3. Ученики обретают веру

Евангелие от Иоанна, 2:1-11

Евангелие от Иоанна поражает читателя своей простотой. Вторая глава представляет простой рассказ о свадебном торжестве, на котором закончилось вино. Иисус, хотя сначала и без большой охоты, помогает молодоженам в этом затруднительном положении. Таким образом рассказ может восприниматься как трогательная история об утверждении брачного союза.

Но, как-то обычно случается в этом Евангелии, кажущаяся простота вскоре уступает место в высшей степени сложной по структуре мысли, которая требует немалых усилий, чтобы понять ее. Читатель начинает осознавать, что за незначительными деталями повествования скрыт шедевр богословской глубины. При тщательном рассмотрении рассказ обнаруживает глубины, которые могут поспорить с величием пролога.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, гл. 2:1-11

Внимательно прочтите Ин. 2:1-11 несколько раз, а затем ответьте на следующие вопросы:

1.Иисус выполнял миссию по спасению всего мира. Если кто- либо и мог сказать, что у него нет времени на мелкие разговоры, то это Иисус. Напишите, почему, по вашему мнению, Иисус пошел на эту свадьбу? Какую роль это посещение играло в Его общей миссии?

2.С какого момента повествования становится очевидно, что это не просто трогательный рассказ, но что за ним скрывается более глубокая богословская динамика? С первых слов Марии, с ответа Иисуса, с упоминания о размере и цели водоносов, непосредственно с чуда, с пояснения в 11-м тексте? Поясните свой ответ.

3.Перечислите все обнаруженные вами элементы, связанные с темами первой главы Евангелия.

4.Только на основе этого рассказа постарайтесь описать отношения между Иисусом и Его матерью. Теперь примите во внимание Ин. 19:25-27. Изменил ли последний эпизод ваше впечатление об отношениях между Иисусом и Его матерью? Прочтите Мф. 13:53-58. Что имеется в виду под замечанием о том, что семья Иисуса и Его друзья «соблазнялись» о Нем и что Он не имел бы чести в Своем отечестве? См. также Мк. 3:31-35.

5.Имеет ли отношение размер водоносов и их назначение к более глубокому значению этого рассказа? Поясните свой ответ.

6.Как количество и качество вина свидетельствуют о славе Иисуса

(2:11)?

Исследование Слова

Структура отрывка

Упоминание о «третьем дне» (2:1) связывает фрагмент с предыдущим повествованием, в котором неоднократно употребляется выражение «на другой день» (1:29, 35, 43). Третий день, возможно, отсчитывается от дня, в который был призван

Филипп в 1:43, 44. Четыре дня из 1-й главы Евангелия от Иоанна и три дня из Ин. 2:1 составляют неделю. Согласно Мишне (сборник раввинистических преданий II века н.э), свадьбу девственницы следовало играть в среду (Ketuboth 1:1; см. также Damby, 245). Если эта свадьба совершалась в соответствии с традицией, то Иисус начал Свое путешествие в Галилею (1:43) утром в понедельник, а первая встреча Иоанна с Иисусом при Иордане произошла в субботу (1:35-37; см. Браун, т. 1, с. 97-98). Эта неделя началась сразу после сорока дней, которые Иисус провел в пустыне.

Призвание учеников завершается повествованием о свадьбе в Кане, где, благодаря чуду превращения воды в вино, они окончательно поверили в Иисуса (2:11). Они начали видеть «больше сего», как Иисус обещал Нафанаилу (1:50,51). Но повествование о свадьбе в Кане открывает собой новый раздел в Евангелии, как показано ниже;

В этот раздел длится вплоть до конца 4-й главы. А. Первое чудо в Кане (2:1 -11)

В. Иерусалимский храм (2:12-25)

С. Повествование о Никодиме (3:1-21)

5. Креститель (3:22-30)

D. Иисус (3:31-36)

С. Повествование о самарянке (4:1-42) В. События в Иерусалиме (4:43-45)

А. Второе чудо в Кане (4:46-54)

Указание на второе «знамение» (чудо) в Кане (4:54 — первое знамение: превращение воды в вино) завершает собой цикл повествований и выделяет этот раздел в отдельный блок. Поскольку повествование о свадьбе в Кане завершает собой повествование первой главы, будучи в то же самое время связанным с материалом, изложенным в 2:12-4:54, оно функционирует в Евангелии как большой поворотный пункт.

