IV. Ученики призывают новое поколение

12. Ученики заменяют собой Иисуса

Евангелие от Иоанна, гл. 13-17

M. 13-й главы меняется весь тон Евангелия от Иоанна. Вместо деятельности, учения и публичных дискуссий Иисус удаляется в неназванное место (13:1,2; по всей видимости, верхняя горница упоминается в других Евангелиях — Мф.26:17, 18;Мк. 14:12-15; Лк. 22:7-12), чтобы спокойно дать ученикам многие наставления. С 13-й по 17-ю главы, когда ученики начинают понимать, что Иисус действительно собирается их оставить и старается подготовить их к этому событию, над верхней горницей нависает тень креста. Иисус постоянно повторяется в этой части Евангелия, а ученики, по всей видимости, не в состоянии Его понять.

Большая часть этого раздела отсутствует в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. Она включена сюда по причине особой заботы Иоанна

F. втором поколении христиан, которые лишены общения лицом к лицу с Иисусом или Его учениками. В этом разделе Иисус произносит прощальную речь, в которой учит учеников, как жить, не видя Его. Подобным образом второе поколение должно будет жить, лишившись учеников.

Однако второе поколение не окажется в худшем положении. Благодаря Святому Духу они смогут обрести полноту жизни, которую предлагает Иисус в той же мере, как и любому из учеников, кто ходил рядом с Иисусом на этой земле. В действительности ученики в верхней горнице воспринимают Его слова с трудом. Таким образом, в разделе с 13-ю по 17-ю главы подчеркивается истина о том, что для учеников лучше, чтобы Иисус удалился, поскольку с пришествием Духа будут возможны более великие дела и откроется более глубокое понимание (14:12-17; 16:7).

Эта часть Евангелия начинается рассказом об омовении ног и выяснением того, кто предаст Иисуса (13:1-30). Уход Иуды позволяет Иисусу погрузиться в искренний и откровенный диалог с Его учениками по поводу Его и их будущего (13:31-14:31). После того,

как ужин окончен, Иисус засиживается в верхней горнице со Своими учениками (14:31-18:1). Он продолжительно освещает темы, поднятые в изложенном ранее диалоге (15:1-16:33). Ученики лишь изредка прерывают Его (16:11, 18, 29, 30). Раздел завершается трепетной молитвой Иисуса о Своих учениках и о втором поколении учеников, которые поверят в Него благодаря словам, написанным Его учениками (17:1 -26).

Раздел начинается с омовения ног (13:1-12) и заканчивается тем, как Иисус вместе с учениками оставляют горницу и направляются через долину Кедрон в оливковую рощу, где Иуда предаст Иисуса (18:1-3). Вызывают интерес слова Иисуса в Ин. 14:31. Здесь Иисус предлагает ученикам покинуть горницу. Когда произошло изложенное с 15-й по 17-ю главу? Ученики вместе с Христом, встав, задержались в горнице (как-то нередко бывает)? Или же, как полагают некоторые ученые, это является свидетельством того, что после смерти Иоанна кто-то вставил материал, имеющий ту же тему, что и в 13-й и 14-й главах? Поскольку у нас нет доказательств, что последнее имело место (хотя книга Е. Уайт «Пророки и цари» показывает пример того, как могли случиться подобные вставки, см. «Жизнь Е. Уайт», с. 435, 436), предпочтительным является первый вариант (Елена Уайт делает предположение, что раздел с 15-й по 17-ю главы описывает то, что произошло по пути из Иерусалима в Гефсиманию, «Желание веков», с. 674′).

Поскольку с13-йпо17-ю главы описывается единый эпизод, я решил не делить материал на главы, но рассмотреть его как единое целое

двумя разными способами. Во-первых, цель этой главы — раскрыть основные вопросы раздела в четырех частях (13:1-30; 13:31-14:31; 15:1-16:33; 17:1-26). Следующая глава не содержит материала относительно высказываний Иисуса о роли Святого Духа в период между Его первым и вторым пришествием (14:16,11; 14:26,27; 15:26,27; 16:7—15). Глава нашей книги не ограничена отрывком с 13-ю по 17-ю главу, но в ней будут рассматриваться утверждения Иисуса о Святом Духе во свете всего Евангелия от Иоанна.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 13:1 -30

Прочтите Ин. 13:1-30 как минимум дважды, а затем ответьте на следующие вопросы:

8. Перечислите в этом отрывке все, что знает Иисус, но чего не знают ученики.

9. Попробуйте объяснить каждое из «трудных» утверждений, находящихся в 8-м, 10-м, 14-м, 19-м и 27-м текстах.

10. Объясните, пожалуйста, почему, по вашему мнению, Петр так упорно возражает против того, чтобы Иисус омыл его ноги (13:8).

11. Перечислите по порядку все, что в этом отрывке говорится об Иуде. Попробуйте описать отношения, которые могли быть у него с Иисусом. При помощи Симфонии выпишите все, что известно о биографии Иуды из других Евангелий. Сравните свои находки со статьей об Иуде в Библейском словаре.

Исследование Слова

Фон отрывка

13. те времена бытовал обычай купаться перед посещением пира. По прибытии же не нужно было купаться еще раз, а нужно было только омыть ноги. Таким образом, омовение ног, по всей видимости, было церемонией, которая совершалась гостями, прежде чем войти в дом

(Баркли, т. 2, с. 141).

