11. Второй столп веры Сторожевой Башни

Вера в то, что Бог дает руководству Общества Сторожевой Башни постепенно усиливающийся «новый свет», который помогает им уточнять доктринальное учение и выяснять прошлые неясности.

Выгодная теория

Вся деятельность Сторожевой Башни уже давно бы потерпела крах, если бы её лидеры не изобрели ещё одну необходимую для себя доктрину.

Она играет важнейшую роль, поэтому настойчиво внедряется в сердца и умы всех свидетелей Иеговы. Она также преподносится людям вне культа, которые спрашивают: «Почему не сбылись предсказания, и по какой причине были изменены некоторые пункты учения?»

Теория то усиливающегося, то ослабевающего нового света — это ответ культа иеговистов на все неудобные вопросы. Посредством её лидеры Сторожевой Башни оправдывают все ошибочные предсказания Общества и изменения в вероучении, а также крепко удерживают свою власть. Эта доктрина содержит в себе хитрый замысел вождей, для того чтобы держать людей в повиновении. В разговорах со свидетелями Иеговы она рано или поздно даёт о себе знать. Если даже они не говорят о ней прямо, она проявляется в их настойчивом убеждении, что они стоят на правильном пути. Вместе с теорией о «верном и благоразумном рабе», теория о постепенно открывающемся вождям культа «от Бога» «новом свете» представляет собой серьёзный барьер для того, чтобы свидетели Иеговы поняли, что на самом деле они обмануты.

Теория нового света — это теория прогрессивного откровения с особым уклоном. Так как большинство иеговистов не знают, как развивалась история Общества Сторожевой Башни, она оставляет мало шансов рядовым свидетелям Иеговы для освобождения от рабского повиновения Бруклинским вождям.

Происхождение и развитие учения о новом свете

Оно произошло вскоре после того, как Джозеф Рутерфорд стал вторым президентом Общества. Основной причиной была очевидность несостоявшегося предсказания первого президента о том, что Армагеддон начнётся в 1914 году, и сразу после него наступит Тысячелетнее Царство.

Вдобавок к нему, установление своей «теократической» власти тоже сыграло важную роль. А что касается дальнейших президентов культа и их близких единомышленников, теория «нового света» стала спасительным средством сохранения организации от развала и от потери власти лидеров над членами. Всё это показывает, что следует хорошо понять эту доктрину, если мы хотим иметь представление о мировоззрении свидетелей Иеговы, и содействовать их освобождению от заблуждения.

Что представляет из себя учение культа о новом свете, можно найти в журналах и книгах организации, а также в книгах бывших последователей. Одно из подробных объяснений содержится в журнале «Сторожевая башня» от 15 мая 1995. В русском издании оно расположено на страницах 10-26 в трёх статьях под названием «Сияние света в апостольские времена», «Сияние света — сильное и слабое» (часть первая) и «Сияние света — сильное и слабое» (часть вторая). Сначала мы рассмотрим это учение с точки зрения лидеров культа, а потом познакомимся с оценкой двух бывших иеговистов, Джеймса Пентона и Давида Рида.

В первой статье руководители культа подготавливают читателя к принятию своей теории о «новом свете», как о способе Божьих откровений через Общество Сторожевой Башни во второй половине 19-го века вплоть до наших дней. Они начинают с истины, которую все, кто принимает авторитет Библии, не будут отвергать. А именно, что Бог в действительности давал апостолам новые авторитетные откровения, посредством «сияния света истины». Это происходило, когда сам Христос учил учеников, и когда Дух Святой (у свидетелей Иеговы «дух святой») действовал в них со Дня Пятидесятницы. Все эти необходимые откровения давались апостолам в разные времена их жизни и служения и записаны в книгах Нового Завета. Против этого мы не возражаем. Но согласиться с тем, что пробует доказать Сторожевая Башня дальше, мы не можем.

Попытка построить мост от апостолов к себе

Ссылаясь на факт, что Бог давал апостолам авторитетные откровения, вожди культа пробуют построить мост между истинным светом в апостольское время и «сиянием света — сильного и слабого» в Обществе Сторожевой Башни. Главный упор они делают на двух концах этого моста. А, что касается промежуточных столетий, от апостолов до второй половины 19-го века, они говорят очень кратко, потому что о существовании Церкви в те века они ничего сказать не могут:

У нас нет точных исторических данных о том, как жил и действовал класс «верного и благоразумного раба» на протяжении веков после смерти апостолов Господина Иисуса Христа. Очевидно, одно поколение класса «раба» передавало пищу своему следующему поколению (2 Тим. 2:2). Но во второй половине XIX века жили богобоязненные люди, которые любили библейскую духовную пищу и хотели питаться ею…

Иначе говоря, лидеры Сторожевой Башни заявляют, что мост между ними и апостолами был и существует, но они по сути не знают, каков он.

Их цель — убедить доверчивых людей поверить в авторитетность своего света попыткой сделать себя преемниками апостолов. Для этого они используют также идею передачи пищи в промежуточные века людьми, которые принадлежали к классу раба. Иначе говоря, раб был всегда. Он передавал пищу из поколения в поколение, но света у него как-будто не было, а если был, то очень малый. Только во второй половине 19-го столетия «воссиял свет» посредством людей, основавших Общество Сторожевой Башни. На протяжении последних полтораста лет он сияет посредством уже современного класса «раба».

Равноценен ли «сильный и слабый свет» Сторожевой Башни сиянию апостольского света, в статьях журнала не сказано. Вожди культа хорошо понимают, что они не могут заявить так прямо. Было бы слишком очевидно, что они приписывают себе равноапостольский авторитет. Они также знают, что за недолгую историю их организации был не один серьёзный провал. Поэтому достаточно косвенно убедить людей, что «свет» в краткой истории Сторожевой Башни и свет Божьих откровений во времена апостолов, — один и тот же авторитетный свет. А если это так, то как верующие в 1-ом веке принимали авторитет апостолов, так и верующие наших дней должны принимать авторитет руководителей Сторожевой Башни.

К сожалению, эта аргументация успешно принимается многими теми, кто не знал и не знает ни истории Сторожевой Башни, ни Священного Писания так, как необходимо знать. Для многих искренних и доверчивых людей теория света в сочетании с учением о верном и благоразумном рабе кажется приемлемой.

В вышеуказанных трёх статьях руководители культа ссылаются на Пс. 96:11, где написано: «Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие» и на Прит. 4:18, где сказано: «Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня». Это основные стихи, которые они употребляют в доказательство своей теории. В первой статье они употребляют их, как относящиеся к апостолам, а в остальных двух, как относящиеся к своей организации. О равноценности своего «света» со светом апостольским они прямо в статьях не заявляют, но пытаются усиленно доказать, что их свет соответствует свету апостолов и есть его продолжение. Чтобы читателю было яснее, мы дадим вначале некоторые подробности первой статьи, а потом — двух остальных.

