Руководство по соблюдению субботы

Цель и перспектива

Основная задача настоящего документа состоит в том, чтобы сформулировать рекомендации или наставления по соблюдению субботы для членов Церкви, желающих получить более полный и важный опыт в следовании этому церковному принципу. Авторы документа надеются, что он послужит стимулом для существенных изменений в соблюдении субботнего дня во всем мире.

Осознавая тот факт, что сообщество верующих на земном шаре сталкивается с многочисленными проблемами при соблюдении субботы, которые связаны с конкретными культурными или идеологическими аспектами, предпринимается попытка учесть все возникающие сложности. Этот документ не ставит целью ответить на все вопросы, касающиеся соблюдения субботнего дня, но стремится дать изложение библейских принципов и наставлений Духа Пророчества, которые помогут членам Церкви в их стремлении следовать водительству Божьему.

Авторы документа надеются, что представленные рекомендации окажутся полезными. в критических ситуациях, однако, принимаемые решения должны в конечном счете основываться на личных убеждениях и вере в нашего господа Иисуса Христа.

Суббота — гарантия наших отношений с Богом

Суббота затрагивает весь комплекс наших отношений с Богом. Она указывает на действия Бога ради нашего блага в прошлом, настоящем и будущем. Суббота отстаивает дружбу человека с Богом и обеспечивает время, необходимое для развития этих дружеских отношений. Она вносит ясность в отношения между Богом и родом человеческим, указывая на Бога как на творца именно в тот момент, когда людям хотелось бы посягнуть на Его положение во вселенной.

в эпоху материализма суббота обращает внимание мужчин и женщин на вопросы духовного и личного характера. Последствия забвения святости субботы весьма серьезны. Они состоят в извращении и возможном разрушении личных отношений с Богом.

При соблюдении субботы этот день свидетельствует о покое, проистекающем из веры в Бога как в нашу единственную опору, основу нашего спасения и причину нашей надежды на будущее. Суббота, по существу, является источником наслаждения, поскольку мы входим в Его покой и принимаем приглашение Божье к общению с ним. господь просит нас помнить день субботний, поскольку жела-

ет, чтобы мы помнили о нем.

Принципы и богословские основы соблюдения субботы

1) Сущность и цель субботы. Происхождение субботы восходит к сотворению мира, когда Бог почил от дел Своих в день седьмой (Быт. 1–3). значение субботы состоит в том, что она — знамение вечного завета между Богом и Его народом, чтобы люди знали о том, кто сотворил (Исх. 31:17) и освятил их (Исх. 31:13; Иез. 20:12), а также чтобы они признали Его в качестве своего господа Бога (Иез. 20:20).

2) Исключительный характер субботы. Суббота — это особая возможность поклониться господу как творцу, Искупителю и властителю жизни, с Которым род человеческий воссоединится во время второго пришествия. заповедь о субботе как знак власти Божьей составляет основной стержень нравственного закона. Поскольку суббота является символом любви Бога к Его земным детям, люди обязаны почитать этот дар, делая все возможное, чтобы поддерживать и предпринимать такие действия, которые будут способствовать формированию и укреплению прочных отношений с Богом. таким образом, Его народ должен участвовать только в такой деятельности, которая обращена к Богу и ближним, но не заниматься тем, что проистекает из своекорыстия и потакания собственным прихотям.

3) Универсальность субботы. Универсальный характер субботы восходит к сотворению мира. Следовательно, ее преимущества и обязательства имеют непреложный характер для всех народов, социальных слоев и классов (см. Исх. 20:11; 23:12; втор. 5:13; Ис. 56:1–8). Соблюдение субботы распространяется на всех членов семьи, включая детей, и даже на «пришельца, который в жилищах твоих» (Исх. 20:10).

4) Временные рамки субботы. Библия говорит о том, что суббота начинается по окончании шестого дня недели и продолжается один день, от вечера до вечера (Быт. 1; Мк. 1:32). границы субботы совпадают с заходом солнца. в тех случаях, когда трудно четко установить время захода солнца, верующие должны начать соблюдать субботу в конце дня, с момента уменьшения освещенности.

5) Руководящие принципы соблюдения субботы. Хотя в Библии мы не находим непосредственных ответов на многие конкретные вопросы, касающиеся соблюдения субботы в современную эпоху, она тем не менее формулирует общие принципы, применимые и в наши дни (см. Исх. 16:29; 20:8–11; 34:21; Ис. 58:13; неем. 13:15–22).

«закон запрещает мирские труды в день покоя господня. нужно прекращать труд ради заработка. всякая деятельность, направленная на получение житейских удовольствий или выгоды, противоречит заповеди об этом дне. но точно так же, как господь прекратил дела творения и почил в субботу, благословив этот день, так и человек должен оставить повседневные занятия и посвятить священные часы здоровому отдыху, служению Богу и совершению дел, угодных Ему» (Е. Уайт. Желание веков, с. 207).

