15. Шестой столп веры Сторожевой Башни

Вера, что медицинское переливание крови больным и умирающим — это смертный грех и ни под каким предлогом не должно приниматься теми, кто послушен Богу.

Единственное в своём роде жестокое учение

Насколько известно, никакая религия или культ, кроме Общества Сторожевой Башни, не учит, что медицинское переливание крови в тело человека — это преступление перед Богом. И, действительно, многие иеговисты и их дети умерли исключительно по это причине. Несмотря на это, лидеры Сторожевой Башни упорно держатся этой жестокой доктрины и наказывают тех членов культа, которые осмеливаются принять кровь.

Повиновение вождям культа в этом отношении сопровождается иногда проявлением крайнего фанатизма. Христос учил, что нужно спасать и делать добро людям, а не губить их (Марк 3:4). А вожди Сторожевой Башни считают, что Библия не только запрещает христианам употреблять в пищу кровь животных, но запрещает также давать кровь больным, которым она необходима для спасения жизни. Это не только в тех случаях, когда больному предлагается кровь другого человека, но также когда больной мог бы заранее дать свою кровь для переливания в его же тело во время операции. Свидетели Иеговы думают, что это равносильно тому, как если бы человек в счала вылил часть своей крови в сосуд, а потом её съел или выпил.

Сторожевая Башня запрещает медицинское переливание крови в её целом виде, а также употребление таких её частей, как плазма, красные и белые шарики. Но Сторожевая Башня разрешает использовать извлекаемый из крови альбумин, иммунный глобулин, факторы 8 и 9, которые необходимы для для больных гемофилией, сыворотку с мелкими частичками крови. Это право взял на себя бруклинский «верный и благоразумный раб», не обладая для этого ни настоящим богословским образованием, ни соответствующей медицинской квалификацией.

Ссылки иеговистов на Ветхий и Новый Заветы

В оправдание вожди культа ссылаются на Ветхий и Новый Заветы. Мы читаем, что после потопа, Господь дал людям право есть мясо птиц, рыб и животных, но не употреблять в пищу кровь (Быт. 9:4). Когда Израиль вышел из Египта, Господь дал народу подобное повеление. В книге Левит написано: «Никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота. А кто будет есть какую-нибудь кров, истребится душа та из народа своего» (Лев. 7:26-27). Принося в жертву птиц и животных, израильтяне должны были дать вытечь крови (Втор. 12:27).

Господь сказал, почему люди не должны были так поступать с кровью. «Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев. 17:11). Он это подтвердил далее, говоря: «Только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом» (Втор. 12:23).

В Новом Завете иеговисты ссылаются на Деян. 15: 20, 29. В этом месте, кроме других воздержаний, апостолы повелели верующим из язычников воздерживаться от крови. Почему верующим из язычников? Потому что обращенные ко Христу евреи по обычаю Ветхого Завета не употребляли в пищу кровь. Однако Сторожевая Башня не всегда учила, что этот запрет категорически относится к верующим Нового Завета. Первый президент общества Чарльз Расселл писал в журнале «Сторожевая башня» 15 апреля 1909 года, что запрет относился только к евреям Ветхозаветного времени. А что касается верующих, которые были язычниками и обратились ко Христу, то повеление было дано им не потому, что принимать кровь в пищу — грех, но потому, что оно нарушало бы общение между ними и уверовавшими евреями, которые после обращения ко Христу не могли сразу оставить все Ветхозаветные правила. За исключением этого правила, Чарльз Расселл не видел ничего греховного в употреблении крови в пищу.

Нелепое мышление

Мнение Расселла по данному вопросу преобладало среди последователей культа до 1931 года. Первый шаг отхода от этого взгляда был связан с вопросом медицинских прививок против оспы. В журнале «Золотой век» Общество Сторожевой Башни объявило, что эти прививки — прямое нарушение вечного Божьего завета с Ноем после потопа. Причиной для этого было мнение вождей, что прививки производятся из крови животных. Они выдумали нелепую теорию, что будто бы:

…много распущенности наших дней по половой линии может быть сведено к легкому и продолжающемуся нарушению божественных повелений держать отдельно кровь человеческую от крови животных. Ненормально, чтобы клетки чужой крови пробегали через вены человека; это не для него, оно лишает его позы и баланса, которые нужны для самообладания.

