется сделать ему что-то плохое, Боже, но Ты его благослови.

Вы должны, вы призваны Христом бороться в молитве за отношения с этим человеком. «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Вы видите, Христос не говорит, что у вас сразу могут появиться чувства и только человек, например, что-то сделал вам ужасное, а вы должны воспылать к нему любовью и броситься ему на шею и целовать его или «какой ты добрый, я тебя люблю». Нет, иногда это бывает непросто. Я знаю женщину, которая испытала сексуальные домогательства своего родного отца. И ей понадобилось 7 лет, прежде чем она пришла к прощению. Вы понимаете, что это, когда родной отец так поступает? И в течение этих семи лет она боролась, ей было непросто, но она понимала, что оправдание её ненависти нет. Да, отец стал для неё врагом, но другого пути, кроме как молиться за него, кроме как благословлять его, кроме как благотворить ему – не существует. Быть с Иисусом не всегда легко, следовать за Ним не всегда легко, но Иисус на самом деле предлагает лучший путь, потому что, если ты пойдешь путем ненависти и мести, рано или поздно это в первую очередь уничтожит тебя. И вот сейчас мы остановимся. У каждого из нас есть враги: большие, маленькие. Есть те люди, может быть из нашего детства, о которых мы до сих пор вспоминаем с содроганием, не важно кто это. Вот сейчас время, когда надо быть честным перед Богом, и с Богом поговорить о врагах. Если вы обнаружите свою неспособность любить этого человека, не страшитесь этой неспособности. Помните, Бог дает там, где находит пустые руки. Говорите с ним о своей пустоте, о свой нищете и просите, чтобы в вашей нищете, Он явил полноту свои Своей славы благодати и любви. Поговорить с Богом о тех людях, которые вам неприятны, о тех людях, которых вы обходите стороной, может быть эти люди даже в церкви, может это сейчас муж ваш или жена, может быть. Говорите с Богом. Когда Иисус говорил эти слова, а слушатели еще не представляли себе, что Иисус на примере своей жизни проиллюстрирует эти слова, потому что Он встретился с врагами, Он встретился с чудовищной несправедливостью, которая была совершена в отношении Него. И он отреагировал на эту несправедливость так, как Он говорил. Он любил этих людей, Он молился: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». И вот там на Голгофе Иисус явил высшую степень совершенства. Апостол Пётр, который как бы уже смотрел о всём происшедшем, после смерти и воскресения Иисуса Христа, после его вознесения Он осмысливает эту идею, которые Иисус высказал в Нагорной проповеди в отношении к врагам, и он несколько перефразируя её, он снова представляет её в первом послании Петра. Давайте мы посмотрим, что пишет Пётр. 1 послание Петра, 2 глава, начиная с 19 стиха. Первое, о чем говорит Петр:

– Вас не должно удивлять, вы последователи Иисуса Христа, что с вами в этом мире поступают несправедливо. Вас не должно удивлять, что вы встретитесь с жестокостью, с клеветой, с неправдой. Но более Пётр говорит: это все угодно Богу, если вы через всё это проходите. Давайте прочитаем. «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо». Обратите внимание. Пётр говорит: Ты страдаешь несправедливо, враг растоптал тебя, вся твоя сущность взывает о мести, о восстановлении справедливости. А Пётр говорит: это угодно Богу, если оказался в такой ситуации. И дальше: «Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу». И вот потом, он в следующем стихи, он показывает пример: Ибо вы к тому призваны к встрече со врагами, несправедливостью и жестокостью. Почему? потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. И дальше Иисус Пётр представляет читателям Иисуса, посмотрите: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Другими словами, Пётр говорит: Он не заслужил к Себе такого отношения. Но, 23 стих: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно». Благославляйте проклинающих вас. «Страдая, не угрожал». Любите врагов ваших. «Но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились». И здесь Пётр подчёркивает очень важный момент, он говорит: послушайте, когда с вами творят несправедливость, помните, что вы тоже участники несправедливости, когда вы исцеляетесь ранами Иисуса. Это несправедливо. Он не должен был умирать за вас, грешник должен умереть за свой грех, за твой грех ты должен понести полноту Божьей отмщения, но это Божье отмщение обрушилось на Иисуса. Это справедливо? Поэтому ты живешь в несправедливом мире, и с тобой будет творится несправедливость, с тобой будут поступать жестоко, но ты помни, что ты тоже являешься участником жестокости и несправедливости в отношении Иисуса, который распят. Поэтому, когда ты окажешься в такой ситуации, веди себя так, как вел Иисус: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному». Другими словами, Пётр говорит: ты последовал за Иисусом, последовал, значит с тобой будет совершаться то же, что совершилось с Иисусом, и не удивляйся, если ты последовал за Ним. Другого пути у последователей Иисуса нет. И Пётр более говорит странно, он говорит: «это угодно Богу, если ты таким путем идешь». Потому что Бог, проводя тебя таким путем, готовит к Своему царствованию. Идя этим путем, твой характер готовится к Царству, если ты поступаешь так, как Иисус со своими врагами, с теми, кто творит в отношении тебя несправедливость. Вы еще не устали? Нет? Хорошо. А самое странное, что вот Пётр эти слова об Иисусе говорит, а в 3 главе, Он начинает говорить об отношениях мужчины и женщины. И как только он заканчивает об отношениях мужчины и женщины, он снова возвращается к теме, затронутой в конце первой главе, когда он говорил об Иисусе. Ну, вот посмотрите: 8 и 9 стихии 3 главы.

«Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение».

Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство. Та же тема, которая в Нагорной проповеди: благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас. И вот конец 2 главы, Пётр говорит об Иисусе: «Посмотрите на Иисуса». Потом отрывочек об отношениях мужчины и женщины, а потом снова та же тема. Почему Петр вставил этот отрывок об отношениях мужчины и женщины? Да потому что твой муж и твоя жена в какой-то момент твоей жизни сотворит с тобой чудовищную несправедливость, и станет твоим врагом, пусть на короткое время, но тебе так будет хотеться воздать ругательством за ругательство. Правильно? Когда тебя муж или жена обидели, ну, так хочется сказать, чтоб знал или знала. Да? Или воздать злом за зло, он такой вот.

– Не будешь ужинать сегодня и всё. Или тебе так посолю суп, что мало не покажется.

И всё, мы ж так. И Пётр хорошо понимает. Он был женатым, у него был опыт, что очень часто, вот мы сейчас широко посмотрели о врагах поговорили, очень часто самая жестокая, самая непримиримая, самая ужасная вражда и несправедливость творится в семьях. Да потому что в семье твой любимый человек может, знаете, чем ближе к тебе человек, тем может больнее может сделать. И вот ты видишь его как врага. И вот здесь Пётр конкретно, вот в этом отрывке в 3 главе он показывает пример отношений мужчины и женщины, какие они должны быть. Он не говорит обо всём. Мне очень нравится эта тема, я поэтому вот даже часто приходится говорить о ней, и часто приходится встречаться даже с христианскими семьями, в который царит чудовищный непорядок в отношениях. И вот Пётр здесь говорит. Он говорит какой должна быть женщина и каким должен быть мужчина. В начале послание в 1 главе Пётр говорит о силе Божьего слова. Давайте просто 25 стих 1 главы прочитаем.

Но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано». A чуть раньше он говорит: «Ибо всякая плоть человека — как трава», а вот слово пребывает вовек, а в начале 3 главы он говорит: «есть мужья, которые не покоряются слову» вот этому мощному, сильному, вечному Божьему слову не покоряются. И Пётр говорит: «а что с ними можно сделать?» И он говорит, что у женщины есть невероятная сила. И он, движимый Духом Святым показывает, что это невероятная сила заключается не в том, что привычно для женщины. Чем женщина обычно берет своего мужчину? Многословием и внешней красотой. Ну, так устроена женщина – думает: «чем больше скажу, тем большего достигну». И начинает своего мужа пилить, и она думает, что она благодаря своему своего многословию сделает своего мужа шёлковым, а мужья же не глупые иногда. И что они делают? Они знают, за что их будет пилить жена, поэтому они эту часть своей жизни скрывают, и жена думает: «всё хорошо», но просто она не знает, что всё хорошо. И Пётр говорит, что не слова, не многословие, что привычно для женщины, женщина слабая и она думает, что многословие, «сейчас скажу и всё сразу так поймет». Я в программе приводил пример: муж приходит домой, вы женщины, вы целый день думали, как вы ему скажите, всё логично, правильно, рационально, и он сразу всё поймёт, он сидит ест, и вы начинаете. Вы говорите такую пламенную речь и надеетесь, что он ест, слушает вас и думает: «о, какая она умная, а я и не знал, что вот так, ты скажи, да, действительно!» Это вы так думаете. Но когда вы говорите, у него срабатывает рефлекс, он отключается, и ваши слова подобны тому как, вы знаете, как мы собаку иногда в чём-то корим там, и получается так: что слышит собака? Рекс, тра-та-та, тататата тататата, Рекс, тра-та-та, тататата татата. И этот муж сидит и думает: «скорей бы это «тра-та-та, тататата» закончилось. А вы думаете, что он все понял. Так вот Пётр говорит, вот в чём подлинно… Вот смотрите, мы в контексте говорим Нагорной проповеди. В чём заключается твоя подлинная любовь? В чём твоя сила женщина, если ты хочешь действительно покорить своего мужа? В чём твоя сила? Давайте будем читать. Второй стих:

«Когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие». И дальше он говорит: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде».