Эта концепция, однако, не поощряет полного бездействия.

Как ветхий, так и новый завет призывает нас заботиться о нуждах и облегчать страдания других людей, поскольку суббота — добрый день для каждого, в частности, для людей притесняемых и занимающих невысокое положение (Исх. 23:12; Мф. 12:10–13; Мк. 2:27; лк. 13:11–17; Ин. 9:1–21).

тем не менее даже совершение добрых дел в день субботний не

должно отодвигать в тень основную библейскую характеристику соблюдения субботы, а именно, покой (Быт. 2:1–3). Покой включает как физический (Исх. 23:12), так и духовный (Мф. 11:28) отдых в господе. Последний вид покоя побуждает соблюдающих субботу искать присутствия Божьего и общения с Богом в поклонении (Ис. 48:13), которое включает как тихие размышления (Мф.12:1–8), так и публичное богослужение (Иер. 23:32; 4 Цар. 4:23; 11:4–12; 1 Пар. 23:30; Ис. 56:1–8). Цель покоя в день субботний — признание Бога как творца и Искупителя (Быт. 2:1–3; втор. 5:12–15), и этот покой должны разделять как отдельные семьи, так и сообщество верующих (Ис. 56:1–8).

6) Суббота и авторитет Слова Божьего. Елена Уайт подчеркивает уникальность заповеди о субботе, поскольку она имеет печать закона Божьего. только суббота «сообщает нам имя и титул законодателя. Эта заповедь утверждает: господь — творец неба и земли, из чего вытекает требование почитать господа и поклоняться Ему превыше всех других. нигде более в Десятисловии не указывается, чьей властью дан закон» (Е. Уайт. Великая борьба, с. 452). Суббота как знамение творца указывает на Его владычество и авторитет. Следовательно, содержательное соблюдение субботы означает признание Бога творцом и властелином, подтверждает Его власть над вселенной, включая Себя Самого. Соблюдение субботы основано на авторитете Слова Божьего. Других логических причин не существует. люди имеют право устанавливать отношения с творцом вселенной как с личным другом.

те, кто соблюдает субботу, могут временами сталкиваться с про-

тиводействием из-за своей приверженности господу в вопросе о святости субботнего дня. людям, не признающим Бога своим Создателем, прекращение всякой работы по субботам из-за чисто религиозных причин представляется капризом и не поддается объяснению. Осознанное соблюдение субботы свидетельствует о том, что мы решили следовать Божьей заповеди. Мы признаем, таким образом, что наша жизнь сейчас подчинена Слову Божьему. Суббота станет особым испытанием в конце времени. верующий должен будет сделать выбор между верностью Слову Божьему и лояльностью человеческим властям (Откр. 14:7, 12).

Семья и соблюдение субботы

1) Введение. Семейная жизнь — это краеугольный камень правильного соблюдения субботы. только тогда, когда члены семьи будут у себя дома добросовестно соблюдать день субботний и ответственно выполнять возложенные на них обязанности, Церковь как единое целое откроет окружающему миру радости и преимущества святого Божьего дня.

2) Различные виды семьи. в двадцатом веке мы сталкиваемся с различными видами семьи, а именно: семья, в которой присутствуют муж, жена и дети; бездетные супруги; дети, живущие с одним из родителей (в этом случае, по причине развода или смерти одного из супругов, второй из родителей выполняет одновременно функции матери и отца); лицо, не вступавшее в брак или оказавшееся в одиночестве в результате развода или смерти супруга при отсутствии детей; семья, в которой только один из родителей является членом Церкви. При рассмотрении нужд и проблем этих групп семей необходимо осознавать, что некоторые из провозглашаемых принципов и предложений относятся ко всем группам, в то время как другие должны учитывать конкретную специфику каждой из групп.

3) Семья и суббота — два Божественных установления. в начале существования мира Бог поместил мужчину и женщину в Едемский сад, который стал их семейным домом. Одновременно Бог даровал людям субботу. Эти два установления — семья и суббота — составляют одно целое и являются дарами Божьими. Оба они поэтому являются священными, причем суббота особым образом укрепляет и обогащает семейные узы.

Близкое общение — важная составляющая семейной жизни. Близкое общение с другими людьми — это также важная составляющая субботы, которая теснее связывает семьи с Богом, а членов семьи — друг с другом. С этой точки зрения значение субботы в семейной жизни невозможно переоценить.

4) Обязанность взрослых учить своих детей. Определив Авраама отцом избранного народа, Бог сказал: «Ибо я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя» (Быт. 18:19). таким образом, становится очевидной огромная ответственность взрослых членов семьи за духовное благополучие своих детей. Они должны наставлением и личным примером так построить семейные отношения и создать в семье такую атмосферу, чтобы суббота стала наслаждением и важной частью христианской жизни, чтобы дети, повзрослев и начав жить самостоятельно, продолжали соблюдать обычаи, которым их научили в раннем возрасте.

