Дорожная карта адвентистской миссии — новый раздел Рабочего курса А 20

A 20 05 Обоснование. Миссия, осуществляемая Богом в нашем мире, побуждает и воодушевляет нас в нашей собственной миссии. По этой причине миссия — это источник силы Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Это составная часть нашей идентичности, которая определяет, кем мы являемся и зачем существуем. на заре нашего движения мы взяли на себя выполнение данного нам Богом великого поручения (Мф. 28: 18–20), движимые видением вечного Евангелия, проповедуемого «всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр. 14:6–12). Искренние поиски Бога в мировых религиях обеспечивают путь к проповеди Евангелия.

Благословленная господом, наша Церковь растет и распространяет свою весть до самых дальних пределов земли. в начале нашего пути адвентистская миссия осуществлялась среди народов, имеющих христианские традиции. Однако в настоящее время миссионерская работа нацелена на жителей стран, издавна связанных с другими мировыми религиями. Кроме того, в ряде регионов земного шара переход в христианство встречает неодобрительное отношение или даже сопряжен с риском для жизни людей. История христианства свидетельствует, что так было практически всегда.

наряду с этим дух нашего времени побуждает признавать все

мировые религии в качестве правомерного выражения человеческой сущности и препятствует попыткам убедить людей изменить их религию. некоторые христианские богословы даже утверждают, будто задача миссионеров состоит в том, чтобы утвердить людей в их собственной религии: индуистов сделать лучшими индуистами, мусульман — более ревностными мусульманами, буддистов — более убежденными приверженцами буддизма и т. д.

в Церкви Адвентистов Седьмого Дня существует множество различных инициатив и методик, ориентированных на работу с людьми различных религий и культур. Хотя забота об осуществлении миссии Церкви заслуживает одобрения, рост числа предлагаемых подходов все настоятельнее требует, чтобы мы дали простую и ясную формулировку характера этой миссии (ее сущности и путей осуществления), которая должна твердо опираться на авторитет Священного Писания.

Мы должны отыскать для себя «дорожную карту» миссии, исходя из конкретных наставлений и действий Иисуса и апостолов, записанных в Библии. Имея верховную власть, господь по Своей инициативе открывает Себя людям, используя многообразие средств. например, в ветхом завете мы читаем о людях, не относившихся к избранному народу, но последовавших за Богом, таких как Мелхиседек (Быт. 14:18–20), Иофор (Исх. 18:1–27), нееман (4 Цар. 5:1). таким же образом и новый завет рассказывает о волхвах (Мф. 2:1–12), «чтущих Бога» язычниках (Деян. 13:43, 50; 16:14; 17:4, 17) и других людях, послушных закону Божьему, «о чем свидетельствует совесть их» (Рим. 2:14–16). такие примеры, однако, не могут служить шаблоном для адвентистской миссии, а просто являются достойной иллюстрацией трудов господа.

A 20 10 Миссия. в центре миссии адвентистов седьмого дня — любящий дар Бога, пославший Своего Сына стать Спасителем нашего мира. Мы должны делиться этой благой вестью со всеми людьми, сообщая им, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12), и «всякий, верующий в него», не погибнет, но получит «жизнь вечную» (Ин. 3:16).

По своей сущности миссия представляет собой свидетельство словом, жизнью и силой Святого Духа. Подобно тому, как господь в древности повелел Израилю: «Мои свидетели… вы и раб мой, которого я избрал» (Ис. 43:10), воскресший господь говорит нам: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

Миссия адвентистов седьмого дня имеет всеобъемлющий характер. Она включает проповедь Евангелия по всей земле (Мф. 24:14); подготовку учеников среди всех народов, к которым мы отправляемся, чтобы их крестить и обучить соблюдать все, что господь повелел (Мф. 28:18–20); приглашение их стать членами «экклезии» — возникшего в последние дни земной истории сообщества верующих в Иисуса, которые поклоняются Богу творцу и Искупителю (Откр. 12:17; 14:6, 7).

