Методы исследования Библии

Предпосылки, принципы и методы исследования Библии

1. Предисловие настоящее заявление адресовано всем членам Церкви Адвентистов Седьмого Дня и имеет целью изложить руководящие указания по исследованию Библии, предназначенные как для знатоков Священного Писания, так и для всех остальных верующих.

Адвентисты седьмого дня признают и ценят вклад тех исследователей Библии, которые на протяжении истории разрабатывали практические и надежные методы ее изучения, согласующиеся с утверждениями и доктринами Писания. Адвентисты привержены принятию библейской истины и желают ей следовать, используя все методы ее истолкования, согласующиеся с тем, что сообщает о себе сама Библия. Эти методы схематически представлены в изложенных ниже исходных предпосылках.

в последние десятилетия наибольшую известность приобрел историко-критический метод исследования Библии. Ученые, которые используют этот метод в его классическом виде, исходят из предпосылок, которые — еще до изучения того или иного библейского текста — отвергают достоверность описываемых чудес или иных сверхъестественных явлений. Для адвентистов неприемлема даже более мягкая форма данного метода, сохраняющая принцип критицизма, согласно которому текст Библии подчинен требованиям здравого смысла.

Историко-критический метод сводит к минимуму необходимость веры в Бога и послушания Его заповедям. Кроме того, поскольку такой метод преуменьшает роль Божественного в Библии как священной книге (включая проистекающее из Божественности единство ее текста) и умаляет или неверно интерпретирует апокалиптические пророчества и эсхатологические разделы Библии, мы убеждаем адвентистов, изучающих Библию, не полагаться на использование исходных предпосылок и вытекающих из них выводов, связанных с историко-критическим методом.

в отличие от историко-критического метода и его исходных

предпосылок, мы считаем полезным сформулировать принципы исследования Библии, которые будут соответствовать доктринам самого Священного Писания, сохранять единство всех его книг и основываться на том, что Библия — это Слово Божье. такой подход приведет нас к радостному и вознаграждающему опыту познания Бога.

2. Исходные предпосылки, основанные на утверждениях Священного Писания

a. Источник

(1) Библия является Словом Божьим, важнейшим и авторитетным средством, через которое Бог открывает Себя людям.

(2) Святой Дух вдохновлял авторов Библии мыслями, идеями и посылал им объективную информацию; в свою очередь, эти авторы выражали полученное знание своими собственными словами. Следовательно, Священное Писание представляет собой нераздельное единство человеческого и Божественного элементов, ни на одном из которых нельзя делать основной упор, пренебрегая другим (2 Петр. 1:21; ср. Е. Уайт.

Великая борьба, с. v, vi).

(3) все Писание богодухновенно и написано благодаря работе Святого Духа. тем не менее оно не является непрерывной, сплошной последовательностью пришедших от него откровений. Когда Святой Дух сообщал истину авторам Библии, каждый из них писал так, как к этому его склонял Святой Дух, уделяя внимание тому аспекту истины, который он был побуждаем подчеркнуть. По этой причине исследователь Библии должен всесторонне разобраться во всех вопросах, признавая тот факт, что лучшим толкователем Библии является она сама, и только при изучении Священного Писания в целом можно получить гармоничное, последовательное представление об истине (2 тим. 3:16; Евр. 1:1, 2; ср. Е. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 19, 20; Великая борьба, с. v, vi).

(4) Хотя Библия была дана людям, жившим в древности на территории стран Ближнего востока и Средиземноморья, она выходит за пределы своего культурного фона и является Словом Божьим, предназначенным для любой культурной, расовой и ситуационной среды во все времена.

b. Авторитет

(1) Шестьдесят шесть книг ветхого и нового завета представляют собой ясное и надежное откровение о воле Божьей и Его спасении. Библия — это Слово Божье, и только оно является мерилом любого учения и опыта (2 тим. 3:15, 17; Пс. 118:105; Притч. 30:5, 6; Ис. 8:20; Ин 17:17; 2 фес. 3:14; Евр. 4:12).

(2) Священное Писание является подлинной и достоверной записью исторических фактов и действий Бога на протяжении истории. Оно дает нормативное теологическое толкование этих действий. Сверхъестественные события, представленные в Священном Писании, действительно происходили. например, главы 1–11 Книги Бытие представляют собой реальное изложение исторических событий.

