Заявление церкви Адвентистов седьмого дня о церковно-государственных отношениях

Преамбула

Бог есть любовь. Он управляет нашей вселенной, основываясь на добровольном повиновении со стороны Его творения, вызванного к жизни Его величественной добротой[1]. только вера, пребывающая в сердце человека[2], и только действия, побуждаемые любовью [3], угодны Богу. любовь, однако, не зависит от мирских норм и положений. Ее невозможно пробудить указом или поддержать законодательным актом. Поэтому усилия издать законы, касающиеся вероисповеданий, по своему характеру противоречат принципам истинной религии и тем самым воле Божьей [4].

Бог наделил наших земных прародителей способностью делать выбор между добром и злом [5]. такой же выбор был предоставлен последующим поколениям, рожденным на нашей планете. Эта свобода выбора, дарованная Богом, не должна ущемляться человеком.

лучшей иллюстрацией надлежащих отношений между

религией и государством является жизнь нашего Спасителя Иисуса Христа, примеру Которого мы должны следовать. Будучи одной из личностей Божества, Иисус имел на земле небывалую власть. Он обладал Божественным проникновением [6], Божественной силой [7] и Святым правом[8]. Если кто-либо в мировой истории и имел право заставить людей поклоняться согласно его предписаниям, то это был Иисус Христос. Однако Иисус никогда не прибегал к силе для проповеди Евангелия[9]. И Его ученикам надлежит следовать этому примеру.

Церковь Адвентистов Седьмого Дня с момента начала своей деятельности стремилась следовать примеру Христа, отстаивая свободу совести в качестве неотъемлемой части евангельской миссии. По мере расширения роли Церкви в обществе будет уместно сформулировать принципы, которыми наша всемирная Церковь должна руководствоваться во взаимоотношениях с правительствами тех стран, где она осуществляет служение.

Свобода совести в основе адвентистской миссии лежит твердое убеждение в том, что свобода совести должна быть гарантирована всем людям. Свобода совести включает свободу верить и в полной мере исповедовать выбранную религию; свободу не верить и не исповедовать никакой религии; свободу менять религиозную принадлежность; свободу создавать религиозные учреждения и управлять ими в соответствии с религиозными убеждениями. Мы привержены усилиям, способствующим правовой и политической защите религиозной свободы, и поддерживаем расширительное толкование национальных и международных документов, которые гарантируют защиту этой свободы[10].

Христиане адвентисты седьмого дня признают законность установленной обществом формы правления[11]. Мы поддерживаем право государства издавать законы, касающиеся мирских дел, и выступаем в поддержку соблюдения таких законов[12]. Однако, сталкиваясь с ситуацией, когда законодательство страны противоречит библейскому поручению, мы соглашаемся с наставлением Священного Писания о том, что нам «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам»[13].

Приверженность адвентистов свободе совести признает наличие пределов этой свободы. Свобода религии может существовать только в связи с защитой законных и равных прав других членов общества. Если общество имеет насущный интерес, заключающийся, например, в защите своих граждан от грозящего им зла, то оно может по этой причине законным образом ограничить религиозную деятельность. такие ограничения должны вводиться так, чтобы они минимальным образом ограничивали религиозную деятельность и, тем не менее, защищали тех, кому это ограничение грозит. Ограничение свободы совести ради ограждения общества от оскорблений или подобных видов нематериального ущерба, от гипотетических угроз или в целях навязывания социального или религиозного подчинения посредством таких мер, как введение закона о воскресном дне или обязательное соблюдение предписываемых государством религиозных обычаев, не является законным.

Адвентисты седьмого дня призваны отстаивать принцип свободы совести для каждого. в соответствии с нашей любовью к ближним [14] мы должны быть готовы выступать от имени групп, свобода совести которых является объектом неоправданных посягательств со стороны государства. такие усилия могут приводить как к личным, так и к коллективным потерям. Это цена, которую мы должны быть согласны заплатить, следуя за нашим Спасителем, Который последовательно высказывался в защиту осуждаемых и обездоленных [15].

Участие в работе органов государственной власти

Церковь Адвентистов Седьмого Дня помнит о долгой истории участия народа Божьего в мирских делах. Иосиф обладал светской властью в Египте [16]. Подобным образом Даниил поднялся до высот государственной власти в вавилоне, что принесло выгоду этой стране [17]. Из истории нашей Церкви известно, что адвентисты присоединялись к другим религиозным и светским организациям, оказывая влияние на гражданские власти с целью положить конец рабству и способствовать делу религиозной свободы. Религиозное влияние, однако, не всегда приводило к улучшению состояния общества. Религиозные преследования, религиозные войны и многочисленные примеры общественного и политического насилия, совершавшегося по требованию верующих, являются подтверждением опасности использования сил и средств государства для достижения религиозных целей.

