3. Дэвид Боун и Джон Ятс, из неопубликованного манускрипта

Под страхом смерти

Авопрошающий евангелист уже представил вам две стороны дела. Вы либо можете оказаться в райских обителях, исключительной красоты, перевязанных золотыми ленточ- ками чудных тропинок; либо корчиться в смертельных муках посредиадского пламени озера огненного и серного.

Если и существует какой-либо тест для определения особо бестолковых так это он и есть. Стоит только убедить человекав том, что ад и рай существует вот вам и готов новоиспеченный верующий. В конце концов, попросить прощенияи принять Христа молитвойверы не слишком большая цена за билет из ада в рай!

Такой призыв, обращенный к сокровенным страхам и опасениям людей, настолько эффективен, что ад стал самым распространенным приглашением в ЦарствоБожье. Про- блема в том, что тщательному анализуне подвергается главное: побуждает ли устрашение адом к тем отношениям с Богом, которые Он всегда хотел установить с человеком.

Несмотря на то, что сегодняшний мир насчитывает миллионы людей, пришедших ко Христу, немногие могут откровеннопохвастать тем, что их жизнь преображена Его вла- стью. Бытует даже такое мнение, что нынешнееХристианство шириной в милю, а глу- биной с гулькин нос. И следствие этого прослеживается во всем. Люди провозглашают, что знают Бога, но при этом не имеют за душой никаких свидетельств о преображении их повседневной жизни. Мы обличаем лицемеров, находим способы, как наставить таких на пути истинные, но, в конце концов, б´ольшая часть верующих обнаруживаетсяна тех же порочных тропах, где и их неверующие соседи.

Несмотря на то, что устрашениеадом может привести к обременению себя мгновен- ными обетами, оно не прорастает апостольской преданностью. Если ваше присутствие в Царствии Божием обусловлено страхом перед ужасающей альтернативой, то вы просто лишили себя основной радости того, чтозовется познаниемБога.

Причемздесь угрозы?

Никто никогда не пытался угрозами заставить меня делать то, что было приятно. Мои родители не везли меня в Диснейленд под страхом расправы. С другой стороны, визит к стоматологу или работа в винограднике требовали другого подхода.

Конечно! Если мне говорят, что я должен любить Бога, либо в противном случае –– Онповергнет меня в ад, то я, скорее всего, решусь Его любить, или, покрайней мере, буду делать вид, что люблю. Однако, если единственная причина, по которой я отвечаю на Его призыв страхперед вечностью в аду, то кого я в этом случае люблю: Его или себя?

Может ли истинная любовьблагоухать на почвестраха смерти? Представим ситуа- цию я встречаюсь с новым знакомым и говорю ему:Не могу даже переоценитьнаше знакомство и общение. Я хочу, чтобы наша дружба продолжилась, и кто знает, может, пустила бы корни. Какие предложения по этому поводу? В ближайшие месяцыможно было бы встречаться почаще!

Пока ничего странного, да? Но что, если я добавлюеще одно замечание: Надеюсь, возражений нет. В противном случае, руки у меня длинные, и я тебя достанудаже на краю света. Приглашение к общению принимаетугрожающий оборот. Даже если у нового знакомого и было желание посмотреть на то, что выйдет из новоиспеченной дружбы, моя угроза извратила ход событий. Что он сразу же узналобо мне? И как он будет строить доверительные отношения со мной,еслипоследние основаны на страхе?

Осознаете вы это или нет, но устрашение адомпроизводит внутренний диссонанс в вос- приятии образа Бога, для которого крайне важна наша любовь. Как мы сможем чувство- вать себя в безопасности с таким Богом, который будто так и ждет того момента, когда сможет поджарить нас в аду? Если Он ничем не может больше нас к себе привлечь, то, что же Он за Бог такой? А если и мы не находим другой причины, чтобы любить Его, то насколько же мелка наша вера!

