I. Пролог

1. Иисус нисходит на землю

Евангелие от Иоанна, 1:1-18

Я никогда не забуду, как пятнадцать лет назад увидел Маттерхорн, величественную гору в Швейцарии. Было одиннадцать часов вечера, и свет полной луны падал на вершину, одетую полуторакилометровой шапкой льдов, что возвышалась надо мной более чем на три с половиной тысячи метров. Стоит ли говорить, что всякий раз, когда я думаю о Швейцарии сегодня, мои мысли окрашены впечатлениями того первого соприкосновения с удивительной красотой и величием.

Подобный эффект оказывает на меня пролог Евангелия от Иоанна. Он задает тон всему тому, что происходит в этом Евангелии. Все

основные темы, которые в дальнейшем будут развиваться в Евангелии, представлены в прологе.

Иисус представлен как Предвечный (1:1, 2; см. также 8:58; 17:5). Он Единородный Божий Сын (1:14, 18; см также 3:16, 18). Он — Свет мира (1:4,5,9; см. также 8:12; 9:5). Он — Автор жизни (1:4; см. также 5:26, 6:35, 63; 10:10; 11:25; 14:6). Он являет Свою славу (1:14, 16; см. также 2:11; 12:41; 17:5, 22, 24) перед лицом неверия (1:10, 11; см. также 12:41-43; 16:8-11). Но, невзирая на неверие многих, есть те, кто начинают веровать (1:12,13; см также 6:67-69; 12:31,32; 17:6-19).

Таким образом, в прологе темы четвертого Евангелия окрашены светом вечности. Хотя Иисус ходит по земле как человек, хрупкий и эмоциональный, читатель на основе пролога видит в Человеке-Иисусе Слово, которое от вечности было единым с Богом и Само было Богом (1:1-3, 18). А потому желательно, чтобы современные читатели Евангелия от Иоанна уделили особое внимание деталям пролога.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, гл. 1:1-18

Внимательно прочтите Ин. 1:1 -18 два раза. Затем ответьте на следующие вопросы:

1.Что пролог Евангелия говорит нам об Иисусе? Перечислите различные качества и действия Иисуса, названные здесь. Какое из этих качеств и действий, согласно тексту, по всей видимости, является основной или более важной характеристикой Иисуса?

2. Сравните и сопоставьте Ин. 1:1-18 с Быт. 1:1-3 и Евр. 1:1-4. Перечислите сходства и различия и напишите несколько предложений, поясняя, что нового вы узнали о прологе Евангелия благодаря подобному сравнению.

3. Как вы думаете, почему пролог начинается не с рождения Иисуса, а указывает на вечные реалии?

4. Перечислите события в деятельности Иисуса (в отношении которых делаются намеки или упоминания в прологе), которые

привели Его, пребывающего возле Отца (1:1), на землю, а затем вернули к Отцу (1:18).

5. Перечислите элементы пролога, которые имеют отношение к человеческому аспекту плана спасения. Что подразумевается под каждым из них? Как вы думаете, почему человеческий аспект спасения играет второстепенную роль в этом отрывке? Поясните свой ответ.

6. Опишите тех, кто оказались неспособны воспринимать свет

(1:5,10,11). Опишите тех, кто воспринял его (1:12-14,16).

7.Напишите в нескольких предложениях, исходя из данного отрывка, какую роль сыграли Иоанн Креститель и Моисей в миссии Иисуса.

8. Сравните весть Ин. 1:1-18 с тремя другими «ранними христианскими гимнами» в Новом Завете: Флп. 2:5-11; Кол. 1:15-20;

1 Тим. 3:16.

