Подлинная вера

Уважаемые телезрители, здравствуйте. Мы снова встречаемся в этой студии, в программе «Так написано» для того, чтобы в короткое время, совсем короткое время поразмышлять о вечном. В нашей житейской суете, занятости все мы нуждаемся в том, чтобы хоть чуть-чуть прикоснуться к чему-то святому, чистому, непреходящему. Многие из ныне живущих россиян не перестают искать ответ на вопрос – как верить правильно. Сегодня нас окружает множество правильно верующих людей, как будто бы правильно верующих людей. Кому-то вера дает огромный покой, наполняет радостью, кого-то вера делает аскетом и человек отказывается от многих радостей жизни, кого-то вера делает пламенным миссионером, и он обязательно будет хватать вас за рукав, чтобы вы услышали его правильную истину. А кто же правильно верит? Как найти суть правильной веры?

Для того чтобы знать, как правильно верить нужно обратиться к Библии, а не к людям. Все христиане считают, что Библия написана под водительством самого Бога. Именно Библия является мерилом правильности или неправильности веры. И сегодня мы будем читать Божье слово, священную книгу всех христиан Библию для того, чтобы узнать, как верить правильно. Я не имею в виду какие-то новые доктрины, изменения вашей веры. Сегодня мы будем говорить о том, что пишет Библия, а выводы вы будете делать для себя сами.

Есть в этой замечательной книге собрание 66 книг – любимая книга русского народа Книга Псалтирь. Эту книгу до революции изучали, по ней учили грамоте, по ней учили понимать себя и других людей. В этой непревзойдённой древней поэтической книге сокрыты крупицы подлинной возвышенной мудрости. Что интересно в этой книге есть самая длинная библейская глава, она состоит из 173 стихов. Это псалом 118. И вот в этом псалме сегодня мы обратимся всего-навсего к двум стихам, так называются разделы этого псалма. Стихи 36 и 37. Послушайте, вот как молится автор псалма.

«Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти. Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем».

Что значат эти слова? Нам следует знать, что весь 118 псалом –это молитва. Древний человек предстоит пред лицом Божьим и молится. И вот, во время молитвенного предстояния перед живым Богом, его наполняет самые разнообразные чувства: радость, чувство освобождения, но помимо всего прочего, и в этом одно из измерений, одна из характеристик истинной веры, помимо всего прочего человек предстоящий пред живым Богом, очень остро, тонко, чётко и ясно осознаёт правду своего существования. О чём молится в этих стихах автор? Приклони сердце мое к откровениям Твоим, Господи, а не к корысти. Во время молитвы он понял, что его сердце преклоняется постоянно к корысти. Ещё: отврати очи мои, чтобы не видеть суеты. Он понял, что его глаза, они просто не могут отстать от видений суетного мира сего. И дальше он говорит: животвори меня на пути Твоем. Он вдруг понял, что мир окружающий его наполняет смерть. Ну, мы теперь обратимся к более детальному обсуждению вот этих трех понятий, трех вещей, которые волнуют больше всего псалмопевца. Суета, корысть, смерть. Вы представляете, что видит псалмопевец в молитве? Не прекрасный мир, не возвышенное состояние его души – смерть, суету, корысть. Когда псалмопевец говорит: животвори меня на пути Твоем, он понимает, как черствеет его сердце, он говорит е о смерти биологической, он говорит о смерти духовной, которая разъедает его изнутри. Помните у Гоголя мертвые души. Ведь Гоголь изобразил не просто мертвые души крепостных, он изобразил мертвые души живущих людей, которые умерли для творческих порывов, для любви, для сочувствия. И вот псалмопевец понимает, что его тоже ждёт, он может быть живой мертвой душой. И осознавая как со всех сторон на него наваливается, наполняет его жизнь разлагающее влияние смерти духовной, он говорит: животвори меня на пути Твоем. Далее он говорит о суете, мы идем с краю, с другого края, с 37 стиха. Далее он говорит: Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты. Что такое суета? Для нас суета – это в первую очередь суетливый человек, мы говорим: что ты так суетишься? Но не о той суете говорит псалмопевец. Древнееврейское слово, которое обозначает понятие суеты следующее: пустота, ложь, небытие. Другими словами псалмопевец говорит: отврати очи мои от лжи, от пустоты, или если мы сказали бы современным языком, отврати очи мои от иллюзий, к которые я стремлюсь, и которые наполняют мою жизнь, Господи, я человек, который как путник в пустыне привязываюсь к миражам. Попробуйте убедить путника в пустыне, который не пил целый день, у которого пересохло горло, потрескался язык от жажды, попробуйте его убедить, что, то к чему он спешит, это всего-навсего мираж. А многие люди сегодня спешат к миражам. И псалмопевец говорит: Господи, отврати очи мои, чтобы не видеть иллюзий жизни, миражей жизни, отврати Господи очень мои, потому что я как путник в пустыне привязываюсь к ним, я погибаю, Господи.

