Часть III. Неопровержимые доказательства

Что же сказать на это? Если Бог за нас, ктопротив нас? Тот, Который Сына Своегоне пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Римлянам 8:31–32

Дав человеку свободу выбора, Творец тем самым предпочел ограничить свою соб- ственную власть. Он пошел на рискованный эксперимент, позволив нам выбирать между положительным и отрицательным, дав нам свободу творить добро или зло, потому что Бог не желает принимать вымученноепод- чинение рабов. Напротив,Он желает бес- корыстной любви таких сыновей,которые повинуются из любви и любят Его просто так.

Катерина Маршал, За пределами себя

11. Ибо так возлюбилон вас, что дал вам свободу. . .

К

онечно,наповерхностилежитвопросповиновения!Воттаквсебанальноипро-сто!обрывкиживойбеседывдвухстоликахотменявресторане,гдея обедал

с друзьями, едва доносились до моих ушей. Это то немногое, чего желал получитьБог от Адама и Евы. Но и этой малостиони не смогли Ему дать. Одобрительные кивания остальныхучастников разговораза столом свидетельствовали об их немом согласии.

Как же мне хотелось оставить на время мою собственнуюкомпанию и присоединиться к их разговору! Ведь я тоже когда-то думал так же, как и они для Бога нет ничего важ- нее нашего повиновения. Разве не это доносилидо нас в качестве важной доктринальной основы?

Но с некоторых пор я не считаю ее настолько однобокой. Конечно же, Бог хочет, чтобы мы подчинялись Его воле. Адам и Ева могли бы уберечь нас от многих страданий, если бы выбралиповиновение Богу. Однако, Бог понимал, что их неповиновение скорее было лишь симптомом другой проблемы, которая беспокоила Его гораздо больше.

Онсотворил нас еще и для того, чтобы мы вошли в отношения, которые Отец, Сын и Дух Святой имеют в вечности. Исходя из этого, мы должны были бы принять участие в них на тех же условиях,чтои Троица, а Их единствостроится на неопровержимой любви и доверии друг к другу. И в доказательство то, как Они общаются ивзаимодействуют друг с другом, красной нитью пронизывает все Писание. ПринятиеБожьего приглашения участвовать в этих отношениях имеет смысл только в том случае, когда и мы согласнывступить в них на основе полного и безоговорочного доверия.

Если подойти к вопросу отношений со стороны подчинения, то подчиняться можно и без доверия. В этом случае человек исключает себя из доверительных отношений с Бо- гом. Но давайте подойдем к вопросу со стороны доверия. Тут мы увидим, что именно оно и рождает согласие повиноваться, а внимательное рассмотрение историйнеповиновения Богу откроет нам, что все они пускали корни на почве неуверенности в Божьей сущности и Его намерений в отношении людей.

Таким образом, произошедшее в Эдемском саду вовсе не являлось стремлениемБога востребовать человеческое подчинение. Скорее, это было желанием увидеть в людях на- клюнувшиеся росткидоверия. Он предполагал, что первыйшаг в Его сторону на самом деле весьма может быть и в направлении от Него в пользу неповиновения. Господь ли не знал, что этот урок будет дорого стоитьи Ему прежде всего! Но Он избрал этот путь,

потому что жаждал взаимоотношений с теми, кто придет к Нему из любви, а не будет повиноваться из-за страха. Последнее, кстати, было бы гораздо легче устроить. Но Бог знает, что любовь может благоухать только там, где есть доверие, а настоящее доверие могло возникнуть только тогда, когда люди имелисвободу его отвергнуть.

Действия отца в притче о блудномсыне, не укладывавшиеся в здравую человеческую логику, были наполнены глубоким смыслом для Христа. Он излагал в своемповествовании именно то, что видел своими глазамитогда давно, в саду Эдемском.Отецдал Адаму и Еве все, о чем они только могли мечтать и не мечтать вплоть до свободыжить в независимости от Него.

И именно этим своим действием Бог преподнес людямдрагоценнейший из дароввозможность войти в свободные и основанные на любви личные взаимоотношенияс Богом всей Вселенной. Разве не удивительно то, что изначальный выбор человека довериться собственной мудрости и повергнуть все творение в агонию греха и смерти заботилБога меньше, чем возможность превратить их падение в возвращение к Себе.

Лучшея сам!

И насадилГосподь Бог в саду Эдемском всякое дерево отборноеи приятное, а в центре сада посадилОн два дерева особых! Древо жизни давало бессмертие всякому, кто съест от него, а плод от древа познаниядобра и зла открывал глаза любому и давал возможность видеть добро и зло именнотак, как видит их Бог. И сказал Бог человеку, что от всякого деревав саду могут есть они, кроме как от древа познания добра и зла. Плод от этого дерева хоть и может просветить, но он же и убьет их.