Детальное исследование отрывка

Перед праздником Пасхи, который должен был начаться двадцать четыре часа спустя, согласно Евангелию от Иоанна (19:31 -37; в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки ужин в горнице является пасхальной трапезой), мысли Иисуса обращаются к Его уходу из этого мира и к тому, как этот уход скажется на Его учениках (13:1). По мере приближения крестных событий можно было бы ожидать, что Иисус будет думать о Себе и тех ужасных страданиях, которые Ему предстоит пережить на следующий день. Но Он настолько поглощен любовью к Своим ученикам, что думает о том, как они будут жить, когда Он вернется к Отцу. Он не обращает внимания на предстоящие собственные страдания, но размышляет о будущих страданиях учеников и готовит их к ним.

Следовательно, Ин. 13:1 в двух словах обобщает то, что содержится

G. отрывке с 13-ю по 17-ю главы. Эти главы содержат прощальную беседу, в которой Иисус готовит Своих учеников к тем реалиям, с которыми им придется столкнуться без Его физического присутствия

H. мире. Для автора этого Евангелия чувство утраты и бессилия, пережитое учениками, осознавшими, что они вот-вот потеряют Иисуса, идентично переживаниям второго поколения христиан, которые вот-вот потеряют Иоанна, последнее живое звено, связывавшее их с земным Иисусом.

Омовение ног — не обычное дело. Иисус знает, кто Он (13:3), и Он знает характер тех, кому Он служит (13:2). Это намеренное служение Бога греховному, не преобразованному человечеству. Петр, конечно, отвечает с присущей ему резкостью. На греческом языке речь Петра содержит двойное отрицание, это означает, что он ни при каких обстоятельствах не позволит Иисусу омыть свои ноги, независимо от того, сколько ему дадут времени на размышление (13:8). 8-й текст можно перевести с греческого следующим образом: «Никоим образом вовек!» Петр совершенно потрясен тем, что Иисус может (готов) омыть ему ноги.

Петр, несомненно, думал, что защищает Иисуса от унижения. Но

ответ Иисуса (13:8) ясно дает понять, что в действительности Петр

защищал от унижения самого себя, поскольку должен был признать

собственную нужду в служении Иисуса заблудшим (Мк. 10:45).

«Отказаться от того, что Господь благоволит сделать для нас, не

является смирением» (Джемейсон, Фауссет и Браун, с. 1058).

Истинное смирение приходит, когда мы принимаем самоотверженную

благодать Христа.

13. 10-м тексте Иисус проводит аналогию на основе омовения, позволяющую различить два вида духовного очищения. Первое ассоциируется с полным погружением тела в воду и символизирует собой первоначальное оправдание. Это момент в жизни человека, когда он принимает очищение Иисусом всей своей жизни и дает ей новое направление. Такое одномоментное очищение в начале христианской жизни представляет собой крещение.

14. другой стороны, омовение ног указывает на нужду христиан очищаться от грязи, появляющейся в результате ежедневного контакта с греховным миром и его испорченностью. Ноги всегда соприкасаются с землей и поэтому нуждаются в постоянном очищении. Поэтому те, кто был однажды оправдан, по мере продолжения жизни нуждались в постоянном обновлении и оправдании. Прекрасное ободрение, которое надлежит извлечь из этой аналогии, заключается в том, что наши повседневные несовершенства на этой земле не ставят под вопрос наше оправдание! Тому, кто искупался, нужно только ноги омыть! Мы не лишаемся и не обретаем Божью благодать по нескольку раз в день! Мы в безопасности до тех пор, пока не решим совершенно уйти прочь (Ин. 10:27-29).

Образ Иисуса Христа, моющего ноги Своим ученикам, символизирует прощение Им грехов, совершенных после крещения. Если это так, то для учеников омыть ноги друг другу указывает на готовность простить бытовавшее раздражение и прегрешения, угрожающие единству в любви, которое Иисус заповедал Своим ученикам (13:34,35 — Талберт. «Читая Евангелие от Иоанна», с. 194).

Видимо, Иуда никогда не был чист (13:11). Хотя он долгое время ходил с Иисусом, но так никогда не построил правильных отношений

MMM. Богом. Ему омовение ног ничего не давало. Однако другим ученикам, хотя они и могли быть слабыми и несовершенными, вменились правильные отношения с Богом через служение, которое совершил для них Иисус.

Хотя в Евангелии от Иоанна нет ясного описания служения причастия посредством хлеба и вина, 18-й текст содержит сильный намек на то, что омовение ног состоялось в контексте Вечери. Те, чьи ноги только что омыл Иисус, делят между собой Хлеб Иисуса. Апостол Павел в своем рассказе о Вечере Господней говорит о людях, которые недостойно едят и пьют за столом во время Вечери (1 Кор. 11:27-30). Возможно, он приводил в пример Иуду. Те, кто вкушают трапезу Господню и все же ведут себя таким образом, что предают Господа, становятся своего рода Иудами.

Цитата, которую приводит Иисус из Пс. 40:10 (13:18), напоминает читателю о предательстве Давида Ахитофелом, который был его доверенным другом и советником (2 Цар. 15:12,31-37 — Ахитофел мог быть дедушкой Вирсавии — интересный поворот ситуации; см. Фридман, т. 1, с. 193). Поскольку обмакивание хлеба и предложение его другому было особым жестом дружбы (Джемейсон, Фауссет и Браун, с. 1059; Баркли, т. 2, с. 146), то представляется очевидным, что Иисус стремился к глубокой личной дружбе с Иудой и, следовательно, особенно болезненно переживал его предательство (13:20; см. Е. Уайт, «Желание веков», с. 645, 716-722).

