16. Становясь Его другом

Не говорите: «Я друг Божий». Вы можете сказать: «Бог мой Друг», потому что это правда. Но называть себя другом Божьим — самонадеянно. Это Богу решать. Он говорит, кто Его друзья. Так, вы никогда не увидите в Писании никого, кто провозглашал бы себя Божьим другом.. Авраам не называл себя другом Божьим — это Бог сказал, что Авраам Его друг.

Авраам

Авраам был назван другом Божьим (см. Иак. 2:23,). Он не действовал на основании видения. Он был человеком, которого Бог избрал, чтобы открыть Свои цели. Бог решил, что может доверять Аврааму. Это ясно видно из следующего отрывка:

«И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем. И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицом Господа» (Быт. 18:17-22).

Обратите внимание на два качества духовного отцовства (дружбы с Богом), выделенные в этом отрывке: Бог избрал доверить Свои цели Аврааму, а сказав: «Я избрал его», Бог показал, что Он знал Авраама. Авраам знал Бога, и Бог знал Авраама.

По мере своего возрастания в познании Бога и Божьих целей Авраам в конечном итоге пришел туда, где смог пройти максимальное испытание дружбы. Богу был нужен кто-то, кто за много веков до того пророчески продемонстрирует будущую смерть и воскресение Его Сына. Бог как будто сказал: «Мне нужен кто-то, кто подчинится Моим целям настолько, что будет послушен Мне даже вплоть до занесения ножа над своим собственным сыном. Сделав так, он станет для людей уроком, показывающим, как Я убью Моего Единородного Сына. Для этого потребуется очень необычный человек, человек, который пришел в истинное духовное отцовство. Если бы такой человек нашелся, он стал бы Моим настоящим другом».

Когда Бог наконец передал Свою окончательную просьбу Аврааму, тот ни на минуту не задержался, но сразу же поднялся и взял своего сына в трехдневный поход к тому месту, где он намеревался принести Исаака в жертву Богу. Когда Бог увидел безусловное послушание Авраама, Он сказал: «Вот друг Мой!»

Все мы обязаны своими отношениями с Богом тому факту, что давным-давно один человек (Авраам) стал другом Божьим. Авраам — наш духовный отец, а мы его духовное наследство. У Бога запасено великое наследие для Своих друзей.

Когда смотришь на удивительные обетования, которые Бог дал Аврааму, понимаешь, что Авраам ничего не сделал, чтобы заслужить их. Все, что он делал, — это был послушен Богу и верил тому, что Бог сказал ему. Но Богу Авраам настолько был угоден, что Он избрал его для великих благословений. Друзьям Божьим даны великие потомки.

Дорога к дружбе

Кто-то может спросить: «Как мне стать другом Божьим?» Ответ важен, потому что вы не можете просто решить стать чьим-то лучшим другом. Дружба — это что-то, что должно «сходиться». Должна быть совместимость характеров, интересов, определенная «химическая реакция», которая делает дружбу взаимными, содержательными отношениями. Бог не является другом некоторых из нас, потому что Он просто не может общаться с нами. Он знает, что мы любим Его, но мы настолько поглощены собой, что сами удерживаем себя на уровне рабов.

Иисус ясно показал, что дорога к дружбе лежит через безусловное послушание. Он сказал: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15:14). Тем самым Он говорил: «Когда вы отдадитесь полному послушанию, перед вами откроется дорога к дружбе с Богом».

Испытание дружбы состоит в умении ждать: будете ли вы ждать до тех пор, пока Бог не скажет вам, что делать.

Когда рабы не слышат четких указаний от Бога, они пользуются своими суждениями и сами выбирают для себя направление действий. (Да поможет нам Господь понять, что наше суждение никогда не может быть лучше.) Рабы живут по известной поговорке: «Под лежачий камень вода не канет», поэтому они представляют себе, что им нужно идти и просто что-то делать. Но друг ждет, пока не услышит Бога. Его страстное желаниеслышать и повиноваться.

