9. Добрый пастырь приносит свет жизни

Евангелие от Иоанна, 9:1-10:21

Иисус покидает храм, чтобы избежать смерти от рук религиозных руководителей. Затем Он подходит к слепому от рождения человеку (Ин. 9:1). После того, как этот человек был исцелен для славы Божьей (9:2-7), повествование развивается самым курьезным образом (9:8-34). Этот человек, допрашиваемый соседями и религиозными вождями, защищает Иисуса с забавной храбростью, умело и с огромным, почти непреднамеренным, сарказмом.

Когда человек был выгнан из общины (9:34), Иисус находит его, чтобы утвердить его развивающуюся веру и противопоставить ее вере наблюдающих фарисеев (9:35-41). Затем, чтобы обосновать свои действия и поддержать слепорожденного, Иисус приводит ряд иллюстраций (10:1-18). Он предстает как Добрый Пастырь, Который заботится об изгоях в Израиле.

Весь отрывок (9:1-10:21) представляет собой единое повествование,

12. котором Иисус, Свет миру (8:12, 9:5), произносит суд над религиозными вождями, сопротивляющимися Его свету, освещающему сердца и жизни тех, кто служит религиозной системе.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 9:1-41

Прочтите Иоанна 9:1-41 дважды, а затем ответьте на следующие вопросы:

8. Перечислите все, какие сможете найти, точки соприкосновения между 9-й главой Евангелия от Иоанна и предыдущим разделом (7-я и 8-я главы Евангелие от Иоанна).

9. Люди по-разному реагируют на Иисуса в 9-й главе Евангелия от Иоанна. Реакцию можно поделить на четыре категории: реакция соседей, религиозных вождей, родителей слепорожденного и реакция самого слепорожденного. Возьмите четыре листа, на каждом из них напишите соответственно: «соседи, религиозные вожди, родители и исцеленный слепой». Разделите каждый из листов на две колонки и сверху в одной колонке напишите: «уверены», а в другой

— «не уверены». Затем перечислите то, в чем на протяжении всей 9-й главы члены каждой группы уверены, а в чем — не уверены.

10. Скажите, какую ценность могло иметь это повествование для второго поколения христиан, которым, собственно, и было адресовано Евангелие от Иоанна.

11. Скажите, перед какой дилеммой оказались религиозные вожди, вынужденные считаться с заявлениями Иисуса о Себе. Каким образом 5-я, 7-я и 8-я главы помогают прояснить природу этой дилеммы?

12. Что является основным богословским вопросом в Ин. 9:39- 41? Сравните этот отрывок с Ин. 6:36-47 и Ин. 12:37-43. Скажите, как евангелист Иоанн пытается сохранить золотую середину между концепцией абсолютной свободы действий и концепцией ответственности со стороны человека.

13. Составьте план поэтапного развития веры в Иисуса у слепого человека.

Исследование Слова

Структура отрывка

LLL. 9-й главе Евангелия от Иоанна Иисус показывает делом, что Он имел в виду, когда сказал: «Я — свет миру» (8:12). Исцелив слепорожденного, Иисус прежде всего дал ему возможность видеть реальный свет; человек теперь может видеть (9:7, 11, 15). В конце главы Иисус выходит за рамки чуда, касающегося физического

зрения, и дает человеку духовное прозрение (9:35-39). Его способность дать физическое зрение демонстрирует Его способность и Его власть давать духовное зрение и духовную жизнь.

Этот рассказ продолжает тему праздника Кущей из 7-й и 8-й глав Евангелия от Иоанна. Тема воды продолжается, поскольку в процессе исцеления задействована вода купальни Силоам (из которой брали воду для торжественного возлияния в праздник; 9:7, см. также 7:37-39). Тема света прослеживается непосредственно в исцелении, да и Сам Иисус ясно говорит о ней (9:5, см. также 8:12). Хотя иудеи того времени не чувствовали нужды в Иисусе, потому что были детьми Авраама (8:33), рассказ об этом человеке, иудее, сыне Авраама и, тем не менее, страдающем от рождения, демонстрирует духовную нужду во Христе его соотечественников. Фрагмент с 39-го по 41-й текст содержит ясно выраженный, основной урок всей истории, изложенной с 1 -го по 38-й тексты. Другие уроки из этой истории содержатся в первой половине 10-й главы.