Иначе говоря, вожди культа забеспокоились, что путем прививок против оспы кровь животных или её частички будут смешиваться в венах с кровью человека. А это, решили они, будет равнозначно тому, чтобы люди употребляли в пищу кровь в нарушение Ветхозаветного повеления, что, в конечном итоге, приведёт к половой распущенности как каждого в отдельности, так и общества в целом. Но такое мышление нелепо. Оно не соответствует ни Библии, ни медицине. Слово Божие учит, что распущенность — это результат духовной греховности человека, а не смешивание крови животных с кровью человека.

На основании такого мышления до апреля 1952 года Сторожевая Башня запрещала своим последователям принимать прививки от оспы. Запрет был снят после того, как Вильям Центар, один из бывших иеговистов, работавший в Бруклинском центре Общества, обнаружил, что прививки оспы не изготовлялись из крови. Он сообщил об этом вождям, и они опубликовали снятие запрета. Тем временем неизвестно, сколько свидетелей Иеговы болели и умерли от оспы без прививок из-за невежества вождей лишь потому, что они считали себя «экспертами» не в своем деле.

К примеру, в 1937 году Клэйтон Вудкок был редактором журнала культа «Золотой век» (теперь «Пробудитесь»). Он считал, что заразные болезни не связаны с бактериями, а происходят от употребления алюминиевой посуды. Прививки оспы, как он писал в журнале Общества, — это «грязный обычай впрыскивать гной животных в систему» человека. Его дикарская идея провозглашалась за истину, а люди болели и умирали, отказываясь от прививок. Современные свидетели Иеговы не знают, какую «пищу» в про-шлом подавал своим последователям верный и благоразумный раб Сторожевой Башни. Вместо яйца им подавали скорпиона (Лук. 11:12).

Интересно, что до 1945 года лидеры культа не были против переливания человеческой крови от одного человека в другого. Они были только против того, чтобы кровь животных смешивалась с кровью человека, что по причине своего невежества они думали, происходит во время прививки против оспы. Известно, что до того как они выступили против переливания человеческой крови, этот метод лечения совершался в больницах приблизительно с 1925 года. Первый банк крови был создан в городе Чикаго в 1937 году, но тогда Сторожевая Башня на это не отреагировала.

Руководствуясь скорее произвольными, чем гуманными соображениями, вожди культа 1 июля 1945 года провозгласили в «Сторожевой башне», что «переливания крови — это язычество и бесчестит Бога». С того времени у свидетелей Иеговы переливание крови считается великим грехом. Они считают, что кто согрешит таким грехом, заслужит смерть геенны и никогда не воскреснет.

Затем в «Сторожевой башне» 1 сентября 1961 года вожди культа провозгласили ещё одну идею. На странице 564 (английское издание) они написали, что склонность к самоубийству, убийству и воровству находится в крови и поэтому может перейти от одного человека к другому через переливание. Но, так как эти и другие склонности связаны с личностью человека, то, в их понятии, переливание крови обозначало перенос личности одного человека в другого. В результате, была бы смесь личностей. К удивлению, руководители культа так и думают. Они считают, что раз душа человека находится в крови, то переливание крови — это, следовательно, перенос одной личности в другую. Во всем мире совершаются миллионы переливаний крови. Если бы данная теория была верна, то ученые-медики давно бы обнаружили подтверждающие факты.

Однако, как говорится: «Нет худа без добра!» Данный запрет Сторожевой Башни побудил медиков искать альтернативные пути для помощи свидетелям Иеговы и их детям, которые обычно отказываются принимать кровь. Кроме того, часто бывает недостаточно консервированной крови, и её не всегда сдают здоровые люди. В наш век СПИДа и других заразных болезней так или иначе нужно искать заменители.

