4. Самый лучший папа

Если он так не сказал, то, по крайней мере, подумал. Представляю себе, как он что-то мурлыкал себе под нос в радостном осознании того, что отец все-таки отдал ему востре- бованную долю наследства. Свободен!. . . От отца, да и от тяжелой работы в родительском хозяйстве тоже! Унося с собой столько богатства, сколько он даже не мечтал потратить за всю свою жизнь, парень пустился на поиски себя в мире полном немыслимыхвозмож- ностей.

Так, как он планировал, не сложилось. Безграничные желания быстропоглотили круп- ные, новсе же ограниченные средства. А когда в стране его пребывания разразился голод, пришлосьвыскребать крохи былой роскоши для того, чтобы выжить. Но и этим остат- кам пришел конец не оставалось ничего лучшего, чем продать себя в рабствохозяину, который заботился о своей скотине лучше, чем о тех, кто ее пас. Однажды он поймал себя на мысли, что с голоду готов накинуться на помои, вылитые свиньям. Воспоминания навеяли образ дома. Теперь он не презиралэто место он желал в него вернуться. Какой радужной представлялась в этот момент жизнь дома! Мысли о возвращении становились все болееи более привлекательными. . .

Традиционно эта историяназывается Притчейо блудном сыне и является самой жи- вой из всех притч, поведанных Господом. Ее рассказывают и пересказывают, потому что налицо наше сходство с сыном, получившим незаслуженную милость, несмотря на всю свою самонадеянность и глупость.

Однако, называя это сказание Притчей о блудном сыне, мы отклоняемся от ее куль- минационной мысли. Молодой человек был одним из двух сыновей отца; иесли присмот- реться, то отношенияобоих к отцу были прохладными, но выражалось это абсолютно по-разному.

Центральной фигурой в этой притче является сам отец. По определенным причинам я бы желал, чтобы эту историю назвали бы Притчей о Невероятном Отце, поскольку Христос использовал ее исключительно для того, чтобынарисовать портрет Своего Отца. И, поверьте мне, это такой Отец, которого вы никогда не знали!

Что это за отец?

Те, кто впервые слушал эту историюиз уст Христа, были потрясены действиями отца. Нахальный юнец бесчестит своегородителя, требуя наследство в то время, когда тот не только жив, но и никоим образомне стоит на порогесмерти. Что это за сын такой, который предъявляет свои права на наследство при живом отце? Как он даже может себе это помыслить!

Каким бы недопустимыми ни был запрос сына, мы, по крайней мере, можем его по- нять. Конечно, все мы понимаем, что значит запускать руку в карман к отцу, даже при том, что многие из нас слишком воспитаны, чтобы позволятьсебе такое регулярно. Но действия отца просто не поддаются пониманию.

Что делает отец в ответ на наглый запрос? Он отдает все, что потребовано!

Это повергает в недоумениебольше, чем сыновние заявления. Отец делит наследство между двумя сыновьямии отпускает мальчикас миром. Сколько нормальных отцов по- ступилобы таким же образом, заранеезная, что ого не ждет ничего доброго?

Что же это за отец?

Сын спускает наследство на удовольствия, вместо того, чтобы вложить его в свое бу- дущее. Но папа не едет к нему, чтобы поскандалить на эту тему. В конце концов, молодой человек теряет все, что имел и погрязает в нужде. Однако, папа не предпринимает усилий к тому, чтобы вытащить его из беды.

Где же ты, папа? Папа дома, при хозяйстве, ждет. . . Не выискивает своегосына, чтобы отчитать его за дурное поведение, не спешит поставить перед ним корзину с продуктами посреди всеобщего истощения голодом. Он ждет. . .

Что же это за отец?

Неужелион равнодушен к страданиям сына? Любой родитель, который являлся сви- детелем нездоровыхпоступков своего ребенка, знает, что ждать в таких случаях это самое невыносимое. Легче всыпать, как положено, и объяснитьсяна понятном языке. Но этот отец ждет наступления чуда его сын должен прийтив чувства.

Мы вскоре узнаём из притчи, что ожидания его были наполнены упованием. Годы спустя, когда сын возвращается, отец замечает его фигуру издали.Издали он мог его заметить только в том случае, если постоянно смотрелв ту сторону.Скорее всего, каждый день, выходя на дорогу, он устремлял свой взгляд вдаль, надеясь сверх всякой надежды, что именно сегодня его мальчик вернется под кров родного дома.Я представляю его себе работающим в поле и время от времени бросающим взгляд на дорогу не показался ли вдали знакомый долгожданный силуэт? И вот, свершилось! Неважно, что он истощенголодом, плечи отягощены грузом стыда. Это он! Это мой сынок!