Тема раздела со 2-й по 4-ю главы — замена. Прежнее прошло, и новое пришло. Иисус заменяет воды иудаизма (2:6) вином Своей

крови (2:7-10). Он заменяет иудейский храм Своим телом (2:19-22). В рассказе о Никодиме Иисус замещает чудо физического рождения духовным рождением свыше (3:3-6). И в рассказе о женщине у колодца Иисус заменяет Иакова Собой (4:12), физическую воду — духовной (4:7-10), а поклонение в Иерусалиме — духовным поклонением (4:21-24). В этом разделе Евангелия Иоанн на примерах доказывает превосходство веры в Иисуса перед любым другим образом жизни и формой религии. Те, кто встретил Иисуса, пришли, чтобы видеть «больше сего», как Он обещал это ученикам (1:50, 51).

Материал Ин. 2:1-11 можно структурировать следующим образом:

1-За — Описание ситуации

3б-5 — Диалог между Иисусом и Его матерью

6-8 — Чудо

9,10 — Подтверждение чуда

11 — Комментарий автора

Фон отрывка

Ряд моментов из Ветхого Завета и культурологический фон того времени помогают осветить аспекты Ин. 2:1-11. Избыток вина, например, характерен для ветхозаветных описаний будущего Царства Божьего, которое будет установлено в последние дни (Ис. 25:6; Иер. 31:12; Ам. 9:13, 14). Поэтому сотворение Иисусом необычного вина на свадебном торжестве — пример того, как Евангелие от Иоанна изображает идею о том, что эсхатологические ожидания Ветхого Завета исполнились в Иисусе (см. 6-ю главу этой книги).

Водоносы (вмещавшие от шестидесяти до девяноста литров) были необычных для древнего мира размеров. Иоанн упоминает о размерах этих кувшинов, чтобы высмеять иудеев за их пристрастие к ритуальному очищению. Со свежей водой были сложности в большинстве регионов древнего мира, так что детали повествования весьма примечательны.

Рассказ о превращении воды в вино напоминает читателям истории о превращениях в Ветхом Завете. Моисей превратил воду в кровь во

время одной из язв в Древнем Египте (Исх. 7:14-24). Елисей превратил горькие воды Иерихона в воду сладкую на вкус и полезную (4 Цар. 2:19-22). Интересной параллелью чуду в Кане может быть также случай из жизни Елисея в 4 Цар. 3:12-25. Несколько царей, посетивших Елисея, хотели получить ответ от Господа. Его реакция была подобна ответу Иисуса Его матери: «Что мне и тебе?». Но, тем не менее, он согласился помочь им. По его слову чудодейственным образом появилась вода, а враги подумали, что это кровь (4 Цар. 3:22,23). Благодаря этому Израиль одержал великую победу над Моавом.

Знание контекста повествования о свадьбе может быть полезным и для разрешения современных вопросов. Многие задаются вопросом: если Иисус превратил воду в вино, то может ли это пролить свет относительно употребления христианами алкоголя. Ни сам текст Ин. 2:1-11, ни контекст отрывка не указывают на то, что вино, сотворенное Иисусом, было перебродившим. Слово «вино» (ойнос), использованное в данном отрывке, является нейтральным в греческом языке. Оно может обозначать как небродивший виноградный сок, так и перебродившее вино. Терминология этого отрывка никоим образом не способствует разрешению данного вопроса.

