Глава 11

1. подражателями: Греч, mimetai, «подражать», «имитировать». От этого слова происходит наше слово «мимика». Этот стих можно рассматривать скорее как вывод гл. 10 чем вступление к гл. 11. Призывая христиан оставить свои желания и удовольствия ради тех, кому могут быть непонятны наши побуждения. Павел по существу просит, и поступать так, как поступал он сам. На своём собственном примере он прежде всего показал им, каково должно быть их отношение к воле Божией, и после этого с помощью слов данного стиха, он подводит итог рассмотрению вопроса об употреблении в пищу идоложертвенного и участию в языческих празднествах (см. Рим. 15:1-3; 1 Кор. 8:13; 9:12,19,22, 23).

как я: Каждый служитель Евангелия Иисуса Христа, должен обладать способностью убеждать своих слушателей последовать своему примеру в том, как он служит Господу. Если он такой способности не имеет, то ему необходимо в таком случае исследовать своё собственное сердце и молить Бога о том, чтобы Он сделал его способным жить не для себя, а для Него. Павел сделал Христа своим примером и потому мог смело призывать Коринфян подражать своей жизни. Христос является великим примером для людей всего мира и христиане должны искать у Него руководства, принимая лишь то, что полностью согласуется с Его учением (см. Матф. 16:24).

2. Хвалю: Павел всегда старался подчеркнуть положительные стороны верующих, когда это представлялось возможным и уместным (см. Ефес. 16; Фил. 1:3-5; Кол. 1:3, 4; 1Фес. 1:2-4, 7, 8; 2:19, 20). Ему. конечно, при лилось высказывать в их адрес и то, что не было приятным в их глазах, но прежде чем говорить об этом, он старался по возможности, поощрить их в добром, указывая на их добрые поступки. Хотя Коринфяне и не имели столь высокого духа самоотречения и примирения, какой имел Павел, тем не менее, они в целом держаться тех правил христианского поведения, которым были научены. Вполне вероятно, что в данном стихе Павел намекает на письмо Коринфян, которое могло быть такого содержания: «Поскольку мы намерены следовать твоим наставлениям, то мы хотели бы знать твоё мнение о покрывалах женщин на богослужебных собраниях».

помните: У них появилось разногласие по поводу некоторых вопросов связанных с богослужением, и они согласились обратиться за разъяснением к своему наставнику и учителю.

предания: Греч, paradoseis, «правила», «принципы», «указания», и в некоторых случаях «традиции» Гал. 1:14, или традиция, «предание» Матф. 11:2; и т.д. Приведенное слово буквально означает, «то, что передано». Это Сл0во нельзя непременно понимать в смысле чего-то, что передается из поколения в поколение. Павел напоминает Коринфянам о тех советах, которые он дал им относительно богослужения, а также личного поведения. Он не ограничился тем, что возвестил им Евангелие, предоставив им возможность самим устанавливать правила церковного порядка и общественной жизни. В основанных им церквах он проделал основательную работу и дал новообращенным христианам наставления, которые могли служить для них надёжным руководством, как при богослужении, так и в ежедневной личной жизни, которую они согласились проводить по воле Господа (см. 1Кор, 4:17; 7:17; 2Фес. 2:15). Его ревностный труд является хорошим примером для всех служителей Евангелия. Новообращенные должны быть тщательно наставлены относительно всех моментов церковного служения, а также относительно общественной и домашней жизни, чтобы они могли быть вполне уверены, что исполняют намерения Господа, направленные к их благу (см. Ев. 337-339).

передал: Греч, paradidomi глагольная форма от paradoseis (см. выше под «предания»).

3. Хочу также: Прежде, чем говорить о покрывалах женщин, Павел обращает внимание Коринфян на некоторые положения, которые могут помочь им составить правильное мнение по обсуждаемому вопросу.

глава:— Здесь в назначении «господин», или «учитель».

муж :— Греч, oner, «мужчина». Здесь представлены [754J три ступени мнения. Муж должен признавать Христа своим Господином и Властелином. Жена, признавая над всем владычество Христа, как Господа, обязана в своей домашней жизни доверяться руководству и защите своего мужа; Христос я равен Отцу (См. Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл.), но всё же признает Своей главой Отца. Совет людей одинаковых по своему общественному положению избирает, однако, из среды своей председателя. Некоторые усматривают в приведенном стихе также добровольное согласие Христа исполнить план спасения. См. далее на 1Кор. 15:25-28. Власть и достоинство мужа зависит от его отношения ко Христу — главе. Следовательно зависимость жены от мужа есть в сущности зависимость ее от Христа через мужа. Зависимость жены от своего мужа заложена в плане Божием, направленном ко благу обеих (см. ПП 58, 59). Тем не менее, такая зависимость не предлагает ни малейшего унижения. Как церковь не видит никакого унижения в своей зависимости Христа (см. Ефес. 1:18-23; 3:17-19; 4:13, 15, 16) так и жена в своей зависимости от мужа.