В первой статье под названием «Сияние света во времена апостольские» авторы говорят, что это сияние проявилось в Божьих откровениях ученикам Христа и писателям книг Нового Завета. Например, в откровении Андрею о том, что Иисус есть Мессия (Иоан. 1:41); в откровении Петру, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живого (Матф. 16:16-17); в повелении Христа Его ученикам после Своего воскресения, чтобы они пошли и научили все народы (Матф. 28: 19-20); в явлении Духа Святого (у свидетелей Иеговы «духа святого») в день Пятидесятницы (Деян. 2); в учении о том, что слова Пс. 15:10 относятся к воскресшему Христу; в сошествии Духа Святого в доме сотника Корнилия (Деян. 10:44-45); и в том, что более нет необходимости совершать Ветхозаветное обрезание (Деян. 15:1-20).

Затем перечисляются случаи проявления света. В Евангелии от Матфея — Нагорная проповедь, притчи о Царстве Божьем, пророчества Христа о будущих событиях. В Евангелии от Луки — двенадцать притч, о которых не упоминают другие евангелисты. В Евангелии от Марка — образ Христа, как деятельного человека и уникальная притча о семени в гл. 4:26-29. В Евангелии от Иоанна — стихи о существовании Иисуса до воплощения в человека, о воскрешении из мёртвых Лазаря, молитва Иисуса в ночь перед арестом в саду. В посланиях Ап. Павла — праведность по незаслуженной вере в Иисуса Христа, исправление ошибок коринфян и призыв к их единству, осуждение безнравственности среди коринфян, учение о браке, учение о воскресении из мёртвых и другие поучения в Посланиях к Фессалоникийцам, Евреям. Что касается посланий апостолов Петра, Иакова и Иуды, рамки статьи не позволили привести примеры сияния света в них.

Свою первую статью в данном выпуске «Сторожевой башни» авторы заканчивают словами:

После смерти апостолов Иисуса и начала предсказанного отступничества свет истины потускнел (2 Фес. 2:1-11). Но, тем не менее, в согласии с обещанием Иисуса, через много столетий Господин вернулся и нашёл «верного и благоразумного раба», раздающего «слугам» пищу во время. За это Иисус Христос поставил раба «над всем имением своим» (Матф. 24:45-47). Какой свет воссиял после этого? Об этом пойдёт речь в следующей статье.

Как мы уже сказали выше, мы согласны с тем, что Божий свет апостолов был достоверным. Однако, как бы ни пытались лидеры Сторожевой Башни доказать, что между ними и апостолами есть последовательность в вопросе Божьих откровений, доказательств у них нет. Если бы была последовательность, то учение Сторожевой Башни нужно было бы считать продолжением Библейского откровения. Однако, есть достоверные исторические и Библейские причины, по которым учение вождей культа об их «новом свете» — ложное.

Что такое «свет сильный и свет слабый»

Вторая статья в журнале «Сторожевая башня» 15 мая 1985 года написана под названием «Сияние света — сильное и слабое» (часть первая). На слова сильное и слабое следует обратить особое внимание, так как в них содержится большая хитрость. С одной стороны они — способ сглаживания эффекта несбывшихся предсказаний в прошлые годы, а с другой, они — средство сохранения власти над мышлением людей.

Сославшись на Прит. 4:18, где сказано, что «Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня», авторы статьи пробуют применить этот стих не к жизни отдельного верующего, как этого требует контекст, а к доктринальным зигзагам своей организации. Начав с Библии, они идут за её пределы. Они учат, что свет Божьих откровений, который начал сиять в Библейские времена и продолжал сиять во времена апостолов, опять «засиял в наше время» (т.е. в последние полтораста лет). Они теоретизируют, что его сияние усиливается в продолжении деятельности класса верного и благоразумного раба Сторожевой Башни. Лидеры культа, которые считают себя главными членами этого класса, аргументируют, что постепенное усиление света — это необходимость.

Если бы вся библейская истина открылась сразу целиком, то эффект был бы таким же, как при вызове из тёмной пещеры на яркий солнечный свет — ослепление и замешательство. Более того, постепенно открываемая истина непрестанно укрепляет веру христиан. Она делает ещё более светлой их надежду и всё больше проясняет тот путь, по которому им нужно идти.

Поэтому неудивительно, что хотя свидетели Иеговы заявляют, что авторитетом для их учения есть Библия, но в действительности их верховный авторитет — это новый свет, который «светлеет» посредством лидеров Сторожевой Башни. Практически всё, что публикует культ в своих книгах и журналах, считается более важным, чем написанное в Библии.

Свидетели Иеговы не имеют права изучать Библию без книг и журналов своего всевластного раба. Им это не разрешено. Если кто-то из них станет изучать Слово Божье без учебных пособий культа, они выйдут из повиновения рабу, как это видно на примерах бывших свидетелей Иеговы.

Новый свет для особого класса

Кое-что мы будем повторить ниже, но это не проблема, потому что «повторение — мать учения». Защита теории о новом свете, явленном через раба, во второй статье идёт по таким пунктам:

Чтобы показать сияние света в апостольские времена, Христос действовал сверхъестественным образом. Примеры этого — день Пятидесятницы в 33 году н.э. и обращение в веру Корнилия в 36 году н.э.

Потом Христос решил использовать людей в качестве посредников, как Он предсказал о Своём верном и благоразумном рабе (Матф. 24:45-47).

Этим рабом не мог быть один человек, потому что раб должен подавать духовную пищу от начала основания христианства до времени второго пришествия Господина, Иисуса Христа, который придёт, чтобы проверить его работу.

Верный и благоразумный раб — это избранный класс людей, который составляют особо помазанные христиане, когда бы они ни жили, от начала христианства до наших дней (т.е. 144 тысячи «небесных»).

Среди первых избранных в класс верного и благоразумного раба были апостолы Пётр, Матфей, Павел, Иаков, Иуда, Иоанн. По поручению Иисуса они написали книги греческих христианских Писаний (т.е. Новый Завет).

Вместе они представляли класс раба каждый в своё время. По отдельности они были слугами Иисуса Христа, которые принимали также сами пищу от других членов класса раба, как, например, апостол Петр принимал учение от апостола Павла (2 Пет. 3:15).

Нет точных исторических данных о том, как жил и действовал класс раба на протяжении многих веков от апостолов до основания Общества Сторожевой Башни. По-видимому, было так, что одно поколение раба передавало духовную пищу следующему (2 Тим. 2:2).

Во второй половине 19-го века жили богобоязненные люди, которые любили библейскую духовную пищу и хотели питаться ею. Они организовывали кружки по изучению Библии. Те, кто занимался глубже, начали понимать основополагающие истины Св. Писания. В них находился дух раба, старавшегося подавать духовную пищу в нужное время слугам Иисуса Христа.

Эти люди оказались благоразумными, потому что смогли определить, что время их жизни и деятельности было правильным и нужным временем для подачи духовной пищи слугам с помощью самых лучших средств.

Люди, в которых был дух раба и которых использовал Иегова для передачи усиливающегося света во второй половине 19-го столетия, отличались тем, что не приписывали честь себе.

Среди них был первый президент Общества Сторожевой Башни Ч. Т. Расселл, который считал, что Господу было угодно использовать как его скромные способности, так и его друзей.

Смотря на результат их деятельности, нет сомнения, что стараниями Расселла и его сотрудников управлял святой дух Иеговы.

