4. Совершенный Божий храм

Так как я учился в семинарии, а не в медицинском колледже, то не получил специального образования в области человеческой анатомии. На самом деле, все, что я знаю из анатомии, описано в Библии; самый полноценный урок анатомии находится в Первом послании к коринфянам 12:14–20.

«Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: “я не принадлежу к телу, потому что я не рука”, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: “я не принадлежу к телу, потому что я не глаз”, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно».

Вот и все. Таковы мои основные познания анатомии, полученные в семинарии.

Задавали ли вы себе такой вопрос: если бы я мог быть только одной частью тела, кем бы я хотел быть?

Руки — это легкий выбор, для тех, кто делает очень много.

Глаза — я предполагаю, что это для тех, которые желают быть весьма популярными.

Мозг — это для вас, «маньяки» контроля.

Ноги — для вас, бегуны или футболисты.

Колени — возможно, для тех из вас, кто духовнее других.

Локти — для вас, дивергентные мыслители.

Но кто из вас когда-нибудь хотел стать кишечником тела Христа? Вероятно, никто. Все же, кишечник не менее важен, чем остальные части тела. На самом деле, он, может быть, даже более важен.

Моя семья и я осознали это прошлым летом, когда у моей племянницы была операция на головном мозге. Теперь я хорошо знаю, что мозг и кишечник, оказывается, тесно связаны между собой. Операция прошла хорошо, но пока племянница восстанавливалась, каким-то образом подцепила бактерии рода клостридий. Я не хочу вдаваться в подробности всего этого, но ее желудочно-кишечный тракт фактически отключился. Это было очень серьезно, и мы даже думали, что потеряем ее. Но благодаря милостивой и целительной руке Божьей и нескольким чудесным медикам она все еще с нами и полностью здорова! Но у меня была возможность узнать не понаслышке, что происходит, когда твой кишечник работает неправильно.

Так к чему весь этот разговор о кишечнике? В греческом языке есть слово «сплагнидзомай», которое, в сущности, означает «движение в кишках». Видите ли, когда вы почувствовали что-то глубокое, вы чувствуете это глубоко в сердце, а грек чувствует это в своих кишках! На самом деле, позже это слово приобрело значение слова «сострадание». По сути, когда вы побуждаемы к состраданию, вы движимы своим кишечником, своим нутром, и остальная часть вашего тела следует за этим побуждением.

Если я хочу быть частью тела Христова, я согласен быть и кишками. Потому что, если говорить честно, что там ни создавало бы сострадание в нас, оно мобилизует все остальные части тела. И когда мы начинаем работать вместе, мы становимся функционирующим организмом, или сообществом — телом Христа. Для этого нам нужно задаться следующим вопросом:

Что такое истинное сообщество?

На самом деле это очень серьезный вопрос для тех из нас, кто желает быть частью Царства Божьего и сообщества Христова. Мы желаем быть частью здорового тела, но что же это означает?

Основываясь на своем опыте в практике формирования сообщества, доктор М. Скот Пек говорит, что обычно, формирование сообщества проходит через четыре стадии.

ПСЕВДОСООБЩЕСТВО. Это стадия, на которой члены сообщества проявляют дружелюбие и претендуют на крепкую дружбу друг с другом, скрывая свои различия и делая вид, будто их совсем нет. Псевдосообщество никогда не сможет сразу привести к сообществу, и задача человека, который ведет это сообщество, повлиять на процесс таким образом, чтобы максимально сократить это период.

ХАОС. Когда псевдосообщество перестает работать, его члены начинают открыто выражать взаимное несогласие и не скрывают различия. Это период хаоса. В этот период люди в сообществе понимают, что различия просто так игнорировать нельзя. Хаос выглядит контрпродуктивным, но это первый шаг на пути к формированию истинного сообщества.

ПУСТОТА. После хаоса приходит пустота. На этом этапе люди учатся избавляться от факторов, связанных с личным «эго», которые мешают им войти в сообщество. Пустота — это трудный шаг, потому что он включает в себя «смерть» одной из частей человека. Но доктор Пек утверждает, что эта смерть прокладывает путь для рождения нового создания для жизни в сообществе .