Разве не лучше было бы вообще не создавать такое! Или уж если нельзя было, то, на- верное, можно было бы сокрыть это дерево где-нибудь на самом отдаленном краю земли? Ведь ясно, как день, что наличие такогособлазна создавало условие для грехопаденияче- ловека и последовавших за этим тысячелетий страданий в грехе, боли, войнах и болезнях. Однако, Бог не посадил это дерево для того, чтобы навести на нас смерть, но, напротив, для того, чтобы дать нам свободу выбора, через которую наши взаимоотношения с Ним наполнятся смыслом.

Онзнал, что любой возможный выбор Адама и Евы станет первымшагом на пути к познанию Его великолепной любви. К большому сожалению, так же как и блудный сын, люди научатся доверять Богу только после того, как прежде испытают свои собственные силы и поймут, насколько они их переоценили.

Выбудете подобны Богу, обещал им змей в саду, объятом утреннейпрохладой, убеждая съесть то, что Бог запретил. Вот уж непреодолимое искушение! Мы часто иску- шаемся гораздо менее значимыми вещами, чем желанием быть подобными Богу. И разве они не были изначально сотворены по Божьемуподобию? Неужели желанием Бога не было ввести их в такие отношения с Собой, чтобы они стали такими же, как и Он? Не является ли стремление быть подобным Богу, высшим идеалом христианской жизни?

Сам факт того, что такое благородное намерение может быть использовано во зло, должен стать для нас предупредительным сигналом. В этой ситуации грех раскрывает- ся в полной своей сущности. Мы часторассматриваем действие как грех, но забываем заглянуть в корень того, что толкает нас на греховные поступки. А подповерхностью лежит наше желание взять самим то, чего Бог нам пока не дал. В этом свете наши самые благородные намерениязаключают нас в цепи греха точно так же, как и потакание плоти. Грех Адама и Евы состоял не в том, чего они хотели, но в том,как они получилижелаемое. Вопрос, прежде всего, заключался в том, доверятся ли они Богу в том, что Он

соделаетих подобными Себе, или они приложат немного собственных усилий и возьмут это самостоятельно.

Разве не противэтого стоял Иисус в пустыне, когда после длительного полногопоста, Он отвергискушение сатаны о том, чтобы превратить камни в хлеба? В самомдействии превращения одного в другое определенно не было ничего злого. ВВетхом Завете нет противэтого никаких запретов, да и чем бы это отличалосьот превращения воды в вино, которое Христоспроизвел несколькими днями позже. Однако, Христос полностью доверял тому, что Отец и никто другой даст Ему все необходимое! Путь личныхамбиций, какими бы они высокимини были, ведет путем Адама и Евы.

Иисус знал, что дары всегда имеютдве стороны.С одной стороны,духовные дары можно применять для воздаяния славы Богу, с другой использовать их в своих целях. Господь шел первым путем, Адам и Ева вторым. Дерево, которое было перед ними в Эдемском саду, не являлось ни символом, ни предметом проверкина верность. Плод этого древа содержал в себе реальную духовную силу. Вкусивший его начинал видеть добро и зло именно так, как Бог. Это и случилось с Адамом и Евой. Как только их зубы ощутили мякоть плода, их глаза открылись, чтобы увидеть добро и зло. И первое, что они заметили, насколько зло охватило их самих. Познание этогофакта наполнило их разум стыдом и повредилоих отношения сначала с Богом, потом и друг с другом.

Профессионально оформленная ложь

Цепная реакция разрушительной силы в среде целомудренного творенияБожьего нача- лась со лжи. Она была привлекательно подана ее отцомс целью вбить клин между Евой и Творцом. Если вам случалось бывать жертвой такой лжи, вызнаете насколько опустошительны ее последствия.

Сару уже больше не интересует наша группа так с целью дискредитировать меня говорил о моей жене лидер одной из церквей, пастором которой я являлся. Слова даже близко не стояли к правде эта группа родилась при нашем участии околопятнадцати лет назад, а люди стали не простознакомыми, но родныминашему сердцу друзьями, ради блага которых мы всегда были готовы пожертвовать самым дорогим.

Однако, ложь представилась правдоподобной, потому что была уложена в колыбель неопровержимых истинных фактов. Уэйна не было в городе две недели, и его жена не по- явиласьни на одной из воскресных служб. Абсолютная правда: я был на другомкраю страны в то время, когда моя жена также не была дома, анаходилась в другом городе, помогаямоей матери прийти в себя после похорон моей бабушкито есть ее матери. Она убиралав доме, оказывала помощь в организации похорон и просто сердечноподдержи- вала мою мать в мое отсутствие.