5. 9-й главе Евангелия от Иоанна виден резкий контраст между исцеленным слепцом и фарисеями. Он неоднократно выражает свое неведение по поводу того, кто его исцелил (9:12, 25, 36). Фарисеи, напротив, хвалятся тем, что знают все о происходящем (9:24, 29).

Слепой постоянно растет в вере, сначала говоря о «человеке, называемом Иисусом» (9:11), затем — приходя к убеждению, что Иисус должен быть пророком (9:17), далее — желая стать

Его учеником (9:27 — обратите внимание на «и вы» — Талберт. «Читая Евангелие от Иоанна», с. 160), затем настаивая, что Он должен быть от Бога (9:33) и, наконец, поклоняясь Иисусу как Сыну Человеческому (9:38). Фарисеи, напротив, по мере развития повествования все более и более слепнут. Сначала они признают факт, что произошло исцеление (9:15), а затем, по всей видимости, теряют эту уверенность (9:16, 17). В процессе спора они становятся все менее объективными, и в конце концов, пытаясь уличить человека в произнесении непозволительных вещей (9:27), выражают полное неприятие Иисуса (9:29), затем поносят того, чья единственная вина в том, что он оказался вблизи от места, где

проходил Иисус (9:34). В конце главы Свет миру подтверждает их слепоту (9:39-41).

Фон отрывка

Решение Иоанна включить эту историю в свое Евангелие может означать, что дискуссии между исцеленным слепорожденным и религиозными вождями отражали споры между иудеями и христианами того времени. После разрушения Иерусалима иудеи были сильно заинтересованы, чтобы выявить христиан, посещавших их синагоги, с тем, чтобы отлучить их. Подобная ситуация прямо противоположна той, которая отражена в Книге Деяния святых Апостолов, где христиане, в общем, свободно поклоняются в синагогах и в храме (Деян. 13:5; 15:21).

Следовательно, эта глава утешала христиан второго поколения, в частности, христиан-иудеев, которые потеряли свое место в синагоге

10. задавались вопросом: правильно ли они делают, следуя за Иисусом. Другие возможные причины сложной ситуации, в которой оказались некоторые христиане конце первого века, отражены в Ин. 12:42, 43 и 16:2.

Евреи того времени считали, что награда и наказание за поступки могут продолжаться даже до третьего и четвертого поколения. Когда кого-то поражала болезнь, для этого должна была найтись духовная причина. Таким образом, если ребенок родился слепым, это могло означать, что кто-то из его родителей, а может быть, их родители совершили грех; либо Бог наказывает наперед за грехи, которые должны быть совершены в будущем. Однако на судьбу тех, кто родился в еврейской семье, существенное влияние оказывали «заслуги отцов». Поскольку такие отцы, как Авраам и Моисей, проявили безукоризненное послушание, они накопили запас заслуг, которые могли бы смягчить последствия греха в последующих поколениях евреев. Это объясняет, почему в заявлении «мы дети Авраама» сквозит некая гордость (см. 8:33, 39).

Детальное исследование отрывка

Ученики, спрашивая в Ин. 9:2, кто виновен в состоянии этого человека — он сам или его родители, выражают богословие тех

времен. По всей видимости, они думали, что каждая болезнь или инвалидность была прямым следствием конкретного греха. Иисус немедленно отрицает подобное богословие (9:3), тем самым отрицает всю иудейскую систему воздаяний и наказаний. Хотя многие заболевания действительно являются прямым результатом греха или вредных для здоровья привычек, существуют и другие причины заболеваний и инвалидности людей. Одной из вестей этого отрывка является мысль о том, что болезнь или немощь иногда создают условия, в которых уникальным образом могут проявиться дела Бога.