ИСТИННОЕ СООБЩЕСТВО. Пройдя через пустоту, люди в обществе достигают абсолютной эмпатии друг к другу. В обществе царит полное взаимопонимание. Люди способны строить отношения на уровне чувств. Любые обсуждения, даже горячие, никогда не приводят к ссорам, и мотивы не подвергаются сомнению.

В истинном сообществе действуют следующие ценности:

Открытость, преданность и консенсус. Члены общества принимают друг друга, поощряя индивидуальность каждого и преодолевая барьеры своих различий. Они посвящают себя этому стремлению, и другие члены общества также вливаются в процесс. Они принимают решение смириться со своими различиями и достигают консенсуса.

Реализм. Члены сообщества учитывают все точки зрения, для того чтобы понять полную картину сложившейся ситуации. Их решения становятся более гармоничными и смиренными, а не односторонними и амбициозными.

Самоисследование. Члены сообщества исследуют себя. Они индивидуально и коллективно осознают мир вокруг себя, внутри себя, отношения между ними.

Место безопасности. Члены сообщества позволяют другим открывать свою уязвимость, излечивая друг друга, и раскрывать свою истинную сущность.

Плацдарм для личного разоружения. Члены сообщества опытным путем устанавливают правила для атмосферы мира и поощряют свои достоинства. Они чувствуют и выражают сострадание и уважают друг друга как собратьев.

Община, которая может бороться корректно. Члены сообщества решают конфликты мудро и корректно. Они слушают и понимают, уважают дарования друг друга, принимают ограниченность друг друга, радуются своим различиям, лечат раны друг друга и ведут борьбу вместе.

Община, в которой все лидеры. Члены используют «весь поток лидерства» для принятия решений и установки плана действий. Руководит сам дух сообщества, а не какая-то отдельная личность.

Дух. Правильным духом настоящего сообщества является дух мира, любви, мудрости и силы. Члены сообщества могут считать источником этого духа результат коллективного действия или проявление высшей силы и воли Бога.

Библия говорит об обществе 74 раза. Она использует слово «сообщество», обозначающее общество, один раз и слово «собрание» семьдесят три раза. В Библии четко дается понять, что мы не можем в одиночку быть частью сообщества Христова. Даже Христос находится в сообществе среди Божества; это суть Троицы! Жить в каком-то обществе означает по настоящему быть его составной частью — принимать его культуру и ценности, даже его индивидуальность. Мы призваны жить в сообществе с Христом, где Его присутствие среди нас будет очевидно. Христос будет виден в наших действиях, наших словах, наших желаниях.

Из историй, записанных в Библии, мы понимаем, что Израиль вряд ли был истинным сообществом — споры и войны, разногласия и борьба постоянно присутствовали в их жизни. книга Деяний святых Апостолов, напротив, показывает нам опыт другого сообщества, сообщества братства, которое отражает характер Христа.

Общение первых верующих

«И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:42–47).

Итак, в чем же состоит ваша концепция сообщества? Похожа ли она на эту, звучит ли так же, пахнет и на вкус схожа с той, которая описана в книге Деяний? Похожа ли община, которую вы посещаете, на это сообщество? Если да, то вы благословенны; если же нет, что можно изменить?

Я задаю этот вопрос с полной серьезностью. Мы все живем в одиночестве, в тесно переплетенном мире. У нас больше друзей в «Фейсбуке», чем в реальной жизни, и мы совсем не знаем большинство из них. Нет ничего плохого в «Фейсбуке» или в любой другой социальной сети, кроме того что зачастую они делают нас оторванными от сообщества.

ЧТО ЖЕ ОЗНАЧАЕТ БЫТЬ СО ХРИСТОМ В СРЕДЕ ОБЩЕСТВА ТАКОГО ТИПА?

Я помню, как я гулял по центру города Сан-Франциско. Этот город всегда мне казался очаровательным. Близость к воде делает его очень красивым, а его склонность к непредсказуемости оставляет глубокие воспоминания. Одно из этих воспоминаний имеет особое значение для меня.

Это был великолепный день — один из таких феноменальных дней, когда на улице прохладно, но не облачно. Светило солнце, и пока я проходил мимо разворачивающегося троллейбуса, он как будто засиял в своей былой славе. Вместо того, чтобы изображать изжившие себя продукты уходящего транспортного века, троллейбусы словно светились.

