4. Принимая смерть

Оскорбление креста

В один из моментов земного служения Иисуса произошло очень заметное изменение. Это изменение случилось на пике Его популярности среди масс. Умножавшиеся тысячи толпились вокруг Него, куда бы Он ни пошел, и каждый думал, что Он чудесен. Петр только что исповедал Ему: «Ты — Христос!» (Мф.16:16). Иисус признает это имя, и ученики начинают осознавать, какое место в истории они пришли унаследовать. Именно в этот момент, наполненный энергией, радостью и хорошим потенциалом, Иисус переключает скорость, и напор Его служения претерпевает резкие изменения.

«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16:21-23).

До этого момента Иисус даже шепотом не намекал о страданиях, о том, что будет убит, и о кресте. Но начиная с этого момента Он снова и снова возвращается к этой теме. И именно с тех пор, как Иисус переключил скорость и начал говорить о кресте, Его популярность тут же резко начала уменьшаться.

Ученики не могли понять эти «крестные разговоры». В свете возрастающей популярности Иисуса им было непонятно, почему Он говорил о том, что будет убит в Иерусалиме. В соответствии с их настроением эта история должна была иметь совсем другое окончание.

Петра настолько обеспокоил «крестный разговор» Иисуса, что он тут же начал прекословить Иисусу: «Не говори так. Господи, — ничего подобного с Тобой не случится!»

Иисус сказал в ответ: «Ты оскорбляешь Меня». В сущности, Он говорил: «Предложение чего бы то ни было иного, чем страдания, оскорбляет Меня». А мы в отличие от Него все слишком сильно оскорбляемся от предположения о том, что, возможно, будем страдать. Это все оттого, что мы все еще не пробудились для тех возможностей, содержащихся в отношениях со Христом, которые открываются тем, кто страдает вместе с Ним.

Мудрость креста

Мудрость креста частично лежит в следующей истине: нет ни одного страдальца, кто не мог бы присоединиться ко кресту. Не важно, насколько невыносима боль страдающего человека, каждый может поднять глаза ко кресту Христову и найти поддержку.

Евангелие можно принести в лагеря ГУЛАГа в Сибири, Евангелие можно принести африканским беженцам. Евангелие можно принести беспризорным детям Бразилии. Никто не может надуть губы и сказать, что он страдал больше, чем Иисус Христос. Крест протягивает надежду самому одинокому страдающему человеку.

И крест превосходит все возрастные барьеры. Нет ни одного умеющего говорить ребенка, который не смог бы понять креста. С юного возраста дети ухватывают весь ужас креста и понимают, насколько Иисус возлюбил их.

Одной из главных целей страдания является указать нам на крест. Когда вы страдаете, хочется почти инстинктивно посмотреть на крест Христов в поисках поддержки и утешения. Когда мы позволяем нашему страданию закрепить наш пристальный взгляд на кресте, страдание уходит.

Помазание смерти

Именно тогда, когда мы принимаем крестную смерть, в нашу жизнь высвобождается помазание. Мы не выбираем ни время, ни путь, которым крест приходит и встает перед нами. Такую смерть — смерть для своего «я», для своих целей, стремлений, желаний, славы человеческой, удовольствий, мирских радостей, земных благ — можно принять только по высшему привлечению Господнему на этот более высокий уровень. Мы не можем просто решить умереть, потому что мы наполнены собой. Дух Святой полагает нам на сердце плач о том, что желаем получить больше креста, и тогда Он милостиво отвечает на эту молитву.

Будьте готовы, нет ничего более болезненного, чем смерть. И нет ничего более славного, чем жизнь, которую Он может вызвать из смерти. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:5, 8).

«Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего» (Ин. 12:3-7).

Эта история является иллюстрацией того, как принятие крестной смерти высвобождает большее помазание в нашу жизнь. В ней говорится, что Мария «помазала» Иисуса на день Его погребения. Иисус был помазан на смерть. Это ароматное масло представляет собой помазание Духом Святым. Дело в том, что, когда мы полностью принимаем крест и разделяем смерть Христову, на нас тоже приходит помазание Святым Духом.

Туда, где действует смерть, приходит большее высвобождение помазания. Но когда мы наполнены собой (своей собственной жизнью), мы сокращаем помазание, и поэтому нам приходится просить о нем усерднее. Когда смерть в нас не действует, мы пытаемся получить помазание более усердными молитвами.

Если вы умерли для своего, вы спасены, — Бог может доверить вам помазание.

Павел пришел к осознанию, что призыв к апостольству был призывом к более великой смерти. Он сказал: «Смерть действует в нас, а жизнь — в вас» (2 Кор. 4:12). Чем выше призвание, тем более велика смерть.

Иногда мы склонны думать о кресте, как о чем-то ужасно невыносимом. Но что на самом деле должно быть в нем видно — это невероятный поток любви и помазания, льющийся через того, кто соединился со смертью Христовой.

Церковь в Коринфе

Когда Павел писал о действующей в нем смерти, большинство его толкований в связи с этим было написано для церкви в Коринфе. Чтобы понять, почему Павел писал о смерти именно коринфянам, нам необходимо взглянуть на конкретные испытания, с которыми сталкивались коринфяне в своем служении.