Рост Церкви Адвентистов Седьмого Дня привел к соответствующему возрастанию наших возможностей оказывать политическое влияние в некоторых регионах мира. Это политическое влияние само по себе не является проблематичным. Действительно, адвентисты могут стремиться к надлежащему служению обществу, занимая должности светских руководителей [18]. тем не менее мы не должны никогда забывать об опасностях, связанных с влиянием религии на мирские дела и старательно эти опасности избегать.

Когда адвентисты становятся руководителями или оказывают влияние на широкие слои населения, их деятельность должна соответствовать «золотому правилу» [19]. Поэтому мы обязаны трудиться ради достижения надежной религиозной свободы для всех людей и не должны использовать наше влияние на политических и гражданских руководителей ни для продвижения интересов собственной религии, ни для создания препятствий в деятельности других религий. Адвентисты должны серьезно относиться к своему гражданскому долгу. нам необходимо участвовать в юридически доступных выборах, когда процесс голосования является добросовестным [20], и разделять ответственность за формирование общества, в котором мы живем. Адвентисты, однако, не должны поглощать все свое внимание политикой или использовать кафедру и церковные издания для отстаивания политических теорий [21].

Адвентисты, являющиеся светскими руководителями, должны стремиться твердо придерживаться высочайших норм христианского поведения. Бог ведет их, как современных Даниилов, а их верность Ему вдохновляет общество.

Представительство в государственных и международных органах

на протяжении всей истории народа Божьего господь счи-

тал целесообразным поручать отдельным людям представлять Его весть современным им правителям. Авраам [22], Иосиф

[23] и Моисей [24] непосредственно имели дело с фараонами, царствовавшими в их время. Присутствие Есфири в суде царя Артаксеркса имело результатом спасение народа Божьего от гибели [25]. Даниил сперва был Божьим представителем в вавилонской империи [26], а затем выполнял эту миссию при дворе царей Кира Персидского и Дария Мидянина [27]. Павел доносил Евангелие до правящих классов Римской империи [28]. Подобным образом многие из великих реформаторов представали перед правителями своего времени, отстаивая свою точку зрения. Поэтому для нас было бы недопустимо не прилагать усилий, чтобы представлять Христа лидерам современного мира.

Действительно, адвентисты призваны отстаивать свободу совести на нашей планете [29]. неотъемлемой частью этой миссии является развитие отношений со светскими правителями [30]. С этой целью Церковь Адвентистов Седьмого Дня назначает своих представителей в государственные и международные органы, оказывающие влияние на защиту религиозной свободы. Эта работа должна рассматриваться в качестве важного элемента нашего евангельского поручения и обязана обеспечиваться ресурсами, необходимыми для того, чтобы гарантировать наше представительство наилучшим образом.

Что мы ожидаем от государственной власти

Правительства созданы для того, чтобы служить нуждам людей, которыми они управляют. Как таковые, они должны обеспечивать защиту основных прав человека для своих граждан, включая свободу совести. государство должно также стремиться к построению общества, в котором обеспечены общественный порядок, общественное здравоохранение, чистая окружающая среда и обстановка, которая не препятствует гражданам — без каких-либо законных оснований — растить детей и свободно исследовать грани своей человеческой природы. государство обязано стремиться к искоренению дискриминации на основе расовой принадлежности, этнического или социального происхождения, религии, политических убеждений и пола, а также гарантировать своим жителям равный доступ к беспристрастной судебной системе. государство обязано не только защищать всех людей, проживающих на его территории, но также предпринимать усилия по защите прав человека на международной арене и предоставлять убежище лицам, спасающимся от преследования.

Получение финансовой поддержки от государства на протяжении долгих лет адвентисты седьмого дня обсуждают вопрос о приемлемости для Церкви и ее учреждений финансовой поддержки государства. С одной стороны, Церковь учит, что господь руководит сердцами тех, в чьих руках сосредоточена государственная власть, и что Церковь не должна создавать барьеры, препятствующие получению помощи для продвижения Божьего дела [31]. С другой стороны, Церковь предостерегает от союза с государством [32]. таким образом, если законы страны допускают предостав-

ление государственной поддержки церквам или церковным учреждениям, то наши принципы разрешают получать финансовую помощь, которая не сопровождается такими условиями, которые препятствовали бы нам свободно исповедовать и распространять нашу веру, принимать на работу и продолжать иметь руководителями только членов Церкви Адвентистов Седьмого Дня, а также бескомпромиссно соблюдать принципы, сформулированные в Библии и трудах Елены Уайт. Кроме того, во избежание союза Церкви и государства не должны приниматься государственные средства для финансирования таких мероприятий, как богослужения, евангельская деятельность, издание религиозной литературы, или для оплаты труда церковных руководителей и лиц, занимающихся евангельским служением, за исключением духовного служения для тех людей, жизнь которых настолько регламентируется государством, что такое служение было бы неосуществимо без его участия [33].

