Триединого Бога

Адвентистским пионерам сложно было постичь сущность Божества. Вероятно, это было обусловлено тем, что они были подвержены различным взглядам распространенным тогда. Также следует принять во внимание, что в те дни арианские взгляды о Боге тогда были популярны.

Следует также отметить, что Адвентистские пионеры, пришедшие в Адвентистское движение, должны были сформулировать учение нового движения. На протяжении 1848-1850 гг. проходили, так называемые, субботние конференции, на которых и происходило доктринальное становление нового движения. Следует отметить, что на этих конференциях изучались отличительные доктрины Адвентистского движения. Они должны были определиться какие доктрины их отличали от других протестанских деноминаций и обусловили зарождение нового движения. Среди этих отличительных доктрин были такие как: учение о служении Иисуса Христа в небесном святилище, роль закона Божьего, важность субботнего дня, видимое и личное Второе пришествие Христа, тысячелетнее царство имеющее место после Второго пришествия Христа, безсознательное состояние мертвых. Примичательно заметить, что в период доктринального становления, когда рассматривались отличительные доктрины Адвентистского движения, доктрина о сущности Бога не рассматривалась, так как она не отличала новое движение от традиционного понимания учения о Троице в большинстве протестантских церквей.

Роль Е. Уайт в субботних конференциях велика. Она писала, что наш народ не знает о том, как пионеры Церкви прилежно исследовали Священное Писание на субботних конференциях. Они искали истину, словно сокрытое сокровище. До поздней ночи, а иногда и всю ночь они проводили в молитве и исследовании истины. Е. Уайт говорила, что когда они во время исследований приходили в ситуацию, когда они больше не могли понимать некоторые библейские тексты, Дух Божий сходил на нее, и она получала пояснение текстов посредством посылаемых ей видений от Бога.

Как раз в это время зарождения нового Адвентистского движения, когда неадекватные взгляды о Боге угрожали прочно укорениться в учении Церкви АСД, стала неоценимой роль Елены Уайт. Благодаря откровениям, которые Бог посылал ей, Церковь пришла к пониманию этого учения. Ее высказывания как раз были ответом на все ошибочные понимания Адвентистских пионеров. Там, где они не верно понимали Библейские тексты, она привела их к правильному пониманию Священного Писания.

Мы не можем согласиться с Рольфом Похнером, который считает, что в ранний период становления Церкви Елена Уайт разделяла арианские взгляды адвентистских пионеров.[74] В собрании ее трудов мы не можем найти ни одного высказывания поддерживающего арианскую позицию.

Позиция Е. Уайт была основана на Священном Писании.

Она не вступает в противоречие и полемику, но основывается на

Слове Божьем, а не пыталась на рациональном уровне постичь Бога. Она была монотеистом и обладала сбалансированным взглядом сущности Бога. Она не впадала в крайние взгляды, сосредотачивающие Божество в одной личности Бога-Отца или трех отдельных Богов.

Заметим, насколько последовательна была Е. Уайт. Она следует определенным принципам. Невозможно понять сущность Бога, расчленяя и вырывая из контекста различные вопросы и понятия. Невозможно придти к правильному пониманию сущности Божества, начиная с природы Личности Святого Духа.

Если внимательно посмотреть на хронологию ее высказываний, можно увидеть ход ее мысли.

Несмотря на то, что Рольф Похлер считает, что первое заявление о сущности Триединого Бога из под пера Е. Уайт вышло только в 1897 году[75], мы можем сказать, что уже с 1850 года в первом издании книги «Ранние произведения» она пишет о божественности Христа, второй Личности Божества.[76]

Рассмотрим высказывания Елены Уайт и посмотрим, как она ответила на все ложные взгляды Адвентистских пионеров:

1. Бог и Отец – это две разные Личности

Е. Уайт ответила на непонимание адвентистских пионеров истины о существовании трех личностей в Божестве, основывающих свои взгляды на буквальном толковании текста Втор.6:4, «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш един есть».

1- В письме брату Робертсону 14 марта 1846 г. Е. Уайт писала о видении, которое она видела 15 февраля 1846 года «Я видела престол, на котором восседали Отец и Сын. Я всматривалась в лицо Иисуса и восхищалась Его прекрасным обликом. Отца я не могла видеть, ибо Его скрывало облако ослепительного света. Я спросила у Иисуса, имеет ли Отец тот же облик, что и Он Сам. Он ответил утвердительно, но добавил: «Стоит тебе хоть раз увидеть Его славу, и ты умрешь».

2- Ранние произведения, 54, 77, в 1850 году она писала: «Христос и Отец являются личностями в реальной форме» [Перевод автора].

3- 1898 г. Желание Веков, с. 833 — «Прежде основания земли Отец и Сын объединились в завете для искупления человека, если он будет искушен сатаной».

Описывая Личности Отца и Сына, Е. Уайт писала, что это две отдельные Личности. При их виде она восхищалась их прекрасному облику. Она ясно отмечает, что, будучи отдельными личностями, они были объединены в целях, мыслях и характере:

«Отец и Сын объединились в завете для искупления человека».

