Доводы, с которыми не поспоришь

Предположим, через несколько лет после смерти Е. Уайт некто решился на фальсификацию ее трудов в вопросах Триединства. С какими трудностями он тогда должен был столкнуться?

1. Ему необходимо было найти специальную бумагу, которая использовалась при жизни Е.Уайт ( позже такая бумага уже не была в ходу). В некоторых случаях, возможно, пришлось бы искать и печатную машинку с определенным типом шрифта.

2. Если пойти на уступки и предположить, что бумага подобного типа имелась, то даже в этом случае задача фальсификации нисколько не упрощалась. Фальсификатор должен был найти возможность посетить хранилище трудов Е. Уайт, офис, и там незаметно вложить созданную ранее подделку в прочие ее труды. Сделать это было очень тяжело, так как существовали почти непреодолимые препятствия.

3. Осуществить фальсификацию даже одной рукописи было технически крайне сложно. Предполагаемый фальсификатор должен был хорошо знать стиль письма Е. Уайт и уметь подделывать ее почерк, так как многие ее труды были рукописными.

Понимаете, что это значит — подделать почерк? Это многие месяцы кропотливой работы над своим письмом с целью добиться идеального сходства с письмом Е. Уайт. Фальсификатор должен был постоянно держать перед собой какой-либо оригинальный рукописный текст письма Е. Уайт для образца. Кроме того, создавая рукописную фальшивку, ему пришлось бы вносить изменения и в официальные печатные копии. После, на всех документах он должен был поставить подпись Е. Уайт.

Чтобы осуществить всё задуманное и достичь идеальных результатов, фальсификатор должен был обладать поистине незаурядными способностями.

4. Следовало подвергнуть фальсификации не только места, в которых могло что-то говориться о Боге, но также все близкие по смыслу отрывки. Занимающийся этим должен был также позаботиться о появлении в трудах Духа пророчества специальных указаний на то, что церковь никогда не превратится в Вавилон, что она никогда не падет, что следует доверять организации. Это еще сотня страниц, которые следовало сначала сочинить, а затем найти возможность выдать их за труды вестницы Божьей. Но мог ли кто-то проделать такую работу и остаться не уличенным? Это почти невозможно.

5. Этот человек должен был заранее указать на каждой фальшивке дату и место написания, при этом точно зная, в какую подшивку он ее вложит, потому что труды Е. Уайт подшивались в соответствии со временем и местом их написания.

6. Здесь возникали трудности и с тем, как следовало осуществить подобное дело. Ведь всё было прошито, скреплено и пронумеровано. Ему необходимо было вскрывать подшивки и придумывать способ изменения порядковых номеров всех рукописей или страниц изменяемого документа. Необходимо было также проследить, чтобы датировка вставки соответствовала хронологии остальных подлинных текстов.

7. Другая трудность могла состоять в том, что иногда требовалось изменить часть фразы в предложении, вставить или убрать только одно слово для придания тексту нужного смысла. Для осуществления этой затеи необходимо было найти способ вставки или удаления отрывка из документа. Но до сих пор средства достижения подобной цели никто не изобрел.

Предполагаемому фальсификатору невозможно было ни вычеркнуть, ни стереть, ни подправить текст, равно как невозможно было и вставить в него что-либо. Подобное вообще невозможно было осуществить, не уничтожив при этом сам документ или, как минимум, его страницу.

8. Если же предположить, что какой-то документ уничтожался, а вместо него вкладывался поддельный, тогда даже из-за одной фразы (если это был печатный текст) требовалось заново перепечатывать целые страницы. Если же текст был рукописный, задача много-кратно усложнялась. В любом случае, вкладываемый текст фальшивого листа и по смыслу и по объему должен был совпадать с оригиналом. Даже по виду такая страница не должна была отличаться. Помимо всего этого, фальсификатору приходилось бы затрачивать на свою работу многие месяцы, в течение которых он должен был очень часто посещать офис хранилища. Но как это сделать, не вызывая вопросов и подозрений?

9. Исключено предположение, что в этом принимал участие кто-то из членов Совета литературного наследия, так как они были избраны самой Е. Уайт. К тому же, есть все основания полагать, что при отборе кандидатов в Совет литературного наследия, она получила откровение от Бога с указанием на тех, кто должен войти в этот состав. Все выбранные члены Совета действительно были верны христианским принципам.

10. Почему Е. Уайт была так уверена, что после ее смерти вплоть до второго пришествия Христа все ее труды будут верно служить людям? Не потому ли что знала, Кто в действиительности их охраняет?