Следуя наставлению «И внушай их [заповеди Божьи] детям твоим и говори об них» (ср. втор. 6:4–9), взрослые члены семьи обязаны учить детей любить Бога и следовать Его заповедям. Они должны научить детей быть верными Богу и выполнять Его наставления.

С младенческого возраста детей необходимо приучать к участию в семейных богослужениях, чтобы затем богослужение в храме господнем стало для них продолжением семейного обычая. также следует с младенческого возраста внушать детям важность посещения церкви и подчеркивать ту мысль, что истинное соблюдение субботы предполагает присутствие на богослужении в доме господнем и изучение там Библии. взрослые члены семьи должны показывать пример в посещении субботних богослужений — образец, который сыграет важную роль при определении их детьми жизненных ценностей. По мере взросления и созревания детей дискуссии и изучение Библии помогут им понять значение субботы, ее связь с христианским образом жизни и ее вечные качества.

5) Подготовка к субботе. Чтобы обеспечить правильное соблюдение субботы, всю неделю следует построить таким образом, чтобы каждый член семьи был готов встретить наступление святого дня господня. Это означает, что взрослые обязаны позаботиться о том, чтобы все домашние дела (покупки, приготовление пищи, подготовка одежды и все прочие необходимые повседневные занятия) были завершены до захода солнца в пятницу. День покоя должен стать центром, вокруг которого вращается вся неделя. С приближением вечера пятницы и близостью захода солнца взрослые и дети должны быть готовы встретить субботу в состоянии душевного покоя, когда все приготовления завершены и семья готова провести предстоящие 24 часа в общении с Богом и друг с другом. Дети могут оказать помощь в этой подготовке, разделяя обязанности в меру своей зрелости. Подготовка семьи к субботе, наступающей с заходом солнца в пятницу, и характер проведения предшествующего субботе вечера создают почву для получения благословений, приготовляемых господом на весь последующий день.

6) Одежда, уместная для субботнего дня. Если в семье есть дети, то утром в субботу, когда семья одевается перед посещением церкви, взрослые могут наставлением и личным примером внушить детям, что один из способов почитания господа — появиться в Его доме в чистой и приличной одежде, соответствующей местной культуре.

7) Значение уроков изучения Библии. Если дети не имеют возможности посещать адвентистские школы, то субботняя школа становится важнейшим средством религиозного обучения вне дома. значение уроков изучения Библии невозможно переоценить. Поэтому родители обязаны посещать утренние субботние богослужения, прилагая все возможные усилия, чтобы привести с собой детей.

8) Семейные занятия в субботу. в большинстве культур субботний обед, собирающий за столом всех членов семьи, является кульминацией недели. Он усиливает состояние священной радости и общения с господом, возникающее с момента утреннего пробуждения и продолжающееся во время церковного богослужения. не отвлекаясь на светские темы, семья может обсудить интересующие друг друга вопросы и поддержать духовный настрой этого дня.

Осознав Божественную сущность субботы, родители и дети, объединенные любовью друг к другу, будут стремиться не допустить проникновения в это святое время таких посторонних факторов, как светская музыка, радиопередачи, видео- и телепрограммы, газеты, книги и журналы.

вторую половину субботы семья должна, по возможности, проводить, занимаясь исследованием природы, посещая не выходящих из дому людей, больных и иных лиц, которые нуждаются в поддержке, а также присутствуя на церковных собраниях. По мере взросления детей сфера этой деятельности будет охватывать их сверстников в Церкви, и при этом они должны постоянно задавать себе вопрос: «Позволяют ли мне эти занятия лучше понять истинный характер и святость субботы?» таким образом, правильное соблюдение субботы в семье будет иметь неизбывное влияние на жизнь вечную.

Соблюдение субботы и активный отдых

1) Введение. Соблюдение субботы предполагает как поклонение господу, так и общение. Бог открыто и щедро приглашает насладиться и тем, и другим. Субботнее богослужение, обращенное к господу, обычно проводится в общине. Община также дает возможность верующим общаться друг с другом. Поклонение Богу и взаимное общение предоставляют неограниченные возможности прославить господа и обогатить жизнь христианина. Если характер поклонения Богу или общения верующих искажается или неверно понимается, то возникает угроза как прославлению господа, так и обогащению личности. Суббота как дар Божий людям приносит подлинную радость в господе. Она позволяет верующим увидеть и достичь возможностей, предоставленных им Богом. таким образом, для верующего суббота является источником наслаждения.

2) Факторы, не свойственные соблюдению субботы. Суббота легко может быть нарушена действием факторов, чуждых ее природе. Участвуя в поклонении Богу или общаясь со своими братьями, верующий должен всегда проявлять бдительность к возможному влиянию посторонних факторов, наносящих ущерб личной вовлеченности в святость субботнего дня. восприятию святости субботы особенно угрожают неуместные виды общения и деятельности.