Интересно, что ученики никогда не подозревали Иуду. Поскольку они доверили ему хранение денег (12:6; 13:29), то он, вероятно, был последним из учеников, кого они могли бы заподозрить. И, несмотря на поступки Иуды, Иисус никогда не позорил его перед другими (13:27-30). Он даже позволяет ему сесть на самое почетное место, слева от себя (Баркли, т. 2, с. 145). До этого момента Иуда мог повернуть обратно, но его ум попадает под влияние сатаны (13:2, 27). В отличие от Никодима, он движется от света в тьму (13:30; ср.

3:2, 19-21).

Основные темы отрывка

Вера должна выражаться в поведении

Основной урок, который можно извлечь из служения омовения ног, заключается в том, что христианская вера не является настоящей, если она не выражается также в поведении.

Ученики называют Иисуса «Учителем» (13:13), это же слово Иисус использует для описания Никодима (3:10). Они также называют Его «Господом» (20:28), что означает, что Он имеет право говорить им, что делать. В отличие от Никодима, который мог бы преподавать теоретические истины, Иисус — Учитель, Который ожидает от Своих учеников, что они будут не только веровать в то, во что Он верит, но

6. будут жить, как Он живет (13:14-16). Слышавшие Его учение приглашались следовать за Ним, служа, как служил Он (12:26). Однако Иисус признает, что в христианской жизни все, как правило, оканчивается знанием (13:17). Мы все в большей мере знатоки истины, нежели практики.

Пророческое толкование

Хотя пророческое толкование и не является центральной темой отрывка, тем не менее утверждение Иисуса в Ин. 13:19 простирается

11. будущее. Иисус утверждает, что Он описывает события (например, предательство Иуды и пришествие Духа — 14:29), прежде, нежели они произойдут, для того чтобы, когда они осуществятся, ученики могли бы поверить. Этот текст повторяет то, что мы уже встречали в других местах (7:39; 12:16). Ученики же не очень верили в полном смысле этого слова, пока Иисус не ушел от них. Они никогда заблаговременно не просчитывали то, что произойдет.

Полагаю, что этот текст применим для понимания библейских пророчеств. Хотя в Библии Бог описывает Свои планы на будущее, эти предсказания никогда не бывают настолько ясными, чтобы ограничить Его будущие действия, или настолько детальными, чтобы заблаговременно описать Его действия в мельчайших подробностях. Цель пророчества двояка. Оно должна влиять на то, как мы живем сегодня, и оно должно четко указывать на действия Бога в истории после их осуществления. Нам никогда не следует ожидать, что все можно просчитать заблаговременно. Многие «апокалиптически настроенные иудеи» думали, что им удалось вычислить события наперед, и все-таки точность их расчетов стала причиной того, что они упустили истинно осуществившееся пророчество.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 13:31-14:31

Прочитайте Ин. 13:31-14:31 дважды, а затем ответьте на следующие вопросы:

9. Почему, прежде чем поделиться содержащимися в этом разделе истинами, Иисус ждал, пока уйдет Иуда? Какое доказательство из отрывка поддерживает ваш ответ?

10. Перечислите доказательства из Ин. 14:9-14, на которые опирается Иисус, заявляя, что Он и Отец — одно. Подумайте, пожалуйста, о дополнительных доказательствах, находящихся в учении Иисуса в первых двенадцати главах Евангелия. (Подсказка: 3-я, 5-я и особенно полезна 8-я глава).

5. Что, по вашему мнению, имел в виду Иисус, когда сказал, что Его последователи сотворят большее, чем те дела (14:12), которые Он Сам сотворил? Что имеется в виду под словом «больше»? Объясните свой ответ.

6. Перечислите все, что имеет отношение в этом отрывке к слову «любовь».

Исследование Слова

Структура и фон отрывка

11. 13:31 и до конца 17-й главы Иисус произносит последние наставления Своим ученикам, которые составляют сущность прощальной беседы с ними. Поступая таким образом, Он следует примеру многих других великих деятелей иудейского народа. Он стремится подготовить учеников к земной жизни без его физического присутствия.

Несколько великих героев Библии произносят прощальные речи перед своей смертью. К ним относятся Иаков (Быт. 47:29-49:33), Моисей (вся Книга Второзакония), Иисус Навин (Ис. Нав. 22-24), Давид (1 Пар. 28, 29) и Павел (Деян. 20:17-38; 2 Тим. 3:1-4:8). Подобные речи можно найти в литературе межзаветного периода,

возможно, написанные под влиянием Ветхого Завета (например, Тов. 14:3-11; 1 Енох 91; 2 Езд. 14:28-36). Эти выступления, по-видимому, следуют устойчивому образцу, что позволяет предположить, что в древнем мире прощальная речь выделялась в самостоятельный литературный жанр (Браун, т. 2, с. 597-601; Талберт. «Читая Евангелие от Иоанна», с. 200-202).

Детальное исследование отрывка

Момент, когда уходит Иуда, по-видимому, является поворотным пунктом в этом разделе Евангелия (13:31— «Когда он вышел» в оригинале предваряется словом «поскольку» он вышел»). Это наконец дает Иисусу возможность свободно говорить со Своими учениками (Джемейсон, Фауссет и Браун, с. 1059). В Ин. 13:31-35 пять раз упоминается о «славе» (13:31, 32) и четыре раза — о «любви» (13:34, 35). Эти слова обрамляют основную тему

прощального разговора: Он вскоре уйдет, и они не смогут более найти Его (13:33, см. 7:33-36; 8:21, 22). Слава Иисуса (13:31, 32) — Его смерть, воскресение и вознесение (12:27-32, 38-40; 17:1-5). Миссией Его жизни (славой) является откровение ученикам любвеобильного характера Бога (1:14-18).

