12. Кому нужна была жертва?

И

ботаквозлюбилБогмирчтоотдалСынаСвоегоЕдинородного,дабывсякийверу-ющийвНегонепогиб,ноимелжизньвечную(Иоанна3:16).

Хочется верить, что я не один такой,ктос первого раза не совсемпонял из этогостиха, в чем,собственно, состоит благая весть. Да, я осознаю, что в нем говорится о неоценимом Божьем даре, который дан нам,чтобымы не умерли по причине губящих нас грехов. В отношениинас это, вне сомнений, замечательная весть. Но что этот стих изБиблии говорит мне о Боге?

Когда я, будучи ребенком, услышалэтот отрывок Писанияв воскресной школе, моей первой мыслью было: Почему же Он тогда Сам не пошел? Признаться, я в тот момент мыслил сквозь призмудомашних обязанностей и соображал примерно так: ибо так возлю- бил папа газон, что послал меня косить его; или ибо так возлюбил папа виноградник, что послал меня в нем работать; а то еще ибо так возлюбил папа пепси, что послал меня за ней к холодильнику. Так почему же Бог Сам не явился во плоти и не подверг Себя самой жестокой и унизительной смерти? Нет же, Он послал вместо себя сына! Но мое недоумение на этом не заканчивалось. Наполнявшее меня чувствоблагодарности за спасение омрачалось размышлениями над тем, как Бог мне его дал.

Что же это за Отец такой, который устанавливает справедливость посредством преда- ния смерти собственного Сына?Разве нельзя было простить нас и точка, не изливая гнева на не искушенную ни в чем жертву? К примеру, если кто-нибудь обидит меня, а я вымещусвои чувства на ком-то другом ради прощения обидчика,чтоя тогда за человек? Если крест послужил лишь средством умиротворения Божьего гневачерез принесение на нем человеческой жертвы и, что крайне важно, Его собственного Единородного Сына, то в голове у нас не могутне роиться разныебеспокойные мысли. Попытки обсудить их с дру- гими обычно заканчиваются уходом от темы под предлогом, что Божье правосудие выше нашего понимания.Однако я убежден противоречивое восприятие Бога, имеющее в ос- новании однобокоепонимание крестной жертвы, является основной причиной того, что многие христиане сторонятся предложенных импо истине глубоких отношений с Отцом. Все должно быть наоборот. Сложные вопросы это тот путь, который должен при- вести к реставрации истины о крестной смерти в нашем разуме. С момента грехопадения Адама человеческое восприятие Бога все больше удалялось от образа любящего Отца, приглашающего нас к себе в объятия, в сторону фигурывзыскательного и постоянно недовольного самодержца. Поэтому, когда мы взираем на Бога с этой позиции, то совер- шенно неправильно толкуем назначениекрестной жертвы. Своего Сына Бог послал не для того, чтобы удовлетворить некуюСвою потребность,а для того, чтобы освободить

нас от греха ценой Своей жизни.

Чем бы прикрыться?

Жизнь, нацеленная на умиротворение чьего-либо гнева, опасная штука, особенно, когда вы играете в подобные игры с Всеведущим и Всемогущим Богом. Я лично не верю вто, что Бог играетв них, но многие вырослии живут с уверенностью в обратном. Именно поэтому они то до измождения трудятся, надеясь этим ублажить Бога, то пытаются спрятаться от Него, когда понимают, что добиться этого не в силах.

Втот самый момент, когда Адам и Ева вкусили плода, глаза их открылись для того, чтобы видеть добро и зло. Первое из увиденных зол было зло в них самих. Несмотря на то, что нагота была естественным состоянием человекаот сотворения, они начали искать, чем бы прикрыться. Почему? Потому что теперь они знали о том, что наги.

Очевидно, что из всей растительности для этого они нашли большие смоковные ли- стья, которые сорвали, как-то скрепили между собой и надели. При мысли о последнем, я невольно съеживаюсь. Мне приходилось бывать на фиговых плантациях, и знаю, какие колючие эти листья и как после них все зудит. Так что для нательного белья материал был выбран явно неподходящий! Впрочем, это замечательная аналогиятому, каким образом мы часто пытаемся прикрыть свои собственные неверные решения.

