10. Самая могучая сила Вселенной

А

тыменядействительнолюбишь?Можнолиуслышатьболеежестокийукороттого,ктотебепо-настоящемудорог?Смыслегосостоитвтом,чтотвоидействия

или слова послужили тому, чтобы дорогой тебе человек засомневался в твоей любви. Как можно уверить словами того, кто читает обратноев твоих действиях?

Любишь ли ты меня?

Испытующие слова Иисуса, наверное, пронзили сердце Петра до самых его глубин. Не прошлои недели с тех пор, как Петр оставил Христа в самый тяжелый момент Его жизни. Страх, объявший Петра в ту ночь, поглотил обещания умереть за Христа. В час испытания ему, как и всем, стало ясно, что его собственная жизнь оказалась для него дороже жизни друга, которого он искреннелюбил.

А Иисус задавал все тот же вопрос вот уже второйраз, вопрошая о самом глубинном проявлении любви, которую один человек может предложить другому. Ни в первый, ни во второй раз Петр не смог ответить на этот вопрос. Переплетение слов в их беседе не скла- дывалось в стройные вопросыи ответы. Дважды Петр ответилне тем словом, на котором настаивалИисус. Я сильнолюблю Тебя, как брата утверждал Петр.

Писание не объясняетнам, почему он не смог ответитьименно тем словом, которым вопрошал Господь, но тут легко предположить, что в этом определенную роль сыграла вина его предательства. Петр знал, что не любил Господа настолько, насколько думал, что любил. Скорее всего, ввиду своего недавнего отречения он пытался подобрать более приемлемое слово, которое могло бы реалистично соотнести его чувства и действия.

Задавая свой третий вопрос, Иисус принимает и произносит то слово, которым отвечал Петр и которое означало братскуюлюбовь. Хотя Петр и отвечает утвердительно, он огор- чен тем фактом, что трижды спрошен об одном и том же. Но отметьте для себя: Иисус не отдаляется от него, но все трираза Он взывает к тому, чтобы Петр преодолел свою слабостьи вошел в служение в Его Царствии. Паси овец Моих. Его мысль абсолютно ясна ты не гнилой товар, твоя слабость не изменила ничего в наших отношениях, ты всё так же остаешься частью семьи.

Этот обмен вопросами и ответами изумителен по многим причинам, но, наверное, самое поразительное в нем даже не столько то, какого ответа Христос ждет от Петра, сколько, что Он вообще задаеттакого рода вопрос.

Какой Бог ищет того, чтобы быть любимым?

Бог, который желает быть любимым

Любишь ли ты меня?

Вопрос, который мы никак не ожидаем услышать от Бога. И тем не менее, Иоанн запечатлевает его в контексте весьма значимой беседы, которую воскресший Господь ведет с одним из Своих учеников. Троекратное повторение этого вопроса привлекает особое внимание.

Скакой стати Его заботитжелание быть любимым? Он Всемогущий Бог, царствую- щий над всем,в присутствии тысячи тысяч обожающих Его ангелов. Он можетповелевать о подчинении, просто потому что Он движущаяи составляющая сила Вселенной. По- чему же Его интересует, любит ли Его Петр?

Неправда ли, нам гораздо привычнее, когда наши божества приказывают нам бояться. Практически всякий идол или лжебог, которого когда-либо придумывал себе человек, требовал служения страха. Но любви? Какой лжебог когда-либо желал быть любимым? Бояться их? Да! Подчиняться им? Да! Но любить их?…

После совершенного на крестетруда Иисус приходит и вопрошает о любви. Он желает принятьее от того, кто недавнопредал Его. Ане может ли статьсятак, что именно это Он более всего хотел произвести в душах Своих последователей посредством крестной смерти? А не стала ли Его смерть той самой выстроенной дорогой, посредством которой мы преодолеваемсвой страх перед Богом и входим в новые отношения, основанные не на страхе, а на глубинной и еще не познанной любви? А если нет то, что же это тогда было?

ВВетхом Завете Бог часто являл себя Богом любящим и милостивым, но очень немно- гие познавали Его именнотаким. В большинстве своем народ мог жить в послушании только под страхом наказания или суда. Даже заповедь возлюбить Бога всем сердцем несколько омрачалась самим способом привлечения людей к Нему. Разве истинную лю- бовь можно заповедать к исполнению?

Та любовь, которую Иисус ищет в Петре, образ, отражающий желание Отца быть любимым своим народом. Только народ редко когда понимал это. Бог жаждал теплоты и нежности в отношениях,пронизанных любовью. Господь предлагает Петру все это спол- на, несмотря ни на что даже на то, что каждый его ответ дается ему с трудом. Если сила креста разрывает мрак предательства, то нечто новоедействительно имеетместо быть. Иисус протягивает Петру руку для того, чтобы провести его сквозь егопозорк познанию глубины любви Божьей. Он дает ему возможность прикоснуться ксамоймогучей силе во Вселенной.