Я другой стороны, миссия учеников в мире описывается не в терминах славы, а в терминах любви (13:34, 35). Как любил их Иисус, выразив это в омовении их ног и в Своей смерти на кресте, так и они должны любить друг друга. Ученики Того, Кто положил Свою жизнь за мир, станут известны, когда они будут вести себя так же, как их Учитель. Любовь, о которой Иисус говорит здесь, безусловно, превосходит земную любовь. Люди обычно не помогают, когда это им неудобно, они сдаются без боя, когда встречают боль или насмешки и обвинения. Следовательно, все поймут, что произошло нечто особенное.

Иисус говорит о «новой» заповеди в том смысле, что она обретает силу во свете креста. Крест не меняет старую заповедь. Он более ясно очерчивает ее (1 Ин. 2:7; Мк. 12:28-33). Как крест демонстрирует Божью любовь к последователям Иисуса, так их любовь друг к другу будет демонстрировать миру Божью любовь.

8. Ин. 14:1-4 Иисус в позитивном ключе излагает утверждение о Своем уходе (13:3). Он уходит в дом Своего Отца, а когда вернется, возьмет учеников с Собой в дом Отца. Слова об уходе и возвращении, по всей видимости, имеют двойной смысл. Совершенно очевидно, что Иисус вернется к Своим ученикам в Лице Своего представителя — Утешителя, то есть Святого Духа (14:16-18). Это возвращение является скорее духовным, нежели физическим. Но в полном смысле Иисус говорит о Своем физическом и личном возвращении при Втором пришествии, когда Он возьмет всех, кто следует за Ним в дом Отца, чтобы вечно быть с ними. В четвертом тексте Иисус предлагает загадку, чтобы вызвать вопросы, благодаря которым Он сможет более полно открыть Себя для понимания учеников.

Фома отрицает, что знает путь к тому месту, куда направляется Иисус (14:5). Это позволяет Иисусу сделать одно из самых

возвышенных заявлений о Своем земном служении (14:6; см. ниже «Основные темы отрывка»). Филипп, как обычно, не улавливает эту мысль и просит видимого явления Отца (14:8). Иисус утверждает то, что следовало знать ученикам и что читатель знает из пролога: видеть Иисуса означает видеть, каков Отец (14:9). Сын есть выражение ипостаси Отца. Отец действует через Него и в словах, и в делах (14:10, 11).

Затем следует самое поразительное заявление (14:12). Верующий в Иисуса будет делать не только то, что делал Иисус, он или она будут совершать более великие дела, чем совершал Иисус! Каким образом ученики смогут совершать более великие дела, чем Иисус? Иисусу во время Его земного служения были присущи ограничения, свойственные человеку. Когда Он пошел к Отцу, Он избавился от этих человеческих ограничений. Некогда Иисус сказал Своим ученикам, что Отца можно увидеть только в Личности Иисуса Христа. Но когда Он вернулся к Отцу и послал Духа, ученики стали посредниками, через которых Божий характер будет явлен миру.

Поскольку Иисус ушел к Отцу (14:12), миллионы учеников (14:11, 12) были наделены Святым Духом (14:16, 17) через молитву (14:13, 14),

11. они продолжат дело Иисуса, развив его до невозможных прежде масштабов. Сущность этого великого дела, конечно, заключалась в обращении второго поколения христиан! Следовательно, Иисус еще раз подчеркнул, насколько важно для Него это второе поколение.

Это должно было стать и является средоточием Его внимания во время пребывания в доме Отца.

Ученики должны не только вести себя, как Иисус (что касается любви и великих дел), они должны быть постоянно послушны Его словам (14:15, 21) благодаря получению Святого Духа (14:16, 17). Иисус подчеркивает мысль: любить Его — значит повиноваться Его учению, и результатом такого повиновения будет само присутствие Отца среди учеников (14:23, 24). Отец явит Себя послушным ученикам, и, таким образом, ученики распространят присутствие Отца во всем мире. Любовь есть нечто большее, чем красивые слова. Она включает в себя преданность и определенные поступки (Бартон, с. 1912).

Заключительные слова 14-й главы Евангелия от Иоанна содержат лишь призыв Иисуса встать и покинуть комнату. Возможно, что содержимое с 15-й по 17-ю главы относится к моменту, когда Иисус и Его ученики поднялись, чтобы идти. Как это случается во время многих прощаний, никто не спешил покинуть заветное место, где прозвучали последние слова. Возможно, слова «встаньте, пойдем отсюда» подразумевают стремление Иисуса начать последнюю битву

14. сатаной (14:30). Ученикам нечего сказать по этому поводу. Дискуссия переходит в проповедь.

Основные темы отрывка

Любите, как Я возлюбил

Очевидно, что центральной темой Ин. 13:31-14:31 является любовь, которую должны проявлять ученики, когда Иисус уйдет от них. Любовь учеников друг к другу будет отображать любовь Иисуса, явленную на кресте (13:34). Она будет вдохновлена Святым Духом (14:16, 17, 26), Который станет для них реален через молитву (14:13,

6 и повиновение (14:15, 21-24). Таким образом, любовь Отца будет явлена миру через учеников (13:35; 14:23), как она была явлена ученикам через жизнь, смерть, воскресение и вознесение Иисуса.

