9. Бог, которого мы любим бояться

В

детствемыиграливоченьстраннуюигрузапугивалидругдругадополусмерти,толькочтобыполучитьудовольствиеотстраха.

Мымогли просто сидеть на крыльце у кого-нибудь дома, как вдруг один из нас на- чинал выдумывать, указывая пальцем на улицу, что только что видел похитителядетей, крадущегося к нам. Остальные, подыгрывая, изображали страх.

Я не шучу! продолжал игру заводила, я видел, как он смотрел в нашу сто- рону. Еще какое-то время он продолжалзапугивания, однако никто не реагировал по- настоящему. Но вот кто-нибудь из решившихся подключалсяк игре и указывал на что- нибудь подозрительное необычнодолгий взгляд в нашу сторону случайного прохожего, или машина, проезжающая мимо на слишком низкой скорости. И игра приобретала второе дыхание.

Всеначинали вноситьсвой вклад в развитие воображаемой ситуации для достижения цели запугать всех и согнать стайку с крыльца. Последний убежавший был победителем. Учитывая возраст, игра не могла длиться долго. В ходе игры реальностьрастворялась в наших выдумках, и мы начинали верить в них больше. Как горох, мы высыпались с крыльца и в поисках спасения бежали кто во внутреннийдворик, а кто в подвал.

Через некоторое время после того, как туман страха развеивался, мы со смехом пере- сказывали друг другу кто и как испугался, после чего вновь направлялисьна крыльцо высматривать очередного маньяка. Процесс повторялся история развивалась снова до того самого момента, когда мы опять с визгом бежали в укрытие.

Этобыла всего лишь игра, но она давала нам вкусить силу страха.Даже при условии того, что этот страх создавался нами самими, и мы же пыталисьпротивостоять ему он все равно побеждал.

Мощная сила

Если вам когда-нибудь приходилось засыпать ночью в терзаниях от непонятных стра- хов, вы тоже знаете, что это мощная сила. Даже когда рациональная действительность развенчивает этот страх, он все равно навязывает свою волю, подобно неудержимой на- катывающейся волне.

Те, кто имеет опыт управления людьми, тоже знают, что нет ничего более действенного. Я постоянно наблюдаю это у себя на работе,где мы помогаем государственным школам курсировать по бурным водам спорных ситуаций,которые редко решаются мирно цер- ковью и государством. Все письма о поддержке,рассылаемые адвокатскими группами направо и налево,апеллируют исключительно к страху, культивируемому на описании того, чем противоборствующая сторона способствует разрушению Америки, которую ее народ незабвенно любит. Они знают это беспроигрышно,особенно когда дело касается гражданского долга каждого: пожертвовать деньги, время и другие ресурсы.

Внаше время страх движет жизнью. Он заставляет вас утром отправляться на рабо- ту, ночью запирать двери на замок,и он же заставляет ваше сердце биться учащеннее, когда вы понимаете, что эта полицейская машина позади вас по вашу душу. Рекламные агентства знают как страхом пользоваться,также знают ваши друзья и близкие, когда желают добиться от вас того, что, по их мнению, будет лучше.

Всегда найдется, чего бояться. Мы боимся неизвестности в жизни. Боимся, что сами останемся неизвестными. С одной стороны, боимся, что нам не хватит на жизнь, с другой стороны что нас уличат в краже. Боимся, что вступим в брак не с тем человеком.Страшимся впасть в маразм и заболеть смертельной болезнью. Боимся за жизнь своихдетей. С одной стороны, робеем, предполагая, что другие могут о насподумать, с другой ужасаемся тому, что они о нас вообще не будут думать. Нас пугает преступность. Нас ужасает мысль потерять любимых.Мы боимся властей. Мы страшимся не получитьто, чего всегда желали.Мыробеем, думая о том дурном, что нам могут сделать люди. Боимся быть отвергнутыми. Замираем от страха: Вдруг я провалю это дело! Боимся, что нашей добротоймогут воспользоваться в своих целях.Трепещем от ужаса одиночества.Боимся потерять работу. Боимся, что окружающие раскусят, что мы не совсем то, что они о нас думают. Робеем, что не впишемся в компанию. Страшимся неприятностей, которые с нами могут приключиться. Боимся смерти.

