II. Чего невозможно достичь посредством страха

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение.Боящийся не совершенен в любви. 1 Иоанна 4:18

Бог – хороший. Ты – плохой. Трудись усерд-нее.

Вывод, сделанный 15-летним подростком после разбора Слова на молодежной

группе.

6. Что такое степень признания и в чем ее деспотизм

К

тоивчемможетобвинитьэтумолодуюмаму?Абсолютноточно,янеcмогбыэтогосделать.

Этой матери двоих детей было чуть больше тридцати. Я точно не помню, какое врож- денное заболевание было у младшего ребенка, но с шестилет мальчик был прикован к ин- валидному креслу. Нередко родителям приходилось срываться и везти его в больницу, никогда не зная заранее, вернутся ли они с ним живым обратно домой.

Каждый раз, бывая у них в гостях, я поражалсяне только масштабам их проблемы, но и той удивительной доброте, с которой они, казалось, могли справляться с горем. Оба супруга выросли в христианских семьяхи искренне искали путей Господних. Я часто молился за них и за их ребенка, надеясь, что Бог исцелит его когда- нибудь.

Однако, я понятия не имел, что напряжение от забот о больном ребенке изнутри под- тачивало их брак. Однажды утром, после того, как я не виделся с ними несколько недель, я позвонил оказалось лишь для того, чтобы услышать удрученную горем женщинуна другом конце линии. За две недели до этогоот нее ушел муж, и теперь она осталась одна, наедине с грузом ответственности за своегобольного ребенка.

Объятая этой жгучей болью, она сказала мне, что теперь очень сомневается в том, что Бог есть, а если Он и есть, то Его образдалек от того, каким она Его всегдасебе представляла. Шесть лет молитв за ребенка не только были абсолютно бесплодны, но сопутствующая нужда просто уничтожила ее брак. Она была совершенно одинока, разо- чарована и обозлена.

Япопыталсябыло сказатьей, что Бог продолжает любитьее и заботиться о ней, но она резко оборваламои утешения: Вы знаете, что такое никогда не иметь возможности просто расслабиться и радоваться своему ребенку, исключительно потому что вы никогда не уверены, доживет ли он до завтрашнего дня?

Ячестно признался, что не знаю. У меня фактически не было подобного опыта. Наша старшаядочь в младенчестве болела серьезной формой желтухи, и я помню, как тяжело я переживал ее ежедневные заборыкрови, когда она плакалаи корчилась от боли, по- ка врачи брали материална тест из ее исколотых пальчиков. Но это продлилось всего неделю, и с тех пор угрозыее жизни не было. Как же умножить этот опыт на шесть лет и представить себе постоянный образ смерти на пороге дома?

Я предложил ей помощь. Наша семья готова была помочь ей чем только мы могли –– чтобы пережить эти сложныедни. Но она отказалась. Я просто не могу больше так жить, рыдалаона. У меня нечего большедать Богу, ничегоиз того, что Он отменя ожидает.

Никогда в своей жизни я не чувствовал себя настолько несуразно, как в тот момент. Я положил трубку. Пятнадцати лет опыта моегопасторского служения, было не доста- точно, чтобы найти хоть какой-нибудь ответ этой женщине. И гораздо позднее мне стало

понятно почему: я был пойман в тот же самый капкан, только рассматривал его с другой стороны. Она считала, что непреодолимая нужда была следствиемее маловерия и ис- ключения из Божьего благоволения, в то время как я полагал обратное: мои более бла- гоприятные условия были доказательством того, что я заслужил Божье признаниесвоей верой.

Мы оба жили под страхом потерять признание. Эта женщина уже пересекла опреде- ленную черту, а я только подходил к ней.

Степеньпризнания

Что такое степеньпризнания? Это невидимая грань, которая определяет, отвечаем ли мы требованиям других и заслуживаем ли их похвалы. В мире невозможно прожить ни дня без того, чтобы не заметить, насколько сильно ее влияние на все сферы нашей жизни.

Наши родители устанавливали свою степень. Мы знали, что может вызвать их гор- дость за нас, а что недовольство и даже гнев. Если ожидания родителейна ваш счет были обоснованными, то вы знали, как можно обыграть ситуацию и вокруг этой грани: когда вам что-то от них было нужно, требовалось вести себя очень благородно. Когда вы знали, что сделали нечто, заслуживающее наказания, то скрывали это от них. Если же требования ваших родителей были непомерно завышенными, то вы могли вообще вырасти, так и не поняв, что такое похвала.

Такая же степень признания была установлена для нас в школесверх уже существу- ющей системы оценок. Чем более высокуюпланку мы преодолевали, тем лучшую оценку получали в школе, и тем большей была похвала учителей и родителей.