И что же теперь? Может отец встанет на пороге дома, скрестит руки на груди, до- ждется пока малец явится к дому в позоре, падет лицом в придорожную пыль и будет умолять о куске хлеба? Я бы, наверное, так и поступил! Я даже изрек бы свою речь на тему надеюсь, теперь-то ты извлек надлежащие уроки. А этот папа нет!

Без лишних колебаний он срывается с порога и бежит. . . Бежит навстречу! Это вызовет еще большее недоумение, если осознать, во чтоэтот папа был одет. На нем не было удобных трико или шортов для пробежки, но длинное, до пят, громоздкое одеяние. Больше того, в те временастарикам было позорно не только быстро передвигаться, но и оголятьпри этом ноги. Однако, этот отец демонстрирует такую любовь, которая ставит внимание к сыну выше чувства собственного достоинства. Задрав свои халатывыше, чем позволяет этикет, он бежит вдоль по дороге настолько быстро, насколько ему позволяют годы.

Что же это за отец?

Представьте теперь себе, о чем вдруг мог подумать сын, увидев бегущего к нему от- ца? Мог ли он на расстоянии видеть,в радости его папа или в гневе? В его голову при сложившихся обстоятельствах, скорее всего, пришло последнее, поскольку не успел отец подбежать, как он начинает свою заранее подготовленную речь: Не достоин я больше называться твоим сыном, буду служить тебе как наемники твои!

Но слова его остаются не услышанными отцом. Добежав до своего мальчика, он лишает смысла всякие речи, пав ему на шею и целуя его в радости. Никакогонамека на гнев не исходит от отца, ни единым словом он не отвечаетна предложение о служении сына

в качестве наемника. Он объят неописуемой радостью: сын, которого он так ждал, нашел дорогу домой.

Спустя некоторое время приходят и рабы. Они не могли не заметить необычного по- ведения своего господинаи не удержались от любопытства побежать и узнать, что же сделаетотец с наглецом. Что за удивлениеожидало их, когда вместо расправыони ста- ли свидетелями самого теплого приема. Дальше больше: Принесите лучшуюодежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленноготеленка и заколите; станем есть и веселиться!

Празднование? По поводу возвращения мота и расточителя? Как это возможно? Всы- патьбы ему по полное число, ане праздниками потчевать! Что же это за отец?

Чего этот отец хотел больше всего

Разве не удивительно, что на каждом этапе этой притчи отец действуетабсолютно проти- воположнотому, как по нашему мнению должен был бы действовать любящий родитель? Начнем с того, что он вообще не должен был давать сыну досрочного права на наслед- ство, принимая во внимание его безответственность. Он не должен был оставаться без реакции в то время, как его малец беспечно транжирил добро. Ну и уж совсем понятно, что не нужно было устраивать экстравагантный прием дома без соответствующей распла- ты за глупость. Отцовские действия не поддаются объяснению, за исключением наличия условия, при котором отец желал бы от своегосына чего-то гораздо большего, чем просто

ответственное поведение.

На первый взгляд, сюжет истории раскручен вокруг желаний сына, но более глубокое прочтение показывает обратное. Ключевой мыслью притчи является желаниеотца, и оно было настолько сильным, что любая цена его устраивала. Что же это?

Может быть, это стремлениебыть со своимисыновьями, или желание заставить их работать на своих полях? Нет. С самого начала истории он легко мог бы удержать своего младшенького, просто отклонив его притязания и не позволив ему так ломатьсебе жизнь. Но этому отцу нужно было нечто большее.

То, чего у него действительно не было ни с одним из сыновей так это отношений, основанных на любви. Младший видел в нем потенциального спонсорасвоих радостей жизни, а старший бригадира на поле. Оба жили у него в доме, но ни один не чувство- вал себя дома и не позналего любви. Могло ли это быть той причиной, по которой отец позволил своему сыну уйти? Вместо того, чтобы удерживать его дома и позволять ему грешить неподчинением, он позволил молодому человекудойти до края своей самостоя- тельностии понять, кто на самом деле был его отец.

