2. Божий народ после Эдема

Каким же образом такая древнейшая Книга могла дойти до нашего современника в неискаженном виде? Несомненно, Сам Господь охранял Свое Писание. Совершал Он это через Свой народ. Поэтому, знакомство с Богом мы начнем с истории об избранном Им народе. Наверное, каждый верующий человек хочет быть причислен к группе людей, которая именуется Божьим народом. Но каковы признаки этого народа? Как нам быть уверенными, что мы принадлежим к нему?

Библия просто и понятно рассказывает о тех, кто в глазах Господа является Его народом.

Уже на первых страницах Священного Писания описано, что вскоре после сотворения люди разделились на две группы – одни жили согласно воле Божьей, то есть стали Его народом, другие решили существовать самостоятельно и вести такой образ жизни, который им нравится и кажется правильным.

Каин, сын первых людей Адама и Евы, отдалился от Господа:

«И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод»[16].

А дети их третьего сына Сифа выбрали путь с Богом:

«У Сифа… родился сын,… тогда начали призывать имя Господа»[17].

Некоторое время эти две ветви человечества жили разрозненно. Однако Библия рассказывает, что вскоре потомки Сифа, народ Божий, решили соединиться с родом Каина. И постепенно зло проникло во всех людей до такой степени, что Бог раскаялся, что сотворил человека:

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле»[18].

Но праведным оставался Ной со своей семьей. Принадлежал Ной к потомкам Сифа – народу Божьему. Бог решил дать человечеству второй шанс – обновить зараженную грехом землю. 120 лет Ной, побуждаемый Духом Божьим, взывал к людям в проповеди о покаянии, предупреждая о грядущем потопе и предлагая спасение в ковчеге – огромном корабле, построенном по Господнему указанию. Но народ только насмехался над ним. Надежда на раскаяние людей была потеряна. Будучи послушны Божьему повелению, Ной и его жена, трое сыновей и их жены зашли в ковчег. И тогда воды с неба и из бездны обрушились на землю.

Но и после потопа человечество не изменило своего греховного образа жизни. Пользуясь тем, что Бог даровал человеку свободу и «попустил всем народам ходить своими путями»[19], люди вновь сошли с прямого пути и пошли каждый в свою сторону.

В Библии дальше не дается подробного описания жизни семьи Ноя. Однако видно, что его потомки быстро начали распространяться по земле. Старший сын Ноя по имени Сим со своей семьей поселился в землях Юго-Западной Азии. Его потомков сегодня принято называть симиты. Средний сын – Хам – начал заселять Африку. Произошедшие от него народы называют хамитами. Род младшего сына Ноя – Иафета – занял Европу и страны Восточной Азии. Иафет считается прародителем европейцев и вообще европеоидов.

Из всех перечисленных народов далее Библия уделяет больше внимания потомкам Сима – симитам. Именно им принадлежат главные герои Священного Писания, включая широко известного Авраама – патриарха авраамических религий: Иудаизма, Ислама и Христианства.

Кто такие евреи?

История, описанная в 12 главе первой книги Библии – Бытие, рассказывает о том, что Господь из живших в те времена людей избрал Авраама для особой миссии. Анализируя изложенную в Писании историю, видно, что Авраам был одним из тех, кто не восстал против Бога и не начал строить Вавилонскую башню, дабы уберечь себя от второго потопа. Авраам с семьей жил среди язычников, но сохранил переданную со времен Ноя веру в Единого Живого Бога.

Наверное, стоит пояснить, кто такие язычники. Это люди, которые имеют несколько или множество придуманных ими богов. Эти божества разные у различных народов и даже внутри одного государства. Зачастую эти боги, по мнению верящих в них людей, отвечают за разные сферы бытия человека, могут противостоять друг другу и покровительствовать отдельным группам людей, городам или странам. Таких мифических божеств язычники старались задобрить или подкупить.

Господь через Священное Писание представляет Себя иным – нелицеприятным, Единым Богом Вселенной, Земли и всех ее обитателей:

«Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня»[20].