Другие странности иеговистов

Это нисколько не аннулирует факта, что Сторожевая Башня принесла многих последователей культа свидетелей Иеговы и их детей в жертву смерти не ради науки, а ради своего ложного толкования. Учение о том, что переливание крови представляет собой смертный грех, — жестокая догма. Когда свидетели Иеговы ее нарушают, желая спасти себя или жизнь своих детей, они лишаются всякого общения со своими родственниками и друзьями, которые остаются в членах Общества.

Говоря о переливании крови, интересно коснуться также вопроса пересадки человеческих органов. В этом случае положение обстоит несколько иначе. 22 декабря 1949 года вожди культа поместили в журнале «Пробудитесь» статью, назвав ее «Запчасти твоего тела». В ней они заявили, что хотя переливание крови неправильно, но пересадка органов и костей — «чудеса современной хирургии». Затем, в журнале «Сторожевая башня» 1 августа 1961 года вожди культа еще раз объявили, что они не против пересадки органов, а вопрос посмертного пожертвования органов тела они оставляют на усмотрение каждого свидетеля Иеговы.

Пожертвование органов после смерти есть дело совести… В этом нет принципов Писания… Поэтому это то, что каждый должен решить за себя… никто другой не должен критиковать его…

Но, к удивлению, пришло время, когда вожди сделали крутой поворот в обратную сторону. В номере «Сторожевой башни» от 15 ноября 1967 года они написали, что пересадка органов подобна людоедству. Мы приводим эту выдержку в переводе с английского языка и обращаем внимание читателя на то, что английский оригинал не всегда в этом журнале бывает написан гладко:

Когда (в теле) есть больной или пораженный орган, то обычное средство восстановления здоровья — это принятие питательных веществ. Тело использует съеденную пищу для починки или лечения органа, восстанавливая клетки постепенно. Когда люди науки приходят к заключению, что нормальный процесс более не действует, и предлагают удалить орган и заменить его органом другого человека, это просто краткий путь. Те, которые подвергаются таким операциям, живут за счет плоти другого человека. А это подобно людоедству. Однако, позволив человеку есть плоть животных, Иегова Бог не дал разрешения людям пробовать увековечить свою жизнь тем, чтобы подобно людоедству они вводили в свои тела (иную) человеческую плоть, совершая ли это путем пережевывания или путем (пересадочного) принятия целых органов или членов тела»

В заключение этой статьи, вожди культа сильно высказываются против завещания органов тела для пересадки другим людям.

Продолжая в том же духе, они написали в «Сторожевой башне» 1 сентября 1975 года, что переход личности может произойти не только путем переливания крови, но также путем пересадки органов, в частности, почек. А два года спустя в специальном буклете о крови они заявили, что переливание крови — это, по сути, пересадка органа. Поэтому пересадка органа так же неприемлема, как переливание крови.

Но, к удивлению, этим вопрос о пересадке органов не закончился. В 1980 году вожди культа опять сделали крутой поворот. В «Сторожевой башне» 15 марта они написали:

Ясно, что личные взгляды и чувства совести разнятся по вопросу пересадки (органов человеческого тела)… нет прямого библейского повеления, запрещающего принятие плоти другого человека. По этой причине, каждый отдельный человек, который стоит перед решением, что делать, должен осторожно и молитвенно взвесить дело и затем согласно совести решить пред Богом, что он может или не может сделать.

В конце концов, верный и благоразумный раб признал, что «людоедство» 1967-1975 годов на самом деле таковым не было. А тем временем за восемь лет много свидетелей Иеговы ослепли по причине отказа от пересадок роговых оболочек, а другие умерли, отказавшись от пересадки жизненно важных органов тела. Вожди же и Общество Сторожевой Башни не понесли никакой ответственности за зигзаги в своем учении, которые обернулись трагедией для многих людей.

