Церковь Адвентистов седьмого дня и экуменическое движение

Исполнительный комитет генеральной Конференции до сих пор не принимал никаких официальных заявлений об отношении адвентистов седьмого дня к экуменическому движению как таковому. Этот вопрос был подробно рассмотрен в одной из книг (B. B. Beach, Ecumenism-Boon or Bane? [Review and Herald, 1974]) и в ряде статей, опубликованных за минувшие годы в адвентистских изданиях, включая журнал Adventist Review. таким образом, хотя официальная позиция и отсутствует, имеется множество ясных указаний, касающихся точки зрения Церкви АСД по рассматриваемому вопросу. вообще говоря, можно отметить, что хотя Церковь Адвен-

тистов Седьмого Дня всецело не осуждает экуменическое движение и его основное организационное воплощение — всемирный совет церквей (вСЦ), она критически относится к различным аспектам и мероприятиям этого движения. Мало кто станет отрицать, что экуменизм имеет ряд достойных целей и достиг определенных положительных результатов. Его великой целью является зримое единство христиан. ни один адвентист не будет выступать против того единства, о котором молился Сам Христос. Экуменическое движение содействует развитию доброжелательных межцерковных отношений, активизации взаимного диалога, уменьшению числа взаимных обличений, а также помогает преодолевать необоснованные предубеждения.

Экуменическое движение через свои организации и мероприятия способствует распространению более точной и своевременной информации о церквах, выступает в защиту религиозной свободы и прав человека, борется против расизма и привлекает внимание к социально-экономическим аспектам Евангелия. во всем этом видны добрые намерения, и некоторые плоды таких усилий можно оценивать положительно. тем не менее в общей картине экуменизма пагубные элементы перевешивают выгоды. Мы исследуем некоторые из его характерных особенностей.

Адвентизм как пророческое движение

Церковь Адвентистов Седьмого Дня вышла на историческую сцену (и в это ее члены твердо верят) в ответ на призыв Божий. Адвентисты считают, без тени гордыни или самонадеянности, что их движение представляет собой выбранное Богом орудие для организованной проповеди «вечного Евангелия», последней Божьей вести, представленной с пророческой точки зрения в 14-й и 18-й главах Книги Откровение. в свете пророческого понимания Церковь Адвентистов Седьмого Дня видит себя в качестве эсхатологически ориентированного всемирного («экуменического») движения Апокалипсиса. Это движение призывает детей Божьих выйти из «падших» церквей, которые все более активно формируют организованное религиозное сопротивление целям Бога. вместе с призывом выйти из этих церквей звучит также позитивный призыв присоединиться к единому, всемирному (т. е. экуменическому) движению, характеризующемуся «верой в Иисуса» и соблюдением «заповедей Божиих» (Откр. 14:12). в деятельности всемирного совета церквей основной акцент делается прежде всего на «включение» в сообщество церквей, а затем уже на благоприятный и постепенный «выход» из коллективной разобщенности. напротив, адвентистское движение сперва фокусирует внимание на «выходе» из вавилонской разобщенности и хаоса, а затем на незамедлительном «вхождении» в сообщество всемирной адвентистской семьи, основанное на единстве, истине и любви.

Чтобы понять отношение адвентистов к экуменизму и другим основным церквам, полезно помнить о том, что раннее адвентистское движение (характеризовавшееся деятельностью миллеритов) имело экуменические черты, ибо возникло во многих церквах. таким образом, адвентисты были выходцами из многих вероисповеданий. Однако эти церкви обычно отвергали адвентистскую весть и довольно часто исключали адвентистов из своих рядов. Иногда адвентисты уводили с собой часть общин. Отношения с другими церквами ожесточались. Распространялись выдумки, некоторые из которых, к сожалению, сохранились и по сей день. Пионеры адвентистского движения имели твердые убеждения, но их противники были не менее категоричны. все они были склонны искать то, что их разделяет, а не объединяет. Это было вполне понятное развитие событий. Сегодня, разумеется, климат межцерковных отношений характеризуется большей примирительностью и благожелательностью.

Каковы некоторые из проблем, существующих в отношениях между Адвентистской Церковью и экуменическим движением? Прежде чем мы попытаемся дать краткий ответ на этот вопрос, необходимо отметить, что экуменическое движение по своим взглядам не монолитно, и в его рядах можно найти выразителей всевозможных воззрений (что само по себе, конечно же, является проблемой!). Мы постараемся ссылаться на взгляды, разделяемые большинством членов всемирного совета церквей (вСЦ) — организации, представляющей в настоящее время свыше 300 различных церквей и конфессий.