(3) Библия не похожа на другие книги, ибо представляет собой нераздельное сочетание Божественного и человеческого элементов. в ней повествование о многочисленных мельчайших деталях земной истории является неотъемлемой частью общей цели — рассказа об истории спасения. Хотя иногда для установления исторических фактов исследователями Библии могут использоваться параллельные методы, обычная методика исторических исследований, основанная на человеческих предположениях и сосредоточенная на человеческом элементе, непригодна для толкования Священного Писания, являющегося сочетанием Божественного и человеческого. только метод, полностью признающий нераздельную природу Писаний, поможет избежать искажений библейской вести.

(4) Человеческий разум подвластен Библии, но не равноценен ей и не превосходит ее. Исходные предпосылки, касающиеся Библии, должны соответствовать утверждениям Писаний и корректироваться на их основе (1 Кор. 2:1–6). Бог подразумевает, что человеческий разум должен быть использован в максимальной степени, однако не самостоятельно, а в контексте и подчинении Его Слову.

(5) любое Божественное откровение, если оно понято надлежащим образом, соответствует написанному Слову и должно быть истолковано в свете Священного Писания.

3. Принципы подхода к толкованию Священного Писания

a. Святой Дух дает верующему возможность принимать, по-

нимать и применять Библию в собственной жизни, когда он обращается к Божественной силе, проявляя послушание всем требованиям Писания и лично пользуясь всеми библейскими обетованиями. только те, кто следует уже полученной истине, могут надеяться получить от Святого Духа дальнейшее разъяснение Писания (Ин. 16:13, 14; 1 Кор. 2:10–14).

b. Священное Писание нельзя правильно понять без помо-щи Святого Духа, ибо именно Святой Дух позволяет верующему постичь и применять Писание. Поэтому любое изучение Слова Божьего должно начинаться с просьбы к Святому Духу о водительстве и просвещении.

c. Приступающие к изучению Слова Божьего должны это

делать с верой и смирением ученика, стремящегося услышать то, что говорит Библия. Они должны быть готовы подчиниться Слову Божьему, которое само даст оценку и внесет коррективы во все исходные предпосылки, мнения и умозаключения. занимая эту позицию, изучающий Библию может непосредственно приблизиться к Слову Божьему, а посредством тщательных исследований прийти к пониманию сущности спасения, отличающейся от любых человеческих толкований, какими бы полезными они ни были. Для такого человека библейская весть становится значимой.

d. Исследование Писания должно отличаться искренним

желанием открыть для себя и руководствоваться волей Божьей и Его Словом, а не поиском подтверждения или доказательства предвзятых мнений.

4. Методы изучения Библии

a. выбрать для изучения вариант Библии, точно передаю-щий ее смысл и соответствующий тексту на языках оригинала, отдавая предпочтение переводам, выполненным большим коллективом ученых и опубликованным неспециализированным издательством, но не переводам, которые финансировались какой-то отдельной религиозной или узко специализированной организацией.

Следите за тем, чтобы главные вопросы вероучения не основывались на каком-то одном переводе или варианте текста Библии. Хорошо подготовленный исследователь должен использовать тексты на греческом и древнееврейском языках, которые позволят ему также анализировать разночтения древних библейских рукописей.

b. выбрать определенный план изучения, избегая непро-

думанных и бесцельных подходов. Предлагается, например, следующий план:

(1) Анализ библейской вести по каждой книге.

(2) Метод изучения текста по каждому стиху.

(3) Исследование, нацеленное на поиск в Библии решений для конкретных жизненных проблем, способов удовлетворения конкретных нужд, ответов на конкретные вопросы.

(4) тематическое исследование (вера, любовь, второе пришествие и т. п.).

(5) Анализ слов.

(6) Биографические исследования.

c. Стремиться уяснить явный и наиболее очевидный смысл

изучаемого библейского отрывка.

d. Стремиться открыть в отдельных текстах, отрывках и книгах Библии содержащиеся в них основные темы Писания.