Быть любимым — самое сильное желание на свете (Бартон, с. 1909). То, как мы выражаем свою любовь к другим людям, отражает то, как мы сами ощущаем любовь. Если в «любви», которую получали мы, присутствовал контроль и жестокое обращение, мы будем стремиться «любить» других, контролируя их и жестоко обходясь с ними. Мы любим других так, как любили нас. Чистая, нежная, не контролирующая и безусловная любовь Иисуса к людям, несовершенства которых известны Ему в полной мере (13:1, 18), дает нам силы сломать модель жестокого обращения. Мы можем научиться по-настоящему любить других в той степени, в которой мы позволили себе ощутить Его любовь. Те, кого сильно любили, могут любить сильно.

Искуплены для тысячелетнего царства

Хотя Иоанн, вероятно, не думал о тысячелетнем царстве, когда записывал слова Иисуса, содержащиеся в 14:1-3, данный отрывок

предлагает единственное недвусмысленное утверждение во всем Писании в отношении местонахождения верующих во время тысячелетнего царства после Второго пришествия. Когда придет Иисус, Он не присоединится к Своим последователям здесь, на земле. Он заберет их с Собой на небеса (14:3). Он не говорит: «Я приду, чтобы снова быть с вами там, где вы». Он говорит: «Я приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». Таким образом,

(4) отличие от большинства протестантских представлений о тысячелетнем царстве, Иисус не будет править верующими на земле

(5) течение тысячи лет, они будут править вместе на небесах (см. также Откр. 20:4-6). Земля будет в запустении. Последователи Иисуса вознесутся, а остальное человечество будет уничтожено при Втором пришествии (Откр. 19:17-21). Сама по себе 20-я глава не проясняет этого момента.

Путь, истина и жизнь

Ин.14:6 красиво суммирует в одном предложении весть всего Евангелия: «Я есмь путь и истина и жизнь». Этот текст также суммирует основную тему пролога Евангелия. Иисус есть путь к Отцу для всех, кто следует за Ним (14:1-10; 1:12, 18). Он есть истина в том смысле, что сошел на землю, чтобы открыть характер Бога и небесные реалии (1:1-5, 9-11, 14-18). А жизнь — это то, что получают все, кто верит в Него (17:3; 5:24; 1:4, 5, 12, 13, 16, 17). Весть этого отрывка, конечно же, не была бы политически корректной в наши дни и в нашу эпоху. Но путь, на который Иисус указывает, достаточно прост и достаточно широк, чтобы им мог воспользоваться каждый, кто готов принять эту весть. Бог вполне способен судить о реакции тех, кто, в силу обстоятельств или по нерадивости других, никогда не слышал об Иисусе.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 15:1-16:33

Прочтите Ин. 15:1-16:33 дважды, а затем ответьте на следующие вопросы:

В Кого символизируют ветви, а кого плоды в «притче», изложенной в Ин. 15:1-10? Могут ли эти символы быть

многозначными? Поясните свой ответ. Что подразумевал Иисус под выражением «пребудете во Мне»?

С Перечислите из отрывка все, что имеет отношение к словам «любовь» и «ненависть». Какую связь, по вашему мнению, эти концепции имели между собой в сознании Иисуса? Какова взаимосвязь между любовью и послушанием в этом отрывке?

С Перечислите все употребления в этом отрывке слова «мир». Что подразумевал Иисус под этим словом?

С Какое событие Иисус имел в виду в 16:20-22? Пожалуйста, поясните свой ответ. Как радость мира сего отличается от радости учеников?

Исследование Слова

Структура отрывка

В 15-й и 16-й главах Иисус продолжает темы начатой ранее дискуссии, но теперь ученики практически не прерывают его (за исключением Ин. 16:17, 18 и 16:29, 30). Это выглядит так, как если бы ученики до сошествия Духа были настолько непонятливы, что даже простейшие вещи им нужно было постоянно повторять.

Детальное исследование отрывка

Ин. 15:1-10 содержит известный наглядный урок о лозе и ветвях. Он основан на часто встречающемся в Ветхом Завете сравнении Израиля с виноградной лозой (Ис. 5:1-7; Иер. 2:21; Иез. 15:1-8). Большинство христиан отождествляют себя с ветвями и расценивают эту «притчу» как напоминание о важности сохранения личных отношений с Иисусом. Такое толкование было довольно распространенным на протяжении столетий.

Лоза символизирует Иисуса, ветви символизируют учеников, к которым Он обращался, а плод, который принесут ветви, изображает всех тех, кто придет к вере не через прямое служение Иисуса, но через служение учеников, то есть второе поколение (Е. Уайт изъясняет этот текст двояко в «Желание веков», с. 676, 677). Все те, кто пришел к вере, пока было живо первое поколение, названы плодом, который растет на ветках, связанных с лозой. Второе

поколение приходит к вере именно через слова и действия учеников. Следовательно, лоза является аналогией всей Церкви, включая как первое, так и второе, а также все последующие поколения.