После помазания глаз человека грязью Иисус посылает его смыть грязь в купальне Силоам, которая находится по меньшей мере на расстоянии километра от места, где они стояли. Глаза мужчины открываются у купальни, а не рядом с Иисусом. Это в очередной раз подтверждает одну из тем Евангелия Иоанна — слово Иисуса так же действенно, как Его прикосновение.

Затем соседи вовлекают этого человека в забавную перепалку (9:8-12), они приводят его к фарисеям для допроса (9:13). По мнению фарисеев, поскольку день исцеления был субботним днем (9:14) и поскольку человек родился слепым (а значит, был грешным и заслужил кару), Иисусу не следовало спешить с его исцелением. Это мнение ставит фарисеев перед серьезной дилеммой (9:15, 16). С одной стороны, исцеление свидетельствовало о работе человека, которого, по мнению некоторых, Бог наделил особыми полномочиями. Другие заявляли, что, исцеляя в субботу, Он доказывает, что является грешником, ибо, если пророк, совершающий чудеса, делает что-либо или учит тому, что не соответствует закону Бога, он является лжепророком (Втор. 13:1-5). Делая это, Иисус подводит их к вопросам, которые они не в состоянии объяснить. А их значение очень серьезно! Как отмечает исцеленный человек, если какой-то пророк совершает удивительные

8. истории чудеса, это определенно является знаком, свидетельствующим о пришествии Мессии, не так ли (Ин. 9:32, 33)?

Хотя родители человека знают правду, они отказываются говорить, потому что опасаются последствий (9:18-22). Но если они и

посоветовали сыну хранить молчание, то это не помогло, поскольку он становится все смелее и смелее. Он с сарказмом демонстрирует открытое неповиновение религиозным вождям (9:27, 30-33). Для исцелившегося человека неверие религиозных лидеров — нечто удивительное (9:30). Их заключительные слова выдают их знание о том, что исцеление произошло на самом деле (9:34). Таким образом, их сопротивление основано не на разумных аргументах, а на слепой ненависти. Поскольку Иисус находится вне досягаемости, они обрушивают свой гнев на исцеленного Им человека. Это говорило второму поколению, что те, кто противостоят их христианской жизни, также преследовали Иисуса. Он разделяет их страдания, так же, как они разделяют Его.

4. 35-го по 41-й тексты закладывается основание для развития темы о Добром Пастыре, находящейся в 10-й главе. Иисус заботится об изгоях. Когда вожди религиозных систем изгоняют людей по причине своей вражды к Иисусу, они демонстрируют собственную слепоту (9:39-41) и дают Иисусу возможность собрать изгнанных в Свое стадо (9:35-38).

Основные темы отрывка

Предопределение и ответственность человека

10. завершающих текстах 9-й главы ясно обозначен важный аспект Евангелия от Иоанна. Иисус со всей ясностью дает понять, что Бог контролирует события в этом мире. Он пришел, чтобы состоялся суд, «чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (9:39). Здесь нет намека на человеческий выбор или ответственность. Но затем, в ответе фарисеям, Иисус утверждает, что они сами должны взять на себя ответственность за собственную слепоту (9:41). Никто не ослепил их.

Следовательно, в Ин. 9:39-41 мы можем видеть динамичное равновесие между утверждением, что Бог осуществляет контроль над событиями, и утверждением, что люди несут ответственность за собственную участь (более подробное разъяснение того, что я имею

Я виду под динамичным равновесием, см. Паулин. «Что Библия говорит о последнем времени», с. 104).