Исследование Слова

Три аспекта пролога и его фон помогают понять, что в Библии Бог обращается к людям, учитывая их уровень. Он вдохновляет обычных людей писать на том языке, с учетом той культуры и при помощи тех представлений, которые понятны людям того времени. Например:

(1) Иоанн использует гимн первых христиан, чтобы выразить свое возвышенное понимание природы Иисуса Христа;

(2) он структурирует пролог таким образом, чтобы это было понятно для читателя-иудея; (3) он именует Иисуса Словом, термином, который был известен языческому миру больше, чем такие иудейские титулы, как Мессия или Сын Человеческий. Иоанн посредством этих приемов и будучи вдохновлен свыше, создает пролог, который был понятен каждому читателю того времени, будь он христианин из числа иудеев или обращенных язычников. Мы рассмотрим эти три приема более глубоко.

Структура пролога

Основан на гимне первых христиан

Прежде всего, существуют весомые свидетельства в пользу того, что основные части пролога четвертого Евангелия созданы на основе гимна первых христиан. Например, текст Ин. 1:1, 2, несмотря на то, что написан на греческом языке, демонстрирует поэтический параллелизм, распространенный в еврейской поэзии и песнях:

В начале

было Слово,

и

Слово было

у Бога,

и

Слово было

Бог

Оно было

в начале

у Бога

Гимнологическая природа пролога просматривается далее в «ступенчатом параллелизме» 4-го и 5-го текстов:

В нем была жизнь,

и жизнь была свет человеков.

И свет во тьме светит,

и тьма не…

С другой стороны, в отрывке с 6-го по 8-й поэзия сменяется прозой, создавая при этом контраст между Личностью Иисуса и личностью Иоанна Крестителя. Хотя невозможно определить точные границы гимна, который лежит в основе пролога, тексты с 1 -го по 5-й, с 9-го по 11-й, с 14-го по 16-й и 18-й текст определенно написаны в поэтическом стиле, в то время как другие тексты, по всей видимости, предназначены для того, чтобы увязать гимн с основными темами Евангелия, такими как роль Крестителя (1:6-8, 15; см. также 1:19-36; 3:22-30; 5:33-35) и основополагающее значение веры в христианском опыте (1:12, 13; см. также 2:11; 3:16; 4::48, 53). Это не единственный гимн, содержащийся и Попом Завете. По меньшей мере существуют три других гимна и в Послании к Филипийцам 2:6-11, к Колоссянам 1:15-20 и в Первом послании к Тимофею 3:16, на которые Иоанн опирался.

Открытие этих новозаветных гимнов ведет к весьма практическому применению. Христиане нередко чувствуют себя одиноко, думая, что люди в те библейские времена сильно отличаются от нас, и поэтому тогда Бог действовал совершенно иными методами, нежели сейчас. Реальность, тем не менее, такова, что у первых христиан было много общего с нами. Они тоже пели гимны и совершали богослужения. Они тоже старались понять Божью волю относительно своей жизни. Поэтому Иоанн знал, что, если он использует слова известного гимна, это поможет им понять его весть.

Тщательно выстроенное единство

Независимо от того, на каком источнике базируется Иоанн, тексты с 1-го по 18-й, согласно нынешней нумерации, представляют собой литературное единство. Структура пролога дает нам еще одну иллюстрацию того, что Бог обращается к людям, учитывая их уровень. Литературная структура, присущая еврейской мысли, называется хиазм (название происходит от греческой буквы X). Человек строил хиазм, когда, приводя доводы, он замыкал их круг, возвращаясь к начальному аргументу. Первый пункт является логической параллелью последнего. Второй пункт — логическая параллель предпоследнего и т. д.