4. Всякий муж: В 4-16 ст. Павел рассматривает вопрос о головных покрывалах связанных, прежде всего с проведением богослужебных собраний. Здесь следует сразу же заметить, что это одно из мест Павла, на которое указывает Петр, говоря, что он писал «нечто неуд обо вразумительное» 2Пет. 3.6 Толкователи в целом признают свои затруднения точно установить мысли, которые высказывает Павел, и их сферу практического применения. Они соглашаются между собой в том, что он говорит здесь об основных принципах приличия, религиозного достоинства и хороших вкусах в рамках и духе обычаев своего времени.

Первый из этих принципов, о которых он ведёт речь, в разных странах выражается по разному и даже с течением времени меняются в некоторых из них, В этом отношении из ВЗ можно привести показательный пример, когда Моисей приблизился к горящему кусту. Господь повелел ему: «Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» Исх. 3:5. В тон части земного шара был, по-видимому, обычай — он есть и сегодня — снимать обувь, чтобы показать уважение к святому месту. Поэтому Господь призвал Моисея проявить почтение к святилищу, которое полагалось в таких случаях. Однако ни один толкователь не считает, что в этом ясном повелении Божием выражен образец богопочитания, которому якобы должны следовать все народы и даже те, которые проживают в западных странах. Нужно заметить, что сам принцип богопочитания остается неизменным, но формы его выражения могут в разных странах меняться, в зависимости от места и времени.

Точно также и Павел в I Kop. 11:4-16, разъясняет верующим принципы религиозного достоинства и приличия в рамках обычаев своего времени. Хотя в древних источниках мы не находим ясного свидетельства о том обычае, который был принят в Коринфе, а также возможно ещё в каком-либо другом месте, тем не менее для нас очевидно вполне, что согласно существовавшему обычаю, ходить мужчине с непокрытой головой считалось приличным, а для женщин неприличным. Мы говорим «очевидно», ибо в противном случае, нам было бы вообще не понятно, что хочет сказать Павел. Продолжая исходить из того, что здесь он говорит о принципе сообразно с обычаем и временем данной страны, мы можем понимать его слова в буквальном значении, воздерживаясь от вывод о том, будто указанный принцип должен соблюдаться в наше время точно таком же виде, как он соблюдался в те дни. Такой вывод полностью противоречил бы той посылке, которая включает в себя — обычай того времени — на ч главным образом основаны рассуждения Павла. Это значило бы также (образно) убрать фундамент здания, стремясь в то же время спасти постройку, повисшую в воздухе.

Есть ещё одно обстоятельство, которое можно принять во внимание при рассмотрении мысли Павла в целом. Павел возвещал новую славную свободу в Евангелии. Эта весть содержала в себе ростки христианского принципа достоинства женщины и её освобождения от унизительного состояния, в котором она находится во многих языческих странах и поныне. Павел говорит, «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского Г па ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» Гал. 3:28. Нетрудно заметить, как некоторые из новообращенных женщин христианок злоупотребляют своей свободой, открывшейся им в Евангелии, и тем самым навлекают нарекания на церковь. Одним из клеветнических, необоснованных обвинений, направленных против христианства в пору его распространения было то, что христиане, якобы ведут безнравственную жизнь. Это обвинение было, по-видимому, в ходу уже в дни Павла. Как необходимо, поэтому христианам «удерживаться от всякого рода зла» 1Фес. 5:22, как необходимо им помнить совет Павла о том, что хотя иной поступок и позволителен, но он не всегда полезен I Kop. 6:12.

Всё, что разъясняется в гл. 11:4-16, нужно понимать в свете общего принципа, что с одной стороны, не возлагать на женщин тяжелого бремени, которого они не могут нести, с другой не сделать ложного вывода, будто Павел не современен и ему нечего сказать читателям двадцатого века.

молящийся или пророчествующей: И то и другое было важной частью богослужения. Молящийся, это представитель собравшихся, который от их имени возносил благодарения Богу, просьбы и ходатайства, а пророчествующий орудие Святого Духа, передающий Божию весть всей церкви. Под пророчеством здесь, несомненно, имеется в виду проповедь в собрании, а также наставления, исходящие от людей движимых Духом, ибо пророк, это тот, кто говорит от имени Бога под влиянием Святого Духа (см. I Kop. 12:10, 29; 14:1, 4, 22; 1Фес. 5:20; ср. 2Пет. 1:21).

с_ покрытою головою: Греч, kata kephales echon, буквально, «наличие [чего-либо] свисающего вдоль головы». Некоторые считают; что здесь есть намёк на обычай Иудеев во время молитвы или проповеди надевать на голову четырехугольную шаль. Такую шаль обычно надевали на голову служители при входе в синагогу. Сомнительно, что этот обычай смог утвердиться уже во время Павла. Апостол, по-видимому, нисколько не намекает на то, что именно во время молитвы или проповеди мужчины в Коринфской церкви покрывали свои головы. Он упоминает здесь об обычае мужчин скорее потому, чтобы высказать обличение женщинам считающим вполне приличным участвовать в богослужении с непокрытой головой.

