1. Приобщение всех членов церкви

Ученики были поглощены переживаниями о своем Учителе. Они хотели, чтобы Он поел, чтобы быть готовым к предстоящему нелегкому пути. Но Иисус ответил на из переживания необычными словами: «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:34-35).

Ответ Иисуса содержит две мысли. Во-первых, он показывает важность выполнения задания Отца (жатва) во исполнение Его воли. Во-вторых, он говорит, что поля уже поспели к жатве. Нельзя терять времени. Мир готов к жатве. Люди страдают и ищут решения своих проблемы многочисленными обманчивыми способами только для того, чтобы снова разочароваться и утратить надежду. Грех принес много несчастий. Пришло время Иисусу вернуться!

Но необходимо завершить провозглашение доброй вести о спасении в Иисусе! Приобщение всех членов церкви – Божий путь приготовления Его народа и мира ко Второму пришествию Христа.

Видя мучения этого мира, раздираемого на части, мы не можем спокойно стоять и ничего не делать. Поля поспели для жатвы, но нельзя собрать урожай там, где не сеялись семена и не взращивался урожай. Евангельские программы – замечательные средства жатвы, но как мы можем участвовать в жатве, если не участвовали в посеве? Но сеять нужно согласно воле Отца, по-другому не получится, и об этом данная книга.

Одно из самых неприятных ощущений в жизни – осознать то, что ты заблуждался в то время как тебе казалось, что ты был прав. Это как думать, что ты прилетел в Москву, в то время как твой самолет сел в Лиме, Перу, и при этом ты отказываешься внять объяснениям и предупреждениям, отказываешься здраво оценить свое местоположение. Нет более слепого человека, чем тот, кто отказывается видеть. Безнадежно состояние глухого, который отказывается слушать.

Как бы парадоксально это ни звучало, мы рискуем вести себя так же, когда делао заходит о нашей миссии. Легко думать, что мы на верном пути благодаря тому, что каждый год тысячи новых людей принимают крещение и присоединяется к церкви – статистика показывает рост. Но, если мы изучим цель, которую Иисус имел в виду, когда доверил нам миссию, то мы увидим печальную действительность – возможно, мы делаем то, что по-человечески кажется лучше, но не то, чему учил нас Господин.

В нагорной проповеди Иисус предупреждал: «Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!`, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:21-23).

Это печальное описание состояния искренних людей, который делали то. что считали правильным, но, тем не менее, они погибнут в последний день по одной простой причине: они не исполняли воли Отца.

НЕДОСТАТОЧНО ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ЗАБЕГЕ

Не достаточно принимать участие в забеге. Нужно знать, зачем ты бежишь. Не достаточно работать. Нужно знать, зачем ты трудишься. В Библии мы находим историю о человеке, который бежал, но не знал зачем.

Авесалом погиб, и кто-то должен было донести эту весть царю. Двое воинов получили задание бежать во дворец. Одного из них звали Ахимааз. Он бежал, потел, старался и добежал до своей цели. Но он не знал, зачем бежал. Он думал, что его миссия – просто бежать. И он бежал. Но миссию он не исполнил (2 Царств 18:19-33). Теперь мы должны задать следующие вопросы: какую миссию Иисус поручил нам? Совершаем ли мы волю Отца? Как Божья воля связана с исполнением миссии?

НЕДОСТАТОЧНО ПРОПОВЕДОВАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ

Мы должны понять, что Бог дал нам миссию не потому что нуждается в нашей помощи. Он – Бог. У него нет ограничений. Если бы Он захотел, Евангелие разнеслось бы по всему миру за миг. Он мог бы устранить преграды, чтобы всякое колено, племя, язык и народ узнали евангельскую весть во мгновение, точно также, как он раздвинул воды Красного моря, чтобы израильтяне могли перейти на другой берег.

Однажды Он сказал Захарии: “не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6).

Мы обманываем себя, если думаем, что Богу нужны люди, чтобы проповедовать Евангелие. Дух пророчества категорично заявляет: «Бог мог бы спасать грешников и без нашей помощи. Сотрудничать с Ним необходимо нам, дабы выработать характер, подобный Христову. Чтобы радоваться вместе с Ним каждой новой искупленной душе, мы должны участвовать в работе нашего Спасителя». {ЖВ 142.2}

Если бы вопрос был только в проповеди Евангелия, Бог мог бы сделать это без нашей помощи. Но Он дал нам миссию, потому что мы, верующие, нуждаемся в проповеди Евангелия для духовного роста. «Мы возрастаем в благодати только тогда, когда бескорыстно, самозабвенно совершаем то дело, которое Христос возложил на нас…» {ПХ 80.3}

ВМЕСТЕ С АНГЕЛАМИ

С другой стороны, Евангельская весть могла бы быть донесена и ангелами. Автор послания к Евреям говорит о них следующее: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14). Ангелы всегда готовы служить и они могли бы разнести добрую весть с ошеломляющей скоростью.