Пролог начинается и завершается тем, что Слово находится в тесных личных отношениях с Отцом (ст. 1, 18). Далее следует сравнение и противопоставление роли Слова в сотворении живых существ (1:3) и Его роли в пересотворении, которое осуществляется посредством благодати и истины (1:17). О роли Крестителя говорится дважды в соответственных контрапунктах (1:6-8, 15). Если проанализировать весь пролог, то выявляется следующая хиастическая структура:

А. Слово пребывает с Богом (1:1,2)

Б. Его роль в творении (1:3)

В. Дар жизни и света (1:4,5)

Г. Свидетельство Крестителя (1:6-8)

Д. Слово приходит в мир (1:9-11)

Е. Верующие становятся детьми Бога (1:12,13)

Д. Слово становится плотью (1:14)

Г. Свидетельство Крестителя (1:15)

В. Дар благодати (1:16)

Б. Роль Слова в пересотворении (1:17)

А. Слово пребывает с Отцом (1:18)

Структура в форме А-Е-А, приведенная выше, иллюстрирует Х-образную природу хиазма. Направление мысли движется от начала к кульминации в центре, а затем возвращается в обратном порядке к исходному пункту. Таким образом, автор Евангелия от Иоанна, естественно, общается с читателями, используя стиль еврейской логики, знакомый ему и многим его читателям.

Центральный пункт хиастической структуры обычно является ключевым, из чего следует, что основная тема пролога выражена в 12-м и 13-м текстах. Те, кто приняли Слово и поверили в Его имя, становятся «детьми Бога». Таким образом, цель пришествия Слова в мир — новое творение, сотворение детей Бога. Эта тема выражена другими словами в формулировке цели данного Евангелия; те, кто читают Евангелие и веруют в Иисуса, имеют жизнь во имя Его (20:30, 31).

Фон термина «Слово»

Титул Иисуса, который упоминается в начале данного Евангелия, является третьей иллюстрацией того, что Бог, используя жизненный опыт Иоанна и его культуру, пытается общаться с людьми на их уровне. Если бы Иоанн пытался вызвать интерес у читателей эллинистического мира, сказав: «Давайте я расскажу вам об Иисусе Мессии», они бы сказали: «Об Иисусе — о Ком?» — и остались бы равнодушны к его словам. Если бы он рассказывал об Иисусе как о Сыне Человеческом, то заинтересовал бы в основном иудеев. Вместо этого Иоанн выбрал для Иисуса титул, который бы о многом говорил эллинистическому pазуму и тем иудеям, которые находились под влиянием идей греческой философии (а таких было множество). Иоанн назвал Иисуса Словом.

В Септуагинте Слово (логос) Бога творит, но не является личностью. «Словом Господа сотворены небеса… ибо Он сказал — и сделалось» (Пс. 32:6, 9). «Слово Господа» в этом отрывке должно восприниматься буквально, это мощная, творческая сила Божьей речи, а не личность, которая помогала при творении.

С другой стороны, в Книге Притчей 8:22-31 говорится о личности, которая находилась с Богом от начала и была активным помощником при творении, но эта личность названа «Мудростью» (греч. софия — термин, обозначающий женщину), а не «Словом». Таким образом, в Ветхом Завете существует концепция, которая, по всей видимости, близка к употреблению Иоанном термина «Слово», но не идентична ему. Поэтому нам необходимо искать более точную параллель титулу Иисуса, который дал Ему Иоанн.

Объяснение употреблению Иоанном термина «Слово» мы находим в области греческой философии. У великого греческого философа Платона (400 г. до н.э) было возвышенное представление о Боге. Но

у него, как мы знаем, был также очень негативный взгляд на реальность. Если великий Бог есть чистый разум, а материя по преимуществу есть зло (как думал Платон), как в таком случае великому Богу «марать Свои руки» творением жизни и поддерживанием ее в материи? Платон увидел выход в личности, которую он назвал «Словом». «Слово» Платона было достаточно величественно, чтобы общаться с Богом, как равное, и все же достаточно смиренно, чтобы пребывать среди материальных вещей. Для Платона оно было кем-то вроде Бога- посредника между великим Богом и Его творением. Позже такие греческие философы, как Гераклит и стоики, расширили идеи Платона, отождествив Слово с вечным Творцом и Зиждителем вселенной, с источником каждой человеческой мысли. Если все это звучит во многом похоже на новозаветные представления об Иисусе, то нам не следует удивляться, поскольку Елена Уайт заявляет, что некоторым из этих великих греческих мыслителей было ниспослано «откровение свыше» (Е. Уайт, «Желание веков», с. 33).