11. Далее, возникают следующие вопросы: если в 1931 году были сделаны столь серьезные ошибочные шаги и в основу веры попали ложные учения о Троице, почему столь посвященные братья, члены Совета, не только не подняли свои голоса в защиту истины, но, как ни в чем не бывало, продолжали мирно трудиться? Ведь Совет имел практически тот же самый состав, что и в начале своей работы, так как все братья пребывали в здравии? Почему даже Уильям Уайт оставался спокоен, ведь в то время именно он был секретарем Совета — руководителем литературного наследия своей матери?

12. Если в 1931 году ложное учение действительно стало частью официального вероисповедания адвентистов седьмого дня, тогда, следуя библейскому определению, церковь превратилась в Вавилон. Почему же в то время посвященные, оставшиеся в живых пионеры адвентизма не покинули церковь? Более того, в истории вообще не наблюдается, чтобы это событие уходу христиан из церкви.

13. Почему никто в 1931 году, после публикации официальных доктрин, не обратился к ранним трудам Духа пророчества с целью разоблачить ложные взгляды? Ведь ранее опубликованные труды могли бы с большой легкостью выявить ложь. Но никто этого не сделал. Не потому ли никто не представил доказательства из книг Уайт об ошибочности веры в Троицу, что никаких доказательств этому не было, а одни лишь подтверждения? Почему, кстати говоря, мы вообще не находим в ранних опубликованных трудах Е. Уайт ясных высказываний на тему о Триединстве? Если при жизни она могла дать точные определения природе Сына Божьего и Святого Духа, почему она этого не сделала? Разве не могла бы при ее жизни тогда быть исключена всякая возможность фальсификации?

Друзья, видите, сколько вопросов возникает уже в самом начале разбора этой непростой темы! А ведь мы еще не касались письменных свидетельств пионеров адвентизма и самого главного свидетельства — Священного Писания!

Следующие главы предоставят нам больше доказательств того, что учение о Триединстве имеет вполне Библейское основание. Мы увидим также, что у противоположного взгляда нет шансов на существование.

Во что верили пионеры адвентизма?

Исследуя некоторые труды пионеров адвентистского движения, несложно обнаружить, что они в самом деле не поддерживали учение о Троице. Этот факт не является для многих открытием, но для некоторых, к сожалению, служит камнем преткновения. Действительно, если не знать истории развития адвентизма и мировой истории в целом, если не знать Священного Писания, то вполне можно усомниться в верности курса современной церкви АСД и оказаться среди тех, кто не разделяет некоторые ее вероучения. Для того чтобы не было никакого замешательства в этом вопросе, мы предлагаем рассмотреть ниже 4 пункта-тезиса, которые легко объяснят нам, почему мы веруем в Троицу.

Тезис 1: Пионеры адвентизма выступали против учения о Троице, но нам важно уяснить следующее: современное понимание Троицы отличается от той веры в Троицу, которая преобладала в ХIX веке на территории Северной Америки. Во что же верило большинство? Большинство не разделяло Бога на три личности, но при этом верило и в Сына и в Отца и в Святого Духа. Считалось, что Сын и Дух – это уникальные проявления одной и той же личности Бога. Отец действует не только Сам, но предстает перед человечеством как Сын, а позже – проявляет Себя и в Духе. Всюду действует одна личность.

В ХIX столетии в умах многих людей самым непостижимым образом переплетаются и соединяются друг с другом унитаризм и тринитаризм, производя на свет всё новые вариации учений о Троице. Неудивительно, что в это время адвентисты выступают против подобных теорий. Ниже представлены цитаты из трудов некоторых пионеров по вопросу о Триединстве. Их взгляды совпадают с тем, о чем свидетельствуем мы.

Джозеф Бейтс писал: «Уважая троицу, я, тем не менее пришел к заключению, что для меня невозможно поверить, как Господь Иисус Христос, Сын Отца, может быть также Богом Всемогущим, Отцом, и тем и другим одновременно».(1868г. Автобиография. с.204)

Джеймс Уайт в свою очередь говорит:«Достаточно плохо объясняемое учение о Троице делает из одного Бога трех, и из трех – одного, но еще хуже – ультра-тринитаризм, который делает Христа подчиненным Отца. Разве сказал Бог низшему по положению: «сотворим человека по образу Нашему»?( 29 нояб. 1877г Ревью энд Геральд.) Заметьте, Джеймс Уайт не считает Христа низшим по отношению к Отцу.