Ноэто еще не всё. Панорама разрушенных отношений начинает разворачиватьсянемно- гим позже, когда Бог опять является им в Саду.Вместо того чтобы ощущать покой в Его присутствии, Адам и Ева объятыжеланием спрятаться. Однако обратите внимание: Бог не удаляется от них, не проявляет гнева по поводу их ослушания нет. Он снова явля-ется для того, чтобы быть с ними.Это они пытаются скрыть за зеленью зарослей то, что неловко прикрывают смоковные листья.

Бог подходит поближе, и они рассказывают Ему о своей наготеи о совершённом гре- хе. При этом они ищут для себя прикрытиядругого родаоправданий. Адам валит вину на Еву жена˙.. дала мне от дерева, ия ел. Неудивительно, что они испытывают беспокойство по поводу своей наготы в самом деле есть о чем беспокоиться! Мужчи- на перекладывает вину на женщину, чтобы оправдаться, используяобвинение с той же целью, что и смоковные листья.

Адамова самозащита не заканчивается на аргументе о виновности жены. Это не просто жена, сбившая его с толку, но это к тому же жена, которую Ты мне дал.Таким образом, часть вины уже возложена им и на Бога. Когда Творец обращается к жене, она тоже находит виновного в лице змея с его обольщением.

Творение запятнано, а Богу переданы последствия согрешения. Смерть духовная по- влекла засобой разрыв отношений, а впереди была еще и смертьфизическая. Бог вы- ставил людейиз Своего сада, поскольку не желал, чтобы они вкусили от древа жизни и остались в таком бедственном положении навсегда. Сохраниввечность в святости, Бог уготовилим небеса в качестве прибежища в свое время. Душа согрешающая, она умрет это провозглашение милости, а не гнева. Оно означает, что грех должен иметь предел, а нам необходимо вернуть то, что было нами утрачено.

Способы умилостивления

Грехопадение повлекло за собой удручающие последствия для всего творения и отноше- ний человека с Богом. Творец не мог большебыть другом, гуляющим с людьми в Саду, потому что чувствоубоялся постоянно требовало скрылся при всяком приближе- нии Божьем.

Познание добра и зла не принесло Адаму и Еве той радости, которой они ожидали. Поскольку это знание было полученоими вследствие недоверия Богу, то и силы противо- стать злу и избратьдобро, у них тоже не было. Первые люди, как и появившиеся посленихпотомки, попадали в сети пагубных страстей и их разрушительных последствий, а также во власть непреодолимого чувствавины.

Когда Бог являлсялюдям, даже самыеправедные падали ниц под грузом осознания собственной ничтожности. Желанная дружба человекас Богом была разрушена. Вместо стремления восстановить утраченные взаимоотношения человекискал пути умилостивле- ния Бога и, оправдываясь добрыми делами, убеждалсебя, что достоин Его благосклонно- сти. Творец превратился в фигуру, встреча с которой становилась большене желательной, чем радостной.

Чувство несоответствия заданнымстандартам настолько пронизывает все наше нутро, что принципами умилостивления и ублажения прошитывсе культовые религии, когда- либо созданные человеком. От древних племенныхритуалов ублажения бога земли или

бога воды до изощренных религиозных систем с идолопоклонством и соблюдением тра- диций их цель оставалась неизменной. Она всегда состояла в разрешении одного: что нужно делать, чтобыумилостивить гнев богов и заслужить их благосклонность.

Любит не любит. . .

В благодатные времена люди жили довольные собой, а беспокойные периоды жиз- ни требовали ужесточения ритуальных условий, покаянных молитв, жертвоприношений и умножения числадобрых дел. Жертвы начинались с простого приношения плодов и зер- на. Но если напасти свирепствовали, то и жертвы становились более вескими. Наступала очередь животных, ауж потом, как свидетельствуют культуры многих народов мира, че- ловеческие жертвы становились единственным доказательством преданности какому-либо богу. Но Истинный Бог не желал, чтобы Его познавали так.

Ты, Господи, соделал это

Если вы окажетесь в Израиле, в Телль-Мего, с площадки обозрения сможете увидеть алтарь, на котором хананеи приносилив жертву богам своих перворожденных сыновей. Агид расскажетвам,что именно этот алтарь использовался народом земли в те времена, когда в нее, как в землю обетованную, пришел Авраам. Пообычаям того народа именно такимижертвами ублажались их боги.