Приблизительно во времена земной жизни Иисуса великий иудейский философ Филон старался сделать греческую философию

привлекательной для иудеев, а Ветхий Завет привлекательным для эллинов, поэтому он — фигура, которая служит как бы мостом между иудаизмом и греческой философией. Именно Филон увидел параллель между иудейской концепцией Мудрости и греческой концепцией Слова. Результатом стала персонификация иудейского «Слова» в личность, что и обеспечило существенным образом основание для использования Иоанном термина «Слово».

Для Филона Слово было «вторым Богом», Первосвященником в небесном святилище, ходатаем пред Богом, Законодателем, посредником в творении, Зиждителем вселенной и Богом Ветхого Завета. Филон также называл Его первенцем Бога, Его старшим Сыном, образом Бога и вторым Адамом. Всякий, кто хоть сколько-нибудь знаком с Новым Заветом, найдет много общего у Филона. Таким образом, Бог приготовил человечество дли пришествия такой Личности, как Иисус. Благодаря тому, что Иоанн поименовал Иисуса «Словом», читатели Евангелия, которые находились под влиянием греческой философии, могли увидеть в Иисусе те качества, которые присущи «Слову».

Я не предлагаю идею о том, что идеи Филона повлияли на Иоанна, побудив его переписать историю Иисуса в духе философии Филона. Иоанн, скорее всего, использовал тактику, схожую с той, что применил Павел на Марсовом холме. В Книге Деяний 17:22-31. Павел старался заинтересовать афинских философов проповедью о «неведомом Боге, Которого, не зная, они чтили» (см. 17:23). Иоанн в прологе к своему Евангелию говорит нечто подобное: «Это Слово, Которому вы поклоняетесь, — тема моей книги. Чтение этой книги поможет вам понять Его и служить Ему лучше». Этот метод помогал читателям эллинистического мира сформировать мнение об Иисусе по Евангелию от Иоанна. Бог общается с людьми на том уровне, на котором они находятся. В результате этого вдохновленные Богом авторы всегда готовы адаптировать свои слова к нуждам аудитории. Боговдохновенным является содержание, а не форма (Е. Уайт, «Избранные вести», т. 1, с. 21, 22).

Чему мы можем научиться, видя, как Иоанн использует термин

«Слово» для описания Иисуса? Не стоит ожидать, что Евангелие,

которое мы проповедуем, заинтересует людей, если мы не сделаем серьезных попыток понять то, как они мыслят. Светские люди обычно не отвергают Евангелие. В большинстве случаев они никогда

и не слышали его, даже если они живут рядом с церквами, телеевангелистами и видят бамперные наклейки, которые призывают: «Посигналь, если ты любишь Иисуса». Светские люди не в состоянии оценить утверждение: «Иисус решит все проблемы». Стратегия Иоанна учит нас пройти «второе поприще», если мы хотим поделиться Евангелием с нашими светскими соседями и друзьями. Как сказал Павел, только когда мы станем «всем для всех», можно ожидать, что мы приобретем, «по крайней мере, некоторых» (1 Кор. 9:19, 22; Паулин. «Библейская истина в современном мире», с. 12-51).

Детальное исследование пролога

Иоанн начинает свое Евангелие с пересказа (см. 1:1-3) о творении, изложенном в 1-й главе Книги Бытие. Фраза «в начале» повторяет первые слова Ветхого Завета, переведенного на греческий язык (Быт. 1:1). Выражение «начало быть» в 3-м тексте — это перевод греческого слова, которое употребляется для описания творения и многократно используется в 1-й главе Бытия. Слово, которое стало плотью (Ин. 1:14) — это Тот, Кто сотворил все. Чтобы все наверняка поняли всеобъемлющее значение этой фразы, Иоанн добавляет, что все было сотворено Словом (ст. 3). Слово — Творец всего сотворенного.