Если бы дело было только за самым простым и быстрым методом донесения Евангелия миру, Бог мог бы призвать этих небесных существ. Эллен Уайт говорит: «Бог мог бы поручить безгрешным ангелам проповедовать истину, но это не входило в Его планы». {ДА 330.2}

Эта мысль повторяется несколько раз: «Ангел, посланный к Филиппу, мог сам сделать для ефиоплянина все, что нужно, но это не соответствовало Божьему замыслу — служить своим ближним и помогать им должны люди». {ДА 109.2 – дословный перевод}

Обратите внимание на эту фразу: «но это не соответствовало Божьему замыслу». У Бога есть конкретный план для проповеди Евангелия, и согласно ему, ангелам отведена второстепенная роль, а церковь должна совершить миссию – каждый член церкви должен принять участие – это вопрос духовного выживания.

«Бог мог бы спасать грешников и без нашей помощи. Сотрудничать с Ним необходимо нам, дабы выработать характер, подобный Христову». {ЖВ 142.2}

Любой другой метод, оставляющий верующего в качестве наблюдателя за исполнением миссии другими верующими, — является отступлением от Божьего плана.

ЧЕРЕЗ ЖИВОТНЫХ ИЛИ КАМНИ

Евангелие могло быть проповедано не только с помощью ангелов. Однажды Бог хотел донести весть пророку Валааму. Там не было пастора, евангелиста или миссионера. Только ослица. Библия говорит: «И отверз Господь уста ослицы…» (Чис. 22:28). Может ли Бог использовать животных, чтобы проповедовать Евангелие в наше время? Он мог бы, если бы хотел. Причем, не только животных – даже неодушевлённые объекты могли бы проповедовать. Иисус однажды сказал: «…сказываю вам, что если они (дети) умолкнут, то камни возопиют» (Лук. 19:40).

Однако, согласно Божьему плану благовестие должно совершаться иным методом. Мы не должны забывать Божий план и создавать свой собственный, считая, что, таким образом, мы помогаем Богу. Если мы так будем поступать, мы рискуем в последний день узнать, что, несмотря на все свои добрые дела и благие намерения, не творили воли Отца.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Представьте себе, что я – директор велосипедного завода, и я хочу проверить на прочность последнюю модель велосипеда. Я собираю группу сотрудников завода и даю им задание проехать от Лос-Анжелеса до Майями. Я приказываю им записывать все детали: сопротивление педали, стойкость шин и т.п. Затем я сообщаю, что буду ждать их в Майями и ухожу.

Как только я ухожу, мои работники сразу организовуют комитеты для изучения этого вопроса: какой самый быстрый, дешевый и простой способ доставить велосипед в Майями. Они тратят много времени, чтобы выявить самый лучший метод для выполнения миссии. Они пишут предложения и издают книги на эту тему.

В конце концов, они приходят к выводу, что лучше всего отправить велосипед самолетом. Это самый быстрый метод, к тому же им предложили выгодную цену.

Когда мы встречаемся в Майями они выглядят веселыми, считают, что прекрасно справились с задачей и ожидают моего одобрения. Но когда я прошу их предоставить мне отчет о надожности работы велосипеда при продолжительных нагрузках, они смотрят друг на друга с горьким осознанием того, что не выполнили свою миссию. Они переживают разочарование. Они ведь столько времени потратили на исследования и анализ, они выискивали ресурсы, они делали то, что считали наилучшим. К сожалению, они не выполнили миссию. Не выполнили не помтому что не хотели, а потому что не поняли.

БОЖИЙ ПЛАН

Какой же тогда Божий план для выполнения миссии? Давайте обратимся в богодухновенному источнику: «Бог мог бы поручить безгрешным ангелам проповедовать истину, но это не входило в Его планы» {ДА 330.2}.

Очевидно, что у Бога есть Свой план для выполнения миссии. Он был бы не справедлив, дав нам миссию, но не научив, как совершить ее. Все дело не в новом методе. Он сказал: “…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

Свидетелями могут быть только люди. Животные и неодушевленные предметы не могут ими быть. Свидетель – это тот, кто может рассказать о том, что он видел, слышал или в чем принимал участие. Иоанн говорит: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1:1-2).