Динамичное равновесие пронизывает собой все Евангелие, хорошим примером может служить Ин. 12:37-43. В этом отрывке автор дает ответ на вопрос: почему, несмотря на то, что Иисус совершил так много чудесных знамений, многие, тем не менее, не поверили в Него (12:37)? Вот два ответа на этот вопрос. Во-первых, многие «не могли веровать», потому что, по словам пророка Исаии: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое» (12:39, 40). Оригинал четко гласит: «Не могли они веровать» (12:39). Однако, во-вторых, многие верующие, не могли исповедовать свою веру, потому что «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (12:42, 43). Неверие, таким образом, может быть вызвано двумя причинами: Божьими действиями (9:39), с одной стороны, или человеческой реакцией на них (12:39, 40) — с другой.

Из всего Евангелия от Иоанна явствует, что вера — это условие для принятия Благой вести. Это позиция, которую человек должен занять сам (3:18, 36). Для неверия нет никаких извинений (15:22; 12:47); в конечном итоге это является результатом слабоволия (5:40; 7:17). Люди не приходят к Иисусу, потому что тем или иным образом они отказываются прийти.

7. четвертом Евангелии неверие является симптомом нравственной проблемы. Причина, по которой люди не приходят ко Христу, в том, что им есть что скрывать (3:19-21; 5:44; 8:37-47). У человека, который хочет жить с собой в ладу, есть только два пути. Он может исповедать свои грехи перед Богом, исповедать все, что только можно, и быть в мире с собой и со вселенной; либо он может изменить свое богословие в угоду своей греховности.

Следовательно, за большинством ересей кроется нравственная проблема. Богословие людей меняется в соответствии с их образом жизни. Это подтверждается открытиями в области психологии. Исследования показывают, что верования людей имеют сравнительно небольшое влияние на их образ жизни. Члены церкви могут регулярно злоупотреблять сексом, здоровьем, употреблять алкоголь и наркотики, как и светские люди. С другой стороны, образ жизни человека имеет огромное влияние на то, во что он верит.

Участие в определенном грехе, в конце концов, изменит то, во что человек верит, если этот грех не исповедан и не прощен.

Но изложенная выше истина не должна затмить от нас противоположную реальность четвертого Евангелия. В Ин. 6:36-47 Иисус утверждает, что никто не приходит к Богу, если это не дано человеку Самим Богом (6:37). Иными словами, никто не приходит к Богу, если Сам Бог не «подтолкнет» человека (6:44). Хотя вера невозможна без вмешательства Бога, тем не менее даже в этом отрывке присутствует мысль, что в конце людям предоставляется право решить, позволят они Богу покорить их или нет (6:37, 40). «Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (6:45).

Следовательно, в высказываниях Иисуса, записанных в четвертом Евангелии, Иоанн указывает на динамику между «Божьим предопределением» и ответственностью человека. Никогда не следует говорить, что человек сам по себе пришел к Богу. Никто не приходит к Богу, если Бог не решит привлечь его. В конечном итоге Божье могущество и Его любовь ответственны за каждого человека, пришедшего к Иисусу. Но кого же привлекает Бог? «И будут все научены Богом» (6:45, см. также Ис. 54:13). Опасность доктрины о предопределении не в том, что она утверждает, но в том, что она отрицает. Учение о предопределении правильно утверждает, что Бог является причиной обретения человеком веры. Никто не может похвастаться, что он — великий христианин. Никто из нас даже не начнет общаться со Христом, если Бог не вмешается в нашу жизнь. Но учение о предопределении выходит за границы Писания, когда утверждает, что у нас нет выбора, быть или не быть спасенными.

Евангелие от Иоанна неоднократно утверждает, что у людей есть выбор в этом вопросе и что они несут ответственность за этот выбор. Таким образом, самый большой грех в четвертом Евангелии — это неверие (16:9; 9:41). Столкнуться со столь великим спасением, с Божьей «подталкивающей» силой и отказаться поверить — грех немыслимых масштабов. Но даже и в этом ни один человек не способен осознать грех неверия, если Дух Святой не поможет ему

(16:8). Следовательно, хвастаться духовной доблестью — самое ничтожное хвастовство.

