13. На что не способен никто, кроме Бога

Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь,никто не может творить, если не будет с ним Бог.

Иисус сказал ему в ответ:истинно, истинно говорю тебе, если кто не родитсясвыше, не может увидетьЦарствия Божия.

Никодим говорит Ему: как может человек родиться,будучи стар? неужели может он в другой раз войти вутробу матери своей и родиться?

Иисус отвечал: истинно, истинно говорютебе, если кто неродится от воды и Духа, неможет войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйсятому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь,откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев,и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорютебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говоритьвам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

И как Моисей вознес змию в пустыне,так должно вознесенубыть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, непогиб, но имел жизнь вечную.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий,верующий в Него, не погиб,ноимел жизнь вечную. Ибо не послалБог Сына Своего в мир, чтобы

судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий ч Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовалво имя Единородного Сына Божия. Суд же состоитв том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбилитьму, нежели свет, потомучто дела их были злы; ибо всякий,делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явныбыли дела его, потому что они в Боге соделаны.

Иоанна 3:1-21

Иисус отвечал: истинно, истинно говорютебе, если ктоне родится от воды и Духане может войти

в Царствие Божие.

Иоанна3:5

Научный сельскохозяйственный факт: самая плодородная почва не даст никакого плода,если в нее не посеяно семя.

Очевидно, Никодим этого не знал. Он думал, земля может плодоносить сама по себе. Он был великим специалистом по обработке почвы, но совсем не заботилсяо семенах.Он был законником. А все законникиименно так и мыслят:готовят почву, но не засевают ее.

Никодим открытозаявлял о своем законничестве. Он ведь был фарисеем.А фарисеи учили, что вера представляет собой некую внешнюю религиозную

деятельность. Как ты одет, как себя ведешь,какая у тебя должностьв духовной иерархии, как звучаттвои молитвы, сколько пожертвований ты даешь, — всеми этими пунктамифарисеи измеряли меру веры.

Если бы они и вправдубыли фермерами, у них бы наверняка был самый завидный участокземли в округе. Тщательно покрашенные силосные башни и начищенный до блеска инвентарь. Забор безупречно прямой и чистый. Поле хорошо распахано и полито.

Если бы они и вправду были фермерами, то проводили бы часы в местном баре за разговорами о теории сельского хозяйства. Когда лучше кластьудобрения, до или после дождя? И как часто оставлять землю под паром, каждый год или раз в три года? И что носить сельхозрабочим, спецодеждуили можно обычныеджинсы с рубахой?

Уфарисеев была только одна проблема.Несмотря на долгиедискуссии о научных подходах,у них был не такой уж большой урожай.Ябы даже сказал, что один совсем не подготовленный Плотникиз Галилеи собрал гораздо больше плода за несколькомесяцев, чем они за целое поколение. Они, конечно, стали завидовать. Разозлились. Вели себя высокомерно. А с Ним самим обращались, напрочь игнорируя его достижения и критикуяметоды.

Так поступали все фарисеи,кроме Никодима. Он был любопытным парнем. Даже больше чем любопытным — легко возбуждаемым и суматошным. Его приводило в восторгто, как люди слушали Иисуса.Так, словно только Он один знал истину. Так, словно Он и только Онбылпророком.

Никодим пришел в восторг и от того, что Иисус творил..Например, от того, что Он перевернулв Храме столы торговцев и менял. Когда-тои сам Никодим мог вспылить так же страстно. Было все это, правда, уже давно.До титулов, до званий, до одеяний,до доктрин.

Никодима тянуло к Плотнику,но он не хотел,чтобы кто-то заметил их вместе. Он же член высшего священнического совета и не может так вот запростоприйти к Иисусу посреди бела дня. Поэтомуон пошел к Нему ночью. Под покровом тьмы.

Символично. Потому что в законничестве нет никакогосвета.

Начал Никодимс комплиментов: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь,никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2).

Иисус не обратилна них внимания. «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не можетувидеть Царствия Божия»(Ин. 3:3).

Дружеской болтовнине получилось. О светскойбеседе можно было забыть. Иисус сразу взял быка за рога. Сразу вонзил нож в сердце. Сразу обратилсяк главномувопросу. Он понимал,что сердце законника ожесточенои его не разобьешь льстивыми речами.Здесь потребуется зубило. И Иисус тут же взял в руки нужный инструмент:

Ты не поможешьслепому, если просто включишь поярче свет, Никодим.

Ты не поможешь глухому,если просто включишь погромче музыку, Никодим. Ты ничего не изменишь внутри,если просто покрасишьфасад, Никодим.

И плод без семян не вырастет.

Тебе нужно родитьсясвыше! БАМ! БАМ! БАМ!