И напротив, священный характер субботы подкрепляется тогда, когда личность Создателя остается в центре внимания этого святого дня.

3) Роль факторов местной культуры в соблюдении субботы. важно понимать, что христиане проявляют послушание господу и таким образом соблюдают субботу в контексте местной истории и культуры. При этом исторические и культурные факторы могут неверно формировать наше сознание, искажая христианские ценности. Апеллируя к культуре, мы можем находить предлог или оправдывать свои занятия спортом или активным отдыхом, которые не совместимы со святостью субботы. Это могут быть, например, интенсивные физические нагрузки или различные виды туризма, не соответствующие истинному соблюдению субботнего дня.

любые попытки регламентировать соблюдение субботы сверх изложенных в Библии требований путем составления перечней запрещенных видов деятельности являются непродуктивными для здравого духовного опыта. Мерилом правильности проведения субботы являются для христианина принципы Священного Писания. Он знает, что основное назначение субботнего дня — укрепить его союз с Богом. Следовательно, приемлемой является такая деятельность, которая руководствуется библейскими принципами и способствует укреплению связи с господом.

ввиду того, что никто не в состоянии правильно оценить личные мотивы других людей, христианин должен проявлять осмотрительность и не критиковать своих братьев, живущих в условиях другой культуры и избирающих в субботу такой вид отдыха, который они считают правильным.

Совершая туристические поездки, адвентисты должны прилагать все усилия к тому, чтобы соблюдать субботний день совместно с их братьями в данном регионе земного шара. Уважая святость седьмого дня недели, адвентистам рекомендуется избегать использовать этот день для осмотра достопримечательностей и светской деятельности.

Церковные общины и учреждения

При определении конкретных указаний и принципов для местных общин и церковных организаций Церковь подает пример соблюдения субботы для всех своих членов. Члены Церкви обязаны применять принципы истинного соблюдения субботы в собственной жизни. Церковь может помочь своим членам, обеспечивая их знанием этих принципов, изложенных в Библии и трудах Духа Пророчества, однако не может стать их совестью.

1. Церковные общины: роль Церкви и семьи в выборе занятий на вторую половину субботнего дня. на пастора и руководство местной общины возложена обязанность обеспечить тщательное планирование субботних мероприятий для детей, молодежи, взрослых и пожилых, семейных и одиноких, подчеркивая при этом важность проведения субботы как дня радости, поклонения и отдыха. Церковные мероприятия должны при этом не заменять, а дополнять семейные и домашние занятия.

2. Церковные общины: выбор музыки для субботних мероприятий. Музыка оказывает могучее воздействие на настроение и чувства человека. Руководители общины должны подбирать музыку и ее исполнителей таким образом, чтобы усилить благоговейную атмосферу субботнего покоя и личную связь верующих с Богом. Репетиции хора не должны проводиться во время регулярно планируемых субботних собраний.

3. Церковные общины: охват местного населения. Хотя христиане могут принимать участие в некоторых видах общественной деятельности, направленной на помощь учащимся, молодежи и бедным в старых городских кварталах и в пригороде, они при этом должны служить образцом последовательного соблюдения субботы. занимаясь преподаванием на дополнительных курсах или в специальных школах для детей и молодежи, они должны выбирать такие предметы и занятия, которые отличаются от обычных светских предметов или занятий, преподаваемых в течение рабочей недели, и включать в учебный процесс виды деятельности, способствующие росту духовной культуры. во время школьных перемен можно побыть на природе или прогуляться по окрестностям. Светские предметы или занятия можно заменить экскурсиями на природу, не требующими больших усилий.

4. Церковные общины: благотворительный сбор. в общинах Церкви АСД обычно практикуют проводить благотворительный сбор в дни, не совпадающие с субботой. в тех общинах, где благотворительный сбор все же принято проводить именно в субботу, следует планировать это мероприятие таким образом, чтобы духовными дарами воспользовались все его участники.

5. Церковные общины: сбор средств по субботам. Учение о христианском управлении ресурсами присутствует во всем Священном Писании. Приношение пожертвований занимает определенное место в богослужениях. После призыва к сбору средств эта процедура должна проводиться таким образом, чтобы поддержать святость служения и субботы.

6. Церковные общины: бракосочетание по субботам. Обряд бракосочетания является священным и сам по себе не противоречит духу соблюдения субботы. тем не менее при организации большинства бракосочетаний требуется значительная работа, а подготовка к ним и проведение торжественных приемов практически неизбежно привносят с собой светскую атмосферу. Чтобы дух субботы не был утрачен, не следует поощрять проведение в этот день бракосочетаний.

