Глава 9

1. Апостол: При поверхностном чтении данной главы у нас может сложиться впечатление, что в ней наметилось отклонение от основного направления мысли, изложенной в предыдущей главе. Тем не менее, она продолжает тему прошедшей главы, особенно 13 ст. Павел свидетельствует о своей готовности поступиться своими правами, ради других, показывая на собственном примере, какие он сделал уступки, будучи апостолом. И это в то время, как его апостольское право многими оспаривалось 3 ст. В этой главе он продолжает приводить доказательства своего апостольства. Его слова о том, что он по праву является апостолом, представляют собой одно из самых прекрасных, возвышенных благородных свидетельств о пользе самоотречения и тех принципах, которым и должны руководствоваться служители Евангелия, кто наполнен духом Христа, тот готов исполнять любую работу и занимать любое положение с тем, чтобы способствовать приближению царства Божьего.

Не свободен ли я?: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) одобряет изменение порядка постановки первых двух вопросов по отношению друг ко другу в обратном порядке здесь более естественно. Помещение вопроса: «Не свободен ли я?» первым, предшествующим в 8 гл. становится более определённым. В таком случае смысл слов Павла следующий: «Я прошу вас ограничить свою свободу и не злоупотреблять ею», «Я прошу вас вникнуть в духовное состояние немощных собратьев и соответственно этому разумно пользоваться своей свободой», не то же ли самое делаю я?», «Я имею преимущества, как апостол, которыми не желаю пользоваться с тем, чтобы не помешать некоторым в их христианском возрастании. Конструкция вопросов первого стиха показываем что все они предполагают утвердительный ответ.

Не видел ли я Иисуса Христа: Одной из причин не признания за апостолом Павлом апостольского права была та, — что Павел не ходил вместе со Христом, когда Тот был на земле. Иисус называл апостолов Своими свидетелями (см. Деян. 1:8). Верно, что [725] Павел не был среди учеников Господа до Его смерти, но он видел Его после Его воскресения, и на этом основании полным правом мог причислить себя к апостолам (см. Деян. 9:3-5; см. на; 1 Kop. 15: 8) Здесь уместно напомнить также, что выше для подтверждения своего апостольства, Павел уже ссылался на своё видение от Господа (см. Деян.:14, 15; 26:16; Шор. 15:8, 9).

мое … дело: Апостол указывает на тот факт, что те самые, которые возражали против Его апостольства были обращены к Господу, благодаря его служению. Эти слова он приводит в доказательство того, что Иисус Сам назначил его апостолом и благословил его в апостольской работе. Немыслимо представить себе, что Бог мог так благословить так самозванца и обманщика. Поэтому, основание Коринфской церкви, при содействии Павла. — было прямым свидетельством об его апостольстве. Каждый проповедник с полным правом может указать на благословения, сопровождающие его Евангельскую работу, как на доказательство того, что он призван Богом, для проповедования Его слова (см. Матф. 7:16, 20).

в Господе?: Павел признаёт, что всё соделанное им было совершено силой, дарованной ему от Господа. Он знал, что сам по себе не может делать ничего (ср. Ин. 15:5). Вся его сила и мудрость исходили от Господа, Который призвал его на апостольское служение Рим, 1:1; 1Кор. 1:1; 1 Тим. 2:7; 2Тим. 1:1; Тит. 1:1. Такое полное повиновение воле Божией и ясное сознание неспособности человека что-либо сделать своими силами, есть первое и наиболее важное условие успеха служения служителя Евангелия в его миссионерской работе.

2. для других: Т.е., не для Коринфян, которые не были обращены посредством служения Павла. Эти люди могли иметь сомнение, относительно того, что Павел был послан Богом, проповедовать Евангелие, но его Коринфские собратья в этом никак не могли сомневаться. Он трудился среди них продолжительное время, и они имели достаточно возможностей познакомиться с ним и увидеть, насколько успешной была его работа. Они имели сильные доказательства в том, что он был послан совершать великое дело Божие.

печать: Т.е., удостоверение в подлинности. Павел подчёркивает, что наличие членов Коринфской церкви, — тех, кто сомневается в его апостольстве, — является самым наглядным доказательством, что он апостол, — их обращение не могло бы совершиться усилиями человека, оно было работой Божией. Это свидетельствовало о том, что Бог был со своим служителем и Сам послал его.

Бог пользуется Своими служителями, как искусный мастер пользуется своими инструментами, Они орудия в Его руках для исполнении Его намерений в этом мире. Подобно тому, как плотник использует различные инструменты, чтобы изготовить красивую мебель и она признается всеми делом его рук, так и Господь использует Своих работников на этой земле с тем, чтобы посредством и сделать многих мужчин и женщин, погибающих во грехе, причастниками Своей благодати. Плотник знает свои инструменты, искусно пользуется ими; так и Господь знает Своих служителей и они под Его руководством способны приобретать людей для царствия Божьего. Этот успех в приобретении людей для Господа свидетельствует о том, что их служение принимается Им, и они считайся Его свидетелями.

3- зашищение: Греч, apologia, «зашита», «оборона». Это слово является юридическим термином. Оно раньше применялось в речи в защиту подсудимого (см. Деян. 25:16; Фил.1:7,17; 2Тим. 4:16). В данном стихе оно означает ответ Павла тем, которые оспаривали его апостольское право. Павел хорошо сознавал что Коринфскую церковь, он основал не сам, а посредством Божественной силы. Павел указывал на самих верующих, как на печать своего апостольства, как на то, что может служить ему защитой от всех осуждающих его.

осуждающих: Греч, anakrino, подобно слову apologia является юридическим термином, имеющим отношение к судьям, разбирающим и решающим дела, представленные на суд (см. Лук, 23:14; Деян. 4:9; 24:8).

Вот: Комментаторы не согласны или это местоимение ссылается на предыдущие 1, 2 ст. или к последующему. Мнение толкователей по поводу этого слова расходятся. Одни считают, что оно связано с предыдущими стихами, первым и вторым, другие с последующими. По-видимому, более пространное обсуждение последующих стихов логичнее связано с этим местоимением, чем мысль предыдущих двух стихов. В таком случае содержание последующих стихов представляет собой защиту Павла против тех, кто оспаривал его апостольское право. В 4-6 ст. он приводит главные возражения своих [726] противников, а в ниже следующих показывает, что они не имеют никакой силы.

4. власти:— Греч, exousia, «право», «власть». Здесь Павел отстаивает все права и преимущества, которые имели другие апостолы.

есть и пить?: На основании сказанного в гл. 8 можно было бы сделать вывод о том, что здесь Павел говорит о своём праве есть (по своему усмотрению) идоложертвенное, однако контекст такого вывода не подтверждает (см. 2, 3, 6, 7 ст.). Здесь он обосновывает своё апостольское право с тем, чтобы иметь поддержку со стороны основанных им церквей. Заявление Павла о том, что наряду со всеми другими служителями Евангелия, полагающими жизнь свою в проповеди Слова Божьего, он также имеет право на поддержку церквей. — это основано на весьма разумных доводах 7-14 ст.

Мысль, которую здесь желает выразить Павел, такова: Он и его сотрудник Варнава, сами зарабатывали на жизнь Деян. 18:3, 6. Другие религиозные служители и учителя требовали на свое содержание от тех, кому они благовествовали. При таком положении у некоторых могло сложиться впечатление, будто Павел и Варнава не требовали себе содержания от членов церкви, лишь потому, что они не считали себя апостолами. На это апостол Павел отвечает, что хотя он охотно трудился своими руками, однако некоторые не понимая его принципа делают из этого ложный вывод. Он не желал пользоваться своим апостольским преимуществом не потому, что он не имел на это право, а потому, что знал, что поступаясь этим правом, он будет лишь способствовать духовному благополучию всей церкви.