Намне потребовалось много времени, чтобы обнаружить: наши друзья поставили для нас свои планки дружба должна отвечатьпоказателям извлеченной пользы. Стоило, однако, нам их только разочаровать, и наши так называемые друзья могли ополчиться против нас, мы даже глазом моргнуть не успевали; да и мы против нихтакже. Позже мы обнаруживали, что и на работе проведена такая же грань. Те из нас, кто отвечали ожида- ниям или даже превосходили поставленныепланочные высоты, находили расположение начальства вместе с прилагающимися к нему благами.

Мывсе научились выживатьв этом мире посредством уместногозаискивания. Следо- вательно, абсолютно естественен вывод о том, что у Бога есть своя степень признания.

Таким образом, пока положение дел остается благоприятным или даже сносным, мы особенно не задумываемся о Его расположении. Но стоит только беде или разочарованию вкрасться в наше спокойное существование, мы начинаем рассуждать над тем, как же все- таки Он к нам относится. Любит ли Он меня? Обидел ли я Его чем? Достаточно ли моих нынешних трудов, чтобы Он замечал меня? Битва над поисками ответов на эти вопросы оттесняет нас в аккурат к пресловутой грани, поскольку не являетсяничем иным, как розысками любых возможных способоввернуться на правильную Божью сторону.

Царь Давид красноречиво выразилсловами, как поиски признания подавляют собой поиски Бога:

ГОСПОДИ! Кто может пребывать в жилищеТвоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещетязыком своим. . . Псалом 14:1–3

Иэто только начало списка тех благодетелей, которыми должны быть наделены прихо- дящие к Богу. В других местах Писания это утверждение подтверждается дополнитель- ными качествами Десять Заповедей, Великое Поручение, плоды Духа всего лишь

некоторые из всех существующих.Становится понятно, почему люди, серьезно ищущие Бога, в конце концов определяют для себя степеньБожьего признания и считают, что в любой момент жизни могут оценить насколько их любит Бог судя по тому, дотягива- ют они до уровня или нет.

Чтение Библии, молитва, церковная деятельность и помощьдругим все это поз- воляет считать, что планка преодолена. Эгоистичные мотивы либо греховные действия говорят о том, что мы ниже ее. Гораздо понятнее, не так ли?! За исключением одного: мы никогда не знаем, насколько и какие из этих наших действий на самом деле важны.

Всем своим слушателям по миру я задавал такие вопросы: Кто из вас считает, что он молится столько, сколько нужно? Или достаточно читает Библию? Или свидетельствует в полной мере? Из всех аудиторий, сколько бы в них ни было людей, не поднималось больше однойруки.

Язнаю, что было на уме у всех этих людей, потому что и меня интересовало то же самое. А сколько это достаточно?Еслия молюсь один час в день, разве я не могу с такой же легкостью молиться и два? Если я прочитываю две главы в день, может начать читать четыре? Произносить ли мне свидетельства один раз в месяц, а может раз в неделю, а то и каждому первому встречному?

Таким же образом наедине с собою мы понимаем, что не полностью свободны от греха. Мы можем это успешно скрывать, но наши мысли, намерения и тайные дела вскрывают картины внутренних битв с грехом и сомнениями. Можно ли достоверно знать, сколько прегрешений Бог пожелает не заметить, списав их на счет процесса нашего взросления в Нем?

Вот почему я утверждаю, что обозначаемая степень признания деспотично терзает нас. Попыткижить под грузом условийцаря Давида или другого любого списка благоде- телей моментальнодисквалифицирует нас и отбрасывает за черту Божьего присутствия и благорасположения. Если у вас есть такой грустныйопыт, то кто как не вы знаете, на- сколько трудно исполнять все то, что, как вы считаете, Он от вас требует. При этом вы чувствуетесебяболее или менее нормально только в единственном случае когда вам кажется, что вы исполняете гораздо больше, чем все окружающие. Но в глубине души вы все равно понимаете: идеальным быть невозможно.

Эта дилемма начинаетобрастать дополнительными условиями во времена тяжелых обстоятельств. Кто из вас не задавалсяв такие дни вопросом: может это наказание от Бога за то, что я не достаточно праведен? Мы шутим на эту тему, когда делокасается всяких глупостей, как например, красный свет на пятом светофоре подряд: У-у, наверное, не совсем ты праведно живешь, брат!

Но шутки в сторону, когда дело касается потери работы или провозглашения диагноза о смертельной болезни. Тирания невидимойграни признания это железнаяхватка, которая никогда не даст нам полного понимания того, насколько Бог в действительности нас любит. Поэтому мы и продолжаем гадать на обстоятельствах: Любит. . . Не любит!