Ин. 1:1, пожалуй, самое ясное утверждение о Божественности Иисуса Христа в Новом Завете. Оно содержит три кратких, но глубоких утверждения, дополняющих друг друга таким образом, чтобы избежать ошибочного понимания, которое может возникнуть, если рассматривать любое из них по отдельности (Джемейсон, Фауссет и Браун, с. 1026).

В начале, при творении (Ин. 1:1; Быт 1:1), Слово уже существовало от вековых времен. Тем не менее Слово существовало вечно не в Отце (в том смысле, что Отец был вечен и в какой-то момент произвел Иисуса). Вторая фраза («Слово было у Бога») указывает на то, что Он извечно существовал отдельно от Отца. Он близко

общался с Богом (1:1, 2, 18). Третье утверждение («Слово было Бог») проясняет, что это было общение равных, а не общение высшего существа с низшим. Слову в полном смысле была присуща природа Бога. Слово было Тем же, Кем был Бог (ст. 1). Однако нельзя сказать, что мы здесь имеем дело с «Богами», это полное и совершенное единство Божества, между личностями Которого, тем не менее, существуют тесные личные отношения.

То самое Слово, Которое принесло жизнь и свет во вселенную,

поддерживает ее Своей жизнью и светом, несмотря даже на то, что

«тьма» не признает этого факта (1:4, 5). Без Иисуса не было бы ни

дождя, ни солнечного света, ни воздуха, ни жизни. Изумляет,

однако, тот факт, что этот Предвечный, этот Божественный, этот

Создатель всего сущего пришел в мир неизвестным, непризнанным,

отверженным даже «своими», которые думали, что ожидают Его (1:

9-11). 10-й и 11-й тексты Пролога предсказывают отвержение

руководителями иудейского народа в основной части Евангелия

(5:16-18; 7:32, 45-52; 8:48-59; 9: 13 34; 10:30-39; 11:45-57; 12:10,11

и т.д.).

Но не все так мрачно. В центре хиастической структуры пролога находится обетование о том, что тот, кто «принял» (употреблена форма греческого аориста — прошедшее время совершенного вида)

и кто «верит» (греческое настоящее время), но имя Его получают право стать детьми Бога (1:12). Этот текст подчеркивает факт, что с получением права от Бога сопряжены дни момента. Первый — это начальный момент, когда человек становится чадом Бога. Второй — это то, что человек продолжает верить, пребывает во Христе, сохраняет статус Божьего чада (см. также 6:35-59; 15:1-7). Здесь нет идеи «однажды спасен – спасен навсегда». «Оправдание» — процесс, который продолжается до тех пор, пока христианин живет в тесной связи со Христом.

Поэтому крайне важно понять, что это «новое рождение» не

является результатом каких бы то ни было человеческих усилий

(1:13). Дитя Бога появляется не посредством «крови», естественным

образом рождаясь от своих родителей. Христиане не появляются в

результате сексуальной деятельности, «желании плоти» или, в

частности, по инициативе мужчины, «желания мужа». Стать чадом Божьим — не меньшее чудо, чем акт творения (1:1-3). И как первоначальный акт творения должен был поддерживаться непрерывным чудом бдительной заботы Бога (1:4-5), так и взаимоотношения чада Божьего с Иисусом предполагают непрекращающуюся веру, которая ведет к непрекращающемуся чуду духовной жизни (1:12). Христианская жизнь вся, от начала до конца

— Божий дар.