2. Предвечное существование Христа

1- Знамения времени, 29 августа, 1900, Евангелизм, с. 615: «Христос есть предвечный, самосущий Сын Божий… Говоря о Своем предвечном существовании, Христос отсылает разум назад, через бессчетные века. Он утверждает, что не было таких времен, когда Он не был бы в тесном единении с вечным Богом. Он, Чей голос в тот момент слышали евреи, был с Богом всегда.

2- 1878 г. — Ревью энд геральд, 8 авг. 1878 г.– «Христос — вечный Сын».

4- 1898 г. Желание веков, с. 833 — «Прежде основания земли Отец и Сын объединились в завете для искупления человека, если он будет искушен сатаной».

5- Знамения времени, 1900, 29 августа, Евангелизм, с. 615 (б): «Христос есть предвечный, самосущий Сын Божий… Говоря о Своем предвечном существовании, Христос отсылает разум назад, через бессчетные века. Он утверждает, что не было таких времен, когда Он не был бы в тесном единении с вечным Богом. Он, Чей голос в тот момент слышали евреи, был с Богом всегда.

6- Вера, которой я живу, с. 46, «Время существования Христа до Его воплощения невозможно измерить. Господь Иисус Христос, Божественный Сын Божий, существует от вечности, будучи самобытной личностью и в тоже время одно с Отцом».

7- Знамения времени, 17 мая,1899, «Христос был прославлен славой, которой Он обладал от вечности совместно с Отцом». 8 — Знамения времени, 3 мая, 1899, Евангелизм, с. 616: «Христос говорит слушающим, что, несмотря на то, что земная жизнь Его длилась менее пятидесяти лет, протяженность Его Божественной жизни не поддается человеческому измерению. Существование Христа до Его воплощения не может быть выражено математически.

Ясные заявления Е, Уайт о предвечном существовании Христа созвучны со Священным Писанием. Она утверждает, что Христос «вечный Сын» и «существовал с Отцом от вечности», что без сомнения указывает на Его вечное существование.

3. Божественная природа Христа

1- 1869 г. – Св. для Церкви, Т.2 с. 200 – «Наш Спаситель был сиянием славы Своего Отца и точным подобием Его Личности. Он обладал Божественным величием, совершенством и Превосходством. Он был равен Богу».

2- Рукопись 101, 1897, Евангелизм, с. 615: «Он был равен с Богом, бесконечным и всесильным… Он — вечный, самосущий Сын.

3- 1898 г., Желание веков, с. 530 – «Христос обладает жизнью — самобытной, незаимствованной, изначальной». «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь» (1 Ин. 5:12). Божественность Христа — это гарантия вечной жизни верующего в Него. «Верующий в Меня, — сказал Иисус, — если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек».

4- 1888 г., Великая борьба, с. 524 – «Другое опасное заблуждение заключается в отрицании Божественности Христа и Его Существования до пришествия на землю. Это Учение прямо противоречит ясным утверждениям Нашего Спасителя относительно Его взаимоотношений с Отцом, Его Божественной сущности и предсуществования. Это учение могут принимать лишь те, кто умышленно хочет извратить Священное Писание. Оно не только принижает представление человека об искупительной Жертве, но и подрывает веру в Библию как Божье откровение. И потому это учение особенно опасно и трудноопровержимо. Когда люди отвергают свидетельство Слова Божьего о Божественности Христа, разубеждать их бесполезно, ни одно самое веское доказательство не подействует. Ни один человек, разделяющий это заблуждение, не может иметь правильного представления о характере и миссии Христа или же о великом Божьем плане искупления человека.».

5- Знамение времени, 28 May 1894, «Есть много тех, кто отвергает предвечное существование Христа, тем самым они не принимают Его как личного Спасителя. Это является полным отвержением Христа».

6- Ревью энд Геральд, 5 апреля, 1906, Евангелизм, с. 615: «Изначальный Сын Божий. В то время как Слово Божье говорит о человеческой сущности Христа во время пребывания Его на земле, оно столь же определенно утверждает Его предвечное существование. Слово существовало как Божественная личность, как вечный Сын Божий, в единстве и согласии со Своим Отцом. Изначально Он был Посредником завета, Тем, в Ком все народы земли, как евреи, так и язычники, могли обрести благословение, если бы приняли Его. «Слово было у Бога, и Слово было Бог». До создания людей или ангелов Слово было с Богом и являлось Богом.

Е. Уайт не приводит никаких своих логических умозаключений и выводов. Она ясно говорит, что Божественная природа Христа – это учение, основанное на Священном Писании. Непринятие Божественности Христа она называет неверием Священному Писанию.

4. «Нераздельное единство» Божественной и человеческой природы воплотившегося Христа не искажает Его жертву, поскольку в Нем умирала только человеческая природа.

