7. Пророк Михей (700 гг. до РХ)

Что я дам Богу?

И

ногдабываеточеньтруднопростовыброситьвонвсененужное.Нагаражнойраспро-даже,которуюмысженойустроиливнашпрошлыйпереезд,язаметилмужчину,приглядывавшегосякмоткуэлекрическогопровода.Мысворачивалисьосновательно,ияопределеннонехотелеговыбрасывать.Темнеменее,онположилмотокнаместоипошелпрочь,яокликнулегоисказал,чтоэтоможновзятьибесплатно.Онвернулсяипредло-жилрасплатитьсяоднимдолларом.Яотказался.Оннастаивал.Мысошлисьвцене,ия

дал ему сдачи пятьдесят центов.

Как часто этот же подход используется в наших отношениях с Богом. После того, как осозн´аем, что не можем заслужить Его любовь, мы принимаем такую позицию, вкоторой пытаемся хоть как-то скомпенсировать полученное. Особенно остро это проявляется когда нам нужно, чтобы Он что-то для нас сделал. Вот тут мы и начинаем думать, что мы можем дать Ему или от чего мы ради Него можем отказаться, чтобы доказать свою искренность. Но что равноценное Его любви к нам мы можем предложить? Десятиныдостаточно?

А что если Он желает все, что я имею? Будет ли этого достаточно? В конце концов, обретение жизни больше, чем мое имущество. А может Он хочет обладать и всем моим временем тоже, желает, чтобы я отказался от работы или отдыха? А то и еще хуже что если Он стремится отправить меня в какие-нибудь дальние страны и оставить там до конца жизнипроповедовать Евангелие? Сколько раз ответы на эти вопросы звучалиобетами людей, которые находились на порогесмерти и надеялисьна то, что это убедит Бога помиловать их?

Но куда может привеститакое мышление? Пророка Михея оно привело к очевидной крайности. Осознав собственную греховность, он задается именно этим вопросом: Счем предстатьмне перед Господом?

Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцамиоднолетними? Этого доволь- но для восполнения обязательств по Закону, но достаточно ли этого для очищениядуши Михея? Не вполне.

Но можно ли угодитьГосподу тысячами овновили несчетными потоками елея? По- толок доли подношения значительно поднят, но пророк все-таки не уверен. Это явно из его следующего предложения: Разве дам Ему первенца моего за преступление мое? Обмен с Богом всегда приводит к немыслимому, как это видно у Михея. Он задается вопросом, будет ли достаточно приношения в жертву его первородного сына для омовения грехов и обретения должного статуса ради Божьего благорасположения. Как литературно кра- сиво он это преподносит: плод чрева моего за грех души моей?

Поразительно, сколько народов в истории человечества приходили к этому же заключе- нию. На тот момент, когда Авраам поселилсяв Ханаане, человеческие жертвоприношения Ваалу, Молоху и другимханаанским божествам были нормой жизни. У разныхплемен по всему миру процветали ритуальные приношения в жертву детей для умилостивления местных богов. Первородных сыновей привязывали к алтарям, а девушекбросали в жер-

ло вулканов. Если мы пытаемсяочиститьсобственное сознание от чувства вины путем предложения дара, мы всегда окажемся у грани предложения самогодорогого.

Но и этого будет недостаточно. Попытки компенсировать Божью милостьбудутта- кимижетщетными, как и стремление ее заработать. Мы по-прежнему будемтеряться в догадках: любит. . . не любит. . .

Почемувы меня не остановили?

Давно уже минули те дни, и мы даже не можем себе представить, как можно приносить в жертву детей. Но это не означает, что мы не ищем других путей обменяться благодея- ниями с Богом. Деньги, время и усилия часто используются в целях обхаживания Бога, чтобы Он принял нас или выступилна нашей стороне. Такие подходы по большому счету могут привестинас и наших близких к полному краху так же, как и поклонение идолам. В собрании, которому я служилв качестве пастора, никто не мог служитьлучшим примером преданного члена церкви, чем Дженис (не настоящее ее имя). Когда нам нужно было приготовить угощение, заместить не явившегося воспитателя детской группы, или помочь утешить какую-либо пострадавшую женщину, она всегда была первым волонте-

ром. От нее невозможно было услышать слово нет.

