14. Что же на самом деле произошло на кресте?

Однако, полная глубина этогомомента не всегда легко открывается. Мы хорошо знаем точку зрения, которая объясняеткрестную смертьХриста как умилостивление Божьего гнева: Христос был безгрешен и не заслуживал смерти, но Он подчинился воле Отца предстал той самой жертвой, на которую и были возложены грехи всего мира. Бог покарал Его с целью произведения праведного суда над грехом. Приняв на Себя приговор, которогозаслуживал каждый из нас, Иисус снял груз вины с верующихв то, что это именно так и есть. Поэтому мы можем теперьпредстать перед Святым Богом оправданными.

Несмотря на то, что такое объяснение действительно освобождает нас от чувства вины за собственные грехи и прегрешения, оно показывает только часть того, что имело место быть. Если мы не станем копать глубже, то такой взгляд на распятиеможет представить нам Отца и Сына божественной версиейдоброго и злого следователя. Дабы удержать требовательного Судью Вселенной от излияния полной чаши гнева на нас, Иисус внезапно появляется на сцене и закрываетнас Своей грудью. Гнев Божий Его убивает и, таким образом, умиротворяется.

Но это слишком приземленныйвзгляд на сверхъестественное событие. Писание про- низано лучиками, освещающими гораздо более далекие перспективы. В них мывидим, что происходило вСамом Боге что произвели Отец и Сын вместе, и не столько, чтобы удовлетворитьгнев, сколько, чтобы очистить нас от греха. Их план включал в себя не простонаказание греха, но и полноелишение его силы. Их стремлением было открыть человечеству путь для освобождения от постоянно разрушающего греха к восстановлению таких отношений с Богом, ради которых Он нас создал.

С такой перспективынам открывается не только историяо безгрешной жертве, которая не заслуживала наказания, но и более широкая картина, захватывающая дух.

Не просто жертва

Все истязания, примененные к Иисусу римскими солдатами, были крайне жестокими и имели своей целью замучить Его до смерти. Но от солдат мало что зависело. Ихусилий, какими бы максимальными они ни были, не было достаточно, чтобы убить Сына Божьего.

Иисус не был жертвой интригрелигиозной верхушки Израиля, Он также не попал в жернова коррумпированной римской политической машины случайно. Не было такой меры истязаний, которой было бы достаточно, чтобы довести Его до смерти. Смерть могла наступить только тогда, когда Он Сам дал бы ей над Собою власть. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто неотнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее (Иоанн 10:17-18).

Креста распятия тоже было бы не достаточно для того, чтобы убить Христа,потому что только душа согрешающая она умрет. Но, поскольку Иисус не знал греха, смерть не имела над Ним власти.Он Сам дал ей над Собою власть ради чего-тоболее важ- ного. И даже само распятие не имело над Ним власти, потому что только тогда, когда

свершилось, Он предал Дух Свой в руки Бога и дал властьнад Собой смерти.

Адам и Ева, так же, как и Христос, не пали жертвой решений других людей. Окру- женные дивной красотой нетронутого творенияБожьего, они не смогли удержать в своем сердце любовь к Богу и ушли от Него вслед своих желаний. Христос же, напротив, среди проявляемого к Нему зверства, агонии крестной смерти и тьмы, поглотившей Его, не переставая, сознательно искал воли Отца.

Он мог бы прекратить издевательства над Собой в любой момент призвать легионы ангелови смешать с землей всех,кто предавал Его смерти. Но необъяснима милость Бо- жья! Не могу сказать,что я мог бы сознательно согласиться на то, чтобы жуткие трагедии происходили в моей жизни.Я лично слабо владею ситуацией, когда жизнь поворачивает- ся темной стороной, или когда я оказываюсь жертвой злоумышленников. Если бы у меня в управлении были легионы ангелов, я бы не замедлил призвать их для решениясвоих проблем.В моей жизни были тяжелыепериоды они складывались не по моей вине, я просто не мог их миновать. Передо мной стоял единственный выбор: буду ли я реагировать праведно,или же по естеству своей натуры.

