Об участии в глобальной миссии

1. Использование Библии в сопоставлении со священными книгами других религий в миссионерской работе

При наведении мостов в отношениях с нехристианами использование их священных книг может оказаться очень полезным для установления первоначальных контактов, чтобы продемонстрировать понимание особенностей этих учений и вести людей теми путями, которые им отчасти знакомы. Эти книги могут содержать элементы истины, которые обретают наиболее полный и глубокий смысл в образе жизни, проповедуемом Библией. такие книги следует использовать с заранее поставленной целью: познакомить людей с Библией как богодухновенным Словом и помочь им перенести свою любовь на Священное Писание — источник веры и практических действий. тем не менее использование данных книг сопряжено с определенными рисками, избежать которых помогут изложенные ниже принципы:

a. Библия должна признаваться средством обучения и авто-

ритетным источником, который надлежит использовать для приведения людей ко Христу и для религиозной жизни в обществах, где преобладает иная религия.

b. Церковь не должна использовать формулировки, кото-рые могут создать впечатление, будто она признает или принимает сущность и авторитет, приписываемый священным книгам последователями этих нехристианских религий.

c. При использовании вышеупомянутых священных книг необходимо иметь разработанный план, который укажет, как перенести приверженность людей на Библию.

d. в нехристианских обществах работа с новообращенными и их духовный рост осуществляются на основе Библии и ее исключительного авторитета.

2. Переходные организационные структуры

Согласно Мф. 28:18–20, миссия Церкви включает три основных нераздельных элемента: 1) миссия должна приводить людей к Иисусу – их Спасителю и господу через обращение и крещение; 2) миссия обеспечивает включение сообщества (общины) верующих в такую среду, где они получают возможность возрастать в вере, знании и радости общения со своими собратьями во всем мире; 3) миссия состоит в том, чтобы воспитывать и готовить членов Церкви в качестве активных учеников Христа, признающих и использующих свои духовные дары, чтобы содействовать проповеди Евангелия. Церковь Адвентистов Седьмого Дня была основана и организована господом для выполнения этого евангельского поручения. всемирный характер Церкви требует существования во всем мире базовой и единой организационной структуры, содействующей выполнению ее миссии.

Политические и религиозные условия в ряде стран могут затруднять или даже делать невозможной работу Церкви в рамках ее традиционной структуры. По этой причине может потребоваться создание переходной организационной структуры. в таких случаях ситуация разрешается, исходя из следующих принципов:

a. Создание переходной организационной структуры

оправдано при наличии одного из следующих условий:

1) Когда требуется опробовать новые инициативы в миссионерской работе среди невосприимчивых или ранее не охваченных евангельской вестью народов;

2) Когда обычные методы церковной работы и организации не разрешены в силу местных религиозных или политических обстоятельств.

b. Церковные руководители дивизионов/унионов/местных полей, на территории которых создаются переходные организационные структуры, должны определить характер такой переходной организации и оценить, насколько уместно, чтобы ее возглавляли местные руководители. Они также должны определить порядок сбора десятин и пожертвований в рамках этой переходной организации.

c. Служители, осуществляющие руководство переходной организацией, должны быть лично привержены единству вероучения и миссии Церкви Адвентистов Седьмого Дня и поддерживать всемирный характер церковной организации.

d. новообращенные должны как можно скорее осознать тот факт, что они являются членами конкретного всемирного церковного сообщества — Церкви Адвентистов Седьмого Дня, которая несет особую весть и выполняет особую миссию в нашем мире.

e. Переходная организационная структура должна быть заменена, как только это представится возможным, обычной церковной организационной структурой.

3. основные положения вероучения и подготовка к крещению

Основные положения вероучения и их принятие нехристианами

заявление об Основных положениях вероучения выража-

ет весть Церкви, сформулированную на языке, понятном для христиан. Проблема состоит в том, как наполнить это заявление смыслом для обществ, в которых христиане составляют меньшинство или вообще отсутствуют. Миссионерская работа среди нехристиан ставит новые вопросы, не затронутые в Основных положениях вероучения, но на которые в Библии необходимо найти обоснованный ответ. Следующие предложения могут оказаться полезными при рассмотрении этой конкретной проблемы:

a. Следует тщательно изучить характер изложения и формулировку Основных положений вероучения, стремясь представить их нехристианам так, чтобы облегчить понимание вести Церкви. необходимо поощрять развитие библейских исследований на местном уровне и разработку соответствующих средств обучения.

b. Сформулированную выше задачу следует решать в центрах исследования религий при содействии рядовых служителей и после консультации с церковными общинами, богословами, миссиологами и администраторами.

c. Директора центров исследования религий должны пере-давать вопросы местного характера, не затрагиваемые в Основных положениях вероучения, в офис глобальной миссии генеральной Конференции для последующего изучения.