Послушайте, что пророк Даниил говорил языческому царю о Боге, в которого верил, и который давал ему откровения и видения:

«Ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил»[21].

Теперь давайте вновь вернемся к Аврааму. Бог заключил с ним завет, то есть своего рода договор. Согласно его условиям Авраам должен был оставить место своего жительства в Харране (местность между реками Евфрат и Хабур), где обитали язычники, и пойти в землю Ханаанскую (ныне Палестина). Со своей стороны, Господь пообещал Аврааму:

«Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя… и благословятся в тебе все племена земные»[22].

Причина, по которой Бог попросил Авраама переселиться именно в Палестину, в Библии не указана. Однако многие богословы уверены в том, что земля Ханаанская находилась на перекрестке основных торговых путей того времени. Господь желал, чтобы благодаря такому географическому положению через Авраама и его потомков весть о Нем распространялась по всей земле.

Чтобы поселиться на новом месте, Аврааму предстояло перейти через реку Евфрат. Но что ожидало его в новой местности? Отличительной особенностью Ханаанской земли является то, что на ней отсутствуют полноводные реки. То есть живущим там народам остается надеяться только на Бога, который дает дожди, способные превратить эту землю в плодоносный благоухающий сад. Большинство толкователей Священного Писания полагают, что отсутствие постоянного источника воды стало причиной того, что Фарра – отец Авраама – не дошел до земли Ханаанской, хотя уже отправился в путь[23].

В те времена и в той местности вода являлась источником жизни: она давала возможность для полива посевов, а также обеспечивала постоянный рост травы на лугах для выпаса скота. Поэтому поступок Авраама был проявлением его веры Господу.

Прослеживая маршрут передвижения Авраама, несложно понять, почему его, арамеянина[24] по национальности, начали называть евреем. Дело в том, что это слово происходит от слова «иври», что означает «перешедший». Здесь имеется в виду, что Авраам перешел через реку Евфрат. На такой «переход» было не просто решиться, поэтому он стал своего рода актом доверия Богу.

В истории нечто похожее имело место в случае с Юлием Цезарем, только в другом ключе. В I веке до Р.Х. он принял бесповоротное решение и перешел из Галлии в Италию через реку Рубикон. Цезарь надеялся получить власть над Римом, рискуя при этом потерять все, что имел. С тех пор выражение «перейти Рубикон» стало нарицательным.

Авраама начали называть евреем, потому что он вместе с семьей, многочисленными работниками и большими стадами скота перешел на новое место жительства, переправившись через полноводную реку Евфрат. Поэтому в духовном смысле еврей – это не национальность, а религиозная принадлежность, это человек, который сделал бесповоротный выбор и перешел через свой Рубикон / Евфрат на сторону Бога. Те, кто хорошо знают Библию, понимают, что не все потомки Авраама по крови называют себя евреями. Так, у Авраама было несколько детей (от Сарры, Агари и Хеттуры), но евреями именуются только потомки по линии Исаака – сына Авраама и Сарры. Так и от Исаака евреями стал именоваться только род второго его сына – Иакова.

Как было отмечено выше, Бог пообещал Аврааму, что произведет от него великий народ, хотя у Авраама, бывшего в то время уже в преклонных годах, еще не было детей, а Сарра, его жена, была не только пожилой, но и бесплодной. Однако Господь исполнил Свое обещание. Чудом родившийся у Сарры сын Исаак принял духовное наследие отца и продолжил его род, живя в той же земле Ханаанской. Позже сын Исаака Иаков, ставший преемником веры в Единого Бога, покинул вместе со своей семьей Ханаан.

Так Ханаанская земля (Палестина) была на время утеряна потомками Авраама. Здесь стоит остановиться и показать, кем были дети Иакова. Наверное, многие сегодня слышали про двенадцать колен Израилевых. Так вот, праотцами и основателями двенадцати колен Израиля и были двенадцать сыновей Иакова, которому Бог поменял имя на Израиль.