Экуменическое понимание единства

новый завет представляет особое единство Церкви в ис-

тине, характеризуемое святостью, радостью, верностью и послушанием (см. Ин. 17:6, 13, 17, 19, 23, 26). Приверженцы экуменического движения, по-видимому, считают само собой разумеющимся конечное органическое единство и общность подавляющего большинства церквей. Они рассматривают «грех разделения церквей» как непростительный грех, большей частью игнорируя при этом ересь и отступничество. Однако новый завет показывает опасность враждебного христианству проникновения в «храм Божий» (2 фес. 2:3, 4).

Эсхатологическая картина Божьей Церкви перед вторым пришествием Христа представляет не одну грандиозную Церковь, объединившую все человечество, но «остаток» христианского мира, который соблюдает заповеди Божьи и веру Иисуса (см.

Откр. 12:17).

Очевидно, что разделение может быть оправдано отступлением от веры и нехристианским образом жизни последователей других церквей. Этот момент вСЦ упускает. Разделение и разобщение ради защиты и отстаивания чистоты и целостности Церкви и ее вести более желательны, нежели единство в суетности, заблуждениях и грехе.

Кроме того, адвентистов тревожит тот факт, что руководители вСЦ, по-видимому, уделяют мало внимания личному освящению и возрождению. Есть признаки того, что некоторые из них считают такое внимание причудливым пережитком пиетизма, а не жизненно важным компонентом динамичной христианской жизни. Они предпочитают преуменьшать значение личного благочестия в пользу общественной морали. Однако, с адвентистской точки зрения, благочестие в личной жизни — это материал, из которого формируется общественная мораль (приносим извинения Шекспиру). Без действительно обращенных христиан любое формальное организационное единство является ненатуральным и малозначимым.

Экуменическое понимание вероучения

во многих церковных кругах наличие широких взглядов

считается экуменическим достоинством. Считается, что настоящий экуменист не является догматиком и может легко менять свои доктринальные взгляды. Он чрезвычайно уважает чужие верования, однако не обнаруживает стойкости в собственных убеждениях. Он производит впечатление смиренного человека, который не проявляет чрезмерной настойчивости в своих доктринальных взглядах, за исключением тех, которые относятся к экуменическому единству. Он ощущает неполноту своих знаний. С экуменической точки зрения, особенно греховно проявлять самонадеянность в доктринальных вопросах. все это имеет и похвальную сторону. Смирение и кротость являются христианскими добродетелями. Действительно, апостол Петр учит нас всегда быть готовыми «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением», а также «иметь добрую совесть» (1 Петр. 3:15, 16). Однако в экуменизме присутствует свойственная ему опасность «мягкости» и релятивизации вероучения. Ставится под вопрос само понятие ереси. в последнее время подвергается сомнению даже существенность отличия «язычества» от единобожия. типичной исходной предпосылкой экуменизма является

представление о том, что в любой из церквей формулировка истины относительна и обусловлена временем, и, следовательно, неполна и недостаточна. некоторые экуменисты заходят настолько далеко, что отстаивают необходимость доктринального синтеза, примиряя и сводя вместе различные христианские вероучения в виде своеобразного «коктейля». нам говорят, что в любой из церквей отсутствует баланс, а задача экуменизма состоит в том, чтобы этот баланс и гармонию восстановить. в рамках такого согласованного разнообразия в экуменическом движении предполагается, что каждый, говоря словами фридриха великого, «спасется на свой лад».

Адвентисты полагают, что церковь, не имеющая твердых убеждений, обладает слабой духовной силой. Существует опасность того, что доктринальная мягкость экуменизма затянет церкви в трясину их собственной погибели. Разумеется, это именно то, на что уповают страстные поклонники экуменического движения. Однако адвентисты придерживаются мнения, что подобным доктринальным колебаниям нужно решительно противостоять, ибо иначе мы в итоге духовно разоружим самих себя и действительно приблизим наступление постхристианской эпохи.