5. сестру: Т.е., женщину христианку, которая является одним из членов церкви (см. Иак. 2:15; Рим. 16:1; 1Кор. 7:15).

жену: Выражение «сестру-жену» по-видимому, следует понимать: «сестру как жену». Подобно своему мужу жена имела право на своё содержание от церкви. Здесь Павел, очевидно, хочет сказать: «Разве мы не имеем права, как и другие апостолы взять в жёны верующую спутницу, и вместе с ней благовествовать за ваш счёт?». Некоторые считают, что «сестра» означает здесь не жену, а служительницу, которая прислуживала апостолам, так же, как некоторые женины прислуживали Христу (см. Лук. 10:38-42), Однако упоминание Петра, который был женат (см. Матф. 8:14; Марк 1:30), показывает, что речь идёт о жёнах.

как и прочие Апостолы: Эти слова, говорят о том, что апостолы обычно вступали в брак. По-видимому, существовали такие причины, в силу которых жёны сопровождали своих мужей апостолов в их миссионерской работе. В странах востока мужчины почти не имеют возможности возвестить истину женщинам. Они не имеют права быть в одном собрании с ними. Зато женам апостолов это удавалось без труда. Таким образом, апостол, имея при себе жену, пользовался большим преимуществом, так, как последние могли оказывать им как хозяйственную помощь, так и заботиться о них во время их болезни и гонений. В своей работе Павел предпочитал оставаться неженатым (см. на гл. 7:7), и бывают случаи, когда человек может трудиться более успешно, если он не связан е семьёй. Но определённого библейского основания для принудительного безбрачия служителя нет.

братья Господни!: См. на Матф. 12:46. В первое время миссионерской деятельности Христа Его братья не верили в Него (см. на Ин. 7:3-5). Позднее они, очевидно, изменили своё отношение к Нему и стали проповедниками Евангелия. Из вышеприведенных слов видно, что они состояли в браке и брали своих жён, по крайней мере, в некоторые их своих миссионерских путешествий. См. на Деян. 1:4.

Кифа?: Т.е., Петр (см. на Матф. 4:18; 16:18; Марк 3:16; I Kop. 1:12). Относительно того факта, что Петр был женат (см. Матф. 8:14; Марк 1:30).

Учитывая, что Петр своим поступком фактически одобрил брак служителей церкви, было бы очень странным утверждать, что тот, кто считает себя его сотрудником, запрещал такие браки!

6. Варнава: Варнава Киприянин был землевладельцем. Он присоединился к Иерусалимской церкви, а своё богатство раздал неимущим верующим Деян. 4:36, 37. Позднее он был послан в Антиохию, чтобы там способствовать росту и продвижению евангельской работы Деян. 11:22. Ощущая свою нужду в сотруднике, он для этой цели пригласил Павла Деян. 11:25, 26. Затем он сопровождал Павла в его Первом Миссионерском Путешествии Деян. 13:1-4. После этого их сотрудничество прекратилось, причиной послужило их разногласие [727] по вопросу о том, брать или не брать Иоанна называемого Марком с собой во второе путешествие (см. Деян. 15:36-39). Здесь Павел впервые упоминает имя Варнавы, спустя семь лет после того, как они расстались друг с другом.

не имеем власти не работать?: Форма данного попроси в Греческом тексте предполагает категорический утвердительный ответ о том, что Павел и Варнава имели такую власть или право, но своему желанию воздерживаться от труда, который мог бы обеспечить их пропитание. После своего обращения Павел имел в жизни лишь одно стремление свидетельствовать о Христе и убеждать людей принять Его, как своего Спасителя (см. I Kop. 9:16; 2Кар. 5;11 Фил. 3:13, 14). Он старался набегать всего тою, что могло людям помешать принятию возвещаемой им вести (см. Рим. 9:1-3; 10:1; 14:16, 19-2); 1 Кор 8:13; 9:22, 23). Язычники ко всем пришельцам относились с положением, поэтому Павел решил не подавать им повода, обвинять его и том, что он прийти к ним, как проповедник, якобы для того, чтобы получить от них материальную помощь.

В миссионерской деятельности Павла неотступно преследовали некоторые люди, старавшиеся устроить ему неприятности, унизить его авторитет и помешать ему и работе (см. Деян. 13:45, 50; 14:2,19; 17:15; Гал. 2:4; 3:1; 5:12), Часть этих людей были христианские учителя из Иудеев считавшие, что христианам необходимо соблюдать закон Моисеев, и навязывавшие своё понимание церквам, основанным Павлом и Варнавою, вызывай, таким образом, в верующих сомнение относительно Павла. Очевидно не найдя ни одной основательной причины для жалобы па Павла, они избрали его отказ принимать материальную помощь от Коринфских верующих, как свидетельство того, что он не является истинным апостолом Христа, См, на 2Кор. 11:22.

Где бы ни трудился служитель Евангелия, он всегда должен следить за тем как бы не сделать чего-нибудь такого, что может обидеть, тех, для кого он трудится. Ради блага других он должен с готовностью пожертвован, когда это необходимо, своими законными правами и преимуществами.

7. служит: Греч, strateuo. «быть на военном службе», но время войны, либо в мирное время. Воин посвящает свою жизнь военной службе, как защитник родины и своего народа. Его долг отстаивать интересы тех. кому он служит, и если необходимо он должен ради этого отдать свою жизнь. Однако воин справедливо ожидает от тех, кто держит его на службе, полного обеспечения для себя, чтобы свободно посвятить все свои силы выполнению порученного ему дела. Подобно точу, как воин имеет полное право получать содержание от тех, кто поставил его на службу, так и проповедник Евангелия имеет право на coдержание от тех, кому он благовествует. Здесь Павел приводит первое сравнение.

содержании?: Греч, opsonion, «армейский рацион», «жалование», «паёк», «довольствие плата». Раньше воинам обычно платили. мясом, зерном или фруктами. Воины не были обязаны заботиться о своем пропитании. Этим занимались те, кто их нанимал на службу. Так и служитель Евангелия не был обязан свое время и энергию тратить на обеспечение своего пропитания и удовлетворению других потребностей.

виноград: Второе сравнение Павел берёт из области земледелия. Человек, насадивший виноград, надеется, что его труд не окажется напрасным. Он ожидает, что скоро будет вкушать от плодов его. Точно также и служитель Евангелия отдаёт своё время, энергию и таланты дня духовного возрастания Церкви, которая есть виноградник Божий. Поэтому он имеет полное право питаться от этого виноградника (см. Пс. 79:9, 10; Ис. 5:1-4; 27:2,3).

стадо: Третье сравнение, которое здесь приводит Павел, усиливает значение первых двух, Возможно, чтобы лучше изобразить церковь Божию, Павел решил сравнить ее со стадом овец Ин. 10:7-9, II; Евр. 13:20. а служителя как пастыря (Ефес 4:11 здесь «пастыри» означают буквально, «пастухи»), это было в мыслях Павла при выборе своей иллюстрации.

Не следует забывать о важном поручении, которое вытекает из Божьего плана о материальном содержании служителей церкви. Плотское сердце чрезвычайно эгоистично. Человек постоянно стремиться к приобретению материального богатства. Устав, согласно которому церковь даёт материальное содержание тем, кто служит ей в духовном деле, помогает членам победить эгоистичные устремления своего плотского сердца. Он также дает им возможность проявить практически [728] своё одобрение тех усилий, которые проповедник прилагает ради них. Больше того, таким образом, они могут выразить свою признательность Богу за Его любовь к ним и Его заботу, что проявляется в служении поставленных Им проповедников,

8, По человеческому ли … рассуждению:Форма этого вопроса в Греческом тексте предлагает отрицательный ответ. Спрашивается, была ли мысль о материальном содержании служителей церкви, только чисто человеческой? Находились, вероятно, такие, которые противоречили словам Павла, необоснованно ссылаясь при этом на Священное Писание.