в случаях, когда получение финансовой поддержки от

государства не нарушает вышеупомянутые принципы, необходимо тщательно изучить вопрос о целесообразности ее принятия. в отличие от единовременных финансовых отчислений постоянное получение такой поддержки сопряжено с особой опасностью. Церковные учреждения фактически не могут не попасть — по крайней мере частично — в зависимость от непрерывных финансовых потоков со стороны государства. такое государственное финансирование обычно сопровождается и государственным регулированием. Хотя это регулирование может и не противоречить христианским принципам при первоначальном получении финансовых средств, в него могут затем вноситься изменения. в случае, если положения, регламентирующие получение государственных средств, изменятся таким образом, что это потребует от наших учреждений отказаться от принципов, сформулированных в Библии и трудах Елены Уайт, от постоянного государственного финансирования необходимо будет отказаться, даже если в результате такого решения учреждение придется закрыть, продать или существенно изменить его структуру.

Получая государственное финансирование, мы должны проявлять максимальную честность в использовании предоставленных средств. Это включает неукоснительное выполнение положений, относящихся к финансированию, и использование строгих стандартов бухгалтерского отчета. Если отсутствуют процедуры, необходимые для соблюдения этих норм, от государственного финансирования необходимо отказаться.

в некоторых исключительных обстоятельствах адвентисты могут получить возможность присутствовать в стране только в том случае, если программа их деятельности контролируется государством и запрещает открыто свидетельствовать. О результатах участия в подобных программах необходимо много молиться и размышлять. нам следует подумать о том, не будет ли способствовать наше участие поддержанию ограничительной политики государства, не свяжет ли оно имя нашей Церкви с властью принуждения, а также о том, не предоставит ли это участие возможность — в краткосрочной или долгосрочной перспективе — распространять Евангелие, включая трехангельскую весть [34], в данной стране. Мы должны старательно избегать связывать имя Христа с режимами, которые подавляют и жестоко обращаются со своим населением.

Заключение

Бог дал каждому человеку на земле способность определять границы добра и зла под водительством Святого Духа и в соответствии с Божьим Словом. Поэтому настоящее заявление не предназначено заменить собой волю Божью или служить непререкаемым толкованием этой воли. наоборот, это заявление имеет целью лишь кратко изложить понимание данного вопроса Церковью Адвентистов Седьмого Дня в настоящее время.

Способ, избираемый Церковью Адвентистов Седьмого Дня для реализации церковно-государственных отношений, оказывает значительное влияние на нашу всемирную работу. нам поэтому следует подходить к данному вопросу с серьезными намерениями и молитвой. трудясь под водительством Святого Духа, адвентисты продолжат отстаивать евангельский принцип свободы совести.

Ссылки

[1] «Бог желает, чтобы все сотворенные Им существа служили Ему из любви, чтобы это служение было обусловлено пониманием Его характера. Он не испытывает никакой радости от вынужденного повиновения Себе. Каждому предоставлена свобода воли, чтобы люди могли добровольно служить Ему» (Е. Уайт. Патриархи и пророки, с. 34).

[2] Иез. 36:26.

[3] 1 Кор. 13.

[4] Иногда используют пример теократического правления в Древнем Израиле для оправдания современных попыток законодательно закрепить религиозный мандат. такие оправдания неверно интерпретируют библейский прецедент. в течение относительно короткого периода земной истории Бог использовал особые методы для сохранения Своей вести для нашего мира. Эти методы были основаны на взаимно согласованном завете между Богом и одной из семей, которая затем превратилась в сравнительно немногочисленный народ. в течение указанного времени Бог осуществлял прямое правление, которое Он с тех пор не считал нужным использовать. Опыт такого прямого правления, которое основывалось на взаимно согласованном завете, хотя и неоценим для нашего понимания господа, непосредственно не применим к управлению современными народами. наоборот, более применимый пример отношений между Церковью и государством был дан Иисусом Христом.

[5] Быт. 3.

[6] См., напр., Ин. 4:17–19.

[7] См., напр., Ин. 11.