свою голову: , Эти слова можно отнести либо ко Христу, который есть глава «всякому мужу» 3 ст., либо к голове мужа в буквальном смысле, которую он если не покрывает, бесчестит. Человек, который будучи служителем им не желает открыто проявлять своего почтения ко Христу, бесчестит, как своего Господа, так и свою голову. Коринф был Греческим городом, и из чия к обычаям Греков, Павел учил, что приходя на молитвенные собрания, люди этого города, должны, как у них принято, выражать своё почтение к Богу снятием головных уборов. Мужчины должны были поступать не так, как женщины.

5. жена: В этом стихе выражено резкое различие между мужчинами и женщинами, которого верующие должны были придерживаться согласно существующему обычаю во время своего участия в церковном служении.

пророчествующая: В ВЗ упоминается несколько случаев, когда жещины мы были наделены даром пророчества и служили в церкви пророчицами Исх. 15:20; Суд. 4:4; 4Цар. 22:14; Неем.6:14. Также и во времена НЗ и церкви были пророчествующие женщины Лук, 2:36, 37; Деян. 21:9. Возможно, Коринфские женщины считали, что, исполняя свои духовные обязанности, например, во время молитвы или проповеди они должны, подобно мужчинам быть с непокрытой головой 1Кор. 11:4. Другие вероятию полагали, что свобода Евангелия (см. Гал. 3:28) устранила необходимость соблюдать различия между полами. Павел показывает, что их рассуждения ошибочны.

открытою: Греч, akatakaluptos, буквально, «без покрывала, свешивающегося [с головы]». Среди жён, во времена Павла, было принято покрывать свои головы, в знак того, что они замужние, а также в знак скромности.

постыжает: В виду того, что древние женщины никогда не выходили из дому с непокрытой головой, то если жена являлась на собрание, когда она к тому же должна была руководить богослужением, без покрывала, то это считалась позором, как для неё, так и для ее мужа. [756] Женщина Коринфянка, принимавшая участие в церковном служении с непокрытой головой, давала повод считать, что она поступает не целомудренно (см. 1 Тим. 2:9). Павел хочет сказать, что пренебрегая покрывалом символизировавшим, согласно принятому обычаю её пол и положение, она тем самым проявляет неуважение к своему мужу, отцу, женщинам, а также ко Христу.

обритая: Короткие волосы нередко свидетельствовали о женщине с дурной репутацией. Поэтому Коринфянки участвующие в церковном служении с непокрытой головой, по мнению многих, уподоблялись порочной женщине.

6. то пусть и стрижется: Формально значение этих слов, по-видимому, не соответствует мысли Павла. Фактически их смысл можно передать другими словами «то ей лучше стричься». Другими словами, если женщина хотела подражать мужчине, то если быть последовательной, она должна была стричь волосы. как это принято у мужчин. Но в таком случае её поведение вызвало бы всеобщее осуждение. Поэтому она должна была покрывать свою голову подобающим образом.

7- образ: Это выражение говорит о том, каким был сотворен человек Быт, 1:26, 27). Если мужчина носил какой-либо головной убор, то это свидетельствовало о его рабском, унизительном положении. Мужчины должны одеваться так, чтобы было видно, что они уполномоченные представители Бога земле.

слава: Греч. doxa. Это слово первоначально означало «мнение», «репутация», «признание», В НЗ оно уже встречается в новом значении, которое та но передать словами перевода LXX «великолепие», «блеск», «слава» или ячества характера» (ср. на Ян. 1:14; Рим. 3:23) указывая на doxa авторы из здесь выражают как «слава Божия» означая то, что человек имеет в себе подобие величия Божия постольку, поскольку он действует в определённой для ; 0 сфере в согласии с Божественными принципами. В этом мы видим свидетельство о той большой ответственности, которая возложена на человека Богом, г г поставил человека властелином сотворенной Им земли «да владычествуют над всею землею» Быт. 1:26. Таким образом посредством человека он был намерен явить всей вселенной Свой мудрый характер исполненный отцовской заботы о всех сотворённых Им существах (см. РУУ 33; ПП 45). Даже после грехопадения человека, вследствие чего он лишился своего возвышенного положения. Богу угодно было, чтобы муж руководил домашним очагом (см. Быт. 3:16; ПП 58, 59). В Библии нет даже намека на то, что этот порядок с течением времени изменился, однако некоторые женщины в Коринфской церкви, очевидно, старались изменить его.