Хотя священнослужители многих церквей поддерживали ложные вавилонские учения, скромные усилия Расселла и его сотрудников привели к тому, что истина засияла, как никогда прежде.

«Исследователи Библии» подтвердили на деле, что они были представителями класса верного и благоразумного раба, заданием которого было вовремя обеспечивать слуг Христовых духовной пищей. Их усилия оказали огромную помощь в выявлении класса помазанных людей в конце 19-го века.

В приведённой аргументации есть один пункт, посредством которого лидеры культа пробуют удалить сомнения в умах свидетелей Иеговы в отношении своего авторитета и идеи прогрессивного света. С одной стороны, они правильно говорят, что в дни апостолов Христос действовал сверхъестественным образом, чтобы показать ученикам сияние света.

Однако, с другой стороны, они неправильно дают понять, что если после того Христос действует через раба естественным образом, то свет посредством этого раба имеет равноапостольский авторитет.

Вожди культа хотят этим убедить людей в том, что их деятельность и учение обладают тем же авторитетом, каким обладали апостолы Христа.

Раз, мол, помазанное руководство Сторожевой Башни принадлежат к тому же классу верного и благоразумного раба, к которому принадлежали апостолы, то их новый свет также должен приниматься, как принимается свет апостолов. Это, конечно, высокопарная претензия на авторитет. Но все остальные свидетели Иеговы в мире верят им и остаются в заблуждении.

Лидеры Сторожевой Башни никогда не позволяли рядовым иеговистам подвергать сомнению свои ошибочные толкования Библии и предсказания пророческих событий в то время, когда их придерживались вожди.

Если же кто-нибудь смел нарушать это правило, то подвергался строжайшему наказанию. Это правило существует до сих пор. Однако, если лидеры сами меняли свои толкования или если их предсказания очевидным образом оказывались ложными, то рядовым членам не положено подвергать сомнению авторитет вождей культа. Они должны были принимать новые объяснения и стараться забывать старые.

Далее, во второй статье идут перечисления убеждений, к которым пришли основатели Общества под руководством Расселла, по причине того, что «насколько сильно Иегова, с помощью своего святого духа, помогал этим первым исследователям Библии, озаряя их светом». Среди понятий, к которым пришли Расселл и его друзья, находятся следующие пункты учения Сторожевой Башни: Сын Божий Иисус Христос не вечный Бог, а был сотворён; Святой Дух (у них «святой дух») не третье лицо Троицы, но действующая сила Бога; у человека нет вечной души; вечных мук нет, и огненный ад не существует; в будущем есть две надежды: жизнь на небе для 144 000 помазанных и рай на земле для «великого множества других овец»; Вечерю Воспоминания смерти Христа следует отмечать один раз в году, 14 нисана; Пасха — языческий праздник. Иначе говоря, Расселл и его коллеги избрали всё то, что не соответствует учению Нового Завета.

В то же самое время авторы статьи явно умалчивают о других твердых убеждениях, которые точно так же характеризовали Расселла и его коллег. Например, как мы видели в первой части нашей книги, они уверенно учили, что в 1873 году исполнилось 6000 лет от сотворения человека, что в 1874 году пришёл конец 1335 дням пророка Дан. 12:13 и началось невидимое присутствие Христа, что в 1914 году закончится сорокалетняя «жатва», начнётся Армагеддон и сразу за ним будет Тысячелетнее царство, и что большая пирамида в Гизе согласуется с Библией и есть сокровищница важной истины — «научной, исторической и пророческой». Тут со светом дело оказалось неладно. Хотя современные вожди Сторожевой Башни эти понятия Расселла и его коллег считают неправильными, они всё же не объясняют, почему «свет» Расселла и его друзей имел такие изъяны.

«Свет» усиливается с 1922 года

Все эти и другие доктринальные заявления Расселла, в которые современные свидетели Иеговы больше не верят, считались им и его коллегами доказанными Библейскими истинами. Поэтому во второй статье данного журнала авторы уклоняются от того, чтобы дать подробные объективные сведения относительно компрометирующих фактов. Они не пишут подробно, потому что если бы описать так, как всё было, то вряд ли люди поверили бы, что через основателя Сторожевой Башни «засиял свет». На-оборот, они подумали бы, что через него пришла густая тьма, которая объяла умы и сердца всех его последователей.

Далее во второй статье, авторы пишут, что после смерти Расселла «ярко воссиял свет в 1922 году» через второго президента, Джозефа Рутерфорда. Он провозгласил, что самая важная обязанность служителей Иеговы — это «возвещать, возвещать, возвещать Царя и его царство». Затем они приводят следующие новые пункты учения, которые были провозглашены Сторожевой Башней после смерти Расселла:

· Рождество — языческий праздник.

· Название «исследователи Библии» недостаточное, нужно новое название «свидетели Иеговы».

· Пророчество Библии о восстановлении Израиля — это восстановлении духовного Израиля в 1919 году.

· Главная тема Библии — не искупление, а оправдание Божьего владычества.

· Множество людей в Откр. 7:9-17 — это те, кто имеет не небесную надежду, а земную.

· Христос умер не на кресте, а на прямом столбе, поэтому крест не должен быть символом истинного христианства.

Причиной всех этих новых пунктов учения был новый свет. Для того чтобы создать большое впечатление у читателей, авторы статей постоянно ссылаются на этот новый свет,который, по их мнению, доказывал авторитетность всех новшеств в учении культа. Во второй статье находятся такие выражения, как:

Чтобы показать своим ученикам, жившим в апостольские времена, сияние света, Иисус Христос счёл нужным действовать сверхъестественно;

Свет засиял в наше время;

Люди, которых Иегова использовал для передачи постепенно усиливающегося духовного света, заметно выделялись тем, что они не приписывали себе честь;

Поражает, насколько сильно Иегова с помощью своего святого духа помогал этим первым Исследователям Библии, озаряя их светом;

Свет сияет сильнее;

Служители Иеговы благословляются всё более сильным сиянием света, особенно с 1919 года;

Как ярко воссиял свет в 1922 году… на конгрессе;

В 1926 году свет засиял ещё сильнее, и стало понятно…

Вскоре сияние света побудило исследователей Библии прекратить праздновать Рождество.

В 1931 году свет засиял ещё сильнее и высветил подходящее библейское название для тех Исследователей Библии;

Со временем сияние света позволило увидеть…

В 1935 году свет усилился, и стало понятно…

Существуют и другие примеры сияния света, как сильного, так и слабого.

Далее учение о свете представляется в третьей статье под названием «Сияние света — сильное и слабое (часть вторая)». В ней описываются новые толкования некоторых стихов в книге Откровение, учение о «высших властях» в Послании к Римлянам 13:1, перемены в организационном устройстве Общества (более централизированного и диктаторского), новые правила для поведения членов культа, другие «уточнения» и новые термины в отдельных пунктах учения. В третьей статье находятся следующие выражения о «новом свете»:

… Свет истины становится всё ярче;

Яркий свет озарил в 1962 году стих…»

Было неясно …., но свет, воссиявший в номерах «Сторожевой башни» за 1 сентября и за 15 октября 1932 года (англ.) показал…»

Сияние света в «Сторожевой башне» за 1 июня и за 15 июня 1938 года (англ.) позволило увидеть…»

Много открыло сияние света…»

Сильнейший свет озарил этот вопрос в статье…»

Свет становится всё ярче…»

…благодаря более яркому духовному свету стало ясно…»

Сильнее освещается терминология…»

И, наконец, в заключение статьи авторы восклицают: «Какое же благословение для народа Иеговы — греться в лучах всего этого света!» Все эти заявления о «свете» звучат помпезно и неестественно. Редко, кто так превозносит себя, как руководители Сторожевой Башни. Они приписывают себе исключительное право на свет божественных откровений за последних полтора века. В то же самое время они умалчивают о ложных предсказаниях не только Расселла, но и других своих президентов.

