II. Бог приглашает к разговору

4. Созидающие сердце привычки

Бог пригласил нас в Свое присутствие. Он сказал, что пребывает с нами и внутри нас, что ожидает услышать нас и что может и хочет отвечать. А еще Он сказал нам, какие нужно развивать привычки, чтобы получить большинство Его благословений.

Некоторое время тому назад я помогал своему другу справиться с болью, связанной с потерей отца. Во время нашей беседы он сказал: «Неизбежно испытываешь шок, когда твой отец умирает в столь раннем возрасте».

«И да, и нет, — ответил я. — В то утро, когда мой брат позвонил и сообщил мне, что наш отец скончался от сердечного приступа, я испытал шок. Но тот факт, что он умер молодым, не шокировал меня».

Смерть моего отца не была неожиданной, поскольку в его роду очень многие умирали от сердечных болезней. Кроме того, у него были вредные для здоровья привычки. Он часто говорил: «Я ем только то, что было приготовлено на тяжелом машинном масле!» Он не занимался спортом. Не соблюдал режим сна. И всю свою жизнь он проработал на напряженной, нервной работе.

Из-за избранного им образа жизни отец страдал от проблем с пищеварением, изжоги и высокого артериального давления. У него было двадцать фунтов лишнего веса, он не мог быстро ходить и часто испытывал слабость. К концу жизни он даже не мог справляться с парусами своей любимой лодки. Его привычки не только привели его к ранней смерти, но и сделали жизнь дискомфортной.

Задача для волшебной палочки

Нашему духу, как и телу, требуются для здоровья и роста определенные вещи. Некоторые из нас не желают платить цену за развитие полезных духовных привычек. К сожалению, в таком случае приходится платить гораздо более высокую цену за духовные болезни и даже смерть.

В прошлом году ко мне подошел мужчина. Он был в отчаянии. «Я потерял работу, — сказал он мне. — И вот уже несколько месяцев мне не удается найти новую». Отсутствие работы было не самой серьезной его проблемой. Он продолжал: «Я чувствую себя таким одиноким в окружении своих проблем. Никого в церкви это не заботит. Иногда мне кажется, что и Богу все равно. Я чувствую полную безнадежность и беспомощность».

Я попросил мужчину рассказать о его духовных привычках. Насколько ответственно он подходит к поддержанию своей веры? Как часто он молится — обращается к Богу и слушает, что Он ответит? Регулярно ли он посещает церковные собрания? Поддерживает ли он дружбу с верующими людьми? Участвует ли он в оказании помощи другим?

Человек ответил отрицательно. Ничего из перечисленного он не делает. «У меня просто нет времени на это», — объяснил он. Я деликатно напомнил ему, что, будучи неженатым и безработным, он вполне может найти свободное время. Он посмотрел на меня взглядом, говорящим: «Эй, у меня же проблемы. Когда мне так не везет, меньше всего мне нужны нравоучения пастора».

Человек хотел, чтобы кто-то взмахнул волшебной палочкой и придал ему смелости. Он сказал, что хотел бы иметь Божье присутствие в своей жизни, но отказывался развивать способствующие духовному здоровью привычки.

Жесткая дисциплина

Когда молитва становится нашей привычкой, мы постоянно настроены на Божье присутствие и открыты для Его благословений. Каким образом молитва становится привычкой? Иисус заложил для этого несколько принципов. Но прежде чем обсудить их, я хочу высказать два предупреждения.

Первое предупреждение предназначено для тех, кто любит все фиксировать и облекать в формулы. Вы делаете заметки во время разговора и подчеркиваете определенные места в книгах во время чтения, и вы уже поддерживаете строгий порядок духовного режима. Но перед тем как расширить список своих духовных нужд, остановитесь. Возможно, вам нужны другие или более эффективные привычки? Возможно, вам нужно сложить с себя груз или принести его к Иисусу?

Я опасаюсь того, что для огромного числа верующих духовная дисциплина превращается в подобие смирительной рубашки, которая сжимает в тиски их жизнь, спонтанность и увлекательность веры. Для таких людей Христос не приносит свободу. Вера становится для них тяжелым бременем. Большинство людей не способны так жить в течение продолжительного времени. Некоторые особо упорные вырабатывают в себе настолько самоправедные привычки, что окружающие желают им падения.