Это сообщество, или Церковь, является телом Христовым (1 Кор. 12; Еф. 1:21, 22; 4:4–6). Члены этого братства, в котором исповедуют Иисуса Христа как Спасителя и господа и где основные наставления черпаются из Священного Писания, переживают на своем опыте преобразующую силу новой жизни во Христе. Они любят друг друга (Ин. 13:31, 32), едины, несмотря на различия, связанные с расой, культурой, полом или социальным положением (Еф. 2:12–14; гал. 3:28), и возрастают в благодати (2 Петр. 3:18). в свою очередь, они отправляются научить других людей, неся миру Христово служение сострадания, поддержки и исцеления (Мф. 10:7, 8).

Хотя другие христиане также проповедуют Евангелие, адвентисты седьмого дня понимают свое особое призвание как возвещение Радостной вести о спасении и повиновении Божьим заповедям. Эта весть провозглашается во время Божьего суда и в ожидании скорого возвращения Иисуса, которое завершит вселенский конфликт (Откр. 14: 6, 7; 20:9, 10).

Следовательно, миссия адвентистов седьмого дня подразумевает процесс провозглашения вести, который формирует сообщество верующих, «соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14:12). Эти верующие в своей жизни совершают служение ближним и с нетерпением ожидают второго пришествия господа.

A 20 15 Осуществление миссии. наша миссия остается неизменной, в какой части света мы бы ни находились. Способ ее осуществления — то, как мы решаем эту задачу — принимает, однако, разнообразные формы, в зависимости от культурных различий и социальных условий. Реализация миссии в тех регионах, где преобладают нехристианские религии, часто влечет за собой существенное видоизменение подходов к решению поставленных задач. Мы сталкиваемся с культурными различиями, существованием других письменных источников, считающихся священными, а иногда и с ограничением религиозной свободы.

1. Пример апостолов. Условия, в которые попадают адвентисты седьмого дня при распространении вести Иисуса Христа среди людей других религий, в значительной степени напоминают то, с чем сталкивались апостолы. Поэтому для нас и сегодня будет поучительно узнать, как они совершали свою миссию.

Первые христиане видели мир, которому было присуще многобожие. Этот мир был также опасен, поскольку римские императоры все в большей степени требовали, чтобы их не просто уважали, но поклонялись им как богам. И все же апостолы рисковали всем, даже собственной жизнью, и многие из них действительно погибли, сохранив свою приверженность Спасителю. в этой обстановке апостолы неизменно возвышали Иисуса Христа как единственную надежду человечества. Они не отказывались от проповеди о том, Кем был Иисус и что Он сделал. Они заявляли, что только Христос дает человеку прощение и новую жизнь, и повсеместно призывали людей к покаянию перед лицом предстоящего суда и возвращения Иисуса (Деян. 2:38; 8:4; 1 Кор. 2:2). Они также учили, что будет правильно поклоняться только одной личности — Иисусу Христу как господу: «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец… и один господь Иисус Христос…» (1 Кор. 8:5, 6).

Хотя апостолы видоизменяли свои методы в зависимости от их аудитории, они никогда не уклонялись от проповеди об исключительности Иисуса как надежды мира. Они никогда не говорили, что пришли помочь своим слушателям обрести более глубокий духовный опыт в рамках их собственных религий; напротив, апостолы требовали от людей обратить свой взор на спасение, которое им даст Христос. Именно таким образом начал свою речь в афинском ареопаге апостол Павел. Упомянув о богах, которым афиняне поклонялись, он подвел их к вести об Иисусе и Его воскресении (Деян. 17:22–31).

2. Отношение к священным книгам других религий. в своей речи в Афинах и в посланиях апостол Павел упоминал о небиблейских источниках (Деян. 17:38; 1 Кор. 15:33; тит. 1:12), но в проповедях и наставлениях, адресованных новым христианским общинам, он отдавал приоритет Священному Писанию (ветхому завету) (Деян. 13:13–47; 2 тим. 3:16, 17; 4:2).