Любовь абсолютнаясоставляющая Бога. Иоанн, когда пытаетсяпередать сущностьБога, выводитее очень простой, но глубокой фразой: Бог есть любовь. Очевидно, что мы никогда не сможем изложитьв четкой терминологии ни понятие Бог, ни то, как Отец, Сын и Дух Святойсоставляют такое единствовзаимопроникновения. Но мы точнознаем, что они пребывают в состоянии совершенной любви.

И когда эта любовь касается вашегосердца, вы понимаете, что по силе и мощи во всей Вселенной нет ничего ее превосходящего. Своею мощью она покрываетваши неудачи, разочарования и грехи, пленяет ваши мечты и развеивает страхи. Бог знает, что как только выприкоснетесь к глубинам этой любви, ваша жизнь изменится навсегда. Ничто не сможет восстать выше этой любви, инет ничего другого, посредством чего вы смогли бы вкусить истинной святостипредлагаемой Им святости.

Сильнее,чем страх

Всем сказанным я ни в коей мере не утверждаю, что в страхе Божьем есть что-то непра- вильное. Я всего лишь хочу сказать, что страхом Божьим все не заканчивается. Это только

первая ступень на лестнице познания полноты Господа. Он Сам сказал, что это начало мудрости, но заметьте лишь ее начало. В любви таится ее бескрайность.

Если любовь к Богу волнует вас не слишком сильно, с вас будет достаточно и страха Божьего. По крайней мере, это убережет вас от поступков, которые могут быть фаталь- ными как для вас, так и для окружающих. Но как только вы познаете насколько любимы Им, вам уже не придется Его бояться. Другими словами, этому Отцу важно не столько ваше повиновение, сколько ваши чувства. Повиновение без любви возможно. Но Он знает, что где есть любовь, там не может не быть повиновения.

В любви нет страха. . . потому что в страхе есть мучение писал Иоанн церкви в Эфесе, убеждая их в том, что Бог заменил порядок страха на порядок любви. Эта мысль была революционной в те временаи, к сожалению, остается таковой в нынешние. Похоже, нам гораздо удобнеебояться Бога, чем любить Его.

Страх не пребывает в сущности Бога. Ему нечего бояться. Да и Его личная святость плод не страха, но исключительно любви. Кроме того, страх никогда не произведет той святости, которую Бог предназначил разделить с нами.Страху это не под силу. Для того, чтобы нам быть подобными Творцу, Ему требуется изгнать из нас страх и научить главному чуду: тому, как жить в Его любви.

Иоанн описывает страх и любовь как две полярныепротивоположности. До прихода в этот мир Христа Бог сдерживал человеческие страсти посредством страха, но страх не привел к святости ни единого человека. Во Христе Бог желал обрести нашу любовь посредством приношения Своей собственной. Таким образом, страх более не служитдрев- нюю службу, поскольку Бог знает, что мы не сможем полюбить того, кого страшимся.

Скажем, вы искренне верите в то, что машинадорожного патруля, подпирающая вас сзади в ряду движущегося транспорта, служитвашей безопасности. Но это не наполняет ваше сердце любовью к сидящимв ней полицейским. Более того, страх заработать штраф заставляет вас предпринимать особые меры предосторожности. Интересно то, что именно в тот момент, когда патруль рядом с вами на дороге, ваша безопасность обеспечена более всего. Не только вы передвигаетесьаккуратно, но и другие водители ведут себя более осмотрительно.

Однако, разве вы не испытываете чувство облегчения в тот момент, когда патруль- ный автомобиль наконец сворачивает в другую сторону? Несмотря на то, что присутствие полицейского рядом с вами было гораздо более благоприятно для вас, чем вы можете оценить, вам вовсе не хочется заключитьего в дружеские объятия. Стремление соответ- ствовать стандартам не ведет к глубинным отношениям.

Именно это организованная религия зачастуютрактует в обратном порядке. Вот по- чему так много прихожан в церквях стоят на приличном расстоянии от Бога, и почему их сущностьостается неизмененной. Мы полагаем, что соответствие Божьим стандартам передвинет нас ближе к Нему, однако на поверку этого не происходит. Когда нас подстеги- вают страхии недостижимыепоказатели святости, мыдвигаемся в противоположном от Него направлении. Изменить нас может только жизнь, сокрытая от всех невзгод в самом сердце Божьей любви.