слава мужа: В отношении женщин, здесь употребляется только выражение «слава». Слово «образ» опущено, хотя, как известно женщина также создана по образу Божию (см. 27cm,). Здесь говорится об отношении жены к мужу, а не к Богу- Одобряя и исполняя намерения Божия относительно человеческой семьи, жена отражает славу мужа, а через него славу Того, кто так мудро заботится о всем человечестве (см. ЗСЦ 483, 484). Жена была создана из ребра мужа, будучи кость от кости и плоть от плоти его. Поэтому в известном смысле, вся ее привлекательность, красота и чистота отражают честь и достоинство мужа (см. Быт. 2:22, 23). Согласно Павлу таково должно быть отношение жен к своим мужьям. В Коринфской церкви об этом должно было свидетельствовать покрывало, которое, женщинам полагалось носить во время богослужения.

8. от жены: Бог вначале сотворил Адама, а потом Еву, чтобы быть помощницей ему Быт. 2:20-23. Создание Адама было свободным актом, независимым ни от каких условий, В отношении жены дело обстоит иначе. Она была от мужа, и он увидел в ней свою плоть (см. Быт. 2:23). Достоинство отличается тем, что жена создана из его костей и плоти специально для него, чтобы быть «помощницею ему», а не для того, чтобы господствовать над ним или быть независимой от него.

9- Для мужа: В этом стихе, в сущности, повторяется мысль 8 ст. Рас-1(33 о творении Адама и Евы показывает нам, что жена была создана как помощница своему мужу. Без Евы Адам не имел полного счастья. Рядом с ним не было подобного ему, с кем бы он имел [757] постоянное общение и мог делить все свои переживания. Поэтому Бог создал ему женщину — друга жизни. Она была предназначена для счастья и утешения мужа и должна была быть ему не рабыней, а сотрудницей и утешением в жизни, переживая вместе с ним все горести и радости. И только после грехопадения она была обязана, кроме того повиноваться ему (см. Быт. 2:18-22; 3:16; 1 Пет. 3:5-7; Ефес. 5:22-25, 33). Муж должен быть главой семьи и руководителем своею дома. Жена обязана помогать ему в работе, утешать его в скорби и делить с ним его радости и жизни она занимает достойное положение, и её повиновение мужу нисколько не унижает её достоинства. Напротив, оно даёт ей право рассчитывать на его заботу и защиту.

10. знак: Т.е., в соответствии с намерением Божиим выраженном в сотворении женщины и с Его ясным повелением об отношении её к мужу она должна по общепринятому обычаю носить на своей голове покрывало (см. Быт. 2:is-3:]6; 1 Пет. 3:1, 5, 6; 1Кор. 14:34; Ефес. 5:22-24; Пим. 2:11, 12; Тит. 2:5).

власти: Греч, exousia, «власть», «авторитет». Речь, по-видимому, идёт о покрывале, которое женщины носили в знак признания ими над собой власти мужа. Добровольное исполнение этого обычая почиталось честью свидетельствующей о том, что женщина пользуется уважением в обществе, поскольку она «принадлежит» такому-то человеку, и следовательно может рассчитывать на его помощь и защиту.

для Ангелов: Это выражение толкуется по-разному. Среди возможных толкований приводится следующее; 1) ангелы представляют собой старейшин или епископов церкви; 2) под ангелами следует понимать ангелов Божиих. неизменно присутствующих на собрании христиан, чтобы отмечать их поступки. Если они увидят женщин без покрывала, то запишут против их имён недобрый поступок; 3) ангелы изображают злых демонов, которых женщины с непокрытой головой могут искушать своей красотой. Наиболее простым и естественным здесь представляется объяснение, согласно которому Павел имеет в виду добрых ангелов, которые присутствуют на богослужебных собраниях. Перед ними женщины должны вести себя с подобающим приличием. Ангелы, имеющие возвышенное понятие о могуществе и величии Божием, произнося Его имя, с благоговением закрывают свои лица (см. СЕ 178). Всякий непочтительный или неблаговидный поступок в христианских собраниях, оскорбителен не только для Бога, но и для ангелов. Ангелам приятно чтить Бога и исполнять Ею повеления, видя в Нём Божественное величие и славу (Пс. 102:20; ср. Ис. 6:2, 3; Откр. 4:8). Людям еще в большей степени необходимо сознавать святость и величие Божие, поступая во всем, точно по Его воле и приступая к 11ему в благоговении (см. Пс. 28:1, 2). Если женщины должны в соответствии с принятым обычаем носить на голове знак власти над собой из боязни огорчить ангелов, то как же им не бояться огорчить Того, Кому повинуется всё творение и ангелы?