Эти двенадцать сыновей вместе с отцом поселились в Египте, где сначала пользовались почетом и уважением. Однако после смены нескольких правителей Египта ситуация изменилась и новая власть начала эксплуатировать потомков Иакова (Израиля). В итоге народ израильский через некоторое время оказался в самом настоящем рабстве. Когда стало совсем невыносимо так жить, евреи возопили к Богу о помощи и Господь, конечно, услышал их молитвы.

Здесь необходимо кратко рассказать о двух известных библейских историях: это казни египетские и переход евреев через Чермное (Красное) море.

Чтобы объединить потомков Иакова и вывести их из-под египетского ига, Господь призвал на служение Моисея. Об этом еврее многие читатели уже, наверное, слышали. Изначально Моисей получил великолепное образование, так как не без помощи Божьего проведения воспитывался в семье самого фараона, как приемный сын его дочери. Моисей с братом Аароном передали фараону от имени Бога повеление отпустить народ израильский. Но грозный правитель наотрез отказался. Затем с помощью десяти разных чудес, некоторые из них были очень болезненными, поэтому и получили название казни, Моисей и Аарон продемонстрировали фараону, что за ними и их народом стоит Всесильный Бог. Однако лишь после десятой казни фараон внял увещеваниям и отпустил еврейский народ. Стоит отметить, что из Египта в землю Ханаанскую отправились не только израильтяне, но «и множество разноплеменных людей вышли с ними»[25], пожелавшие стать евреями – народом Бога Живого.

Спустя незначительное время фараон передумал, пожалев, что отпустил рабов, и погнался за евреями. Господь же разделил Красное море, которое было на пути Его народа, и как только те через него прошли, обрушил стены воды на догоняющее их египетское войско.

После счастливого избавления из египетского рабства Бог предложил израильскому народу заключить с Ним завет, то есть договор. Это происходило у горы Синай:

«Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым»[26].

На это потомки Иакова единогласно сказали: «Все, что сказал Господь, исполним»[27]. Этот завет сегодня зачастую называют Ветхим. В рамках этого завета израильтяне должны были исполнять заповеди Божьего закона, стать образцовым народом, который, вновь поселившись в земле Ханаанской, рассказывал бы о Боге остальным людям. Учение Господа полно любви, сострадания, справедливости, и израильтяне примером своей жизни должны были свидетельствовать о величии Живого Бога. В задачу священников всегда входило обучение людей воле Божьей, сближение их с Творцом, поэтому Господь и сказал, что Его народ будет «царством священников». Святость же обозначает преданность Богу. А Господь со своей стороны обещал народу всяческую поддержку, благословение здоровьем, долголетием и плодородием земли. И тогда страна Израиль в глазах окружающих народов стала бы выглядеть уголочком рая, где живут счастливые, здоровые, безбедные люди, земля которых богата плодами.

Жителями такой страны, частью Божьего народа, захотели бы стать многие, и Господь предусмотрел такую возможность для каждого человека. Пришелец, или, как его еще называли, прозелит (гер), должен был дать обещание, что будет стараться выполнять условия завета с Богом, который приняли на себя израильтяне. Решающим же действием, показывающим серьезность его намерений, должно было стать обрезание, которое символизировало «обрезание сердца», точнее, отречение от личностных амбиций, эгоизма в пользу следования за Божьей волей.

«Если же поселится у тебя пришлец … , то обрежь у него всех мужеского пола, … и будет как природный житель земли»[28].

В такой относительной простоте приобщения к народу Божьему, но c принятием определенного бесповоротного решения, прослеживается символика перехода Авраама через реку Евфрат. То есть бывший язычник, давший обет (обещание) Господу и совершивший обрезание, становился евреем – «природным жителем земли» Божьей.