в свидетельстве адвентистов седьмого дня священные книги

других религий могут оказаться полезными для наведения мостов, когда внимание слушателей обращают на содержащиеся в этих источниках элементы истины, обретающие наиболее полный и глубокий смысл в Библии. такие книги следует использовать с заранее поставленной целью познакомить людей с Библией как богодухновенным Словом и помочь им перенести свою любовь на Священное Писание — источник веры и практических действий. тем не менее работа с новообращенными и их духовное развитие должны осуществляться на основе Библии, обладающей исключительным авторитетом (см. документ гК «Принципы участия в глобальной миссии»).

3. Контекстуализация. Иисус, за Которым мы следуем, явил Собой идеальный пример любви в Своих отношениях с другими людьми. Подражая Ему в нашей миссии, нам следует открыть сердца для искреннего и любящего общения. Апостол Павел описывает, как он адаптировал применяемые им методы благовестия к конкретной аудитории: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:19–22). Апостолы не усложняли людям принятие Евангелия и присоединение к христианской общине, но при этом никогда не отказывались говорить им обо всем Божьем замысле (ср. Деян.

15:19; 20:20–24).

Из примера Павла проистекает контекстуализация — намеренные специфические усилия донести до людей Евангелие, используя культурно значимые методы. в миссии адвентистов седьмого дня контекстуализация должна сохранять верность Священному Писанию, направляться Святым Духом и быть актуальной для культуры данной страны; при этом следует помнить, что все культуры оцениваются, исходя из Евангелия.

в то время как Церковь стремится адаптировать свои методы миссионерской работы к многообразным условиям нашего мира, неизменной проблемой для нее остается угроза синкретизма, т. е. смешения религиозной истины и заблуждений. Использовать контекстуализацию следует только в рамках конкретной культуры, в тех местностях, где живут ее носители, и в этом процессе должны участвовать церковные руководители, богословы, миссиологи, местное население и служители.

4. Открытость и идентичность. Апостол Павел стремился к открытости и честности в изложении Евангелия: «Отвергнув скрытные, постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» (2 Кор. 4:2). точно так же и мы должны выполнять нашу миссию, называя себя адвентистами седьмого дня и следя за тем, чтобы это не создавало труднопреодолимых препятствий.

Стремясь установить контакты с людьми других вероисповеданий, в качестве отправной точки может оказаться полезным обращение к теме вселенского конфликта, имеющей различные выражения. Другими не менее полезными темами могут быть пророчества, скромность и простота, здоровый образ жизни.

5. Создание переходных групп. в некоторых ситуациях работа миссии адвентистов седьмого дня может предусматривать создание промежуточных групп (обычно называемых «группами единомышленников»), которые содействуют переходу людей от нехристианской религии к членству в Церкви Адвентистов Седьмого Дня. При формировании таких групп необходимо придерживаться четкого плана, нацеленного на конечный результат. Эти группы должны создаваться, и в них может проводиться работа только при поддержке и сотрудничестве с церковным руководством. Хотя в ряде случаев может возникнуть необходимость продлить период времени, требуемый для упомянутого перехода, руководители этих групп обязаны предпринять все усилия, чтобы привести людей в Церковь Адвентистов Седьмого Дня в рамках разработанного плана-графика (см. также разделы в 10 28 и в 10 30). всякое служение или группа, создаваемые с целью предста-

вить Церковь Адвентистов Седьмого Дня в той или иной части света, должны стремиться содействовать богословскому и организационному единству Церкви. Хотя на начальных этапах работы указанных групп главное внимание может уделяться богословским аспектам, руководители этих групп должны целенаправленно вести людей к пониманию идентичности Церкви Адвентистов Седьмого Дня и информировать их о церковной организации, все активнее вовлекая в образ жизни, деятельность и миссию Церкви.