Тот факт, что Христос претерпевал всю полноту жестокости к Себе, имея полную свободу прекратить издевательства в любой момент, делает для меня крест еще более драгоценным. Поскольку полная свободаволи ввела нас во власть греха, то и полная свобода воли Иисуса могла нас из нее вывести. Его пример является напоминанием нам о том, что мы тоже не жертвы. С какой бы жестокостью ни ополчился противнас мир, мы все равно стоим в свободе и можем избратьпреодоление зла посредством веры в Его могущество и силу. Ведь Он всегда по Своей великой милостиоборачивает тьму страшных ситуаций в нашей жизни в свет.

Не только Иисус

Если бы кто-нибудь спросил, то я ответилбы первым, что отношения Отца, Сына и Духа это такая тайна, которая стоит выше моего понимания. Но я не могу согласиться с мыслью о том, что Бог мог разделитьсявнутри Себя на кресте. Самое широко распространенное мнениетолкует распятие как излияние гнева Бога Отца на Бога Сына с определенного и приличного расстояния.

Такое толкование не только становится в противоречие с сущностью Бога, но и ис- кажает факты. Павел писал: Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с

Собою. Бог не просто наблюдал за происходившим, но и был участником действия. Бог Сам производил через Иисуса наше спасение, ане просто отправилСына Своего сделать нечто из того, что Он Сам не мог.

Часто последние предсмертные слова Христа о том, что Отец Его оставил, трактуются как то, что в самый тяжелый момент Отец отвернулся от Сына. Объяснения, подкрепля- ющие эту мысль, следующие: Бог не может смотреть на грех, и поскольку все наши грехи были возложены на Сына, Бог, таким образом, отвернул от Него Свое Лицо.

Но почему же тогда Бог никогда не отворачивался отгреховного мира? Он не прятался от Адамаи Евы в саду. Напротив, это они скрылись, когда Он искал их. Это не Бог не может взирать на грех, а мы не можем видеть Бога в своихгрехах. И не Он скрывает- ся, а мы. Всесилия Бога достаточно для того, чтобы взирать на грех и не быть в него вовлеченным. Так было всегда. Так было и в тот самый момент.

Вшестнадцатой главе мы посвятим большевремени детальному разбору того, почему Иисус вскричал Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Сейчас я всего лишь хочу сказать, что Бог в Триединстве производил исполнение Своего удивительного Плана. Боль и страдания, охватившие Отца в тот день, не могут быть измерены нами в силу ограниченности нашегопонимания.

Но нам важно во всем этом увидеть как Отец, Сын и Дух Святойв единстве совершали все необходимое с целью разрушитьгрех и освободить любимых Ими людей. Иисус не был мучеником, а Отец не был мучителем. Это было исполнение того Плана, который был рожден вместе с сотворением мужчины и женщины. И Триединый Бог платилобщую цену за те отношения, которые Они глубоко желали разделить с людьми.

Не только понес грех

Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом, 2 Коринфянам 5:21

Если мы утверждаем, что Бог возложилнаш грех на Иисуса только чтобы покарать, то смотримна вопрос весьма узко и не видим гораздобольшего. Иисус не простопонес вину наших грехов в переводес оригинала вышеуказанного отрывка сказано, что Он Сам стал грехом. Заметьте, что в данном контексте слово грех употреблено в единственном числе, тоесть, говорится не о греховных действиях, а о самой сути осамовозвеличивании и самоуверенности, которыевозносятличность человека выше Бога.

Павел пишет, что в этот момент Бог персонифицировал грех в Иисусе. С первого взгля- да это может показаться не совсемглавным, но, если мы хотим понять, что же в дей- ствительности произошло на кресте, нам просто необходимо принять эту мысль за точку отчета. Бог не просто избавил нас от наших грехов, Он одержал победунад сущностью греха.

