Книга пророка Аввакума

И даже если бы смоковница не расцвела, и не было б плодов на лозах виноградных, маслина пусть осталась бы пустой, и не было бы в поле урожая, пускай не стало бы отар в овчарне, и не было б в загонах у меня скота – в Господе я буду ликовать, радоваться Богу спасения моего! (3:17, 18)

Книга Аввакума, в сравнении с другими пророческими книгами, уникальна тем, что в ней мы не находим предсказаний, непосредственно обращенных к Израилю. Это, скорее, диалог пророка с Богом. Аввакум вступает в спор с Всевышним о путях Божиих, которые представляются пророку не только непостижимыми, но и несправедливыми (1:2–4). Как верно подмечено исследователями, в этом книга Аввакума перекликается с книгой Иова. Ответ Божий, который мы находим в первой и второй главах, настолько впечатлил Аввакума, что его книга, начавшись с вопрошания и сетования, завершается торжеством веры. Заключительные стихи третьей главы содержат один из самых вдохновляющих псалмов Библии (3:17–19).

За исключением того, что Аввакум был современником Иеремии и обладал живой верой, глубоко укорененной в богатое духовное наследие Израиля, о нем мало что известно. Ученые полагают, что он был левитом, имевшим отношение к храмовому пению. В народе его, очевидно, признавали за пророка, поскольку в названии книги об этом говорится как об общеизвестном факте. Аввакум в переводе с древнееврейского может означать «В объятиях Бога» или, по мнению Иеронима, «Объемлющий сущность Божественной справедливости».

Пророчествовал Аввакум в то время, когда произошло падение Ниневии (612 г. до Р.Х.) и стала возрастать власть Нововавилонской империи. (Некоторые ученые относят его деятельность к 714–700 гг. до Р.Х.) К 605 г. до Р.Х. армии Ассирии и Египта были разбиты вавилонянами в сражении при Каркемише. Дни иудейского царства были сочтены – Вавилон стремительно расширял свои владения. Смерть иудейского царя Иосии в 609 г. до Р.Х. положила конец его религиозным реформам.

Казалось, зло безнаказанно торжествовало как в самой Иудее, так и за ее пределами. Но как раз в это время, побуждаемый Духом Божьим, и возвысил свой голос против насилия, беззакония и несправедливости бесстрашный Аввакум. Он был одним из тех пророков, которые задавали вопросы не только людям, но и Самому Богу. Аввакум желает понять: «Почему зло, творимое в Иудее, остается безнаказанным?» Мучает его и вопрос: «Как справедливый Бог может наказывать Свой избранный народ с помощью нечестивых вавилонян?»

Отвечая, Бог открывает глаза пророку на две непреложные перспективы. Во-первых, всякий рано или поздно пожинает то, что посеял: возмездием гордого Вавилона будет такая же гибель, какую он нес другим народам (2:13). Во-вторых, сколько бы ни длилось смутное время, неотвратимый справедливый Божий суд совершится, верным Он дарует спасение, воля Его будет явлена и «…земля познанием славы Господней исполнится, как воды наполняют море» (2:14).

В третьей главе своей пророческой книги Аввакум психологически точно показал, как в общении с Богом в его взволнованном сердце не осталось места для жалоб и сетований – оно исполнилось радости и неугасимым желанием славить Бога при любых превратностях земной юдоли. Пророк не объясняет, почему в мире творится зло. Но при этом он с непоколебимой уверенностью возвещает: «Беда ждет того, кто строит город на крови», «Господь – Владыка», Он видит и знает всё. Зло идет к своему логическому концу – самоуничтожению, и праведные суды Божии (3:12, 13) свершаются вовремя, не взирая на кажущиеся промедления (2:3). Замысел Божий о человеке и воля его совершенна. Близится время, когда проявления Божественной любви, святости, могущества и величия (именуемые славой Бога) наполнят землю (3:2, 3). Проходя огненные испытания, человек может обрести опору только в полном и безусловном доверии к Богу: «Посмотри на человека надменного, нет у него в душе правды, а праведный своей верою жить будет» (2:4). Эти слова ответа Божия Аввакуму стали крылатыми, они являют основную мысль его книги и выражают живой опыт как самого Аввакума так и бесчисленного множества тех, кто следует его примеру в эпоху Нового Завета (Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38).

