Последствия лицемерия

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей…

— 1 Тимофею 4:1-2

Этот отрывок четко говорит о том, что лицемерие готовит путь для лжеучений. Если наши церкви подвержены лицемерию, то мы будем уязвимы для лжеучения. Это значит, что мы пойдем по такому пути, где у нас будет все меньше возможности познавать истину, где мы будет более восприимчивыми к крайним или лжеучениям. Через лицемерие лжесловесников некоторые отступят от веры. Почему? Потому что будут слушать обольстительных духов и бесовские учения.

Если лицемерие будет проникать в нашу жизнь, мы будем открытыми для лжеучения. Наши духовные защитные механизмы больше не будут действовать так, как следует. Они через лицемерие будут выведены из строя, как это бывает с засорившимися часами. Часы все еще тикают и показывают время почти без погрешности, но из-за грязи имеют высокую степень износа, и в конечном счете остановятся. Но это отклонение можно увидеть только при сопоставлении с точным временем. Нам нужно взять еще одни часы, которые показывают точное время, чтобы выставить по ним наши. Но перед тем как установить точное время, надо удалить сор из механизма. Только после чистки механизма часы смогут работать правильно.

Если в нашей жизни мы даем место лицемерию, мы будем впадать в законничество. Я видел, как христиане теряли свою первую любовь, т.е. их огонь в служении Иисусу медленно угасал. Это может происходить по самым разным причинам. Они продолжают регулярно посещать служения, молиться на иных языках и пророчествовать, знать Библию и молиться в молитвенных группах, но чего-то не достает. Огня и страстной любви к Иисусу больше нет. Затем они пытаются лицемерно уверять братьев и сестер, что с ними все в порядке, что они горят для Иисуса, как раньше. Это лицемерие порождает законничество, о чем пишет Павел. Во имя любви к Иисусу и к Его Слову они устанавливают законы и ожидают, чтобы другие повиновались им. Таким образом они порабощают себя и пытаются поработить своих братьев и сестер. Отсюда возникают споры об определенных учениях, например: какие прически приличны женщинам в церкви, какая одежда соответствует Писанию, какие музыкальные инструменты позволительны для прославления, а какие нет.

Несколько лет назад я участвовал в одной межконфессиональной группе прославления, и нам запрещалось пользоваться ударной установкой. Нас учили, что барабаны – это сатанинский инструмент, который нельзя использовать в прославлении.

Если подобное законничество имеет место в наших церквах, мы должны удалить корень проблемы, т.е. лицемерие. Лицемерие порождает ограничения. В приведенном выше месте Писания Павел описывает смысл ложных, обольстительных учений: запрет сочетаться или употреблять определенную пищу (1 Тим. 4:3); или в моем случае – определенный музыкальный инструмент считался предосудительным. Павел учит, что все сотворенное Богом хорошо и не должно отвергаться, если принимается с благодарением (4 стих). Все освящается Словом Божьим и молитвой (5 стих).

Лицемерие связывает нас или мы становимся пленниками. Мы больше не можем двигаться в свободе, которую приобрел для нас Христос. Мы находимся под влиянием лживого давления и законнического мышления. Мы вынуждены устанавливать для себя ограничения, что-то искажать, хотя все это создано Богом для нас, и потому это хорошо, как, например, различная пища (Рим. 14). Павел особенно подчеркнул это в 1 Тимофея 4:11: «Проповедуй это и учи».

Лицемерие подавляет подлинную жизнь в Духе Святом. Оно отравляет атмосферу: слабые сестры теряют уверенность и перестают молиться на собрании вслух; овладевает страх перед ошибками; теряется настоящая духовная свобода во время собраний, когда одно богослужение не похоже на другое; все становится сложным и запутанным; решительность и смелость вытесняются страхом и запуганностью; духовный рост тормозится, взаимоотношения между братьями и сестрами разрушаются недоверием, недоразумениями, завистью и клеветой. Нас удивляет раздражение, которое мы замечаем в нашем дорогом брате или сестре. Отношения, которые были ясными и прочными, вдруг становятся туманными, наше доверие друг к другу ослабевает и затем теряется.

Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение…

— 1 Петра 2:1-2

Слово Божье приравнивает лицемерие к злобе, зависти, обману и злословию. Нам наверняка не понравятся финансовые злоупотребления какого-то учреждения. Мы понимаем, что зависть и негативная речь о других, это плохо. Но как быть с лицемерием?

Петр призывает нас уподобиться новорожденным младенцам. Как отец пятерых детей я знаю, что новорожденный ребенок ведет себя без малейшего лицемерия. Если дитя чем-нибудь недовольно, оно кричит. У новорожденного дитя выходит наружу, что у него внутри. Он никогда не ведет себя расчетливо и лицемерно. Поэтому Иисус, по-видимому, сказал, что мы должны стать как дети. Всякая расчетливость, взвешенность и неискренность взрослых чужды маленьким детям. Дети отличаются прямотой и искренностью, если растут в здоровом окружении.

