Что изменится если считать Иисуса Христа не

Богочеловеком, а творением Отца? Ведь главное верить в искупительную смерть Иисуса. Или может я чего-то недопонимаю?

А почему бы не считать Его Тем, Кем Он представлен в Библии? Он Сам неоднократно говорил о Своем единстве с Отцом: «Я и Отец — одно» (Ин 1:18; 10:30; Ин 14:9).

Нам не понять природы Бога. Но это вовсе не значит, что мы можем игнорировать все, сказанное в Библии. Верно, что можно спастись, не понимая многих доктрин. Но это не значит, что нам не следует их изучать. Вот интересное и важное замечание на сей счет:

«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,.. — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью,.. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму» (Рим 1:18-28).

Что изменится, если мы будем считать Христа творением? Во-первых, мы будем отрицать написанное в Библии. Я уже как-то перечислял множество текстов Библии, говорящих о том, что Христос есть Бог. Сейчас у меня нет времени искать написанное ранее, но если это для Вас действительно необходимо, то я могу найти для Вас. Но Библия называет Христа «вечным Богом», «сущим в Отце», «в котором обитала вся полнота божества телесно», и так далее. Божественность Христа открывает нам силу любви Бога — Он не послал сотворенное существо умирать за другое сотворенное существо, а САМ снизошел до положения наихудшего из творений, чтобы спасти человека: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2:5-8).

Здесь просто нет места и времени описать всю разницу, которая видится в том, что Иисус — Бог, а не сотворенное существо. Я мог бы перечислять все это часами. Но думаю, что даже одного того, что я описал выше, уже достаточно. Да, могу предложить еще Евреям 7:21 по 8:6 — эти тексты также особо показывают эту разницу.

И еще. Вернемся к тому, что сатана пытается ввести в заблуждение людей тем, что смешивает истину с ложью. У людей, верящих во всю истину, но отрицающих Божественность Христа, уже не может быть истины. Потому что истина всегда стопроцентна. В свое время апостол Иоанн писал: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин 4:2,3). И вполне возможно, что эти слова были обращены к тем, кто не верил в Божественность Христа. Потому что иначе эти слова теряют смысл: все знают, что Иисус имел такую же плоть, как и все люди. Но здесь подразумевается нечто большее: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим 3:16). Именно БОГ явился во плоти. И всякий говорящий иначе — не есть от Бога. Так учит Слово Божье.

Иисус никогда не называл себя богом и не требовал поклонения себе, а всю славу за свои дела воздавал своему Отцу.

Что касается поклонения Иисусу, то Он Сам говорил: «…дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин 5:23). Я много еще мог бы сказать в защиту Божества Иисуса Христа, но полагаю, что любому, ищущему истину, будет достаточно и этих текстов. Вы, кстати, не привели ни одного свидетельства из Библии, которое не позволило бы мне поклоняться Иисусу, как Богу. Но Христос принимал поклонения от людей, будучи на земле (Мф 14:33; Лк 24:52; Ин 9:58 и др.), в то время как Его ученики и даже ангелы не принимали (Деян 10:25,26; Откр 19:10).

Знаменательно, что когда Фома назвал Иисуса «Господь мой и Бог мой» (Ин 20:28), мы не находим, чтобы Иисус хоть как то воспротивился такому титулу, а значит, Он принял поклонение Себе, как Богу.

Согласны ли Вы с Афанасийским Символом Веры: «…и в сей Троице ни Один не меньше и не больше другого»?

И да, и нет. Вот, что говорит Священное Писание: «Я и Отец — одно» (Ин 10:30); «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин 14:9,10). Но в то же время мы находим взаимоподчинение: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также… Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин 5:19,26,27). Также и Святой Дух действует не от Себя, а от Отца и Сына: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин 14:26); «Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15:26); «если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16:7). В Библии есть целый ряд текстов, который уравнивает Отца, Сына и Святого Духа в Их божественности, но Священное Писание также показывает нам иерархию или взаимоподчиненность между Личностями Божества. Так что я не стал бы произносить категоричных высказываний в отношении Бога, природу Которого мы знаем ровно столько, сколько нам открыто в Писании. Мы не в состоянии знать истинной природы Бога потому, что человек все познает в сравнении, а сравнивать Бога нет с чем.

Имеется ли какая иерархия между Личностями Божества?

Как я уже говорил неоднократно, мы не в состоянии понять истинную природу Бога. Я согласен с тем, что иерархия и взаимоподчиненность уже предполагают неравенство, по крайней мере в нашем понимании. Я представил Вам ранее те Библейские тексты, которые освещают взаимоотношения между личностями Божества. А найти подходящее слово, которое передаст эти взаимоотношения, я не берусь. Я только знаю, что все три Личности Божества равны между собой, но Бог Отец выполняет функцию руководителя среди Них. В любом случае, должен напомнить вам, что это не три Бога, и не трехликий Бог, а три Личности Единого Бога. Поэтому, возможно, понятие иерархии и взаимоподчинения вообще неприменимо к Богу. Мы можем говорить только об их функциях в деле спасения человека. Но я не стану спекулировать на этом — мне никто не дает права придумывать большее, чем мы читаем в Священном Писании. Есть некоторые вещи, которые мы просто не в состоянии понять, и с этим надо смириться.