Нет ничего более опасного, чем использовать истину для опровержения истины. Малая ложь можетлегкозатеряться в большом кускеправды. Это как капля цианистогокалия в бутылке лимонада: ощутить невозможно пока не выпьешь, зато последствия смертельны. Этим приемом сатане и удалось заманитьАдама и Еву в самый страшныйв их жизни кошмар. Нет, не умрете это и была ложь, капли которой хватило, чтобы искривить правильность мышленияЕвы. Не умрем? логичнаяответная мысль, которая созрела у нее в уме. Так почему же Он сказал нам, чтоумрем? Ответ на невысказанное уже был готов: Нознает Бог, что в день, вкоторый вы вкуситеих, откроются глазаваши,

и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

Последнее высказывание правда, до последнейбуквы. Бог действительно знал, что они станут такими же, как Он в познании добра и зла. Позже Он Сам об этом и говорит.

Но обратитевнимание, какой характер обретают правдивые слова, когда они смешаны с ложью. Если нам не грозит никакая смерть от этих плодов, то значит, Бог не дает их нам просто потому, что не желает, чтобы мы стали такими же, как Он. Другими словами, Он скрывает это от нас.

Авот и пресловутый клин, вбитый сатаной: доверять Богу, который их создал, нель- зя Он как бы боится и не желает, чтобы хоть кто-нибудь стал Ему подобен. Лишенные уверенности в Божьих намеренияхотносительно них,Адами Ева более не могли доверять Ему. Их отношения поставлены под сомнение, они уже не ценность, а нечто, требующее выравнивания положений путем получения того, что по какой-то причине утаено от них и может быть потом недоступно. Другими словами, они стали в оппозициюБогу, вместо того, чтобы сохранить с Ним единство.

Не зная кому верить, они совершили то, что им казалосьправильным: плоды выгля- делипривлекательными, желаниестать мудрыми возрастало и они ели. Корень всех грехов подкрепляется одним и тем же удобрением: Я лучше знаю, что мне надо. И я знаю как это безболезненно получить. Кому после этого нужен Бог?

Ивраг праздновал победу, по крайней мере временную. Непорочное творение Бо- жье было развращено,а отношения Бога и людей, которых Он любил, сведены на нет. Последствия этого лишь усугубляются сегодня, тысячи лет спустя. Но, слава Богу, что последнее слово осталось не за сатаной!

Важнее,чем повиновение. . .

Давайте представим себе ситуацию, в которой Ева знала Бога настолько хорошо, что даже не подвергала сомнению Его любовь. Каков бы мог быть ее ответ на доводы змея?

Ядаже представляю,как ее лицо обретает выражение недоумения, и она едва сдер- живает смех: Наш Бог? Это ты о Нем?О Том, Кто только вчера прогуливался с нами в саду и который возлюбилнас настолько,что дал нам все необходимое для счастья? И ты хочешь сказать,чтоОн мог солгать нам только потому, что не хочет,чтобымы стали Ему подобными ты, верно, говоришь не о Нем. Да и это невозможно мы Его дети, сотворенные по Его подобию! И я вижу, как она уходит прочь, давая понять, что разговор окончен. Бог желает, чтобы мы вошли именно в такое доверие к Нему.

Если бы повиновение было единственной целью, преследуемой Богом, логично, что и условия были бы описаныболее четко. Он простосказал им, чтобы не ели, ибо умрут. Но детали касательно их смерти были опущены. Господь мог бы описать, что их неповино- вение нанесет ущерб всему творению, что оно положитначало греху, болезням и разруше- нию всех взаимосвязей мироздания. И это не только повергнетих самих в нескончаемую чередустраданий, но и все последующие поколения людей на тысячи лет вперед. Он так- же мог бы дать определенныеинструкции о том, что необходимо сначала есть плоды от Древа Жизни, иботогда они останутся вечно непорочными в Его присутствии.

Ничего такого им не было сказано. Но если даже они и обладалибы такой информаци- ей, они послушались бы не из доверия Богу, но исключительно из-за того, что изменение имеющегося положения вещей послужило бы им во вред. Бог просто стал бы инструмен- том процесса их самосовершенствования, поскольку человеческое эго все также являлось бы центром всякого их решенияи постоянно мешало бы процессу открытияполноты жиз- ни в Самом Боге. Бог не допустил этого, потому что желал гораздо большего.