Наличие виноградного сока никоим образом не идет вразрез с ожиданиями. Если свадьба была осенью (когда состоялось крещение Иисуса), то в Палестине было как раз время сбора винограда, и свежий сок был доступен в достаточном количестве. Но даже если он не был доступен, в то время были известны отличные методы хранения продуктов. Например, виноградный сок сгущали кипячением до консистенции желе. Им заполняли глиняный кувшин так, чтобы вышел весь воздух. Затем наливали тонкий слой оливкового масла сверху, чтобы сохранить содержимое на протяжении нескольких месяцев и даже лет. Позже сохраненное желе разводили водой для употребления. Конечный продукт получался неперебродившим. Если на этой свадьбе сначала подавали в основном восстановленный сок, то претворение Иисусом воды в свежий виноградный сок достойно оценки, данной в отрывке (2:10; Е. Уайт. «Желание веков», с. 149).

Следовательно, на базе этого отрывка нельзя доказать то, что христианам можно пить алкогольное вино. Однако имеется достаточное количество научных, социальных и духовных аргументов

к пользу строгого воздержания от алкоголя. Елена Уайт кратко описывает некоторые из них в книге «Свидетельства для Церкви», т. 5, с. 354-361.

Детальное исследование отрывка

Тот факт, что Иисус, Его мать и ученики были приглашены на свадьбу, предполагает, что это была свадьба родственников Иисуса (Е. Уайт. «Желание веков», с. 146). Предание 111 века гласит, что Иоанн, любимый ученик, был сыном Саломии, сестры Марии. В таком случае Иоанн и Иисус были двоюродными братьями. Это предание послужило основой для заключения, сделанного некоторыми богословами, что это была свадьба самого Иоанна или, по крайней мере, его родственников (Браун, т. 1, с. 98). В любом случае роль Марии на этой свадьбе, по всей видимости, сводилась к замужней подружке невесты, которой помогал распорядитель пира. Таким образом, она могла воспринимать нехватку вина как упущение по ее вине.

Если запас вина зависел от щедрости гостей (Браун, т. 1, с. 102), то

фраза, сказанная Марией Иисусу (2:3), могла звучать как упрек в Его

адрес и в адрес Его учеников из-за уклонения от износа. Такая

ситуация ставила бы Иисуса и Его мать в неловкое затруднительное

положение, из которого она, по-видимому, искала выхода, побуждая

Иисуса использовать Его сверхъестественную силу. Термин

«женщина», с которым Иисус обратился к матери, необязательно

выражал неуважение в древние времена. В писаниях Иосифа Флавия

(«Древности» 17:74) горячо любимую жену муж зовет «женщина». В

Евангелии от Иоанна Иисус только дважды обращается к Своей

матери, и оба раза Он использует этот термин (2:4; 19:25-27).

Хотя термин «женщина» может и не означать неуважение, Иисус

явно расходится во мнениях со Своей матерью. Она хочет

подтолкнуть Его совершить нечто из того, что должен делать

Мессия, Которого ждет народ. Иисус, с другой стороны, осознает, что

Его миссия определяется не матерью, или кем-либо еще, а Его

Отцом. Если исполнить ее просьбу так, как она надеялась, то от

этого могло пострадать Его дело в целом. Должно было наступить

время, когда такое действие было бы уместным, но «час» Иисуса еще

не пришел (2:4). Вместо этого Он исполняет ее просьбу так, чтобы

возвеличить Свою миссию и чтобы это принесло необходимые

результаты, то есть тот вид веры в Него, который был необходим

(2:11). Если Иисус и обходится здесь со Своей матерью резковато, то

потому лишь, что усматривает в ее словах и действиях искушение

сатаны, стремящегося изменить расписание Его действий (Е. Уайт.

«Желание веков», с. 147).

2. тексте оговаривается, что вода превратилась в вино в водоносах, используемых для обрядов иудаизма (2:6). Во времена Исхода Моисей превратил воду в водоносах египтян в кровь. Евангелист Иоанн проводит параллель между действиями Моисея и действиями Иисуса в существенных моментах (см. раздел «Основные темы»).