С 14-го по 18-й тексты пролог динамично приближается к завершению. Здесь Божественное Слово, Которое снизошло на землю, представлено с позиции земной перспективы (см. 1:1-5, 9-13). Хотя Слово «существовало» всегда (1:1), в тексте 14 Оно «стало»; это тот же самый термин, который используется для описания происхождения творения в 3-м тексте и в Быт. 1:1. Слово, пребывающее «с Богом», снизошло, чтобы обитать «с нами» (1:1,2,14). Хотя Слово «было Богом», Оно «стало плотью» (ст. 1, 14). Этими простыми выражениями Иоанн обозначает всю сферу богочеловеческой природы, именуемой теологами христологией.

Природа Слова

Иоанна 1:1,2

Иоанна 1:14

Вечное

Временное

«было»

«стало»

«с Богом»

«с нами»

«было Богом

«стало плотью»

Отрывок Ин. 1:14-18 включает также слова, побуждающие

любознательного читателя вспомнить о ветхозаветном святилище.

Слово стало плотью и «обитало» среди нас и «мы (Иоанн и другие

ученики, последовавшие за Иисусом, когда Он был на земле) видели

славу Его» (1:14). Слово «обитало» — перевод греческого слова

«разбило палатку», что является напоминанием о скинии в пустыне

(Исх. 25:8, 9). Фактически это можно перевести как «поставило

скинию». Слава Иисуса, которую видели ученики, напоминает славу

Божью, шехину в скинии (Исх. 40:34, 35). Еще более замечательным

является факт, что на еврейском глагол «обитать» (шэхан) происходит от того же корня, что и слово шехина, которое обозначает присутствие Господа во славе в святилище. В еврейском мышлении «слава» и «скиния» — единое целое!

Эта аллюзия на ветхозаветное святилище объясняет выражение «благодать на благодать» (харин анти харитас — «одно благословение за другим», согласно новому международному пере-ноду) в 16-м тексте. Ветхозаветное святилище было прекрасным источником благодати и благословения. Но, когда Слово стало плотью, ветхозаветное святилище померкло в сравнении с более великим источником благословения. Иисус является лучшим откровением Бога, чем святилище, потому что Иисус — это Бог, обитающий непосредственно в человеческой плоти, и «мы» могли созерцать то, что ранее было скрыто за завесой.

Эта весть повторяется в 17-м тексте в несколько иных словах. Иисус предлагает более полное откровение о Боге, чем мог предложить даже Моисей — наивысший авторитет в области познания Бога в Ветхом Завете. «Закон» был дан при посредстве Моисея, но Моисей не мог спасти народ. Иисус Навин привел их в обетованную землю. Так и здесь, закон, который был дан через Моисея, не мог спасти Израиль; спасение принесли именно благодать и истина, происшедшие через Иисуса Христа (1:12, 13).

Наконец, следует упомянуть еще об одном моменте. Фраза «в недре» появляется только дважды в Евангелии: в 1:18 (греч. эйс тон колпон)

и в 13:23 (греч. эн то колпо, «припадать, облокачиваться, сидеть откинувшись»). Так же, как Иисус припадает к Отцу, любимый ученик, написавший эту книгу, облокотился на Иисуса во время последней вечери. Связь между этими двумя фразами специфична и создана намеренно. Посредством этого тонкого намека Иоанн не только говорит нам, что Иисус является величайшим откровением об Отце, но также и о том, что он, возлюбленный ученик, предлагает величайшее откровение об Иисусе. Иоанн — ученик, который был тесно связан с Иисусом самыми нежными узами (Е. Уайт. «Деяния апостолов», 539-545). Он был единственным учеником, который пришел к Иисусу, висевшему на кресте, и поэтому занял место

Иисуса, заботясь о Его матери Марии (19:25-27). Поэтому ег Евангелие как откровение об Иисусе представляет уникальную и удивительную ценность.