Не то же ли говорит и закон?: К закону Божию, который заключался. как в Десяти заповедях, так и в уставах и в повелениях (известных под названием Моисеева закона), с большим уважением относились, как Иудеи, так и христиане, обращённые из Иудеев. В своих рассуждениях с Иудеями Павел ссылается обыкновенно на ВЗ. В 7 ст. он показал, что даже по человечески рассуждая, церковь должна материально поддерживать служителей Евангелия. В приведенном стихе он ссылается на примеры из ВЗ, доказывая, что тот же самый принцип признавался и соблюдался в древнем Израиле.

9. Моисеевом законе: Относительно определения этот закона (см. на Лук. 2:22; 24:44; Деян. 15:5).

рта: Цитата взята из Втор. 25:4. Такое заграждение рта вола делалось либо посредством ремней, либо небольшой корзины, которая закреплялась к рогам животного, так, что оно могло свободно дышать, но не могло есть. Закон, разрешающий волам во время молотьбы есть зерно, свидетельствовало о милости Божией к домашним животным. Этот закон обычно рассматривают заботой человека о домашних животных. Однако из приведенного стиха видно, что он имеет более глубокий смысл.

печется Бог?:— Форма данного вопроса в Греческом тексте предполагает отрицательный ответ. Тем не менее, из этих слов мы не можем делать выводы о том, что Павел исключает буквальное истолкование приведённого стиха. Бог заботится о волах. Здесь Павел подчёркивает тот факт, что человеческий обычай, позволяющий волу есть зерно, которое он молотит, заключает в себе принцип, который имеет универсальное значение. Те, кто трудятся, имеют право питаться от плодов своего труда 1Кор.9:7; 2Фес. 3:10. Это мудрое и справедливое установление сильно извращается человеком, под влиянием сатаны. Миллионы тружеников не получают справедливого вознаграждения за труд. E0J видит и эту вопиющую несправедливость и заверяет Свой верный народ в том что в Его царстве вечной славы все будут пользоваться плодами своего труда (см. Ис. 65:21, 22).

10. конечно: Греч, pantos, «конечно», «разумеется», «несомненно». Павел не отрицает этого закона и в буквальном смысле (см. на 9 ст.). Он лишь применяет принцип данного закона в широком значении, в сравнении, с которым буквальная сторона закона кажется малозначительной.

для нас: Здесь Павел применяет этот закон непосредственно к тем, кто призван Богом, проповедовать Евангелие. Может возникнуть вопрос, в каком смысле было дано это установление для служителей? Из ответа Павла видно, что здесь заложен Божественный план; все, кто честно трудятся, имеют право надеяться на справедливое вознаграждение. Нельзя сказать, чтобы вознаграждение было главной целью служителей Евангелия. Он благовествует, подобно Павлу потому, что не может не благовествовать (см. 16 ст.). Бог проявляет о Своих работниках большую заботу. Хотя всякий истинный служитель Евангелия движим стремлением трудиться для спасения ближних, тем не менее, он не лишается надежды на вознаграждение, как в виде материальной поддержки, так и в виде будущей вечной славы (см. Иер. 20:9; 2Кор. 1:14; Фес. 2:19, 20).

пахать с надеждою: Кто занят возделыванием земли, тот должен с любовью прилагать к этому вес свои усилия, справедливо надеясь, что его энергия и прилежание увенчаются успехом. Он должен трудиться с полной уверенностью потому, что ему будет позволено воспользоваться плодами своего труда, Кто же вынужден трудиться без этой вдохновляющей надежды, тот находится в менее выгодном положении и по-видимому не может вложить в свой труд всей своей энергии. Действительно, как может тот, кто не уверен в получении [729] справедливого вознаграждения, проявлять заинтересованность в своем труде? Как можно рассчитывать на то, что он бескорыстно и безраздельно посвятит себя порученному делу. Может ли он быть спокоен в душе, видя нужду своей семьи? Если так обстоит дело с теми, кто занят земным трудом, то разве оно не также обстоит и с работниками, которые трудятся в винограднике Господнем?

получить ожидаемое: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «в надежде иметь часть». Для исполнения Своих намерений. Бог в плане спасения предусмотрел различные средства. Подобно тому, как в земледелии, один готовит почву для посева, а другой собирает жатву, так и в великой работе приобретения душ для царствия Божия. Дух Святой посылает одного человека сеять семена Евангелия в сердце искателя истины, а другого — привести этого искателя через водное крещение в церковь (см. гл. 3:6, 7). Какое бы участие не имел работник в приобретении душ для Христа, он получит свою награду вместе с теми, кого Господь употребил в Своем деле (см. Матф. 20:8-10,Ин 4:36-38: 1Кор. 3:8, 14). Подобно этому работник, сеющий семена истины, имеет право на материальную поддержку в такой же степени, как и тот, который, придя на его место, организует церковь из людей, уже подготовленных принять Евангельскую истину (см. 2Тнм. 2:6).

11 посеяли: Сеяние в Библии применяется в образном смысле для обозначения проповеди Евангелия, а также величайших благословений и преимуществ, которые предлагаются через веру но Христа (см. Матф, 13:3, 19-23; Ин 4: 38). Умеренность этого образа становиться вполне очевидной, если представить себе, что сеятель, сеющий семя, разбрасывает его по всему полю. Так и служитель Евангелия проповедует Слово Божие людям всякого звания и положения. Он проповедует его всем слушающим, не зная, кто из них примет его с радостью, а кто окажется подобным каменистой и придорожной почве. В притче о сеятеле (см. Матф. 13:4, 5). Его долг сеять семена, предоставляя Духу Божьему донести их до жатвы (см. Еккл. 1:6; Марк 4:26-28).

духовное: Христианин-миссионер несёт людям значительно больше благословений в сравнении с той материальной поддержкой, которую он получает от них. Он возвещает Евангелие — утешительную и радостную весть. Он знакомит людей с Богом, планом спасения и небесной надеждой. Он указывает им на путь мира и под руководством Духа Святого выводит их из мрака идолопоклонства и открывает им радость общения с живым Богом. Одним словом, он, как посланник Христа приглашает людей получить то познание, которое приведет их к жизни вечной (см. Ин. 17:3: 2Кор. 5:20). Он открывает людям такие несметные сокровища, в сравнении, с которыми псе богатства мира сего — ничто (см. Ис. 55:2,- Матф. 13:44-46; Откр. 3:17, 18; 21:3, 4, 7; 22:14).

велико ли то: Право на материальное содержание в ещё большей степени подтверждается тем фактом, что то вознаграждение, которое положено работникам не столь значительно, как то благословение, которое они несут людям. Послужить проповеднику в «телесном» для членов церкви не только не трудно, но это есть также их приятный долг, исполнением которого, они могут показать своё одобрение тому, что Господь сделал для них (см. Рим. 15:27).

2. другие: Здесь, несомненно, имеются в виду другие религиозные учителя Коринфской церкви, возможно, те, которые упоминаются Павлом в гл.1:10, 11; 3:3, как руководители различных группировок. Таковые заявляли свои права на материальную поддержку со стороны церкви. Они, возможно, также старались доказать, что Павел не является апостолом, так как он, в противоположность им, якобы пренебрегает правом получать материальное содержание от Церкви. Но здесь Павел доказывает, что если другие имели право на такое содержание, то тем более он. Он был их первым наставником, обратил их к Господу и помог им организовать церковь, он трудился у них дольше и ревностнее, открывая им многие духовные истины.