Интересно заметить, что распорядитель не имел понятия, откуда взялось хорошее вино (2:9). Он играет роль представителя иудаизма, так и не сумевшего распознать могущественные и настоящие действия Бога в Иисусе. Идея, что хорошее вино было сбережено «доселе» (2:10), также соотносится с вестью Евангелия от Иоанна. Чудо Иисуса на свадьбе в Кане свидетельствует о том, что наступило великое эсхатологическое излитие Божьих благословений в Личности Иисуса. Таким образом, чудо названо «знамением» (2:11).

4. Ветхом Завете «знамения» происходили сверхъестественным образом и доказывали, что пророк — подлинный носитель Божьего слова (Исх. 3:12; 4:1-9; 1 Цар. 10:1-9). Чудеса Иисуса также служили подтверждением Его миссии. Но в Евангелии от Иоанна они служат еще большей цели. Они представляют собой притчи о царстве. Вино, которое Иисус творит на брачном пире в Кане, символизирует великие эсхатологические и духовные благословения, которые доступны человечеству в Личности Иисуса. Благодаря чуду превращения воды в вино характер и миссия Иисуса высвечиваются более ясно. Его «слава» видима, и в результате этого ученики веруют в Него (2:11). Следовательно, когда чудеса помогают людям видеть «славу» Иисуса, они производят веру. Если же чудеса

рассматриваются как самоцель (2:3-5; 23-25; 6:26), они становятся преградой для истинной веры в Него.

Основные темы отрывка

Вина нет у них

На первый взгляд это трогательная история о бедной паре, у которой закончилось вино в разгар свадебного пира, в силу чего они и другие люди оказались в затруднительном положении. Благородный Гость спасает их из этого затруднения, совершая чудо, поразившее даже главного распорядителя пира. Но эта история рассказана в Евангелии не в качестве приятной интерлюдии. Она имеет большое значение для богословия автора четвертого Евангелия.

Основной и наиболее очевидный богословский момент отрывка — роль вина как символического средства, передающего бесполезность иудаизма без Мессии. В огромных сосудах для очищения (2:6) Иоанн видит навязчивую озабоченность сравнительно маловажными вопросами. Официальное обвинение звучит как: «Вина нет у них!» (2:3). И когда наконец появляется хорошее вино, главный распорядитель не знает, откуда оно (2:9). Он сетует, что они действовали вопреки обычаю, согласно которому лучшее должно подаваться прежде (2:10).

Главный распорядитель поэтому представляет «своих» Иисуса (1:11),

В которым Он пришел, но которые не познали Его (1:10) и не приняли Его (1:11). В то время как иудаизм был сосредоточен на воде для омовений, Иисус предложил им хорошее вино, но даже когда они ощутили, что такое духовное «вино» настоящее, они не поняли, что оно — от Него (5:11-13; 9:13-17, 24). Подобным образом Никодим обнаружил невежество в отношении работы Святого Духа

(3:8, 9).

Для Иоанна замена воды вином представляет факт, посредством которого Иисус предложил «нечто лучшее», чем иудаизм. Он представлял Собой замену омовений водой, храма, жертвоприношений и правил иудейской системы. Все, что поклоняющиеся иудеи искали в омовениях, храме и праздниках, они могли с избытком найти в Иисусе. Вино, в частности, представляет

кровь Иисуса, которая открыла единственный путь к вечной жизни. Претворение воды в вино подтверждало тот факт, что ветхозаветное обетование о славном эсхатологическом царстве начало исполняться во дни Иисуса. И сегодня Евангелие от Иоанна призывает каждого обрести в Иисусе настоящую жизнь пред лицом того, что предлагает этот мир.