Пятнадцать лет назад в одном из христианских журналов, адресованных пасторам, была опубликована рекламаевангелизационной акции в полный разворот. В ней цитиро- вался один из телевизионных проповедников, который сказал следующее: Если бы только Бог на доли секунды окунул всех пасторов в пламя ада, а потом встряхнулих за грудки, пока сюртучки истлевают тихим пламенем, лица покрыты сажей, а из обгоревших туфлей торчат голые пальцы, то их усердие на Христовом поприще значительно бы возросло.

Печально, но похоже, что он прав. Однако это, скорее, показательнашей слабости,чем Божьих намерений. Устрашениеадом может способствовать лучшим евангелизаци- онным результатам, сподвигать на неоднократное повторение молитвы спасения, даже на членство в той или иной церкви, но в итоге, оно дает убогоепредставление о Боге, как о некоем тиране, который душу вытрясет, но заставит нас делать все так, как хочет Он. Такой взгляд никак не подвигает к познанию глубины Его любви.

Двойственный характер?

Наверное, проблема в следующем. Писание словно рисует два противоречивых образа Живого Бога: с одной стороны безжалостный судья, с другой любящий отец. Который из них соответствует истине? И могут ли соответствовать оба?

Мычитаем в Библии, что Бог не только уготовил ад для неверующих, но также дал указание Иисусу Навину провести этническиечистки в Ханаане, излил с небес огоньи серу на Содом и Гоморру, разверз землю под ногами противостоявших Моисею. Он неприступен в своей святости, даже самые праведные падали ниц в Его присутствии, парализованные осознанием своей ничтожности. Это Он требовалнеоспоримого подчинения и наказывал неописуемыми муками тех, кто не отвечал Его требованиям.

Не удивительно, что нас охватываетчувство некоторого недоумения, когда в Новом Завете Он говорито безграничной любви к нам и приглашает быть Его чадами. Мы видим Христа исцеляющего страдающих болезнями, прощающего падших женщин и конченых убийц, посещающего дома грешников. Он берет детей на руки и рисует образ Своего Отца, который настолько благ, что и последний грешникможет найти прибежище в Его объятиях.

Так что же случилось с Богом? Может, Он обрел благодать спасения где-то между кни- гой пророка Малахии и евангелием от Матфея? Или вдруг решил стать добрым и нежным Богом? Конечно же, нет! Он неизменен и от начала Тот же!

Так значит, Он лицеприятен: добр к тем, кто Ему угождает и воздает тем,кто творит зло? По крайней мере, так многих из нас учили думать, и в результате этого мы обре- ли склонность играть в любит не любит. Мы подвергаем анализу каждое прожитое событие, пытаемся оценить добились мы благоизъявления или лишились. Если чув- ствуем, что нежимся в лучах благодати,то расслабляемся и наслаждаемся жизнью. Если же затруднительные житейские обстоятельства настойчиво намекают наисключение нас из списков благополучателей, мы начинаем угождать Богу усерднее, а именно впадать в то, о чем настоятельно предостерегал Павел. Истинная праведность не является плодом человеческих усилий.

Вот она дилемма: я не могу угодить Ему, если не уверенв Его любви ко мне; в то же время, Он не может любить меня, если я Ему не угождаю. Это замкнутыйкруг без видимых намеков на решение проблемы. Как Он может быть в один моментжестоким и мстительным Богом, а в следующий добрым и мягкосердечным? Эти два портрета не рисуютодну и ту же личность в разных ситуациях. Они, скорее, дают противоречивое представление, которое заводит нас в тупик и оставляет в недоумении: в чем же истинная сущность этого Бога?

Если мы с вами не соберемскрупулёзно из всего Писаниявсе подробности о Божьем естестве, мы никогда не узнаем, кто Он, и никогда не наберемся храбрости окунуться в те отношения, которые Он приготовил для нас. Бог не изменилсвоей сущности между Ветхими Новым Заветами. Однако, на этом переломе кардинальным образомизменяется наше понимание.

Допоявления Иисуса Христа мы видим только Божьи действияи полагаем,чтоОн движим мотивами,мало отличающимися от наших.Те меры, которые Он предприни- мал против греха, можно легко истолковать, как практическую беспечность в отношении людей, а те случаи,когда Он учил свой народ доверять Себе, принять за мщение ина- казание.