Обзор основных тем пролога

Кем является Иисус

Вся земная жизнь Иисуса, описанная в основной части Евангелия, представлена в прологе в контексте вечности. Тот самый Иисус, Который был рожден на этой земле, вырос в обычном доме, имел друзей, служил нуждам других и впоследствии был казнен деспотичными правителями, оказывается, является Тем, Кто сотворил вселенную и все, что в ней. Но еще более непостижимо то, что Он равен Богу и на протяжении всей предшествующей воплощению вечности был Им, Богом.

Пролог с особой ясностью излагает главную цель этого Евангелия, которая состоит в том, чтобы убедить читателя, что под плотью внешне обычного человека скрывалась личность Самого Бога. Человеку, который читал бы эту книгу, не будучи христианином, без пролога многие высказывания Иисуса в основной части Евангелия показались бы нелогичными. Вот некоторые из этих изумительных заявлений: «Я и Отец — одно» (10:30), «видевший Меня видел Отца» (14:9), «прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (8:58). Пролог помогает читателю понять и оценить то, что Иисус говорит и делает

в Евангелии. «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий» (20:31).

Совершенное откровение

Если все, что говорится в Прологе Евангелия от Иоанна об Иисусе, верно, тогда Он должен быть самым великим откровением о Божьем характере, которое когда-либо существовало на земле (Евр. 1:1, 2). Он — не только более ясное откровение о Боге, чем то, которое можно найти в природе или в великих мировых религиях, Он — более ясное откровение о Боге, чем было дано через Иоанна Крестителя, Моисея или даже через ветхозаветное святилище. Хотя современным христианам, возможно, все это кажется само собой разумеющимся, тем не менее в свое время Иоанн бросал вызов

самым великим альтернативам вести о Христе. Позиция Евангелия заключается в том, что Иоанн Креститель, Моисей и ветхозаветное святилище были хороши в свое время, но в сравнении с Иисусом им не остается ничего другого, как только «умаляться» (3:30).

Иисус — это последнее Слово Бога человечеству. Хотя еще могут посылаться вести, пока вселенная не будет очищена от греха, но человечеству уже никогда не будет дано более полного откровения о Божьем характере, чем то, которое стало доступно благодаря жизни

и смерти Иисуса. Божья любовь, милость и справедливость, Его отношение к людям и ко греху наиболее ясно читаются в делах и смерти Иисуса. По мысли автора четвертого Евангелия, перед Христом и Его распятием меркнет все остальное.

Это имеет великое практическое значение. Баркли предлагает аналогию из жизни. Если мы хотим знать, что кто-либо думает на самом деле и что он чувствует в отношении чего-либо, но нет возможности связаться с ним лично, мы идем не к тем, кто был просто знаком с ним, а к тому, кто был его близким другом на протяжении многих лет. Только такой близкий друг вполне способен объяснить действия и чувства другого. Только такой друг может помочь нам точно понять мысли и чувства другого человека. Иоанн говорит нам, что Иисус был настолько подобен Богу в мыслях, чувствах, природе, что благодаря Ему мы можем ясно видеть, каков Бог.

Важность отклика

Если Иисус воистину то Слово, которое «стало плотью» (1:4), тогда на Евангелие от Иоанна не может быть поверхностного отклика. Если Иисус — свет Божьего характера, ярко сияющий перед человечеством, тогда любой, кто читает Евангелие от Иоанна, предстает пред судом (3:18-21). Поверит ли читатель вести о Христе и примет ли ее в свою жизнь?

Евангелие от Иоанна ясно говорит о том, что проявление веры в Слово, ставшее плотью, — вопрос жизни и смерти. Поверить — значит тотчас перейти из смерти в жизнь (5:24; 8:51; 11:25, 26), в жизнь с избытком (10:10); отвернуться — значит ослепнуть (12:40; 9:39-41), заболеть (12:40) и обречь себя на смерть (6:53).

Применение Слова

Евангелие от Иоанна, 1:1-18

1.Оттого, что в прологе в высоких словах говорится о том, Кем является Иисус, возникает ли у вас желание вручить Ему свою будущую судьбу? Напишите молитву, в которой было бы видно, какие чувства в отношении Иисуса вызвал у вас пролог.