Именно в тот момент, когда молодой человек готов насытиться помоями, вылитыми свиньям, он вдруг понимает,что его отец человек гораздо более широкого сердца, чем тот хозяин, на которого он работает. Тогда-то он приходит в чувство и решает вернуться домой. Но он все еще не знает, как отец встретит его дома.Боясь отцовского гнева, борясь со стыдом от всего того, что он успел сделать в жизни, парнишка готовит речь признание того, что он более не достоин называтьсясыном.

В этот момент он еще не понимал ни силы отцовской любви, нитого,что за свою жизнь он не сделал ничего, что мог бы поставить против этой любви в качестве собственной заслуги.

Этот отец хотел теплых отношений с обоими сыновьями. Онжелал, чтобы его дети зна- ли насколько они им любимы, атакже хотел от них ответных чувств. Для него не столько важно было их послушание, сколько овладеть их сердцами. Зная, что это может произой-

ти только тогда, когда сын познает истину об отце, он рискует всем и дает сыну все, что он хочет. Только дойдя до края, последний осознает, чего это все стоило его отцу.

Будучи родителем взрослых детей, я понимаю всю важность этого. Я не могу переоце- нить значимость тех моментов общения с ними, когда мы познаем глубину и искренность дружбы. Нет ничего более существенного, чем те моменты, когда они осознают, что я люб- лю их, и отвечают мне тем же.

Вот в чем суть этой притчи, рассказанной Иисусом. Ни каким из своих действийотец не манипулировал сыном. Он просто любил его настолько глубоко, насколько это можно себе представить. Эта любовь и является объяснением того, зачем он сначала позволил своему сыну уйти, а потом почему он бежал со всех ног ему навстречу. Он знал, что сын уже заплатилза свой грех сполна. Он бежал, потому что не желал, чтобы его сын мучилсяни секунды больше, чем это было необходимо. Страдания привели его домой. Все остальное не стоит и толики внимания.

Боглюбит вас абсолютно так же.Емуне интересны услуги, которые вы можете предло-жить, жертвы, которые вы можете принести. Все, что Ему нужно это, чтобы вы знали, как крепко Он вас любит. И Он надеется на то, что вы изберете любить Его в ответ. Если примете это сердцем, то и все остальное в вашей жизни наполнится смыслом. Упустите – никакой другой смысл не изменит ничего в ней.

Жить недостаточно любимым

Как вы думаете, в какой момент этой замечательной истории сын был любим отцом боль- ше всего?

Каждый раз, пересказывая эту притчу слушателям, я задаю этот вопрос. Практически всегда, сначалабез особых раздумий, выбирается тот момент, когда отец обнимает сына по его возвращению. После некоторых размышлений, однако, предпочтениеотдается си- туации, когда отец отдает часть наследства и отпускает своего ребенка. И толькопосле этого становится ясно, что нет такого места в этой притче, когда отец любил бы своего сына большеили меньше. Он любил его неизменно во все времена. Это единственнаяконстанта повествования.

События этой истории невозможно оценить по степени любви отца, а только по шкале восприятия этой любви сыном. Несмотря на то, что ни в какой отдельно взятый момент притчи он не был менее любим, этот сын живет с чувством, что отец его любит недостаточно.

В той части, когда он забирает все свое наследство и отправляется из родительского дома, беспредельно довольныйтем,что освободился от навязчивой отцовской опеки и те- перь может найти свой путь, этот мальчикжил, чувствуя себя недостаточно любимым.

Ив той части, когда он тратит все свое наследство за границей, транжиря его на собственные удовольствия, думая, что он наконец-то обвел вокруг пальца отца, этот мальчик жил, чувствуя себя недостаточно любимым.

И даже тогда, когда он направил свои стопы домой, репетируя слова раскаянияи желая быть принятымхотя бы в качестве раба в доме своего отца, который ждал сына, мальчик жил, чувствуя себя недостаточнолюбимым.

Но, наконец, когда дома, одетый в лучшие одежды, обутый в сандалии, с перстнем на руке он сидит за столом, которыйнакрыл для него отец, вместе с искусно приготовлен- ным по этому случаю филе миньон, чувство любви насыщаетего. Он любим в полной мере. Новедь так всегда и было! Просто теперь он может прекратить жить тем чувством, которое преследовало его в прошлом.

