Дух Святой в Писании

Обратимся теперь к рассмотрению тех текстов Св. Писания, которые убедительно свидетельствуют в защиту личностного статуса Св. Духа. Именно эти тексты традиционно использовались защитниками ортодоксальной (тринитарианской) позиции. Забегая вперед, следует отметить, что у этих текстов нет противоречий с теми текстами, где говорится о силе Св. Духа. Личное существо, безусловно, может иметь силу и проявлять ее. Например, выражение «сила Божия», часто встречающееся в Библии, не сводит понимание Бога к абстрактной силе. Однако отказ признавать в Св. Духе личное существо вызывает серьезные трудности в интерпретации тех текстов, в которых недвусмысленно подчеркивается личностный статус Св. Духа. Говоря об этой проблеме, Вейн Грудем очень удачно заметил следующее: «Если Св. Дух понимать просто как силу Божию, а не как личность, тогда многие библейские тексты теряют всякий смысл, поскольку в них одновременно говорится и о Св. Духе и Его силе, и о силе Божьей (см., например, Деян. 10:38, Рим. 15:14)». Представьте себе, какими бессмысленными становятся эти тексты, если под Св. Духом понимается просто сила Божия[34].

Итак, какие же библейские тексты наиболее убедительно свидетельствуют в защиту личностного статуса Св. Духа? Прежде всего, это группа текстов, в которых в отношении Св. Духа используется местоимение мужского рода. Известно, что греческое существительное pneuma (дух) среднего рода, и по правилу согласования местоимений с существительными по лицу, числу и роду естественно ожидать, что для обозначения Св. Духа должно использоваться и местоимение среднего рода. Однако, при описании служения Св. Духа в Ин. 16:13 евангелист употребляет местоимение мужского рода (ekeinos), подчеркивая тот факт, что Иисус говорит о личности, а не о вещи («Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину…»). Аналогичную грамматическую ситуацию мы видим и в Еф. 1:13-14, где указательное местоимение hos (который), относящееся к Св. Духу, стоит в мужском роде: «…запечатлены обетованным Св. Духом, Который есть залог наследия нашего…»

Вторая группа библейских свидетельств о Св. Духе как о личности объединяет в себе тексты, в которых утверждается личностный характер взаимодействия Св. Духа с другими личными существами. Прежде всего, наше внимание привлекает то, как представляет Св. Духа сам Христос, когда, говоря о грядущих испытаниях и разлуке с учениками, Он утешает их следующими словами: « И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя…» (Ин. 14:16-18). Греческое слово paracletos, которое переведено как Утешитель, использовалось в греческом языке в отношении личности, оказывающей поддержку другой личности или группе лиц утешающим словом или советом. Из контекста ясно, что до определенного времени сам Христос выступал в роли Утешителя, поскольку Он молит Отца дать «другого» (см., например, 1 Ин. 2:1, где греч. paracletos используется применительно к Иисусу) [35]. В свете слов Иисуса, связывающих пришествие Св. Духа с Его уходом (например, Ин. 16:7), становится ясно, что Дух заменит Иисуса и будет играть ту же роль. Сходство их функций служит указанием на то, что Св. Дух – Личность, как и сам Иисус.

Продолжая свое утешительное наставление ученикам, Иисус Христос описывает функциональную роль Св. Духа в следующих словах: «Утешитель же, Дух Святой, которого пошлет Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (ср. Ин. 15:26). В 16-й главе утешительное слово Христа достигает апогея. Именно здесь, в стихах 7-15, заключены наиболее прямые и ясные указания на личностный статус Св. Духа. Не случайно, что Иисус Христос описывает функциональную активность Св. Духа именно таким образом. Безусловно, подобное описание носит личностный или межличностный характер. Дух Святой обличает мир (Ин. 16:8), наставляет на всякую истину (16:13), он слышит, говорит, возвещает (там же).