Иногда все вокруг кричит о том, что необходимо немедленно действовать, а от Бога не приходит никакого слова. «Уже полночь, Господи! Мне нужно принимать решение!» Бог ничего не говорит. «Господи, уже и полночь прошла! Что Ты хочешь, чтобы я сделал?» Иногда Бог ждет, когда полночь пройдет, потому что урок ожидания указаний от Учителя очень важен для того, чтобы стать Его другом. Это испытание огнем для раба Божьего. Если он будет ждать, даже, если надо, вплоть до того момента, когда время для принятия решения закончится, то он кое-что узнает о дружбе с Богом.

Не мы решаем быть друзьями Божьимиэто Бог приглашает нас выше на тот уровень отношений. Этот принцип есть в Евангелии от Луки (14:10): «Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: „друг! пересядь выше“; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою». Это потрясающе, когда Бог зовет нас выше — туда, где мы можем быть с Ним друзьями.

А до тех пор все, что мы можем сделать, — это отдаться стопроцентному послушанию и просить Его призвать нас выше. В конце концов дружба с Богом не является чем-то, что мы можем устроить сами, или чем мы можем сами управлять. Мы привлекаемся в дружеские отношения захватывающими предложениями Духа Святого. Когда Святой Дух открывает нам, что значит быть другом Всемогущего Бога вселенной, в нашем сердце начинает подниматься молитва: «Господи, установи ноги мои на более высоком основании». Сами вы не можете себя установить на более высокое основание, вы можете только молить Его привлечь вас. Он помещает молитву в сердце ваше и привлекает вас — от начала и до конца, все это делает Он.

Иисус Навин

Иисус Навин — это великий пример служителя («раба»), который страстно хотел стать другом. Это ясно видно из этого стиха:

«И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии» (Исх. 33:11).

Здесь Моисей прямо называется другом Божьим. Он пришел на высочайший уровень близости с Богом, «лицом к лицу». А Иисус Навин прямо называется служителем.

Иисус Навин видел дружбу Моисея с Богом, и он стремился иметь такого же рода отношения с Ним. Но он понимал, что на тот момент он достиг лишь уровня служителя. Это был молодой служитель Божий с большим видением и энергией, но когда он смотрел на Моисея, он понимал, что было что-то большее.

Итак, что же сделал Иисус Навин? Сказал ли он, просто пожав плечами: «Не имеет смысла убивать себя ради этого, либо Бог выберет тебя, либо нет»? Нет. Иисус Навин сам стал пробиваться к Богу. Даже после того, когда Моисей вернулся в стан, Иисус Навин «не отлучался от скинии». Это и есть приглашение Иисуса, которое мы читаем в Евангелии от Иоанна: «Пребудьте во Мне» (Ин. 15:4).

И, наконец, главное, что должно заботить друзей, — это просто радоваться друг Другу.

Признаки дружбы

Я хочу указать еще на три качества, которые довольно интересно характеризуют друга Божьего:

«Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Лк. 5:34, 35).

1. Друзья постятся. Пост — сфера тех, кто пришел в истинную дружбу с Иисусом.

«Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Лк. 12:4, 5).

2. Друзья боятся. Иисус говорит: «Друзья Мои, бойтесь Меня». Хотя друзья вошли в чудесные близкие отношения с Богом, это не дает им права на невнимательное, закадычное или непочтительное отношение к Нему. Наоборот, именно потому, что они пришли к познанию Его, они боятся Его больше, чем когда-либо.

«Друг любит во всякое время и, как брат, явится вовремя несчастья» (Притч. 17:17).

3. Друг всегда любит. Друг Божий любит Бога даже в самые трудные времена. Бот лакмусовая бумажка для испытания дружбы с Богом: люблю ли я Его, даже когда Он допускает нанесение необъяснимой травмы моей жизни?