Позволив греху коснуться Его Личностичерез Сына, Бог мог внутри Себя побороть то, с чем нам самим было бессмысленно бороться. В физическом теле Христа грех встретился лицом к лицу с Божьей Силой и, как мы знаем, был полностью повержен.

Знание этой истины еще больше подчеркивает бессмысленность попыток оправдаться перед Богом соблюдением Закона или посредством достижения самоправедности. Иисус стал грехом ради нас именно потому, что мы были бессильны в борьбе с ним. Писание говорит об этом предельноточно. Если хотя бы один человекмог бы похвастатьсядости- жением праведности своимиусилиями, то смысла в Христовой жертве не было бы. Мы впадаем в грех в состоянии неверия в то, Кем поистине является Бог, и тогда грех ста-

новится такой ловушкой, из которой невозможно вырваться. Мы не можем победитьгрех без веры, аверить не можем по причине ослепляющего нас греха.

Вотпочему Бог пропустил грех черезСебя посредством физического тела Христа исовершил то, чего Закон не смог Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобииплоти греховной в жертву за грех и осудил грех во пло- ти (Римлянам 8:3). Нужно особо отметить,что здесь сказано не о наказании греховных людей, а о наказании греха внутри них.Причина, по которой во Христе мы находимся не под осуждением, заключается в том, что Он уже понес это осуждение. Грех не мог противостать Божьей силе. Бог сломил власть греха и открыл дверь свободы для тех, кто желает быть свободнымот него и войти в Жизнь Бога Живого.

Не просто наказание

Хотелось бы обратитьваше внимание на то, что Божий взгляд сконцентрирован не столько на наших грехах, сколько на силе самого греха это крайне важно. Крест не просто стал актом наказания греха, а Христос не простостал невинной жертвой и занял наше место на Голгофе. Безусловно, этот образ отражает определенную часть свершившегося, но само по себе наказание не подразумевает освобождения от властигреха.

Доказательством этому являются примеры из нашей жизни: дети, будучи наказывае- мы за неправильные поступки, часто продолжают делать их в тайне, а то и в противовес нашим самым наилучшим побуждениям. Они повторяют их, несмотря на наказания, а пре- ступники, отбывающие сроки наказания, часто попадают в тюрьму снова и снова вскоре после освобождения. Разве не очевидно, что искушения плоти зачастую настолько сильны, что мы впадаем в них даже под страхом наказания или неблагоприятных последствий?!

Крест, в первую очередь, означал не наказание, а победу над властью греха. В Сво- ем Сыне Бог не просто наказал грех, Он создал противоядие, и этот процессХристос выдержалдо конца, пока грех не был окончательно разрушен.

Ивот теперь все, кто желает принятьХриста, обладают и противоядием. Они могут жить, побеждая грех и возрастая в отношениях с Творцом Вселенной.

Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом, 2 Коринфянам 5:21

Поразмышляйте над этим

Что приходит вам на ум в первуюочередь, когда вы размышляете о смерти Христа? Попробуйте взглянуть поверх очевидно cвершившихся событий и увидеть, что именно происходило между Отцом и Сыномв тот момент, когда Они творили для вас прибежище и укрытие от разрушительной власти греха. Что еще можно сделать теперь, кроме как выразить свою благодарность Богу за такой неоценимый дар?!

Для обсуждения в группе

1. Поделитесь друг с другом тем как повествование о крестнойжертве коснулосьвашей жизни. Какие моменты вам запомнились?

2. Как вы видите происходящее между Отцом и Сыном во время этих моментов?

3. Что значит для вас факт того, что Христос Сам стал грехом (согласно современно- му переводу Нового Завета) / жертвой за грех (согласно каноническому переводу)? Поделитесь своими соображениями.

4. Прочитайте одно из повествований о распятии и воздайте благодарение Богу за тот удивительный путь, который Он проделал ради того, чтобы мы могли жить Святым именем Его.