Уходя от того места, где разворачивался троллейбус, я был неожиданно охвачен туманом — таким, какого я раньше никогда не видел. Он превратил яркие улицы в серые блоки предвестников беды. Не хочу показаться слишком драматичным, но это явление действительно изменило настроение города в тот день. Стало опасно, и я начал беспокоиться. Некогда спокойные улицы превратились в дороги, полные нервных, суетливых людей, непохожих на тех беспечных пешеходов, совсем недавно наслаждавшихся залитыми солнцем зданиями.

По мере того как я был поглощен ситуацией и буквально пропитался туманом, осознание той красоты, что царила в тот момент, начало расти во мне. Все было по-другому, все изменилось. Туман действительно меняет все; он пронизывает всего тебя насквозь. Ты больше не видишь вещи так, как раньше, ты осознаешь свое ничтожество, ты чувствуешь себя чужим на земле, а в итоге начинаешь понимать, что туман — это подарок!

Когда спускается такой туман, город становится особенным. Туман охватывает дороги и здания, автомобили и людей, заставляет их казаться себе кем-то другим, не тем, кем они были раньше. В процессе, становясь «другими», вы замечаете те вещи, которые наверняка не видели раньше. Фары машин светят шире и ярче, взору открываются не только товары на витринах магазинов, отчетливо ощущается состояние покоя и отдыха во всеобъемлющем тумане. Город, кажется, начинает жить собственной жизнью. Он стал чем-то другим. И только пережив это явление, вы понимаете, что могли быть настигнуты туманом в любой момент. Вы начинаете уважать его. Вы начинаете приветствовать его. Вы начинаете погружаться в пронизывающий туман, который покроет вас. А когда его нет, вы скучаете.

В центре метафоры тумана мы можем найти иллюстрацию для экзегезы — чудесная картина, которая может объяснить, что есть Христос для нас и Его присутствие, которого мы ищем. Нам нужно найти определение, чтобы объяснить в нашем богословии всеобъемлющее превосходство Христа, которое выходит за рамки простых и обычных объяснений христоцентричности и ведет нас к более динамичному пониманию того, Кем Христос продолжает быть сегодня в мире.

Это понимание Царства Божьего, которое сообщает нам все о нас самих. Нам нужна картина, которая заключает в себе две метафоры: путь и назначение, Царство Божье и человеческое бытие.

Пытаясь придумать то самое определение, я хочу объяснить идею присутствия Христа во всем — это всеобъемлющее чувство, когда Христос все, во всем и над всем. Это движение за пределы метафоры христоцентричности, которое приводит нас к более широкому взгляду на Христа в этом мире. Присутствие Христа простирается за границы статической природы местонахождения во времени и пространстве и ведет нас к пониманию динамической активности Христа в мире, среди нас, в пространстве и даже в паузах между нашими словами. Неловкое молчание превращается в момент, наполненный Божьим дыханием, во время которого мы можем осознать всю святость Христа во всем.

ХРИСТОС ПОСРЕДИ НАС

Когда мы осознаем, что Христос является центром и основой нашей веры, она приобретает совсем другой смысл. Появляется новый оттенок; она становится катализатором развития идеального сообщества в нашей жизни, и это сообщество фактически является выражением нашей благодарности Христу за то, что Он сделал для нас. Сообщество, которое выражает бесконечную благодарность, — мне нравится, как это звучит!

Но этого нелегко достичь. Помните процесс на пути к истинному сообществу? Иногда это болезненный процесс, но результат потрясающий. Мы буквально становимся здоровой частью тела Христа.

Легкоатлеты находятся в особой гармонии со своим телом. Я догадываюсь, каково это, когда ты уделяешь столько времени, чтобы следить за своим физическим состоянием. Они знают, когда у них все в порядке, когда им нужно что-то изменить или когда им нужно замедлиться или ускориться. Легкоатлеты знают это, потому что тренируются, чтобы все части их тела функционировали для достижения одной цели — победы.

У нас тоже есть цель. Христос — в центре нашего опыта, нашей жизни и нашего общества. Мы призваны функционировать так, чтобы благодать Христа могла распространяться на этот мир. Мы можем достичь этого, только работая вместе, понимая друг друга и, прежде всего, позволяя Христу быть посреди нас.

Благодать и мир всем нам, если Христос во всем, что мы делаем.