Час Иисуса

Иисус не желает удовлетворить просьбу Марии, потому что Его «час» еще не пришел (2:4). В Евангелии от Иоанна час Иисуса ассоциируется главным образом с часом Его ареста, суда и смерти. До тех пор, пока не наступит этот час, никто не может Его арестовать (7:30; 8:20; 13:1; 17:1). В 12:23, с другой стороны, час Иисуса — это час Его прославления. На первый взгляд может показаться, что это противоречит другим отрывкам, но из 24-го текста становится ясно, что час прославления Иисуса является также часом Его страданий и смерти. Связь между термином «час» и славой Иисуса впервые видна в повествовании о свадьбе в Кане (2:4, 11). Это предполагает, что первое чудо в Кане, по мнению Иоанна, каким-то образом предначертало крест.

Слава Иисуса

Каким образом крест прославляет Иисуса, согласно Евангелию от Иоанна? Лучший ответ на этот вопрос содержится в Ин. 12:37-41. В этом отрывке Иоанн утверждает, что Исаия видел славу Иисуса (12:41). Далее он предлагает две цитаты из Книги пророка Исаии, одна — отрывок о страдающем рабе из 53-й главы (12:38), а другая из повествования о призвании пророка в 6-й главе (6:40). В Ис. 6 пророк видит Яхве, высокого и превознесенного на Его престоле. В Ис. 53 он видит страдающего раба, который умирает за «многих». Если, как полагает Иоанн, Исаия видел славу Иисуса, описав это в 6-

и главе, тогда Иисус — Это Яхве Ветхого Завета, излучающий Божественную славу и обладающий всеми прерогативами Бога. Но если Исаия также видел славу Иисуса в 53-й главе, то эта слава — не только свидетельство Божественного величия, созерцаемого у престола, но и Божественного характера, явленного на кресте.

Для Иоанна крест является определенно центральным моментом.

Суть Евангелия, как явствует из пролога, выражается в том, что

Иисус — самое великое и ясное откровение о Боге, которое когда-

либо было на земле (1:1, 14). Хотя пролог не говорит о кресте

(дается лишь легкий намек: «не приняли Его» в 11-м тексте), тем не

менее крест становится окончательным и самым ясным проявлением

Божественного характера в основной части Евангелия. Хотя Иоанн не

прописывает каждую деталь этого откровения, крест определенно

является самым ясным свидетельством Божьей справедливости: и

Его непримиримости ко греху, и Его любви к грешнику. Крест, а

также воскресение — непостижимое свидетельство о великой

Божьей милости, явленной во Христе по отношению к грешным

людям.

Это наиболее полное значение славы Иисуса отчетливо изложено в Евангелии от Иоанна. Автор книги, любимый ученик, единственный из двенадцати стоял у креста. Он один из двенадцати видел славу Спасителя в полноте, и поэтому его свидетельство об Иисусе достойно доверия.

Кана и крест

По всей видимости, между повествованием о свадьбе в Кане и повествованием о кресте есть особая связь. Свадьба происходит «на третий день», как и воскресение Иисуса. В Кане «час» и слава Иисуса связаны воедино, что само по себе случается только в контексте креста (12:23,24; 17:1,5). Только в 2:4 и 19:26 (часть повествования о кресте) появляется мать Иисуса, и оба раза Иисус называет ее «женщина». Вино также ассоциируется с кровью Христа на последней Вечере.

Следовательно, есть значительное количество связей между свадьбой в Кане и крестом в Евангелии от Иоанна. Знамение, которое Иисус сотворил в Кане, было предсказанием о последнем знамении, которое Он явит, принимая страдания и смерть. В Ин. 2:11 реакция учеников на это знамение не только предвосхищает их будущую реакцию на крест (20:8; 24-29), но также и реакцию всех, кто придет к вере в Иисуса по их слову (17:20; 20:30, 31).

Типология исхода

Как упоминалось ранее, трудно не увидеть в чуде Иисуса, превратившего воду в вино, параллели с действиями Моисея, превратившего воду в кровь в кувшинах египтян (Исх. 7:19). Вне сомнений, сравнение между Моисеем и Иисусом является основной темой всего Евангелия (1:17; 3:14; 5:45-47; 6:30-33; 9:28, 29). Но это сравнение является более всеобъемлющим, чем о том можно заключить, просто читая отрывки, где упомянут Моисей.

