8. Богач и нищий

О

казалось,чтоисториябылаоднаитаже,ноодвухразныхлюдях.Извсех––толькодваэтихслучаяМарксчелважнымзаписать,говоряопоследнемприходеИисуса

в Иерусалим в преддверии его неизбежнойсмерти. Одна произошла в началепути, недале- ко от Его родных мест в Галилее, другая случилась в городе Иерихоне во время последней остановки перед входом в Иерусалим.

Два человека каждый под грузом своегобремени обращаютсяк Иисусу за помо- щью, и мы ясно видим, как Господь оказываетмилость обоим. Нотолько один ее получает, а другой отступает лицо его омрачается огорчением, и всё потому, что он не понял того, что предложил ему Господь.

Давайте повнимательнее рассмотрим почему один получил, а другой нет. Если вы последуете моим рассуждениям, то так же, как и я, увидите себя самогов обеих ситуа- циях в разные периоды своей жизни. И уже с высоты прочитанного сможете определить, в каком случае вы правильнопонимаете Бога, а в каком ваши самыедобрые намерения обращаются против вас.

Ответ на поставленный вопрос может вас удивить, потому что он неординарен и несколь- ко не соответствует нашему классическому пониманиюБога и Его действий в жизни че- ловека.

В капкане деловой активности

Иисус еще не успел выйти на дорогу, ведущую в Иерусалим, как к нему приблизился человек, окликнул Его и пал перед Ним на колени прямо в придорожную пыль. Учитель благий, что мне делать, чтобы обрести жизнь вечную? И его обращение, и его поведение указывали на то, что вопрос шел из глубины души. Он знал, что в руке Иисуса находится именно то, чего ему не достает, и он отчаянно хотел получить доступ к этой тайне до того, как Христос выйдет из города.

Вопрос звучит искренне и смиренно. Иисус отвечает, ссылаясь на заповеди Писания. То, что говорит купец дальше,характеризует личность этого человека: Все это со-

хранил я от юности моей.

Так ли? Мы то теперь знаем, и Иисус тогда знал, что сохранитьили, другимисловами, исполнить все заповедибыло невозможно ответ был неправильным. Павел писал, что никто никогда не мог исполнитьЗакон Божий, и если хотя бы один человек смог обрести жизнь вечную через исполнение закона, то Христосзря умер. Таким образом, будь этот человекболее искренним с самимсобой, он бы это понял. Бог дал нам Закон, но для того, чтобы, вконце концов, мы обратились бы к Нему и просилибы Избавителя.

Означает ли это, что купецлгал Иисусу? Вовсе не обязательно. Кульминационной мыслью здесь является искренняяубежденность молодого человека в его полном соблю-

дении Закона. С самого детства приученный к труду следования Букве Закона, он лелеял надежду, что в результате этого сможет заслужить должное место в Божьем Царстве.

Убежденность в том, что он исполняет Закон, скорее всего, привела его к перекраи- ванию заповедейна свой лад. Другими словами, ему пришлось найти оправдание несо- блюдению менее важных заповедей. Он мог не считатьгрехом ненависть, зависть, эгоизм, но зато полностью сосредоточитьсяна исполнении более важных, таких как: не убий,

не возжелайжены ближнего своего.

Однако, отчаяние купца показывает, что он упустилглавное. Сам факт вопроса об обретении вечной жизни, ясно показывает он ее не только не нашел, но и не был уверен, произведет ли его нынешняяжизнь плоды вечной жизни. Он желал сделатьдля этого еще что-нибудь.

Этот человекбыл уловлен произведениями собственного труда. Это ясно из постановкивопроса: что мне делать. . . ? Он видит только себя, свои ресурсыи умения, он готов заработать то, что Христосбыл намерен ему отдать даром.

Как же Господь желал дать ему понимание! Марк отмечает особо: Иисус, взглянув на него, полюбил его. . . Что же Он увидел?Маленького мальчика, пытающегося вести себя хорошо, потому что только так он всегда заслуживал одобрениесвоего отца? Го- ды бесполезного, но изнурительного труда? И даже извращенную добродетель, которой оправдывались грехи и создавалась иллюзия праведности? А может, Он увиделнепрекра- щающийся духовный голод и изжогу от самоправедности, которая, как язва, подтачи- вала его изнутри?

Уверен, Иисус увидел и это, и многое другое. Он также желал, чтобы и сам этот че- ловек увидел, что у него внутри. Если смотреть поверхностно, то ответ Господа в данной ситуациизвучит безжалостнее, чем все другие: Одного тебе не достает: пойди, все что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, после- дуй за мною, взяв крест. Ответ смутил купца, надежды не стало. Он отошел с печалью, потому что не мог этого сделать.