6. Крещение и церковное членство. Кандидаты на крещение должны «исповедовать Иисуса господом» (Рим. 10:9), признавать учение и миссию Церкви Адвентистов Седьмого Дня, кратко сформулированные в Основных положениях нашего вероучения, и понимать, что они вступают во всемирное братство, объединяющее верных Богу и ожидающих второго пришествия Иисуса Христа.

7. Возможности и нужды. Сегодня по причине иммиграции и иных факторов последователей нехристианских мировых религий можно встретить в любой стране земного шара. в этих новых условиях руководители каждого из дивизионов всемирной Церкви должны разработать конкретные планы, чтобы донести весть адвентистов седьмого дня до этих людей.

Чтобы осуществлять свою миссию во всемирном масштабе, Церкви необходимо помочь людям приобрести специальные знания, позволяющие разобраться в священных книгах других религий, а также иметь литературу и программы, предназначенные для обучения служителей и рядовых членов Церкви методам благовестия среди приверженцев этих религий. в этих усилиях главная (но не исключительная) роль должна отводиться исследовательским центрам глобальной миссии.

Пасторов и членов Церкви АСД во всем мире необходимо обучить тому, как принимать новых верующих, вышедших из других мировых религий. Это потребует приобретения необходимых знаний церковными руководителями, пресвитерами и пасторами местных общин, миссионерами и рядовыми служителями.

При распределении людских и финансовых ресурсов нужды миссионерской работы среди последователей других религий должны быть учтены в качестве отдельного пункта в стратегических планах Церкви.

8. Ограничения религиозной свободы. нашу миссию порой приходится осуществлять в странах, где религиозная свобода сильно ограничена. Мы не должны покидать эти регионы мира, но обязаны пытаться использовать новые подходы к миссионерской работе. Они включают методы «делателей палаток», когда занятия своей профессией обеспечивают финансовую поддержку работникам, проповедующим Христа на сложных миссионерских территориях. Другой подход поощряет жителей таких стран, ставших адвентистами за рубежом, к возвращению на родину в качестве посланников Христа. И даже там, где личное присутствие верующих невозможно, свидетельство радио- и телепередач или Интернета может, подобно жертвенникам, оставленным Авраамом в его странствиях (Быт. 12:7), использоваться Духом Святым, чтобы привести людей к принятию адвентистской вести.

A 20 20 Заключение. Миссионерская работа среди последователей других мировых религий сопряжена с колоссальными проблемами. тем не менее сама адвентистская миссия остается неизменной, потому что это — миссия Божья. Какой бы подход мы ни использовали, конечный результат должен заключаться в том, чтобы привести мужчин и женщин в ряды тех, кто исповедует Иисуса Христа как Спасителя и господа, кто принимает Основные положения вероучения Церкви Адвентистов Седьмого Дня, демонстрируя преобразующую силу Святого Духа и с нетерпением ожидая скорого пришествия Христа. Эти мужчины и женщины должны солидаризироваться с доктриной, жизненными ценностями, надеждой и миссией всемирной Церкви Адвентистов Седьмого Дня.

Бог, господин миссии, полновластен и всемогущ. Он может вмешаться и делает это, чтобы явить Себя различными способами, привлекая людей к Себе и напоминая им о Своем величии и верховной власти. Своей же Церкви Он поручил Его миссию (2 Кор. 5:18–21) — всеобъемлющую, но единую. Он не создал для нас аналогий или многочисленных путей, которых нам надлежало бы придерживаться, но мы все должны быть привержены одинаковым убеждениям и организованно трудиться в согласии со всемирной Церковью.

 SHAPE \* MERGEFORMAT

Этот раздел Рабочего курса был принят на Годичном совещании Исполнительного комитета Генеральной Конференции Церкви АСД в г. Силвер Спринг, штат Мэриленд, 13 октября 2009 г.