У нас, детей Божьих, поведение и слова должны быть такими же ясными и прямыми. Я заметил, что неверующие прекрасно видят, что скрывается под нашей религиозной внешностью. Очевидно, по этой причине мы, верующие, так часто подвергаемся насмешкам, а наше свидетельство остается бессильным.

Задумывался ли ты когда-нибудь о том, что твой коллега по работе, годами находящийся рядом с тобой, не интересуется Иисусом из-за того, что от твоей внешности веет пустотой?

Своей лицемерной религиозностью мы можем произвести на неверующих очень слабое поверхностное впечатление. Может быть, перед своими неверующими соседями ты имитируешь образцовую жизнь или безупречную семью, но твоя неестественность будет только отталкивать их. Для них ты будешь скорее чудаком. Или, возможно, твои соседи уже давно знают о твоей двуличной жизни, потому что твои дети делятся с соседскими всем необходимым. Поэтому христианство будет восприниматься просто как притворство.

Наше свидетельство неубедительно, потому что мы часто говорим о таких вещах, которым в нашей жизни и в церкви нет места. Как мы можем свидетельствовать, что Иисус Христос исцеляет от болезней, если в нашей церкви никто не исцеляется? Как мы можем доступно объяснить, что Иисус умер на кресте, взяв на Себя все болезни (Ис. 53:4), если в собственной семье не можем победить их? Как неверующий может увидеть славную власть Христа, если мы сами беззащитны перед любым вирусом гриппа? Что пользы говорить о чудесах и знамениях, если они не сопровождают нас? Иисус сказал:

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

— Марка 16:17

Иисус приводит нам в пример совершенно «обыкновенного» верующего. К сожалению, многие христиане считают, что такие чудеса и знамения доступны только избранным, служителям полного времени. В нашей церкви мы проводили много конференций по исцелению и освобождению, и убедились, что в этих вопросах народ Божий пребывает в большом невежестве. Многие дорогие братья и сестры ожидали особого помазания от нашей команды служителей, чтобы освободиться от демонических влияний. Существует широко распространенное мнение: чтобы изгонять бесов или возлагать руки на больных, требуются особо помазанные служители. Но Иисус говорит о каждом верующем, кто принял Его как личного Спасителя. Возложение рук на больных должно быть обычным делом для христианина. Я думаю, что больными в этом стихе могут быть не только верующие. Невозможно следовать за Иисусом без Божьей силы. Истинное следование за Христом сопровождается силой. Павел писал Тимофею:

Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

— 2 Тимофею 3:1-5

Павел с пророческой проницательностью описывает состояние нашего современного общества. Для семей, которые далеки от любви к Господу, очень важным является крещение детей. Различным религиозным церемониям придается большое значение, и это даже считается признаком хорошего воспитания. Церковные службы посещают по определенным праздникам, потому что это дает некий положительный заряд энергии. Если бы Церковь набралась мужества и вместо обычных рождественских представлений провозгласила мощный призыв к покаянию, она, по-видимому, пожала бы одно возмущение и презрение. Лицемеры – это люди, «имеющие вид благочестия», т.е. религиозный имидж. Мы не можем угодить Господу, если отвергаем Божью силу и представляем себе христианство без нее. Только сила Божья, действующая в нашей жизни явно, делает наше свидетельство убедительным. Если мы создаем религиозную видимость, неверующие быстро увидят, что у нас нет ничего такого, к чему стоило бы стремиться. Каждый человек так создан Богом, чтобы искать Его. Поэтому неверующие чувствуют ложь, скрытую в нашей жизни. Это одна из причин, почему в наш просвещенный век люди все больше втягиваются в оккультизм и обращаются ко всяким религиям. Наше свидетельство будет неубедительным, даже почти смехотворным, если в нашей жизни нет силы Божьей.

Один проповедник рассказал о случае, который произошел во время его служения в Индии. У дверей дома местного руководителя церкви постоянно просила милостыню старая женщина. В одном из разговоров с этим пастором она-таки попросила его помолиться за ее сына. Это была индуска. Она поведала, что все молитвы индуистских жрецов не дали результата. Этот пастор пообещал ей помолиться за ее сына. На следующий день старуха снова появилась у его двери, и рядом с ней стоял человек, при одном виде которого становилось просто жутко. Лицо ее сына было разъедено и обезображено проказой. Когда пастор увидел его, у него душа ушла в пятки. Он кротко сказал Господу: «Прошу, помоги мне. Что мне делать?» Он не ожидал, что сын окажется в таком ужасном состоянии. Но он решил сдержать обещание. Он осторожно возложил руку на голову больного и произнес короткую молитву. Затем он отослал их домой. На следующий день эта пожилая женщина снова была у его двери. Возле нее стоял молодой человек приятной внешности. Она взволнованно рассказывала, что это ее сын, у которого совершенно восстановилось лицо. Бог исцелил его полностью. Мать и сын исповедовали индуизм. Руководителю церкви не пришлось тратить много слов, чтобы убедить их, что Иисус – это единственный истинный Бог.