Христос подчеркивает также и тот факт, что Св. Дух прославит Его (16:14), что опять же недвусмысленно указывает на личностный характер отношений между Христом и Духом, равно как и между Отцом и Сыном. Подобно тому, как Христос во время земного служения прославил Отца, поскольку совершил дело, которое Отец поручил Ему исполнить, (Ин. 17:4), Св. Дух прославит Христа: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возместит вам» (Ин. 16:14).

Убедительным примером личностного соединения Св. Духа с Отцом и Сыном могут служить известные формулы крещения в Мф. 28:19 и благословения в 2 Кор. 13:13 (ср. также 1 Петр. 1:2, 2 Кор 1:21-22, Рим. 15:16, 1 Кор. 12:4-6). Комментируя данные тексты, Грудем замечает: «Когда о Святом Духе говорится в тех же выражениях и на том же уровне, что и о других двух лицах [Божества], невозможно придти к иному выводу, как только к тому, что Святой Дух — это личность, равная по своему достоинству с Отцом и Сыном» [36].

Весьма убедительным аргументом в защиту личностного характера Св. Духа является и эпизод, описанный в 5 главе Деяний Апостолов. Речь идет о трагической судьбе Анании и Сапфиры, наказанных за сознательную ложь. Пообещав отдать средства за проданное имение на нужды церкви, эта супружеская пара скрыла истинную цену проданного. Обращаясь к обманщикам, апостол Петр вопрошает:

«Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?.. Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:3-4). На что следует обратить внимание в данном эпизоде?

Прежде всего, Петр говорит, что Св. Духу можно солгать. Вполне очевидно, что солгать можно только личному существу. Невозможно обмануть некую безликую силу. Солгать можно только тому, с кем можно вступать в реально значимые отношения и кто способен реагировать соответствующим образом на чью-то ложь.

       Более того, апостол не только утверждает тот факт, что

Анания солгал Св. Духу, но дальше он подчеркивает то, что Анания солгал Богу (4 ст.). Отсюда явно напрашивается вывод, что Св. Дух — это Бог, а следовательно — личное существо. Другого вывода здесь быть просто не может.

О личностном статусе Св. Духа свидетельствует также наличие характерных черт личности. Традиционно в психологии принято считать обладание интеллектом, волей и эмоциями неотъемлемыми элементами личности. Эти элементы не могут характеризовать просто какое-то влияние, воздействие или силу.

Обладание данными характеристиками однозначно указывает на личность. Если о Духе Святом говорится как о том, кто «научит… и напомнит…» (Ин. 14:26), кто «наставит…на всякую истину», кто «будет говорить, кто услышит и будущее возвестит» (16:13), однозначно обладает интеллектом. Если о Духе Святом говорится, что Он производит духовные дары, «разделяя каждому особо, как Ему угодно», это означает, что Св. Дух обладает волей. (ср. Деян.15:28, «Ибо угодно Св. Духу и нам…»). Наконец, наличие у Духа эмоциональной сферы явствует из Еф. 4:30, где Павел предостерегает против оскорбления Св. Духа. Конечно, невозможно было бы говорить об оскорблении Св. Духа, если бы Он представлялся какой то безликой силой.

Убедительным библейским аргументом в защиту личностного статуса Св. Духа служат также тексты Мф.12:31, Мк. 3:29 и Лк.12:10, где говорится о грехе хулы на Св. Духа.

Поскольку этот грех сопоставляется с грехом против Сына Человеческого, а Сын Человеческий — личное существо, мы должны заключить, что Св. Дух также должен быть личностью. Произнести хулу против чего-то безликого представить себе трудно.

Наконец, самое яркое свидетельство персональности Св. Духа мы находим в Рим. 8:26, где Павел пишет: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Описанные выше действия Св. Духа относятся к категории нравственного порядка и однозначно могут совершаться только личностью. Феномен «ходатайства», безусловно, подразумевает активное взаимодействие между личностями. Более того, выражение «воздыхания неизреченные» предполагает наличие эмоционального элемента в ходатайственном служении Св. Духа, что также характеризует Его как личное существо, а не как безликую силу.