Согласно статистике, от половины до одного процента людей, которым необходима хирургическая операция, умрут, если им не сделать переливание крови. В одной из своих книг Давид Рид пишет, что в настоящее время 12 миллионов человек посещают Залы Царства организации свидетелей Иеговы. А это значит, что от 60 до 120 тысяч человек подвергают себя опасности преждевременной смерти, если повинуются в этом вождям культа.

Несостоятельность шестого столпа веры свидетелей Иеговы

Однако и этот последний столп веры Сторожевой Башни несостоятельный и шаткий. Почему? Для этого есть, по крайней мере, четыре причины.

Во-первых, Ветхозаветный запрет относительно употребления крови в пищу действителен на все времена и на все положения для христиан Нового Завета. Многие понимали и понимают, что апостольское решение, которое записано в Деян. 15:20, 29, было сделано, потому что тогда христианские церкви состояли из обращенных евреев и язычников. Христианамевреям было трудно оставить такие Ветхозаветные повеления, как обрезание, разницу между чистой и нечистой пищей.

Поэтому ради мира и общения уверовавшим из язычников было сказано воздерживаться от того, что соблазняло евреев, включая воздержание от мяса, которое предлагалось людям после ритуального приношения идолам.

Согласно апостолу Павлу, как он написал об этом в 8-ой главе 1-го Послания к Коринфянам, зрелый христианин живет в свободе Христовой и знает, что идол есть ничто (ст. 4) и что пища не приближает верующего к Богу и не отдаляет от Него (ст. 8). Такой христианин может без вреда для своей совести есть идоложертвенную пищу, так как он знает, что она не бывает нечистой сама по себе.

Однако для христианина немощного в вере положение выглядит не так. Он ещё подвержен суеверным представлениям прошлой жизни и соблазняется, когда видит, как зрелый христианин вкушает идоложертвенную пищу. Он может настолько соблазниться, что может отказаться от веры в Христа и погибнуть. По этой причине зрелый христианин должен вести себя ответственно и не уязвлять совесть своего немощного брата по вере.

Ап. Павел предупреждает: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода не послужила соблазном для немощных» (ст. 9). Немощными в данном случае были новообращенные из язычников, которые на первых порах духовной жизни не были свободны от признания идолов за реальные божества (ст. 7).

Многие обращенные к Христу евреи во времена раннехристианской Церкви были немощными в другом отношении. Для них ритуальные и образные повеления в Ветхом Завете продолжали иметь силу. Когда христиане из язычников употребляли в пищу кровь, удавленину или идоложертвенное, для них это было большим соблазном. Они не могли свободно участвовать с ними в одних и тех же христианских богослужениях, и апостолы повелели бывшим язычникам воздерживаться от того, что соблазняет евреев-христиан.

Так понимали и понимают многие толкователи Слова Божья решение апостолов во время Иерусалимского собора по поводу крови. Первый президент Общества Сторожевой Башни, Чарльз Расселл, заимствовал это понятие от таких протестантских толкователей. Но, если бы даже толкователи не были правы, то нельзя доказать, что переливание крови одного человеческого тела в другое, равномерно тому, чтобы есть или пить кровь.

Для примера возьмем сегодняшних ортодоксальных евреев. По повелению Ветхого Завета и предписанию раввинов они могут есть только кошерное мясо. Это мясо называется таковым по нескольким причинам. Вопервых, оно должно быть мясом чистого животного. Во-вторых, это должно быть мяса такого животного, которое зарезано предписанным раввинами образом. И, в-третьих, кровь животного должна полностью вытечь после того, как животное было зарезано. Кроме других повелений религиозные евреи соблюдают повеление не употреблять в пищу кровь животных.

Однако, когда касается хирургических операций и переливания человеческой крови для лечения или спасения жизни, ортодоксальные евреи ничего не имеют против того, чтобы в их вены вливали кровь других людей или принимать собственную кровь после того, как она была ими дана для хранения на случай необходимости во время операции.