Основное содержание книги

Вопрошания Аввакума и ответы Господа 1:1–2:5

Участь нечестивых 2:6–20

Молитва Аввакума 3:1–19

1 Предсказание[555], ниспосланное пророку Аввакуму в видении.

Первое вопрошание Господа пророком

2«Господи, сколько же еще взывать мне о помощи,

а Ты не слышишь?

Вопию к Тебе о насилии,

а Ты не спасаешь.

3Для чего попустил Ты,

чтобы видел я это зло

и смотрел на несчастье?

На глазах у меня – насилие и грабеж,

вражда и раздоры усиливаются.

4Потому и закон не имеет силы,

и суду правому хода нет,

ведь злодей запугивает[556] честного человека –

оттого и выходит суд неправедный».

Первый ответ Господа

5«Посмотрите на народы вокруг вас

и вглядитесь – вы изумитесь,

ибо то, что совершается ныне, ошеломит вас,

не поверили б вы сему,

если бы вам о том рассказали!

6Вот Я поднимаю халдеев[557]а

народ беспощадный и оголтелый[558]б,

пройдут они по земле от края до края,

захватывая селения, им не принадлежащие.

7Грозен народ сей, и страх он наводит,

сам себе – правосудие, сам себе власть[559].

8Кони его барсов быстрее,

проворней стаи волчьей ночной,

всадники их скачут галопом

и налетают издалека,

как орел, что добычу свою настигает.

9Все они насилия жаждут,

вперед[560]а их лица устремлены,[561]б

набирают пленников – не сосчитать , что песку.

10Над царями они издеваются,

над князьями насмехаются,

над всеми крепостями глумятся –

насыпав земляной вал, захватывают их.

11Налетают, как ветер, и прочь уносятся,

навлекая вину на себя,

ибо силу приписывают божеству своему преходящему ».

Второе вопрошание Аввакума

12«Но ведь только Ты вечен, о Господи?![562]а

Бог мой, Святыня моя, смерть над Тобою не властна[563]б!

А их, Господи, Ты Сам уже на суд обрек,

Скала моя , для наказания Ты их определил.[564]в

13И чистым ли очам Твоим на зло смотреть,

ведь на нечестие не можешь Ты взирать?

Почему же Ты смотришь на предательства

и молчишь, когда злодей поедает того, кто его честней[565]?

14Уподобил ты людей рыбам морским,

роящимся насекомым, у которых правителя нет.

15Отлавливают их крючком, волокут неводами,

в сети заманивают – и радостно ликуют!

16За всё за это рыбак приносит неводу жертвы

и сетям своим благовония воскуряет,

ведь им обязан он жирным куском

и трапезой обильной!

17И неужели он так и будет

наполнять и освобождать свою сеть,

уничтожая народы без всякой жалости?

2 На страже я встану, на крепостной вал взберусь,

ожидать буду, что скажет Он мне,

как на вопрошание мое[566] ответит.

Второй ответ Господа

2И ответил Господь мне:

«Запиши то, что видишь,

на табличках крупно начертай,

чтобы вестник бегущий мог прочитать[567].

3Видение это – для своего часа,

и говорит о конце оно, не обманет.

Если и есть промедление, жди –

сбудется пророчество , не опоздает!

4Посмотри на человека надменного,

нет у него в душе правды,

а праведный своей верою[568] жить будет».

5Да и богатство[569]а обманчиво,

человеку заносчивому не устоять пред ним [570]б

он пасть свою широко разевает, подобно Шеолу[571]в,

ненасытен, словно смерть;

подминает под себя все народы,

порабощает[572]г все племена.

Беды, настигающие нечестивых

6Не будут ли все над человеком таким насмехаться?

Притчей во языцех станет он.

Скажут о нем: «Беда найдет на того[573],

кто норовит ухватить чужое».

Сколько еще ты будешь обогащаться перезаложенным добром?

7Не поднимутся ли все заимодавцы разом нежданно-негаданно,

не проснутся ли те, кто тебя дрожать заставит?

Станешь ты их добычей!

8Как ты грабил множество народов,

так и уцелевшие из них тебя ограбят –

за пролитую кровь, за земли разоренные,

за города, за тех, кто жил в них.

9Беда найдет и на того,

кто нечестно прибыль добывает

на погибель дому своему

и вьет гнездо свое на высоте,

чтоб не настигла его там гибель!