7. Церковные общины: погребение по субботам. Адвентисты обычно должны стремиться избегать проведения похорон по субботам. Однако в некоторых климатических условиях и при определенных обстоятельствах может возникнуть необходимость безотлагательного погребения, невзирая на субботний день. в таких случаях следует заранее договориться со служащими похоронного бюро и работниками кладбища о том, чтобы они выполнили все формальные процедуры по отношению к умершему до наступления субботнего дня, сведя тем самым к минимуму заботы и волнения во время субботы. в ряде случаев поминальную службу можно провести в субботу, а погребение — позднее.

8. Учреждения здравоохранения Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Адвентистские учреждения здравоохранения являются для многих людей единственной связью с Церковью Адвентистов Седьмого Дня. Поэтому адвентистские больницы должны быть не просто местом предоставления медицинских услуг. Они имеют уникальную возможность свидетельствовать обществу о Христе 24 часа в сутки. Кроме того, они имеют преимущество на собственном примере еженедельно представлять истину о субботе. Исцеляя больных и освобождая людей от оков физической немощи даже в субботу, Христос дал нам пример, который мы берем за основу при создании и функционировании адвентистских учреждений здравоохранения. Следовательно, учреждение, предоставляющее населению медицинские услуги, должно быть готово позаботиться о нуждах больных и страждущих, невзирая на день или час.

Каждое такое учреждение несет тем самым большую ответственность за разработку и осуществление стратегии, отражающей пример Иисуса, а также за следование принципам соблюдения субботы, изложенным в Библии и содержащимся в учении Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Администраторы учреждений несут особую ответственность, следя за тем, чтобы во всех отделениях поддерживался истинный дух соблюдения субботы, устанавливая соответствующий распорядок и не допуская неточности в соблюдении этого дня.

Рекомендуется применять следующие принципы соблюдения субботнего дня:

a. Охотно и с готовностью предоставлять в случае не-

обходимости неотложную медицинскую помощь на высоком профессиональном уровне. тем не менее адвентистские учреждения здравоохранения, врачи и стоматологи не должны предоставлять в субботу такие амбулаторные или клинические услуги, которые оказываются во все прочие дни недели.

b. Прекращать все виды текущей деятельности, которые можно отложить. Обычно это означает полное закрытие тех объектов и отделений, которые непосредственно не связаны с обслуживанием больных, и использование минимального количества квалифицированных специалистов в других отделениях для оказания неотложной помощи.

c. Переносить на другой срок оказание необязательных видов диагностических и терапевтических услуг. Решение о том, какие случаи обязательно требуют лечения или оказания неотложной помощи, должен принимать лечащий врач. Если этой привилегией злоупотребляют, то вопрос решается администрацией медицинского учреждения. Работники учреждения, не входящие в состав администрации, не должны участвовать в решении указанных вопросов и конфронтировать с лечащими врачами. недоразумений можно избежать, если в уставных положениях для медицинского персонала ясно указать, что выполнять разрешено только такие хирургические, диагностические или терапевтические процедуры, которые невозможно отложить по причине состояния пациента. недоразумений и злоупотреблений можно в значительной мере избежать, если при назначении сотрудников учреждения достичь с ними ясного взаимопонимания по данному вопросу.

По пятницам не следует поощрять проведение необязательных видов хирургических операций, или их необходимо ограничить. Проведение операций в этот день позволяет пациенту находиться в больнице до понедельника, благодаря чему он теряет меньше рабочих дней. Однако первым послеоперационным днем, когда обычно требуется наиболее интенсивный уход за пациентом, является суббота.

d. закрывать административные подразделения и каби-

неты, в которых занимаются решением рутинных вопросов. Хотя может возникнуть необходимость приема больных или их выписки в субботу, рекомендуется избегать выставления счетов и получения денег. Для тех, кто стремится служить людям и спасать их, соблюдение субботы должно быть не источником раздражения, но печатью «сынов дня» (Еф. 5: 8; Е. Уайт. Деяния апостолов, с. 260).

e. . Превращать субботу в особый день для пациентов, не позволяя им забыть свидетельство о Христе. Содержательного проведения субботы намного легче добиться в таком медицинском учреждении, среди сотрудников которого преобладают адвентисты. Дать правильное представление о субботе могут верующие сотрудники, занятые уходом за больными, и их свидетельство может убедительным образом повлиять на жизнь людей, не принадлежащих к нашей конфессии.

f. непосредственный уход за больными осуществляет-

ся ежедневно, в каждый из семи дней недели. Для болезней не существует календаря. тем не менее при составлении графика работы персонала учреждений здравоохранения необходимо принимать во внимание истинные религиозные убеждения, традиции и обычаи каждого штатного или предполагаемого работника. Руководство обязано в разумных пределах приспосабливаться к таким религиозным убеждениям сотрудников, если не обнаружится, что эти меры неоправданно отягощают работу учреждения. Известно, что в отношении уместности работы в субботний день совесть людей реагирует по-разному. ни Церковь, ни ее учреждения не могут быть совестью данного работника. наоборот, к его личной совести следует разумным образом приспособиться.