[8] 1 Ин. 2:1.

[9] Как раз наоборот, Иисус открыто заявлял, что Его «Царство… не от мира сего», и поэтому Его служители не уполномочены властвовать посредством силы (Ин. 18:36).

[10] См., напр., всеобщую декларацию прав человека ООн, ст. 18; Американскую конвенцию о правах человека, ст. 12; Африканскую хартию прав человека и народов, ст. 8; Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод, ст. 9; Конституцию Южно-Африканской Республики, ст. 15; Конституцию федеративной Республики Бразилии, ст. 5; Конституцию Республики Южная Корея, ст. 20; Конституцию Австралийского Союза, ст. 116; Конституцию Индии, ст. 25–28; Первую поправку к Конституции Соединенных Штатов Америки.

[11] 1 Петр. 2:13–17.

[12] Рим. 13.

[13] Деян. 5:29; «народ Божий должен признавать человеческое правление как установленное и одобренное Богом и считать повиновение ему в рамках закона своей священной обязанностью. но когда претензии земных властей приходят в противоречие с требованиями Бога, Слово Божье надо, безусловно, поставить выше всех человеческих законов. «так говорит господь» ни в коем случае нельзя заменять на «так говорит церковь или государство». венец Христа должен быть возвышен над диадемами земных монархов» (Е. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 402).

[14] Мф. 22:39.

[15] См., напр., лк. 4:18; Мф. 5:1–12; лк. 10:30–37.

[16] Быт. 41:40–57.

[17] Дан. 6:3.

[18] «Есть ли у вас мысли, которые вы не отваживаетесь высказать, о том, что однажды смогли бы оказаться на встрече самых выдающихся умов, участвовать в заседаниях совещательных и законодательных органов или помогать в принятии государственных законов? в этих стремлениях нет ничего дурного. Каждый из вас может добиться такого успеха. нельзя довольствоваться средними достижениями. вы должны метить высоко и прилагать все усилия в достижении нужного уровня» (Е. Уайт. Основы христианского воспитания, с. 82).

[19] «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7:12).

[20] на выборах адвентисты седьмого дня должны отдавать свои голоса обдуманно и с молитвой. См. книги Е. Уайт Избранные вести, т. 2, с. 337 (автор убеждает адвентистов голосовать); Основы христианского воспитания, с. 475 (автор убеждает верующих в том, что голосование за политические партии не может быть надежным); События последних дней, с. 127 (высказывается мысль о том, что адвентисты становятся соучастниками грехов политиков, если они поддерживают кандидатов, не отстаивающих религиозную свободу).

[21] Е. Уайт. Основы христианского воспитания, с. 475.

[22] Быт. 12:15–20.

[23] Быт. 41.

[24] Исх. 4–12.

[25] Есф. 8.

[26] Дан. 3–5.

[27] Дан. 1:21; 5:31 — 6:28.

[28] Деян. 23–26.

[29] «Мы не исполняем волю Божью, если спокойно сидим, ничего не делая в защиту свободы совести» (Е. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 714).

[30] «Монархи, правители и государственные советы должны узнать истину через ваше свидетельство. Это единственный способ, благодаря которому слова, несущие свет и истину, смогут достичь высших инстанций» (Е. Уайт. Ревью энд Геральд, 15 апреля 1890 г.).

[31] «Пока мы находимся в этом мире и пока Святой Дух борется за спасение людей, мы должны как получать, так и передавать благословения. Мы обязаны нести миру свет истины, представленный в Священном Писании, принимать от мира то, что Бог побуждает его делать для Его дела. господь еще располагает сердца царей и правителей к Своему народу, и тем, кого глубоко волнует вопрос религиозной свободы, не пристало отказываться от любых благ или от помощи, которую Бог побуждает людей оказывать для продвижения Его дела» (Е. Уайт. Свидетельства для проповедников, с. 203).

[32] «Соединение Церкви с государством ради того, чтобы приблизить мир к Церкви, в действительности же только приближает Церковь к миру» (Е. Уайт. Великая борьба, с. 297).

[33] Эта категория включает капелланов, приглашаемых государством для духовного служения военнослужащим, заключенным, пациентам государственных больниц, а также тем лицам, жизнь которых также проходит в пределах государственных учреждений или в такой же мере всеобъемлюще регламентируется государством.

[34] Откр. 14:6–12.

 SHAPE \* MERGEFORMAT

Настоящий документ был принят Советом по межцерковным и межконфессиональным отношениям Генеральной Конференции Церкви АСД в марте 2002 г. Документ используется Отделом общественных связей и религиозной свободы Церкви АСД.