10Ведь ты сам навлек позор на дом свой,

когда истреблял множество народов;

за это поплатишься ты жизнью своею[574].

11Камни в стенах возопиют,

и будут вторить им бревна строений.

12Беда ждет того, кто строит город на крови

и утверждает крепость на нечестии.

13Господь Воинств так положил!

Народы тщетно трудятся – всё сгорит.

Впустую изнуряют себя племена!

14А земля познанием славы Господней исполнится,

как воды наполняют море.

15Горе тому, кто поит соседей вином

из чаши ненависти своей,

тому, кто спаивает их,

чтобы поиздеваться над их наготой.

16Сам ты позором, а не славой будешь покрыт,

так пей и ходи, шатаясь[575]а.

Тогда-то чаша гнева[576]б Господнего тебя не минует,

бесчестье затмит твою былую славу.

17Тебя самого повергнет в ужас то,

что даже зверей ты истреблял[577],

и насилие, что на Ливане ты творил ,

против тебя самого обернется и захлестнет тебя –

за пролитую кровь, за земли разоренные,

за города, за тех, кто жил в них.

18Прок какой в изваянии,

которое создал ремесленник?

Или в литом истукане, что учит лжи?

А ведь их создающий в них верит,

хотя и делает лишь идолов безгласных.

19Беда настигнет того,

кто к идолу деревянному взывает: «Пробудись!»

или к бесчувственному камню: «Встань!»

Может ли камень научить чему?

Да, золотом и серебром обложены они,

но ведь бездыханны.

20А Господь – во святом чертоге[578] Своем,

и вся земля пред Ним да молчит!

Молитва Аввакума

3 Молитва пророка Аввакума.

На мелодию плачей[579].

2«О славе Твоей[580]а, Господи, я услышал

и, узнав о делах Твоих, трепещу.

Соверши, Господи, и в наши дни[581]б столь же великое,

яви и ныне славу Свою !

Во гневе вспомни о милости!

3Идет от Темана Бог,

Святой – от горы Паран[582]а! //[583]б

Покрылись небеса величием Его,

и славой Его[584]в полна земля.

4Сияние Его – как свет зари,

от руки Его исходят лучи,

в ней сила Его сокрыта[585].

5Перед Ним мор идет,

по стопам Его – болезнь смертельная[586].

6Вот встал Он – и задрожала земля,

от взгляда Его затрепетали народы,

древние горы обрушились,

поникли холмы вековые:

пути Его вечные.

7Видел я горе в шатрах Куша,

смятение – среди палаток мидьянских.

8Но на реки ли, Господи, гневался Ты,

на потоки ли вод негодованье Свое обрушивал

или на море – ярость Твою,

когда мчался стремглав на конях Своих,

на колесницах победителя?

9Ты поднял лук Свой,

дал стрелам клятвенный наказ. //

Ты землю реками рассек,

10Тебя увидев, поколебались горы.

Пронеслись воды ливневые,

бездна голос подала,

ввысь взметнув волны[587] свои.

11Солнце и луна в жилище своем застыли

при блеске стрел Твоих молниеносных

и Твоего копья сиянье.

12Во гневе шествуешь Ты по земле,

в негодовании попираешь народы.

13Выходишь Ты, чтобы спасти Свой избранный народ,

чтобы спасти Помазанника[588]а Своего

и сокрушить главу дома нечестивого,

от кровли и до основанья обнажить его[589]б. //

14Копьями Своими поразил Ты в голову вождей его,

когда они готовились уже рассеять нас,

чтобы, тайно злорадствуя, бедняка поглотить.[590]

15Кони Твои скачут, попирая волны,

пучину многоводную вздымая.

16Услышал я – затрепетало сердце,

при вести этой задрожали губы,

я ослабел, и ноги мои подкосились.

Но я буду спокойно ожидать,

когда беда найдет на наших притеснителей[591].

17И даже если бы смоковница не расцвела,

и не было б плодов на лозах виноградных,

маслина пусть осталась бы пустой,

и не было бы в поле урожая,

пускай не стало бы отар в овчарне,

и не было б в загонах у меня скота –

18в Господе я буду ликовать,

радоваться Богу спасения моего!

19Господь – Владыка! – Он дает мне силу,

уподобит меня оленю,

на высоты возведет меня!»

(Руководителю хора, для исполнения в сопровождении моих струнных инструментов)[592].