Через все Священное Писание проходят две основные, связанные между собой темы: (1) личность и дела Иисуса Христа; (2) перспектива великой борьбы, затрагивающей авторитет

Слова Божьего, грехопадение, Первое и второе пришествия

Христа, оправдание Бога и Его закона, восстановление плана

Божьего для вселенной. Эти темы необходимо извлекать из всего текста Писания, но не вводить их в него.

e. Признать, что Библия истолковывает себя сама, а смысл отдельных слов, текстов и отрывков лучше всего установить, прилежно сравнивая один библейский текст с другим.

f. Изучить контекст рассматриваемого отрывка, связывая

его с предложениями и абзацами, непосредственно предшествующими этому отрывку и следующими после него. Постараться соотнести идеи данного отрывка с ходом мысли всей Библии.

g. выяснить, насколько это возможно, исторические

обстоятельства, при которых библейским автором под водительством Святого Духа был написан рассматриваемый отрывок.

h. Установить, какой тип литературы использует автор. Ряд

материалов в Библии составлен из иносказаний, притч, аллегорий, псалмов и апокалиптических пророчеств. Поскольку многие библейские авторы представляли значительную часть написанного ими в виде поэзии, будет полезно использовать такой вариант Библии, в котором данный материал подается в поэтической форме, ибо отрывки, содержащие поэтические образы, истолковываются иначе, чем проза.

i. Признать, что рассматриваемый библейский текст может

и не соответствовать во всех деталях современным литературным категориям. Проявлять предусмотрительность, не вовлекая эти категории в толкование смысла библейского текста. людям свойственно находить именно то, что они ожидают найти, даже если автор имел в виду совершенно иное.

j. Обращать внимание на грамматические особенности и конструкцию предложений, чтобы раскрыть смысл, заложенный в них автором. Исследовать ключевые слова отрывка, сопоставляя их использование в других частях Библии с помощью симфонии, библейских лексиконов и словарей.

k. в связи с исследованием библейских текстов изучить

соответствующие исторические и культурные факторы. Археология, антропология и история могут внести свой вклад в понимание смысла исследуемого текста.

l. Адвентисты седьмого дня считают, что Бог вдохновлял Елену Уайт. Поэтому ее толкование любых конкретных отрывков из Библии дает богодухновенное руководство для понимания соответствующих текстов, не исчерпывая их значение и не заменяя собой экзегезу (см., напр., Евангелизм, с. 256; Великая борьба, с. 193, 595; Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 665, 682, 707–708; Советы авторам и редакторам, с. 33–35).

m. Проведя описанное выше исследование, следует об-

ратиться к различным комментариям и вспомогательным источникам (напр., научным работам), чтобы увидеть, как трактовали рассматриваемый отрывок другие авторы. затем необходимо тщательно оценить эти различные мнения с точки зрения Писания в целом.

n. При истолковании пророчеств следует иметь в виду сле-

дующее:

(1) Библия утверждает, что Бог имеет силу предсказывать будущее (Ис. 46:10).

(2) Пророчества имеют нравоучительную цель. Они написаны не просто для удовлетворения любопытства относительно будущих событий. некоторые из пророчеств призваны укрепить веру (Ин. 14:29) и поощрить праведную жизнь и готовность ко второму пришествию Христа (Мф. 24:44; Откр. 22:7, 10, 11).

(3) Многие пророчества сосредоточены на личности Христа (на Его Первом и втором пришествиях), Церкви и последнем времени.

(4) Правила истолкования пророчеств содержатся в самой Библии: Библия указывает на временные пророчества

и их осуществление в истории; новый завет ссылается на конкретное осуществление ветхозаветных пророчеств о Мессии; в самом ветхом завете представлены люди и события мессианского типа.

(5) При упоминании в новом завете ветхозаветных пророчеств некоторые буквальные наименования приобретают духовное содержание: например, Израиль символизирует Церковь, вавилон — отступническую религию и т. д.

(6) Существуют два основных типа пророческих писаний: неапокалиптические (такие как Книга пророка Исаии и Книга пророка Иеремии) и апокалиптические (такие как Книга пророка Даниила и Откровение Иоанна Богослова) пророчества. Эти типы обладают следующими различающимися характеристиками:

(a) неапокалиптические пророчества обращены к Божьему народу, в то время как апокалиптические пророчества имеют более универсальный характер.

(b) неапокалиптические пророчества часто имеют условный характер и предлагают народу Божьему выбор из двух возможностей: благословение за послушание и проклятие за непослушание; апокалиптические пророчества подчеркивают всемогущество Бога и Его власть над историей.