Как мы видим, планы Господа и намерения израильтян совпадали и предвещали благополучие евреев. Однако на деле получилось все не так гладко и хорошо. С первых же дней после заключения с Богом этого завета израильтяне начали от него отступать – нарушать Божьи заповеди. История израильтян показывает взлеты и падения этого народа. Наивысший пик пришелся на времена царей Давида и Соломона. Библия повествует, что Израиль, начавший при Давиде подниматься среди окружающих стран, достиг своего рассвета и могущества при его сыне Соломоне. Во время царствования Соломона народ жил так богато, что даже серебро не считалось драгоценным металлом. Видя такое процветание, цари всей земли считали за честь послушать мудрые советы правителя Израиля. Но за этим пиком пошел спад, и спустя некоторое время потомки Иакова начали воевать друг с другом, с окружающими государствами, служить их деревянным и каменным богам. Их сердца стали злыми, а поступки – жестокими.

Господь не раз предупреждал Свой народ, что их отступление повлечет беду, но израильтяне этим предостережениям не внимали и жили так, как им казалось правильным. Отступив от завета с Живым Богом, они стали почитать, кроме Него, также идолов, сделанных человеческими руками. В их обществе упала мораль и сместились критерии нравственности. В итоге после многократных предупреждений, которые с разрывающимся сердцем возвещали пророки Божьи, израильтян победили соседствующие державы Ассирия и Вавилон, набравшие силу после падения Израиля. И только после этого, находясь Вавилонском в плену, израильтяне поняли причину произошедшего. Вспомнив предупреждения пророков, они осознали свое греховное отступление от заповедей Господа и возопили к Нему с просьбой о помощи и помиловании.

И Бог их услышал и снова вернул в землю Ханаанскую.

С этого момента начался второй этап жизни потомков Иакова. Из плена вернулись в основном израильтяне из колена Иуды (одно из 12 колен Израиля), поэтому мы сегодня часто понимаем как синонимы слова израильтянин и иудей. И это вполне обосновано. Только не всегда слово еврей относится исключительно к израильтянам (иудеям), ведь, как мы увидели выше, понятие иври имеет не национальные, а духовные корни.

Вернувшись из плена, израильтяне решили точно следовать условиям завета с Господом, поскольку боялись, что Он вновь допустит их порабощение. Но, к сожалению, в своем желании соблюсти заповеди и угодить Богу иудеи ударились в другую крайность – стали своего рода рабами закона, формалистами. Они не только скрупулезно следили за своими поступками, но и за поведением других людей. Поэтому у них произошел перегиб в сторону внешнего соблюдения Божьего закона, что привело к некоему пренебрежению морально-нравственными заповедями, которые было сложно увидеть, ведь их место – в сердцах людей. В результате возросло значение обрядов и церемоний, которые были на виду. При этом духовные лидеры израильтян налагали на народ дополнительно все новые и новые запреты, которые, по их мнению, должны были максимально обезопасить человека от нарушения заповедей, изложенных в законе.

Параллельно с тем, как в Израиле возрастало внешнее обрядовое служение, в том числе такое, которого Бог ему не поручал (соблюдение так называемых преданий старцев[29]), в народе происходил духовный упадок: евреи забыли «суд (справедливость),милость (любовь, доброту, прощение) и веру (личные отношения с Богом)»[30] – основные принципы моральных заповедей закона. Ведь все внимание верующих было теперь направлено не внутрь себя, чтоб сравнить свои помыслы, пожелания и характер с эталоном, данным в законе Божьем, а на внешнюю сторону – на то, как правильно выполнять религиозные обряды и предписания духовных лидеров. В этой ситуации заповеди, учившие евреев любви и справедливости, были практически забыты. Таким образом, фактически вновь произошло нарушение завета, особенно условий, касающихся нравственной жизни Божьего народа. К чему это привело? Израиль вновь попал в зависимость от соседних более сильных стран, его храм был разрушен до основания. А затем израильтяне были рассеяны между другими народами, как и предсказывал Бог:

«Если… не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его,… то… предаст тебя Господь на поражение врагам твоим;… и будешь рассеян по всем царствам земли»[31].