Об искусственном воспроизводстве человека

Развитие медицинских технологий привело к появлению таких видов медицинского вмешательства, которые ориентированы на искусственное воспроизводство человека. такие методики, как искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке» (in vitro), суррогатное материнство, трансплантация эмбриона и клонирование предоставляют все новые возможности воспроизводства людей. Подобные вмешательства ставят перед христианами серьезные этические вопросы, ответы на которые следует искать в воле Божьей.

надежда иметь детей, как правило, сильна. Когда же она

оказывается тщетной по причине бесплодия, многие супружеские пары испытывают тяжелое разочарование. Их огорчение заслуживает понимания и сочувствия. неудивительно, что многие из тех, кто опечален проблемой бесплодия, обращают свое внимание на новые репродуктивные технологии, позволяющие возродить их надежду. тем не менее наряду с возможностями таких технологий приходит ответственность за принятие решений о целесообразности и времени их применения.

в силу своей уверенности в том, что Бога заботят все ас-

пекты жизни людей, адвентисты седьмого дня считают своим долгом раскрытие и следование Божественным принципам продления человеческого рода. Способность к деторождению — это дар от Бога, который необходимо использовать во славу Божью и во благо человечества. Посредством тщательного изучения Библии и служения Святого Духа сообщество верующих имеет возможность определить фундаментальные принципы для принятия решений в сфере искусственного воспроизводства человека. Самые важные из этих принципов таковы:

1. Продолжение человеческого рода — это часть Божьего плана (Быт. 1:28), а дети являются благословением от господа (Пс. 126:3; 112:9). Медицинские технологии, помогающие бесплодным парам, могут быть приняты с чистой совестью, если они применяются в согласии с библейскими принципами.

2. Бездетность не должна быть клеймом позора ни в социальном, ни в моральном отношении, и никого нельзя принуждать иметь детей посредством или без помощи медицинского вмешательства (1 Кор. 7:4, 7; Рим. 14:4; Мф. 19:10–12; 24:19; 1 тим. 5:8). Решение об использовании или неиспользовании репродуктивных технологий является глубоко личным вопросом, который должен решаться совместно мужем и женой без всякого принуждения. Существует множество приемлемых причин, включая состояние здоровья и особые требования некоторых видов христианского служения (1 Кор. 7:32, 33), которые могут побудить людей воздержаться от рождения детей или ограничить их количество.

3. Божий идеал предполагает, что дети должны иметь преимущество жить в стабильной семье, где активную роль играет каждый из родителей (Притч. 22:6; Пс. 127:1–3; Еф. 6:4; втор. 6:4–7; 1 тим. 5:8). По этой причине христиане могут прибегать к медицинским методам воспроизводства человека только в границах супружеской верности и нерушимости брака. Привлечение третьих лиц в качестве доноров спермы, доноров яйцеклеток или суррогатных матерей привносит множество медицинских и моральных проблем, которых лучше избежать. Кроме того, семья и генетическая идентичность существенны для благополучия личности. Решения, касающиеся искусственного воспроизводства человека, должны учитывать то, что использование этих методов отразится на признаках, передаваемых от родителей потомкам.

4. К человеческой жизни необходимо относиться с уважением на всех этапах ее развития (Иер. 1:5; Пс. 138:13–16). Искусственное воспроизводство людей предполагает чуткое отношение к ценности человеческой жизни. такие процедуры, как оплодотворение «в пробирке», требуют предварительного определения количества оплодотворяемых яйцеклеток, а также затрагивают нравственные вопросы, связанные с решением судьбы оставшихся преэмбрионов.

5. Решение о рождении ребенка должно быть основано на полной и точной информации (Притч. 12:22; Еф. 4:15, 25). Семейные пары, обдумывающие вопрос об использовании процедуры искусственного воспроизводства, должны обращаться за такой информацией. Работники здравоохранения обязаны полностью раскрывать характер таких процедур, сообщая о связанном с ними эмоциональном и физическом риске, расходах, документально подтвержденных успехах и вероятности благоприятного исхода.

6. При принятии решения об использовании искусственного воспроизводства человека актуальны принципы христианского управления ресурсами (лк. 14:28; Притч. 3:9). некоторые виды этих технологий чрезвычайно дорогостоящи. Семейные пары, прибегающие к такому медицинскому вмешательству, должны ответственно рассмотреть вопрос о соответствующих затратах.

Христиане, стремящиеся применить в своей жизни эти принципы, могут иметь полную уверенность в том, что Святой Дух поможет им принять нужное решение (Ин. 16:13). Церковь должна стремиться понять их чаяния и те проблемы, с которыми сталкиваются бездетные пары (Еф. 4:11–16). в качестве альтернативы такие пары могут рассмотреть вопрос об усыновлении ребенка. Принимая тщательно взвешенное решение, супруги должны быть уверены, что смогут рассчитывать на сочувственное понимание других верующих.

 SHAPE \* MERGEFORMAT

Этот документ был рекомендован Комитетом Генеральной Конференции по вопросам христианских взглядов на человеческую жизнь во время заседания в г. Пайн Спрингс, штат Калифорния, 10–12 апреля 1994 г. и затем принят Административным комитетом Генеральной Конференции в г. Силвер Спринг, штат Мэриленд, 26 июля 1994 г.