Из этой аналогии Иисус извлекает несколько уроков. Виноградная

лоза может быть полезна в двух случаях. Либо она производит

продукты питания и напитки, либо ее срубают и бросают в огонь

(Иез. 15:1-5; Ис. 5:1-7; Иер. 2:21). Положительная сторона в том, что

Отец — Садовник, Который заботится обо всех составляющих

процесса (Ин. 15:1). Отношения с Иисусом не отличаются от

отношений с Отцом. Когда между лозой и садовником

поддерживаются отношения, неизбежным результатом будет

принесение плода.

Негативная сторона в том, что ветви, не приносящие плода, будут отсечены; ученики предупреждены об этом (15:2). Слова Иисуса как составляют основу для поддержки отношений с «Лозой» (15:7), так и являются средством для обрезки ветвей (15:3). Слова Иисуса, обращенные к ученикам, напитали их, но отсекли от «Лозы» Иуду (13:18-30). Для второго поколения физическое присутствие Иисуса заменили слова Иисуса, переданные им посредством служения учеников. Внимание к словам Иисуса объединит Церковь и в то же время отсечет тех, кто противится Его наставлениям (15:3-6). Пока ученики пребывают на лозе, Церковь будет расти в ответ на их молитвы (приносить плоды — 15:7,8).

С Ин. 15:9-17 Иисус расширяет урок о лозе, размышляя о том, что значит «пребывать» на лозе. «Пребывание» на лозе означает пребывание во Христе посредством двух взаимосвязанных принципов

— любви и послушания. Как Он говорил ранее, любовь поможет ученикам жить и любить, как Иисус возлюбил их (15:9,12,13; 13:34,35), и повиноваться Его заповедям (15:10, 14, 14: 15, 21-24).

Иисус уже воплотил в действие оба принципа в Своих отношениях с Отцом (15:10). Следовательно, основной жизненный принцип учеников — поступать, как Он поступал, повинуясь тому, что говорил Иисус. Такое пребывание во Христе будет плодотворным, поскольку молитвы учеников будут естественным образом созвучны Божьей воле (15:7, 14-16; 14:12-14).

у Ин. 15:18-21 Иисус останавливается на последствиях отношений с Ним, вспоминая то, что Он сказал во время омовения ног: «Раб не больше господина своего» (15:20; 13:16). Тем, кто находятся в личных отношениях с Иисусом, следует ожидать того же противостояния со стороны «мира», которое пережил Иисус в начале Своего служения и на кресте (15:18,20; см. также Мф. 10:34-36; Лк. 12:49-53). Под словом «мир» Иисус подразумевал человеческое общество, сплотившееся в противостоянии истинному Богу (Баркли,

т. 2, с. 185).

Как отношения Иисуса с Отцом должны быть образцом в общении учеников с Иисусом (Ин. 15:10), так и отношения Иисуса с миром отражают отношения между верующими и неверующими (Ин. 15:18). Ненависть мира к ученикам коренится в его ненависти к Иисусу (Ин. 15:22-25). Когда Иисус был на земле, ненависть мира была направлена прежде всего на Него. После Его вознесения мир перевел свое внимание на тех, кто представляет Его на земле. Причиной противостояния является то, что Иисус и Его ученики не соответствуют представлениям мира (15:19, — хотя, в определенном смысле, противостояние является абсолютно необоснованным; 15:25). Ценности мира зачастую противоположны ценностям Бога. Мир не способен с легкостью переносить угрозу своему контролю. В таком мире ученики часто будут чувствовать себя чуждыми.

Иисус продолжает эту тему в Ин. 16:1-4. Краткие комментарии о Святом Духе (15:26, 27) вписываются в этот раздел посредством двойного использования слова «свидетельствовать» (в греческом языке это слово является однокоренным слову «мученик»). Ученикам не придется в одиночку противостоять миру. Иисус будет помогать им в их свидетельстве посредством Утешителя, Которого Он пошлет. Когда наступит время противостояния и люди будут думать, что они угождают Богу, преследуя учеников (16:2), ученики будут также укреплены словами Иисуса, которые напомнит им Святой Дух (16:1, 4; 14:26). Иисус знает, что без Его заблаговременного предупреждения ученики будут сломлены «двойной бедой». Мало того, что им будет не хватать физического присутствия Иисуса, им придется столкнуться с таким противостоянием мира, с каким они никогда не сталкивались прежде.

Если уход Иисуса причинит ученикам столько боли, почему Он идет на это? Потому что присутствие Духа приносит благословения, которые затмевают собой потери, связанные с отсутствием Иисуса и ненавистью мира (16:7). Святой Дух будет не только напоминать миру о суде (16:8-11), Он будет также делиться с учениками теми истинами, которыми Иисус был не в состоянии поделиться с ними до того, как они получили Святого Духа (16:12-15). Иисус понимает, что, несмотря на трудности, ученики от этого только выиграют.

Я Ин. 16:16 Иисус предлагает еще одну загадку Своим ученикам. Загадка вызывает четыре вопроса (16:17-19).

и Что имеет в виду Иисус, когда говорит, что вскоре они больше не увидят Его,

и и в то же время Он говорит, что вскоре они увидят Его?

и Что Он имеет в виду, когда говорит, что идет к Отцу?

и Что значит «вскоре»?

Загадка в 16-м тексте имеет явно двойной смысл. В прямом смысле Иисус имеет в виду Свою смерть (когда они думают, что никогда не увидят Его снова) и Свое воскресение. В более глубоком смысле Он ссылается на Свое отсутствие после вознесения и на их радость при Его окончательном возвращении.