Помню, как часто я проповедовал на тему этой притчи и с нескрываемым осуждением проходился по неспособности богача последовать тому, чего от него просил Иисус. Я го- ворил всем этот человек был слишком жаден, чтобы следовать за Христом.Он любил деньги больше,чем Бога за что и поплатился!

Но если посмотретьглубже, разве в этом была суть сказанного Иисусом? Кто вошел бы в Его Царство, если бы сказанное было главнымусловием? Когда я решился на покаяние во время одной из публичных проповедей Билли Грэма, все что от меня требовалось это раскаяние в грехах и вера в Иисуса Христа. Если бы мне сказали пойти, продать все что я имею и раздать нищим, сомневаюсь, пошел ли бы я. Сомневаюсь, чтои другие пошли бы тоже. Более того, я еще не встретилни одного человека на своем пути, который пришел бы к Христу на этих условиях, а так же ни одного, кто остался бы с Ним, если бы от них потребовали бы всего этого сегодня!

Осуждение человека за нежелание продать и раздать не только грубая ошибка, но и абсолютное непонимание того, о чем на самом деле говорилХристос. Он не предлагал богачу возможность поторговаться о спасении. Он просто давал ему шанс понять то, кче- му его уже должно было бы привести тщательное исполнение закона своими силами он никогда не сможет достичь высокихБожьих стандартов праведности, а его законопослу- шание сродни его богатству.

Рекордная высота

Тренеры по прыжкам в высотуне ждут от своих подопечных выполнения мировых дости- жений в спорте с первого раза. Они выставляют планку по возможностям спортсмена и по- степенно, в ходе тренировок и наработки техники прыжка, поднимают планкуна новую высоту, помогая потенциальным чемпионам выпрыгивать все выше и выше. Но Христос не следует такой технике в нашей истории. Отвечая на просьбу богача, Он выставляет планку сразуна полтора метра. Давай бери высоту без подготовки! Богач поступаеттак, как поступилбы любой уходит расстроенный, зная, что такое задание невыполнимо.

Онполучил урок, но не понялтемы. Иисус не пытался сыграть над ним злую шутку. Он поднял планку на недоступнуюдля этого человека высоту именно для того, чтобы тот перестал пытаться ее покорить. Дар, который Он предлагал,заключался в свободе от невыносимого ига стремления заработать Божью любовь своимиусилиями. Этот человек ничего не видел кроме своей добродетели, а Христос пытался дать емуновое ви´дение.

Он надеялся, что этот молодой человек поднимет глаза и скажет Я не могу этого сделать! На что Господь мог бы ему ответить: И хорошо! Тогда прекрати делать и все остальное, что ты делаешь в надежде заслужить Божью любовь. Прекрати надрываться и лгать себе. Довольно зарабатывать то, что заработать простоневозможно!

Иисус не желал, чтобы этот человек продолжал жить подстрахом недоступности уста- новленных планок. И Он знает насколько трудно людям с большим потенциалом найти дорогу в Его Царство. Такие люди всегда уверены, что могут на все заработать и за все расплатиться. Их внимание слишком сосредоточено на собственных усилиях и ресурсах, чтобы просто принять драгоценность Божьего дара.

Зависимость богача от своих собственных усилий уводила его прочь от той жизни, которую он искал. То многое, чего он мог достигнуть, все равно не восполнило бы ту пустоту в его сердце, которую может заполнить только Божья любовь. Понимание этого и ведет к истине, которая открывает нам, что значит быть возлюбленным чадом Божьим и как найти утешение в Его любви.

Это не значит, что Он не научит нас, как обрести свободу от наших имений и не даст познать радость истиннойщедрости. Напротив именно это и зиждется в познании Его любви. Желание все раздать рождается в ответ на ту благодать, которую мы приняли, а не из вымученных попыток раздобытьее своими путями.

Когда Петр стал хвалиться тем, как он и все ученикиоставили всё, чтобы следовать за Христом, Иисус отметил, что уже на тот момент все из них получили во сто крат более того, что было оставлено. Кроме того, они оставили всё не ради того, чтобы заслужить вечную жизнь, а ради отношений с Иисусом Христом, к которому влекли их сердца.

Ксожалению, мы не знаем продолжения истории с молодым купцом. Можно только надеяться, что слова Господа произвелидолжный плод в его душе. Но в любом случае в его жизни был момент, когда Иисус предложил ему бесценный дар тайну Божьей любви.

Господи, помилуйменя!

Несколько дней спустя, когда Господь выходил из Иерихона в свой последний путь в Иеру- салим по каменнымвысотам СвятойЗемли, Он услышал еще один крик о помощи. Это был слепой нищий, сидевший у края дороги. Услышав звуки проходившего мимо множе-

ства народа, он хотел знать, что происходит. Ему сказали, что это Иисус из Назарета идет в Иерусалим на праздник.