Это могло означать, что для Авраамане было ничего необычного в призыве Бога и по- велении от него принестив жертву первородного сына. Если все боги Ханаанапринимали такие жертвы, то почему его Бог не должен был? Но этот Бог отличался от лжебогов, требовавших человеческих жертв, Он был и есть Бог истинный. Его намерением было открытьСебя Аврааму и дать понять, что Он Бог, не имеющий ничегообщего с Моло- хом, Ваалом или Астартой. Как и сказал ему Бог, Авраам взял своего сына сокровище, подаренное ему в преклонных летах, и направился в землю Мориа. Помере приближе- ния к горе сын его заметил, что нет с ними животногодля жертвы: Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

Ответ Авраама явился проницательным пониманием сути Божьего естества, хотя на самом деле мог быть попыткой унятьлюбопытство сына. При этом он пророчествует, научаясь в том, что ему преподает Бог: Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой.

Уже после того, как сын был связан и уложен на алтарь, а ладонь Авраама обняла рукоять ножа, он уразумел собственное пророчество. Авраам! Авраам! Не поднимай руки

твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня (Бытие 22:12).

Аврааму пришлосьпройти через предельное испытание своего доверияБогу. С одной стороны, он был готов принести в жертву Исаака, с другой вдруг понял, что Богуна самом деле не нужны жертвы. Он их не желает. После этого Бог указывает овна, запутавшегося в чаще рогами своими, которого они и принесливо всесожжение вместо Исаака. Авраам нарекает тому месту имя Иегова-Ире (Господь Усмотрит). Слова, ска- занные им ранее, стали для него провозглашением истины, о которой он не догадывался, когда говорил.

Этим событием Бог проводит черту, которая ставит Его по другуюсторону от всех лжебогов, когда-либо созданных человеческим воображением. Лжебоги требовали жертв для своего умилостивления. Этот Бог Сам усмотрит жертву, необходимую нам для того, чтобы наконец разрешиться от стыда, и которая позволит нам познать Бога таким, какой Он есть на самом деле.

История с Авраамом в земле Мориа стала прообразом того, что Бог буквально испол- нит тремя тысячами лет позже на горе Голгофа. Распятие не станет актом умилостивле- ния рассерженного Бога посредством принесения жертвы от рук человеческих. Бог Сам пожертвуетСобой ради тех, кто закован в цепи греха.

Бог не кровожаден и не являетсясуровым самодержцем, требующим жертвы для уста- новления правосудия. Живой Бог полагает Себя самого ради возвращения утерянных сы- новей и дочерей. Ему не нужны жертвы взаменна любовь, ибо Он и без них возлюбил нас!

Этонам нужна была жертва за наш срам, дабы мы, освободившись, могли возлюбить Любящего нас. На кресте Бог возвестил неопровержимое доказательство Своей безгра- ничной любви к нам. Для тех, кому откроется эта истина, распахивается возможность сделать то, чего лишили себя Адам и Ева в тот злополучный день. А именно полностью вверитьсебя Живущему Богу.

Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу. Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Римлянам 8:1–2

Поразмышляйте над этим

Можете ли вы распознать в вашей собственной жизни последствия чувства стыда или несоответствия стандартам? Какие усилия вы предпринимаете, чтобы показаться лучше другим, себе и даже Богу? В своих отношениях с Богом что вы чаще отмечаете для себя: то, что вы должны сделать для Него или то, что Он уже сделал для вас? Просите Бога показать вам, как ваше желание умилостивить Его расшатывает ваши отношения. Молитесь чтобы Он освободилвас от этого, и вы могли бы вместе трудиться над тем, что Он желает произвести в вас.

Для обсуждения в группе

1. Обсудите следующее утверждение: истинный Бог это такой Бог, который желает отдать Себя в жертву ради нас, ане требует жертв для Себя.

2. В каких сферах вашей жизнивы пытаетесь жить умилостивлением Бога посредством предложения Ему жертв и в каких случаях предпочитаете свалить свою вину на других, чтобы облегчить тяжесть груза ответственности?

3. Как рассмотренная точка зрения меняет ваше восприятие христианства?

4. Уделите время тому, чтобы поблагодаритьв молитве Бога за то, что Он Сам дал нам все необходимое, дабы мы могли восстановить с Ним доверительные отношения.

Я совершенно не понимал,что значит бытьхристианином. Я осознаю, что исключи- тельно через мою сокрушенность и беспо- мощность в моей слабостиукреплялся во мне Иисус. Только после того, как я пони-мал, насколько мало у меня веры, давал мне ее Господь. Майк Яконелли, цитата из книги Дитя Отца