Встреча Иисуса и Никодимасовсем не походилана обычные переговоры двух религиозных лидеров. Это была скореесхватка философов. Две противоположные точки зрения на спасение пришлив столкновение.

Никодим считал, что человексам должен творить добрые дела. Иисус говорил, что этим занимается Бог. Никодим рассматривал такой подход как чересчур компромиссный. Иисус настаивал, что спасение — это дар. Никодимбыл уверен, что человек долженего заработать. Иисус уверял, что человеку нужно всего лишь его принять.

Эти два мнения заключают в себе полный спектр всех остальных. Все мировые религии можно разделитьна две группы:законничество и благодать. Либо человечество спасает себя, либо Бог спасаетчеловечество. Либо спасение — :>то плата за человеческие дела, либо — дар, оплаченный смертью Христа.

Законники считают, что главная движущая сила спасения — это ты сам. Если ты правильно выглядишь, правильно говоришь и принадлежишь к правильной секции правильной группы, тогда спасешься. Основное бремя этого процесса ложитсяне на Бога, ана тебя.

Что в результате? Внешне все сияет и блестит. Разговоры звучные и тщательно выверенные. Но присмотришься поближе,прислушаешься получше,и понимаешь: чего-то не хватает. Чего же? Радости.А что вместо? Страх (от того, что все время кажется, ты недостаточно хорош).Гордость (от того, что порой кажется,что ты очень даже хорош).Поражение (потому что все-такиты совершаешь ошибки).

Легализм — путь в темный мир.

Может, ты не знал. Может, читал озадаченно и спрашивал: «Макс, зачем вообщеэта история нужна в твоей книге? Я же думал, эта книга о том, как Иисус прикасается к людям в самые трудные моментыих жизни. Никодиму-то не так уж плохо. У него есть влияние.Полно друзей. Он изучаетБиблию. Вряд ли он переживает какую-тоострую боль».

Если ты задаешь этот вопрос,значит, ты счастливчик. Значит, ты никогда не знал, как разрушительно законничество. Тебе просто повезло.

Другим повезломеньше. Многие, наверное, даже смоглибы ответить на твой вопрос лучше, чем я. Легализм- это медленная пытка, иссушающая дух, убивающаямечты. Он не позволиттебе умереть, но и жить тоже не позволит.

Ты будешьвсе время голодать, а твои учителяне смогут объяснитьтебе, где найти еду. Твоей диетой будут стандартыи правила. Никаких витаминов. Никакого вкуса. Никаких соусов и специй. Просто безликая, банальная, предсказуемая религия.

Я вспомнилсейчас об одной группе христиан,к которой я принадлежал, будучи совсем юным. Мне было восемь лет, и я пел в мужском хоре. Мы собирались дважды в неделюна два часа. Надевалипиджаки и выступали на разныхбанкетах. Однаждыдаже пели где-то посреди улицы.

По иронии судьбынашим руководителем был бывшийстроевой сержант. Прежде чем возглавить хор, он работал в лагере для новобранцев. И прошлый опыт успешно распространял на свою новую работу.Каждый вечер перед репетицией мы начиналисо строевой подготовки. Выходили на площадку и маршировали. Он отдавал команды, а мы крутились, стараясь им соответствовать.

«Раз, два, три, четыре! Раз, два, три, четыре!»

Поначалу я не ставил под вопрос полезность подобных упражнений. У меня просто не хваталосмелости. Я боялся этого мужика. Потом, наконец,я набрался смелости и спросилу одного из товарищейпо несчастью о смыслеэксперимента:

— Зачем мы это делаем?

— Не знаю.

— А куда мы идем?

— Не знаю.

Никто не знал. В течение двух лет мы маршировали дважды в неделю,и никто не знал куда, и никто не знал зачем. Мы просто понимали,что если хотим попеть, то сначала надо четко попадатьв ногу.

Это и есть легализм.Законничество.

Тупое и грубое.Затянутое в одинаковую форму. Механическое. И Бог к этому не имеет никакого отношения.

Позвольте, я расскажувам всю неприглядную правду про легализм.

Он не нуждается в Боге. Он занятпоисками невиновности, а не прощения. Это систематический процесс самооправдания, объяснения своих неудач, защиты своих недостатков. Законник одержимсамим собой, а не Богом.

Вот что фактически предлагает тебе легализм:

Пусть мое мнение превратится в твое бремя. Здесьможет быть толькоодно мнение. И ты сам понимаешь, кто из нас не прав. Пусть мое мнение станет твоими оковами. А если твое мнение отличается от моего, тогда я ставлю под сомнение не только твое право общаться со мной, но и твое право на спасение.

Пусть мое мнение станет твоей обязанностью. Христиане должны четко определить пределысвоего круга общения. Твое дело не думать. Твое дело — маршировать.

Если хочешьбыть одним из нас, отойди назад и не задавайвопросов.