Поэтому возникает вопрос, кто лучше понимает Ветхозаветный запрет об употреблении крови в пищу, — ортодоксальные евреи, имеющие религиозные, национальные и исторические связи с Ветхим Заветом, или лидеры культа свидетелей Иеговы, которые решили, что переливание крови смертный грех? Притом они решили это в 1945 году, много лет после того, как их культ появился на свет. Если современные евреи, которые до сих пор держатся Ветхого Завета, не видят никакого греха в переливании крови, то как могут лидеры Сторожевой Башни доказать, что оно равносильно употреблению крови в пищу и поэтому грех? Вполне понятно, что лидеры культа трактуют этот вопрос неправильно к большому вреду для своих последователей.

Нужно иметь в виду, что в Ветхом Завете кровь животных имела особое значение. Господь сказал израильтянам: «Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев. 17:11). Так было с самого начала. Люди приносили животных в жертву, и их кровь имела такое символическое значение. По этой причине нельзя было есть кровь, но дать ей вытечь из тела животного. В Новом Завете принесение животных за грех и пролитие их крови пришло к концу. Символ этого акта исполнился в искупительной жертве Христа. Поэтому запрет, который был связан с символическим значением крови, исполнил своё значение. Для некоторых может быть неясно, нужно ли продолжать держаться запрета. Известно, что ряд запретов Ветхого Завета, особенно в вопросе пищи, перестали быть обязательными.

Как бы то ни было, Ветхозаветный запрет не имел в виду медицинское переливание крови одного человека в другого. Кровь человека тоже была ценна, и её нельзя было проливать. Но под пролитием крови человека обозначалось преступное убийство человека, т.е. незаконное лишение его жизни. А это совсем не то, что происходит при переливании крови. Дающий кровь не страдает от того, что он это делает. Наоборот, он помогает сохранить здоровье и жизнь другому человеку. А это очень благое дело, которое необходимо совершать ради любви к своему ближнему.

Во-вторых, запрет крови сопровождался запретом употреблять в пищу «тук» или жир животных. Если бы руководители Сторожевой Башни были последовательны, они бы запретили членам своей организации употреблять в пищу также жир животных. В Лев. 3:17 мы читаем: «Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука (т.е. жира) и никакой крови не ешьте». И ещё в Лев. 7:23 мы читаем: «Скажи сынам Израилевым: никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте». Однако, по словам Давида Рида, который в свое время был членом культа:

Свидетели Иеговы, которые тщательно избегают употребление пищи, содержащую кровь, совсем не возражают против того, чтобы употреблять в пищу жир.

Если свидетели Иеговы скажут, что в Ветхом Завете существовал запрет и крови, и жира, а в Новом Завете запрещена лишь кровь, то на это мы ответим, что в Новом Завете Христос вообще сказал: «Ничто входящее в человека извне, не может осквернить человека, но что исходит из него» (Марк 7:15), а Ап. Павел подтвердил это, говоря: «Я знаю и уверен в Господе Иисуса, что нет ничего в самом себе нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14).

На этом основании мы можем сказать, что запрет употребления крови в Деяниях был связан с присутствием в общинах христиан-евреев. Мы читаем, что Павел поступал так, чтобы не соблазнять евреев: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев» (1 Кор. 9:20). Хотя в Послании к Галатам он доказывает, что христианам нет необходимости соблюдать обрезание. Однако, в Деян.16:3 читаем, что он сам обрезал Тимофея «ради Иудеев».

По всей вероятности, к такой необходимости относилось повеление воздерживаться от употребления крови (Деян. 15:20, 29). Проблема с руководителями Сторожевой Башни такова, что когда они хотят, они до крайности буквализируют стихи в Библии, а когда не хотят, то толкуют их полностью либерально. Они настолько буквализируют стихи о крови, что запрещают её переливание для спасения жизни, говоря, что переливание — то же самое, что есть кровь. Даже ортодоксальные евреи не соглашаются с ними в этом.

