13. Четвертый столп веры Сторожевой Башни

Вера в намеренно вымышленную схему толкования пророческих событий Обществом Сторожевой Башни и связанное с ней учение о человеке и его конечной участи.

Особая версия пророческих событий

Один из признаков тоталитарных культов — это создание своих особых схем истории мира и толкование по-своему его последних событий. В первой части нашей книги мы рассматривали попытки основателя и дальнейших лидеров Общества Сторожевой Башни предсказать время Армагеддонской битвы и начала Тысячелетнего царства Божия. В основном, это относится к четвертому столпу веры свидетелей Иеговы, который мы сейчас рассмотрим. В виду того, что в первой части книги было уже много сказано, нет необходимости говорить об этом столпе веры слишком подробно.

Итак, четвертый столп веры свидетелей Иеговы — это особое толкование пророческих и последних событий в мире. Схема событий, которую они считают достоверной, имеет свои даты и причины того, почему она считается важной. Как мы видели в первой части книги, президенты Общества и их близкие сотрудники видоизменяли эту схему, когда события, которые должны были совершаться, оказывались неверными. Нет гарантии, что теперешняя схема культа не будет в дальнейшем изменена.

Общество Сторожевой Башни учит, что первый, кого создал вечный Бог Иегова, есть Сын Божий Иисус Христос, он же архангел Михаил.

Затем посредством него Бог создал совершенных духов-личностей, называемых «сынами Божиими» или ангелами. Среди них был ангел, который впоследствии сделался диаволом (клеветником) и сатаной (противником).

После них Бог сотворил материальную Вселенную.

Историю земного мира Общество Сторожевой Башни рассматривает с точки зрения символического толкования шести дней творения и седьмого дня покоя в первых двух главах книги Бытие. Каждый из этих дней, по мнению «верного и благоразумного раба», представляет собой буквальных 7000 лет. Давид Рид пишет о седьмом дне, который вместо того, чтобы быть полным семитысячным днем покоя, был в наказание за грехопадение разделен Богом на две части. Первая часть — это шесть тысяч лет труда и страдания для людей, и вторая часть — долгожданная седьмая тысяча лет покоя.

В каком году была сотворена Ева?

Естественно, что Давид Рид в эту теорию Сторожевой Башни не верит, но как бывший иеговист, объясняет, в чем она заключается и какой эффект имело её провозглашение в 1966 году во время конвенции свидетелей Иеговы.

Седьмой день, Божий день покоя, тоже должен продолжаться семь тысяч лет. Однако падение человека в грех в Саду Едемском осудило человечество на шесть тысяч лет труда, после которых должен последовать седьмой тысячелетний период субботства во время тысячелетнего царствования Христа. Сообщается, что Адам был сотворен 4-5 октября 4026 г. до Р.Х.

Поэтому, «согласно достоверной Библейской хронологии, шесть тысяч лет от сотворения человека закончатся в 1975 году, а семитысячный период начнется осенью 1975 г. Р.Х. («Жизнь вечная в свободе сынов Божиих», Общество Сторожевой Башни, 1966, стр. 29).

Книга, которая была роздана во время конвенции свидетелей Иеговы летом 1966 и провозглашавшая такое предсказание, вызвала большой шум, особенно из-за того, что в ней утверждалось:

Это будет не простым шансом или случаем, но будет в согласии с любовной целью Бога Иеговы ради царства Иисуса Христа, «Господина Субботы», совершить обещанное параллельно седьмой тысяче лет человеческого существования». Это, конечно, значило, что мир придет к концу и Божье Царство наступит осенью 1975 года.

Но Царство Божие в 1975 году не наступило, и вожди Сторожевой Башни оказались в тупике. Особенно это касалось президента Фредерика Франца, для которого неудавшееся предсказание послужило большим конфузом. Вожди культов обычно не каются в ошибках. Они пробуют выйти из положения нечестным образом. В данном случае Франц и его друзья нашли выход, объявив, что между сотворениями Адама и Евы был неизвестный промежуток времени.

Франц и его друзья стали говорить, что период шести тысяч лет страдания для рода человеческого должен продлиться не от сотворения Адама, а от сотворения Евы, а затем только наступит седьмое тысячелетие. Они знают, что Адам был сотворен в 4026 году до Р.Х., но не знают, сколько времени прошло от сотворения Адама до сотворения Евы. Армагеддон и седьмое тысячелетие не наступили в 1975 году, потому что эти события совершатся, когда исполнятся шесть тысяч лет от сотворения Евы.

Вначале Франц и его коллеги говорили, что разница заключается не в количестве лет, а в количестве месяцев. Затем эта разница продлилась и стала неопределенной. Теперь же Сторожевая Башня эту тему вообще обходит. Ясно одно: потому что в 1975 году не произошли предсказанные события, Фредерик Франц и его друзья изобрели лазейку, что между сотворениями Адама и Евы есть разница во времени. До этого Сторожевая Башня придерживалась понятия, что они были сотворены в один и тот же год.

Взгляды иеговистов на грехопадение, смерть и воскресение человека

Как бы то ни было, в книге «Ты можешь жить вечно в раю на земле», описываются подробности грехопадения и его последствия. В ней сказано, что тот ангел, который впоследствии стал диаволом, видел, как Бог создавал землю, а также Адама и Еву. Он понял, что земля наполнится праведными людьми, которые будут поклоняться Иегове. Однако, считая себя красивым и умным, ангел захотел, чтобы люди поклонялись не Богу, а ему. Из-за зависти к Богу, он начал искать для себя славы, использовав змею и соблазнив Еву, которая в свою очередь соблазнила Адама. Таким образом, в понятии вождей Сторожевой Башни всё выглядит так, что грехопадение диавола произошло после сотворения Адама и Евы и было связано с завистью, что люди будут служить Богу, а не ему. Такое толкование не находит оправдания в Св. Писании. В Слове Божьем нигде не сказано, что диавол согрешил после сотворения наших прародителей и именно по причине своей зависти, что люди будут служить Богу. Ссыла-ясь на Иез. 28:13-17, мы находим, что, будучи прекрасным херувимом, которого создал Господь, он согрешил по причине гордости и тщеславия.