(c) неапокалиптические пророчества нередко резко переходят от конкретного частного кризиса к судному дню последнего времени; апокалиптические пророчества представляют ход исторических событий от времени, в котором жил пророк, до конца света.

(d) временные пророчества, содержащиеся в неапокалиптических пророчествах, обычно упоминают продолжительные периоды, например, 400 лет рабства народа израильского (Быт. 15:13) или 70 лет вавилонского пленения (Иер. 25:12). временные пророчества, содержащиеся в апокалиптических пророчествах, формулируются, как правило, с упоминанием коротких сроков, например, 10 дней (Откр. 2:10) или 42 месяцев (Откр. 13:5). Периоды времени в апокалиптических пророчествах символически обозначают более длинные исторические сроки.

(7) Апокалиптические пророчества являются весьма символическими и должны соответственно истолковываться. При истолковании символов можно воспользоваться следующими методами:

(a) Поиск истолкования (явного или скрытого) в самом исследуемом отрывке (напр., Дан. 8:20, 21; Откр. 1:20).

(b) Поиск истолкования в других местах изучаемой книги или в других книгах того же автора.

(c) Анализ, на основе симфонии, использования данных символов в других частях Библии.

(d) Изучение древних документов стран Ближнего востока может пролить свет на значение символов, хотя в Библии смысл этих символов мог претерпеть изменения.

(8) литературное построение книги часто помогает в ее истолковании. Примером может служить параллельный характер пророчеств Даниила.

o. Параллельные места в Священном Писании иногда об-наруживают различия в деталях и основных акцентах (сравните, например, Мф. 21:33, 34, Мк. 12:1–11 и лк. 20:9–18 или же 3 Цар. 18–20 и 2 Цар. 32). Исследуя такие отрывки, необходимо сперва тщательно проверить, действительно ли параллели подразумевают одно и то же историческое событие. например, многие из притч Иисуса рассказывались по разным поводам различной аудитории и по-разному формулировались. в случае, если параллельные места обнаруживают различия, следует исходить из того, что библейская весть в целом представляет собой синтез всех составляющих Библию частей. в Библии каждая книга и каждый автор сообщают то, что написано под влиянием Святого Духа, внося свой особый вклад в богатство и разнообразие текста Священного Писания (Е. Уайт. Великая борьба, с. v, vi). Читатель должен ознакомиться с мнением каждого библейского автора, одновременно признавая основополагающее единство Писания, в котором Бог Сам раскрывает Себя.

Если создается впечатление, что параллельные места не соответствуют или противоречат друг другу, необходим поиск скрытой от читателя гармонии. Следует помнить, что обнаруженные различия могут иметь место из-за мелких ошибок, совершенных переписчиками (Е. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 16), или быть результатом различия акцентов и выбора материалов в книгах различных библейских авторов, которые писали по вдохновению и под водительством Святого Духа для различной аудитории при разных обстоятельствах (Е.

Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 21, 22; Великая борьба, с. vi).

Может оказаться невозможным согласовать во всех деталях небольшие различия, являющиеся, однако, несущественными для основной и ясной идеи отрывка. в ряде случаев от оценки приходится воздержаться, пока не будет получено больше информации и более веских фактов, позволяющих разрешить кажущееся противоречие.

p. Книги Библии были написаны с практической целью от-

крыть волю Божью для всего рода человеческого. тем не менее во избежание неверного толкования некоторых высказываний важно признать, что они были адресованы народам восточных культур и формулировались с учетом их образа мыслей.

такие выражения, как «господь ожесточил сердце фараона» (Исх. 9:12) или «злой дух от Бога…» (1 Цар. 16:15), проклинающие псалмы, упоминание о «трех днях и трех ночах», проведенных Ионой во чреве кита, в сопоставлении со смертью Христовой (Мф. 12:40) обычно понимаются неверно, поскольку истолковываются сегодня с иной точки зрения.

Для понимания подобных выражений необходимо обладать фоновыми знаниями культуры стран Ближнего востока. например, в еврейской культуре на человека возлагалась ответственность за действия, которые он хотя лично и не совершал, но допустил их совершение. Поэтому авторы Священного Писания в ряде случаев склонны приписывать Богу активные действия, в то время как человек с западным менталитетом мог бы сказать, что «Бог позволил» или «Бог не помешал тому, что произошло», например, ожесточению сердца фараона.