11. Впрочем: В , 12 ст. Павел предостерегает от ложного понимания того, что им сказано 7-10 ст. Как мужья не должны превозноситься над женами, так и жены не должны выходить из повиновения мужчин. В христианской жизни они зависимы друг от друга. Указывая на мужа, как на руководителя семейной, а также в общественной и религиозной жизни. Павел вместе с тем не отрицает его зависимости от жены. Муж и жена представляют собой неразлучную чету. Церковь состоит не только из мужчин, но также и из женщин, которые наряду с мужчинами являются членами Того, в Ком нет ни «мужского пола, ни женского» Гал. 3:28. Ни муж, ни жена не могут быть сами по себе. Во всём они должны действовать совместно и чувствовать зависимость друг от друга. Эту взаимозависимость Павел высказывает с тем, чтобы муж не злоупотреблял ей властью, рассматривая свою жену как источник удовольствия, существо низшее по сравнению с ним и следовательно, не имеющую права на уважение.

в Господе:. — Такое отношение между мужем и женой соответствует намерению и повелению Господа. Бог желает, чтобы они были зависимы друг от друга 1758] и стремились ко взаимному благополучию и счастью. Они необходимы друг другу. Об этом они должны помнить всегда, что касается мужчин, то этот факт ясно свидетельствует о том, что им неуместно хвалиться своим превосходством.

12. от мужа: Здесь ссылка на происхождение женщины, сотворённой из ребра мужа, чтобы быть помощницей и подругой, равной ему (см. Быт. 2:18, 21 22). Прежде рокового отступления от повелений Божиих, которое привело к проклятию всей земли. Бог в Своём намерении положил, чтобы жена была равна мужу своему. Однако вследствие греха Бог вынужден был изменить Свой первоначальный план. С тех пор жена должна была повиноваться мужу (см. Быт. 3:16; ПП 46, 58, 59).

чрез жену: Первый человек Адам был вызван к бытию непосредственно творческой силой Божией, где жена не играла никакой роли, но каждое последующее поколение мужчин обязано своим рождением женщине. Бог избрал именно такой метод размножения людей, Этот факт должен побуждать мужчин с благоговением и почтением относиться к акту рождения. Они должны сознавать, что сам Бог предназначил мужчину и женщину принимать участие в рождении нового человека, на которого Господь будет изливать Свою любовь и который возможно окажется в числе тех, кто получит жизнь вечную (см. Быт. 1:28; 9:1, 7; Ин. 3:16; 1Ин. 5:11; 2Тим. 4:8).

от Бога: Всё сущее во вселенной было предусмотрено и сотворено Богом и существует для славы Его (см. Ис. 43:7; Откр. 4:11). Грех помешал исполниться первоначальному повелению Божию относительно человека, вследствие чего, человек потерял ту красоту и совершенство, которое он получил при творении (см. Быт. 1:26, 27; ПП 64, 65). План спасения имеет целью восстановить в человеке его первоначальное совершенство (Мих. 4:8; ПП 68). Сознавая могущество Божие над всем, и то, что Он относительно нашего мира имеет определённое намерение, как мужчины, так и женщины должны подавлять в себе жалобу или недовольство Его руководством. Видя руководство Божие, и сознавая Его мудрость и любовь, жена будет довольна своим положением. В свою очередь, муж, со смирением сознавая, что всякое неустройство в этом мире происходит вследствие греха, не будет лелеять в себе мысль о мнимом превосходстве. И муж, и жена оба поймут, что Бог-Творец всего и Создатель как жены от мужа, так и мужа через жену. Такое разумное восприятие намерения Божия и желание исполнить его, помогут как мужу, так и жене достичь того идеального супружеского союза, который олицетворяет Христос и церковь (см. 1; Ефес. 5:22, 33).

13. сами: Разъяснив нам согласно Божественному плану, отношения м жду мужем и женой и кто из них должен занимать руководящее положение семье, Павел возвращается к вопросу о том, прилично или неприлично женщинам принимать участие в богослужении с непокрытой головой. Он призывает верующих рассудить этот вопрос самостоятельно, не ссылаясь на посторонние авторитеты.

прилично: Греч, ргероп, «уместно», «подобает», «надлежаще». Присутствие на собрании женщин с непокрытой головой нарушает торжественность богослужения уже потому, что отступление от обычаев данной страны отвлекает внимание верующих от проповеди. Более того, у язычников присутствующих на таком собрании, может сложиться о всех верующих ложное впечатление,

14. приводя: Здесь то, чего издавна придерживается большинство людей что укоренилось как разумный обычай. Во время Павла Иудеи, Греки и Римляне мужчины носили короткие волосы. У Израильтян считалось позорным мужчине носить длинные волосы, за исключением тех, кто исполняет обет Назорейства (см. Числ. 6:1-5; Суд. 13:5; 16:17; 1 Цар. 1:11; см. на Числ. 6:2).

15. честь: Павел говорит, что природа (см. на 14 ст.) подсказывает людям, что длинные волосы являются украшением женщины, тогда, как короткие более приличны мужчинам.