Не удивительно, что порой бывает трудно заснуть,а в ситуациях более сложных симп-томыстресса выпячиваются то тут,то там от простых головных болейдо тягчайших депрессий. Страх это мощнейший инструмент, потому он так широко используется прак- тически во всех организационных институтах и во всех своих формах для осуществления контроля. Правильная комбинация кнута и пряника легко играет на страхах людей и ма- нипулирует ими к принятию таких решений, которые они придругих обстоятельствах никогда не сочли бы разумными.

В данном контексте легко было бы сделать такой вывод: страх всегда толкает нас на зло и разрушение. Но это не верно! Иногда страх ведет к очень даже благоразумным поступкам. Страх быть пойманным за каким-либо непристойным делом может побороть искушение согрешить. Страх потерять работу подстегивает нас трудиться более усердно, чем тогда, когда такой Дамоклов меч не висит над нами.

Страх это, пожалуй, единственное орудие, которое может поддерживать порядок в греховном мире. Пирамида любой власти и закона устойчиво покоится на основании из исключительно личных интересов граждани опасения того, что этиминтересам по- тенциально может угрожать. До крестной смертиХриста не существовало ничего сверх этого. Даже Сам Бог использовал устрашение для ограничения власти греха средиСвоего народа. Начало мудрости страх Господень,читаем мы в Псалмах. И тут мы подхо-дим к другому более глубокому выводу: нашапроблема не сам страх, а объект, который внушает нам страх. Если бы мы толькомогли бояться Святого и Величественного Бога больше всего на свете, начинаем думать мы, это наверняка вывело бы нас на прямые пути.

Таким образом, мы начинаем рассматривать страх с двух сторон. Страх того, что о нас могут подуматьокружающие, может привестина скользкий путь греха, а страх Божий мотивирует к благочестию. Следовательно, мы уже не видим проблем в страхе, если внушающийнам его объект это Бог.

Страхом спасенные

Взгляните на историю христианства! Устрашение Богом и Его судами всегда использова- лось в качестве главной мотивации для верных и возлюбленных. Да и сейчас ее с готов- ностью эксплуатируют, как самый простой способ направить людей к Богу.

Собор Святой Сесилии вознесся выше всякой крыши в городке Альби, на юге Фран- ции. Аналогично Собору Сикстинской Мадонныв Ватикане, его купол и величественно взметнувшиеся вверх стены расписаны сценами из Писания.

Полное повествование Библии парит под куполомна фоне небесно голубого цвета в из- ложении кисти художника. Оно начинаетсясценой сотворения и Эдемскимсадом, а закан- чивается Страшным судом прямо в центральной части церкви. Эта самая величественная в мире 16,4 м на 15,6 м полноцветная композиция, в своем оригинальном исполне- нии изображавшаяБога в центре, на троне, производившим суд над овнами и козлами, развернулась сразу же за алтарем, уничижая его своими массивными размерами.

Козлы отправлялись на мучения в аду их агония красочнопредставлена на се- ми отдельных работах, которые занимают самую нижнюю часть в композиции. Каждая картина около 8 метров высотойизображает адские муки тех, кто повинен в семи смертных грехах. К примеру, повинные в жадностиизображены связанными демонами, которые вливают им в глотку расплавленноезолото.

Представленное на свет в пятнадцатом веке, это полотнобез прикрытия говорит нам о том, что именноего составители хотели вбить в голову верным Христовым, соби- равшимся в Соборе. Бог страшныйСудья, жуткие вещи будут твориться с теми, кто не пожелает делать то, что Он скажет. Это и подобные ему утверждения прошили красной нитью историю христианства вплоть до наших дней.

Вот мы с женой стоим перед входом в здание концертного зала. Настроение поднима- ет группа людей, вооруженная плакатами, утверждающими, что мы идем в направлении Геенны огненной. Очнитесь! кричит мне в лицо некто, стоящийв двух шагах от ме- ня. Разве вас не волнует, что вы одной ногой в аду? Покайтесь! Иначе гореть вам вмуках вечных! слышитсяс другого края.