Д.У. Халл: «Оппоненты утверждают, что Христос и Отец – одна личность… мы отвечаем: Они сотрудничают вместе, Они объединились. Сказано, что муж и жена станут одним, потому что их жизненные интересы связаны вместе…» (17 нояб. 1859 г. Ревью энд Геральд)

Джеймс Уайт: «Отец и Сын вовсе не части «триединого Бога». Они – две индивидуальности, объединенные как одним замыслом, так и осуществлением плана искупления» (Дж. Уайт 1868г. «Жизненные ситуации». с. 343)

Обратите внимание, что Джеймс Уайт делал акцент не на том, что не верит в Триединого Бога, а на том, что и Сын и Отец – две разные личности. Контекст этого отрывка не дает права усомниться в таком понимании. В этой же статье он писал следующее: «Иисус молился, чтобы Его ученики были едино, как и Он был едино с Отцом. Эта молитва не имела в виду одного ученика с двенадцатью головами, но двенадцать учеников, ставших едиными в целях и усилиях…» (Дж. Уайт 1868г. «Жизненные ситуации». с. 343)

Как видите, адвентисты, по сути, выступали против ложного понимания Троицы, которое было косвенно охарактеризовано Джеймсом Уайтом, как вера в некое подобие трехголового Божества. Такой позиции держалось большинство.

Но им ничего не оставалось делать, как выступать и против понятия Троицы, из-за того, что вера в трехголовую нелепицу называлась именно этим словом.

Дж.Н. Лофбороу пишет: «Если мы верим в эту доктрину и читаем Писание, то должны поверить, что Бог послал Самого Себя в мир, умер, чтобы самому примирить с Собою мир, воскресил Самого Себя из мертвых, восшел к Самому Себе на небеса, ходатайствует перед Самим Собой на небесах и является единственным посредником между человеком и Самим Собой»(5 нояб.1861г. Ревью энд Геральд)

Важно также заметить, что тринитаризм вобрал в себя и исповедовал веру в бессмертие души, что не могло не откладывать свой отпечаток на понимание учения о Троице. Вследствие этого, нам становится более понятным, почему адвентисты дистанцировались от этого учения и не могли согласиться с верой в Триединство.

Тезис 2: Адвентистское учение развивалось и изменялось. Но это связано с тем, что Бог постепенно открывал Своему народу те истины, которые были утрачены, забыты или вовсе неизвестны. Изменения не должны нас смущать, потому что главной ошибкой раннего протестантизма было нежелание двигаться в своем познании истины дальше. Они так и оставались на том уровне, который был достигнут, после того как их лидеры оканчивали свой жизненный путь. Так произошло с лютеранством и другими движениями, но это не должно было повториться с адвентизмом. Поэтому он менялся. И сегодня, мы должны быть всегда готовы к принятию нового света, но в то же время тщательно проверять всё Священным Писанием.

(Ис.8:20).

Что же изменилось?

Первые адвентисты вплоть до 1851 года считали, что суд хоть и начался в 1844 году, но дверь спасения уже закрыта.

Свою позицию объясняли известным текстом: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще».(Откр.22:11). Позже, в 1874 году, Е.Уайт вспоминала: «После того, как в сорок четвертом году время истекло, я вместе со своими братьями и сестрами верила, что ни один грешник не будет более обращен». (Избранные вести, т.1, с.74). Итак, Елена Уайт вместе со всеми признала, что они в то время ошибались в этом вопросе. Мнение адвентистов поменялось.

Вплоть до начала 70-х годов XIX века, многие адвентисты считали, что Бог собрал Свой остаток в Америке и так как Он скоро грядет, то незачем открывать миссии и нести проповедь о Спасителе в Европе или Австралии. Бог уже собрал в Америке тех, кто может принять истину, следовательно, все усилия необходимо сосредоточить на проповеди только в своей стране: все, кто уверует, спасутся, и это будет остаток от остатка.

Такое понимание ушло после того, как адвентизм начал распространяться в Европе и Австралии.

Вплоть до 1863 года адвентисты употребляли в пищу свинину, включая и самих супругов Уайт. Только к 1872 году все пришли к убеждению в греховности употребления свинины в пищу. Показательным является тот факт, что когда ранее, в 1858 году, С.Н. Хаскелл поднял вопрос об употреблении свинины, Елена Уайт призвала его не доводить свои взгляды до крайней позиции, чтобы не вызвать раскол в развивающейся Церкви: «Если Церковь должна воздерживаться от свинины, Бог откроет эту истину многим, а не только лишь двоим-троим. Он научит свою Церковь ее долгу. Бог ведет народ, но не отдельных, рассеянных по миру людей, когда один верит в одно, а другой в другое… Кое-кто бежит впереди ангелов, ведущих этот народ…не имея водительства Божьего, внося таким образом смущение и раздоры в ряды». (Свидетельства, т.1, с.206,

207). (Кстати, универсальный принцип!)