И, согласно контекста, это случилось в сфере его небесного положения до сотворения мира. Так обычно понималось это место Св. Писания разными толкователями в истории христианской Церкви. Но это не то, что будто бы он позавидовал после сотворения Адама и Евы. Лидеры Сторожевой Башни слишком вольны в своем толковании.

Дальше, согласно им, в процессе бунта диавол увлек многих небесных духов, которые в результате стали демонами. Наши прародители согрешили, потому что усомнились в праведности Божьей и послушались диавола, вселившего в них недоверие к Богу. Однако, Бог не истребил диавола и демонов, хотя и мог это сделать. Будучи справедливым, Он решил доказать Свою праведность посредством дальнейших событий в мире.

Сторожевая Башня истолковывает результат грехопадения Адама и Евы только в физическом смысле. За грех против Бога они умерли физической смертью, и это, как считают свидетели Иеговы, — достаточная плата за все грехи человека вообще. По их мнению, слова Ап. Павла «возмездие за грех — смерть» обозначают физическую смерть, а не духовную смерть или муки вечные. Все люди умирают, потому что греховность прародителей перешла на всех. Когда жизненная сила, находящаяся в каждой клетке тела и поддерживаемая дыханием, оставляет тело, человек умирает.

В промежутке от смерти до воскресения человек полностью перестает существовать. Поэтому после смерти нет сознательного существования ни в раю, ни в аду. Это одинаково относится как к праведным людям, так и к грешникам, потому что все наследовали греховность Адама и Евы. В тысячелетнем Царстве воскреснут физически все умершие, кроме самых больших грешников, которым вообще не предстоит воскреснуть, и свидетелей Иеговы, которые принадлежат к 144 тысячам избранных. С 1918 года избранные сразу после физической смерти воскресают духовно и начинают невидимо царствовать со Христом.

По учению Сторожевой Башни, память Божья — причина для возможности воскресения людей. В книге «Ты можешь жить вечно в раю на земле» написано:

Умерший, может быть, накопил в течение своей жизни огромное количество опыта, знаний и много воспоминаний. Он развил личность, которой он отличался от всякого другого жившего когда-либо человека. Однако Иегова Бог помнит каждую деталь, и при воскресении восстановит этого целого человека. Библия говорит о мертвых, которые будут воскрешены: «У Бога все живы» (Лук. 20:38). Люди могут записывать голоса и картины людей, и воспроизводить их даже после их смерти. Иегова же может возвратить к жизни всех, живущих в Его памяти, и Он сделает это!»

К сожалению, вожди культа вводят людей в серьезное заблуждение, когда учат, что физическая смерть — достаточная плата за грехи человека, и что после воскресения в Тысячелетнем Царстве он может учиться познавать Бога и достигать вечной жизни на земле. Если бы это было так, то Христос не сказал бы противникам: «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; если не уверуете, что это Я, то умрете в грехах ваших» (Иоан. 8:24). Умереть без покаяния и прощения грехов обозначает понести в вечность результат своей греховной жизни. Физическая смерть — недостаточная плата за грехи. Если бы она была достаточна в глазах Божьих, то Сыну Божию не было бы нужды умирать на кресте. Человек бы тогда сам искупил себя своей смертью. Но то, что Христос пришел и умер за нас, показывает, что наша смерть — недостаточная плата. Только Его заступническая смерть достаточна, и для реализации спасения нужны покаяние и вера (Рим. 3:24-25).

Какое у иеговистов понимание о душе человека

Причина, по которой Сторожевая Башня учит, что когда человек умрет, для него нет сознательного существования ни в раю, ни в аду, заключается в том, что лидеры культа отвергают существование бессмертной человеческой души. Основоположник Общества Сторожевой Башни Чарльз Расселл и его последователи всегда держались такого понятия. Они настаивали, что учение о бессмертии человека было воспринято христианством от греческих философов и вообще от язычества. Им трудно верить, что человек больше, чем материальное тело.

В обосновании своего понятия они, к сожалению, делают упор на одной категории стихов Св. Писания, особенно на тех, где говорится о душе животных, и применяют их к человеку. Один из таких стихов — это Втор. 12:23, где сказано: «Кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом». Но в Ветхом Завете есть такое о человеческой душе: «Закон Господа совершен, укрепляет душу» (Пс. 18:8). Будет ли равносильно сказать, что закон Господа совершен и укрепляет кровь человека? Мы согласны, что правильное отношение человека к Богу полезно также для его тела. Но иногда человек может укрепляться Словом Божьим в душе, в то время как его тело, включая кровь, находится на грани смерти.

Интересно, что свидетелям Иеговы и их вождям нетрудно верить в то, что Бог мог создать и создал существа, которых они называют духами-личностями. Эти существа всецело духовны, обладают волей и разумом, но не обладают материальными телами. На основе таких данных, сразу же видно, что, по мнению свидетелей Иеговы, между человеком и животным нет особой разницы. Умирая, человек духовно никуда не идет, а исчезает подобно животному.

Это довольно низкое представление о человеке, которого Бог создал по образу и подобию Своему.