Все статьи, как будто дают обзор истории Сторожевой Башни со времени её основания до наших дней, но в них не упоминаются все провалы и толкования, которые сами современные вожди культа знают, что они не были правдивыми. Серьёзные вещи, которые трудно объяснить, авторами данных статей умышленно игнорируются. Они подтасовывают вещи так, чтобы убедить читателей, которые в основном — рядовые свидетели Иеговы, в том, что теория нового света логична и достоверна. Таким образом, они рассчитывают на невежество последователей и что люди, которых они стараются обратить в членство культа, тоже не в курсе дела.

Ссылаясь, в заключение, на новый свет, авторы призывают последователей к усиленной деятельности, говоря:

Уже многие годы сияние света, сильное и слабое, освещает путь посвятившихся служителей Иеговы. Этим исполняются такие стихи, как Пс. 96:11 и Прит. 4:18. Но, давайте никогда не будем забывать, что ходить во свете означает выражать признательность за всё увеличивающийся свет и жить в согласии с ним. Как мы видели, сюда входит и наше поведение, и выполнение нашего проповеднического задания.

Что может быть более трагичным в духовном и физическом смысле, как жить ложными идеями и тратить на их распространение громадное количество времени и средств!

Как иеговисты объясняют «блуждания» нового света

На основе теории увеличивающегося света возможны и другие перемены и «уточнения» в будущих провозглашениях Сторожевой Башни. А пока они не провозглашены, ни один свидетель Иеговы не имеет права сомневаться во всех толкованиях высокопоставленных представителей класса раба или что-либо по-своему понимать. Все они должны быть абсолютно покорны и однообразны во всех отношениях.

Но, когда руководителям Сторожевой Башни приходится особенно туго, как это было несколько лет после провала предсказания, что Армагеддон начнётся в 1975 году, они прибегают к необычным объяснениям. Например, одно такое объяснение было опубликовано в 1981 году. Пробуя доказать, что несмотря на неудачи, они всё же правы, лидеры культа взяли в пример плавание парусного судна. Всем нам известно, что когда такое судно идёт против ветра, оно не может плыть прямо, но должно идти зигзагами, поворачивая с одной стороны в другую. Этим примером лидеры Сторожевой Башни попробовали «объяснить» последователям, как они ведут их к желанной цели. Оказывается, что они ведут их не прямым путём, а многими зигзагами. Вот «объяснение» лидеров культа:

Однако некоторым может показаться, будто бы путь не всегда шёл прямо вперёд. Иногда объяснения, которые давала видимая организация Иеговы, казались, как будто, уточнениями (на самом деле заменой старых на новые, Н. П.) прежних пунктов убеждения. На самом же деле, это было не так.

Это можно сравнить с тем, что в навигационных кругах известно, как «поворачивание на другой галс». Маневрируя парусами, моряки заставляют судно двигаться слева направо, назад и вперёд, однако, в течение всего этого времени продвигаться в направлении к цели, несмотря на противные ветры.

Удивительно, к каким вёртким объяснениям прибегает Сторожевая Башня! Неужели её лидеры думают, что свет Божий имеет изменчивую природу и может уводить людей куда-то по кривому пути?

Комментарий Давида Рида, бывшего иеговиста

Рассмотрев учение Сторожевой Башни о новом свете, мы теперь обратим внимание на комментарии по данному вопросу двух бывших иеговистов. Первым будет комментарий Давида Рида, который оставил культ свидетелей Иеговы и принял Христа, как своего Спасителя в результате последовательного чтения Нового Завета.

Он подтверждает, что теория нового света — это хитрый способ самозащиты лидеров Сторожевой Башни. Они с успехом пользуются ею, однако она содержит в себе противоречия. Если было бы правильно, что свет Сторожевой Башни на самом деле «становится все ярче и ярче», то почему между малым первоначальным светом и полным в конце есть столько противоречий? Истина всегда остаётся истиной от начала и до конца. То, что открыто Богом вначале, не должно противоречить тому, что открыто тем же Богом в конце. Однако, у Сторожевой Башни это не так.

В дни Чарльза Расселла, первого президента Общества, вторые адвентисты, как и сегодняшняя Сторожевая Башня пробовали выйти из подобного положения. Так как их предсказания не удались, они, подобно сегодняшним вождям культа, теоризировали о «новом свете».

Чарльз Расселл это заметил и написал следующее в своем журнале, который тогда назывался «Сионская Сторожевая Башня»:

Если бы мы следовали за человеком, то, несомненно, это было бы иначе между нами; несомненно, идея одного человека может противоречить идее другого, и то, что было светом один или два года или шесть лет тому назад, считалось бы теперь тьмой; но, что касается Бога, у него нет вариаций, и ни тени перемены, как и должно быть в отношении истины; любое знание или свет, которые исходят от Бога, должны быть подобны их автору.

Новое понимание истины никогда не может противоречить прежней истине. Новый свет никогда не гасит свет прошлого, но прибавляет к нему.

Хотя Расселл написал это по адресу своих бывших коллег-адвентистов, однако, впоследствии он сам прибег к чему-то подобному, когда понял, что и его предсказания о 1914 годе не сбудутся. Мы это видели в исторической части нашей книги и опять процитируем слова из его книги «Время близко».

Автор признаёт, что в этой книге он подал идею, что святые Господни могли ожидать быть с Ним во славе в конце времён язычников. Это была естественная ошибка, в которую можно было впасть, однако, Господь обратил её в благословение для Своего народа. Идея, что вся Церковь будет принята во славу до наступления октября 1914 года, действительно произвела весьма стимулирующий и освящающий эффект на тысячи людей. Все они, соответственно, могут прославить Господа — даже за ошибку. Многие на самом деле могут почувствовать себя благодарными Господу за то, что завершение надежды Церкви не произошло тогда, когда оно ожидалось; и что мы как Господний народ имеем дальнейшую возможность совершенствоваться в святости и в участии с нашим Господом в дальнейшей проповеди Его вести Его народу.

Но это нечестная попытка выйти из положения. Первые адвентисты тоже могли бы сказать (и, вероятно, говорили), что в их случае предсказание о видимом пришествии Христа на землю имело для многих стимулирующий и освящающий эффект. То же самое могли сказать вместе с Расселлом и вторые адвентисты относительно 1874 года. Их примеру мог последовать также второй президент Сторожевой Башни по поводу несбывшегося предсказания о воскресении Ветхозаветных мужей веры в 1925 году и т.д. Все ложные предсказатели могут так сказать. Однако Иисус сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф. 24:36). Он повелел ученикам не заниматься предсказаниями времени Его пришествия и не верить тем, кто занимается этим делом.