Принципы проведения крещения

При подготовке новых верующих к крещению и присоединению к Церкви Адвентистов Седьмого Дня нужно руководствоваться следующими принципами:

a. Кандидат должен ясно свидетельствовать о наличии у него личного опыта спасения через веру во Христа и о своем четком понимании адвентистской вести.

b. Кандидат должен находиться под руководством местной общины верующих до тех пор, пока община не убедится в том, что он приобрел достаточные знания и опыт веры в лоне Церкви Адвентистов Седьмого Дня.

c. Обет крещения, изложенный в «Церковном руководстве», должен формулироваться таким образом, чтобы он суммировал минимально необходимые для этого обряда положения вероучения и религиозный опыт.

4. Формы поклонения Богу

По мере того как Церковь Адвентистов Седьмого Дня продолжает соприкасаться с множеством различных культур в нехристианских странах, вопрос о надлежащей практике поклонения Богу становится все более актуальным. в этой обстановке важно решить, что приемлемо для адвентистского богослужения. Призыв к людям поклоняться только истинному Богу играет существенную роль в вести и миссии Церкви. И действительно, на заключительном этапе великой борьбы основным элементом адвентистской эсхатологии является вопрос о поклонении и истинном объекте нашего поклонения. в поиске способов для контекстуализации адвентистского поклонения в различных регионах мира нам следует проявлять предусмотрительность и благоразумие. Решая эту задачу, нам никогда не следует упускать из виду следующие аспекты поклонения, принятые в нашей Церкви:

a. Бог — средоточие и высший объект поклонения. Когда

мы, поклоняясь, обращаемся к нему, то устанавливаем контакт с Самим Источником жизни, нашим Создателем, с тем, Кто Своей милостью искупил нас посредством жертвенной смерти Его возлюбленного Сына. никто из людей не должен посягать на эту привилегию Бога.

b. Коллективное поклонение — это вхождение народа Божьего в Его присутствие в качестве тела Христова в благоговении и смирении, чтобы воздать Ему почести своей любовью, исповеданием веры, молитвой, благодарением и пением. верующие собираются вместе, чтобы послушать Его Слово, для общения и совершения вечери господней, для служения всем людям, а также для подготовки к проповеди Евангелия. наша религия побуждает к искреннему и действительно совместному поклонению, при котором Слово Божье играет центральную роль, молитва является ревностной, музыка — идущей от самого сердца, а общение в вере — осязаемым. Эти элементы адвентистского поклонения являются обязательными во всем мире и должны быть составной частью любых усилий по его контекстуализации.

c. Мы — сложные творения, для которых разум и чувства иг-

рают важную роль. Истинное поклонение проявляется через участие нашего тела, разума, духа и чувств. Церковь Адвентистов Седьмого Дня требует надлежащего баланса этих сторон нашей личности, участвующих в процессе поклонения. важно не забывать о том, что нам нужно отвергать любой элемент богослужения, позволяющий рассматривать человека в качестве центральной фигуры поклонения. Степень участия самого человека в поклонении Богу может меняться в зависимости от конкретной культуры, но в любом случае в процессе поклонения необходимо соблюдать порядок и самообладание, помня о том, что основным аспектом богослужения является проповедь Слова Божьего и призыв служить Богу и ближним.

d. Адвентистское поклонение должно пользоваться нашей

богословской сокровищницей для провозглашения с изобилием и радостью общности и единства верующих во Христа и великой темы безграничной любви Божьей, проявленной в сотворении мира, плане спасения, жизни Христа, Его первосвященническом служении в небесном святилище и скором возвращении во славе.

e. Музыку необходимо использовать, чтобы славить господа,

но не рассматривать ее как средство для дополнительной стимуляции чувств, которое просто поднимает настроение слушателям. Посредством музыки поклоняющиеся должны выражать свои глубочайшие чувства радости и благодарности господу в духе святости и благоговения. Адвентистское поклонение обязано прославлять творческую и искупительную силу Бога.

Если возникает необходимость контекстуализировать форму поклонения в условиях конкретной культуры, то рекомендуется следовать принципам, изложенным в разделе «Контекстуализация и синкретизм».