Это впечатляет мужчин, но на короткое время. Но 4 стих:

«Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого». Помните, «Блаженны кроткие»? «и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».

Хочешь изменить своего мужа врага? Молчи, молись, благотвори, благословляй и помни, что не твои слова, и не твоя внешняя красота меняет твоего неправильного мужа. Мужчины, вам нравится? Но обычно мужчины, это вообще, они просто цветут, когда они это слышат. Но Пётр дальше идет, он говорит о мужчинах, один стих для мужчин, но мужчинам нам не надо много объяснять, они и так сразу все понимают. И Пётр одним стихом обращается к мужчине, он говорит, каким должен быть мужчина. Седьмой стих:

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом». Вот это слово «благоразумие», очень хорошее слово, и мы знаем в Библии, где была явлена вершина благоразумия, не хитрости, а вот этой вот мудрости. Помните Павел говорит: «мы проповедуем Христа распятого», в первом послании к Коринфянам, «Божью силу» и еще что? Божью премудрость. И Павел говорит, что полнота Божьей мудрости была явлена в жертве. Если мы в контексте этого смотрим на слова Петра, то получается, что настоящий мужчина в семье – это тот мужчина, который руководствуется в отношениях к своей женщине принципом жертвы, всегда руководствуется принципом жертвы. Мужчинам свойственно быть эгоистами, также как женщинам свойственно много говорить. Вот вы уже знаете: у женщины насморк. Что происходит? Женщина встаёт рано, готовит, отправляет детей в школу, стирает и сама идет на работу. У мужчины насморк: вся семья вокруг него, он лежит, он умирает. Мужчине свойственно быть эгоистом. Пётр говорит: «если ты хочешь покорить свою своенравную жену, у тебя другого пути нет, кроме как являть в отношении к ней принцип жертвы, служить ей, даже тогда, когда тебе не хочется, благотворитель ей, даже тогда, когда она ведет себя неподобающе, благословлять её, даже тогда, когда она позволяет себе, может быть, не добрые слова в твой адрес и молиться за неё тогда, когда тебе кажется, что она вообще отбилась от рук и непонятно, что с ней происходит. А другого пути у тебя нет – мужчина. И он говорит: она «немощнейший сосуд», не наимощнейший, а «немощнейший сосуд», и она имеет право, женщина в семье имеет право быть слабой, и физически, и эмоционально, и духовно. Она имеет право в семье быть слабой, и ты должен помнить о том, что женщина она по природе слаба, и никогда не унижать её, и не отвергать её, и не растаптывать её, а служить ей, даже тогда, когда она слаба, и даже тогда, когда тебе невыносимо трудно с этой женщиной. Ну, ж знаете, с женщинами бывает, сами не знают, что с ними. А Пётр говорит: «служи». И вот тогда, вот этот принцип «любите», он будет реализовываться в твоей семье. И потом, когда-то Пётр делает вот эту вставку об отношениях мужчины и женщины, он снова возвращает нас к Нагорной проповеди. Он говорит:

«Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение». Но в центре всего, потом все будете читать внимательно это послание, Пётр постоянно возвращает нас. А почему ты должен так себя вести? Почему? А потому что Христос такой у тебя. Почему Христос дает такое повеление: «Любите врагов ваших»? А потому что это повеление не просто теория, потому что Он так сам поступает. И когда Он призывает тебя любить врагов, благословлять проклинающих вас, благодарить ненавидящим вас, молиться за гоняющих и обижающих вас, Он говорит:

– Ты же последовал за Мной, а Я такой, и в Моем Царстве будут совершенные. «Будьте совершенны, как Отец Небесный. Совершенные вот таким совершенством.

Поэтому, вот мы завершаем с вами уже, когда вам очень трудно, когда вам невыносимо со своими мужьями, со своими женами, со своими братьями и сестрами, со своими начальниками, со своими сотрудниками, в итоге стоит остановиться, и просто не думать о том, как вам трудно, а подумать о том, что перенес Христос на Голгофе. Когда ты поймешь всю чудовищную несправедливость этой жертвы, которая была явлена в отношении тебя, твоя жизнь будет меняться. Тот, кто видит распятого Христа, тот, кто живет этой благодатью, которая была явлена ему, врагу, тот изменяется в отношениях со своими врагами. Не зря в книге «Желание веков» написано, что нам надо каждый день быть у подножия креста, потому что, когда ты видишь Христа распятого, за тебя распятого, чудовищно несправедливо распятого за тебя, и ты видишь благодать и любовь, которую Он являет тебе ни за что, у тебя появляется сила, совершенно по-другому относиться и к своим врагам.