Давид Рид указывает на случаи, когда Сторожевая Башня вначале учила одно, а потом объявляла противоположное. Например, её лидеры вначале учили, что большая пирамида в Гизе — Божий свидетель и «каменная Библия», а впоследствии объявили, что на самом деле это «библия сатаны». Сначала они поощряли праздновать Рождество Христово, а потом запретили, объявив его языческим праздником. Вначале они учили, что Христос невидимо «присутствует» с 1874 года, а после стали учить о Его «присутствии» с 1914 года.

Давид Рид показывает, что вожди культа иногда ловят себя на своих словах. В одном из номеров журнала «Сторожевая башня» они написали:

Серьёзное дело представлять Бога и Христа одним способом, затем находить, что наше понимание главных пунктов учения и фундаментальных доктрин Писания было ошибочным и после многолетних расследований решить возвратиться к тем же доктринам, которые мы твёрдо определили, как ошибочные. Христиане не могут так колебаться — быть несостоятельными — относительно таких фундаментальных доктрин. Может ли иметь уверенность любой из нас в искренности или рассудительности таких людей?

Но хотя они так пишут, говорит Рид, делают они наоборот. Например, лидеры Сторожевой Башни сначала учили, что высшие власти в Рим. 13:1 — это земные правители. Потом они провозгласили это толкование ложным и объявили, что высшие власти — Бог и Христос. А через несколько лет они снова провозгласили, что высшие власти — это земные правители.

То же самое произошло с толкованием Матф. 11:23 о жителях города Содом. Раза три или четыре Сторожевая Башня меняла толкование. То она провозглашала, что они воскреснут в Тысячелетнем Царстве, то провозглашала, что нет. Однако в справочнике для сотрудников вожди культа назвали эти противоречивые толкования «поправками» или «уточнениями».

На основании всех этих данных, к теории нового света можно применить выражение, что он «то погаснет, то потухнет». В нём вовсе нет Божьего света. Наоборот, в нём только тьма и заблуждение. Давид Рид заканчивает свой комментарий ссылкой на Ефес. 4:14. В этом стихе Ап. Павел говорит о людях, которые увлекаются «всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения». Рид считает вождей Сторожевой Башни лукавыми обольстителями.

Комментарий Джеймса Пентона, также бывшего иеговиста

Второй комментарий принадлежит Джеймсу Пентону, написавшему книгу «Апокалипсис задержан». По его свидетельству, он был иеговистом четвёртого поколения до «отобщения» в 1981 году. Когда он писал эту книгу, он занимал положение профессора истории и религиозных исследований в Летбриджском университете. Теорию «нового света» Пентон называет не так, как называет её Сторожевая Башня, а более объективно, — «учением прогрессивного откровения».

Пентон пишет, что эта доктрина основана на неправильном применении стиха в Прит. 4:18. Сторожевая Башня никогда не давала этому стиху чёткое определение, оставив его значение умышленно туманным. Обычно эта теория представляется, как прогрессивное понимание Библии вождями организации иеговистов с помощью их разума, исследований и руководства святого духа, которое нельзя объяснить (иеговисты Святой Дух пишут с маленькой буквы, Н.П.). Иногда эта доктрина принимает характер непосредственных откровений, подобно тем откровениям, на которые претендует главный пророк мормонов. Отсутствие ясного определения этой доктрины, по мнению Пентона, служит на руку руководству Сторожевой Башни.

Когда они делали догматическое провозглашение какой-то доктрины, как, например, какой-нибудь будущей эсхатологической даты, они часто заявляли, что у них есть доказательство или точное знание, данное путём откровения, по-видимому, святым духом, действующим через них, как через канал Божий. Но, когда их предсказания оказывались неверными, как это становилось очевидным вновь и вновь, тогда авторы Сторожевой Башни обращались к концепции, что прогрессивное откровение может просто обозначать повышенное знание, которое, конечно, может быть ошибочным, обычно в отношении к некоторым деталям. На самом же деле, сознательно или несознательно, идея прогрессивного откровения часто использовалась обществом свидетелей Иеговы, как игра в невидимую одежду. То, что это было так, можно ясно продемонстрировать тем, как Общество на деле использовало эту концепцию в течение многих лет, особенно в отношении пророческих теорий.

Нужно заметить, что все события, ожидаемые Расселлом, Рутерфордом и, по их примеру, вообще всеми их последователями, не исполнились. Этот факт заставил Общество переистолковать свои эсхатологические ожидания на новый лад. Таким образом, значение одних дат изменилось, а о других, которые невозможно было изменить, Сторожевая Башня просто молчит, несмотря на то, что раньше эти даты были для неё важными.

Джеймс Пентон пишет, что сам Расселл не смотрел на себя, как на пророка, которому была полностью открыта истина. Он считал себя, как и Вильям Миллер, исследователем пророческих событий, который может ошибиться в попытках определить время последних событий в мире. По этой причине, пишет Пентон в своей книге, Расселл признал свою ошибку, что касается первоначального толкования пророческого значения 1914 года.

Всё это выглядело бы безобидно, если бы не следующий факт, на который дальше обращает внимание Джеймс Пентон:

Но есть другая сторона в отношении свидетелей Иеговы к хронологии и пророческому теоризированию. В самом деле, это было бы либо серьёзной ошибкой, либо довольно нечестной аргументацией (если бы мы заявили, Н.П.), что умеренное недогматическое отношение, о котором мы только что сказали выше, преобладало у свидетелей Иеговы или у их лидеров все эти годы. Говоря в общем, положение после смерти пастора Расселла было таково: Общество Сторожевой Башни вело себя крайне доктринарно, когда оно придерживалось какой-то позиции, будь то в отношении пророческого теоризирования, или по другим вопросам. Однако, впоследствии, когда становилось ясно, что какая-то доктрина несостоятельна, оно прибегало к извинению, (говоря) что лидеры Сторожевой Башни не являются непогрешимыми и (что они) должны продвигаться вперёд одновременно со светом.

Как пример этого, Пентон указывает на следующий факт. 1-го мая 1922 года в журнале «Сторожевая башня» авторы настаивали, что 1874, 1878, 1881, 1910 и 1914 годы и связанные с ними события, согласно понимания Расселла, — вполне достоверные. Далее, в номере журнала от 15 июня 1922 года они подтверждали это:

Хронология этой современной истины могла бы быть простой случайностью, если бы не существовало повторение двух циклов 1845 и 2520 лет, которые выводят её из области случайности в область уверенности. Если бы были только одна или две соответствующих даты в этих циклах, они, возможно, могли бы быть простыми случайностями, но там, где согласование дат и событий происходят дюжинами (случаев), невозможно, чтобы они были случайными, но они должны происходить по назначению или плану единого личного Существа, который способен на такой план — самого Иеговы; и поэтому хронология должна быть правильна»… На этом и на других многих соответствиях — в согласии с самыми верными законами науки — мы утверждаем, что по Писанию, научно и исторически хронология настоящей истины точна вне всякого сомнения… Хронология настоящей истины основана на божественном пророчестве и библейском исполнении, что семьдесят лет были годами разрушения и частичного пленения. Хронология стоит твердо, как скала, будучи основана на Слове Божьем.