власть: Греч, exousia, «право», «авторитет», «преимущество».

не пользовались: Несмотря на то, что Павел имел большое право на материальную поддержку со стороны церкви, тем не менее, он не настаивал на своём праве. Он предпочёл отказаться от своего преимущества и зарабатывал себе на жизнь своими руками. Он весьма остерегался того, [730] чтобы не дать кому-либо повода для обиды, чтобы никто не мог обвинить его в том, что он прибыл в Коринф проповедовать Евангелие, якобы с целью (см. Деян. 18:3, 2Кор. 11:7-9; 12:14). Всё это свидетельствует о полном посвящении Павла делу спасения душ для царства Божьего (см. 1Кор. 9:22). Его первой и единственной мыслью была всегда мысль о том, что можно ещё сделать для блага тех. кому он благовествовал. Такое бескорыстное посвящение делу Господа характерно для всех, кому открылся Иисус, и кто из своего личного опыта знает, что значит быть мёртвым для греха и живым для Бога во Христе Иисусе (см. Деян. 9;6. Гал. 2:20; 5:24-26).

переносим: Решимость Павла зарабатывать себе на жизнь своими руками давала ему силы переносить лишения. Он был готов переносить всё, лишь бы таким образом можно было приблизить царство Божие.

преграды: Павел заботился о том, чтобы ни один его поступок каким либо образом не помешал продвижению Евангельской работы. Он отказался от своего права на материальное содержание не потому что сомневался в этом праве, а потому что считал, что, поступая так он будет способствовать делу Христа и избежит многих отрицательных последствий, которые могут произойти, если он будет настаивать на своём преимуществе.

13. не знаете: Павел говорит о том, что хорошо было известно, как Иудеям, как и тем, кто находился в их среде, а именно, что священники имеют право на содержание от храма. История Израиля может послужить для христианской церкви хорошим уроком. Принципы церковного порядка, который соблюдался при служении в древнем храме, достойны тщательного изучения.

священнодействующие: В Священном храме трудились и охраняли его принадлежности не только священники, но и левиты. Они содержали святилище в чистоте и заботились о пополнении запасов в нём. как. например, о елее и фимиаме. В их обязанность также входила организация музыкального хора для служения в храме (см. Числ. 1:50-53; 3:5-37; 4:1-33; 18:5-22; Шар. 23:3-6, 24, 27-32).

от святилища?: Через Моисея Бог дал указанно всем священникам и левитам о том, что они не получат наследия, но будут питаться, получая своё содержание исключительно от храма (см. Числ. 18:20-24; 26:57,62; Втор. 18: 1-8). Не неся никакой ответственности ни за землю, ни за имущество, священники и левиты могли всё своё время и энергию посвятить важной работе в святилище. Им не приходилось заботиться о своём материальном обеспечении; Бог предусмотрел для них десятины и приношения верующих.

жертвеннику: Это выражение относится, несомненно, прежде всего, священникам, так, как в их обязанность входило возношение жертв на жертвенник. Левиты помогали в приготовлении жертвы, а также заботились о сохранении чаш и других принадлежностей, которыми пользовались священники. Однако, принесение жертвы пред Господом и вознесение фимиама на золотой жертвенник перед завесой было исключительным правом одних священников. (Исx. 28:1-3; Числ. 18:1-7).

от жертвенника?: Часть животных от определённых жертв оставалась употребления священникам. Таким образом, священник получал долю жертвенного животного от жертвенника (см. Лев. 6:16-18; 7:15, 16, 31-34; S. 18:8-10; Втор. 18:1, 2).

14. повелел: Греч, diatasso, «установить», «назначить», «повелеть». Бог остановил, чтобы Его служители па земле не несли двойной ответственности, связанной с одной стороны проповедью Евангелия, а с другой удовлетворением своих материальных нужд. Посылая Своих учеников в города и селения Палестины. Иисус заповедал им не заботиться о своём материальной обеспечении — этим должны были заниматься те, среди которых они трудились (см. Матф. 10:9,10; Лук. 10:7). Бог возвестил Израильтянам, что десятая часть от всего, что они имеют, принадлежит Ему, и они были обязаны добросовестно отдавать десятины в храм священникам (см. Лев. 27:30, 32; Числ. 18:21; Мал. 3:10, 11; Евр. 7:5), Это установление было подтверждено и одобрено Христом во время Его земного служения (см. Матф. 23:23). Таким образом, был ясно изложен план Божий, согласно которому христианская церковь должна заботится о материальном содержании своих служителей. Древние Израильтяне отступили от этого ясного указания Божьего [731] и пожали проклятие (см. Мал. 3:8, 9). Удержание от Бога того, что принадлежит Ему, навлекает на христианина то же проклятие, какое понёс на себе Израиль; тогда как радостное исполнение этого справедливого повеления, основанного на любви, — лает верующему право быть причастником обетования, которое даётся всем приносящим добросовестно десятину Господу (см. Мал. 3:10-12). Человек по своей природе очень эгоистичен. Он следует примеру великого отступника истины, потерявшего своё почётное положение на небе, вследствие того, что он стремился возвысить самого себя (см. Ис. 14:12-15; Иер. 17:9).

Уплата десятины и добровольные пожертвования являются постоянной преградой эгоистичным устремлениям человека, в то же время, помогая ему всецело полагаться на Бога, а не на временные богатства этого мира (см. Матф. 6:19-21). Таким образом, десятина и добровольные пожертвования, предназначенные для содержания служителей и продвижения дела Божьего по всей земле, приносят благословения, как дающему, так и принимающему. Эгоизм человека. в таком случае, сдерживается и в последнем пробуждается интерес трудиться Для блага церкви. В то же время те, кто посвятил себя служению, получают достаточное материальное обеспечение, чтобы не беспокоиться о земном, по всецело заботиться об удовлетворении духовных нужд людей.

жить: Если все члены церкви будут добросовестно платить десятину и давать пожертвования, тогда в церкви будет обильный запас средств для продвижения Евангельской работы. Тогда можно пригласить ещё больше работников. Таким образом приблизить пришествие Господа. Долг служителей разъяснить членам назначение церковных средств, чтобы верующие могли получить, благословения Божий, обещанные тем, кто будет исполнять Его намерения и способствовать интересам всемирной проповеди Евангелия (см. 2 Кор. 8:4-8, 12; 9:6-12,- ДА 345).

15. не пользовался ничем: См, на 12cm.

так было: Коринфяне, несомненно, согласились бы оказывать Павлу материальную помощь, если бы он того пожелал. Здесь он выражает уверенность в том, что верующие в правильном свете поймут защиту им своего апостольского права.

лучше: Эти слова, по-видимому, несколько преувеличены. Ниже мы узнаём о том, что Павел стремился не к личной славе, но к прославлению Небесного Бога. Приведённый стих в целом даёт ещё раз видеть чудное посвящение Павла Господу и Его делу, а также подчёркивает полное самоотречение, ради Того, Кто его искупил. Человек может исполнять волю Божию так, как она ему открыта, но если он исполняет её неохотно, то он не получит той похвалы, о которой говорит Павел, кто же с радостью делает больше нежели требуется от него, как, например Павел в вопросе материального содержания, тот получит особую награду.

16. Ибо, если: Аргумент Павла в 16 и 17 ст. не совсем ясен. По поводу этого имеются разные толкования. Некоторые толкователи к первой части 16 ст. добавляют выражение «как другие», тогда вес предложение читается так; «Ибо. если я благовествую, как другие, получая вознаграждение от тех, кому проповедую, то мне нечем хвалиться». Другие приведённым словам стиха, придают более общий смысл. Согласно этому варианту весь текст читается так: «Тот факт, что я благовествую, ещё не даёт мне пи какого основания хвалиться, ибо на меня возложена эта обязанность».