Никакое животное Он не создал по Своему образу, согласно Слова Божья (Быт. 1:26-27), но только человека. О Боге сказано, что Он есть Дух и, естественно, образ Его — духовная субстанция. Поэтому напрашивается вопрос, может ли человек быть образом Божьим без духовной части естества. Если подумать о его нравственном сознании, о его способности творить новое, о способности прогнозировать и делать оценку прошлого, настоящего и будущего, то, неужели у него нет души и духа?

Кроме того, вожди культа верят и учат, что когда умирает человек из числа 144 тысяч избранных, он становится не материальным, а духовным существом. Значит, Бог может сделать человека духовным существом, только по их понятию, это происходит не со всеми и не во время физического рождения от родителей, а только в отношении избранных.

В это свидетелям Иеговы нетрудно верить. А в то, что Бог создал человека не просто материальным, но также духовным существом, им трудно поверить. Почему? Потому что они рациоанализируют и искажают смысл Св. Писания. Ещё в Ветхом Завете мы находим данные о том, что душа верующего после смерти идет в небесную славу (Пс. 72:24-25). Тем более, в Новом Завете (2 Кор. 5:6-10).

Понятия иеговистов об аде и геене: символы двух видов смерти

Сторожевая Башня учит, что есть два типа смерти. Первая — это смерть, после которой человек будет воскрешен во время Тысячелетнего Царства.

Символом этого типа смерти есть слово ад. Для свидетелей Иеговы слова ад и могила обозначают то же самое. В ад идут все умирающие первым типом смерти: праведники и грешники… Те, кто идет в ад, будут воскрешены. Ад для свидетелей Иеговы обозначает временную смерть.

Второй тип смерти — это смерть, после которой человек никогда не будет воскрешен. Эта смерть, по учению Сторожевой Башни, символизируется выражениями геена огненная, печь огненная и озеро огненное. Говоря буквально, гееной была долина Енномова возле Иерусалима. В нее сбрасывали всякого рода нечистые отбросы, которые постоянно горели.

Вожди Сторожевой Башни отвергли это значение и сделали геену символом второго типа смерти, после которой для некоторых людей не будет воскресения. Геена, в их понимании, это такая смерть, после которой в наказание, как например, за хулу на Духа Святого (у иеговистов, духа святого) или за другие ужасные преступления, Бог не воскресит человека в Тысячелетнем Царстве, как Он воскресит остальных людей. Поэтому праведные люди и обычные грешники после смерти временно находятся в аду (т.е. могиле), а большие грешники идут в геену, т.е. умирают, и на этом конец.

Но Сторожевая Башня в данном случае не права. Хотя её вожди пробуют доказать, что пример Христа в Лук. 16:19-31 о богаче и бедном Лазаре не нужно принимать как действительность, а только как символ, но, на самом деле, это действительность. Ни в какой притче Христос не называл кого-либо его личным именем. В этом же случае он назвал нищего его именем Лазарь. Это один фактор. Кроме того, нельзя считать, что некоторые притчи Христа не были буквальными случаями жизни. Поэтому правильно понимать рассказ о богаче и Лазаре, как реальное событие. В нем показывается, что ад не могила, а место сознательного пребывания после смерти.

Что касается геены огненной, то в Новом Завете она не символ смерти без возможности воскресения, а символ вечных мук. Огонь в долине Енномовой не потухал, а всегда горел, потому что туда всегда поступали отбросы. Поэтому это стало символом вечных мук, а не просто смерти, и на этом конец. В Откр. 20:10 написано: «А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков».

Представления иеговистов о событиях после грехопадения

Своеобразны также некоторые толкования культа свидетелей Иеговы событий после грехопадения Адама и Евы. Это особенно касается времени Ноя и потопа (Быт. 6:1-7; Иуд. 6). Руководители культа учат, что падшие ангелы, став демонами, сотворили себе человекоподобные тела и сошли на землю. Они брали в жены дочерей человеческих и рождали детей, выраставших испoлинами. Все это крайне развратило народы.

В наказание Бог послал на землю потоп и истребил всех грешников, включая злых исполинов. Однако падшие ангелы не умерли, потому что они были духами-личностями. Они должны были вернуться на небо, оставив на земле человеческие тела, которые, по всей вероятности, тоже погибли.

За совращение рода человеческого Бог наказал этих падших ангелов особенным образом. Он сковал их узами адского мрака. По учению вождей Сторожевой Башни, это означает, что Бог отнял у падших ангелов способность воплощаться в человекоподобные тела в дальнейшем, хотя они этого очень хотели. С того времени, оставаясь в других отношениях свободными, падшие ангелы с участием диавола обольщают всю Вселенную.

Здесь мы видим много спекулятивного мышления руководителей культа.

Особенно это касается возвращения падших ангелов на небо без человекоподобных тел и наказание их адским мраком, что обозначает для свидетелей Иеговы отнятие только способности воплощаться в человекоподобные тела, а в другом отношении быть свободными. Слово Божье говорит об этих событиях, но не дает таких деталей.

Ноев потоп, по учению иеговистов, произошел в 2370 г. до Р.Х. Смешение языков у Вавилонской башни произошло в 2269 году до Р.Х.. Авра-ам, родоначальник еврейского народа, услышал призыв идти в обетованную землю в 1943 г. до Р.Х. Исход народа израильского из Египта произошел в 1513 г. до Р.Х.

В общем говоря, руководители Сторожевой Башни рассматривают Ветхий Завет, как описание борьбы между Богом и диаволом и приготовлением к пришествию Христа. Такие известные мужи веры, как Авель, Иов, Енох, Ной, Авраам, Моисей и другие были свидетелями Иеговы, как и современные последователи Сторожевой Башни.

В отношении дат, которые определяет Сторожевая Башня, мы должны всегда быть осторожными, чтобы не принимать их за чистую монету. Лидеры культа очень произвольно выбирают даты, чтобы они подходили под их общую схему событий. Серьезные исследователи Библии не всегда соглашаются друг с другом относительно дат некоторых событий, потому что не имеют точных данных.