Однако год спустя эта твёрдая скала хронологии дала трещину. В том же журнале «Сторожевая башня» вожди культа заявили, что хронология не есть необходимой доктриной.

Сама хронология не есть необходимой доктриной, важной для спасения; но она тесно связана с доктринами и оказывает большую помощь для правильного понимания Слова Божья в данное время.

А через пару лет после этого заявления президент Рутерфорд начал производить радикальные изменения, так что в результате его теоризирования, хронология пророческих толкований культа о событиях в мире стала неузнаваемой. Как мы уже говорили, в 1928 году Рутерфорд провозгласил, что, в противоположность учению Расселла, пирамида в Гизе — «сатанинская библия». С тех пор он и его единомышленники рассматривают хронологию как несовершенный инструмент для понимания Священного Писания, и её можно постоянно пересматривать.

Джеймс Пентон заканчивает свой комментарий на тему нового света или прогрессивного откровения следующим образом. Он с печалью говорит, что хотя лидеры Сторожевой Башни настаивают на праве для себя пересматривать и менять хронологические подсчёты,

…но… горе какому-либо свидетелю Иеговы, который бы открыто выразил свое сомнение относительно любого аспекта хронологической системы, провозглашаемой в какой-то определённый момент в публикациях Сторожевой Башни. Кроме того, когда Общество меняет доктрину, оно всегда это делает, по крайней мере, теоретически, потому что (якобы, Н.Л.) получило «новый свет» или «новые истины» под руководством святого духа.

Конечно, оно признаёт, что необходимо делать «уточнения». Но, смотря на многие моменты, когда Общество меняло важные доктрины лишь только для того, чтобы вернуться к старым, приходится задумываться, не использует ли Дух Святой медленный включатель, или, может быть, вся концепция «нового света», основанная на прогрессивном откровении, — полнейшая чепуха. Факт таков, что число доктринальных кругооборотов настолько велико, что невозможно заняться их детальным обсуждением.

Иначе говоря, что бы ни провозгласили вожди Сторожевой Башни, они считали, что оно должно приниматься всеми свидетелями Иеговы как абсолютная истина. Вожди дают понять, что никто не имеет права ставить под сомнение их свет до тех пор, пока они сами не найдут нужным его «подправить» или же, когда это более выгодно, совсем отставить в сторону без неприятного шума.

Несостоятельность второго столпа веры свидетелей Иеговы

Заканчивая обсуждение второго важного столпа веры свидетелей Иеговы, мы хотим сказать, что есть ряд причин тому, что теория нового света или прогрессивного откровения Сторожевой Башни несостоятельна. Мы уже упоминали некоторые причины, но для ясности кое-что повторим снова.

Во-первых, теория постепенного усиления нового света основана на неправильном толковании и неправильном применении стиха Прит. 4:18.

Этот стих гласит: «Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня». Кроме этого стиха лидеры культа употребляют другие, как например, Пс. 96:11, где сказано: «Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие» и Пс. 35:10 «Во свете Твоём мы видим свет». Основной же стих — это Прит. 4:18.

Сторожевая Башня использует его для оправдания своих доктринальных изменений и новых пунктов учения, которые были сделаны от начала её основания до сих пор и, возможно, дальше. Новые объяснения неисполнившихся предсказаний они любят называть английским словом adjustments, которое можно перевести словами «уточнение» или «подправка». Однако, на деле это не уточнения и подправки, а самые настоящие изменения.

Свое понимание «уточнений» и «подправок» вожди культа оправдывают выражением «более и более светлеет до полного дня» в Прит. 4:18. Но, если рассмотреть этот стих внимательно, в его контексте, то он не имеет ничего общего с правом делать доктринальные изменения.

Прит. 4:18 следует толковать не так, как самому заблагорассудится, а как требует контекст этой главы и вообще всей книги Притч Соломона.

Поэтому четвёртая глава, как и вся книга Притч, ничего не говорит о переменах в развитии учения. Здесь наставление о другом; а именно, о необходимости сохранять нравственную чистоту и достигать нравственного совершенства в духовной жизни верующего человека.

Поразмыслив о книге Притч, мы найдём, что её писатель везде указывает на то, как ведут себя люди неправедные, которых он называет нечестивыми, и как ведут себя люди праведные, которых он называет богобояз-ненными и мудрыми. Писатель книги Притч поясняет, что люди идут по двум разным путям или стезям жизни, в результате чего будут иметь разные последствия. Поэтому в 4-ой главе он увещевает богобоязненного юношу, говоря: «Не вступай на стезю нечестивых, и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него, и пройди мимо. Потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадёт у них сон, если не доведут кого до падения; ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения» (стихи 14-17).

Сразу же после этих слов следуют слова 18-го стиха, на который необоснованно ссылаются свидетели Иеговы в оправдание доктринальных перемен. Далее, 19-й стих ясно показывает, что обсуждаются не доктринальные колебания, а укрепление нравственной жизни верующего человека, которую отвергают беззаконные люди. Стихи 18-й и 19-й показывают контраст между двумя образами жизни и их конечными результатами. Мы читаем: «Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Путь же беззаконных — как тьма, они не знают, обо что споткнутся».

Во-вторых, между истинным светом откровений, которые давал Бог апостолам, и «светом» в учении Сторожевой Башни есть огромная разница. Вообще, стоит с сожалением подумать о том, что делают лидеры этого культа для того, чтобы создать для себя высочайший авторитет. Они предлагают им идею, что «свет» Сторожевой Башни является продолжением света Божьих откровений, данных апостолам. Однако эта идея порочна и заслуживает полного отвержения.

Мы знаем, что учение апостолов содержится в двадцати семи книгах Нового Завета. В конце 4-го века Р.Х. канон Нового Завета был окончательно определён. Это произошло не по решению еретиков, а по решению тех, кто верил в Святую Троицу. Сегодня свидетели Иеговы говорят, что признают все двадцать семь канонических книг Нового Завета как богодухновенные. Однако они не знают того факта, что как раз те, кто в 4-ом веке боролся против Ария, учившего о Христе так, как учит сегодня Сторожевая Башня, провозгласили авторитет этих книг. Свидетели Иеговы согласились только с решением о богодухновенности 27 книг Нового Завета, которая была принята веровавшими в Святую Троицу христианами.

Но они, подобно Арию, к сожалению, искажают учение Нового Завета.

Свет сильный не должен противоречить свету слабому

Всякий, кто верит в богодухновенность Библии, признаёт, что в учении апостолов не было никаких ошибок или пороков. Оно совершенно в себе самом и никогда не нуждалось в «уточнении», «подправлении» или в каком-либо изменении. В контрасте с апостольским учением, как мы видели, учение Сторожевой Башни постоянно подвергается «уточнениям», которые по сути не уточнения, а замена одних толкований на другие.