покрывала?: Греч, peribolaion, буквально, [759] «накидка». Павел не говорит здесь о том, что женщина с длинными волосами может обходиться без покрывала. Стих 6 ясно говорит о том, что если женщина с длинными волосами может обходиться без покрывала, подчеркивает Павел, то ей в этом смысле можно и обстричься. Павел хочет сказать, что длинные волосы сами по себе свидетельствуют о том, что женщине вполне прилично носить покрывала.

16. спорить: Греч, philoneikos, «любящий спорить». Среди верующих Коринфской церкви, очевидно, были такие, которые после всего сказанного по данному вопросу, всё же считали, что они имеют право не соглашаться с тем, что женщины должны носить покрывала. Такие старались навязывать свое мнение всей церкви вопреки совету Павла. Однако они должны понять, что Бог руководит всей Своей церковью, а не отдельными личностями. Поэтому своё личное мнение они должны подчинить голосу церкви, которая как единая организация или общество верующих, строит свою жизнь в соответствии с наставлениями исходящими от Самого Господа (см. СП 30, 476; 5CU 534, 535; 4СЦ 239, 256, 257; 9СЦ 257, 258). Впрочем, это нисколько не исключает желательности и целесообразности самостоятельно исследовать истины. Напротив, к верующим обращен настойчивый призыв «исследовать Писание», чтобы быт верными свидетелями истины. Если же кто-то имеет своё мнение, не согласующееся с Библией, он должен оставить его. хорошо зная, что в том понятии, которое противоречит Слову Божьему, не может быть никакого света (см. Ис. 8:20; Ин. 5:39; 2Тим. 2:15).

мы: Т.е., апостолы, назначенные Богом как руководители церкви.

такого обычая: Апостолы ни словом, ни делом не поощряли тех женщин, которые были склонны являться на богослужение с непокрытой головой. Тот факт, что в других христианских церквах, даже в самой Иудее женщины не участвовали в служении с непокрытой головой, должно быть помог женщинам Коринфской церкви правильно решить данный вопрос. Отвергнув обычай, принятый в других церквах, значило бы вызвать недоразумение и подозрение среди верующих. Самоуверенные члены Коринфской церкви, которые были в меньшинстве, должны были из уважения к мнению и решению подавляющего большинства верующих отказаться от своих понятий. Этот принцип и по сей день остается незыблемым. Один или несколько человек не имеют права считать свои понятия выше мнения всей церкви и не могут навязывать их большинству, не считаясь с учением Священного Писания и общепринятой практикой церкви (см. Деян. 15:5, 6, 22-29; 9СЦ 260, 261).

11. сие: Это местоимение здесь относится к правильному проведению святой вечери Господней.

не хвалю вас,:В виду того, что они не хотели соблюдать подобающее приличие на собрании, особенно во время вечери Господней, Павел не мог выразить им своей похвалы. Разделения в церкви указывали на то, что в ней была группа верующих, которая стремилась утвердить большую свободу по сравнению с той, которую предусмотрел Господь для Своего народа. Борьба за победу личного мнения, которая нередко исходила из человеческой гордости, содержит в себе дух сатаны, побудившей последнего поднять войну на небе, чтобы доказать, что он прав, а Бог заблуждается (см. Ис. 14:12-15; Откр. ]2:7Ю).

не на лучшее: Собрания верующих направлены к тому, чтобы способствовать духовному возрастанию верующих и вселять в них всё новую и новую надежду и веру, чтобы им легче было устоять в жизненной борьбе. Заметив в поведении Коринфян и в соблюдении ими установлений Божиих отрицательные стороны, Павел счёл необходимым высказать им порицание. Прежде всего он отмечает, что их собрания дают не лучшие, а худшие результаты. Продолжая развивать эту мысль, он показывает, как они, следуя порочным привычкам, лишают вечерю богодухновенности.

18. во-первых: Павел уже обсуждал вопрос, касающийся распрей и разделений в Коринфской церкви, которые появились вследствие различия во мнениях и обычаях (см. гл. 1:10-12). Здесь он, вероятно, говорит об установившемся обычае собираться для проведения вечери Господней отдельными группами. Такое разделение на группы заслуживает наибольшего порицания. В гл. 12; 14, он рассматривает второй вопрос, требующий правильного решения, а именно вопрос о природе и назначении духовных даров.

слышу: Буквально, «слушаю», «продолжаю слушать». Павел ощущал в и душе большое бремя за церкви, которые он созидал, и всё, что препятствовало нормальному развитию, причиняло ему огорчение (см. Гал. 3:1; ср. Фил. 1:7, 8; Кол. 1:24).

церковь: Греч, ekklesia, «собирать вместе», «собрание». Ekklesia не означает здание, а людей, общество членов церкви.

разделения: Греч, schismata (см. на гл. 1:10). Дух единства и согласия который должен быть в собраниях святых, среди них отсутствует (см. выше иол «во-первых»),

отчасти: Это слово до некоторой степени смягчает порицание Павла Оно свидетельствует о том, что он питал к Коринфянам слишком глубокое уважение, чтобы поверить всему тому, что рассказывали ему о распрях и их состоянии.