нечем: Павел указывает на те причины в 15 ст., которые позволяют ему хвалиться, но в данном стихе он ясно говорит о том, что в деле проповеди Евангелия ему нечем хвалиться, ибо он так сильно движим желанием благовествовать, что не может не благовествовать.

необходимая обязанность:Павел не мог хвалиться тем, что он делал, повинуясь своему неодолимому стремлению. Его надежду на награду мы должны ставить в тесную связь с тем, что он сделал сознательно, повинуясь голосу разума, а не чувства. Тогда мы увидим истинное стремление его сердца. Под словом «необходимая обязанность» он, несомненно, понимает свое призвание т служек (см. Деян. 9:4-6, 17, 18; 13:2; 22:6-15,21; 26:15-19), которым он не мог пренебрегать и в тоже время иметь душевный мир и милость Божию.

если не благовествую!: Павел хорошо знал, что если он будет молчать, то не останется безнаказанным. Он знал, что послан Богом проповедовать радостную весть избавления от греха, и что если он не будет об этом проповедовать, то он не будет иметь душевного мира и блаженного общения со Христом. Его молчание фактически означало бы отказ от поручения, возложенного на него Господом (см. Деян. 22:14, 15, 21; Рим. 11:13; 15:16; Ефес. 3:7, 8). [732]

Все служители Божий, призванные Им проповедовать Евангелие, не смогут чувствовать себя довольными и счастливыми, если будут заниматься каким-либо другим делом. Если человек спокойно, без всяких угрызений совести, хочет воздерживаться от проповедования, то он ни в коем случае не должен допускаться к служению (см. СЕ 437). Евангельская работа самое благородное призвание в мире, и лишь те имеют право быть на этой работе, которые охотно следуют велению Духа Божьего, и сознают свой священный долг (см. ЗСЦ 243) Истинный служитель Иисуса Христа не смотрит на себя и на свои удобства Он не старается сделать, как можно меньше и ограничить своё служение определённым количеством часов в день. Он стремится сделать больше, чем необходимо, потому что любит своего Господа и знает цену спасения души. Он ощущает внутреннее побуждение искать и спасать заблудших (см. Пер, 20:9). Всё, что говорится здесь о служителях, относится такие к каждому последователю Господа. Иисус поручил всем верующим в Него быть Его свидетелями (см. Матф. 28:19, 20; Деян. 1:8; ЖВ 347, 348; 9СЦ19, 20). Все, кто любит своего Спасителя и желает исполнить Его поручения, отдадутся руководству Святого Духа с тем, чтобы Он мог свидетельствовать через них окружающим их (см. Дан. 12:3; Матф. 5:16; Фил. 2:15).

17. добровольно: Греч, hekon, «охотно», «по своему желанию», «по своему согласию». Павел вовсе не хочет сказать, что он трудился не добровольно или без желания. Он лишь имеет в виду то, что его призвание появилось отнюдь не в результате его собственных планов и намерений (см. на 16 ст.).

награду: Смысл сказанного не совсем ясен. Возможно, апостол имеет в виду, что если бы он был занят проповедью Евангелия так, как другие учителя, то вероятно, получал бы награду, как и они вознаграждены 14 ст. Однако он стремился к иной награде (см. на 18 ст.).

недобровольно: Греч, akon, в значении противоположном слову hekon, (см, выше под «добровольно»), следовательно в контексте, имеется в виду, не но своему желанию. Он не был призван на духовную работу в то время, когда в его мыслях были совсем другие намерения. Таким образом, то, что он благовествовал, не могло служить основанием для его похвалы.

служение: Греч, oikonomia, «руководство», «управление». Павлу было право совершать служение. Во дни Павла управителями были нередко из числа слуг, которым поручалась забота о благосостоянии всего дома См- Лук, 12:42, 43). Однако здесь нет ни малейшего намёка о низведении христианского служения до уровня обязанностей раба. Выше приведённое слово показывает, в чём заключалось апостольство Павла.

Павел не считал, что он проповедует Евангелие, повинуясь лишь чувству, а

Добровольно. Услышав призыв, он с радостью возложил на себя ответственность служителя и решил увеличить своё служение. Он считал возможным это сделать, отказавшись от законного материального вознаграждения, которое Господь установил для служителей Евангелия (см. Лук. 10:7; I Kop. 9:13, 14).

Это означало, что он намерен обходиться без удобств и уюта, которыми он мог бы пользоваться вполне законно, и что он был согласен зарабатывать себе на жизнь любым физическим, часто нелёгким трудом и в то же время проповедовать Евангелие. Такое отношение Павла к своему призванию свидетельствовало о том, что он трудился с любовью и от всего сердца.

18. награда?: Эти слова Павла можно объяснить его ранним антагонизмом по отношению ко Христу и Его последователям, его позднейшим обращением (см. Деян. 7:58; 8:1, 3; 9:1-6), а также высокой обязанностью, возложенной на него (см. 1Кор. 15:8-10; Ефес. 3:7, 8; 1Тим. 1:15, 16). Павел остро сознавал то великое зло, которое он совершил, преследуя последователей Иисуса, хотя он при этом искренно думал, что исполняет волю Божию (см. 1Тим. 1:!3). Милость, посредством которой он получил прощение за своё противодействие Евангелию, изображена в молитве Христа Отцу за тех, которые распяли Его (см. Лук. 23:24), Искреннее раскаяние грешника в совершённом зле даёт Богу возможность простить его (см. Деян. 2:37, 38; 3:19).

Павел сознавал, что милостивое отношение к нему Господа и великое доверие, выразившееся в его призвании на апостольское служение, сделали его обладателями [733] таких преимуществ, каких он совершенно не был достоин и какие он никогда не сможет оплатить (см. 1Тим. 1:11, 12, 14, 16). Он с радостью принял возложенное на него поручение и признал свой долг проповедовать Евангелие всем людям (см. Рим. 1:14, 15; 1Кор. 9:16). Движимый любовью и признательностью к Иисусу, он с радостью принялся возвещать спасение, как Иудеям, так и язычникам. Он ощущал в себе стремление отказаться от материального вознаграждения, которое полагалось ему по праву (см. 13, 14 ст.). Он не хотел, чтобы его любимый труд был связан с оплатой, что могло омрачить его радость. Он ни за что не хотел лишиться преимущества бескорыстного служения 15 ст. То, что Павел был в очах Господа достойным служителем. Евангелия, и что своим трудом в деле спасения душ, не требуя содержания от церкви, он имел возможность проявлять бескорыстную любовь к Своему Спасителю, являлось для него щедрой наградой.

безмездно: Т.е., не требуя никакого содержания от верующих.

не пользуясь: Греч, katachraomai. «использовать до предела», или «просто использовать», как здесь. Это слово нельзя понимать в отрицательном смысле. Павел неоднократно говорит о своём праве на содержание от верующих (см. 4, 5, 11, 12 ст.), но он не намерен пользоваться этим правом. В противном случае это причинило бы ущерб проповеди Евангелия и лишило его радостного стремления совершать спасительную работу безвозмездно (см. 12 ст.).

Это не может быть утверждением из заявления Павла в 15-18 ст., ч го служители Евангелия обязательно должны зарабатывать себе на жизнь каким-либо ремеслом и не рассчитывать на материальною поддержку со стороны церкви. Апостол подчёркивает, что его собственное решение следует рассматривай, как исключение, а не как правило (см. 5-7, 9 ст.). Бог дал ясное наставление Своей церкви относительно Его плана, как помогать Его служителям (см. 14 ст.; ДА 338-341).

в благовествовании:. — Т.е., полномочием или правом, будучи на Евангельской работе требовать содержания от членов церкви.