Вартимей был уженаслышан об этом учителе из Галилеи и точно знал Учительобладал силой помочь ему. Он начал призывать: Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня. Стоявшие рядом люди пришли в смущение от этих криков и заставляли его замолчать.

Это же всего лишь нищий! С какой стати Иисус должен ему ответить?! Но от этого Вар- тимей кричалеще громче, и среди шума Христосуслышал его. Он остановился, велел его позвать и спросил,чеготот хочет. Слепой сказал Ему: Учитель! Чтобы мне прозреть.

Заметьте, он не спрашивает, что ему нужно делать, чтобы прозреть. Он не торгуется, исходя из своих добродетелей. Он просто полагает свою веру на милость от Человека Божьего. И этого было достаточно.

Иисус не предлагает ему продать все, что он имеет. Господь исцеляет Вартимея и ука- зывает ему, что у того было все что нужно: Иди, вера твоя спаслатебя. Он не только получил исцеление, но заодно и спасение.

Иисус любил нищего не больше, чем богача, и не дал одному больше, чем уготовил для другого. Он щедро подал обоим. Но один понял и принял, а другой нет. Разница между этими двумя людьми свидетельствует о том, что нам требуется для обретения Божьей любви.

Иисус желал, чтобы и Его ученики не упустилиэтого урока. Задолго до последнегопу- тешествия в Иерусалим Он рассказал им притчу, в которой ярко показаны два персонажа. Речь в ней шла о фарисееи мытаре, которые молилисьв Храме. Фарисей был более чем доволен своею праведностью в своем усердии он превзошел всех, кого знает. Он даже решается похвалить себя на фоне стоявшегорядом и не смевшего поднятьглаза мытаря:

Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, . . . или как этот мытарь.

Вот что производит жизнь по делам. Раз уж мы никогда не сможем достигнуть высот Божьих стандартов, мы удовлетворяемся тем, что оправдываем себя на фоне других ме- нее достойныхверующих. Для того чтобы украсить собственный фасад, мы выискиваем в других слабостии предаем их презрению. Всякий раз, когда мы возвышаем себя, мы всеголишь демонстрируем насколько плохо понимаем милостьБожью.

Мытарь, напротив, не смел поднять глаз к небу, но, ударяя себя в грудь, твердил: Бо- же! Будь милостивко мне, грешнику! Иисус спросилслушающих, кто из них пошел домой оправданным. Ответ был настолько же очевиден, насколько очевидныистории с богачом и нищим.

Когда вас постигает искушение привязатьсвои отношения с Богом к вашей порядочно- сти или жертвенности даже не пытайтесь! Это невозможно! Вознесите планкунастолько высоко, чтобы не возникло даже соблазна попробовать, поскольку попыткиприблизиться к Богу на основании собственной значимости всегда закончатся разочарованием. Именно в этом и заключена благая весть!

Она свидетельствует нам о том, что Бог Сам совершил Собою все то, что мог потре- бовать от нас. Сила Писания заключается в том, что его центральной мысльюявляется освобождение нас от попыток восстановить собственную значимость в Его глазах. Познай- те это и вы обнаружите, что стоите у двери, ведущей прямо к сердцу Любящеговас Отца. Это и есть путь познания того, что Он возвеселился о вас с радостьюи готов преобразить вас в полноту Своей Славы.

Он любит вас от макушки до пят. И познаниетого, насколько Он вас любит, принесетобновление ваших отношений с Отцом и вашей жизни в этом мире.

Пойдите,научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?Ибо Я при- шел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Матфея 9:13

Поразмышляйте над этим

Проведите с Богом некоторое время, рассуждая о ваших с Ним отношениях. Оцените вашипросьбы к Нему звучат они большекак прошение богача или как крики нищего?С чего начинается ваш день: с того, что вы оцениваете свою производительность на Божьейниве (или ее отсутствие), или же вы полностью полагаетесь на Божью милость и любовь к вам? Нам всем в свое время привилинавык того, что жизнь в Боге зарабатывается усердным трудом. Оставить этот путь нелегко. Просите Господа дать вам познание Его милости и того, как можно прекратить достигать непреступных рекордных высот.

Для обсуждения в группе

1. Оцените кто вы богач или бедняк из десятой главы евангелия от Марка? Объяс- ните почему.

2. Опишите какие планкивы пытались взять в своей жизни, чтобы соответствовать Божьим стандартам.

3. Как вы думаете, почему мы сталкиваемся с множеством установленных планок, пре- одоление которых, по идее, должно доказать наши явные намеренияиметь жизнь в Боге? item Как бы изменилась ваша жизнь, если бы вы могли полагаться на милость Божью ежедневно?

4. Молитесь друг за друга о том, чтобы вы смогли научиться различать милость от достижений.

Идеал христианства не был ни испытан,ни востребован. Его сочли слишком сложным еще на этапе испытания.

Г.К. Честертон