Экуменическое понимание Писания

Адвентисты рассматривают Библию как «непогрешимое откровение Божьей воли», «авторитетное изложение доктрин и достоверное сообщение о действиях Бога» в истории спасения (см. Основные положения вероучения Церкви Адвентистов Седьмого Дня, п. 1 «Священное Писание»). Адвентисты рассматривают Библию как единое целое. Для многих же руководителей вСЦ Библия сама по себе не является нормативным и авторитетным документом. Они признают так называемый «библейский плюрализм» и иногда отрицают наличие в Священном Писании сверхъестественного. Для многих экуменистов, как и для либерального христианства в целом, богодухновенность заключается не в Слове Божьем, а в личном опыте его читателя. высказанное в Библии откровение игнорируется в пользу опыта.

Апокалиптическим пророчествам для последнего времени практически не уделяется никакого внимания. Хотя экуменисты формально упоминают о втором пришествии Христа, этот вопрос, однако, не является для них актуальным и мало затрагивает их представление о евангельской миссии. здесь существует опасность эсхатологической слепоты.

Адвентисты седьмого дня рассматривают изображенную в Библии картину греха и искупления в контексте великой борьбы между добром и злом, между Христом и сатаной, между Словом Божьим и ложью обманщика, между верным Остатком и вавилоном, между «печатью Бога» и «знаком зверя».

Адвентисты — это прежде всего народ Слова. веря в безусловный авторитет Священного Писания, они признают, что Библия «написана людьми по вдохновению Святого Духа, но это не означает, что она отражает способ мышления и выражения мысли, присущий Богу. Стиль ее написания характерен для человека. Бог не представлен как писатель… Авторы Библии были Божьими писцами, но не Его пером» (Е. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 21). Многие экуменисты скажут, что текст Библии не является Словом Божьим, но содержит это Слово в том виде, в каком люди откликаются и принимают его. в отличие от такой концепции адвентисты утверждают, что в Библии «написанное человеком становится словом Бога» (там же). Бог не подвергается испытанию, так же как и Его Слово, невзирая ни на какую критику. Испытанию по отношению к Библии подвергается сам человек.

Экуменическое понимание миссии церкви и евангелизации традиционное понимание миссии Церкви выдвигает на

первый план евангелизм, то есть устную проповедь Евангелия. Экуменизм же рассматривает свою миссию как участие в утверждении социального мира (shalom) и гармонии. Для адвентистов неприемлемы любые попытки приуменьшить первостепенную важность провозглашения Благой вести об искуплении грехов. традиционное христианское понимание спасения, включая и адвентистское, фактически всегда подразумевало спасение людей от греха для вечности. Экуменическая евангелизация рассматривает спасение, главным образом, как избавление общества от жестоких режимов, голодной смерти, проклятий расизма и несправедливости.

Адвентистское понимание обращения подразумевает радикальное изменение личности, происходящее посредством духовного возрождения. в кругах вСЦ большинство, по-видимому, делает основной упор в вопросах обращения на перестройку и изменение несправедливого общественного устройства.

Как видим, в области евангелизации и зарубежной миссионерской работы результаты экуменизма (или, возможно, нам следует говорить об отсутствии таких результатов) заключаются в сокращении евангельских мероприятий (таких, как мы их понимаем на протяжении всего времени от апостола Павла до Билли грэма), уменьшении церковного роста и большей убыли количества верующих, уменьшении числа направляемых за рубеж миссионеров и соразмерном сокращении предоставляемой финансовой поддержки. Миссионерская деятельность фактически ушла из главных «экуменических» церквей, оставшись достоянием консервативных протестантских деноминаций. Прискорбно видеть потерю такого большого евангельского потенциала для миссионерской работы, особенно в период все более активного и воинственного распространения ислама и пробуждения восточных и местных языческих религий. недавняя кампания «тысяча дней жатвы», успешно проведенная Церковью АСД, противоречила экуменическому неторопливому подходу к «совместной миссионерской работе». такой подход может показаться неплохим в исследовательской статье по вопросам экуменизма, однако на практике он не дает результатов в приобретении душ для Христа. здесь достаточно уместно перефразировать старую пословицу: «Чтобы узнать, каков «экуменический» пудинг, надо его попробовать на вкус при проведении евангелизации».