19. свободен: См. на 1 ст. Здесь Павел возвращается к теме гл. 8:9-13, о том что он не позволит себе обратить свободу в соблазн для немощных. Он приводит нам ещё ряд примеров, показывающих, что он ради других готов отказаться от своих прав.

поработил себя:. — Буквально, «пленил себя». Павел готов был потрудиться для блага других, как раб, не требуя себе награды. Как раб, желающий угодить Господину своему, или же в силу своей обязанности он согласен был, по возможности, принять всё и привычки, и обычаи, и мнения других, (только не поступаясь при этом своими принципами). Служители Божий в своём служении всегда должны находить подход к тем, среди которых они трудятся (см. 2СЦ 673).

дабы больше приобресть: Всё самое важное в своей жизни Павел заменил великой задачей проповеди Евангелия и приобретения душ для Христа. Он готов был отказаться от всех преимуществ, лишь бы это помогло некоторым придти к Господу (см. Рим. 9:3). Павел имел достойное стремление в том, чтобы силой Святого Духа побуждать, возможно, большее число людей принять спасение от греха через Иисуса Христа, к этому должен стремиться всякий истинный служитель Евангелия.

20. как Иудей: Здесь, как в 21, 22 ст. Павел более подробно говорит о своём методе Евангельской работы, ссылаясь на 19 ст. Указанного принципа он придерживался в работе с людьми всякого звания и положения. Он много проповедовал Иудеям. К ним он старался подойти, как один из Иудеев (см. Деян. 13:14, 17-35; 17:1-3; 28:17-20), не только в проповеди, но и в жизни, сообразуясь с их обычаями, когда дело не касалось принципов (см. Деян. 16:3; 18:18; 21:21-26; 23:1-6). Ему был хорошо известен образ жизни Иудеев, поскольку он сам раньше был фарисеем и членом Синедриона (см. Деян. 23:6; 26:5; Фил. 3:5; ДА 102). Такое знакомство с Иудаизмом для Павла оказалось полезным, как в его Евангельской работе с соотечественниками, так и в собственной защите (см. Деян. 23:6-9). Он не противоречил их обычаям (убеждениям) и предубеждениям, когда дело не касалось вопросов совести. Он ни в чём не критиковал их. Напротив, свое знакомство с их верованиями и обычаями, он старался использовать таким образом, чтобы ему [734] легче было возвестить им Евангелие. Сообразуясь с философией их жизни, он своей единственной Целью ставил — как можно ближе привести их ко Спасителю.

как подзаконный: Это выражение толкователи понимают по-разному. Некоторые из них считают, что первую группу, названную Павлом в данной стихе, представляют Иудеи, как нация; а вторую, то есть, подзаконных — как иудеи по отношению к своей религии. Другие полагают, что слово «иудеев» означает Иудеев по происхождению, то есть, по плоти, а слово «подзаконных» -прозелитов (язычников принявших Иудейство). По мнению третьих, выражение «подзаконных» относится к Иудеям, блюстителям закона или фарисеям. Есть ещё одно объяснение, согласно которому обе группы между собою идентичны Павел употребляет здесь литературный приём параллелизма, с целью эмфазы, » также соответствия последующему выражению «для чуждых закона» 21 Ст. Один из толкователей предполагает, что всё, сказанное в 20 cm, относится к тем кто считает, что спасение можно заслужить соблюдением закона. Это те христиане, обращённые из Иудеев, которые думали, что им необходимо соблюдать все церемониальные предписания Моисеева закона с тем, чтобы получить одобрение Бога (см. Деян. 15:1; 21:20-26). Относительно значения выражения «подзаконных» (см. на Рим. 6:14).

Павел старался по возможности не нарушать законы Иудеев. Он не порицал их за то, что они уважали закон Моисеев, и сам не уклонялся от соблюдения этого закона, когда дело не касалось принципов. Он был настолько внимателен в исполнении Иудейских законов и постановлений, что на обвинение Иудейских вождей, мог дать смелый ответ (см. Деян. 25:8; 28:17).

приобресть: Павел не считал, что исполнение церемониального законам установлений было необходимо для христиан, однако он старался со своей стороны сделать всё возможное, чтобы создать благоприятную обстановку, в которой он мог бы убедиться «подзаконных», в Евангельской истине (см. Деян. 15:24-29), и таким образом «приобрести их».

21. чуждых закона: Т.е., тех, кто не имел предписаний закона, как у Иудеев, другими словами язычников (см. на Рим. 2:14).

пред Богом: Чтобы кто-либо неверным образом не мог истолковать его слов и обвинить его в отвержении всего закона. Павел говорит в скобках о том, что во всех своих отношениях, как с Иудеями, так и с язычниками он всегда сознавал свой долг перед Богом.

Христу: Павел повиновался Христу и следовал Его наставлениям со времени своего обращения. Он был привязан и Нему узами любви, признательности и долга. Руководящим принципом его жизни было постоянное и радостное повиновение воле Спасителя.

приобресть: При встречах с людьми Павел имел единственное желание приобресть их для Христа.

22. немощных: Т.е., тех, кто имеет ограниченное понятие о Евангелии и потому может соблазниться тем, что само по себе не является грехом (см. на Рим. 14:1). В обращении с таковыми Павел старался вести себя так, чтобы не возбудить в них предрассудков и не разрушить их восприятие истины. Он не игнорировал их обычаев; ни в одежде, ни в пище, ни даже в религиозном служении (см. Деян. 16:1-3; Рим. 14:1-3,13,15,19-21; 1Кор. 8:13). Такое снисходительное отношение к убеждениям немощных братьев могло показаться некоторым слабой стороной Павла, тогда, как в действительности это свидетельствовало о его великой, нравственной силе. Будучи уверен, на собственном опыте, в любви Иисуса, а также в превосходстве великой истины о спасении через веру во Христа, он был готов ради немощных, вместе с ними воздержаться от того, что само по себе маловажно, как, например, от употребления идоложертвенного (см. гл.8:4, 7-9)

всем:Всестороннее развитие Павла давало ему возможность находить общий язык с людьми различного звания и положения. Однако там где дело касалось принципов справедливости, он был строго принципиален.

по крайней мере: Греч, pantos, «намеренно», «определённо», «во что бы то ни стало».

спасти… некоторых: Умелое и разумное приспособление Павла к условиям общества, в котором он находился, а также его терпеливое и снисходительное отношений ко всем людям имели лишь одну цель — спасти тех, кто уверовал в возвещаемую им весть. Он говорит о том, что намерен спасти [735] всех, хотя он знал, что многие не уверуют Рим. 9:27; 11:5. Приспосабливаясь к обычаям, привычкам и мнениям всех классов людей с тем, чтобы спасти некоторых из них, Павел точно следовал примеру Спасителя, о котором пророк Исайя писал: «Трости надломленной не переломит» Иc, 42:1-3. Одно из наиболее пенных качеств, которые служитель может развить в себе, это способность приспосабливаться ко всем условиям. Она помогает ему трудиться так, как трудился Иисус; в домах бедных и незнатных, на рыночных площадях, среди торговцев и ростовщиков, на шумных празднествах и пирах богатых, а также при встрече с мудрецами. Истинный служитель готов отправиться в любое место и воспользоваться любым средством, чтобы приобрести людей для вечного Божьего царства славы и мира (см. СИ 23-25; СЕ 118, 119).

23. для Евангелия: Эти слова указывают нам на основной принцип, которым Павел руководствовался во всей своей деятельности. Он был настолько уверен в любви Иисуса, в Его силе воскресения, а также в милости Божией по отношению к кающемуся грешнику, что он горел пламенным желанием спасти людей, во что бы то ни стало. Такое стремление имеют все те, кто родился от Святого Духа, и вступил в тесный союз с Иисусом (см. Деян. 1:8; 2:17, 18, 21; 4:13; ПХ 72, 73), кто полюбил Своего Спасителя, тот в жизни не будет показывать своего «я». Он будет во всём стараться исполнить волю Господа (см. Гал. 2:20).