3) основной части Евангелия упоминаются семь особых чудес (2:1-11; 4:46-54; 5:2-9; 6:1-15; 16-21; 9:1-39; 11:38-44; в эпилоге тоже содержится чудо — 21:1-11). Чудо на свадьбе указывает нам на то, что каждое из семи чудес Евангелия от Иоанна соотносится с египетскими язвами. Иисус превратил воду в вино (2:1-11), а Моисей превратил воду в кровь (Исх. 7:14-24). Иисус дал ребенку жизнь (4:46-54), но Моисей поразил домашних животных египтян смертью (Исх. 9:1-7). Иисус дал физическое исцеление парализованному (5:2-9), тогда как Моисей поразил египтян нарывами (Исх. 9:8-12). Иисус усмиряет бурю (6:16-21), а Моисей ее производит (Исх. 9:13-35). Иисус умножает хлеб (6:1-15), а Моисей производит для израильтян манну с небес (6:30-33; Исх. 16:4, 15; Неем. 9:15) и посылает саранчу, чтобы она съела хлеб египтян (Исх. 10:1-20). Иисус дал видеть свет слепорожденному (9:1-41); Моисей навел тьму на Египет (Исх. 10:21-29). Иисус поднял Лазаря от смерти (11:38-44), в то время как Моисей поразил смертью египетских первенцев (Исх. 11:1-12:30). Еще одна явная параллель заключается в том, что пасхальный агнец указывал на страдания Иисуса на кресте(19:36;

Исх. 12:1-11,21-28).

и хотя одни из перечисленных выше параллелей менее ярки, чем другие, тем не менее Иоанну удалось соотнести в общих чертах деятельность Иисуса и действия Моисея. Почему в Евангелии от Иоанна присутствуют столь явные параллели? Чудеса и смерть Иисуса в совокупности повествуют о новом Исходе из нового рабства (см. в оригинале Лк. 9:31). История о новом Исходе должна была стать руководством для нового Израиля, который Бог собрал во Христе.

Однако в этом событии нового Исхода содержатся поразительные открытия. Роль фараона в Евангелии от Иоанна отведена Моисею —

В его писаниям и авторитету апеллируют те, кто отвергает Иисуса. Таким образом, иудеи в Евангелии становятся аналогом египтян! Подобно фараону и египтянам, иудеи в Евангелии получают знамения власти Иисуса, но отвергают Его слова и стремятся уничтожить Его, как египтяне стремились уничтожить израильтян.

о другой стороны, когда писания Моисея используются должным образом, они приводят людей к Иисусу (5:45-47), а те, кто приходят к Иисусу, становятся новыми израильтянами (1:47—51). Таким образом, в Евангелии от Иоанна события в жизни Иисуса, равно как и события нового Исхода, ведут, с одной стороны, к формированию нового Израиля, с другой — к отвержению старого. Знамения, которые творит Иисус (включая страдания па кресте), становятся разделительной чертой теми, кто собирается вокруг Иисуса как новый Израиль, и между теми, кто, отвергает Его, оставаясь приверженцем старых путей (12:42,43).

Параллели между Иисусом и Моисеем еще более изумительны, если принимать во внимание полное свидетельство всех четырех Евангелий. Подобно Моисею, Иисусу при рождении угрожает враждебный царь, который убивает всех младенцев, громе одного, которого он и хочет уничтожить (Мф. 2:16-18). Подобно Моисею, Он видел славу Бога (Ин. 1:17, 18). Подобно Моисею, он постится сорок дней (Мф. 4:2; Лк. 4:2; см. Е. Уайт. «Патриархи и пророки»). Он избирает семьдесят учеников (Лк. 10:1) и двенадцать апостолов (Мф. 10:1-4; Мк. 3:13-19; Лк. 6:12-16). Он провозглашает новый закон с горы (Мф. 5-7). Он кормит толпы в пустынном месте (Мф. 14:13-21; Мк. 6:30—44; Лк. 9:10-17; Ин. 6:1-15). Он был поднят на крест, как Моисей вознес медного змея в пустыне (Ин. 3:14). И Он был в Египте и пришел оттуда (Мф. 2:13-15, 19-23), как Моисей и как Израиль.