Ее готовность помочь была настолько явственна, что мы вынужденыбыли даже объ- явления произносить, начиная с исключения: Кто сегодня, кроме Дженис, желает по- дежуритьв детской? Записанный дежурный у нас заболел. Мы все дружно смеялись и ждали, пока кто-либо не вызоветсядобровольцем.

В ответ на ее служение мы обильнорассыпались в похвале.Мы говорили о том, каким даром для нашей церквиона была, насколько особо был расположен к ней Бог. В ее при- сутствии мы ставили ее примером того, как каждый должен был участвовать в служении. Если бы только в нашей церкви была хотя бы сотня таких Дженис думали мы город бы не устоял и пал бы к ногам Христовым.

Конечно же, ни для кого не было секретом, что она практически разрывалась на части. Мы знали о проблемах у нее в семье, о том, что ее собственные обязанности по дому были полностью пущены на самотек, вто время, когда она помогала другим. Но честно и откровенно она была нам нужна, потому что никто и близко не хотел так жертвовать, как она.

Однажды все рухнуло, как замок на песке, смытый прибоем. Однако, то, что мно-гиеприняли за сатанинскиепроиски, оказалось движением Божьей руки к ее освобожде- нию, поскольку служение Дженис не имело под собойоснования свободы, которое должно быть у любимогоБогом дитя. Несмотря на то, что у нее был Божий дар любви к детям и призвание служить, где-то и как-то они вдруг превратились в качества, которыми она зарабатывала признание других членов церкви и, что более важно, Бога.

Я ушел из той церкви позднее, а когда через несколько месяцев связался с ее семьей, узнал, что и она тоже. Она рассказала свою историю. Проблемы, возникшие в семье, за- ставили ее, наконец, прекратить служение, которого от нее все привыкли ожидать. Семья распалась, и она сама стала источником сложных вопросово своем предназначении в Бо- ге. Все люди, которые пользовались благословением ее служения, вскоре устранились от того, чтобы помочь ей в решении ее проблем.

Бог, тем не менее, привел в ее жизнь других тех, кто помог. Он напомнил ей тедобрые и незатейливые времена, когда она была непоколебимо уверена в том, что Бог ее любит и принимает как свою дочь. Каким-то образом все ее служение отняло у нее эту простую истину. Она превратиласьв ребенка, чей Отец слишком занят, чтобы найти

для нее время, и ей казалось, что всякий раз надо находить подарок покрупнее, чтобы привлечь Его внимание.

Николичества, ни размеров подарков было недостаточно, однако совсем по другим причинам. В страхе, что ей не вернуть Отцовскуюлюбовь, она позволила пустотам в душе быть заполненнымислужением и вниманиемдругих членов церкви. Мы-то думали, что вдохновляем в ней веру, а на самом деле укрепляли в ней неуверенность и уводили ее еще дальше от тех отношений с Богом, которых она искала. Это чувство страха, подкрепленное проблемами дома, привело ее к краю личностной и эмоциональной пропасти.

Но любящий Отец никогда не отводил от нее Своего взора. Он позволил ей дойти до предельных границ собственных усилий, чтобы она смогла обнаружить, насколько Он ее любит. Тяжелые события в ее жизнипослужили преображению. Когда она взглянула на меня глазами полными слез и спросила, вее голосе не было гнева, апросто мольба о понимании: Вы были моим пастором. Почему вы меня не остановили?

Ееслова были словно внезапный удар в живот, потому что внимание сразу же переско- чило от процессаее исцеления к той роли, которую я сыграл в ее жизни. Ее автомобиль ехал совсем не в том направлении, а я оплачивал расходы на бензин.Чтоя мог сказать? Я просто просил прощения, не оправдываясь. Я сослужил ей недобрую службу, вот так откровенно и просто.

Нопричина, по которой я не остановил ее, заключалась не в том, что мне было все равно, а потому что я стоял на том же пути, что и она. Но тогда я не понимал, что в этом плохого.