Итак, когда Иисус определил миссию для Своих учеников за несколько мгновений до вознесения на Небо, Он напоминал им то, чему учил еще до Своего распятья: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14).

Ключевая фраза здесь – “во свидетельство”. Это важно для каждого верующего. Это личное, а не общее свидетельство. И теперь Иисус напомнил им это после Своего воскресения и до вознесения к Отцу.

Дух пророчества объясняет: «Когда Христос давал поручение Своим ученикам, лишь краткое время отделяло Его от того момента, когда Он должен был вознестись к небесному престолу. Включая в ряды миссионеров всех, кто будет верить в Его имя, Иисус сказал: „Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари“, и сила Божья должна была сопровождать их всегда». {ХС 9.7}

Обратите внимание на выражение «включая в ряды миссионеров всех, кто будет верить в Его имя». Миссия, таким образом, включала в себя не только проповедь Евангелия, но и «включение в ряды миссионеров всех, кто будет верить в Его имя».

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЕРУЮЩЕГО

Давайте вернемся к предыдущей цитате: «Ангел, посланный к Филиппу, мог сам сделать для ефиоплянина все, что нужно, но это не соответствовало Божьему замыслу, — служить своим ближним и помогать им должны люди». {ДА 109.2}

Один из самых первых уроков, которые Бог преподал нам относительно выполнения миссии, заключается в том, что люди должны трудиться для пользы других людей. Если это условие не выполняется, то миссия на самом деле не совершается. Участие может быть и коллективным, но, прежде всего, оно должно быть индивидуальным.

«Во время Своего служения Иисус постоянно внушал ученикам, что они должны объединиться с Ним в деле освобождения мира от рабства греха. Когда Он посылал двенадцать, а затем семьдесят учеников проповедовать о Царстве Божьем, Он учил, что их долг — передавать другим то, что Он открыл им. Всеми силами готовил Он их к самостоятельной работе, которая будет расширяться по мере увеличения числа учеников и в конце концов охватит самые отдаленные уголки земли. Последний урок, преподанный Им Своим последователям, заключается в том, что им вверена радостная весть спасения, которую они должны возвестить всему миру». {ДА 32.1}

Есть три мысли, которые привлекают к себе внимание в этой цитате. Первая – «самостоятельная работа». Вторая – «будет расширяться по мере увеличения числа учеников». Третья – это дело, в конце концов, «охватит самые отдаленные уголки земли”. Давайте поразмышляем над этими тремя мыслями.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

С библейской точки зрения, миссия, которую Бог доверил Своей церкви – не просто общая миссия. Она включает в себя личное участие каждого верующего. Иисус никогда не дуамл, что Его миссию выполнят лишь несколько членов церкви. Поэтому всякий план благовестия, в котором часть людей остается в качестве наблюдателей, — «не Его план». Это «не соответствует Божьему замыслу». Господь ясно учил: «Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать» (Мар. 13:34).

Учение просто: Господь дал “каждому свое дело”. Его нельзя совершить через представителя или заместителя. Я не смогу откупиться тем, что заплачу кому-то другому, чтобы он совершил мою работу.

«Каждому поручена определенная работа, и никто не может сделать ее за другого. Каждый имеет свою миссию удивительной важности, которой нельзя пренебречь, поскольку исполнение ее принесет благо душам, а пренебрежение причинит горе тем, за кого умер Христос». {ХС 10.3}

Это прекрасная мысль. Мы пишем много книг и готовим бесчисленное множество проповедей, чтобы описать ее. Но когда мы начинаем действовать, то забываем наставление Господа. Мы предпочитаем искать самый простой, самый экономный и эффективным метод. Мы вечно не довольны, мы постоянно ищем «новый метод» и игнорируем Божий совет: «Каждому, ставшему причастником Его благодати, Господь предписывает работать для ближних. Каждый из нас должен трудиться там, где находится; какую бы должность или положение в обществе мы ни занимали, мы обязаны говорить: «Вот я, пошли меня» (Исаии 6:8). На служителе слова, медсестре-миссионерке, враче-христианине, каждом члене Церкви, торговец он или фермер, механик или разнорабочий — на всех лежит ответственность. Бог поручил нам открыть людям Евангелие спасения. Каждое дело, которым мы занимаемся, должно служить средством к достижению этой цели. {СИ 148.2}

Обратите внимание на слова: “каждому”, “каждый”, “на всех”. Эта мысль упоминается не раз или два. Дух пророчества упоминает это снова и снова. Это не просто наша общая миссия, но и личная.