19. разномыслиям: Греч, haireseis, в единственном числе hairesis. Первоначально hairesis означало «избрание», «выбор», затем «то, что избрано» «мнение». Позднее оно стало обозначать группу людей, выделяющуюся своими взглядами, то есть, секту или группировку. Здесь это слово обозначает мнения очевидно, употребляется в положительном смысле. Когда верующие с различным прошлым, объединяются в одно христианское общество, то естественно будут оценивать истину по-разному. Различная степень понимания принципов Евангелия побуждает их к обсуждению. Такие обсуждения, как правило, дают благословенные результаты и не ведут к разделениям.

открылись: Наличие в Коринфской церкви тех, кто не был согласен с духом Христа, делало необходимым открытое выявление различий во мнениях, которое побуждало верующих к более серьезному познанию воли Божией и открывало им тех, кто отказывался от руководства Святого Духа (см. Лук. 2:34, 35; 1Ин. 2:18, 19). Таким образом, выявление догматических разногласий и мнений относительно порядка в церкви, — служило средством просеивания церкви и отделения мякины от пшеницы.

искусные: Т.е., те, кто не желает повиноваться Богу и сотрудничать с Ним. Разделения в церкви помогают увидеть тех, кто не желает следовать указаниям Святого Духа и вместо этого стремиться исполнять свою волю и ничуть не думает отказываться от своего мнения ради мира и блага всей церкви. Таких людей следует избегать (см. на Рим. 16:17). С другой стороны, есть и такие, которые сознают греховность своей природы, и не желают доверяться своим мнениям, опасаясь как бы не подпасть под влияние неосвященных плотски» вожделений и наклонностей. Такие члены церкви стоят за добровольное, беспрекословное исполнение всех повелений Божиих (см. Рим. 18:14; Гал. 5:1 17, 19-26). Во время великих событий, которые произойдут в конце истории мира, все люди будут призваны проявить свою верность. Тогда те, чья верность истине была незаметной, будут сиять как яркие звезды в темной ночи (см. SCU SO, 81).

20. собираетесь: Имеется в виду для совершения вечери Господней

не значит вкушать: Т.е., когда Коринфяне, быть может, и имели искренние намерения в отношении причастия, тем не менее, при данных условиях они не могли совершать его. Они собирались, несомненно, на вечери, но это вечеря Господня. Причиной тому было не отсутствие благоприятных возможностей, но отсутствие среди них той необходимой духовной атмосферы и ровной проницательности, которые помогают правильно оценить значение святого Божия установления. Коринфяне ошибочно полагали, что общая трапеза, которую позволялось им устраивать в таких случаях, в какой-то степени совместима с вечерей Господней. Алчность, эгоизм и невоздержанность таковых, находятся в резком противоречии с духом Того, Кто оставил славу неба, отдал сего Себя, ради спасения грешников (см. 1Кор. 11:21, 22; Ни. 3:16; Фил. 2:6-8)

Вечерю Господню: Греч, kuriakon deipnon, буквально, «вечеря, установленная [имеющая отношение к] Господу». [761] что можно понимать как вечеря, посвященная Господу, либо им установленная. Первые христиане перед совершением вечери Господней, обыкновенно устраивали вечерю любви, или аgарё. Это служило воспоминанием о последнем празднике Пасхи, во время которого Христос установил вечерю Господню (см. Матф. 26:17-21, 26-28; 1Кор. 11:23-26). Вечеря любви представляла собой трапезу, приготовленную из добровольных приношений членов церкви. В ней принимали участие все верующие, проявляя, таким образом, дух христианской любви, дух братства, незнающий никаких кастовых, ни классовых различий и объединяющий всех на условии полного равенства. Эта трапеза, предшествовавшая вечере Господней, свидетельствовала о том, что все охотно принимают те духовные и материальные блага, которые Бог предусмотрел для Своего народа, и что ко всем Он проявляет беспристрастную любовь. Данный обычай соблюдался до конца 4-го столетия, затем вследствие численного увеличения рядов церкви и состава общин, стало необходимым вечерю любви отделить от вечери Господней. См. 45 стр.

21. свою пишу: По причине разделений и распрей. Коринфские верующие в значительной мере утратили тот дух братства и любви, который характеризует всех истинных свидетелей Иисуса. Такое печальное состояние верующих обнаружилось но время трапезы, которую они приготовили, как вечерю Господню; каждый участник спешил вкушать пищу, внесённую им в общий стол, не Думая поделиться ей с другими. Богатые наедались вдоволь, а бедные часто оставались голодными. Вечеря, которая была установлена для того, чтобы явить христианский дух любви, превратилась, таким образом, в обычную трапезу, не имеющую никакого духовного значения. Подобную трапезу с таким же успехом мог бы каждый из них устроить дома. Всем этим попиралось святое значение вечери Господней. Большую отрицательную роль в этом играли разделение в Церкви. Возможно, что члены некоторых групп ели свою пишу отдельно, вследствие своей гордости, отказываясь принять участие в общей трапезе Господней.