Экуменическое понимание социально-политической ответственности

По общему признанию, вопрос социальной и политической ответственности христиан является одним из сложных. вСЦ и другие экуменические организации (например, национальный совет церквей в США) активно вовлечены в то, что мы обычно называем сферой политики. Церковь Адвентистов Седьмого Дня проявляет большую осмотрительность в этой области (по сравнению с евангелизмом, где обстановка меняется).

в своем большинстве экуменические взгляды в сфере по-

литической ответственности включают следующие элементы: (1) секуляризация спасения; (2) постмиллениальный взгляд, отстаивающий идею постепенного улучшения политической обстановки, социального исправления человечества и установления Царства Божьего на земле благодаря усилиям людей как представителей Божьих; (3) адаптация христианства к современному миру; (4) эволюционная утопическая вера в прогресс;

(5) социалистический коллективизм, отдающий предпочтение определенным формам эгалитаризма и «государства всеобщего благосостояния», но не коммунистическому материализму.

По-видимому, экуменические социальные активисты рассматривают адвентизм в качестве утопической мечты о будущих воздушных апокалиптических замках, но такое мнение ошибочно. Сталкиваясь со множеством общественных проблем, адвентисты не могут оставаться безразличными и равнодушными и обычно не проявляют таких качеств. Об этом свидетельствуют обширная сеть больниц, клиник и медицинских учреждений, ежегодно обслуживающих миллионы людей; солидная система образования, охватывающая во всем мире почти 5 000 учебных заведений; деятельность Адвентистского агентства помощи и развития — стремительно расширяющегося по всему земному шару служения Церкви для тех, кто в этом остро и постоянно нуждается. Можно было бы также упомянуть и некоторые другие виды служения.

Церковь Адвентистов Седьмого Дня считает, что необходимо различать социально-политическую активность отдельных христиан как граждан своих государств и участие в политике Церкви в целом. задачей Церкви является утверждение нравственных принципов, открытие людям библейского пути спасения, а не отстаивание политических директив. вСЦ же время от времени принимает участие в тех или иных политических акциях. Хотя адвентисты сеют семена, которые неизбежно окажут свое влияние на общество и политику, они не имеют желания быть вовлеченными в политические конфликты. господь нашей Церкви заявил: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36), и по Его примеру Церковь желает ходить, «благотворя» (Деян. 10:38). Она не стремится участвовать в управлении обществом — ни прямо, ни косвенно.

Экуменическое понимание религиозной свободы

на первой ассамблее всемирного совета церквей (Амстердам, 1948 г.) вопрос о религиозной свободе был включен в повестку дня экуменической деятельности. Религиозная свобода рассматривалась как жизненно важная предпосылка экуменического единства. в 1968 г. в канцелярии вСЦ был учрежден секретариат по вопросам религиозной свободы. Однако в более поздние годы позиция вСЦ относительно религиозной свободы стала недостаточно определенной. в 1978 г. упомянутый секретариат прекратил свою деятельность, в основном, как считалось, из-за недостатка средств. Этот факт, разумеется, сам по себе говорит о значении, придаваемом религиозной свободе в рамках организованного экуменического движения.

Сегодня, вместо того чтобы считать религиозную свободу фундаментальным правом, на котором основываются все другие права человека, вСЦ склонен рассматривать ее лишь в ряду других прав. такое принижение значимости религиозной свободы присуще светскому или «гуманистическому» мышлению, отказывающемуся признавать исповедание веры как нечто особое, стоящее выше других актов человеческой деятельности. здесь кроется опасность того, что религиозная свобода утратит свой уникальный характер, который делает ее стражем всех других истинных свобод.

нельзя забывать, что исторически именно баланс политической силы и деноминационализма нейтрализовал религиозную нетерпимость и содействовал религиозной свободе. формальное религиозное единство поддерживалось исключительно посредством силы. таким образом, обществу присущ конфликт между религиозным единством и религиозной свободой. И действительно, эсхатологическая картина последних событий истории представляет нам драматические сцены религиозных преследований, когда мощные силы апокалиптического вавилона попытаются вынудить Церковь Остатка присоединиться ко всеобщему вероотступничеству.

наконец, перспективы религиозной свободы вызывают все большую тревогу оттого, что некоторые представители экуменического движения довольно легко соглашаются на ее ограничение, когда речь идет о верующих других конфессий, которые занимают иную позицию по вопросам общественной жизни. Более того, некоторые лидеры экуменизма согласны с ограничением религиозной свободы как «временной меры» при особых обстоятельствах ради обеспечения единства нации и сохранения общественного благополучия в целом.