5. Контекстуализация и синкретизм

в настоящем документе контекстуализация определяет-

ся как целенаправленные специфические усилия донести до людей Евангелие, используя культурно значимые методы. Адвентистской контекстуализацией движет серьезная ответственность за выполнение евангельского поручения в очень разнообразном мире. Она основывается на авторитете Писания и водительстве Святого Духа и стремится передать библейскую истину способом, актуальным для конкретной культуры. При решении этой задачи необходимо сохранять верность Писанию и значимость для культуры данной страны, помня о том, что все культуры оцениваются на основании Евангелия.

Целенаправленная контекстуализация способов передачи нашей веры и практики соответствует Библии, оправданна и необходима. Без нее Церковь сталкивается с угрозой непонимания, отсутствия взаимопонимания, потери идентичности и синкретизма. Исторически адаптация имела место во всем мире, являясь ключевым элементом распространения трехангельской вести «всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр. 14: 6–12). И этот процесс продолжается. в то время как Церковь устанавливает свое присутствие на новых нехристианских территориях, неизменной проблемой для нее остается угроза синкретизма, т. е. смешения религиозной истины и заблуждений. Эта угроза затрагивает все части света, и с ней необходимо серьезно считаться при исследовании практических путей контекстуализации. Данный вопрос чрезвычайно важен в рамках адвентистского понимания великой борьбы между добром и злом, поскольку он иллюстрирует действия сатаны, который не отрицает истину, но искажает и компрометирует ее посредством смешения истины и заблуждений, тем самым лишая Евангелие его подлинного влияния и силы. Принимая во внимание эту опасность и возможное искажение истины, обязательной становится критическая контекстуализация.

Поскольку последствия греха и потребность в спасении распространяются на все человечество, существуют вечные истины, которые необходимо знать представителям всех культур, хотя в ряде случаев эти истины могут быть донесены до людей и познаны ими иным равноценным путем. Контекстуализация ставит целью подтвердить каждое из Основных положений адвентистского вероучения, делая их действительно понятными во всей полноте.

в поисках наилучшего способа контекстуализации и одновременно отвергая синкретизм, необходимо руководствоваться следующими принципами:

a. Поскольку некритический подход к контекстуализации

столь же опасен, как и ее отсутствие, усилия по контекстуализации должны предприниматься не на расстоянии, но в условиях конкретной культурной ситуации.

b. Контекстуализация — это процесс, в котором долж-

ны участвовать руководители всемирной Церкви, богословы, миссиологи, местное население и служители. Эти лица обязаны иметь ясное представление об основных элементах библейского мировоззрения, чтобы уметь отличать истину от заблуждений.

c. Изучение конкретных элементов культуры требует от ос-ведомленных в этих вопросах служителей («культурных инсайдеров») особо тщательно анализировать смысл таких элементов.

d. необходимо исследовать все, что говорится в Библии о

контекстуализации и связанных с ней вопросах. Следует тщательно разобраться в смысле библейских доктрин и принципов, которые нужно учитывать в предлагаемых стратегиях.

e. в контексте размышлений и молитвы откровения Биб-

лии представляют собой стандарт, которому необходимо следовать в применении к конкретным элементам культуры. Анализ этих элементов может привести к одному из следующих результатов:

1) данный элемент культуры приемлем, так как он совместим с принципами Священного Писания;

2) данный элемент культуры нужно видоизменить, чтобы он оказался совместимым с христианскими принципами;

3) данный элемент культуры нужно отвергнуть, так как он противоречит принципам Священного Писания.

f. Элементы культуры, признанные приемлемыми или ви-доизмененные, тщательно претворяются в жизнь.

g. По прошествии испытательного срока может возникнуть

необходимость дать оценку принятому решению и определить, следует ли его приостановить, видоизменить или оставить в силе.

в конечном счете любая истинная контекстуализация должна быть обусловлена библейской истиной и приносить плоды для Царства Божьего. Единство всемирной Церкви требует от нас регулярного воздействия друг на друга, на культуру и понимание других людей, чтобы мы «могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота» любви Христовой (Еф. 3:18).

Замечание. Эти принципы были разработаны Комитетом по вопросам глобальной миссии (ADCOM-S) и подготовлены к публикации Институтом исследования Библии. Это первый из серии подобных документов, представленных на утверждение Административному комитету генеральной Конференции Адвентистов Седьмого Дня в июне-июле 2003 г. Данные принципы предназначены для использования при необходимости церковными администраторами, преподавателями и другими работниками, проповедующими Евангелие в преимущественно нехристианском окружении. По мере принятия новых принципов они будут включены в настоящий документ.