Возьмём для примера противоречивые толкования Обществом Сторожевой Башни 24-го стиха в 11-й главе Евангелия от Матфея. Там сказано: «Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе». Согласно Сторожевой Башне, во время Тысячелетнего Царства будет воскресение добрых и злых, только не всех злых, а лишь тех, которые не самые плохие грешники. В связи с этим понятием, руководители свидетелей Иеговы несколько раз меняли своё толкование, воскреснут ли жители Содома во время Тысячелетнего Царства (см. Быт. 19:4-11), или нет.

Вот их противоречивые заявления в разных изданиях журнала «Сторожевая башня» на английском языке: В номере за июль 1879 года на стр. 8 написано, что жители Содома будут воскрешены, а в номере от 1 июня 1952 года на стр. 338 мнение изменилось и написано, что жители Содома не будут воскрешены. Через 13 лет произошел возврат к первоначальному толкованию, и в номере от 1 августа 1965 года на стр. 479 написано, что жители Содома будут воскрешены. И, наконец, через 13 лет толкование опять изменилось, и в номере от 1 июня 1988 года на стр. 31 сказано, что жители Содома не будут воскрешены.

Более ярко эти противоречия обнаруживаются в разных выпусках доктринальной книги под названием «Ты можешь жить вечно в раю на земле». В данном случае мы указываем на английский выпуск в 1982 году и на русский в 1989 году. В английском выпуске 1982 года комментарий лидеров Сторожевой Башни на Матф. 10:15 был таков:

Говоря это, Иисус показал, что, по крайней мере, некоторые из неправедных людей древнего Содома будут присутствовать на земле в день суда.

Хотя они были очень нечестивы, мы можем ожидать, что некоторые из них будут воскрешены. В своём милосердии Иегова вернёт их к жизни, для того чтобы они имели возможность узнать его намерения. Но слова Иисуса также показывают, что некоторые из неправедных, которым он и его ученики лично проповедовали, будут присутствовать в день суда. Они тоже будут воскрешены, и им будет дана дальнейшая возможность узнать Божьи намерения. Кому будет в то время труднее принять Христа как царя?

Жителям древнего Содома или тем, кто отверг проповедь Иисуса и его учеников? Это будет труднее для тех, кто лично отверг Иисуса. (Выделено Н.П.)

Здесь лидеры иеговистов говорят, что некоторые жители Содома будут воскрешены по милосердию Иеговы, и им будет легче принять Христа как царя во время Тысячелетнего Царства, которое у свидетелей Иеговы — также тысячелетний день суда. Но в русском издании этой же книги в 1989 году комментарий даёт противоположное представление.

Будут ли воскрешены в день суда такие чрезмерно извращённые люди?

Как исходит из Священного Писания, этого явно не случится. Например, Иуда, инспирированный ученик Иисуса, написав об ангелах, которые покинули своё место на небе, чтобы иметь половую связь с человеческими дочерьми, продолжает дальше; «Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» (Иуд. 6, 7; Быт. 6:1, 2). Да, из-за их крайней безнравственности, жителей Содома и окрестных городов постигло уничтожение, после которого они, очевидно, никогда не будут воскрешены» (Выделено Н.П.)

Здесь лидеры толкуют наоборот, что никто из жителей Содома никогда не будет воскрешён. В этих комментариях виден не свет и не уточнения или подправки, а полные противоречия. У апостолов Христа таких противоречий не было. Поэтому приравнивать свой «свет» к истинному свету апостолов, как настаивают вожди Сторожевой Башни, значит заниматься плохим делом.

Поэтому учительная деятельность руководства культа выглядит совершенно плохо. Мы уже это видели в первой части книги. Факт заключается в том, что даже апостолы никогда не объявляли точных дат, когда должны произойти конечные пророческие события. У них тоже была книга пророка Даниила, и они могли бы заняться подсчётом, если бы хотели. Однако они помнили повеление Христа: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7). Но, что касается руководителей Сторожевой Башни, они на это повеление не обращали никакого внимания. Они не раз и не два назначали дату, когда должна произойти Армагеддонская битва, и всякий раз терпели провал.

В-третьих, свет Божий светит прямо. Это значит, что Бог ведет Свой народ, хотя и по узкому, но по прямому пути. Бог ведет не так, как ведёт зигзагами Сторожевая Башня и в оправдание ссылается на пример парусника. По-видимому, её лидеры забыли или не обращают внимания на места Св. Писания, которые говорят: «Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника» (Ис. 26:7), и: «Идущий прямым путём боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежёт о Нём» (Прит. 14:2). Мы знаем, что Иоанн Креститель призывал людей к исправлению кривизн в их жизни, цитируя пророка Исаию: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лук. 3:5).

Всё это относится к нравственному исправлению жизни. Всем нам известно, что Божий свет не вёл апостолов зигзагами. Они шли прямым путём как в нравственном, так и в доктринальном отношении. Апостолы не должны были прибегать к «уточнениям», как это делают сегодня лидеры свидетелей Иеговы. То, что происходит в Сторожевой Башне, лишь показывает, что её лидеры ведут людей кривыми путями в заблуждение.

Лишь те, кто сам слеп, ведут ощупью духовно слепых последователей, уклоняясь то в одну сторону, то в другую, то назад, то вперёд. Мы можем только сожалеть о членах этого культа, потому что Иисус сказал: «Если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» (Матф. 15:14).

В-четвёртых, теория нового света противоречит сама себе. Если хорошо подумать и взвесить то, что обозначает стих Прит. 4:18, на котором основывают свою теорию вожди культа свидетелей Иеговы, можно понять, что он никак не подходит для оправдания ошибочных учений и пред-сказаний. Этот стих гласит: «Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня».

Нельзя думать, что когда лучезарное светило сияет слабо, то происходят доктринальные противоречия и ошибочные исчисления пророчеств, а когда это светило станет сиять всё ярче и ярче, ошибки постепенно исправляются. Как мы уже говорили, у апостолов не было таких противоречий и ошибок, какие видны в истории и учении Сторожевой Башни.

Если даже мы согласимся употребить Прит. 4:18 в отношении доктринального учения, то и тогда мы должны будем сказать, что доктринальные убеждения праведника, хотя и бывают слабыми в начале его хождения с Богом, но всё же они истинные. Так должен пониматься слабый свет. А когда праведник возрастает в познании Бога и имеет больше света, его доктринальные убеждения остаются такими же истинными, как в начале.

Только они становятся более твёрдыми и глубокими. То, что для него было истинным, но не совсем понятным, становится более понятным при достижении им духовной зрелости. Чарльз Расселл в отношении вторых адвентистов когда-то сказал (жаль только, что сам он не применил это правило к самому себе):

Новое понимание истины никогда не может противоречить истине. Новый свет никогда не гасит свет прошлого, но прибавляет к нему.

В-пятых, теория нового света оправдывает заблуждения руководителей Сторожевой Башни. Как мы неоднократно видели в информации из истории этой организации, её вожди многократно заблуждались. Вместо того чтобы быть честными и отказаться от претензии на апостолоподобный авторитет, они создали теорию нового света, чтобы этот авторитет удерживать. Оправдывая себя, они даже осмеливаются уподоблять свои несбывшиеся предсказания предположениям Библейских мужей Божьих о будущих событиях. В одной из книг лидеры культа написали:

Апостолы и другие ранние христианские ученики имели некоторые неправильные ожидания, однако, Библия не классифицирует их на одном уровне с «ложными пророками» (Смотрите Лук. 19:11; Иоан. 21:22, 23; Деян. 1:6,7).