20-й текст содержит грандиозное противопоставление. Пока весь мир радуется «уходу» Иисуса, ученики становятся печальными. Однако их печаль обратится в радость, и, как следствие, радость мира будет недолгой. Из отрывка с 21 -го по 24-й тексты ясно, что мотив ненависти мира и благословений учеников благодаря присутствию Духа все еще в поле зрения. Печаль, которую они испытают из-за отсутствия Иисуса, уменьшится благодаря новым отношениям с Иисусом и Отцом. Иисус заверяет учеников, что они обнаружат, что Отец во всем подобен Ему (16:25-28)! Когда они будут молиться Отцу во имя Иисуса, Отец будет охотно слушать их. Он уже расположен отвечать на их просьбы в силу Его любви к ним и в силу их отношений с Иисусом.

Беседа после Вечери завершается небольшим ироническим диалогом, в котором ученики наконец заявляют, что понимают слова Иисуса (16:29,30). Но Иисус с некоторой иронией возвращает их к реальности: «Теперь веруете? Это должно объяснить, почему вы собираетесь оставить Меня» (см. 16:31, 32)! Ученики улавливают только небольшой проблеск того, что Иисус имеет в виду, и выражают глубокое удовлетворение своими достижениями. Утешением для Иисуса служит лишь то, что есть Некто, Кто не оставит Его (16:32). В Свой последний час на земле Он будет вынужден жить, лишившись всякого сочувствия со стороны людей (см. Пс. 69:20). Но благодаря кресту ученики однажды смогут обрести мир там же, где и Он: в отношениях с Богом (16:33; 14:27).

Основные темы отрывка

Продолжение темы любви

Тема любви, которая преобладала во время Вечери (13:31 — 14:31), развивается далее в Ин. 15:12-17. Любовь учеников друг к другу должна отображать ту любовь, которую Иисус проявлял к ним (15:12). В этом разделе Иисус расширяет концепцию любви, описывая ее как самоотверженную дружбу (15:13). Как Иисус отдаст Свою жизнь за них, так и их любовь друг к другу нередко будет требовать наивысшей жертвы. Хотя Иисус повелевает Своим ученикам, они не просто слуги, которые получают и выполняют приказы, не зная почему. Они друзья, которые подчиняются, зная Его в силу глубоких личных отношений с Ним (15:15).

Центральное место в дружбе между Иисусом и Его учениками займет молитва. Иисус будет рад ответить на их просьбы (14:13, 14) ради близости между Ним и ими (15:7) и ради плода, который они принесут (15:16). В прощальной беседе не раз повторяется, что ученики могут попросить что-либо и получить это (16:23-27), при условии, если просьба исходит из понимания, обусловленного личными отношениями с Иисусом.

Ненависть мира

В беседе после Вечери (15:1-16:33) основной упор делается на двоякий опыт последователей Иисуса в мире. С одной стороны,

ученики будут испытывать ту же ненависть и преследования, которые пережил Иисус. Это произойдет потому, что они подобны Иисусу и отличаются от мира (15:18-25; 16:1-4). Тем не менее все это будет уравновешено благословениями, которые они получат в силу того, что Иисус пойдет к Отцу и пошлет Духа (15:26, 27; 16:7-15). Напряжение между этими двумя составляющими опыта учеников иллюстрируется на примере рождения ребенка (16:21, 22). Человек ощущает и покой, и волнение (16:33), как сказал Христос: «увидите» и тут же: «не увидите», (16:16).

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 17:1-26

Прочтите Ин. 17:1-26 дважды, а затем ответьте на следующие вопросы:

и С помощью Симфонии перечислите все отрывки в Евангелии от Иоанна, в которых используется слово «слава». Исходя из этих текстов, как вы думаете, что значит прославить кого-то? Чего на самом деле здесь просит Иисус?

и С помощью Симфонии перечислите все отрывки Евангелия, где можно найти слово «истина». Как люди становятся освященными истиною?

и Подумайте о молитве Иисуса как о подведении итогов Своей деятельности на этой земле. Напишите свою версию подобного отчета, особо подчеркнув то, что Иисус сделал, чтобы выполнить волю Пославшего Его. Каковы результаты деятельности Иисуса?

Исследование Слова

Структура отрывка

Прощальная встреча Иисуса с учениками завершается ходатайственной молитвой. Она состоит из трех частей. С 1-го по 5-й тексты Иисус молится о Себе. С 6-го по 9-й тексты Его внимание обращается к ученикам. Он стремится укрепить их, так как в будущем им придется обходиться без Его физического присутствия. Затем с 20-го текста Иисус направляет все Свое внимание на второе поколение, на тех, кто придет к вере благодаря слову учеников, а не

благодаря непосредственному служению Иисуса. Он желает, чтобы оба поколения пришли к единству в любви и в Нем (17:21-26).

Детальное исследование отрывка

Иисус начинает Свою молитву с просьбы помочь завершить миссию прославления Отца — Ему необходимо завершить служение на земле, а затем вернуться к небесной славе, которую Он имел от начала (17:1-5; ср. 1:1-5). Иисус хочет быть прославленным для того, чтобы был прославлен Отец (17:1). И слава Иисуса зиждется на безупречности совершенного Им на земле дела, особенно совершенного Им на кресте (17:4; 12:23, 24). Именно на кресте наиболее ясно был явлен характер Бога. Результат этого прославления открыл путь к вечной жизни тем, кто вступил в личные отношения с Иисусом (17:2, 3).