«От всех, кому Бог вверил истину для настоящего времени, Он ожидает личного служения. Не все могут отправиться в другие страны в роли миссионеров, но каждый в состоянии стать благовестником среди соотечественников в своем доме и среди соседей». {9СЦ 30.1}

Никто не может оставаться в стороне или полагать, что благодаря своим финансовым вкладам, он может нанять другого совершить порученную ему работу.

«Каждому христианину поручена определенная работа». {ХС 9.2}

ЦЕРКОВЬ РОСЛА БЫ БЫСТРЕЕ

Результат выполненной миссии при личном участии каждого верующего, как учил Иисус, был бы таким, что работа расширялась бы по мере увеличения количества учеников. Ключевые слова здесь: «расширение» и «увеличение». Оба слова описывают рост, умножение, увеличение количества верующих. Вестница Божья не боялась считать, что цифры являются показателем роста. Она говорила: «Если бы каждый адвентист седьмого дня выполнил возложенную на него работу, число уверовавших сегодня было бы намного больше, чем есть на самом деле». {9СЦ 25.2}

Но она отмечала, что количественный рост может прийти только благодаря следованию Божьему совету: «если бы каждый адвентист седьмого дня выполнил возложенную на него работу».

Цифры не должны быть мотивацией для выполнения миссии, но просто показателем того, что нечто удивительное происходит в жизни каждого верующего. Библия не чужда цифр. В ней упоминается много их. Начиная с Ветхого Завета, когда Израиль вышел из Египта: «И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» (Исх. 12:37). Продолжая в день Пятидесятницы: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:14). И заканчивая небесными картинами будущего: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14:1). «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7:9).

На самом деле цифра нужны. Не как источник вдохновения и мотивации, но как инструмент измерения и анализа. Они могут быть не самыми лучшими индикаторами, но никто еще не придумал лучшего показателя. Если вы скажете мне, что теряете вес, то услышите логичный вопрос: «Сколько килограмм ты потерял?» Если вы скажите, что растете, то будьте готовы ответить, на сколько сантиметров вы выросли.

Дух пророчества говорит: «Верующие в Фессалонике были истинными миссионерами… проповедуемые истины завоевывали сердца и число верующих возрастало». {ДА 256.3} Откуда мы знаем, что верующие в Фессалонике были истинными миссионерами? Потому что число верующих росло. Но, если бы они были названя истинными миссионерами, но их число не росло, их описание не соответствовало бы действительности.

В начале истории нашей церкви вестница Божья сказала: «Адвентисты седьмого дня продвигаются вперед, их численность удваивается, учреждаются миссии, поднимается знамя истины в тех частях мира, где царит тьма. И все же работа продвигается вперед намного медленнее, чем ожидает Бог». {ХС 97.3}

Откуда они знали, что Адвентисты седьмого дня продвигаются вперед? Благодаря тому, что «их число удваивается». Но цифры не являлись источником вдохновения или средством давления. Их нельзя приводить для сравения и «доказательства», кто лучше. Если мы будем трудиться так, как трудился Иисус, ты будут важны не цифры, а то, что мы готовим людей к встрече с Иисусом.

МИССИЯ БЫЛА БЫ СОВЕРШЕНА

Это было бы вторым результатом следования Божьему плану благовестия, согласно которому участие каждого абсолютно необходимо: «…и в конце концов охватит самые отдаленные уголки земли» {ДА 32.1}. Эллен Уайт ясно понимала эту мысль. Она подтвердила ее в конце IXX столетия: «Если бы все вы были живыми миссионерами, то весть для нашего времени уже в ближайшем будущем была бы провозглашена во всех странах, всякому племени и языку и народу». {ХС 9.4}

Заметьте, что секрет завершения работы заключается в фразе “все вы”. Другими словами, каждый верующих должен быть «живым миссионером».

На днях кто-то спросил меня о том, какие планы есть у церкви для завершения миссии, потому что, по мнению того человека, «мы ходим по пустыне подобно древнему Израилю».

Он считал, что мы должны воспользоваться социальными сетями и компьютерными технологиями. Я поддерживаю это. Мы должны воспользоваться всеми возможными средствами, но мы не должны забывать о личном участии каждого верующего в миссионерской работе. Личное благовестие имеет такой потенциал для развития миссии, что нам даже трудно его представить.

«Став чадом Божьим, человек впредь должен воспринимать себя как звено в цепи, спущенной с небес для спасения мира, как одно целое со Христом в Его плане милосердия, должен трудиться вместе с Ним, чтобы взыскать и спасти погибшее». {СИ 105.4}

Концепция цепи – это нечно необычное. По замыслу Христа каждый человек должен найти одного, а затем они оба должны найти еще по одному. Это значит, что рост совершался бы не по плану сложения, а по плану умножения, то есть рост в геометрической прогрессии.