1- Рукопись № 131, 1897 г., Комментарий АСД 1113. «Спаситель приобрел падшее человечество Своей собственной кровью. Это великая тайна, тайна, величие которой не может быть полностью постижимо, пока не завершится наше спасение… Когда ангел провозгласил «Отец зовет Тебя», того кто сказал: «Я жизнь мою полагаю, чтобы взять ее опять, Разрушьте этот Храм и в три дня Я воздвигну его» изошел из могилы к жизни, которая была в Нем самом. Божество в нем не умирало. Его человеческая природа умерла, но теперь над гробницей Иосифа Христос провозглашает: «Я есмь воскресение и жизнь». В Своей Божественной природе Христос обладал силой победить узы смерти. Он заявил, что имеет жизнь в Себе самом, чтобы воскресить к жизни спасенных»[77].

2- Ревью энд Геральд, 5 июля, 1887, Комментарий АСД 7, 445 — «Как член человеческой семьи Он (Христос) был смертным, но как Бог Он был источником жизни. В Своей Божественности Он мог избежать смерти и отказаться стать под ее власть. Но Он добровольно отдал Свою жизнь, чтобы через этот акт дать жизнь принести бессмертие. Какое это унижение! Оно поразило ангелов. Язык никогда не может описать его; воображение не может постичь его. Вечное Слово согласилось стать плотью. Бог стал человеком».[78]

3- Инструктор молодежи, 4 августа 1898. В Наставнике молодежи она также писала, что «человеческая природа умирала: Божественная – не умирала».[79]

4- Ревью энд Геральд, 5 апреля, 1906; Возвысьте Его, 74, «Говоря о человеческой природе Христа, Слово Божье ясно говорит о Его предвечном существовании. Слово существовало как Божественное существо, будучи вечным Сыном Божьим, находясь в единении с Отцом».

Воплощение    Христа в соответствии со Священным

Писанием и по Елене Уайт – это непостижимая тайна или «великая благочестия тайна». 1-е Тим.3:16, «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». Е. Уайт поясняет, что для человека эта тайна является непонятным соединением двух природ. Но при этом Божественная природа не могла умереть на кресте, в противном случае она не может быть Божественной. Е. Уайт очень ясно разделяет эти две природы, как в период земной жизни Спасителя, так и в момент Его крестной смерти.

5. Личность Святого Духа

2- 1898 г., Желание веков, с. 671 – «Греху можно сопротивляться и противостоять только благодаря могущественному влиянию Третьей Личности Божества, Духа Святого, которая проявляет себя не в видоизмененной энергии, но во всей полноте Божественной силы, очищающей сердце. Дух делает действенным все, что совершил Искупитель мира. Посредством Духа верующий Становится причастником Божеского естества».

3- Рукопись 20, 1906, Евангелизм, с. 617: «Святой Дух есть Личность, иначе Он не мог бы свидетельствовать духу нашему и вместе с нашим духом, что мы – дети Божий. Святой Дух должен быть именно Божественной Личностью, иначе Он не мог бы знать тайны, скрытые в разуме Бога. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия».

4 —Рукопись 66, 1899, Евангелизм, с. 616: «Личность

Святого Духа. Необходимо осознать, что Святой Дух, являющийся такой же Личностью, как и Бог, проходит по этим землям».

5- Деяние апостолов, 52, «Природа Святого Духа остается тайной, которую мы не способны постичь, потому что Господь не открыл ее нам. Люди, обладающие богатым воображением, могут подыскивать тексты Священного Писания, придумывая свои толкования, однако это не укрепит Церковь. Тайны эти слишком глубоки для человеческого понимания, и молчание здесь – золото».

Елена Уайт очень осторожно говорит о природе Святого Духа. Его природу она считает великой тайной. Но она ясно называет Дух Святой третьей Личностью Божества.

6. Божество являет Себя в трех Лицах (Личностях)

1- 1901 г., Рукопись 145, 1901 – «Вечные Небесные Личности Троицы – Бог, Христос и Святой Дух, вооружив их [апостолов] неземной энергией… помогали им в работе и в обличении мира в грехе».

2- Рукопись 21, 1906 г., Особые свидетельства, серия Б, No 7, с. 62, 63 – «Утешитель, Которого Христос обещал послать после Его вознесения на небеса, является Духом во всей полноте Божества, являющим силу Божественной благодати каждому, кто принял Христа и уверовал в Него как в личного своего Спасителя. Вот — три живые Личности Небесной Троицы. Именем этих трех великих сил — Отца, Сына и Святого Духа — каждый, принимающий Христа живой верой, крестится, и эти силы будут помогать покорным подданным Небесной обители в их усилиях жить новой жизнью во Христе».

3- 1905 г., Особые свидетельства, серия Б, No 7, с. 51, Евангелизм, с. 617 (в): «Мы должны сотрудничать с тремя высочайшими силами Небесными — с Отцом, Сыном и Святым Духом; и эти Силы будут действовать через нас, делая нас соработниками с Богом».

Тринитарные утверждения Елены Уайт не двусмысленны. Их невозможно трактовать по-другому. В них она ясно излагает свою позицию, основанную на утверждении Священного Писания.