После всего этого…

Я никогда не был таким услужливым, как Дженис, никогда не испытывал проблем в семье и никогда не оказывался на таком краю, как она. Но, подобно ей, я всегда стремился обменять свои дары на любовь Отца. Как и она, я пришел к выводу, что их никогда не будет достаточно.

Моиотношения с Богом начались в раннем детстве. Моя жажда познания подогре- валась услышанными историями о том, как Бог мог действовать в жизни абсолютно обычных мужчини женщин. Я также уже тогда знал, что отнюдь не был безгрешным и искал утешенияв милостивом и прощающем Боге. Кроме того, я также думал, что дол- жен пожертвовать чем-то, чтобы доказать Богу, насколько серьезно я решил следоватьза Ним. Оглядываясь назад, я теперь понимаю, что посредством своих духовных стремлений и предельного послушанияя на самом деле искал Его одобрения.

В то время я переживал невероятные моменты близости Бога ко мне. В моменты про- явления Его силы в моей жизни я знал,чтоэто мог быть только Он. Его голос говорил к глубинам моей сущности, и Он руководил моим сознанием в моменты сложных реше- ний. Я ошибочно думал, что он вознаграждал меня за принесенные жертвы и продолжал возлагать к Его ногам все, что мог найти и все, что, по-моему, могло Его удовлетворить. Но в глубине души я никогда не был уверен, что принят. Мои дары и жертвы воз- можно, но не я сам. И чем больше я отдавал, тем больше,казалось, Он желал. Наступали моменты, когда мне казалось, проще уж с Ним расстаться. И я никогда не понимал, что

Бог просто наслаждалсямною, как родитель своим ребенком:

• ни после тридцати пяти лет усердного изучениядуховных дисциплин различной степени глубины и сложности;

• ни после двадцатилет профессионального служенияпастором поместной церкви;

• ни даже после путешествий в страны третьегомира за свой счет и на собственный риск с целью помочьБожьим людям.

Нив один миг своей жизни я не был уверен в глубине Божьей любви к себе. Если бы меня спросили, я, конечно же, ответил бы, что Он меня любит, и в определенной мере знал бы,что так оно и есть. В конце концов, Писание четко это оговаривает, и я уверенно мог изъясняться в рамках этой терминологии. Тем не менее это не совсем снимало мое внутреннее беспокойство. Как Он ко мне относится в любой отдельно взятый день?

Он веселится о тебе с радостью

Слова ветхозаветного пророкакажутся всего лишь отдаленноймечтой: Он. . . возвесе- лится о тебе с радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием*. За исключением мимолетных мгновений, немногих и редких, я не мог се- бе представить, что именно так относится ко мне Бог. И мог ли Он ввиду тех искушений, с которыми я боролся?

Не думаю, что тем, кто пытается откровенно ответить на подобные этому вопросы, требуется много времени, чтобы оценить свои реальныепровалы и попусту потраченное время и по праву оправдать Бога в том, что он отстраняется и не внемлетнашим просьбам. Иисус предупреждал нас, что явятся те, кто будет пророчествовать, изгонять бесов, совершать чудеса во Имя Его, но от которых Он отвернется в день Суда.Отойдите от меня. Я не знаю вас. Разве это не живой пример того, как можно карабкаться по лестнице, приставленной не к той стене, к которой нужно?Я никогда не хотел быть среди

отверженных.

В моменты возрастающего опасения я падал на колени для исповедии раскаяния и по- сле этого удваивалсвои усилия в стремлении быть еще более преданнымработником на ниве Господней. Несмотря на то, что в течение нескольких последующих недель или да- же месяцев сразу после этого я мог справляться с утяжеленной ношей, у меня никогда не было полной уверенности в том, что моих дел достаточно, чтобы Он веселился обо мне с радостью. И постепенно я скатывался на те же позиции, скоторых начал.