2.Проведите аналогии между естественным и сверхъестественным рождением (1:12, 13). Чем жизнь в семье похожа на жизнь в церкви?

3.Справедливость и милость — это свойства Божественной природы. Как человеку сохранить баланс между этими свойствами Божьего характера? Вспомните те моменты из жизни, когда ваше понимание закона и благодати, справедливости и милости Божьей было несбалансированным? Каковы были практические последствия этого дисбаланса?

4.Пролог к Евангелию от Иоанна ясно говорит о том, что Иисус — в полном смысле человек и в полном смысле Бог. Как Ему удается одновременно быть и тем и другим? Как вы думаете, почему люди склонны делать акцент на одной из природ Христа? Какие изменения происходят в повседневной жизни человека в зависимости от того, как он воспринимает Христа?

Изучение Слова

1. Исследуйте все доступные вам переводы Ин. 1:1 в: «И Слово было Бог». Что говорит Комментарий АСД об этом выражении? Пользуясь симфонией, найдите все новозаветные тексты, в которых использовано слово «Бог». Сколько из этих текстов так или иначе относятся к Иисусу? Сколько — к другим «богам»? Нужно ли писать слово Бог в 1:1 с заглавной буквы?

2. Исследуйте употребленные в прологе слова «жизнь», «свет»,

«тьма», «мир» и «верить». Затем при помощи симфонии найдите эти слова в остальной части Евангелия от Иоанна. Какие мысли начинает развивать Иоанн в прологе, используя каждое из этих слов, и как он развивает эти мысли в остальной части Евангелия? На основе этого исследования какую из тем вы выделили бы как основополагающую

тему Евангелия? Попробуйте выразить ее в одном предложении, чем короче, тем лучше.

3. Разделите лист бумаги вертикальной чертой по центру. Над левой колонкой напишите: «Поверили»; а над правой колонкой: «Не поверили». Затем перечитайте Евангелие от Иоанна в поисках случаев, когда люди верили Иисусу и когда не верили. Каждый случай запишите в соответствующую колонку. Завершив, просмотрите все истории, особо отмечая причины, которые способствовали вере или неверию в Иисуса. Подумайте об этих причинах в контексте собственной жизни. Замечаете ли вы в своей жизни факторы, которые способствовали вере или неверию отдельных людей? Как вы могли бы усилить факторы, стимулирующие веру?

Для дальнейшего исследования

I Относительно Ин. 1:1 и Божественности Христа см. «Библейский комментарий АСД» под ред. Ф.Д. Нихоль, т. 5, с. 897, 898 и т. 5, с. 911-919; Р. Джеймсон, А. Ф. Фауссет

и Д. Браун, «Практический и разъяснительный комментарий на всю Библию», с. 1026; Дж. Р. Бисли-Мюррей, «Евангелие от Иоанна», с.

10,11.

2. Относительно вопроса происхождения концепции Логоса см. Дж. Р. Бисли-Мюррей, «Евангелие от Иоанна», с. 6—10; Р. Шнакенбург, «Евангелие по Иоанну», т. 1, с. 481-493.

3. Относительно основных тем пролога см. Дж. Р. Бисли-Мюррей, «Евангелие от Иоанна», с. 16,17.

4. Оносительно хиастической структуры Пролога см. Р. А. Кульп-пер, «Опорный пункт Пролога в Евангелии от Иоанна», с. 1 -31.

5. Относительно дискуссии по поводу гимна первых христиан, который Иоанн, возможно, использовал при создании про¬лога, см. Р. Бультман, «Евангелие от Иоанна», 14-18; Дж. Р. Бисли-Мюррей, «Евангелие от Иоанна», с. 3, 4; Р. Шнакен¬бург, с. 224-229.