Еще один аспект Писания, тревожащий умы наших современников, касается Божьих повелений Израилю вести войну и истреблять целые народы. Исходно Израиль был организован как теократическое государство, которым через гражданских руководителей непосредственно управлял Бог (Быт. 18:25). такое государство было единственным в своем роде. Оно более не существует и не может рассматриваться как модель, непосредственно применимая в практике христианства.

Писание сообщает, что Бог не отвергал и тех людей, практические действия и высказывания которых не соответствовали духовным принципам Библии в целом. Мы можем, например, сослаться на эпизоды, в которых упоминается об употреблении алкоголя, полигамии, разводах и рабстве. Хотя такие укоренившиеся общественные традиции и обычаи явно не осуждаются, Бог не обязательно одобрял и считал правильным все, что Он допускал и с чем мирился в жизни патриархов и народа израильского. Иисус разъяснил этот вопрос в Своем высказывании относительно развода (Мф. 19:4–6, 8).

Священное Писание проникнуто духом восстановления. Бог терпеливо трудится, чтобы поднять падшее человечество из бездны греха к Божественному идеалу. Следовательно, мы не должны считать для себя образцом описанные в Библии поступки грешных людей. в Священном Писании Бог постепенно развертывает перед человеком Свое откровение. например, нагорная проповедь Иисуса расширяет и развивает ряд ветхозаветных представлений. Сам Христос является высшим откровением Божьего характера, данным человечеству (Евр. 1:1–3).

несмотря на всеохватывающее единство Библии от Книги Бытие до Книги Откровения, а также на одинаковую богодухновенность всего Писания, Бог считал необходимым открывать Себя людям и через людей, общаясь с ними с учетом их духовных и интеллектуальных способностей. Сам Бог неизменен, но Он постепенно раскрывает людям Свою истину по мере их способности ее постичь (Ин. 16:12; Библейский комментарий Церкви АСД, т. 7, с. 945; Е. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 21). всякий библейский опыт или высказывание являются богодухновенным свидетельством, но не обязательно всякое библейское высказывание или опыт могут быть нормой христианского поведения в наши дни. необходимо постигать и букву, и дух Писания (1 Кор. 10:6–13; Е. Уайт. Желание веков, с. 150; Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 10–12).

q. Конечная цель состоит в том, чтобы найти применение

исследованному тексту. необходимо задать, например, такие вопросы: «Какую весть и цель Бог желает сообщить через данный текст Писания?», «Какое значение имеет этот текст для меня лично?», «Как применить его к моей сегодняшней ситуации и обстоятельствам?» Спрашивая об этом, следует признать, что хотя многие библейские отрывки имеют частное значение, в них, тем не менее, содержатся непреходящие принципы, применимые к любой эпохе и культуре.

5. Заключение во вступлении к книге «великая борьба» Елена Уайт писала: «Библия в целом являет собой союз Божественного и человеческого, поскольку истины, данные Богом, выражены в ней человеческим языком. Подобный союз существовал и в естестве Христа, Который был Сыном Божьим и Сыном Человеческим. таким образом, библейский текст “Слово стало плотию и обитало с нами” (Ин. 1:14) может быть применен как к Христу, так и к Библии» (Великая борьба, с. vi).

точно так же, как люди, не признающие Божественную

природу Христа, не в состоянии понять замысел Его воплощения, так и те, кто считает Библию человеческой книгой, не смогут постичь ее весть, какими бы тщательными и точными методами они ни пользовались.

Даже христианские ученые, которые признают как человеческий, так и Божественный характер Священного Писания, но в своих методологических подходах большей частью рассуждают о человеческих аспектах, рискуют лишить библейскую весть ее силы, оттеснив эту весть на задний план и сосредоточив внимание на средствах ее выражения. Они забывают, что весть и форма ее выражения нераздельны, а форма сама по себе является пустой оболочкой, не способной затронуть важные духовные потребности человечества.

Убежденный христианин должен использовать такие методы изучения Библии, которые позволяют оценить в полной мере дуалистический, нераздельный характер Писания, улучшают способность понимания и практического применения библейской вести, укрепляют веру.

 SHAPE \* MERGEFORMAT

Это заявление было утверждено и принято на Годичном совещании Исполнительного комитета Генеральной Конференции Церкви АСД в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) 12 октября 1986 г.