И следующее: Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти. Господи, корысть разъедает мою жизнь. Корысть – это не просто материальная выгода, стремление к материальной выгоде, это стремление во всем иметь выгоду: в человеческих отношениях, в дружбе, в любви, найти удовлетворение своему тщеславию, жажде власти, хотя бы над самым маленьким человеком, хотя бы над детьми, и в этом тоже корысть. Когда псалмопевец видит, как его со всех сторон окружает корысть и она разъедает его сердце, его душу, он говорит: Господи, лучше преклони сердце мое к откровениям твоим, а не к корысти. Согласитесь, мало приятно молиться и испытывать неблаголепные чувства, а испытывать глубокое потрясение от открывшейся правды жизни пред лицом живого Бога, это очень неприятно. Но в этом религия настоящая. Подлинная религия открывает человеку правду и милосердие Божие. Бог открывает человеку кто он, в каком состоянии он находится, иногда эти открытия бывают для человека мучительны.

А теперь мы отставим эту молитву псалмопевца, тяжёлой молитвы, но по-настоящему религиозной молитвы, и обратимся к евангельской истории. История о жизни Иисуса Христа, которая записана в Евангелии от Иоанна. В этой истории повествуется о том, как Иисус исцеляет расслабленного, лежащего в купальне Вифезда 38 лет. Этот человек лежал неподвижно, никто не мог исцелить его, и вот Христос дарит ему исцеление. Но дает ему исцеление в день субботний, в тот день, когда в общем-то иудеи старались не делать никаких целительных действий, и Христа не раз за это осуждали. Тем более Христос повелевает расслабленному взять постель свою и нести. По законам того времени субботний день, священный праздничный день иудеев носить ноши было нельзя. Иисус говорит: возьми постель свою и ходи. Когда иудеи видят расслабленного, лежащего 38 лет в купальне Вифезда, несущим ношу, они придираются к нему и говорят: кто с тобой это сделал? Кто повелел тебе носить ношу в день субботний? Все могло бы закончиться более-менее благополучно, но Христос является этому расслабленному, исцеленному расслабленному и говорит ему, чтобы он не грешил больше. Это 14 стих 5 главы. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: Вот ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. И расслабленный потом идёт и говорит начальникам народа: это Иисус. Возникает вопрос:

– Ну, ты сделал Иисус доброе дело, хорошо, но зачем Ты поступаешь так вызывающе? Зачем Ты не деликатно поступаешь со своим народом? Ты же вырос в этом народе. Ты же знаешь, что может произойти, если начальники народа узнают о твоем исцелении, о том, что Ты повелел носить одежду в день субботний. И вот Иисус делает вызывающе дела, Он поступает неделикатно, Он говорит: возьми, неси постель. Зачем Он так поступает? Зачем Он вызывает огонь на себя? Зачем Он провоцирует гнев и негодование народа? Вот один из возможных ответов: Иисус видит в расслабленном символ всего своего народа. Он понимает, что духовно расслаблены все, Он понимает, что вот этот народ, который погряз во внешней религиозности – расслаблен, он потеряли Бога, их религия выродилась в исполнение формальных предписаний, которое не радует их, угнетает их, они сами страдают от той религии, которую они навязали себе сами. Иисус хочет исцелить душу народа, тех, кто был обременен религиозными обрядами, праздниками, и не находил в этом никакой радости и смысла, и Он поступает вызывающе, чтобы потрясти их, чтобы они одумались, чтобы они поняли, как они неправильно неправедно живут. В этой же главе с 31 по 39 стихи Иисус говорит в разговоре с народом:

– Вот послушайте сколько свидетельств обо Мне. Вы спрашиваете, кто Я такой, обо Мне свидетельствует Иоанн креститель, которого вы уважаете, вы его не слушаете. Обо Мне свидетельствует мои дела, посмотрите, что Я делаю. Неужели вам этого мало, чтобы признать во Мне Мессию. Но вы не смотрите, не обращаете на это внимания. О Мне свидетельствует Отец Небесный. Когда Христос крестился, Бог-Отец сказал: Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором моё благоволение. О Мне свидетельствует Писание. Иисус говорит: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Это 39 стих 5 главы Евангелия от Иоанна. У вас столько люди свидетельствуют о живом Боге, почему вы не слушаете? Почему вы привязались к своим унылым, пустым, бессмысленным религиозным формам, которые не радуют вас? А сегодня Бог свидетельствует каждому человеку, вам уважаемые телезрители он свидетельствует, люди Божии обращаются к вам как в древности этому народу обращался Иоанн креститель. Вам свидетельствует Бог сам говоря через вашу совесть, Он свидетельствует о Себе и о Сыне своём. Дела Божии в вашей жизни свидетельствует вам о том, что Бог есть. Вспомните в нашей жизни не раз были моменты, когда вы чудом избавлялись от смертельной опасности. Библия, которая сегодня звучит везде свидетельствует о живом Боге. Почему люди не слышат? И что удивительно, этих свидетельств не слышат люди, почитающие себя людьми религиозными. И вот Христос дальше дает анализ, что с ними происходит. Кажется, Господи, Иисус Ты любящий, так о Тебе говорит Библия, Ты сострадаешь человеку, почему Ты так жёстко разговариваешь с людьми? А Бог иногда жестко разговаривает с человеком, потому что любит, для того чтобы этого человека спасти. И вот послушайте, что Иисус говорит им, 40 стих:

– Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Вы не религиозные люди, исполняющие многочисленные обряды, приносящие большие пожертвования в храм, вы не хотите прийти к Богу, чтобы иметь жизнь. 42 стих: но знаю вас, вы не имеете в себе любви к Богу. Вы религиозные люди, вы не имеете в себе любви к Богу, говорит Иисус к своему народу. Далее Он говорит: вы люди ищете славу, но славу вы ищите друг от друга, а не ищите славы Божьей, вы погрязли в корысти. Вот кстати обратите внимание, как вот эти слова Иисуса соотносятся со стихами 118 псалма. Вы ищите славу, это 44 стих, себе славу, вы ищите корысти, вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизни, вы не понимаете, что вас разрушает изнутри смерть духовная, а псалмопевец говорит: животвори меня на пути Твоем, он понял в каком состоянии он находится. Вы не имеете в себе любви к Богу, говорит Иисус, это 42 стих мы прочитали только что. А псалмопевец говорит: Господи, я вижу как моё сердце прикипает грешной любовью к миражам мира сего. Иисус тоже говорит этим людям: вы не имеете любви к Богу, вы имеете любовь к иллюзиям, к этим воздушным замкам, которые вы себе настроили. Обратитесь. А еще более всего Он говорит религиозным людям, что они никому не верят. 46 стих: ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? Удивительные слова! Народ, который считал Моисея величайшим пророком, готов был побить камнями, уничтожить любого человека, который отрицал писания Моисеевы, Христос говорит: а вы им не верите, вы им пользуетесь просто так, формально, для того чтобы удовлетворить свою похоть к славе, для того чтобы господствовать при помощи своей религии над другими людьми, вы только для этого используете законы Моисеевы, а сами вы не верите. И далее Он говорит, что вы не верите Мне. Вот это печальная картина, вмешательство Божье, так сказать, в религиозный мир человека. Страшно, когда Бог говорит человеку: ты не хочешь прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь, ты не имеешь любви ко Мне, ты ищешь славы человеческой, ты никому не веришь. Да разве приятно такое слышать от Бога? Казалось, что Иисус во все время своего служения людям на земле говорил только одни елеями слова. Это было не так. Именно потому что Он любил, Он иногда говорил жёсткие, правдивые, тяжелые слова любимым им людям. И в этом Божья любовь.

Вот почему подлинная религия не тогда, и подлинная вера человека не тогда, когда сердце его наполнено миром, покоем и радостью. Когда ты веришь подлинно, ты можешь страшно страдать, осознавая свою духовную несостоятельность, испытывая и поражаясь пустоте жизни, тому как жизнь разрушает смерть духовная. Подлинная вера дарит человеку правдивый и честный взгляд на жизнь. И если вы уважаемые телезрители сегодня находитесь в мрачном состоянии духа, вам тяжело от самих себя, вы угнетены своим поведением, своими мыслями, своими чувствами, вы видите как привязано ваше сердце к миражам мира сего, это первое свидетельство того, что Святой Милосердный Бог коснулся вашего сердца, Он любит вас и Он не оставляет вас в покое, Он не оставляет человека во зле, давая ему покой, Он избавляет человека от зла и тем самым даёт ему покой. Поэтому, когда наступают мрачные и трудные времена в вашей вере молитесь словами псалмопевца:

Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти. Господи, не дай мне искать славы человеческой, не дай мне погрязнуть в этом великом корыстолюбии и искать изо всего выгоду. Отврати, Господи, очи мои от суеты, так много пустого, лживого в моей жизни, отврати, Господи, чтобы не видеть, животвори меня на пути Твоем.

Когда человек признаёт правду о себе – это первый шаг избавления от смерти, от суеты, и от корысти. Вот тут начинается настоящая вера. Дай Бог вам такую веру. Божьих благословений вам. Всего доброго.