В-третьих, учение Сторожевой Башни о том, что душа человека — это кровь (как и у животного), не согласуется с Библией. Между людьми и другими земными творениями существует огромная разница. Человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1:27), а животные лишены такой привилегии.

Слово душа (по-еврейски, нефеш) имеет широкое употребление в Ветхом Завете. Во-первых, оно относится к животным, находящимся ниже человека. Во-вторых, к человеку. И, в-третьих, к Самому Богу.

Когда оно относится к существам ниже человека, оно обозначает жизнь их материального тела. Но когда оно относится к человеку, оно обозначает жизнь его вечного духа. То же самое в отношении к Богу.

Слово Божие говорит, что Бог есть Дух (Иоан. 4:24). Он не имеет физического тела. Однако, в Библии говорится, что у Бога есть душа. Мы читаем: «Разорю высоты ваши, и разрушу столпы ваши, и повергну трупы ваши на обломки идолов ваших, и возгнушается душа Моя вами» (Лев. 26:30). «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя» (Ис. 1:14). Его душа нематериальна.

Подобным образом, душа человека нематериальна, потому что Бог создал человека по Своему образу и подобию. Душа человека существует после его физической смерти. Приведенные ниже места Св. Писания, свидетельствуют об этом.

Христос однажды сказал ученикам: «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться; бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геену; ей, говорю вам, того бойтесь» (Лук. 12:4). В этих словах дан контраст между физическим телом, которое можно убить, и душой, которую невозможно убить, но которая после смерти человека может быть ввергнута в геенну огненную. Страх, о котором сказал Христос, заключается не в том, чтобы бояться убиение тела, и на этом конец, а в том, чтобы после смерти душа человека не попала туда, где будет вечное мучение.

Если бы, как учит Сторожевая Башня, геена была прекращением существования без будущего воскресения, это не так страшно. Но, если она обозначает вечное мучение, то это очень страшно. Слова Христа не дают основания утверждать, что геена — прекращение существования без воскресения. Мы читаем Откр. 6:9, где сказано, что в небесном видении Иоанн увидел «под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство». Это значит, что он увидел не тела и не кровь убиенных, а их бессмертные души после физической смерти за веру в Христа. Что может быть яснее, чем то, что душа человека — это не материальная кровь?

Ап. Павел также написал подобное, что доказывает это. Во 2 Кор. 5:6-9 он говорит: «Итак, мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водво-ряясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением, — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа, и потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными». Выражения водворяться в тело и выходить из тела доказывают, что человек состоит более, чем из материи. На самом деле, суть человека есть его душа, или дух и душа, которые находятся в его теле и могут выйти из тела. Толкование, что эти стихи относятся к 144 тысячам избранных, — не к месту. Апостол Павел говорит не о привилегированном классе избранных, как утверждают иеговисты, а о всех верующих (стих 10).

В-четвертых, учение Сторожевой Башни о крови и запрет переливания крови несостоятельны, потому что они противоречат практике и учению Христа. В Новом Завете мы читаем о нескольких случаях, когда Христос исцелил в субботу людей, имеющих серьезные физические проблемы. Например, человека, у которого была сухая правая рука (Марк 3-1-5), женщину, скорченную духом немощи (Лук. 13:11-16), человека, страждущего водяною болезнью (Лук. 14:1-6) и другие. Книжники и фарисеи были ярыми противниками того, чтобы Он это делал по субботам; настолько против, что даже сговаривались за это убить Его (Марк 3:6). Но Господь не смотрел на эти препятствия. Кроме других дней недели Он исцелял людей также по субботам, потому что был не согласен оставить их на страдание или на вероятную смерть по причине их болезней. Если бы Он не исцелял по субботам, то многие вообще пропустили бы возможность исцелиться, потому что Иисус не находился на одном месте изо дня в день. Он шел дальше, и каждый день Его окружали новые люди.