Среди всех новозаветных церквей церковь в Коринфе уникальна тем, что она была более свободной от гонений, притеснений, страданий и нужды. Их испытания имели больше отношения к столкновениям с жаждущим наслаждений обществом. Коринф был насыщен духом борьбы за свободу личности. Это когда разум настроен таким образом, что говорит: «Это твое дело. Делай, что хочешь». Люди в Коринфе любили забавляться, искали удовольствий и позволяли друг другу свободно заниматься тем, чем захочется. Таким образом, и к христианам в Коринфе относились толерантно.

В этой атмосфере свободы Коринфская церковь быстро возрастала. Проводившиеся служения были довольно мощными. Если бы вы посетили собрание церковной общины в Коринфе, вы бы увидели следующие особенности:

• Вы бы заметили, что они были сильными верующими (см. 1Кор.4:10).

• Вы бы стали свидетелем обильного проявления духовных даров (см. 1Кор.1:7), включая пророчества, исцеления и чудеса.

• Вы бы могли насладиться великолепными проповедями (см. 1Кор.1:12). Через их церковь прошел поток таких выдающихся учителей, что они даже спорили о том, кто был лучшим учителем. Они хорошо питались и даже пресытились (см. 1Кор.4:8).

• Вы бы заметили, что верующие процветали (см. 1Кор.4:8). (Жаль, что Павел, когда был у них, отказался получить от них хоть одно пожертвование; он мог бы довольно хорошо преуспеть.)

• Они были очень толерантны и снисходительны к тому, чем занимались другие люди (1Кор.5:1, 2). Они приветствовали и поддерживали любого — вплоть до того, что даже терпимо относились к учителям, благовествовавшим другое Евангелие (см. 2 Кор. 11:4).

• Церковь была крепка в богословии и ортодоксальна на практике и в соблюдении традиций (см. 1Кор.11:12).

• Вы бы стали свидетелем большой свободы для личного самовыражения (см. 1Кор.11:21 и 14:26).

• Атмосфера их собраний была пронизана зарядом энергичности и настоящим ощущением жизни (см. 1Кор.4:12).

• Они были очень усердны (см. 2 Кор. 7:11 и 9:2).

• Вы бы обнаружили, что для них единообразное поклонение было приоритетом. По их просьбе Павел в своих посланиях к этой церкви больше чем к какой бы то ни было другой говорил о единообразном поклонении.

Мой вывод таков: из всех новозаветных церквей церковь в Коринфе, возможно, имеет самое большое сходство с американскими церквями. Таким образом, послание Павла к Коринфской церкви особенно уместно для американских церквей.

Послание к Америке

Послушай, Америка: обрати внимание на Первое и Второе послания к Коринфянам!

В них, делается акцент на одной очень важной теме, которая сегодня имеет большое отношение и к нам. Эта же тема упоминается и в некоторых других посланиях Павла, но не так часто и не настолько сильно.

Я имею в виду акцент Павла на смерти во имя Евангелия. Письма Павла к коринфянам наполнены «теологией смерти». Это не смерть для греха, о которой говорится в Послании к Римлянам. Это смерть для того, что считается хорошим, нормальным, здравым, — все во имя распространения Царства.

Павлу не нужно было говорить о смерти фессалоникийцам. Через чрезмерное гонение, с которым сталкивались фессалоникийцы, они уже многое об этом знали. Но с процветающими коринфянами он должен был об этом говорить.

Верующие коринфяне были живыми. У них работала одна из самых вдохновляющих церквей. У них была свобода, энергия и хороший потенциал. И именно такой церкви Павел пишет о смерти.

Вот некоторые стихи из Посланий к Коринфянам, которые представляют собой учение Павла о смерти:

• «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1Кор.4:8, 9).

• «Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем» (1Кор.15:31).

• «Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых, но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых. Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит» (2 Кор. 1:8-10).

• «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы, живые, непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей. Так что смерть действует в нас, а жизнь — в вас» (2 Кор. 4:10-12).

• «Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем» (2 Кор. 6:9).

То, о чем сообщает Павел в этих стихах, должно достичь ушей верующих людей Америки. Павел говорит: «Вы имеете так много. Вы богаты финансами и проповедями. В этой жизни вы уже царствуете. Разница между вами и нами, апостолами, в том, что мы все еще полагаем нашу жизнь за Евангелие. Каждый день в нашей жизни действует смерть, в то время как вы наслаждаетесь богатством того, чего вы достигли во Христе. Разве время сейчас радоваться своему утешению во Христе, когда другие еще не слышали Евангелия? Нет, друзья мои, сейчас не время для жизни, сейчас время для смерти. Это время для того, чтобы положить свою жизнь за дело Христово».

Вот почему Павел говорит: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16). Я лично обратил внимание и убедился, насколько мало походит моя жизнь на жизнь Павла. Он описывает свой уклад жизни таким образом: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся» (1Кор.4:11). Что потребуется от меня для того, чтобы моя жизнь могла быть описана такими же словами? Не что иное, как полное принятие Христова призыва ко кресту.

Нет более величественного способа, которым мы можем выразить силу и пламенность нашей любви ко Христу, чем положить свою жизнь во имя Евангелия.