Возможно, это динамическое равновесие лучше всего гармонизируется следующим образом: когда я смотрю на собственное прошлое, ясно, что духовным прогрессом я обязан могучим делам Бога в моей жизни. И при этом, однако, когда я смотрю в будущее, становится столь же очевидно, что мне не раз придется сделать выбор, чтобы продолжить это развитие.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 10:1-21

Прочтите Иоанна 10:1-21 дважды, а затем ответьте на следующие вопросы:

8. Пользуясь Симфонией, найдите все тексты в Евангелии от Иоанна, содержащие выражение: «Истинно, истинно» (ищите слово «истинно). Составьте список всех этих текстов и напишите рядом с каждым, как он соотносится с контекстом. Привносит ли он новую мысль или подчеркивает предыдущую? Следует он в начале, в середине или конце повествования?

9. Сравните Ин. 10:1-21 с 15-й главой Евангелия от Луки и 18-й главой Евангелия от Матфея. Отметьте сходства и отличия, которые обнаружите между этими тремя версиями истории о потерянной овце.

10. Что символизируют собой овцы, пастух, наемник и вор? Каким образом этот отрывок связан с 9-й главой Евангелия от Иоанна?

Исследование слова

Структура отрывка

Первая часть 10-й главы Евангелия от Иоанна (10:1-21) тесно связана с событиями 9-й главы. Это очевидно в тексте оригинала. Глава не начинается словами, которые определенно должны находиться в начале, но с «истинно, истинно говорю вам…» (в греческом тексте: Аминь, аминь). Нигде в Евангелии Иисус не использовал это выражение в начале дискуссии. Всюду в других местах это всегда момент логического ударения в середине

разговора (см., например, 6:26, 32, 47, 53; 8:34, 51, 58). В Ин. 10:1-21 Иисус строит Свои рассуждения, имея в виду исцеление слепорожденного, а не избавление его от духовного надругательства со стороны религиозных лидеров (гл. 9). О том, как слепец отнесся к Иисусу, написано в Ин. 10:4. Слепец — та овца, которая узнала голос Пастыря и охотно последовала за Ним. В 10-й главе Евангелия от Иоанна Иисус есть Добрый Пастырь, Который заботится обо всех овцах, даже о тех, которые были изгнаны из овчарни.

Следовательно, Ин. 9:39-41 — отрывок, связанный с предыдущим и последующим контекстами. Он функционирует как заключение, суммирующее духовные уроки 9-й главы, в то же время является отправной точкой для рассуждения о Добром Пастыре в 10-й главе. Свет мира раскрывает истинное состояние так называемых пастырей, фарисеев. Вместо того, чтобы неподдельно, как пастыри, заботиться об овцах, они ведут себя, как наемники.

Ин. 10:1 -21 легко разделить на две части. В текстах с 1 -го по 5-й предлагается аналогия из реальной жизни в древнем мире, после чего (10:6) следует заключение. Затем, в Ин. 10:7 Иисус предлагает аллегорическое объяснение аналогии, приведенной с 1 -го по 5-й тексты. Он говорит о Себе как о Двери (10:7-10) и как о Добром Пастыре (10:11-18), Который не теряет Своих идущих следом овец (10:26-30). Тексты с 19-го по 21-й говорят о разнородной реакции присутствующих там религиозных лидеров.

Фон отрывка

Фрагмент Ин. 10:1-5 является тем местом в Евангелии от Иоанна, где Иисус произносит притчу-сравнение. В дополнение к этому отрывку ряд других высказываний смутно напоминают притчи. Возможно, «аналогии» — лучший из терминов, чтобы охарактеризовать их. Иисус говорит о ветре (3:8), о друге жениха (3:29), об урожае (4:35-38), рабе и свободном (8:34, 35), о путешествующем ночью (11:9,

10), о зерне пшеницы (12:24) и виноградной лозе (15:1-7). Это не притчи в полном смысле этого слова, какие можно найти в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. Аналогия в 10:1-5 во многом схожа с древними загадками.