Видя сопротивление книжников и фарисеев тому, что Он исцелял больных по субботам, Иисус очень сожалел об их неразумии и немилосердном отношении к людям. Не один раз Господь их спрашивал: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Душу спасти или погубить?» (Марк 3:4). Они не могли Ему ответить ни слова. Однако это их не убеждало. Они продолжали стоять на своем.

Однажды Иисус в субботу исцелил в синагоге скорченную женщину.

Начальник синагоги, негодуя, сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лук. 13:14). На это Господь ему ответил: «Лицемер, не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую сатана связал вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лук. 13:15-16). На это начальник синагоги тоже не мог ничего ответить.

Подобным образом ведут себя руководители Общества Сторожевой Башни в Бруклине. Они создали учение, которое усложняет возможность для выздоровления их больных последователей. Часто это бывает причиной смерти как взрослых иеговистов, так и их детей. Поэтому такое учение можно называть догмой смерти. Поэтому запрет, имеющий символическое значение, они сделали немилосердным орудием напрасных страданий и смерти. Что может быть более жестоким, чем это учение?

Это учение настолько жестоко, что даже среди свидетелей Иеговы в Америке появилась группа инакомыслящих, которые выступили с протестом против учения Сторожевой Башни о крови. Естественно, эти диссиденты восстали против авторитета лидеров организации и не признаются ими как достоверные последователи. Их либо отлучают, либо они скрываются. Диссиденты создали свою организацию под названием Associated Jehovah’s Witnesses for Reform on Blood (т.е. «Ассоциация свидетелей Иеговы для реформы (учения) о крови»). Она имеет свой вебсайт в «Интернете», в котором в 1999 году было сделано следующее заявление:

Мы искренне убеждены, что Общество Сторожевой Башни может еще раз изменить свою доктрину о крови. Это вопрос жизни и смерти для тысяч свидетелей Иеговы… Мы побуждаем свидетелей искать альтернативные методы терапии без переливания крови по совету квалифицированных профессиональных медиков, которые могут дать вам самый лучший совет, относительно риска и потенциальной пользы как принятия, так и отвержения всех продуктов из крови, невзирая на то, одобряет или нет использование этих продуктов Общество Сторожевой Башни.

Наша цель: чтобы все свидетели Иеговы имели разрешение свободно избирать принимать или не принимать разные виды кровяной терапии или (ее) продуктов без страха быть отлученными или лишенными общения.

Чтобы Сторожевая Башня признала, что некоторые свидетели, после внимательного изучения Писания и медицинской науки, пришли к заключению, что использование крови или кровяных продуктов — не нарушение Божьего закона, так как они не используются, как пища для тела. Переливания крови как жидкого вещества равнозначно пересадке органа. Это не принятие пищи и не нарушает заповеди Писания «воздерживаться от крови» (питаться ею).

Обложка журнала культа «Пробудитесь» 22 мая 1994 содержит фотографию 26 детей, различного возраста до 17 лет, с надписью: «Подростки, которые первое место дали Богу». Внутри журнала провозглашается: «В прежние времена тысячи молодых людей умерли, дав первое место Богу».

Они продолжают это делать, только сегодня эта драма проигрывается в больницах и на судебных процессах в связи с вопросом переливания крови.

В заключение, «Ассоциация свидетелей Иеговы для реформы о крови» следующими словами выразила протест против такого требования, предъявляемого Сторожевой Башни её последователям:

Сколько ещё наших детей должны умереть после того, как бывают испробованы все альтернативные не кровяные терапии? Воистину ли это та жертва, которую требует Бог от родителей свидетелей Иеговы?

В Ветхозаветное время многие израильтяне уклонялись в заблуждение тем, что приносили на жертвенниках детей Молоху. В книге пророка Иеремии (32:35) Бог говорит, что они проводили «через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду». Это значит, что они сжигали своих детей в жертву этому богу. Некоторые израильтяне, возможно, также думали, что такие жертвы угодны Господу. Поэтому пророк Михей спрашивает их: «Но, можно ли угодить Господу тысячами овнов или несчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?» О, человек! Сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:7-8). Богу, Которого члены культа по обычаю Ветхого Завета так любят называть Иеговой, неугодны такие жертвы. Он хочет справедливости, милосердия и жизни людей для славы Его.