Пророк Нафан поощрил царя Давида делать все, что было у него на сердце в отношении строительства дома для поклонения Иегове. Но потом Иегова сказал Нафану, чтобы он сообщил Давиду, что не он построит его. Иегова не отверг Нафана за то, что он сказал в начале, но продолжал употреблять его, потому что он смиренно исправил дело после того, как Иегова сделал его ясным для него (1 Пар. 17:1-4, 15).

Такая аргументация с целью оправдать себя не только порочна, но также существенно несправедлива по отношению к апостолам и пророку Нафану. Уподобляя свои провалы несбывшимся желаниями или предположениями Библейских личностей, руководители Сторожевой Башни как всегда искажают Слово Божье.

Всякий сведущий в Св. Писании знает, что когда Христос призвал учеников следовать за Ним, то до Его распятия и воскресения они предполагали, что Его царство наступит, когда Он в последний раз войдет в Иерусалим (Лук. 19:11; 24:21). Затем, после Воскресения, они тоже предполагали, что буквально вот-вот наступит Царство Божье. По этой причине они спрашивали Христа, когда именно будет Его пришествие. Они это делали до вознесения Христа и сошествия Святого Духа (Матф. 24:3; Деян. 1:6). В этом нет ничего предосудительного. На их вопросы Христос отвечал: «Не ваше дело знать времена и сроки» (Деян. 1:6-7). Поэтому после вознесения Иисуса и сошествия Святого Духа мы находим, что они писали о последних событиях, но никогда не назначали дат, как это делают вожди Сторожевой Башни.

Некоторые из учеников также предполагали, что Ап. Иоанн не умрет до пришествия Христа (Иоан. 21:22-23). Но в этом тоже нет ничего предосудительного. Они так думали до сошествия Святого Духа. Но они этому не учили как истине, которая должна приниматься всеми. Сам Иоанн пишет, что Христос им так не сказал. Он указал им, во-первых, на признаки Его пришествия (Матф. 24); во-вторых, на то, что они должны бодрствовать, потому что не знают, когда Он придет (Матф. 24:42); в-третьих, на то, что не их дело знать времена и сроки (Деян. 1:7); и, в-четвертых, на то, что они должны проповедовать Евангелие всем людям и быть Ему свидетелями (Марк 16:15; Деян. 1:8).

Что касается точного времени, Иисус предупредил учеников: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Марк 13:32). На вопросы, которые они спрашивали после Его смерти и воскресения, Господь ответил: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:7-8).

Поэтому предположения и желание учеников знать, когда Христос опять придет и желать скорого наступления Царства Божия — это одно, а назначать даты на основе произвольных исчислений — совсем другое. Христос хотел, чтобы ученики ожидали Его пришествия в любое время, однако не открыл, когда это будет, и запретил им заниматься подсчетами.

Ссылка на пророка Нафана, который в Ветхозаветное время поощрил царя Давида делать всё необходимое для строительства дома Божьего, а потом сообщил, что Давид не построит его, — это также хитрая попытка руководителей культа иеговистов оправдать себя. Такой метод защиты недостоин честных людей. Дело в том, что поощряя вначале Давида, Нафан не сказал, что Господь открыл ему, что дом построит Давид. Он также не сказал, что об этом учит Священное Писание. Нафан поощрил Давида делать то, что Давид имел на сердце, потому что это было хорошее дело. Нафан не стал учить других пророков и соотечественников доктрине о построении дома Давидом. В этом разница между Нафаном и Сторожевой Башней, вожди которой из своих предположений делают догмы и учат других людей. А когда предположение оказывается ошибочным, они пробуют выйти из положения несправедливыми ссылками на Божьих пророков и апостолов в Библии.

Есть важная причина, почему Господь не дал точного времени Своего пришествия. Как раз поэтому Он увещевал их и вообще всех христиан, чтобы они бодрствовали: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Матф. 24:42). Как раз потому, что апостолы и вместе с ними первые христиане должны были ожидать Его прихода в любое время, трудиться и бодрствовать. Это Господь имел в виду для них и для христиан всех веков.

Поэтому существует большая разница между несбывшимися предположениями и ожиданиями апостолов, и доктринальными колебаниями и несбывшимися предсказаниями вождей Сторожевой Башни. В Новом Завете мы видим, что апостолы всегда ожидали пришествия Христа, но они не занимались делом, которое Сам Христос им запретил. Они не пытались определить год Его второго пришествия и не предсказывали другие даты последних событий. Истинные христиане с самого начала ожидали и продолжают ожидать пришествие Христа, а лжепророки объявляют точные даты, которые, как правило, не сбываются. Руководители свидетелей Иеговы — ложные пророки, потому что они объявляют точные даты. Когда же их предсказания не сбылись, они пытаются оправдать себя несправедливыми ссылками на апостолов Христа и Ветхозаветных пророков. В своей теории о «новом свете» вожди культа противоречат сами себе.

Господь предвидел такие толкования, поэтому предупредил: «Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», не выходите; «вот Он в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Матф. 24:26-27). Несмотря на это, Сторожевая Башня продолжает учить, что Христос пришел невидимо в 1914 году, а свидетели Иеговы в это верят.

Армагеддон и другие связанные с ним события должны были произойти в 1914 году видимо. Однако этот год, а также годы 1925-й и 1975-й, на которые это событие назначалось после, показали, что эти предсказания были действительно ложные. Для оправдания всех этих провалов Сторожевой Башне понадобилась теория нового света вместе со всеми искажениями и умалчиванием факта, что все свои предсказания лидеры Башни провозглашали, как доказанные на основе Библии. Поэтому это хитрая теория людей, о которых писал Ап. Павел, что они сами заблуждаются и вводят людей в заблуждение (2 Тим. 3:13).

И, в заключение, теория нового света несостоятельна ещё и потому, что эту теорию могли бы применить к себе лидеры любого религиозного культа, которые до неё додумались бы. В самом деле, такое постоянно происходит, только не совсем в такой форме, как у свидетелей Иеговы.

Руководители мормонов, хлыстов, сайентологов, мунитов, «белого братства», бахаитов, трансцендентальной медитации и разного рода самозванных пророков, все ссылаются, что их учения основаны на непосредственных откровениях свыше.

Поэтому в некотором отношении то, что предлагают лидеры культа свидетелей Иеговы не есть чем-то новым. Только в этом культе данная теория развита до крайней степени путем искажения приведенных выше мест Библии. Теорию о «новом свете» легко применить для оправдания всякого рода провалов. На самом же деле, вера свидетелей Иеговы в усиливающийся новый свет, который Бог посылает вождям Сторожевой Башни, — это очень шаткий столп.

Однако это не значит, что этот столп можно легко свалить. Хотя он шатается, но глубоко засел в сознание свидетелей Иеговы, и его охраняют духи заблуждения. Чтобы сломать его и убрать, нужна молитва, благодать Божья и правильные серьезные беседы на основе Библии и свидетельств, которые даны в этой книге.