План получше!

Вовсе не удивительно, что моя юная дочь однажды подытожила суть служенияпосле одного молодежного собрания, сказав: Ничего нового, папа. Бог хороший. Ты плохой. Трудисьусерднее! К сожалению, слишком многолюдей полагают, что это и есть суть благой вести, хотя никто из нас не сможет предстать перед Ним на таком основании.

Даже Давид знал это. В тяжелые дни своей жизни, укрываясь в пещере от гонителей, ищущих его смерти, он взывал к Божьей милости:

Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается перед Тобой ни один из живущих. Псалом 142:2

Осознавая собственные недостатки, он не желал привязывать Божью благосклонность к образу своей жизни.

Гораздо позже, поверженный публичной оглаской собственного прелюбодеяния и со- вершения убийства обманутого мужа, во время оплакивания смерти сына, зачатогов этом грехе, он взывает к другим стандартам:

Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренногоТы не презришь, Боже. Псалом 50:19

Истина заключается в том, что то же самое Писание,которое назначает нам список качеств, необходимых для обретения Божьего признания, также абсолютно четко утвер- ждает, что ни в ком из нас не найдется достаточно добродетели, чтобы соответствовать этим стандартам. Только Иисус Христос был тем, кто смог. Сколько бы мы ни старались добиться Божьей благосклонности, усилий будет не достаточно. И чем больше стараний мы будем прилагать, тем гораздо б´ольшим будет казаться расстояние между нами и Бо- гом.

Почему? Потому что поиск степени признания заставляет нас метаться между пе- риодами самоуничижения и самоправедности. Осознание личных прегрешений ведет нас к желанию в отчаянии бросить все. Но дажетогда, когда наши усилия заслуживают одоб- рения, мы не в силах понять, почему Бог не являет нам Себя более явно, в то время как Писание говорит, что Он должен. Самоправедность может стать еще большей угрозой установлению тех отношений, которых ищет с нами Бог, чем ошибки и падения.

Когда наши благие намерения остаются не отмеченными, мы можем потерять ориентир и отклониться от нужного курса. Тогдаеще долгое время мы не можем даже думать о своих отношениях с Богом и, соответственно, восполняем свой духовный голод массой других забот: работой, коллегамии друзьями, церковными службами, иногда же просто покупками. Эти меры могут удовлетворять наш голод на какое-то время, но в тишине одиночества он имеет обыкновение возвращаться. Мир не предложит вам ничего, что могло бы удовлетворитьжажду познания Живого Бога.

Вот почему попытки жить в соответствии с тем, что диктует определяемая степень признания, в конце концов приводят к духовномуистощению и утрате надежды. Так что вы будете в отчаянии от своих очередныхпровалов искать, как реабилитировать себя добрыми делами. Так, видимо, чувствовал себя Петр после отреченияот Иисуса в ту ночь, когда его поддержка была больше всего необходима. Или, подобно Иову, будете теряться в догадкахлюбит Бог меня или нет, а то, может быть, заслуженно наказывает.

Отец не желает видеть нас ни на одном, ни на другом краю. Вместо этого Он пригла- шает всех сойти с тонкого канатапоиска Его благорасположения и открытьпревосходный путь Божьего познания.

Невероятнаямилость

В юном возрастеон легко оставил позади всех своих сверстников. Получив образование в лучшихобразовательных учреждениях, он заслужилвсеобщее признаниеи стал влия- тельным религиозным лидером в одном из самых известныхгородов мира. Его моральные устои были непререкаемы, и в мудрости ему не находилось равных.

Новнутри все было совсем не так, как казалось снаружи. Несмотря на прилежание и мудрость, какой-то червь точил его изнутри. Он был озлобленным человеком. Злоба

выходила наружу редко, может только в подходящие моменты праведного осуждения, но наедине с собой он понимал, что гнев, как туча, затмевал его душу.

Рвение быть первым слугой Божьим в своем поколении не привело его в объятия Отца, но вместо этого заключило под жесткое ярмо собственного эго. В началепути было лишь стремление служить Богу, но это рвение очень скоро было поглощено желанием обре- сти духовный статус. Ему нравились взгляды, полные восхищения, благоговение в глазах друзей и наставников.

Нооднажды по дороге в отдаленный город он предстал лицом к лицу с Живым Богом. Его история была драматичнее всех других. Яркий свет возник ниоткуда, низвергнув его наземь и полностью лишив зрения. Лежа в придорожной пыли, он скорее почувствовал, чем услышал голос, от которого содрогнулась вся его внутренность: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?

Его ответныеслова свидетельствуют об откровении: Кто Ты, Господи?

