20. В списках не значится

И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев,одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус жеговорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.

И делили одежды Его, бросаяжребий. И стоял народ и смотрел.Насмехались же вместес ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.

Также и воины ругалисьнад Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.И была над Ним надпись,написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.

Одиниз повешенных злодеев злословил Его и говорил:если Ты Христос, спаси Себя и нас.

Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужденна то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойноепо делам нашим приняли,а Он ничего худого не сделал.И сказал Иисусу:помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Луки 23:43

Луки 23:33-42

Она чуть не опоздалана рейс. Я, признаться, уже думал, что буду сидеть один в ряду. А потом вдруг увидел,как она прорывается по проходу, волочаза собой две огромные сумки.

— Ненавижу летать, — выдохнула она, плюхнувшись в кресло.- Всегда откладываю моментпосадки, насколько возможно.

— На этот раз вы его отложилидо невозможного, — пошутил я.

Моя соседка оказалась высокой молодой белокурой, загорелой и очень разговорчивой женщиной. Модные джинсы,соблазнительно порванные на коленке. Черные ботиночки с блестящими серебристыми пряжками. Она действительно не любила летать. Я это сразу понял. А от страха она спасаласьразговорами во время полета.

— Лечу домой повидаться с отцом. Вот уж он удивится моемузагару. Он думает, что раз я живу в Калифорнии одна, не замужем,то совсем выжила из ума. А у меня сейчас новый парень. Из Ливана.Но он постоянно в разъездах, поэтому видимся только на выходных.И меня это вполне устраивает.

Весь дом в моем полном распоряжении. Кстатисказать, недалекоот пляжа…

Но я давно знаю, что делать,если милая привлекательная женщинасидит рядом. Как можно быстреея сообщаю о своей профессиии семейном положении. Это убережет нас обоих от лишних проблем.

— Моя жена тоже не любит летать, — вставиля, как только она замолчала, чтобы перевестидыхание. — Поэтому я прекрасно вас понимаю. А поскольку я проповедник, то я знаю место Писания,которое может вам пригодится во время взлета.

Я вытащил Библиюи открыл Псалом22. Она наконец-то замолчала.

— Господь Пастырьмой, — прочитала она вслух, а потом вдруг широко улыбнулась. — Я помню это, — сказалаона, когда самолеткак раз отрывался от земли. — Я читалаего в молодости.

Она прочитала еще несколько строк.В ее глазах застыли слезы.

— Это было так давно. Так давно!

Она рассказала, что когда-то была верующей. Стала христианкой еще совсем юной, а сейчасне может вспомнить, когда в последний раз была в церкви.

Мы еще немногопоговорили о вере и возможности вернуться к Богу. Я спросил, могу ли задатьодин вопрос. Она сказала, что могу.

— Вы верите в Небеса?

— Ну да, конечно.

— А вы попадететуда?

Несколько мгновений она смотрела в сторону, словноразмышляя, потом,будто очнувшись,сказала довольноуверенно:

— Да, конечно,я буду на Небесах.

— А откудавы знаете?

— Откуда знаю, что попаду на Небеса?

Она немногопомолчала, подыскивая слова.

Каким-тообразом я догадался, что она скажет, еще

дотого, как услышал ответ. Я уже почти видел этот список. Сейчас она мне его представит. (У всех есть такой.)

— Ну,я в принципе не такая уж плохая.Я курю не больше пачки в день. Делаю зарядку.Мне можно доверять в работе.И еще (все свои «достижения» она подсчитывала, загибая пальцы)я заставила моего парня пройти тест на СПИД.

Вот это да! Таким был ее список.Ее достоинства. То есть на Небесаможно попасть,если ведешь здоровый образ жизни и занимаешься безопасным сексом. Простейшая логика:я придерживаюсь пунктов спискана земле и за это получаю пропуск на Небеса.

Ну а теперь, чтобы не слишком переусердствовать с осуждением моей попутчицы, я спрошутебя: «А что в твоем списке?»

У большинства он есть. Большинство людей очень похожи на эту девушку.Мы думаем, что не такие уж мы плохие. Достойные уважения,работящие ребята. У большинства есть списокиз пунктов, доказывающих это утверждение. Может,там нет сообщенийо количестве выкуренных сигарет и тестахна СПИД. Но сам список есть.

Я плачу налоги. Люблю жену и детей. Хожу в церковь.

Все-таки я лучше Гитлера.

В общем-то,я неплохой парень.

У большинства есть такой список.И у него есть смысл — доказать, что мы хорошие. Но есть одна проблема: мы не можем быть хорошими в нужной степени.

Апостол Павел подложил пару пачек динамита в третью главу своего Послания к Римлянам. Первая — в десятомстихе. «Нет праведного ни одного»,- пишет он. Никто не праведен. Ни ты, ни я. Еще одно взрывноеустройство зарыто в стихе 23.

«Все согрешили и лишеныславы Божией».

Бах! И ничегоне осталось от списка.Ничего не осталосьот «в общем-то неплохого парня».

Как же тогда попасть на небеса? Если достойных нет, списки не помогают, достижения не засчитываются, кто же может спастись?

Нетвопроса важнее. И чтобы понять, как на него отвечает Сам Иисус, давайте прислушаемся к Его последнему разговору. К разговору между Христоми преступниками.

Все троих вот-вот распнут.

Кто-то может решить,что двое воров — невинные жертвы.Не заслужившие наказания. Хорошие ребята, попавшиев неприятности. Патриоты, умирающие смертью мучеников. Но это совсем не тот случай.Все подозрения по этому поводу Матфей рассеивает одной лишь фразой:«Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» (Мф. 27:44).