Христос все это меняет. Прислушиваясь к Его словам и исследуя Его жизнь, мы внезап- но понимаем, чем движим Бог. Иисус полноценноотразил Славу Отца, чтобы мы могли познать, кем Он на самом деле является, а не пасть жертвами собственных домыслов. Во всей Божией сущности обитает глубокая любовь. Ветхий завет содержит сотни порт- ретов БогаМногомилостивого, Всепрощающего, Ревнителякогреху, который раздирает и крадет у нас ту жизнь, которуюБог так нежно взращивает.

Онпозволяет нам пройтичерез последствия греха не потому,чтонаши страдания доставляют Ему удовольствие, но для того, чтобы мы могли увидеть разрушительные последствия и вернуться к Тому Единственному во Вселенной, который может нас от них избавить. Его гнев против греха это не отречение от нас, а только отражение глубины Его любви, в которой Он не может оставаться равнодушным, наблюдая как мы умираем от этой болезни.

Иэто не просто философские умозаключения. Если я не уверен, что знаю чем дви- жим Бог в отношениименя, я никогда не решусь на то, чтобы допустить Его Присутствие в реальность своей жизни. Я всегда буду держать Его на безопасном расстоянии,темса- мым лишая себя того самого дорогого, что приготовлено Им для меня дружбы, которая сильнее и крепче любых отношений, которые я когда-либо знал.

Это обязательно?

Те, кто избирают пути Господни только в силу страха перед адскими муками, никогда не смогут понять как удивителен наш Небесный Отец. Для них христианство так и оста- нется тяжелым бременем, они не захотят выйти за рамками исполнения минимальных общепринятых обязательств.

Если бы я слышал этот вопрос только однажды!С одной стороны, борясь с искуше- нием, с другой желая иметьто, о чем Писание не дает четкихрекомендаций, люди спрашивают меня, что им следует делать. Когда я толкую им то, о чем написанов Биб- лии, я вижу как меняется их взгляд отчаянная работа мозга указывает на попытки разорвать замкнутыйкруг и получитьжелаемое без перспективы оказаться ваду.

Я слышалэтот вопрос столько раз!

От женщины, не уверенной в том, стоит ли ей выходить замуж за человека, не разде- лявшегоее христианских убеждений Это обязательно, чтобы получить спасение?

От разгневанного мужчины, который не хотел прощатьсвоего обидчика Это обя- зательно, чтобы получить спасение?

От человека, оправдывавшего свой тайный порок, от которого Бог желал его освобо- дить Это обязательно, чтобы получитьспасение?

Как ответить на этот вопрос? Если вы скажете да, то тем самымлишите смысла Крест Христов, заменив его истинную суть человеческим усилием. Если скажете нет, то дадите им повод использовать ваш ответ, как оправдание в том, чтобы исповедовать ложное понимание жизни в Боге.

В конце концов,я понял, что вопрос сам по себе неправильный. Он, помимо прочего, показывает, насколько отклонилось христианство от своей основнойцели. Вместо того, чтобы стремиться к личным отношениям с Богом, мы предаемсясуетливому зарабаты-ваниюЕго благодатей. Мы жаждем Его благословений! Как же, наверное, Ему досадно! Напрашивается следующая иллюстрация: я приглашаю своего старшего сына на ужин в пятницу вечером. Он колеблется. Очевидно, что у него есть другие дела. Но прежде, чем дать свой ответ, он уточняет: Пап, я, конечно, мог бы прийти, но, у меня уже запла-нированы другие дела. Ведь ты же не вычеркнешь меня из своего завещания, если я не приду?

Как мне отцу ответить на этот вопрос? Что бы я нисказал, не принесетудо- влетворения, потому что сам вопрос стоитдалеко от сути общения. Это правда: у Бога, действительно, самые чудные благодати во всей Вселенной, но человек, стремящийся к Бо- жьим подаркам и не заботящийсяо познании личности Дающего, лишает себя настоящего наслаждения жизнью Царства Небесного.