Семь времен язычников с 607 года до Р.Х.?

Как бы то ни было, вышеуказанные даты, а также даты сотворения Адама (4026 г. до Р.Х.) и Евы (неизвестно, когда), важны для иеговистов.

Однако они не так важны, как 607 год до Р.Х. и 1914 год Р.Х. Первая дата, по учению вождей Сторожевой Башни, — это начало времен язычников (см. Лук. 21:24). Концом этого периода есть 1914 год, после которого идет неопределенный период времени, ведущий к Армагеддону и Тысячелетнему Царству.

Как мы видели в исторической части нашей книги, первый президент культа Чарльз Расселл первоначально учил по-другому. У него, 1914 год был началом Армагеддона. Когда же это не оправдалось, 1914 год обрел теперешнее значение, а времена язычников обрели точное количество 2520 лет, начиная с 607 года до Р.Х., и кончая 1914 годом Р.Х. Каким образом пришли руководители культа к таким выводам, мы теперь посмотрим.

Вначале они произвольно решили, что семь времен, котрые были определены Богом для наказания вавилонского царя Навуходоносора, как об этом пишется в Дан. 4:20, обозначают времена язычников Лук. 21:24. Отсюда выражение «семь времен язычников». Сочетав Дан. 4:20 и Лук. 21:24, они пошли к Откр. 11:3 и 12:14 и решили, что если 1260 дней равны одно-му времени, двум временам и полувремени, то семь времен язычников составляют 2520 лет. А эти пророческие дни, начали настаивать вожди Сторожевой Башни, следует принимать «день за год» на основании Иез.

4:6, когда пророк символически нес страдания «день за год» для свидетельства пленным израильтянам в Вавилонии.

Но дело в том, что семь времен Навуходоносора — это неизвестное количество буквальных дней, которые исполнились при его жизни (Дан. 4:31). Нет причины думать, что между сказанным в Дан. 4:20 и Лук. 21:24 есть какая-то связь. Контекст обеих мест Св. Писания не дает для этого основания. Нет также связи между 1260 днями и одним временем, двумя временами и полувременем Откр. 11:3 и 12:14 с временами язычников или же семью временами Навуходоносора. И, в заключение, нет оснований думать, что если Иезекииль страдал символически «день за год», то это значит, что пророческие дни обозначают годы. Кроме того, как мы увидим дальше, 607 год до Р.Х., который Общество Сторожевой Башни берет за начало исчисления 2520 лет, не имеет никакого исторического доказательства.

Но лидеры Сторожевой Башни думают по-своему. Несмотря на неоправданность такого толкования, для них 1914 год — это всё равно год, когда невидимо пришел Христос, и также День Господень, о котором говорили пророки. Затем, согласно их толкования, Христос в 1918 году вошел в храм для суда, и началось постепенное духовное воскресение избранных 144 тысяч свидетелей Иеговы. В 1919 году пал «Великий Вавилон» или «империя ложной религии», и Христос окончательно определил, кто входит, а кто не входит в «класс верного и благоразумного раба».

Интересно, что первый президент Сторожевой Башни Ч. Расселл толковал, что пророческие дни равняются календарным годам. Он учил, что 1260 дней времени, времен и полувремени, а также 1290 дней и 1355 дней Дан. 12:7, 11-12 исполнились в 539 году Р.Х. Теперь же вожди культа учат, что дни этой главы пророка Даниила — это буквальные дни, и что связанные с ними события исполнились в промежутке времени между 1-ой Мировой войной и 1925 годом. Из этого видно, что современные свидетели Иеговы по-разному толкуют пророческие дни. В связи с Дан. 4:20, они толкуют дни как годы, а в связи со стихами 12:7, 11-12 той же книги Даниила, они толкуют их, как буквальные дни. Это делается ими довольно произвольно, лишь бы подогнать разные места Библии под свои теории, даже если нужно пойти против толкования бывших вождей Общества Сторожевой Башни.

1914 год, и сколько лет будет жить «род сей»?

После того как 1914 год, по предсказаниям свидетелей Иеговы, стал годом невидимого пришествия Христа и началом периода, ведущего к Армагеддону, вожди культа начали уверенно учить, что миллионы людей не умрут, прежде чем начнется Армагеддонская битва и наступит Тысячелетнее Царство. Они основывались на словах Христа «не прейдет род сей, как все сие будет» (Матф. 24:34), взяв исходной точкой для отчета 1914 год. Однако прошло более 80 лет, а Армагеддон всё ещё не приходит. Такое положение вынудило вождей культа изменить этот важный пункт их учения. Слова «род сей» они стали толковать не так, как толковали раньше.

Если у читателя есть возможность сравнить издания журнала «Пробудитесь» до и после 1995 года, он удостоверится в этом сам. В нижней части 4-й страницы в каждом выпуске «Пробудитесь» дается объяснение, почему этот журнал издается. До 22 октября 1995 объяснение было такое: «Журнал укрепляет доверие к Создателю, Который обещал, что ещё при жизни поколения, испытавшего события 1914 года, установит спокойный и безопасный новый мир». Однако после этой даты в журнале «Пробудитесь» на той же странице дается иное объяснение: «Самое важное то, что этот журнал укрепляет доверие к обещанию Создателя установить мирный и безопасный новый мир, который вскоре заменит нынешнюю беззаконную, порочную систему вещей» (курсив Н.П.).