Страх перед Богом может заставить нас подтянуть свое поведение и соответствовать Его стандартам, но это не может продолжаться долго, поскольку такой порядок проти- воречит нашей собственной воле. При всем том, что такой процесс приближает к правед-ности, он, однако, не меняет нас изнутри. Результативное поведение находится в прямой зависимости от прогрессии страха. Таким образом,пока есть страх, есть и результат.Вот почему те, кто вступилина этот путь, находятся в постоянной зависимости от его уровня: чем сильнее страх, тем более они мотивированы.

Но Бог-то знает, что приняв Его любовь, вы сможете шагнуть в такие глубины, в ка- кие страх никогда не сможет вас сопроводить. Вот почему Любовь, преждевсего, вступа- ет в борьбу с боязнью и опасениями. Но совершенная любовь изгоняет страх, пишет Иоанн. И, несмотря на то, что страх является самой действенной мотивирующей силой, из- вестной человечеству, Божья любовь превосходит и его. И пред лицом ее тускнеюти мель- чают даже самыеострые наши переживания. Любовь вытесняет страх точно так же, как свет изгоняет тьму.

Нет ничего более важного в духовном росте, чем этот обмен страха на любовь. Иоанн завершает свою мысль следующим: Боящийся несовершенен в любви (1 Иоанна 4:18). Пребываяв страхе, мы тем самымне позволяем происходить определенному действию, которое совершенствует нас в Боге.

Те из нас, кто служит Богу под страхом наказания, постоянно будутслужить Ему на грани своих возможностей и при этом всегдачувствовать, что их усердия не достаточ- но. Чувство вины будет требовать поиска оправданий, что означаетэти люди никогда не смогут понять, чтона самом деле имел Он в виду, когда говорилвы друзья Мои. Для вас уготовлено гораздо большее. Господь желает, чтобы вы проникли в Его любовь настолько глубоко, чтобы в ваших с Ним отношениях не было страха. Убежденность в Его любви к вам и ее размахе изгоняет всякий страх. Тогда не страшны ни расплывчатые перспективы будущего, ни предательство друзей, ни отсутствие целей, ни даже Сам Бог поскольку познание Его любви к вам положит основание полногодоверия, а этого уже достаточно, чтобы подвести вас к небывалому в вашей жизни причастию к Его святости.

Что за любовь!

Вы, возможно, думаете, что освобождение от страха перед Господом было бы неплохим ре- шением вопроса. Но мой опыт показывает, что не все разделяют эту мою радость. Многие полагают, что боязнь Бога и Его наказанияединственное средство, которое удерживает их от впадения в грех. Они настолько боятся победы собственной плоти, что цепляются за страх перед Богом, как за спасительное бревно в бушующем море.

Тяжело отпустить свой страх Божий, когда он верой и правдой служил так долго. И это понятно. Мы редко задумываемсянад тем, что любовь может быть достаточным и полноценным орудием в борьбес грехом. На практике это выглядит так: мы все любили своих родителей, но этого было недостаточно, чтобы удержать нас от тех поступков, от которыхони нас удерживали. Только страх того, что нас застанутна месте преступления и накажут мог удержать от непослушания. Многие переносят этот образ на свои отно- шения с Богоми не удивительно, что доверяют своему страху гораздо больше, чем Его любви.

Но покров Божьей любви, а также любовь, которой Он ждет от нас, не имеет себе примеров в прошлом. Любовь познали мы в том, что Он положилза нас душу Свою (1 Иоанна 3:16). Иоанн дает определениелюбви Отчей, посколькузнает, что наше земное познание любви никогда не сравнитсяс Божьим.

Любовь по-человечески всегда хоть и по-разному корыстна. Вот почему напо- любил(а) есть и свое разлюбил(а). Разве это не показатель того, что чувства, испыты- ваемые к кому-то, всегда привязанык собственным интересам? То есть, они живы до тех пор, пока имеется нечто, получаемое в ответ. Однако, когда это нечто исчезает, а отноше- ния больше не несут радости и превращаются в некий тяжкий груз, чувства уже совсем другие. Боюсь, что у каждогоиз нас в жизненном багаже есть история о близком друге, который пересталбыть им в ту самую минуту, когда мы пересталислужить его интересам.

Да и обратные истории о нас самих лежат в тех же сундукахпамяти. Корыстная любовь ищет исключительно своего.

В необыкновенно редкие моментыслучается, что любовьодного человекак другому толкаетк тому, чтобы отречься от своих интересовв пользу другого. Самые выдающиеся литературные произведения обыгрывают именно эту тему и глубоко трогаютнаши сердца. Почему? Потому что позволяют заглянуть в вечность. Как жередкоотношения в этом мире возносятся до такого самопожертвования.