В Послании к Галатам (5:1) содержится предупреждение любителям молитвенной писанины: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства».

Необсуждаемое решение

Мое следующее предупреждение относится к людям, допускающим прямо противоположную ошибку. Вы думаете так: «Я играю по обстоятельствам, мне не требуется никакая структура или строгий порядок для духовного роста. Я двигаюсь с течением Духа, позволяя делать Богу все, что Он хочет, и просто наблюдаю за происходящим».

Это типичное для американцев отношение является по меньшей мере наивным, а в худшем случае обманчивым. Мы не можем возрастать при отсутствии структуры, обеспечивающей наш духовный рост, без определенного стремления в нашей духовной жизни, точно так же, как мы не можем сбросить лишний вес, развить мускулатуру или увеличить свое состояние просто сидя на одном месте и наблюдая за происходящим.

Если цель для меня важна, то я дисциплинирую себя, чтобы достичь ее. Я заранее принимаю решение о том, что необходимость практических шагов для ее достижения даже не обсуждается. В противном случае произойдет очевидное — в последний момент я сдамся. Например, одной из моих основных целей является поддержание собственного здоровья и жизни. Я осознаю, что с моей наследственностью просто необходимо ежедневно выполнять физические упражнения. Поэтому я принял решение: я буду бегать трусцой, и это даже не обсуждается.

Я не ожидаю того момента, когда мне захочется побегать. Давайте будем честными — как часто мне действительно хочется отправиться на пробежку? Сегодня? Только не сегодня, мне нужно задержаться на работе. Завтра? Мои биоритмы не в порядке. На улице прохладно. За окном дождь. Или слишком жарко. Обувь жмет. Колени болят. На диване так удобно. Список этот бесконечен.

Когда мы действительно собираемся научиться молиться, нам необходимо принять решение: «Я понимаю, что дисциплина необходима для моей молитвенной жизни, и я буду придерживаться установленного порядка постоянно и неукоснительно».

Необходимость следования добрым молитвенным привычкам даже не обсуждается. Я осознаю, что дисциплина сама по себе никогда не создаст близких отношений между мной и Богом. Но в то же время я понимаю, что без дисциплины мне не развить насыщенную, приносящую удовлетворение молитвенную жизнь.

Спросите эксперта

Как же мы сможем выработать созидающую сердце привычку молиться, выработать порядок, который расширит нашу свободу и даст нам духовные крылья? Как утверждает одна хорошо известная деловая аксиома: «Если вы хотите что-либо узнать, спросите эксперта». Если вы хотите узнать что-то о баскетболе, спросите Майкла Джордана. Если вы хотите знать, как брать интервью, спросите Кэйти Коурик. Если вы интересуетесь компьютерами, спросите Билла Гейтса.

Если вы хотите выработать привычку молиться, спросите у эксперта номер один — у Иисуса Христа.

Никто в истории не понимал предмет молитвы лучше, чем Иисус. Никто так не верил в силу молитвы и никто так не молился, как Он. Ученики знали, что Он эксперт в этом вопросе. Однажды они с удивлением наблюдали за тем, как Иисус молился (см. Лук. 11:1). Серьезность и сила, с которыми он молился, произвели такое впечатление на учеников, что один из них застенчиво попросил: «Научи нас молиться». Они знали, что в сравнении с Учителем они были новичками в молитвенной школе.

Молитвенные принципы Иисуса

Иисус не отверг их просьбу. Напротив, он использовал эту возможность, чтобы научить их молиться. Вот что Он сказал:

«И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мат. 6:5-13).

Ни одно другое место Писания не говорит нам столь прямо о том, как молиться, и совет, данный Иисусом ученикам, применим для всех и сегодня.

Молитесь регулярно. Иисус сказал «когда молишься», а не «если молишься».

Молитесь в уединении. Бога не впечатляет публичное проявление набожности.

Молитесь искренне. Бога не интересуют догматы. Он хочет услышать то, что наполняет наше сердце.

Молитесь особым образом. Возьмите молитву «Отче наш» за образец.

В следующей главе мы последовательно рассмотрим молитвенные принципы Иисуса. Мы также уделим внимание некоторым созидающим сердце привычкам — дисциплине, порядку, методам, которые помогут нам применить означенные принципы к молитвенной жизни.