Трагедия обнажает характерчеловека. И распятие на кресте обнаружило, что у этих двоих совесть отсутствовала напрочь. Они проклинали Иисуса своим последним дыханием. Вы слышитеих вопли? Лающие,полные боли и насмешек крики,обращенные к Мессии?

— Ну что, царь иудейский?

— В наши дни не так-то легкоработать Мессией?

— А как на счет небольшого чуда, а, галилеянин?

— Видел когда-нибудь гвозди такого размерав своем Назарете?

Подобного можно было ожидатьот фарисеев. От толпы. Даже насмешкисолдат не были такой уж неожиданностью. Но воры…

Распятый проклинает распятого. Двое с петлей на шееиздеваются над таким же третьим.

Можно ли быть более слепым? Можно ли опуститься ниже?

Не удивительно, что те двое оказались на кресте. Римская власть сочла их достойными отвратительных мучений.Они только и способны,что развлечь толпу зевак своей смертью.Раздеты догола, чтобы общество знало: зло не может укрыться от возмездия. Руки пробитыгвоздями, чтобы было видно: преступление лишено всякой силы. Вздернуты повыше, чтобы добропорядочные граждане пугали детей: «Вот так бываетсо всяким злодеем!»

Каждый мускулвопил об избавлении. Гвозди прожигали тела нестерпимой болью. Ноги дергались и извивались в отчаянной попытке найти хотя бы кратковременное облегчение.

Но на кресте не бываетоблегчения.

И вот даже невыносимые страдания не смогли заставитьумолкнуть их злобные языки. Эти двое умрут так же, как жили: ругаясь над невинными. Но в этом случае невинныйдаже не пыталсязащищаться.

Человек, над которымони издевались, не представлял собой ничего особенного. Тело буквально разорванов клочья. Мясо содранос костей. На лице маска из крови и плевков. Глаза опухли. Над головой надпись«Царь иудейский». В голову вонзилсятерновый венец. Губы слиплись.Вероятно, шла кровь из носа. Возможно,были выбиты зубы.

В общем, человек, над которым они надсмехались, был почти мертв. Зверски избит. Но пребывалв абсолютном мире. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

После этой молитвыИисуса один из преступников начал извергать проклятия:

«Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23:39).

Сердце этого вора осталоськаменным. Присутствие распятого Христа никак на него не повлияло.Иисус казался достойным насмешек, вот он над Ним и насмехался. И ждал поддержки с креста на противоположной стороне Голгофы. Но не дождался. Напротив,услышал упрек.

«Или ты не боишьсяБога, когда и сам осужденна то же? И мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Онничего худого не сделал» (Лк. 23:40,41).

Невероятно. Те же уста, что совсем недавнопоносили Христа, теперь защищают Его. Что же случилось? Что особенного он увидел и услышал, пока висел на кресте? Какое-то чудо? Убедительную проповедь? Успел прочитатьтрактат о природе Троицы?

Конечно же нет. Если верить Луке, он не услышалничего, кроме молитвы. Молитвы благодати. И ее оказалось достаточно. Что-то происходит с человеком, находящимся в присутствии Бога. И что-то случилось с тем вором.

Прочитай еще раз сказанное преступником: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничегохудого не сделал».

Все Евангелие в одной фразе. Смысл всей вечностив устах бандита. Я не прав. Прав — Иисус.

Я потерпелпоражение. Иисус победил.

Я заслуживаю смерти. Иисус заслуживает жизни.

Тот вор понял что-то очень важное о сокровенной природе Христа.Он понял, что на крестеумирает невиновный и на устах Его нет и намекана недовольство. А если Иисус способенна такое, значит, Он и впрямь является Тем, Кем Себя провозгласил.

Поэтому тот преступник и просит: «Помяни меня,Господи, когда приидешьв Царствие Твое!»

Отяжелевшая голова Христа приподнимается, поворачивается, и глаза двух распятых встречаются. Иисус видит перед собой обнаженного человека. Не в смысле отсутствия одежды.А в смысле отсутствияприкрытия. Ему было не за чем и ни к чему прятаться.

Каков его титул? Отброс мира сего. Достижения? Смерть на кресте. Репутация? Преступник. Характеристика? Извращенец. До последнего часа. До последнего вздоха. До последнего мгновения.

Скажи мне, чем он заслужил хоть какое-то участие? Потратил попусту свою жизнь. Может ли он просить о прощении?Ведь еще несколько минут назад он публично насмехался над Иисусом. Есть ли у него право молиться такой молитвой?

Ты действительно хочешь знать?У него такие же права, как и у тебя.

Видишь ли, это мы с тобой на тех крестах. Обнаженные, оставленные, безнадежные, чужие. Это мы. И мы молим:

— Несмотря на все, что я натворил,несмотря на все, что Ты видишь, может, есть хоть маленькийшанс, что Ты вспомнишь меня, когда вернешьсяк Себе?

Мы не хвастаемся. Не зачитываем список. Любая жертвакажется бессмысленной, когдаты стоишь перед распятымна кресте Богом.

Это больше, чем мы можем заслужить. Сами по себе мы совершенно безнадежны. Поэтому умоляем.Как и многиедругие. Как хромойу купальни. Как Мария на свадьбе. Как Марфа на похоронах. Как одержимый в стране Гергесинской. Как Никодим ночью. Как Петр на берегу моря. Как Иаир у ног Учителя.Как Иосиф в вифлеемском хлеву. Как любой другой человек,осмелившийся предстать перед Сыном Божьим и открытьЕму свою нужду.

У всех нас, как у того вора, есть толькоодна молитва. Как и он, мы рискуем произнести ее.

Как и он, мы слышим голос милости: «Ныне же будешь со Мною в раю».

Как и он, мы сможем еще какое-то время переносить боль. Ибо знаем: скоро Он возьмет нас домой.