Безусловно, значимые слова, при помощи которых более полно раскрывается история Иисуса, важны, но параллели между Ним и Моисеем важны по еще более серьезной причине, о которой мы уже упоминали в 1-й главе. Иисус — величайшее откровение Бога, которое когда-либо было дано. А значит, сопоставление с Моисеем и

другими аспектами ветхозаветной веры высвечивают превосходство Иисуса по сравнению со всеми другими путями к Богу. Хотя Моисей превратил воду в кровь, чтобы подтвердить свою власть перед фараоном и египтянами, Иисус творит подобное чудо, чтобы подтвердить перед иудеями гораздо более великую власть. В то время как Моисей избавил свой народ от земного рабства, Иисус освобождает Свой народ от смерти и дает им жизнь с избытком (3:16; 5:24; 10:10).

Применение Слова

Евангелие от Иоанна, 2:1-11

1.Если бы вам предложили выбрать одно чудо, чтобы начать новое служение для Бога, как вы думаете, какого рода чудо вы выбрали бы, чтобы произвести должное впечатление на современных секулярных людей? Установили бы мир на Ближнем Востоке или в бывшей Югославии? Выплатили бы национальный долг? Воскресили бы кого-либо из мертвых? Предсказали бы грядущие события? Назовите несколько современных чудес, сопоставимых с чудесами Иисуса, и выберите одно, которое бы сотворили, будь у вас такая возможность.

2.Подумайте о ликовании, которое последовало за сотворением нового вина Иисусом. Радуетесь ли вы от «хорошего вина» Евангелия сегодня? А может, ваша способность ценить Христа снизилась в последние месяцы и/или годы? Что в вашей жизни затуманивает остроту восприятия Христовых благословений?

3.Недостаток вина на свадебных пирах в древности был позором, поскольку нарушался основной закон гостеприимства. Следовательно, Иисус поспешил ответить на острую нужду. Составьте перечень самых острых нужд, какие только могут прийти на ум: в семье, у соседей и друзей. Для удовлетворения каких из этих нужд Бог мог бы использовать вас? Какие из них являются более срочными? С чего лучше начать?

4.В конечном счете Мария покорилась Иисусу, позволив Ему решать проблему по-Своему усмотрению (2:5). Есть ли в вашей жизни такие области, которые неизменно требуют покорности Его воле?

Изучение Слова

1.Пользуясь симфонией, найдите слово «вода» и посмотрите, сколько рассказов в Ветхом Завете можно найти о превращениях воды тем или иным образом. Составьте список п их рассказов и отметьте, какой из них наиболее точно похож на рассказ о том, как Иисус превратил воду в вино.

2.В данной главе мы отмечали наличие явных параллелей между египетскими язвами при Исходе и семью чудесами Иисуса в Евангелии от Иоанна. Помня об этих семи чудесах, внимательно прочитайте рассказ о Елисее из 4-й Книги Царств, (о 2-й по 9-ю и 13-

J. главы. Есть ли сходства между чудесами Елисея и чудесами Иисуса в Евангелии от Иоанна? Каким бы могло быть богословское применение этих параллелей?

Для дальнейшего исследования

1.Относительно славы Иисуса см. в Р. Е. Браун, «Евангелие по Иоанну», т. 1, с. 503.

2.Относительно концепции «часа» Иисуса см. там же на с. 517, 518.

3.Относительно отношения христиан к алкоголю см. С. Бакки- окки, «Вино в Библии», с. 137-144. Хотя Эванс в своей книге «Biblical Theology of Drinking» не касается чуда на свадьбе, он предлагает другую адвентистскую перспективу по более широким библейским вопросам.

4.См. также Е. Уайт, «Желание веков», с. 144-153.