Я вам в заключение расскажу одну историю. У нас есть подруга в семье. Она когда-то училась в медакадемии, и тогда она пришла в церковь. Это было в Сибири. И там, она так открылась, она захотела принять крещение, такая она добрая, открытая душа. Но её дядя и родители занимаются нефтью, они надавили на неё, и она со временем ушла из церкви, так и не приняла крещение. Её жизнь пошла под откос, у нее не строились отношения с парнями, любимый человек у неё погиб, потом она жила с человеком… Так я приезжал к ней, когда я приезжал туда в этот город. Я приезжал, смотрел на неё, думал, как же у тебя жизнь поломалась, всё же у тебя могло быть по-другому. Она выучилась, стала очень хорошим специалистом. И когда я приезжал в этот город, она не ходила в церковь, я её посещал, и людей, которые перестали ходить в церковь, которые при мне пришли, которых я знал, любил, я к ним ходил. И однажды я приехал и вот также проводил такие вот встречи примерно, и пошел к ней, пригласил, она сказала: «на Лисичного пойду». Ну, и стала ходить, и я так хотел, чтобы она приняла крещение, и я ей сказал: «Света, если будешь принимать крещение, напиши мне, и я приеду, и я тебя крещу». Прошло 2 месяца после этих встречах, я получаю от неё смс-ку она пишет: «я приму крещение», и я подумал, это благодаря моим встречам. Но слава Богу, не по моим встречам. Она приняла крещение, после Нового года приехала к нам, она в Москве проходила курсы повышения квалификации, и заехала к маме рассказала свою историю, у неё родился, тогда у нее не было детей, и родился племянник и она полюбила его, как родного сына. И в какой-то момент он заболел, ему было пол годика, он заболел, серьезно заболел. Она как врач, она всё это хорошо понимала. Она позаботилась, сделала всё что можно, но она поняла, надо еще молиться. И она говорит: «я пришла к себе домой и склонилась для молитвы: «Боже, исцели моего племянника», и тут приходит мысль ей: «Светка, ну, ты же куришь. Как ты можешь молиться? Она сказала: «Боже, я брошу курить, только ты исцели моего племянника». Она говорит: «я бросила курить», и племянник мой исцелился, выздоровел. Но говорит: «мне же хотелось курить, ты представь себе». Она жида в многоэтажном доме. Я спускалась ночью вниз на первый этаж, у подъезда собирала окурки, я врач, непонятно кто эти окурки курил, я их курила, потому что уже не могла. И я, говорит, снова начала курить. Через какое-то время её племянник снова заболел, очень тяжело, нагноение шейки бедра. Ему там было месяцев восемь, наверное, этому мальчику, ему сделали сложнейшую операцию. Ему вот здесь пробили ножки, и так его на растяжки подвесили, так чтобы растянут он был, и она говорит: «я пришла в больницу, а он лежит в детской кроватки, знаете, там прутики такие в этой кроватке больничной, и его отец сидит, склонился, и получается, он как за решеткой этот мальчик, он так смотрит на него, и говорит: «ты за кого сидишь?» А я пришла, ребёнок мне так обрадовался, весь свой детский восторг выложил, я наклонилась к нему, он искренне радуется, и в моей памяти такие слова: «за кого сидишь?». И говорит: как-то происходит так, что эти слова по-другому поворачиваются во мне. «За кого висишь?» И она говорит: «я понимаю. За меня». И вдруг, говорит: «вот эта картина моего племянника, который мне рад, и висит за меня, сменяется другой картиной. Представляю Иисуса, который висит распятый за меня. И я знаю, насколько моя жизнь неправильна, Он висит за меня, но Он не упрекает, Он мне рад, как мой племянник, который висит за меня, Он мне рад, как Иисус, который висит за меня распятый, Он не говорит: «сколько ты будешь грешить? Сколько ты будешь жить неправильно Светка? Я подхожу ко кресту, где Он за меня висит, и Он мне такой неправильной, Он мне рад. И она говорит: «вот эта любовь ко мне, она перевернула мое сердце». И говорит: «я прихожу, я на курсах повышения квалификации, у нас там кофе-брейки есть, выходят женщины врачи, курят дорогие сигареты, иногда я им выдыхаю, иногда, говорит, возникает желание покурить, но как вспомню, как Он любит, не могу курить, не могу. До сих пор не курит. Но вы понимаете, что меняет сердце? Когда ты приходишь ко кресту и видишь Иисуса, распятого за тебя, который тебя не отвергает, не унижает, не упрекает, не ненавидит, а распятый за тебя несправедливо продолжает тебя любить, благословлять и радоваться тебе вот это изменяет твое сердце, и тогда ты видишь своего врага, и ты ему рад.