13. качестве овчарен в древней Палестине, как правило, использовались природные пещеры. Овец приводили в пещеру вечером, пастух занимал место у входа в пещеру и там спал.

Любой разбойник или дикий зверь, пытавшийся пробраться к овцам, не мог безнаказанно пройти мимо пастуха. То же верно в отношении любой из овец, которой захотелось бы выйти побродить в темноте.

Там, где не было пещер, строилась ограда из камней с входом с одной стороны. Ширина входа была такова, что позволяла пастуху заслонить его собственным телом во время сна. Поэтому, когда Иисус говорил о Себе как о Добром Пастыре и как о Двери для овец, слушатели могли понять, что эти примеры представляют собой два различных способа описания одной и той же деятельности.

5 Ветхом Завете есть несколько параллелей рассуждению о Добром Пастыре. Когда Моисей приблизился к концу своей жизни, он начал беспокоиться о поиске достойного преемника для руководства Израилем (Чис. 27:12-23). Он молился Богу, чтобы Тот поставил над обществом человека, который будет выводить и вводить их, как пастырь водит своих овец (Чис. 27:16, 17). Эта обязанность была возложена на Иисуса Навина, его имя такое же, как и у Христа. В Мих. 2:12, 13 Сам Господь берет на себя роль пастыря Израиля. А в 34-й главе Книги Иезекииля пастырями Израиля являются цари из колена Иудина. Но, выполняя эту задачу, они были неверны (34:2-6). Поэтому Яхве Сам планирует стать их Пастырем (34:11-16). Тогда Он исправит все, что делалось небрежно или неправильно (34:17-22), и поставит над Израилем слугу Своего, Давида, который будет управлять ими в соответствии с планом Яхве (34:23, 24). И после этого израильтяне будут благословенны во всем, что бы они ни делали (34:25-31).

Следовательно, представление о Добром Пастыре в Ветхом Завете связано с Самим Яхве, с преемниками Моисея и с Давидом. И это представление четко соотносится с Иисусом, Который является истинным Моисеем (Ин. 1:17 и т. д.), царем по линии Давида (1:49; 12:13, 15; 18:33-39; 7:42), а также тем, Кто равен с Отцом (1:1;

10:30).

Еще одна интересная деталь. Во время литургии в еврейской синагоге в древности 34-я глава Иезекииля читалась в субботу после праздника Кущей, когда близился праздник обновления. В Евангелии от Иоанна беседа о Добром Пастыре происходит непосредственно после праздника Кущей (7:1-11,14, 37) и перед отрывком, описывающим посещение Иисусом Праздника обновления (10:22). Таким образом, беседа Иисуса о Добром Пастыре обусловлена временным контекстом и идеально вписывается в словесную ткань самого Евангелия.

Детальное исследование отрывка

Аналогия Ин. 10:1-5 делает ударение на отношениях между пастырем и овцами. Он всегда входит дверью, а не другим способом, как это может делать вор (10:1,2). Овцы следуют за ним, потому что знают его голос, и он называет их по имени (10:3, 4). Они не будут следовать за чужим, потому что они не узнают его голоса (10:5).

Затем Иисус объясняет эту аналогию, которую рассказал (10:6). Он является Дверью для овец, и все, кто были до Него, — воры и разбойники (10:7-10), но истинные овцы не слушают их (10:8). Дверь

— это Дверь спасения (10:9). Говоря о «ворах и разбойниках», которые приходили до Него, Иисус, мог иметь в виду саддукеев и первосвященников, которые занимали ведущее положение в храме со времен Маккавеев (152 г. до н.э.). Слово «убить», употребленное в 10-м тексте, часто используется для обозначения жертвенного заклания в храме. Хотя саддукеи и первосвященники стояли во главе религиозной системы, в раннем иудаизме они никогда не пользовались доверием обычных людей.