Иначе говоря, до этого числа вожди культа уверенно провозглашали, что Создатель обещал установить новый мир при жизни поколения 1914 года, а после пишут, что Он обещал это сделать в скором времени. Все, кто принимает Библию как Слово Божье, согласны, что Царство Божье наступит скоро. Однако, будет ли это при жизни нашего поколения, тем более при жизни поколения 1914 года, никто не знает. Поэтому понятно, что лидеры Сторожевой Башни — вовсе не Божий верный и благоразумный раб.

Культ Сторожевой Башни учит, что в настоящее время смерть Христа не дает людям жизни вечной. Его Голгофская смерть предоставляет возможность для прощения, любви и заботы Бога Отца. Она приносит также нравственное очищение. Спасение на данном этапе обозначает избавление свидетеля Иеговы от греховной системы мира. Во время Армагеддонской битвы оно будет обозначать сохранение свидетелей Иеговы от всеобщего истребления. Те из них, которые доживут до Армагеддона, пройдут без вреда через него и войдут живыми в Тысячелетнее Царство. Только во время Тысячелетия искупительная смерть Христа откроет путь для обретения жизни вечной на земле как для свидетелей Иеговы, которые войдут в него живыми, так и для остальных свидетелей Иеговы и не свидетелей Иеговы, которые умрут ранее и будут воскрешены.

Царство Божье, воскресение и время спасения

Учение культа о Царстве Божьем также своеобразно. Оно есть проявление Божьего всевластия через Иисуса Христа. Бог назначил Его Царем.

Проповедь Благой вести — это проповедь о Царстве Божьем, которое разделяется на два периода: первый — тайный, невидимый, а второй — явный и видимый.

Первый период начался в 1914 году и закончится Армагеддонской битвой, точная дата которой неизвестна. Она должна была произойти при жизни поколения 1914 года. Однако теперь эта битва может произойти и после жизни этого поколения. Так как Христос уже пришел невидимо в 1914 году, то ничего больше не остается ждать, как Армагеддона. Ну, а тем временем, говорят свидетели Иеговы, с 1914 года идет суд над народами мира, который описан в Матф. 25:23-46. Христос царствует и судит людей тем, что невидимо для них делит их на овец и козлов. Говоря образно, по правую сторону Себя Он ставит овец, то есть тех, кто хочет быть свидетелями Иеговы, а по левую Он ставит козлов, то есть тех, кто отказывается быть таковыми. По окончании суда наступит Армагеддон. Истребятся все, кроме свидетелей Иеговы.

Тысячелетнее Царство, в которое войдут живыми сохранившиеся от истребления свидетели Иеговы, — это второй, явный период Царства Божьего. Во время него будут происходить следующие важные события: будут воскресать люди праведные и неправедные, кроме умерших смертью геены, о чем говорилось выше. В первую очередь, воскреснут праведные, а потом миллиарды неправедных.

Неправедные возвратятся к жизни на красивой, мирной земле. Их будет приветствовать народ, прекрасно организованный для того, чтобы учить их об Иегове и его правящем Сыне, Иисусе Христе. Когда миллиарды воскресших узнают и полюбят своего Создателя, познание об Иегове, как никогда прежде, наполнит землю.

В книге культа «Ты можешь жить вечно в раю на земле», которая уже становится устаревшей, написано: «Благодаря хорошим делам, которые многие из тех воскресших будут делать, они к концу «Тысячелетия» продвинутся вперед к человеческому совершенству». Иначе говоря, обычные неверующие и не знающие Бога грешники, воскреснут во время Тысячелетнего Царства и будут иметь возможность достигнуть жизни вечной.

Это, конечно, будет зависеть от их желания достигать совершенства.

Согласно Сторожевой Башне, неприятие Благой вести теперь не обозначает, что, умирая во грехах, человек обязательно погиб. Он сможет спастись во время Тысячелетия. Свидетели Иеговы и праведники прежних времен тоже должны будут достичь совершенства.

Культ учит, что Тысячелетнее царство — это также день последнего Суда, о котором пишется в Откр. 20:11-12. Его руководители аргументируют, что «если у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет как один день» (2 Пет. 3:8), то днем последнего суда (Деян. 17:31) у великого белого престола (Откр. 20:11-13) должна быть вся тысяча лет явного Царства Божия. В конце Тысячелетия Бог примет решение о том, кто из людей достиг совершенства и удостоился жизни вечной на земле, а кто не достиг и должен будет перестать жить навсегда.

Для руководителей свидетелей Иеговы постепенное достижение совершенства к концу Тысячелетнего Царства равносильно сказанному в Откр. 20:5 — «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет».

Те, кто достигнет совершенства, достигнут его к концу Тысячелетнего Царства и в этом смысле по-настоящему оживут. Однако, такое толкование не оправдывается контекстом стиха.

Вожди Сторожевой Башни не верят, что человек может по вере в Христа получить дар жизни вечной и обрести уверенность в спасении, как учит об этом Слово Божье (1 Иоанн. 5:11-13). До недавнего времени они настаивали на заслугах и хороших делах. Но в книге «Познание, ведущее к вечной жизни», изданной в 1995 году, они признались, что:

… мы не можем заслужить у Иеговы вечную жизнь. Вечная жизнь — это дар Бога (Рим. 6:23).

Однако для них это не значит, что дар жизни вечной можно получить в настоящее время. Они продолжают настаивать, что люди смогут получить этот дар лишь после воскресения в Тысячелетнем Царстве. Поэтому, хотя иеговисты, с одной стороны, как-будто соглашаются, что жизнь вечная — это дар, но, с другой стороны, продолжают держаться того, что дар вечной жизни будет возможен в результате достижения какого-то совершенства в Тысячелетнем Царстве. Предполагается, что это относится и к свидетелям Иеговы, которые будут воскресать первыми, и к остальным миллиардам людей. Лишь тогда:

Во время тысячелетнего правления Христа произойдет чудо. Для людей это будет, очевидно, наиболее впечатляющее явление. Под руководством Иеговы его Сын применит цену своей искупительной жертвы во благо каждого верного и послушного человека. Так, грех будет удален и люди достигнут совершенства (1 Иоан. 2:2; Откр. 21:1-4).