Уменя даже нет сомнений в том, что этой группой движет доброе намерение. Для них эта акция единственно верныйпуть к тому, чтобы привлечьлюдей к Богу. Од- нако, очевидным фактом является также абсолютноеравнодушие к ней тех, на когоона была направлена. Б´ольшая часть людей игнорирует взывающихи негодует по поводу навязывания идей аудитории,которая не имеет возможностискрыться от назойливых преследователей.

От самого своего рождения христианство неразрывно связано с фактом Божьегосуда. Полотно в Альби, Грешники в руках Страшного Бога Джонатана Эдвардса,пригла- шение отдать себя в руки Христовы, потому что вы можете умереть в любой момент и попастьв ад, да и многое другое подобноестроит наши отношения с Богом на все том же основании из страха. Хотя это основание очень эффективно для выбивания срочного решения отдать свою жизнь Богу, оно очень редко ведет к духовному горению и росту.

Нестранно ли, что сегодня самым неотразимым аргументом в пользу познания Бога является устрашение обратным? Я никогданезамечал, чтобы устрашение доминировало в служении самого Христа тем ученикам, которые последовали за ним. Никто не может отрицать, что Сам Христоси Писания дают нам понятие о том, насколько разрушите- лен грех, и какие последствия ожидают людей, отвергающих дар спасения. Но Господь не прибегает к устрашениям, когда предлагает следовать за собой.

Егоприглашение исходит от Бога, возлюбившего каждого живущего совершенной лю- бовью; оно простирается в Царствие, которое имеет абсолютную ценность над всем, что

есть в мире. Христос не взываетк страхам, потому что знает: в страхе всего лишь часть дела, даже, если это страх Божий. Страх можно использовать как орудиеманипуляции к кратковременному всплеску чувств, но никто никогда не приходил к познаниюполноты Божьей славы посредством игр на этом чувстве.

Преодолевая страх

Я думал, все вознеслись, а я оставлен. . . То, что случилось со мной, может и сейчас полностью лишить присутствия духа любого подростка двенадцати лет.

Трагикомичная цепь мелочей однажды сплелась в такую ситуацию в моей жизни, когда в начальной школе я не понял или не услышал того, что после учебы родители должны были забрать меня, то есть мне не следовало садиться как обычно в школьный автобус.

А я сел в него по привычке. Но все в этот день было не так. Для начала, в автобусе я не нашел своегостаршего брата, которыйвсегда оказывался в нем раньшеменя.Через несколько минут была остановка передсредней школой, где учился мой младшийбрат, его также не оказалось в числе добавившихсяучеников. Что происходит?

На ум моментальнопришли слова пастораиз недавней воскресной проповеди. Говоря о Втором пришествии, он описывалдвоих, которыебудут жать на поле. Один возьмется, а другойбудет оставленпережить Великуюскорбь. И если даже только один не испо- веданный грех будет разделять вас с Господом по Его пришествию, вы останетесь! Мне, лишенномув тот день всей моей семьи, не потребовалось много времени, чтобы сидя вшкольном автобусе, составить полный список всех грехов, которыемогли стать препятствием к моему вознесению.

Казалось, что в тот день автобус никогдане доедет до моего дома. К тому моменту, когда он, наконец, остановился там, где положено, мое воображение уже нарисовало мне будущее в жутких красках. Теперь я окончательноудостоверился я покинут! Триста метров до дома я бежал бегом, надеясь сверх всякойнадежды, что хоть один из моих родителей все-таки будет оставленвместе со мною. Дом был пуст!

Ябыл в отчаянии молился, плакал, каялся. Я умолял Бога забрать меня тожепусть и немного позже, но все было бесполезно. Перспектива жизни во времена Ве- ликой скорби меня ужасала,но я знал,чтоад дело похлеще того! Там и тогда я дал себе обещание быть верным Богу вне зависимости от того, что бы со мною не делалАн- тихрист. Пусть я промухал первую возможность, но уж ко второй-то я подготовлюсь! И в подростковой запальчивости я готовился к встрече с Антихристом.