соучастником его: В этих словах ясно выражена надежда Павла на то, что он будет иметь счастье разделить награду вечной жизни с теми, ради кого он трудился и страдал. В данном стихе также не трудно видеть пламенную любовь Моисей к своим братьям, которая горела в нем столь сильно, что он готов был отказаться от своего спасения, если Бог не простит Израилю и не вернет ему Свою милость Исx, 32:31, 32; и в связи с этими словами вспоминается изречённая любовь Иисуса, которая побудила Его умереть за людей. Не имея Рядом с Собой спасённых, Он не ощущал бы всей полноты блаженства и радо- (Им. 14:3; 17:24; ср. CHIOS).

24. не знаете ли: В 24-27 ст. Павел приводит пример атлетических сований, проходивших в своё время в Греции, и других языческих странах, чтобы наглядным образом изобразить необходимость воспитания в себе самоотречения, направленного к спасению других. В 26, 27 ст. он применяет это урок лично к себе. Состязания, о которых здесь упоминает Павел, были. По-видимому, жителям Коринфа хорошо известны. Игры состояли из состязаний а беге или ходьбе, боксе, борьбе и бросании диска. Павел намекает на два вида бега 24,25cm, и бокса 26,27cm.

бегущие: – Все, кто соглашался принять участие в состязаниях, прилагали все своп старания к получению награды. Они использовали всю ловкость и выносливость, какие приобрели в результате упорных тренировок. Ни один из них не был безразличным или же пассивным. Венец жизни ныне предлагается всем но лишь те получат его, кто будет упорно трудиться над собой. Эго означает что при всех обстоятельствах своей жизни христианин будет руководствоваться в своих словах, мыслях и делах возвышенными примерами из Библии, а не во», делениями своего плотского сердца. На каждом шагу он будет спрашивать себя: «Что сделал бы на моём мосте Иисус? Поможет ли такой-то поступок, намерение или развлечение, укрепить мои духовные силы или же ослабит их?». Всё, что, так или иначе мешает нашему духовному развитию, должно быть решительно отвергнуто; в противном случае победа невозможна (см. Евр. 12:1, 2).

ристалище: Греч, stadion, «ипподром».

награду?: Лишь один человек мог рассчитывать па достижение победы. Однако все участники состязаний добровольно соглашались переносить всевозможные лишения и трудности, чтобы увеличить свои шансы на получение награды. Награда, которая давалась победителю, состояла из венка, сплетённого из сосновых, лавровых или масличных веток, а также из листьев петрушки, либо яблони.

25. подвижники: Греч, agonizomai, «сражаться», «бороться», «соревноваться», «состязаться». Победа в Греческих состязаниях не доставалась путём лишь одного, двух усилий. См. на Лук. 13:24. Для этого была необходима напряжённая, непрерывная работа всего организма, начиная от старта и кончая финишем.

воздерживаются: Греч, egkrateuomai, «иметь самообладание», чтобы в состязаниях иметь надежду на победу, атлет должен подавлять в себе все нездоровые наклонности и желания. Больше того, он должен приучить свое тело тотчас повиноваться голосу разума, [736] и победить в себе всякую леность и изнеженность, которые так часто мешают людям в их жизни. Он должен воздерживаться от всего, что возбуждает и усиливает, а в конечном счёте, ослабляет его организм. Сюда относятся: вино, праздная роскошная жизнь, участие в низких пороках. Он должен научиться самообладанию во всем, но и в том, что само по себе не причиняет никакого ущерба. Всякую пищу и питие он должен принимать строго и умеренно, и вес, что способно ослабить его тело, ему нужно полностью избегать.

Христианин, стремящийся получить награду вечной жизни, должен выполнять программу, которая в некотором отношении напоминает Греческие состязания. Тот, кто желает удостоиться встречи с Господом, должен иметь веру постоянство, самоотречение и прилежание, таковые также необходимые атлетам, борющимся за кратковременную земную славу (ср. Матф. 24:13; к и:24; Иак. 1:12; Фил. 3: 13-15; 1 Тим. 6:12; 2Тим. 2:4, 5; 4:7; Евр, 12-1-4 Откр. 2:10). На христианском ристалище, каждый участник, который по необходимую подготовку, может получить награду (см. Откр. 2:10; 22:17) Хотя вечная жизнь исключительно дар Божий, тем не менее, она даётся только тем, кто прилагает все усилия, чтобы получить её (см. Рим. 2:7; Евр. 1:6, 14)

венца: Греч. Stephanos, «то, что окружает», «венок» часто состоящий из листьев, одеваемый как знак победы или радости (см. на 24 ст.).

нетленного: Какая огромная разница между наградой победителя в Греческих состязаниях и наградой христианина! Как охотно люди добиваются временного успеха и каким подвергают себя телесным лишениям и даже страданиям ради того, чтобы прославиться среди себе подобных! Если они так охотно стремятся получить тленный венец, который вскоре исчезнет, то насколько же более серьёзным и упорным должно быть стремление верующих к нетленному венцу вечной жизни. Вследствие греха, который вошёл в мир, мысли и понятия людей извратились. Сатана имеет успех, побуждая людей нарушать закон здоровья в еде, питании, одежде, сне, работе, развлечениях и мыслях посредством вредных привычек, которые способствуют физическому вырождению (см. СЗ 18, 19).

Бог требует от Своего народа, чтобы он сознавал необходимость в реформе здоровья и воспитания в себе умеренности и воздержания. Человек не имеет права жить в угоду самому себе. Он искуплен Богом и потому обязан всеми силами придерживаться законов здоровья, чтобы содержать своё тело и разум и наилучшем состоянии (см. Лор. 6:19, 20; 10:31). Христианин, движимый любовью к Своему Спасителю не позволит своим страстям господствовать над собой, но во всём, будет послушен совету Бога, Который дан для его умственной физической и духовной жизни. Плотские вожделения должны быть подчинены высшим силам разума, которые находятся непосредственно под контролем Святого Духа (см. Рим. 6:12; 2СЦ 380, 381). Употребление алкоголя и табака — наглядный пример того, как сатана обольстил человека, чтобы он, таким образом, ослабил себя физически и духовно, и лишил себя возможности стремиться к вечной награде, которая предлагается всем, желающим проводить умеренную жизнь (см. Пр. 23:20, 21, 29-32; 1Кор. 6:10; СЗ 125).

Как может тот, кто отказывается оставить свои вредные привычки в чём бы то ни было, надеяться на благословение Божие и на приглашение вступить в барство вечной славы? Единственно надёжное средство в этом случае — постоянно помнить, что тело необходимо держать в порабощении и соответственно этому поступать до тех пор, пока не придет Христос (см. Пс. 50:7; Рим. 7:18, 24; 8:13, 23; 1Кор. 9:27; Фил. 3:20, 21; Кол. 3:5, 6). Благословение вечной которое уподобляется венцу Откр. 2:10, не изольётся на тех, которые жизнь рассматривают как время удовлетворения своих плотских вожделений угождения во всём своему невозрождённому «я». Бог даст вечную И3нь только тем, кто свою настоящую, земную жизнь использует, как возможность добиться победы над всем, что мешает их умственному, физическому духовному здоровью, — таким образом, проявляя свою истинную любовь и послушание по отношению к Спасителю, Который так много перенёс рад них (см. Иак.1:12; 1 Пет. 5:4; Откр. 2:10; 3:10,11; 7:14-17).