Это обязательно, ради спасения? вопрос тех, кто колеблется. Делать ли то, что не хочется или рискнутьпотерять спасение? Им в тягость любаялишняя капля Божьей жизни, они отягощеныуже тем минимумом, который требуется для того, чтобы спастись

как бы из огня. Как это прискорбно! Не удивительно, что они лишают себя чудного дара, которыйБог преподносит нам. Именно поэтому Христос ревностно стремился освободить свой нрод от тираниирелигиозных устоев, ведущихк попыткам заработать вечную жизнь собственными усилиями.

Все сказанное не отрицает существование ада, не противоречит и тому, что отрекаю- щиеся от Бога будут осуждены на пребывание там. Моя мысльзаключается в том, что когда мы пытаемся привлечь людей к Богу под страхом смерти, мы используем понятие ада в таком смысле, в котором Христос его никогда не употреблял. Таким образом, мы отталкиваем людей от сокровенного Божьего дара, ане приближаем их к нему.

Христос не говорил, чтобы мы шли кБогу, а то сгорим в аду. Суть Его благой вести заключалась в том, что Царство Божие приблизилось придите и участвуйте в нем. Вы имеете Отца, которыйлюбит вас так, как никакой отец на Земле не любилсвоих детей; теперь приблизьтесь и откройте, что значит ходит с Ним каждуюминуту своей жизни. А если не так, то ваш собственный грех разрушитвас, не оставив даже основания.

Господь сравнивал эту жизнь с богатством, найденным на поле; с ценностью, ради которой есть смысл пожертвовать самым дорогим. Вы не обязаны копировать Его жизнь. Но есть смысл познатьсамого Его просто потому, что Он неописуемо чудный. Если вам нужны только Его богатства, то вы по невежеству лишаете себя самого лучшего.

Заизвестной чертой страхадской смерти лишается своегосмысла. Опасения, которые он культивирует, просто отталкивают нас от Бога, порождают колебания такой ли Он на самом деле? Господь желал, чтобы у нас не осталось сомненийв том, каков Его Отец, потому что мы сможем вырасти в Нем лишь настолько,насколько доверяем Его любви к нам.

На свете нет такого человека, которого бы Бог не любил всей своей сущностью. Его Любовь касается всякого сердца, сквозь ожесточение грехами и прегрешениями. Он ждет, что наступитмомент и эти сердца обратятся к нему и познают, насколько глубока Его любовь. Нет ничего более важного в жизни, чем осознаниеэтого.

Еще подобно Царство Небесноесокровищу, скрытомуна поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и поку- пает поле то. Матфея 13:44

Поразмышляйте над этим

По какой причине вы оказались у Бога: из страха смерти или вас привлекла Его любовь? Каков, по-вашему, Бог: неумолимый судья или любящий Отец? Если для вас Он судья, просите Его открыть вам, каков Он есть на самом деле. Попробуйте искать вместе с Ним в течение несколькихпоследующих недель освобожденияот ваших страхов, позвольте Его любви овладетьвашим сердцем и пусть она станет единственным побуждением для вас в том, чтобы следовать за Ним.

Для обсуждения в группе

1. По какой причине религиозные люди используют понятие ада для привлечения дру- гих к Богу?

2. Когда вы представляете себе Бога в вашей жизни, каким вы Его видите? Как Он действует, как относится к вам? Когда вы представляете себе Иисуса Христа в вашей жизни, ведет ли Он себя таким же образом? Как можно примирить в себе эти два образа Бога?

3. Подумайте об отношениях с Отцом, которые предлагает нам Иисус Христос. Как можно было бы это осветить в беседах с людьми, которые просто не понимают, какой это Бог?

4. Просите Бога освободить вас от страха перед Его судом и вместоэтого научить вас доверять Его любви.

Если собрать воединовсю доброту, муд- рость и сострадание всех когда-либо жив- ших самых благочестивых пап и мам, они представят собой жалкое подобие той люб- ви и милости, которая обитает в сердце Бога Избавителя.

Бреннан Маннинг Подпись Иисуса