Но это достижение совершенства и чудо не будут полной гарантией.

Вожди Сторожевой Башни всегда говорили, что жизнь вечную люди могут получить на основе хороших дел и достижения совершенства в Тысячелетнем Царстве. Но в книге «Познание, ведущее к вечной жизни», изданной в 1995 году, они признались, что:

Совершенным людям предстоит последнее испытание. В конце Тысячелетия сатана и его демоны будут выпущены из бездны на короткое время, и в последний раз им будет позволено попытаться отвести людей от Иеговы.

Некоторые забудут о любви к Богу и пойдут вслед за своими пагубными желаниями, но их мятеж будет подавлен. Иегова накажет эгоистичных людей, а также сатану и всех его демонов. Все делающие зло навеки исчезнут (Откр. 20:7-10)».

Культ учит, что окончательной участью диавола, демонов и всех недостигших совершенства людей будет их полное истребление. Они пойдут в небытие. Вечных мук нет и не будет. Избранные 144 тысячи будут царствовать на небе со Христом, а все достигшие совершенства в Тысячелетнем Царстве на земле и устоявшие в последнем испытании будут жить вечно на обновленной земле.

В связи с этим понятием, организация Сторожевой Башни своеобразно толкует 28-й и 29-й стихи 5-й главы Евангелия от Иоанна. Иисус сказал: «Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения». Как мы видели, вожди культа считают, что в Тысячелетнем Царстве воскреснут и праведные, и грешные (не из числа очень плохих). Поэтому, считают они, для тех, кто обретет вечную жизнь, это окажется для них воскресением жизни; а для тех, кто после воскресения будет истреблен, это окажется воскресением к осуждению. Это отличается от учения евангельских верующих, что воскресение жизни произойдет перед Тысячелетним Царством, а воскресение осуждения будет после него.

Подводя итог этому разделу, необходимо сказать, что Общество Сторожевой Башни искажает Слово Божье, используя его для своих целей.

Пользуясь недостоверными подсчетами пророческих лет, оно учит, что тайный период Царства уже начался с 1914 года и что параллельно ему идет суд народов, описанный в Матф. 25:23-46. А самое печальное то, что оно не признает того, что учит Слово Божье о возможности спасения в настоящее время для всякого человека через веру во Христа.

Это значит, что истинный верующий не просто будет иметь жизнь вечную когда-то, а имеет её теперь. Иметь жизнь вечную значит иметь спасение. Апостол Иоанн ясно написал: «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь — в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную (1 Иоан. 5:11-13). Что может быть яснее этого?

Бог хочет, чтобы верующий во Христа не только имел вечную жизнь теперь, но и знал, что она у него есть. Идея достижения совершенства и обретения жизни вечной во время Тысячелетнего Царства не соответствует истине. Умершие грешники не воскреснут во время Тысячеления вместе с праведниками, чтобы достигать совершенства и получать дар спасения. Сторожевая Башня предлагает своим последователям и другим людям ложную надежду. Те, кто не спасется теперь, воскреснут после Тысячелетия, чтобы предстать перед великим белым престолом праведного суда Божья и получить приговор (Откр. 20:11-15). Апостол Павел говорит: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:2).

Несостоятельность четвертого столпа веры свидетелей Иеговы

Таков четвертый столп веры свидетелей Иеговы в особой схеме пророческих событий в мире и связанное с ней учение о человеке и его конечной участи. Как и предыдущие, этот «столп» также в своем фундаменте и в отдельных частях содержит ложные компоненты. Далее мы не будем давать ответы на все пункты учения Сторожевой Башни, связанные с ее схемой пророческих событий. Правильное учение на такие темы, как смерть, воскресение, вечные муки, последние события, последний суд, спасение и т.д. читатель может найти в книгах евангельских толкователей. Естественно, что изучение Библии в данном случае должно стоять на первом месте.

Но, что касается пророческой схемы Сторожевой Башни, мы можем представить, по крайней мере, четыре причины, почему она несостоятельна.

Во-первых, Св. Писание не учит о том, что каждый из семи дней творения представляют собой по 7 тысяч лет, и что все они вместе составляют 49 тысяч лет. Нигде в Библии об этом не написано. Вожди Сторожевой Башни делают безосновательные выводы. За это и за другие безосновательные толкования их можно назвать гимнастами произвольного толкования Библии. До чего они только не додумываются! Как же они пришли к выводу, что семь дней творения составляют 49 тысяч лет?

За отправную точку они взяли седьмой день творения. Сотворив Адама и Еву в шестой день, Бог «почил в седьмой день от всех дел своих» (Быт. 2:2). Ну, а этот седьмой день, как считают вожди Сторожевой Башни, тянется уже шесть тысяч лет и закончится в конце наступающего седьмого тысячелетия, которым будет Божье Тысячелетнее царство. Конечно, соглашаются они, седьмой день покоя был нарушен грехом Адама и Евы и поэтому был разделен на две части: на первую часть, состоящую из шести тысяч лет труда и страдания для людей, и на вторую часть — Тысячелетнее Царство. Поэтому, делают вывод руководители свидетелей Иеговы, если седьмой день творения (хоть и нарушенного) состоит из семи тысяч лет, то первые шесть дней творения должны состоять из семи тысяч лет каждый. Умножив семь дней творения на семь тысяч лет продолжительности каждого, лидеры культа получили полное количество всех лет, т.е. 49 тысяч.