26. не так как на неверное: Павел знал, куда он идёт, и что делает. Он стремился пройти свой путь, как можно успешнее. В его разуме не было никакого колебания относительно того, в каком направлении ему нужно было идти Он двигался по своему пути с ясной и твёрдой уверенностью в том, что он достигнет цели. Он стремился изо всех сил, чтобы не лишиться венца нетленного — не венца из листьев, но венца вечной жизни, мира, радости и блаженства в царстве славы. Атлет в Греческих состязаниях не имел подобной уверенности в достижении цели и получении награды. Но Павел знал, что ему и всем, кто исполнит Божьи требования, гарантирован полный успех. Подходя к концу своего жизненного пути, он выразил уверенность в том, что получит венец славы вместе с другими верными христианами (см. 2Тим. 4:7, 8).

бьюсь: Греч, pukteuo, «бить кулаками», «боксировать». Бокс был одним из видов публичных атлетических состязаний. Здесь Павел приводит два сравнения, изображая себя то в виде бегуна, то боксёра.

бить воздух: Когда боксёр тренируется без противника, о нём вполне можно сказать, что он бьет воздух. Когда противник уклоняется от его ударов, то в этом случае его усилия также оказываются напрасными, Павел здесь ясно показывает, что он не щадил своего противника и не позволял ему уклоняться от своих ударов. Не проводил он также времени и в мнимой, показной борьбе, так, как его противник был всегда при нём, и с ним нужно было поступать решительно. Каждый свой удар он направлял уверенно, вкладывая в него всю свою волю и энергию, так, что он достигал своей цели. Порочные влечения плоти он подавлял в себе и всё своё существо подчинял через Христа — Богу (см. 2Кор. 10:3-5).

Многие христиане знают, что им необходимо добиться победы над желаниями и страстями, которые идут в разрез с волей Божией, но им не хватает мужества полностью подчинить своё «я». Они скорее делают вид, что борются, фактически же не желая, чтобы их удары ранили то, что является частью их самих, так, как они боятся, что эти удары причинят им боль. Они слишком любят свою греховную природу, чтобы повредить ей, и имеют недостаточную силу воли, чтобы не обращать внимания на жалобы своей плоти. В отношении же Павла дело обстоит иначе. Он искренно желает не давать никакой пощады своей греховной плоти, своим плотским помышлениям. Он стыдится своей плоти, ненавидит её, желает ей смерти. Поэтому, он отвергает вес чувства жалости и сострадания к ней и направляет на неё свои удары, вкладывая в них всю свою силу, умение и волю (см. Кол. 3:5; СЗ 51). Эти слова нельзя понимать в том смысле, будто Павел подобно гностикам (см. 54-58 стр.), снос тело рассматривал неизлечимым злом. Он стремился лишь к порабощению своего тела, а не к разрушению.

27. усмиряю: Греч, hupopiazo, буквально, «бить под глаз». В переводе IV отсутствует метафора, которая связывает наше представление с древним состязанием по боксу. Эту метафору Павел употребляет для того, чтобы наглядно изобразить ожесточённую борьбу, какую должен вести каждый искренний христианин. Перчатки, которые раньше носили боксёры, не были перчатками в современном смысле слова. Они часто делались из воловьей шкуры и укрепляясь медными застёжками. Hupopiazo наглядно показывает нам жестокую и упорную борьбу, которую приходится вести истинному христианину со своей греховной природой. Эта борьба требует от человека проявления строгой дисциплинированности и самоотречения, чтобы одержать победу над теми тлетворными страстями и привычками.

порабощаю: Буквально, «вести в рабство», следовательно, «стать слугой». С помощью этого слова Павел выражает своё настойчивое намерение добиться абсолютной победы над всеми своими злыми наклонностями и порочными страстями. В этом отношении он не желал иметь никакого компромисса. Он знал, что ему нужно бороться до конца, невзирая на те страдания и боли, которые будет испытывать его земная природа. Он знал, что зло, которое ведёт войну против его стремления к духовности должно умереть. Павел даёт нам урок, который должны усвоить все, надеющиеся стать гражданами небесного царства. Все влечения плотских страстей должны быть разрушены. Это возможно лишь тогда, когда свою волю человек предаст в руки Христа (см. Фил. 4:13; ПК 43, 44, 60). [738]

дабы: Павел не намеревается следовать чему-либо, что могло бы препятствовать ему достигнуть спасения; он был приготовлен выполнить всё, согласно воли Божией, чтобы быть пригодным для небес. Он знал, что существует постоянная опасность быть обманутым по причине коварности греха, и он решил, что с его стороны ничего не осталось не сделанным, что могло бы воспрепятствовать его успеху жизни вечной получить венец.

проповедуя другим: Здесь Павел, по-видимому, продолжает образное сравнение с состязаниями, которые он относил к себе, как к вестнику, приглашающему других принять участие в беге. В тоже время он сам является участником состязания.

не остаться недостойным!: Греч, adokimos, «не выдержать испытания», «отвергнутый после испытания», «не получивший одобрения». Будучи вестником, Павел объявил все правила состязаний. Как участник состязания он также Должен был придерживаться этих правил, даже в ещё большей степени, чей Другие. Он ревностно возвещал другим правила, и порядок состязания или борьбы за вечную жизнь. В приведенном стихе он высказывает решительное намерение господствовать над своей греховной природой, чтобы в конце борьбы не оказаться недостойным в очах великого Судьи. Христианские проповедники, возвещающие миру правила, соблюдая которые, можно добиться победы в борьбе за вечную жизнь, должны особенно тщательно следить за своим духовным состоянием, чтобы не оказаться виновными в каком-либо грехе и не лишиться той награды, которую они, на протяжении всей своей жизни убеждали других – приобрести. Если бы все призванные на Евангельскую работу, так добросовестно и настойчиво трудились для спасения душ, как это делал Павел тогда вскоре наступило бы духовное пробуждение и реформация, которых так ныне ждет церковь, а это, в свою очередь, ещё более приблизило бы к нам Пришествие Христа.

Комментарий Е. Г. Уайт к 9 главе 1 Коринфянам.

6 ДА 346.

7 ДА 340; Ев. 64; 1СЦ 147; 8СЦ 180. 7-14 ДА 335.

9 СЕ 450.

13-18 4СЦ409.

16 ДА 361; РП94, 100; 1СЦ 131, 379, 448; 2СЦ 552.

17 6СЦ 83.

19 ЖВ550; 2СЦ674.

19-22 СЕ 117.

22 ХС 116; МЖС 189; 2СЦ674; ЗСЦ422; СБ 64.

24 ДА313; 9СЦ 136.

24,25 Пит. 27; СЗ 565; Воз. 144; 4СЦ 34.

24-27 ДА309; РУУ 256; СЕ241; СИ 129; 2СЦ 46,357; 6СЦ374.

25 ДА 311, 312; Пит. 29; СЗ 38, 100, 432, 449, 505, 575; СА 124; МЖС 82; МС275; ВМ 242; ПП 562; Во:). 94, 101, 106, 139, 141, 156, 161, 175, 189, 201, 243; 1СЦ 471, 487, 618; 2СЦ45, 68, 362, 374, 381; ЗСЦ 62, 162, 489, 491, 561; 4СЦ 33,215; 6СЦ 256, 375, 378; 7СЦ 74.

25, 26 Воз. 145. 25-27 ОЖ26; 4СЦ35.

26 СП 407.

26,27 ДА314; 2СЦ359.

27 Пит. 44; ВД 467; Ев. 682; МЖС 78; МС 144; ОЖ 95; Воз. 148; СП 163; 1СЦ 436; 2СЦ 75, 381, 409, 413, 457, 511; ЗСЦ464; 4СЦ 371,434,574.