Влияние пророческого понимания истории написанное нами до сих пор обращает внимание на неко-

торые из сомнений, выражаемых адвентистами относительно участия в организованном экуменическом движении. Общее отношение Церкви Адвентистов Седьмого Дня к другим церквам и экуменическому движению находится, несомненно, под влиянием высказанных выше соображений и определяется адвентистским пониманием пророчеств. Оглядываясь в прошлое, адвентисты видят столетия преследований и антихристианских действий папской власти. Они видят дискриминацию и огромную нетерпимость со стороны государства и официальных церквей. Глядя в будущее, они распознают опасность соединения католицизма и протестантизма и деспотического и чреватого гонениями проявления религиознополитической власти. Они видят Церковь, сохранившую верность Богу, не как гигантскую организацию, но как Остаток. Они видят себя в качества ядра этого Остатка, не желающего быть связанным с вероотступничеством, распространяющимся в последние дни земной истории.

Глядя на настоящее, адвентисты усматривают свою задачу в проповеди вечного Евангелия всем людям, в призыве поклониться творцу, в неукоснительной приверженности вере Иисуса, а также в провозглашении того, что пришел час суда Божьего. некоторые аспекты этой вести непопулярны. Как адвентистам преуспеть в исполнении пророческого поручения? С нашей точки зрения, Церковь Адвентистов Седьмого Дня сумеет лучше всего это поручение исполнить, сохранив свою идентичность, мотивацию, осознание безотлагательности своей работы и применяя собственные методы для ее осуществления.

Экуменическое сотрудничество

Следует ли адвентистам взаимодействовать с экуменическим движением? Они должны сотрудничать с другими религиозными организациями, если эта совместная деятельность служит проповедованию истинного Евангелия и удовлетворению насущных нужд людей. Церковь Адвентистов Седьмого Дня не желает связывать себя членством в экуменических организациях и отказывается от любых взаимоотношений, которые могут поставить под угрозу и ослабить ее ясное свидетельство. тем не менее адвентисты стремятся к добросовестному сотрудничеству. Экуменическое движение как партнер для сотрудничества обладает приемлемыми качествами, однако как институт органического единства церквей оно вызывает гораздо больше сомнений.

Отношение к другим религиозным организациям

Еще в 1926 г., задолго до того, как приобрел известность экуменизм, Исполнительный комитет генеральной Конференции принял важное заявление, которое сейчас является разделом (О 75) Рабочего курса Генеральной Конференции. Этот документ имеет глубокий экуменический смысл, в нем освещаются вопросы, касающиеся миссионерских полей, а также взаимоотношений с другими «миссионерскими обществами». в настоящее время, однако, рамки документа расширились, и он касается взаимоотношений со всеми остальными религиозными организациями. в заявлении говорится, что адвентисты седьмого дня признают «все те… организации, которые своей деятельностью возвеличивают Христа в глазах людей, выполняют свою часть Божественного плана по евангелизации мира» и уважают «христиан других церквей, посвятивших себя приобретению душ для Христа». во взаимоотношениях с другими христианскими церквами должен проявляться «дух христианской вежливости, открытости и справедливости». Документ излагает ряд практических предложений во избежание недоразумений и оснований для разногласий. в заявлении, однако, очень четко указывается, что на адвентистов седьмого дня возложена особая миссия «возвещения Благой вести о втором пришествии Иисуса Христа — как о непреложном и скором историческом событии — в контексте провозвестия истины о необходимости подготовки к этому событию в соответствии с библейским пророчеством». Следовательно, это Божественное поручение исключает для адвентистов всякую возможность территориально ограничить свое свидетельство и побуждает их проповедовать Евангелие всем народам повсюду. в 1980 г. генеральная Конференция учредила Совет по межцерковным отношениям, в задачу которого входит общее руководство и контроль над связями Церкви с другими религиозными организациями. Этот Совет время от времени проводит санкционированные руководством Церкви неофициальные переговоры с другими религиозными организациями в тех случаях, когда это может оказаться полезным.