Еще один пример. Один парень освободился от наркотиков без особых требований с нашей стороны. Вскоре на богослужение пришли его родители. Их интересовало, как это произошло. Они хотели знать, кто освободил его, потому что много намучились с ним, тщетно пытаясь вытащить его из беды. Нам не пришлось долго убеждать их в том, что Иисус жив. Результат был налицо. Сегодня оба родителя спасены и ревностно служат Господу.

Возможно, ты подумаешь, что у нас есть то, чего у тебя нет? Это неправда. Чудеса и знамения сопровождают того, кто верует. Веруй! Мы, немецкие христиане, довольно сложно объясняем все, что связано с Царством Божьим. Мы можем замечательно аргументировать, почему у нас нет чудес и знамений. Мы приводим религиозные оправдания как, например, «Нет Божьей воли на исцеление сейчас», или «У меня нет дара исцеления», или «Господь дал эту болезнь для того, чтобы смирить меня как Павла», или «Чудеса и знамения были раньше, но не сегодня».

Вместо того чтобы искренне проанализировать ситуацию, мы составляем длинный список оправданий. Такие лицемерные оправдания свидетельствуют о том, что наша христианская жизнь не соответствует требованиям Христа. Поэтому мы не достигаем тех результатов, которые были у Иисуса. Лицемерие – это такое средство, которое отрывает нас от реальной жизни. Удивительно ли, что неверующие не воспринимают нас, христиан, всерьез? В нашем свидетельстве слишком много слов и слишком мало силы.

Когда Аарон и Моисей предстали перед фараоном, исход их встречи зависел от того, на чьей стороне была большая власть. Слова не производили на фараона никакого впечатления. Даже первые знамения, совершенные Моисеем и Аароном, не убедили его, ибо египетские волхвы тоже сумели сделать это.

Наше свидетельство будет действенным и живым тогда, когда мы начнем честно смотреть на себя, когда перестанем скрывать свои недостатки лицемерными словами. Нам нужно позволить Божьей силе действовать в нас.

В нашей церкви мы поступаем согласно Иакову 5:14:

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

Здесь не написано, что если кто болен, пусть молится о силе, чтобы перенести болезнь. Здесь также не написано, что если кто болен, пусть сначала позовет врача. Я считаю, что это место Писания говорит, что если кто болен в церкви, но сначала не обратится к старейшинам, то это грех. Обращаться к врачу, конечно, можно, но верующему прежде всего нужно позвать своих старейшин. Труд врачей в больницах очень важен, но если мы сначала ищем помощи у них, то лишаем Бога возможности действовать сверхъестественно. В Псалме 120:1-2 мы читаем:

Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.

Трудная ситуация открывает, откуда мы действительно ожидаем помощи, куда мы сначала обращаемся за помощью. Этот стих гласит, что нам прежде всего нужно обращаться к нашему Создателю. Мы, старейшины, можем засвидетельствовать о многих чудесных исцелениях, которые произошли благодаря тому, что были послушны этому наставлению. Иногда просят помолиться за больного в неподходящий момент. Возможно, мы были чем-то заняты или у нас произошел конфликт с детьми, и это нас рассердило. Мы сами иногда бываем в немощном состоянии и нуждаемся в посторонней молитве. Например, звонит одна сестра: ее маленькой дочери угрожает удушьем приступ астмы. Я научился быть честным в таких ситуациях, и признаюсь своим братьям и сестрам, если в это время не могу молиться за больных. Еще должен сознаться, что в некоторых случаях я не знал, каким будет результат. Иногда молясь за больного, мы совершенно не чувствовали, что сейчас по нашей молитве происходило исцеление. Мы открыто признавали это перед Богом, а также перед нашими братьями и сестрами.

Однажды произошло одно чудесное исцеление, хотя я не чувствовал себя способным к духовным действиям. Когда на следующий день я узнал об этом, то сам удивился. Мне было стыдно, потому что я понял, как мало зависит от нашего состояния Божье действие.

Важно повиноваться Его Слову без лицемерия. Важно верить Ему. Если нашими мыслями овладевает неверие или сомнение, если нас отягощает грех, если мы снова спасовали, давайте быть честными к себе и искренними по отношению к братьям и сестрам. Естественно, при этом пострадает наша гордость, но какая польза от нее в Царстве Божьем?