На основании всех этих данных должно быть понятно, что этот шестой столп веры Сторожевой Башни — шаткий во всех отношениях. Как мы заметили, диссиденты культа верят, что их Общество, в конце концов, признает ошибочным своё учение о крови. Если же оно это сделает, то не потеряют ли его лидеры лицо и авторитет? Не должны ли будут они ответить за страдания и смерть многих своих последователей и их детей? Не в этом ли причина, что они медлят и не хотят отменить своё ложное учение?

Недавно появились сведения, что будто-бы Общество Сторожевой Башни, наконец, пошло на смягчение в вопросе переливания крови. Если это так, то это будет хорошо для многих его последователей. Будем надеяться, что этот и другие столпы веры свидетелей Иеговы будут низвержены для славы Божьей.

В заключение этой главы, хочется сказать, что хотя исторические и доктринальные данные показывают несоответствие учения и методов толкования Св. Писания Обществом Сторожевой Башни, это не значит, что можно легко привести отдельных иеговистов к убеждению, что их Общество стоит на ложных основах, и они должны оставить это Общество и его лжеучение. Как обычно бывает в тоталитарных культах, Общество Сторожевой Башни настолько пленило умы и сердца своих последователей, что им трудно отказаться от тех идей, которое они уже приняли, и от связи с единоверцами, к которым они привыкли. Есть нечто трагическое в том, что происходит с людьми, воспринявшими какое-то ложное мировоззрение, особенно, когда оно продолжает внушаться его учителями и через чтение литературы культа.

Свидетели Иеговы заявляют, что для них главный авторитет Библия, однако это не так. Исследователь культов, Ван Баален, пишет, что основа вероучения их культа — не Библия, а его «полный рационализм». Основатель Общества Сторожевой Башни и его преемники вплоть до нашего времени истолковывают Библию с точки зрения того, что приемлемо для их человеческого ума. Их рационализм виден в отвержении всего, что, по словам Ап. Петра, неудобовразумительно для их ума.

Пророк Исаия в своё время услышал такие слова Господа: «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не разумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их» (Ис. 6:9-10).

Эти слова относились, во-первых, к народу иудейскому во время Исаии.

Во-вторых, евангелист Иоанн употребил их в отношении людей, когда Христос был на земле (Иоан. 12:39-43). И, в-третьих, к жившим в Риме иудеям, когда Ап. Павел жил там и свидетельствовал о Христе (Деян. 28:26-27).

Мы можем сказать, что в наше время у последователей Сторожевой Башни подобное духовное состояние. Вы можете объяснить им истину Слова Божья, но они не слышат и не разумеют, потому что их духовные уши, очи и сердце закрыты. Они реагируют на это отвержением и настаиванием на своем. Мы должны понимать с сожалением, что на самом деле они — жертвы духа заблуждения.

Однако не нужно слишком печалиться. Господь Иисус сказал: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лук. 18:27). Арианство, о котором мы говорили при обсуждении третьего столпа веры свидетелей Иеговы, было в 4-ом веке таким же сильным и проблемным учением. Однако Церковь с ним боролась и с Божьей помощью превозмогла. Нам также нужно быть верными в борьбе с учением Сторожевой Башни и с учениями других культов. Сила и победа не от нас, а от Господа. Придет час, когда Господь победит для славы Его.

Тем временем Господь совершает победу в сердцах отдельных свидетелей Иеговы, которые оставляют свой культ и находят спасение в Христе. Многие бывшие последователи Сторожевой Башни могут об этом засвидетельствовать. Они наши братья и сестры во Христе, живущие в разных странах, включая страны СНГ и Америку. Заканчивая книгу, автор предлагает вниманию читателей свидетельство одного из бывших иеговистов, который прежде активно занимался распространением учения культа, но Господь остановил его на ложном пути и дал ему милость познать истину.