В 1863 году, 6 июня, Е. Уайт получила видение о реформе здоровья, в котором было сказано, что употреблять в пищу свинину нельзя. К 1872 году все пришли к пониманию, что греховно употреблять в пищу свиное мясо. И лишь в 1899 году Е.Уайт написала: «свинина запрещена Иисусом Христом».

Вплоть до 1870 года многие адвентисты нюхали табак и курили. (Медицина того времени считала курение хорошим средством для развития мышления, полезным для здоровья и, в частности, неплохой профилактикой простудных заболеваний!). После видения о реформе здоровья, в 1863 году, многие сразу бросили курить, но другие еще сопротивлялись. Остается только удивляться, насколько велика милость Божья, ведь нередко, в самом начале становления нашей церкви, пионеры, собираясь вокруг стола и исследуя сложные Библейские тексты, много курили. Неудивительно, что Е. Уайт часто не могла находиться рядом с ними, так как ей по понятным причинам становилось плохо. Сегодня нам такой образ поведения христиан может показаться более чем греховным, но в то время это не считалось предосудительным. Таким был весь христианский мир, в том числе и адвентисты. Поэтому, скорое, последующее после видения заявление Е. Уайт для многих прозвучало очень революционно: «Табак — это наиболее обманчивый и опасный для человека яд». (Основы здорового питания. с.572). И адвентисты, в конечном итоге, прислушались и приняли эту весть. Вскоре отказ от курения стал частью учения, без принятия которого человек не мог заключить завет с Господом.

Адвентисты не сразу пришли и к пониманию важности соблюдения субботы. Вплоть до 1871 года они не знали, когда должна начинаться суббота: с заходом солнца или с полуночи.

До 1888 года многие адвентисты не понимали вопрос о праведности по вере, а отдельные личности приняли эту истину только в последующие годы.

     Точно также, вплоть до Миннеаполисской конференции

(1888г.) неясной была позиция адвентистов по вопросу о Триединстве. Кто-то считал Иисуса Сыном Бога, равным Ему во всем, но большинство считало учение о Троице не соответствующим Библии.

Долгое время позиция самой Е. Уайт по этому вопросу была неопределенной, пока она ясно не заявила о том, во что верит, через известный всем труд «Желание веков», опубликованный в 1898 году. В этой книге она писала следующее: «Христос обладает жизнью самобытной, незаимствованной, изначальной». (с.530). Такая формулировка некоторых братьев просто шокировала. Одним из них был молодой М.Л. Андреасен, который позднее вспоминал: «каким было наше изумление, когда впервые было опубликовано «Желание веков», поскольку некоторые из выраженных в этой книге взглядов мы считали невероятными; среди которых следует упомянуть доктрину о Троице, которая в целом в то время адвентистами не воспринималась». Подозревая, что кто-то взял на себя смелость без разрешения Е. Уайт «отредактировать» ее труд, Андреасен позднее прочел почти все рукописные материалы Духа пророчества. «Особенно мне хотелось найти, — вспоминал он,- ту фразу из «Желания веков», которая стала причиной для беспокойства: «Христос обладает жизнью – самобытной, незаимствованной, изначальной». Вам может показаться, что в этих словах нет ничего из ряда вон выходящего, но для нас в то время они прозвучали как гром среди ясного неба. Мы не верили своим глазам… Я пребывал в уверенности, что сестра Уайт не могла написать: «Христос обладает жизнью – самобытной, незаимствованной, изначальной». Теперь же я обнаружил эти слова, написанные ее собственной рукой и именно так, как они были напечатаны». (M.L.Andreasen, “The Spirit of Prophecy” November 30, 1948).

Итак, мы видим, что Бог открывал истину Своему народу постепенно. Это касается и понимания природы Божества.

Тезис 3: Пионеры адвентизма могли ошибаться в своих взглядах.

Наши оппоненты ссылаются на труды пионеров чуть ли не в качестве определения истины, словно эти люди не могли ошибаться. Но такая позиция неправильна. Всякому человеку свойственно ошибаться, даже самому опытному и посвященному. Те, кто не верит в Троицу, в попытке подорвать доверие членов церкви к трудам Е. Уайт, ссылаются на братьев У.У.Прескотта, Дж.Г.Мэттесона, Р.Ф.Коттрелла, С.Н. Хаскелла, М.Е. Корнелла, Е.Дж. Ваггонера, А. Т. Джоунса и других. Ниже вашему вниманию будут представлены известные ситуации, в которых эти братья показали себя не с лучшей стороны. Это делается исключительно для того, чтобы открыть, к чему могла привести их собственная точка зрения, не будь рядом Божьей вестницы.