g. Противостоять воздействиям, направленным на ослабление норм, действующих в Церкви АСД. некоторые учреждения подвергаются нажиму со стороны общественности, медицинского персонала и/или служащих (там, где среди сотрудников преобладают неадвентисты) с целью отказаться или ослабить принципы и обычаи соблюдения субботы, которую предлагают рассматривать как обычный день недели. в ряде случаев такое давление ориентировано на предоставление полного спектра медицинских услуг в субботу, в то же время предполагая сокращение их количества в воскресенье. Подобным попыткам следует энергично противиться. Уступчивость в этом вопросе может привести к серьезному пересмотру отношений такого учреждения с Церковью.

h. Разъяснять сотрудникам, не являющимся адвентиста-ми, принципы соблюдения субботы, практикуемые данным учреждением. Каждый неадвентист, принимаемый на работу в адвентистское учреждение здравоохранения, должен получить информацию о принципах Церкви АСД, в частности, о правилах соблюдения субботы в церковных учреждениях. Хотя неадвентисты могут не разделять наше вероучение, им с самого начала необходимо знать о той роли, которую им надлежит выполнять для реализации целей учреждения.

i. Поощрять сотрудников-адвентистов постоянно

свидетельствовать о Христе. Для многих сотрудников-неадвентистов учреждение, в котором они работают, является единственным источником контактов с адвентистами седьмого дня. во всех взаимоотношениях такого рода необходимо проявлять дружелюбие, доброту и любовь, воплотившиеся в жизни и делах великого Целителя. Сострадание к больным, бескорыстное отношение к ближним, усердное служение, а также безграничная верность Богу и Церкви, могут вполне сыграть спасительную роль для этой и новой жизни. Соблюдение субботы — это преимущество, честь и долг. Суббота никогда не станет бременем и не вызовет неприятных чувств у тех, кто ее соблюдает.

9. Работа по субботам в неадвентистских медицинских учреж-дениях. Хотя важным условием работы медицинских учреждений является необходимость приложения постоянных минимальных усилий, обеспечивающих благополучие и удобства для пациентов, члены Церкви Адвентистов Седьмого Дня, работающие в неадвентистских учреждениях, в которых субботние часы не освобождают от исполнения повседневных обязанностей, должны помнить о принципах, регламентирующих весь распорядок субботнего дня. Чтобы избежать ситуаций, в которых члены нашей Церкви могут столкнуться с проблемой соблюдения субботы в неадвентистских учреждениях, предлагаются следующие рекомендации:

a. Поступая на работу в неадвентистские медицинские

учреждения, адвентисты седьмого дня должны сообщить администрации о своих принципах соблюдения субботнего дня и попросить разрешения работать по такому графику, который освобождал бы их от исполнения служебных обязанностей по субботам.

b. Если график работы или иные факторы не позволя-

ют адвентистам получить освобождение от исполнения своих служебных обязанностей по субботам, им необходимо ясно определить те обязанности (при их наличии), которые они могут добросовестно выполнять, не вступая в конфликт со своими убеждениями в отношении соблюдения субботнего дня, а также их периодичность.

c. Если урегулировать вышеуказанные разногласия не

удается, члены Церкви обязаны в первую очередь проявлять верность Божьим требованиям, воздерживаясь от выполнения по субботам рутинных служебных обязанностей.

10. Учебные заведения Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Адвентистские средние школы-интернаты играют исключительную роль в формировании у будущих поколений членов Церкви обычая соблюдать субботу, в то время как адвентистские колледжи и университеты совершают большую работу по формированию образа мыслей служителей Церкви и профессионалов. Поэтому важно, чтобы в этих учебных заведениях как можно лучше преподавали теоретические и практические знания, позволяющие получать от субботы максимум счастливых благословений.

Применение этого принципа должно включать:

a. надлежащую подготовку к субботе.

b. Установление границ начала и окончания субботы.

c. Соответствующие виды деятельности в учебном заве-дении и дома: богослужения, участие в молитвенных группах, свидетельствование и т. д.

d. Сведение необходимых обязанностей к минимуму, по-

ручая их, по возможности, добровольцам, а не тем, кто платно выполняет такую же работу в течение остальных дней недели.

e. Проведение богослужений, следуя, по возможности, образцу мероприятий, проводимых в церквах на той территории, где расположено учебное заведение.

f. Организация соответствующих разнообразных меро-

приятий во второй половине субботнего дня.

g. Построение всей недели таким образом, чтобы суб-

бота являлась предвкушаемой радостью и кульминацией всех предшествующих дней, а не вступительной частью к мероприятиям совершенно противоположного характера, намечаемым на вечер после ее окончания.

1) Работа столовых самообслуживания. в учебных заведениях столовые предназначены для питания студентов, посещающих их родителей и добросовестных посетителей. По субботам столовые должны быть закрыты для посторонних. во избежание ненужных финансовых операций в этот святой день каждое учебное заведение должно предусмотреть оплату услуг столовой в другие дни недели.