Он понял, что предстал пред лицом Живого Бога, но не был вполне уверен в том, кто этот Бог.Погодите-ка! Не сказал ли Голос, что Савл гнал Его? Вне сомнений, в те несколько секунд Савл не мог не задатьсявопросом: Может ли это быть Иисус?

Что если так оно и есть? Савл погубилуже многих Его последователей и как раз направлялся туда, где мог увеличитьих число. Для него это были еретики, существование и учение которых необходимо было пресечь до того, как оно могло уничтожить ту веру, которую он впитал с молоком матери.

Наконец Голос произнесвновь: Я Иисус, Которого ты гонишь.

Самые страшные подозрения оправдались. Те люди, которых он казнил во имя Божье, на самом деле и были людьми Божьими. Что теперь? Какое наказание ожидало его, бес- помощного и слепого? Как человек, прикрывший глаза в ожидании удара от занесенного над ним кулака, он ждал, но постепенно осозналудара не последует. Не было гнева, не было мести.

Савл, позднее названный Павлом, Апостолом Иисуса Христа, предстал пред лицом Бога, против Которого вел ожесточенную войну, и в тот самый момент нашел всю Его любовь. Христос, Которого он гнал, любил его! Онявился ему не для того, чтобы покарать, но для того, чтобы открыть духовное ви´дение к познанию Бога не по его собственным представлениям, но по истине существаБожьего.

Савл обрел Божье благоволение в тот момент, когда он точно ничего не сделал, чтобы заработать его. Вместо расправынад собой он получилприглашение в ту самую семью, над разрушением которой трудился. Вместо смерти, образом которой сам был для многих, Савл получил такую жизнь, осуществовании которой даже не имел понятия.

Савлу нельзябыло не признатьнеопровержимый факт: он не совершилничего такого, что помоглобы ему пересечькрасную линию Божьего признания. Тем не менее, он все равно ее миновал. Савл обнаружил Христову любовь к себе, не имея даже понятияо том, кто Он такой, потому что Сам Христос уничтожил эту грань, чтобы освободить Савла от ее тирании. Этот факт более всего из того, что ему былоизвестно о Боге, изменил его жизнь.

Вот тут и начинаются отношения с Богом. Это может звучать неправдоподобно, осо- бенно, если вы лелеяли надежды на то, что они у вас есть, но, как тамолодаямама в начале главы, все больше и больше разочаровывалисьЕго предельной отдаленностью именно в те моменты, когда Его присутствие было для вас жизненно важным. Единствен- ное логичное, что вы могли предпринятьстарались жить максимально праведно, чтобы заслужить Его расположение.

Но такой подход никогда не сможет подвестивас к Нему ближе. Вместо того, чтобы научить вас любить Его, он приведетк отчаянию и озлоблению. Вы никогда не сможете

достигнуть того предела, когда сделанного окажетсядостаточно, и будете постоянно по- дозревать Бога в принятии несправедливых решений. Ноименно Он и желает разорвать этот порочныйкруг единственно возможным способом помочь вам осознать, что Его признание это дар, который нет смысла заслуживать.

Я давно ничего не слышал о той молодой женщине. Но если бы мог поговорить с ней сегодня, то я бы постарался донести до нее, что обретениеблагодати Бога никоим образом не зависит от того, что мы делаем для Него, но исключительно от того, что Он уже сделал для нас.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакониямои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Псалом 50:3–4

Поразмышляйте над этим

Остались ли в вашей памяти такие события, которые разочаровали вас в Божьей люб- ви или отяготили вас грузом осознанных прегрешений? Если да, выберите время, когда вы можете остаться с Богом наедине и вновь вместе пережить те события. Просите Его показать вам,как ваше убеждение в том, что Его любовь нужно заслужить, привело к неправильному пониманиюпроисходившего в вашей жизни. Возьмите за правило в сво- их молитвах спрашивать Господа, в каких сферахсвоей жизни вы все еще пытаетесь жить заслугами и проситеЕго показывать вам, что Он действительно радуется вашим отношениям, как любящий Отец.

Для обсуждения в группе

1. Были ли вы когда-нибудь в таком же состоянии, что и молодая мама с больным ребенком? Как вы справлялись с такими моментамив вашей жизни?

2. Когда вы чувствуете, что ходите по канату поиска Божьего признания? А когда ощущаете чувство вины за то, что недостаточно трудитесь?

3. Прочтите события, произошедшие с Савломв Деяниях 9:1-9. Почему Иисус произвел это с ним? Что, по-вашему, Савл успел сделать, чтобы отвечать требованиям такого момента?

4. Молитесь вместе и просите Бога научитьвас тому, кем Он на самомделе является.

С чем предстатьмне пред Господом, пре- клониться пред Богомнебесным?. . . Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души мо- ей?