Онне только не дал им болееширокой картины, но даже не вмешалсяв разговор Евы со змеем, не обличил ложь, дабы направить ее мысли в нужное русло. Ведь Он был там Вездесущий не мог не быть! Уж не думаете ли вы, что именно в этот критическийдля

мироздания момент Бог был занят решением неотложных вопросовна небесах и как раз на минутку отвлекся? Мы с вами знаем нечто такое, что Адам и Ева могли и не знать.

Они осознавали присутствие Бога, когда Он обретал некое видимое олицетворение и ходил в саду вместе с ними. Они могли не знать, что Бог пребывает везде и во всем Своем творении.

Так почему же Он не вмешался?Не по той ли самой причине, по которой Иисус не от- правил Петра домой после Своегоареста, но позволил ему пройти весь путь до двора Каиафы и до троекратного отреченияи осознания собственного ничтожества? Бог смот- рит сквозь наши падения и видит в них наше освобождение. Его, похоже, не столько волнуют огрехи людей, сколько то, как мы после них меняемся ведут ли они нас прочь от уверенности в своих силах и мудрости, и ищем ли мы, в конце концов,того, что значит полностью довериться Ему.

И если да, то для Него ценны даже наши падения и та боль, которую они приносят.

В заключение

Я даже не сомневаюсь, что после возвращения блудного сына, отец сидел на крыльце дома и рассуждал так: деньги, спущенные на беспутство, в конечном итоге были потрачены не зря, поскольку привели его сына к осознаниюпределов собственных сил и открыли для отца и сына путь к особым взаимоотношениям. Как бы ни былболезнен процесс, он, тем не менее, открыл сыну истину о том, каков его отец.

Бог, вне сомнений, мог бы помочь Адаму и Еве принятьправильное решение. Но для Него было гораздо важнее нечто другое, а именно, пробуждение в их сердцахтакого доверия, которое могло бы ввести их в Царственную семью. Воистину Божийплан! Бог предоставил им выбор, и в нем их интересы явно выходили на первый план. Но он обрамил его такимиусловиями, при которых корыстныепредпочтения неизбежно вели к непра- вильному решению. Только путь доверия Богу мог пробудить в их сердцах неистребимое влечение к своему Творцу. Однако, случай в Эдемском саду не поставил заключитель- нойточки. Это был всего лишь первыйурок в череде многих. Приходит на ум старинная мудрость:

Отпусти то, кчему привязано твое сердце, и если это твое, то неизбежно вер- нется, а если не вернется, то никогдатвоим и не было.

Только те, которые возлюбили что-то или кого-то настолько, что освободилиих от себя, могут лишь на секунду уловить пониманиесути совершенного Богом там, в райском саду.

Вот насколько возлюбил нас Бог! Несмотря на то, что многие отпали в ходе истории,

тьмы тем и тысячи тысяч вернулись, и каким-то невероятным образом боль за повер- женных грехом поглощена радостьюза тех, которые познали Сущего. Вот так трагедия райскогосада становится опорным камнем для большей радости, сотворенной для нас От- цом. Посреди греха и эгоизма Он знал как превратить человеческое непослушание и его последствия в своеобразную теплицу, где может взойти и укорениться наша вера в Его любовь.

Тот день стал лишь началом процесса, кульминация которого наступит у основания другого древа креста, установленного на Голгофской возвышенности. На нем милость одержит победу над грехом, а уверенность в Боге, оставшаяся размытым понятием для Адама иЕвы, обретет четкие очертания для тех, кто принадлежит Ему.

Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного,то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царство- вать в жизни посредством единого Иисуса Христа.Римлянам 5:17

Поразмышляйте над этим

Обратитесь к Богу с просьбой открыть вам, где между вами и Ним вбиты колья недоверия. В каких сферах вашей жизни вы все еще подвергаете сомнению Его любовьи добрые намерения о вас? Вспомните, когда вера в свои способности и мудрость скорее уводила вас от Него, чем приближала к Нему. Просите Бога открыть вам, как войти в отношения с Ним Его путем, а не вашим.

Для обсуждения в группе

1. Порассуждайте и обсудите такой парадокс: человек может повиноваться Богу, не имея доверия, но не может доверяться Ему не повинуясь.

2. Вспомните моменты в ваей жизни, когда ваши намерения сделатьдобро оборачива- лись для вас худом и только усугубляли положение.

3. Что нашептывает вам сатана, вбивая клин между вами и Богом, подрывая ваше доверие к Нему?

4. Как, по-вашему, может Бог укрепить ваше довериек Нему?

Церковь! Зачем я туда пошла? И так тошно было. После нее стало еще хуже!

Откровение чикагской проститутки, записанное ФилиппомЯнси в книге Что удивительного в благодати?