Ну, а Тысячелетнее Царство, по их мнению, должно приниматься тоже за один день, потому что сказано: «У Господа один день: как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8). Поэтому у вождей культа получается, что одному дню равняются то семь тысяч лет, то одна тысяча. Такие умственные гимнасты, как руководители Сторожевой Башни, даже на противоречивые толкования находят оправдание. На самом же деле, их толкования и схемы представляют собой заблуждение человеческого ума.

Во-вторых, странно выглядит попытка Фредерика Франца и его коллег выйти из положения в связи с предсказанием относительно 1975 года.

Когда их предсказание не исполнилось, они заявили, что между сотворением Адама и сотворением Евы был какой-то промежуток времени, и поэтому до начала Армагеддона должно пройти шесть тысяч лет не от сотворения Адама, а от сотворения Евы. Попав впросак, они внесли еще одну новую ложную теорию, о которой они до этого не предполагали.

Как мы говорили выше, Сторожевая Башня первоначально считала, что Адам и Ева были сотворены в одном и том же году. В книге Общества «Помощь для понимания Библии», изданной на английском языке в 1969 году, на странице 333 её авторы написали: «Когда Адаму исполнилось 130 лет, у него родился сын Сиф»; а на странице 538 той же книги они написали то же самое о Еве: «Когда Еве исполнилось 130 лет, у нее родился сын Сиф. Сначала они показывают, что Адам и Ева были созданы в одном и том же году, а потом говорят по-другому. До теперешнего времени уже прошло 25 лет от исполнения 6 тысяч лет от сотворения Адама, по подсчету вождей культа, а Армагеддона всё нет, который должен был начаться после того, как от сотворения Евы пройдет 6 тысяч лет.

В-третьих, подсчет 2520 лет, начиная с 607 года до Р.Х. и заканчивая 1914-м годом, был сделан лидерами Сторожевой Башни на основе ложных предпосылок. Год 607-й до Р.Х., по учению культа, — начало времен язычников (Лук. 21:24), когда вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иерусалим и устранил царствование иудейских царей. Лишь в 1914 году Р.Х. этот период окончился невидимым воцарением Христа, обещанного царя-мессии из дома Давидова.

Мы видели выше, каким способом вожди культа решили, что 2520 лет семи времен язычников находятся в промежутке времени от 607 года до Р.Х. до 1914 года Р.Х. Давид Рид, о котором мы уже говорили, имеет три возражения против их метода исчисления.

1. Времена язычников Лук. 21:24 не могут быть названы «семью временами язычников», как называют вожди культа, потому что «семь времен» наказания, определенного Богом Навуходоносору за его гордость, исполнились при жизни этого царя. Об этом говорится в Дан. 4, особенно в толковании Даниилом сна царя Новуходоноса, с 16-го по 24-й стихи.

Поэтому нет причин, чтобы связывать семь времен Дан. 4:29 с временами Откр.11:3, которые относятся к событиям, не касающимся Навуходоносора.

2. Нет основания считать, что если пророк Иезекииль символически нес беззаконие Израиля и Иуды день за год (см. Иез. 4:6), то 360 дней одного только времени и все искусственно насчитанные 2520 дней семи времен язычников — это пророческие годы. Как цифра «семь» в Дан. 4:20 и 22, так и «день за год» в Иез. 4:6 не относится ни к Лук. 21:24, ни к Откр. 11:3 и 12:14. Сорок два месяца, 1260 дней и три с половиной времени 11-й и 12-й главы книги Откровение относятся к последней седьмине Дан. 9:27, которая состоит из семи лет, а не 2520, как превратно толкуют вожди иеговистов.

3. Нет никаких исторических данных, что Навуходоносор разрушил Иерусалим в 607 году до Р.Х. Руководители культа свидетелей учат, что это событие произошло в том году, потому что им нужно было отсчитать назад 2520 лет своих «семи времен язычников» от 1914 года. Однако, все исторические данные показывают, что Иерусалим был разрушен Навуходоносором в 587 или 586 году до Р.Х. Разница в действительности заключается в 20-ти или в 21-м годах между учением Сторожевой Башни и всеми историками. Ради теории 1914 года Сторожевая Башня, наперекор достоверным данным, упорно держится идеи, что Иерусалим был разрушен в 607 году до Р.Х.

Бывший член Руководящей корпорации (высший орган правления) Общества Сторожевой Башни, Рэймонд Франц, племянник предпоследнего президента Фредерика Франца, усиленно пробовал найти хотя бы какое-то оправдание того, что свидетели Иеговы могут держаться 607 года до Р.Х. как возможной даты разрушения Иерусалима. Однако, он не смог этого сделать. Наша выдержка из его книги «Кризис совести» будет сравнительно длинной, однако следует привести его свидетельство полностью:

Много времени было потрачено в попытках найти какие-нибудь доказательства, какое-нибудь историческое основание для даты 607 года до н.э. и такой важной для наших вычислений даты 1914 года. Моим секретарем в то время был Чарльз Плетер, член штаб-квартиры, и во всех библиотеках Нью-Йорка он разыскивал что-нибудь, исторически доказывающее эту дату. Мы не нашли абсолютно ничего, подтверждающего дату 607 года до н.э. Все историки указывали на дату двадцатью годами позднее. Ранее, работая над статьей «Археология», я не осознавал, что есть десятки тысяч клинописных глиняных дощечек, найденных в районе Месопотамии и дошедших до нас со времен древнего Вавилона. Ни на одной из них не было ничего, говорившего о том, что период империи Нового Вавилона (время правления Навуходоносора) был достаточно продолжительным, чтобы считать 607 год до н.э. годом разрушения Иерусалима. Все ратовало за то, что этот период был на двадцать лет короче, чем считалось в наших публикациях. Хотя это и беспокоило меня, я желал считать правильной нашу хронологию, несмотря на все противоречащие свидетельства. Таким образом, при работе над книгой много времени и бумаги было изведено на то, чтобы ослабить убедительность археологического свидетельства, ко-торое обнаруживало неверность нашей даты — 607 года до н.э. — и давало новую точку отсчета, а значит, конечную дату, отличную от 1914 года.