В отличие от воров и разбойников, которые крадут, убивают, разрушают, Иисус дает жизнь с избытком, и она богаче и полнее той, что предлагает противостоящая Ему религиозная система (10:10). Она имеет все характеристики вечной жизни, но начинается прямо сейчас для тех, кто верит в Иисуса (5:24, 25).

Добрый Пастырь противопоставлен наемникам, которые не беспокоятся об овцах (10:11,12). Личная обеспокоенность за овец не присуща наемнику. Он пасет их только для того, чтобы заработать себе на жизнь. Если приходит дикий зверь, он бежит, чтобы

защитить то, что в действительности значимо для него — то есть себя самого (10:12, 13). В противоположность этому Добрый Пастырь не только заботится об овцах, но и готов отдать за них Свою жизнь, потому что в первую очередь Его заботит их благосостояние (10:14,15).

Говоря о «других овцах, которые не сего двора», Иисус, возможно, имеет в виду обращение язычников. О первых плодах обращения написано в Ин. 12:20-22. На самом деле, то, что язычники пришли, чтобы увидеть Иисуса, по всей видимости, воспринимается Им как знак, что пришло время Его смерти (10:23, 24) — время, когда Он привлечет к Себе не только иудеев, но и всех людей (10:32). Иисус завершает беседу указанием на Свою добровольную смерть и воскресение, что является повиновением заповеди Отца (10:17, 18). Подробно об этом поговорим в главе о распятия (Ин. 19). И вновь религиозные вожди, похоже, не уверены: одержим Иисус демоном или Он Тот, Кто говорит и действует от имени Бога (10:19-21).

Основные темы отрывка

Иисус — Дверь

Когда Иисус говорит о Себе как о Двери, через которую должны пройти овцы, чтобы быть спасенными, в Евангелии от Иоанна передается та же самая весть, что и в Деян. 4:12 (см. Ин. 14:6). Иисус заменяет Собой все другие способы спасения. Не существует другого способа попасть в овчарню, кроме как через Дверь.

Иисус есть Добрый Пастырь

Как Дверь спасения Иисус приводит людей к Отцу. Как Добрый Пастырь Иисус заботится о вошедших в овчарню Церкви. Как Добрый Пастырь Он обладает двумя основными характеристиками — готовностью умереть за овец(10:11-13,17,18) и тем, что Он знает овец лично (10:3, 14-16). Этими двумя качествами он отличается от фарисеев, которые представлены как наемники. Фарисеям нет дела до овец. Они не знают их и не готовы за них умереть.

Иисус, напротив, Добрый Пастырь. Не теряется ни одна из вверенных Его попечению овец. Он не только лично заботится о Своих; Он

заявляет, что эти, изгнанные религиозными лидерами, принадлежат Ему (9:34-38).

«Притча о потерянной овце» в 10-й главе Евангелия от Иоанна имеет два уровня. Во-первых, во времена Иисуса она была упреком иудейским религиозным лидерам, так грубо обошедшимся

со слепорожденным человеком. Они выдали свою подлинную наемническую сущность.

Во-вторых, эта история служит в Евангелии от Иоанна ободрением для христиан второго поколения, которые сталкиваются с отношением, аналогичным тому, которое пришлось пережить слепорожденному.

По-другому функционирует притча о потерянной овце в 18-й главе Евангелия от Матфея. Ее контекст — церковная дисциплина (Мф. 18:15-17; см. также Ин. 10:10-14).