Никогда не забуду тот день, когда все изменилось. Несколько лет назад, переживая тяжесть предательства в моей жизни и обретая новый взгляд на Божий труд, совершен- ный ради нас на кресте, я вдруг начал прозревать в том, насколько мой Отец возлюбил меня и насколько Он веселится о своих чадах с радостью. Это новое ви´дение абсолютно изменило мою жизнь, и я надеюсь, что раскрыв его на этих страницах,я помогу вам изменить вашу.

Богу не требуется, чтобы мы служилиЕму ради обретенияЕго любви и привязанности. Он желает, чтобы мы служили Ему на основании той любви и привязанности, которая изливается на нас из Его сердца. Если вы никогда не пробовали встать на основание этой истины, то не можете себе представить, какая свобода раскрывается вашему взору. Мой Отец ввел меня в такой покой, в котором я понял, что даже если я в своей оставшейся жизни больше не прочтуни одной проповеди, не помогуни одному человеку, не приведу никого к спасению, Он все равно будет веселиться обо мне с радостью, поскольку я Его чадо.

Это не означает, что Он будет потакать мне во всем. Но сама мысль о том, что я любим Им полностью и безоговорочно, освободила меня. Я служил Господу тридцать четыре года

*Софония 3:17

с постоянной подсознательной целью заслужить Его любовь и расположение. В послед- ние двенадцать я научился жить в Его любви. И уже никогда не двинусь напопятную.

Вот где собака зарыта! Совсем не страх потерять Его любовь вводит нас в глубины познанияБога и изменяет нашу жизнь посредством принятияЕго святости. Напротив, полная уверенность в Его безусловнойлюбви вводит нас в полноту жизни в Нем даже при наличиинаших грехопадений и слабостей.

Страх никогдане был той тропой, по которой я мог бы войтив могущество Его жи- вотворящей и преобразующей силы, а познаниеЕго радости обо мне –– смогло. И теперь я знаю, что Божью любовь вкушают не со стола под табличкой что ты можешь дать Богу, а с того, накотором красуется: это тебе от Бога.

Онрадуется и о вас также.Можете ли вы представить Его таким по поводу собственной персоны радующимся и танцующим от счастья?

Нет? Вы считаете, что ваши огрехи и сомнения уменьшают степень Его любви к вам?

Вы волнуетесь, что ваше приношение настолько мало, что Он вас даже не заметит?

Тогда дайте-ка я вам кое-что открою. Он не радуется о вас по результатам ваших дел и даров. Он радуется о вас просто потому, что вы Его обретение.

Господь Бог твойсредитебя, Он силен спасти тебя;возвеселится о тебе с радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием. Софония 3:17

Поразмышляйте над этим

Взгляните честно на духовные дела, которым вы посвящаете свою жизнь. Рассудите, какое у них основание уверенность в том, что Божья любовьк вам велика или этовсе-таки стремлениезаработать Его расположение? Ответьте себе честно, не пытаетесь ли вы все еще оплатить Богу ваше спасение или какое-то другое Его благодатное вмешательство в ход вашейжизни? Просите Бога начать менять ваши сужденияи взывайте к Его помощи в пониманиитого, что Его любовь превыше всех даров, которые вы можете принестик Его ногам.

Для обсуждения в группе

1. Какую форму в наше время обретают дары и приношения Богу от людей ради об- ретения его любви и внимания?

2. Были ли у вас в жизнипериоды, подобные тому, который пережила Дженис когда вы трудитесь все усерднее, но чувствуете себя все опустошенней иопустошенней? Какие уроки вы извлекли из таких ситуаций?

3. Было ли в вашей жизни время, когда вы чувствовали, что ваш Отец радуется о вас? Было это обусловлено тем, что вы совершили ради Него нечто значительное, или вы просто осознавали, что Он любит вас за то, кто вы есть?

4. Помолитесь в группе о том, чтобы Господь научил вас, как обрести исключительное осознание Его любви, не зависящее от ваших дел или даров.

Когда мы признаем собственное бессилие и беспомощность; когда мы осознаем, что являемся последними неудачниками на по- роге Божьей милости, тогда Он может со- творить из нас нечто прекрасное.

Бреннан Маннинг Евангелие оборванца