У. У. Прескотт В 1893 и 1894 гг. публично поддерживал ложные видения Анны Филипс, которая начала претендовать на то, что обладает пророческим даром. Е. Уайт тогда писала ему: «Я получила от Бога предостережение, которое теперь посылаю вам. Анну Филипс не следовало поощрять, ибо это нанесло большой ущерб ее душе, укрепив в ней стремление продолжить деятельность, являющуюся, в сущности, обманом. Мне жаль, что наши братья и сестры готовы поддерживать эти мнимые откровения и воображать, что видят в них Божественный авторитет. Характер откровений Анны Филипс свидетельствует, что они не принесут пользы нашей работе для нынешнего времени. При описании священных, небесных истин она использует детские образы и примеры, так что возвышенное смешивается с нелепым. И хотя эта работа имеет вид великой святости и благочестия, она рассчитана на то, чтобы улавливать души и вводить людей в заблуждение…» (Избранные вести, т.2, с.89)

Джон Г. Мэттесон не соглашался с Е. Уайт в вопросе соблюдения закона. Однажды он бросил сильный вызов её представлению о законе и субботе. Она написала: «Брат Э. (Мэттесон) полагает, что людям было бы по душе, если бы я меньше говорила о долге и больше о любви Иисуса. Но я желаю говорить так, как Дух Божий внушает мне. Господь знает лучше, в чем нуждаются эти люди. Тем утром (суббота, 17 октября) я проповедовала на Ис. 58 гл., и вовсе не пыталась сглаживать углы (Рукопись 26, 1885), «Избранные вести», Т. 3, С. 64).

Розвелл Ф. Коттрелл противостоял организации Церкви, называя это возвращением в Вавилон, Елена Уайт дала ему совет-поправку. Он — «Брат Б.», к которому она обращается в «Свидетельствах для Церкви» (т. 1. С. 211). Она сказала: «Мне было показано, что брат Б. занял неверную позицию в «Ревью» в своем отношении к организации и сбивает с толку людей».

Стивен Н. Хаскелл нередко отстаивал категоричные взгляды в вопросах питания. Елена Уайт написала ему, предупреждая, чтобы он не вредил своему телу, отказываясь от сытной пищи. И именно его она наставляла следующими словами: «Господь желает открыть истину не только отдельным людям, на которых возложено бремя за Его дело, но и всем другим Своим искренним детям… Бог ведет народ, но не отдельных, рассеянных по миру людей, когда один верит в одно, а другой в другое… Кое-кто бежит впереди ангелов, ведущих этот народ,…не имея водительства Божьего, внося таким образом смущение и раздоры в ряды». (Свидетельства ,т.1, с.206,207).

Меритт Е. Корнелл был пионером-евангелистом, осуществляя евангельскую работу на Тихоокеанском побережье. Однажды, во время проведения евангельских встреч Корнелл проявил неосторожность в общении с одной женщиной. Было собрано заседание для рассмотрения обвинений, выдвинутых против него по этому поводу. Защищаясь, Корнелл утверждал, что не сделал ничего плохого. Встретив Лофборо, он, подавленный, со слезами на глазах показал ему письмо от Елены Уайт. В нем были строки: «Мне было показано, что Вы не стояли в свете, и Вы находитесь в опасности навлечь нарекание на дело Божье… Это — намерение сатаны уничтожить Вас» (Письмо 23, 1871). Это был не первый случай, когда Корнелл получил совет от Елены Уайт. Он расточительно отнесся к вверенным ему деньгам. Он также завидовал Лофборо. В 1863 г. Е. Уайт писала: «Бр. Корнелл с супругой посетили Огайо, и бр. Корнелл поступил странно — он выступил против бр. Лофборо. Его старые чувства ревности привели его к тому, что он говорил о бр. Лофборо таким образом, чтобы настроить церковь против него (Ms. 8, 1863; См. Рукописи. Т. 21. С. 260-264). Из-за моральных проблем Корнелл был отстранен от адвентистского служения с 1876 по 1890 гг

Е.Дж. Ваггонер – изменил вере и оставил церковь.

А. Т. Джоунс – оставил церковь.

Тезис 4: Пионеры адвентизма заблуждались относительно природы Сына Божьего. Считаем, что это утверждение требует поддержки Священного Писания. Поэтому четвертому тезису мы посвятим всю следующую главу. В ней будут исследованы тексты Священного Писания, которые долгое время оставались незамеченными пионерами, но которые и сегодня являются действенным оружием в борьбе с заблуждением.