Адвентистские руководители должны быть известны как строители межцерковных мостов. Это нелегкая задача. гораздо проще разрушить эти мосты и исполнять безответственную роль «христианских коммандос». Елена Уайт говорила: «Много мудрости требуется, чтобы достичь служителей и влиятельных людей» (Евангелизм, с. 562). Призвание адвентистов состоит не в том, чтобы жить в обнесенном стеной гетто, общаясь исключительно между собой, издавая литературу, предназначенную в основном для собственных нужд, и проявляя сектантский дух изоляционизма. Разумеется, более удобно и безопасно жить внутри «адвентистской крепости», все подъемные мосты которой, необходимые для связи с внешним миром, разведены. в такой обстановке кто-то от случая к случаю отваживается отправиться к соседям, чтобы в быстром темпе провести у них евангельскую кампанию, взяв в «плен» как можно больше душ, а затем исчезнуть вместе с ними за стенами крепости. Елена Уайт не возлагала надежд на изоляционистский менталитет: «нашим служителям надо стремиться к сближению со служителями других деноминаций. Молитесь за них и вместе с ними, с теми людьми, за которых ходатайствует Христос. на них возложена торжественная обязанность. Как вестникам Христовым нам следует проявлять глубокий, искренний интерес к этим пастырям стада» (Е. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 78).

Полезность статуса наблюдателя

Как нас учит опыт, лучше всего поддерживать взаимоотношения с различными (национальными, региональными, всемирными) советами церквей, имея статус наблюдателя-консультанта. Это помогает нашей Церкви разбираться и понимать современные тенденции и события, позволяет познакомиться с христианскими богословами и руководителями. Адвентистам предоставляется возможность проявлять свое присутствие и сообщать о точке зрения Церкви по тем или иным вопросам. не рекомендуется иметь статус члена организации. Экуменические объединения обычно не бывают «нейтральными». Часто они имеют вполне конкретные задачи и стратегии, отстаивая социально-политические цели. Имеет мало смысла быть равнодушными (в лучшем случае) или формальными (такими являются многие входящие в ту или иную экуменическую организацию церкви) членами, или же часто быть в оппозиции (как это неизбежно имело бы место).

на местном уровне, занимаясь больше практическими, а не теологическими вопросами, можно — хотя это и требует осмотрительности — предусмотреть определенные формы членства адвентистов седьмого дня в соответствующих организациях. Мы имеем в виду участие в таких организованных сообществах, как ассоциации/общества служителей, организации местных церквей, группы изучения Библии, особые группы или сетевые организации, занимающиеся изучением общественных нужд и оказывающие помощь в решении местных проблем. Адвентисты не должны восприниматься как люди, которые устраняются от любой христианской ответственности за тех, кто живет рядом с ними.

за последние годы адвентистские руководители и богосло-

вы имели возможности для диалога с представителями других церквей. Этот опыт оказался полезным, пробудив взаимное уважение. Были устранены шаблонные стереотипы, а также ошибочные и неверные доктринальные представления. Без особых церемоний исчезли предубеждения и предрассудки. Богословские руководства и интерпретации стали более четкими. Удалось увидеть новые аспекты, и открылись новые перспективы для миссионерской работы. но прежде всего мы смогли укрепить доверие к адвентистской вести. нет никаких оснований для того, чтобы адвентисты испытывали комплекс неполноценности. Быть адвентистом седьмого дня и чувствовать уверенность в непоколебимости и твердости богословских и организационных основ нашей Церкви — это чудесное преимущество.

Вестники истинной ойкумены

Адвентисты — это вестники единственной истинной и вечной Ойкумены. в Послании к Евреям упоминается «будущая вселенная [по-гречески oikoumene]» (Евр. 2:5), приближающееся всемирное Царство Божье. в конечном счете, именно ради такого «экуменизма» совершают свое служение адвентисты. любое иное экуменическое движение преходяще. тем временем долг христианина состоит в том, чтобы в своем сердце «сосредоточиться на полной приверженности Христу». «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть» (1 Петр. 3:15, 16).

 SHAPE \* MERGEFORMAT

Этот аналитический документ, предназначенный для использования внутри Церкви, впервые опубликован в издании «Pattern for Progress, The Role and Function of Church Organization by Walter Raymond Beach and Bert Beverly Beach». Его автором является Берт Б. Бич. Документ был выпущен в связи с проведением сессии Генеральной Конференции в г. Новый Орлеан, штат Луизиана, в июне 1985 г. Его можно получить в Отделе общественных связей и религиозной свободы Генеральной Конференции.