Никодим прекрасно умел маршировать, но ему хотелось петь. Он знал, что у Бога должно быть нечто большее, но не знал, где его найти. Поэтомуи пошел к Иисусу.

Пошел ночью. Потомучто боялся не угодитьтаким же, как он, высоким сановникам. Легализмзаставляет тебя боятьсямнения людей. Ты все время будешь искать у других одобрения собственным действиям. Ты станешь болезненно зависим от того, что скажут и подумают окружающие, и будешь готов на все, чтобы им угодить.

В конформизме нет ничего интересного, но он дает безопасность. В военной форме не так уж удобно, но это одобренный правительством стиль, поэтомуникто не скажет,что ты одет неподобающим образом. Ты понятия не имеешь,куда маршироватьи зачем, но кто ты такой, чтобы задаватьвопросы. Просто оставайся в строю и иди по пути наименьшего сопротивления.

Ну а если рискнешьсменить стезю, то лучшеэто делать ночью, как Никодим. Он крался под тенямидеревьев, шел, почти прижавшись к земле, пока не оказалсяв присутствии Бога.

За весь разговор Никодим,достопочтенный учитель закона,говорит лишь трижды. Первый раз — приветственный комплимент. И дважды задаетвопросы. Всю

жизнь он посвятилиспытанию постулатов Писания человеческой логикой. Но когда заговорил Иисус, и открылисьврата, и свет наполнил подземелье, преподобный умолк.

Иисус сразу же объяснил ему источник всякой духовности. «Рожденное от плоти есть плоть, арожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:6).

Духовная жизнь не человеческий проект. Она создана и управляется Богом.

Всякое духовноедостижение Им инициировано и вдохновлено.

Истинная духовность, говорит Иисус, появляется не от регулярного посещенияцеркви, не от добрых дел, не от правильных доктрин. Она приходитс Небес. Такие слова, наверное, немалопоразили Никодима. Но это было только начало.

«Дух дышит, где хочет,и голос его слышишь,а не знаешь,откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).

Натебя когда-нибудь налеталпорыв ветра, чтобы попросить о помощи? А видел ли ты, как ветер стоит где-то на обочине не в силах отдышаться после трудной работы? Не видел. Ветер не нуждается в нас. Он даже не сообщаетнам о пункте своего назначения. Он действует молча и невидимо. Гак же и Дух Святой.

Но тут Никодимуже стал раздражаться. Слишком уж ярким оказался свет для его непривыкших глаз. Нам, религиозным деятелям,нравится все держатьпод контролем и всем управлять. Выноситьопределения и подчеркивать отдельные стороныпредмета. Ясная структура — лучшийдруг проповедника. Однако Бог не считаетвсе эти условияобязательными.

Божий бизнес — спасение.Благодать — Его изобретение, Его работа и оплаченный Им счет. Он предлагает ее, когда пожелает,тому, кто пожелает.А наша функция в этом процессе- распространить нужную информацию, но не устраивать слежку за людьми.

Все эти вопросы, вероятно,были написаны у Никодима на лице. Почему Бог это делает? Что Его заставилопредложить людям такой дар? Но старый книжник никогда и предположить не мог, что ответит Иисус.

Чем мотивирован Бог, устраиваялюдям такие подарки? Любовью.«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий,верующий в Него, не погиб, ноимел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Никодим никогда не слышал ничего подобного. Никогда. Он участвовалво множестве диспутов о спасении.Но впервые оппонент не предлагал никакогосвода правил.Никакой системы. Ни кодов, ни ритуалов. «Всякийверующий имеет жизнь вечную».Разве он может быть таким щедрым?Даже в ночной тьме Никодим не мог скрыть своегоудивления. Каждыйверующий получает вечную жизнь.Не каждый, кто чего-то достиг.Не каждый, кто добилсяуспеха. Не каждый,кто согласился с доктриной. Но — каждыйверующий.

Обрати внимание, как Бог даровалсвободу этому законнику. Посмотри, как нежно, но в то же время твердо, Иисус сделал Свое дело. Словно искусный фермер, Он осторожноснял верхний, покрытыйжесткой коркойслой земли, обнажил влажный мягкийчернозем и посадилсемя. Семя благодати.

Принесет ли оно плод? Читай дальше и делай выводы сам:

Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его

пеленамис благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый,в котором еще никто не был положен.Там положилиИисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко (Ин. 19:39-42).

Вот ведь как случаетсяв Божьем Царстве.Тот, кто появлялся тольконочью, сейчас приходитднем. Тот, кто тщательно скрывалсвой визит во мраке,теперь открыто идет к кресту и служитИисусу. И тот, кто когда-то принялв свое сердце зерно благодати, сам зарывает в землю самое великое семя — семя вечной жизни.