2) Присутствие преподавателей на собраниях специалистов. в некоторых странах адвентисты седьмого дня имеют преимущество посещать профессиональные встречи, чтобы быть в курсе современного развития своей специальности. возникает соблазн оправдывать посещение таких собраний по субботам. Преподавателям рекомендуется, однако, отказаться в этот день от рабочих встреч с коллегами, присоединившись к своим братьям в поклонении господу.

3) Работа радиостанций. Радиостанции в учебных заведениях могут быть благословением для студентов и преподавателей. Чтобы этих благословений было как можно больше, программы радиостанций по субботам должны отражать основные принципы Церкви. Если в субботу объявляется сбор пожертвований, то информация об этом должна преподноситься таким образом, чтобы поддержать святость субботнего дня.

4) Поездки в информационных целях. Чтобы сохранить дух поклонения в субботний день, все информационные поездки по субботам необходимо планировать таким образом, чтобы свести к минимуму время в пути и обеспечить как можно больше времени для совместного с братьями поклонения господу. Субботние часы нельзя использовать для поездок к местам проведения вечерних (после окончания субботы) мероприятий.

5) Соблюдение субботы будущими служителями. Пасторы несут большую ответственность за формирование духовной жизни Церкви на своем личном примере. Поэтому учебные заведения, в которых обучаются будущие служители и их супруги, обязаны помогать своим воспитанникам в формировании правильного подхода к соблюдению субботы. Полученные в учебном заведении наставления могут сыграть ведущую роль в опыте истинного обновления радостей субботы в жизни служителей, а также в жизни их общин.

6) Суббота и сдача экзаменов. Особые проблемы возникают для членов Церкви, сталкивающихся с необходимостью сдачи экзаменов в неадвентистских учебных заведениях или профессиональной аттестации в субботний день. в подобных ситуациях мы рекомендуем договориться о переносе экзаменов на другой день недели. Церковь должна побуждать своих членов тщательно соблюдать субботу и, если это возможно, ходатайствовать перед соответствующей администрацией о возможности почитать день господень и разрешении сдавать экзамены в другое время.

Светские занятия и профессии в связи с соблюдением субботы

1. Формулировка принципов. Библейский взгляд на субботу охватывает как Божественный, так и человеческий аспекты (Мф. 12:7). С Божественной точки зрения суббота призывает верующих возобновить их обязательства перед Богом, отказавшись от повседневной работы, чтобы иметь возможность более свободно и полно поклониться Ему (Исх. 20:8–10; 31:15,16; Ис. 58:13,14). С человеческой точки зрения суббота приглашает верующих прославить созидательную и искупительную любовь Божью, проявляя по отношению к другим людям сострадание и заботу (втор. 5:12–15; Мф. 12:12; лк. 13:12; Ин. 5:17). таким образом, суббота заключает в себе как прекращение светской работы с целью почитания господа, так и совершение дел любви и доброты для ближних.

2. Обязательная и экстренная работа. в целях поддержания святости субботы адвентисты седьмого дня должны мудро подходить к выбору работы по найму, руководствуясь своей совестью, просвещаемой Святым Духом. Опыт показывает, что существует риск при выборе профессий, не позволяющих поклоняться господу в день субботний, который исключает выполнение светской работы. Это означает, что члены Церкви должны избегать таких видов занятости, которые — несмотря на их важную функцию в современную эпоху технологического прогресса — могут создавать проблемы при соблюдении субботы. в Священном Писании и трудах Духа Пророчества ясно говорится о нашем христианском долге по отношению к ближним, даже если речь идет о субботнем дне. в современных условиях многие лица, профессия которых связана со спасением жизни и имущества других людей, вынуждены иметь дело с чрезвычайными ситуациями. Регулярная занятость по выходным, предполагающая использование субботы с целью выполнения оплачиваемой экстренной работы, или дополнительная занятость по выходным для выполнения экстренной работы с целью пополнить семейный бюджет не соответствуют Христовым принципам соблюдения субботы. Отклик на чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни и безопасности людей, по природе своей отличен от зарабатывания на жизнь посредством регулярного выполнения по субботам работ, которые часто имеют коммерческий, светский или чисто повседневный характер (см. замечания Иисуса в Мф. 12:11 и лк. 13:16 по поводу вытаскивания из ямы овцы и помощи нуждающимся). Отсутствие верующего в доме господнем и невозможность общения с собратьями по вере в день субботний могут пугающим образом отразиться на его духовной жизни. в сфере экстренных видов деятельности многие работодате-

ли с готовностью идут навстречу сотрудникам, соблюдающим субботу. Если же необходимого разрешения получить не удается, то члены Церкви, прежде чем взять на себя обязательство работать по субботам, должны тщательно рассмотреть библейские принципы соблюдения субботы и с этой точки зрения проанализировать характер выполняемой деятельности, факторы окружающей обстановки и свои личные мотивы. Они обязаны обратиться с вопросом к господу, как это сделал апостол Павел по пути в Дамаск: «господи! Что повелишь мне делать?» Если возобладает такая позиция верующего человека, то господь, без сомнения, позволит увидеть Его волю, дав этому человеку сил и мудрости следовать ей.