Через час приехали родители вместе с остальной утерянной частью семейства. Прояс- нилась и запутаннаяситуация. Я никоим образом не пропустил вознесения! Это было для меня невероятной радостью, но в будущем я решил не рисковать. Я был намерен стать идеальным подростком в Божьих глазах.

Первый месяц так оно и было более или менее. В собственных глазах я тогда жил безгрешной жизнью, избегая всякого возможного искушения, проводя ежедневно всякую свободную минуту в молитвах и чтении Библии. Но продлилось это не долго. Течение времени притупляло остротупережитого страха до тех пор, пока через несколько месяцев после того страшного дня я не оказался на прежних стартовых позициях.

Христос знал, что страх, как костыли для человека со сломанной ногой, лишь вре- менное решение проблемы. Хотя он и неплохо подстегивает на короткой дистанции, при марафонском забегеэто средство просто не действует. Очевидно, что страх не меняет нашего внутреннего содержания, он простодержит нас под своим контролем и то только тогда, когдапостоянно подогревается. Именно поэтому проповеди о СудеБожьем на-

столько актуальныв христианстве. Они обостряют наш страх перед Богом и служат то- му, чтобы удерживать нас на пути праведной жизни, которой мы должны бы следовать с удовольствием. Следующие за ними раскаяния, исповеди, намерения жить по-новому и находиться в служении Христовом дают ощущение очищения.

Такая закономерность действительно помогает какое-то времяжить несколько правед- нее но только недолго. Современем возгоревшаяся страсть по праведности утекает, как песок, снова обнажаетсянаша старая сущность и тихо ненавязчиво вкрадывается в обнов- леннуюжизнь. Таким образом, мы скатываемся на те же пути, от которых еще недавно горячо отрекались. Через некоторое время все снова повторяется.

Страх не может привести к бесповоротному изменениюличности. Он всего лишь кор- ректирует текущее поведение. Вместо того, чтобы открывать все новыеи новые перспек- тивы отношений с Живым Богом, он наобороттолкает от Него, обременяя нас к тому же еще и чувствомнесоответствия стандартам и тяжестью повторяющихся грехов.

Иисус предлагал иной путь. Онжелал разорвать узы самогостраха даже нашего страха перед Богом. Он знал мощь гораздо более сильногочувства того, которое не пе- рестает с течением веков и открывает нам глубину общения с Богом. На меньшее Он был не согласен. Почему же соглашаемся мы?

Не бойся малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. От Луки 12:32

Поразмышляйте над этим

Вспомните момент, когда вы посвятили себя Богу. В тот моментвы были объятыЕго любовью, и поэтому пришло решение о покаянии, или вы боялись наказания? Когда вы думаете о том, что Бог пребывает с вами в каждую минуту вашей жизни, это дает вам душевный покой или навевает беспокойство? Принимаете ли вы страх перед Богом как условие, которое помогает вам избежать греха и исполнять все то, что, как вы думаете, Бог наметил для вас? Если так, помогало ли это вам избежать всех грехов в вашей жизни? Поразмыслите над этими вопросами и попросите Бога показать вам то, как ваши страхи, может быть, не дают вам чувствовать себя спокойно в Его присутствии.

Для обсуждения в группе

1. Возвращаясь к списку страхов, представленному в этой главе, какие из них, по обыч- ному нашему измышлению, полезны? Какие из них разрушительны? С какими из них вам приходится бороться ежедневно?

2. Помогалли вам ваш страх перед Богом избежатьпринятия нездоровых или даже оасных решений в жизни?

3. Было ли этого достаточно, чтобы помочь вам не грешитьвовсе?

4. Поделитесь ситуацией из своейжизни, когда страх Божий был для вас реальностью. Как этот страх повлиял на вашиотношения с Богом?

5. Помолитесь в группе о том, что вы услышали друг от друга и о том, чтобы Бог сам освободил вас от рабства страху.

А не приведетли осознание того,что Бог любит нас безусловной любовью к духовной лени и моральной небрежности? Теоретиче- ски, страх обоснован, но жизнь доказывает, что реальность как раз полярно противопо- ложна. . . Чем глубже мы врастаем в любовь Божью, тем щедрее расточаемвокруг себя свою веру.

Бреннан Маннинг Лев и Агнец