Если бы всего 2 млн из 20 млн членов церкви Адвентистов седьмого дня в современном мире приняли вызов привести 1 человека ко Христу, и каждый новообращенный сделал бы то же самое, то всего за 12 лет мы бы донесли Евангелие 7 млрд людей на земле. Мы заблуждаемся, если недооцениваем возможности, потенциал и эффективность личного свидетельства. Оно имеет взрывную силу цепной реакции. Оно имеет потенциал роста, как делящиеся клетки.

«Необходимо организовывать новые церкви, и членам вновь созданных церквей надо разрабатывать планы своей деятельности. Это миссионерское евангельское служение следует распространять на новые территории, расширяя таким образом возделанные участки виноградника Божьего. Он должен расти, пока не охватит весь мир (Письмо 86, 1902). {Ев 19.2}

Обратите внимание, что, если бы каждый член церкви принимал участие в миссии, и, если бы каждая община имела планы, как задействовать каждого своего члена, то окружность вокруг земли бы замкнулась.

ОБЩАЯ РАБОТА ВМЕСТО ЛИЧНЫХ УСИЛИЙ

Я думаю, что каждый лидер церкви постоянно переживает о выполнении миссии. На пасторских встречах можно часто услышать слова: «Такая-то конференция крестила сктолько-то людей», — или: «Этот унион вырос в прошлом года на столько-то членов». И воодушевленные делегаты восклицают: «Аминь!»

Один руководитель сказал мне: “Я дума, что у нас все в порядке, потому что в начале пятилетнего срока мы крестили 900 человек в год, а в прошлом году – 5000”. Затем он спросил: «Разве это не значит, что мы выполняем миссию?»

Возможно, с человеческой точки зрения. Определенно, эта конференция будет выглядеть хорошо в статистическом отчете.

А что сделала та конференция для обеспечения такого быстрого роста? “Мы вкладывали деньги в евангелизацию”, — последовал ответ. Конечно, руководитель, имеющий виденье, чтобы вкладывать деньги в евангелизацию, имеет правильное понимание причины существования церкви. Единственным «но» в данном случае было то, что под вкладом в евангелизацию имелось в виду нанять 300 миссионеров. Каждый из них крестил в среднем 12 человек и общие результаты были впечатляющими.

Но есть вопрос: является ли такой метод исполнения миссии, данной нам Христом, самым лучшим?

Эллен Уайт, наверное, дает самый лучший ответ на этот вопрос:

«Повсюду наблюдается тенденция к замене индивидуальных усилий деятельностью целых организаций. Человеческая мудрость склоняется к консолидации, централизации, созданию больших церквей и учреждений. Множество людей предоставляют учреждениям и организациям заниматься благотворительной деятельностью; они освобождают себя от контакта с миром, и их сердца охладевают. Они замыкаются в себе и становятся невосприимчивыми к боли людей. Любовь к Богу и человеку исчезает из души. Христос поручает Своим последователям совершать индивидуально работу, которую нельзя выполнить по доверенности. Служение больным и бедным, проповедь Евангелия погибающим и потерявшим ориентиры в этом мире не следует оставлять комитетам и благотворительным организациям. Личная ответственность, личные усилия, личная самоотверженность — вот требование Евангелия». {СИ 147.2-3}

Согласно этой цитате группа миссионеров в общине не может заменить личной работы каждого верующего. Каждый может сделать что-то лично, и это снова приводит нас к сути инициативы «Приобщение каждого члена церкви».

В той же конференции я встретил, по крайней мере, три человека, которые дали достаточно средств, чтобы оплатить работу миссионеров, но лично не приводили людей ко Христу. Их жертвенность, конечно, впечатляет. Они любят Бога и церковь, потому что «где сокровище ваше, так и сердце ваше», — говорил Христос. Но согласно Божьему замыслу проповедь Евангелия требует «личной ответственности».

Возникает логичный вопрос: “Почему миссия должна быть личной?” На него мы ответим в следующей главе.

Приобщение всех членов церкви – это инициатива, которая предусматривает личное посвящение. Она находит нужды людей и восполняет их. Вот некоторые практические идеи, как можно начать служить лично:

· Приготовьте еду для заболевшего соседа или сотрудника на работе.

· Купите еду для бездомного.

· Отдайте свою одежду (в том состоянии, в котором вы бы хотели получать сами) нуждающемуся.