Мы с Чарльзом Плетером поехали в город Провиденс (штат Род-Айленд) к профессору Университета Брауна Аврааму Саксу, специалисту по древним клинописным текстам. Мы хотели посмотреть, не существует ли какой-либо информации, которая выявила бы сомнения или неубедительность астрономической даты, присутствовашей во многих текстах, которая означала, что наша дата 607 года до н.э. была неверной. В конце концов, нам стало ясно, что для того, чтобы наша дата оказалась правильной, понадобился бы настоящий заговор древних клинописцев, при отсутствии какого-либо возможного мотива, с целью исказить факты. В своих усилиях дискредитировать или ослабить убежденность в свидетельствах древности, в правильности исторических текстов империи Нового Вавилона я был похож на адвоката, столкнувшегося с доказательством, которое он не может переломить. Аргументы, которые я приводил, были убедительными, но я знаю, что их целью было сохранить прежнюю дату, для которой не было никакого исторического свидетельства.17

Свидетельство Р. Франца убедительно показывает, что теория Сторожевой Башни относительно 607 г. до Р.Х. и 1914 г. Р.Х. основана на собственном вымысле.

В-четвертых, тот факт, что Сторожевая Башня была вынуждена в 1975 году заменить объяснение, почему издается журнал «Пробудитесь», с того, что Создатель «обещал… еще при жизни поколения, испытавшего происшествия 1914 года, установить спокойный и безопасный новый мир», на то, что Он обещал «установить мирный и безопасный новый мир, который вскоре заменит нынешнюю беззаконную, порочную систему вещей», убедительно показывает, что лидеры культа основывают свое учение на ложном толковании Библии. Утверждать в начале, что Создатель такое обещал, а потом от этого отказываться без извинения и признания своего заблуждения, — это нечестное поведение со стороны Руководящей Корпорации культа.

Интересно проследить, что вожди культа писали в своих публикациях относительно своей доктрины, что поколение людей, живших в 1914 году, не умрет до наступления Армагеддона и Царства Божия. В журнале «Пробудитесь» 8-го октября они написали:

Иисус, по всей вероятности, говорил о тех, кто был достаточного возраста, чтобы с пониманием засвидетельствовать о том, что произошло, когда «начались последние дни». Даже, если мы предположим, что подростки 15-ти лет достаточно восприимчивы, чтобы понять, что случилось в 1914 году, это всё равно покажет, что самым молодым из «того поколения» сегодня будет почти 70 лет… Иисус сказал, что конец этой злой системы мира придет прежде, чем это поколение отойдет посредством смерти.

Продолжая в том же духе, вожди культа написали в журнале «Сторожевая башня» 1 октября 1978 года, что в это поколение нельзя логически включить младенцев, рожденных во время Первой мировой войны. Далее, в той же «Сторожевой башне» 15 октября 1980 года они написали, что в это поколение можно включать подростков, которым в 1914 году было по 10 лет. Далее, в «Сторожевой башне» 15 мая 1984 года они «объяснили»: «Если Иисус употребил «род сей» в том смысле, и мы можем применить его к (людям) 1914 года, тогда младенцам того рода будет 70 лет и больше… Некоторые из них «никаким образом не отойдут, пока не совершится все». И, в заключение нашего обзора, мы находим, что в журнале «Пробудитесь» 8 апреля 1988 года было дано следующее:

Большинство поколения 1914 года уже отошло. Однако, есть еще миллионы (людей) на земле, которые родились в том году или перед тем годом… Слова Иисуса окажутся истинными, «не прейдет род сей, как все сие будет.

Данные ссылки находятся в английских изданиях этих журналов. Но, несмотря на все уверения и попытки сократить возраст тех, кто жил в 1914 году, для вождей культа, в конце концов, стало ясно, что, держась этой теории, они всё больше и больше оказываются обманщиками. По этой причине они были вынуждены с 22 октября 1975 года изменить девиз, почему издается журнал «Пробудитесь». Интересно, что пишет Джеймс Пентон в книге «Апокалипсис задержан»:

С течением времени теория о том, что поколение людей 1914 года не вымрет до Армагеддона и Царства Божия, становилась всё более и более проблематичной не только для многих деятелей внутри состава сотрудников Общества Сторожевой Башни.

Поскольку Общество много лет учило, что поколение, которое было свидетелем начала Первой мировой войны в 1914 году, увидит конец «системы вещей», и поскольку это поколение скоро умрет, они сделали рекомендацию Руководящей Корпорации учить новой доктрине, которая подправит, но не аннулирует хронологию Сторожевой Башни.

В связи с этим, они предложили, что Общество должно учить тому, что поколение, которое увидит конец, не будет тем, которое было в 1914 году, а тем, которое было достаточно взрослым, чтобы засвидетельствовать начало космической эры, возвещенной запуском русского (т.е. советского) космического спутника в 1957 году. Хотя Руководящая Корпорация, как таковая, отвергла эту сравнительно фантастическую идею, но сам факт, что она появилась, показывает, что члены Председательского комитета были больше заинтересованы в том, чтобы спасти эсхатологию Общества посредством рутерфордоподобных изменений, нежели совсем отказаться от нее.

Всякому рассудительному человеку должно быть понятно, что этот столп веры свидетелей Иеговы, который состоит из надуманной схемы пророческих событий в мире и специфического учения о человеке и его конечной участи, — шаткий, потому что его основа и состав ложные.