Истинный пастырь Церкви последует примеру Христа и сделает все возможное, чтобы найти ушедшую из церкви овцу (10:12, 13). Но, хотя Бог с нежностью относится к этим заблудшим овцам (10:14), тем не менее в церкви есть немало «бывалых» христиан, которые относятся к духовным малышам совсем не так, как это делает Бог (10:5-7). 18-я глава Евангелия от Матфея адресована «бывалым» христианам, которые любят осуждать духовных малышей в церкви, борющихся со слабостью и незрелостью. Тем, кто занимает в церкви место судей, следует обеспокоиться, как они распоряжаются своим положением, потому что однажды они сами предстанут перед высшим судом (10:7-9).

С Лк. 15:3-7 овцу не изгоняют, она заблудилась сама. Однако Добрый Пастырь все равно идет, чтобы найти ее. Весть 10-й главы Евангелия от Иоанна заключается в следующем: «Я не позволяю потеряться Моим овцам» (10:28, 29), а весть 15-й главы Евангелия от Луки гласит: «Даже если они потеряются, я никогда не брошу их; Я буду искать до тех пор, пока не найду и не верну их обратно». Благословенная уверенность, которую порождают эти отрывки, заключается в том, что никто из пришедших к Отцу через Иисуса никогда не будет изгнан вон (6:37). Мы можем быть слабыми в вере

В шататься из стороны в сторону, но если мы останемся с Иисусом как ветви на лозе (15:1-7), мы будем не только в безопасности, но будем постепенно возрастать в благодати и сформируем хороший характер. Наше дело — верить и делать выбор. А дело Христа — безопасно держать нас в Своей руке (10:28, 29).

Применение Слова

Евангелие от Иоанна, 9:1-10:21

С Какие физические недостатки, финансовые неудачи, проблемы в отношениях, болезни или другие неприятности в конечном счете оказались для вас великим благословением в духовном и других отношениях? Как вам удалось разглядеть руку Божью в некоторых из этих обстоятельств?

С Случалось ли вам когда-либо в жизни быть исключенным из какой-либо группы за свои религиозные убеждения? Оказалось ли это исключение в конце концов благословением или оно до сих пор причиняет вам боль? Какие шаги вы могли бы предпринять, чтобы предотвратить это исключение?

С Научились ли вы отличать «голос Бога» в своей жизни от

«других голосов»? Какие способы помогли вам стать более открытыми для Божьего руководства? Какие аспекты современной жизни снижают чувствительность к голосу «Доброго пастыря»? Можете ли вы вспомнить последний раз, когда вы знали, что Бог ведет вас в определенном направлении?

Изучение Слова

у Воспользуйтесь Симфонией, чтобы найти все случаи употребления слова «пастырь» в Ветхом Завете. На основе найденных текстов поговорите о добрых и злых пастырях; составьте два списка: один — добрых пастырей, другой — плохих пастырей. Сравните это с добрым и плохими пастырями в притче Иисуса. Какие аспекты вы смогли понять глубже после изучения этой дополнительной информации из Ветхого Завета?

у Прочтите первые десять глав Иоанна, отмечая все, какие сможете найти, утверждения, относящиеся к вопросу свободы

действий Бога, выражения типа: «Я пришел в этот мир, чтобы…». Найдите также утверждения, которые подчеркивают ответственность человека, утверждения типа: «Если вы готовы исполнять Его волю…». Особое внимание обратите на те случаи, когда эти утверждения находятся в пределах одного текста или в близлежащих текстах. На основе этих текстов объясните соотношение между волей Бога и человеческой свободой действий.

Для дальнейшего исследования

Я Относительно вопроса предопределения, его соотношения с ответственностью человека в Евангелии от Иоанна см. Шнаккенбург, т. 2, с. 259-274; С.Х. Хорн, «Библейский словарь АСД», с. 837-875.

Я Для общего понимания 9-й и 10-й глав Евангелия от Иоанна см. Е. Уайт, «Желание веков», с. 470-484.

Я Относительно символики овец и пастыря в Евангелиях см.

«Словарь: Иисус и Евангелия» под ред. Дж. Б. Грин и Мак¬Найт, с.

751-754.