Б´ольшую часть своей жизни мы проживаем, не чувствуя себя достаточнолюбимыми.

Когда мы беспокоимся, что Бог потребует от нас какой-то невозможной жертвы, мы живем, чувствуясебя недостаточно любимыми.

Когда мы предаемся греху, мы живем, чувствуя себя недостаточно любимыми.

Когда мы тревожимся и опасаемся по поводу сложившихся обстоятельств, мы живем, чувствуя себя недостаточно любимыми.

Когда мы пытаемся заслужить Божью благосклонность своими усилиями, мы живем, чувствуя себя недостаточно любимыми.

Даже когда вовлекаемся в поток религиозных условностей для того, чтобы предстать пред Ним праведными, мы живем, чувствуя себя недостаточно любимыми.

Последнее касается жизни старшего брата. Конец притчи рисует нам его настолько обиженным на своего отца за прием блудногобрата, что он просто отказывается войти в дом и поучаствовать в праздновании. Вовсе времена старший сын был при отце, никогда даже не допускал мысли искать своих целей в жизни, но, однако, упустил каких отношений хотел с ним отец. Являясь сыном, он видел себя в роли слуги, и каждая просьбаотца была тягостной обязанностью.

Младший сын это образ тех, кто удаляется от Бога в сторону удовлетворения сво- их собственных желаний; старший представляет собой тех, кто изможден непосильными обетами, пытаясьпроизвести впечатление на Бога. Они не могут уйти с этого пути, пребы- вая в постоянном страхе перед последствиями, взваливают на себя непосильную рабскуюношу, но так никогда и не познаютглубины тех отношений, которые Бог желает иметь с ними. В дни Иисуса такими были фарисеи, сегодня также немалолюдей погрязаетв ре- лигиозной деятельности, но упускает, что реальнозначит жит в окружении Отцовской любви.

В конечном итоге, совсем не важно, что удержало вас от трепетных отношенийс От- цом ваше противостояние или религиозные уставы результат одинаков. Его нет в ва- шей жизни, и вы никогда не узнаете, что Он чувствуетв отношении вас.

Христос заканчивает притчу на очень интересном моменте. Младший сын в доме, он наслаждается теми отношениями с отцом, которых у него раньше не было. Старший сын вне дома, взвешивает существующие варианты. Войти и простопонять, насколько он любим, присоединиться к празднованию, или остаться при своем мнениив несправед- ливости отца за дверьми дома, в злобе и одиночестве?

Выбор за ним. Да и за вами тоже! Каждый сегмент вашей жизни вращается вокруг ответа на простой вопрос.

Знаете ли вы, насколько вы любимы? И не пришло ли время узнать?

Для сего преклоняюколени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа. . . да даст. . . верою вселитьсяХристу в сердца ваши, чтобы вы укорененные и утвержденные в любви,могли постигнуть со всеми святыми,что широ- та и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. Ефеся- нам 3:14,16–19

Поразмышляйте над этим

Попросите Бога показать вам, когда вы чувствуете себя недостаточно любимыми. К чему это толкаетвас:пускаться на поискисобственных путей, как младший сын, или пытаться трудиться, не покладая рук, как старший? Бог желает, чтобы вы знали одно: никакие ваши действия не послужаттому, что Он будет любить вас сегодня больше, чем вчера.

Как, впрочем, и обратное вы не можете сделать ничего такого, из-за чего Он будет любить вас меньше.Он просто вас любит. Просите Его научить вас этой истине, чтобы вы могли жить в свободе.

Для обсуждения в группе

1. Задумайтесь и порассуждайте над тем, с кем из сыновей вы себя ассоциируете: со старшим или с младшим, и почему?

2. Что вы узнали о Божьей любви из этой притчи?

3. Что вы предпринимали, когда чувствовали себя не достаточно любимыми Богом?

4. Вспомните, каким образом Бог демонстрировал вам свою любовь, даже тогда, когда вы ничего не делали, чтобы ее заработать?

Самая большаяопасность, поджидающая всех нас, . . . заключается в том, чтоодна- жды мы можем проснуться и обнаружить суета вокруг жизни и ее атрибутовлишила нас самой жизни. Вот почему каждый мо- лись о том, чтобы друг его был избавлен от пресыщения такой жизнью,. . . в кото- рой нет трепета и волнения,производимых дружбой с Отцом.

Филипс Брукс (1835-1893), Проповеди