3. Нравственная решимость соблюдать субботу. Право на соблюдение субботы иногда урезается или не признается в армии, в учебных заведениях, в политических и иных организациях. Чтобы не допустить и/или смягчить подобные печальные ситуации, необходимо принять во внимание следующие рекомендации:

Авторитетному церковному работнику (желательно директору отдела общественных связей и религиозной свободы) должно быть поручено следить за событиями, которые способны нанести ущерб свободе поклонения господу в субботний день. При необходимости этот работник должен обращаться к ответственным лицам с ходатайством, указывая на негативный характер предполагаемых мер или рассматриваемых законов по отношению к адвентистам седьмого дня. такой образ действий может воспрепятствовать принятию законов, ограничивающих или не признающих прав верующих на соблюдение субботы.

необходимо воодушевлять членов Церкви с верой отстаи-

вать принцип соблюдения субботы, невзирая на обстоятельства, и сохранять уверенность в том, что Бог с уважением отнесется к их приверженности Ему. Члены Церкви должны оказывать духовную, моральную и, если необходимо, светскую поддержку своим собратьям, переживающим трудности с соблюдением субботнего дня. Подобная поддержка послужит укреплению приверженности господу не только со стороны тех, кто испытывает указанные затруднения, но также со стороны всей Церкви.

4. Покупка товаров и получение платных услуг в субботу.

a. Предназначение субботы — наделить всех людей ду-

ховной свободой и радостью (Исх. 20:8–11). Мы как христиане должны поддерживать это основное право каждого человека, дарованное ему Создателем. Общее правило состоит в том, что следует избегать покупки товаров, питания в ресторанах и оплаты услуг, предоставляемых другими людьми, поскольку все эти действия не соответствуют принципам и практике соблюдения субботы.

b. Кроме того, упомянутые действия имеют коммерче-

ский характер и отвлекают мысли от святости субботы (см. неем. 10:31; 13:15 и далее). При правильном планировании можно заранее должным образом подготовиться к ожидаемым потребностям субботнего дня.

5. Совершение поездок в субботу. Хотя субботние мероприятия могут потребовать совершения поездок, не следует позволять этим поездкам приобретать светский характер; к ним поэтому нужно готовиться заранее. Об автомобильном топливе и прочих нуждах следует позаботиться до начала субботы. необходимо избегать поездок на коммерческих транспортных средствах по личным или деловым причинам.

6. Рассмотрение особых случаев занятости. Если член Церкви, посчитавший необходимым отказаться от своей должности или же потерявший работу из-за проблем с соблюдением субботы, нанимается затем церковной организацией для выполнения аналогичных служебных обязанностей, а эта новая должность по своему характеру требует работы по субботам, то рекомендуется придерживаться следующих указаний:

a. Данному лицу необходимо тщательно разъяснить ос-

новной характер выполняемой работы.

b. Организация обязана предпринять все усилия, чтобы

обеспечить выполнение работником по субботам только самых существенных элементов его новой работы. Администрация также должна разъяснить новому сотруднику религиозные цели и основные задачи нанимающей организации.

c. Должен быть установлен скользящий график, позво-ляющий члену Церкви, согласившемуся добросовестно выполнять указанную работу по субботам, иметь частую возможность в полной мере отмечать субботний день.

7. Сменная работа. Если член Церкви нанят в организации, практикующей сменную работу, то его могут иногда попросить полностью или частично работать в субботу. При таких обстоятельствах рекомендуется поступать следующим образом:

a. Данный член Церкви должен стремиться стать луч-шим, ценным сотрудником, которого работодатель не пожелает потерять.

b. При появлении проблемы с соблюдением субботы

член Церкви должен постараться разрешить ее, лично обратившись к работодателю с просьбой о соответствующей договоренности на основе доброй воли и справедливости.

c. Член Церкви должен помочь работодателю, предлагая

ему такие решения проблемы, как:

1) Работа по скользящему графику.

2) готовность работать в неудобную смену.

3) Обмен сменами с другим сотрудником.4) Работа по праздникам.

8. Если работодатель отказывается идти навстречу в вопросе о субботнем дне, то член Церкви должен незамедлительно обратиться за помощью к пастору и в отдел общественных связей и религиозной свободы (в тех странах, где соответствующие лица занимаются решением подобных вопросов).

 SHAPE \* MERGEFORMAT

Исполнительный комитет Генеральной Конференции на сессии ГК в г. Индианаполис, штат Индиана, утвердил принятие данного документа 9 июля 1990 г.