Затем Иисус направляет Свое внимание на учеников, которым достанутся все благословения от того, что Иисус открыл славу Отца (17:6; см. также 14:6-11). Ученики теперь знают, что Иисус пришел на землю от Отца, и, следовательно, знают, что Иисус является откровением характера Отца (17:7, 8). Иисус не молится о мире. Благословение Его молитв направлено исключительно на тех, которые отреклись от мира (17:9). Основная часть Его молитвы — об учениках, поскольку они должны будут остаться в мире, когда Он вернется к Отцу (17:11).

Иисус молится о трех моментах. Он молится, чтобы ученики были защищены от ненависти мира и от лукавого (17:12, 14, 15). Это можно назвать негативной стороной. Затем Он молится, чтобы ученики пережили полноту Его радости несмотря на Его отсутствие (17:13) и чтобы они были освящены истиною слова Отца (17:17,19). Это можно назвать положительной стороной. Освящение не только приготовит их к выполнению задачи представить Его миру; оно наделит их теми качествами ума и характера, которые необходимы для выполнения этой задачи (Баркли, т. 2, с. 216).

и 20-м тексте Иисус переходит к молитве о втором поколении, о тех, кто придет к вере благодаря свидетельству учеников.

\emdash самом полном смысле это включает всех христиан, которые лично не знали Иисуса во плоти. Данный раздел касается как трагедии Церкви, так и ее возможностей. Когда любовь, о которой молится Иисус, объединит Церковь, мир узнает, что Иисус действительно Тот, кто представляет характер Отца на земле (17:21, 23; 13:34, 35; ср. Еф. 1:9, 10). На молитву Иисуса дается ответ всякий раз, когда объединенная любовью Церковь привлекает вышедших из мира новых верующих. И наоборот, мир никогда не поверит в Христа, если Церковь страдает от разделений.

Ученики узнали Отца благодаря земному служению Иисуса. Послав Дух, Иисус продолжит открывать Отца второму поколению христиан (17:26).

Заключение

С прощальной беседе Иисус ободряет Своих учеников тем, что Его вознесение не станет окончанием Его служения. В служении произойдут две перемены. Иисус продолжит открывать ученикам Себя и Отца через Святого Духа. Благодаря Духу им по-прежнему будут принадлежать все благословения служения Иисуса. Но это еще не все. Как ветви, связанные с Лозой посредством Духа, ученики сами заменят Иисуса. Благодаря их слову и их писаниям Иисус станет реален для нового поколения. Поскольку Дух служит им, они будут движимы Им, чтобы служить миру, и тем самым создадут новое поколение верующих, для которых слова Иисуса окажутся столь же действенными, как и Его прикосновение.

Применение Слова

Евангелие от Иоанна, гл. 13-17

и Можете ли вы вспомнить человека, который объяснил вам, что значит омовение ног в повседневной жизни? Как вы можете практически применить пример Иисуса в отношениях хотя бы с одним человеком на этой неделе? Что значит «омывать ноги» в контексте повседневной семейной жизни?

и Оцените по шкале от одного до десяти вашу местную церковь в отношении выполнения заповеди Иисуса любить, как Он возлюбил. Каковы основные препятствия воплощения этой заповеди в жизнь?

Что вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию в этом отношении?

в Если бы кто-то стал оспаривать Ин. 14:6, как бы вы ответили? Относится ли это каким-то образом к мусульманам, буддистам и другим религиям? Злоупотребляют ли христиане этим текстом во взаимоотношениях с другими? Если да, то как?

в Иисус говорит ученикам, что они будут творить «большие» дела, чем Он. Какие из всех дел, что совершил Иисус, вам больше всего хотелось бы сделать? Если бы вы совершили подобное, было бы это благословением для мира, или вы могли бы причинить больше вреда, чем пользы?

в Каким образом вам довелось испытать ненависть мира за истину об Иисусе? Эта ненависть была направлена против ваших недостатков или она была направлена против того, как вы излагали истину?

в Насколько удачно у вас получалось менять свою жизнь? В этом отрывке Иисус готовит Своих учеников к большим переменам. Как эти слова могут поддержать вас, когда вы сталкиваетесь с переменами?

Изучение Слова

и Прочитайте некоторые великие прощальные речи в Библии помимо этого Евангелия (см. раздел «Фон» к Ин. 13:31-14:31, где даны некоторые примеры). Попробуйте составить список общих элементов в этих беседах. В какой степени речь Иисуса соответствует общей литературной модели? Каким образом Он отклоняется от предыдущих примеров? Если бы вы должны были произнести прощальную речь в своей семье и среди друзей, что бы вы сказали?

и Используйте Симфонию, чтобы найти все тексты в Новом Завете, которые говорят о Божьих заповедях в контексте любви.

Сделайте обзор всех текстов, которые говорят о взаимосвязи между любовью и соблюдением заповедей. Что значит соблюдать заповеди из любви? Откуда христиане знают, что соблюдают заповеди из

любви? Что происходит, когда мы соблюдаем (или пытаемся соблюдать) заповеди, руководствуясь другими побуждениями?

Для дальнейшего исследования

6. Для ознакомления с вдохновенным исследованием концепции любви в Библии см. Л. Моррис, «Завет любви».

7. Относительно темы «Иисус и молитва» см. «Словарь: Иисус и Евангелия» под ред. Б. С. Грин и МакНайт, с. 617-625.

8. Относительно более полного представления о характере Иуды см. Е. Уайт, «Желание веков», с. 716-722; для более полного представления о прощальной беседе см. с. 642-680.