Но это именно то, что совершил для нас Иисус. Именно этим Он раскрыл для нас абсолютно неизвестную любовь. Божья любовь не основана на корысти, она выстроена на бескорыстии. Он отдал свою жизнь на кресте не ради того, чтобы послужить Себе, но ради нас, погрязших в грехах. Этим актомсамопожертвования Он создал уникальный эталон любви, обнаруживаемый лишь в Нем. Эта любовь жертвует своими интересами ради великой благодатине той, которая является предметом фантазий, но той, которой мы живы каждыйБожий день.

Возможно, что пути вашей жизни пролегли на приличном расстоянии от всего сейчас обсуждаемого. Мы действительно не имеем навыка мыслить такими образами, поскольку с малолетства приучены к жесткимправилам мира: хочешь выжитьпозаботься о себе сам. Мы не знаем, что такое бескорыстная любовь, мы не имеем таких способностей, которые помогли бы выпаритьее из наших постныхобетов и обрядов.

Лучше чем Иоанн никто не может сказать: Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбилнас (1 Иоанна 4:19). До тех пор пока не познаем, что Божья любовьреальна, пока не доверим Ему всю свою жизнь до самых ничтожныхмелочей, мы не сможем осво- бодиться от пут собственной плоти. Вот почему нет ничего более важного, чем понять, что суть Христовой смерти на кресте это любовь к вам. Этот догмат долгое время оста- вался в забытьи в среде божьего братства. Но если крест рассматриватьтолько как факт удовлетворения Верховного правосудия, то он неожиданно теряет свою силу.

Крест это порог. Переступив его, вы ступаете за дверь,ведущую в познание того, какова она любовь вашего Отца,которую нигде, кроме как в Нем, невозможно найти. И очертания ее возникнут в вашем сердце, когда вы познаете силу того, что Отец и Сын совершили в тот крестный час. Она дарует вам чудо покоя и доверия в Его присутствии, позволит без стыда принести пред Ним в наготе свое бессилиеи никогда более ни по какому поводу не нахлобучивать на себя шапку Мономаха.

Именно тогда вы и обнаружите,чтожизнь в Боге это такое дерево, корни которого питаются покоем и глубокой уверенностью в Его любви, а не беспокойствомпо поводу того, что вы Его недостаточно возлюбили. В то утро на берегу Галилейского моря Господь учил Петра именно этому. И хотя Петр так и не смог выговорить, что любит Господа такой глубокой любовью, на которой Он настаивал, познание мощи крестной смертибыло просто неизбежным. Но в тот момент стыд от совершенных ошибок еще не был утоплен в глубинах Божьей любви.

ДляПетра тот час был решающим моментом в жизни, и он принял его пусть не со- всем стройно, но принял. Во всех его Посланиях сквозитлюбовь к Богу, именно такая, которой он так и не смог высказать Господу, но с которой Господь пришел кнему. Петр все-таки смог окунуться в эту любовьна такую глубину, где нет страха.

И вы сможете тоже.

Взойдите на Голгофу и воззрите как перед вами развернется невероятная панорама замысла во всей своей славе.

Потому что вы неприняли духа рабства, чтобыопять жить в страхе, но принялиДуха усыновления,Которым взываем: Авва, Отче! Римля- нам 8:15

Поразмышляйте над этим

Какие чувствадвигают вашими действиями: уверенность в Божьей любви к вам, или страх того, что вы трудитесь недостаточно, и это не радует Бога? Попросите Его про- демонстрировать вам, каким образомстрах или стыд обуславливают ваши будничные решения. В течениенескольких дней попробуйте с утра почитать1 Иоанна 4:7-21, пораз- мышляйте над тем, очем пишет автор послания. Просите Бога открыть вам,насколько вы Им любимы, ио том, чтобы сила этой любви рассеялавсе страхи в вашей жизни.

Для обсуждения в группе

1. Если бы сегодня Господь задал вам тот же самый вопрос, который Он задавал Петру, как бы вы на него ответили?

2. Какие дела ради Бога в вашей жизни мотивированы страхом перед Ним и Его Су- дами относительно лично вас?

3. Какие ваши поступки основываются на уверенности в том, что Бог вас любит?

4. Сравните свои чувства в обоих случаях, когда вы исполняете дела, основанные на страхе и на любви. Что вы переживаете?

5. Прочитайте 1 Иоанна 4:7-21. Выделите для себя те качества Божьей любви, о кото- рых говорит Иоанн.

6. Молитесь вместе о том, чтобы Бог постоянно давал откровения о глубине Своей любви каждому из вас.