Верующий из числа бедных, полагаясь на щедрость более братьев, приходил на вечерю в надежде, что он не будет испытывать недостатка в пище, но был разочарован эгоизмом и мирской гордостью богатых.

упивается:Греч, methuo, «находиться в пьяном состоянии». Это слово явно свидетельствует о том, что упивающиеся доходили до такого состоят, что теряли чувства самоконтроля. Павел указывает, что на таких вечерях любви Коринфяне ели и пили, не зная меры, в результате совершение ими вечери Господней, превратилось в пустой ненужный обряд.

Достойно удивления, что христиане, жившие во дни апостолов и научены самим Павлом, до такой степени могли извратить природу и назначение Вечери Господней, что она по существу ни чем не отличалась от их прежних языческих ритуальных празднеств. Следует заметить, что Коринфяне оставили язычество совсем недавно. Они привыкли к обильной трапезе в честь ложных богов и, по-видимому, без особого труда вообразили себе, что вечерю Господню следует совершать таким же образом. Разделение и междоусобная борьба, которые портили их духовную жизнь, затуманили их духовный взор, и они уже не были способны правильно совершать вечерю. Опыт Коринфских верующих показывает нам, что новообращенные христиане нуждаются в тщательном и постоянном наставлении, а также в мудром и чутком руководстве, пока они не утвердятся в основных евангельских истинах. Соглашение с не христианскими убеждениями и обычаями, всегда ведет к утере чистоты и простоты Евангелия (см Втор. 7:1-4; 18:9-14; 2Кор. 6:14-17).

22. Разве у вас нет домов: Если они собирались для того, чтобы вкушать свою пищу, и пить своё питие, то это самое они могли бы делать и дома. И таким образом не навлекать бесчестия на дело Божие.

пренебрегаете: Неужели вы так равнодушны к порядку, установленному во всех церквях, что ради удовлетворения своей гордости и своего необузданного аппетита готовы поступать вопреки этому порядку?

неимущих?: Бедность таковых особенно чувствовалась вследствие [762] духа чёрствости, какой имели многие члены во время святого причастия. Их нежелание в таких случаях поделиться с бедными, свидетельствовало не только о том, что в их среде были бедные, но и о том, что они, поступая так с ними, совершенно не были готовы к тому, чтобы принимать участие в вечере.

То, что верующие настолько потеряли из виду святой возвышенный характер вечери Господней, что в своих мыслях и поступках развили подозрения, зависть, алчность, гордость и пренебрежение к бедным, заслуживало самого сурового порицания. Эти качества ясно свидетельствовали о том, что в тех, кто так поступал, совсем не было духа Иисуса Христа, Потому что Христос любит всех беспристрастной любовью и чутко относится ко всем обездоленным (см Лев. 19:10; Пс. 40:2; 71:4; 131:15; Пр. 14:21; Ис. 14:32; 58:7; Матф. 26:11; Лук. 14:13; Пак. 2:5). Показывать своё презрение к бедным и обходить их, потому что они не имеют материального достатка в жизни, значит оскорблять Самого Господа. Те, кто так поступают, имеют неверное понятие о принципах Царствия Божия (см. Матф. 25:40-46; 2СЦ 24-29, 34-37). Служение бедным. больным и престарелым — есть практическое христианство.

He похвалю: При всём желании апостол не находил ничего того, что мо бы сказать в их похвалу относительно совершения ими вечери. Напротив видел веские причины для строгого порицания. Их неблагочестивое поведение побудило Павла разъяснить им назначение вечери Господней, о чём говорится в 23-30 ст.

23. от Самого Господа принял: Павел не был в числе тех, кто присутствовал при установлении Христом вечери Господней. Тем не менее, он узнал о ней, не только от других апостолов или посредством предания, но от Самого Спасителя, от Которого он имел видение (см. 2Кор. 12:7; Гал. 1:12).

передал: Павел добросовестно передал им то, что Господь открыл ему. Каким образом должна совершаться вечеря Господня. В виду того, что Коринфяне не понимали истинного значения этого установления, что навлекло на них строгое порицание. Павел указывает им на дух святости и благоговения, в каком оно совершалось Иисусом и Его учениками в верхней горнице в Иерусалиме (см. Лук. 22:13, 14).

предан был: Буквально, «предавался». Замысел о предании Христа находился в действии, но ещё не был исполнен. В то время, как Иисус давал ученикам наставление о том, как совершать воспоминание о Его смерти. Его враги разрабатывали свои планы, чтобы схватить Его. Торжественный и благоговейный дух святой вечери находился в резком контрасте с беспечным и легкомысленным поведением Коринфян на вечере любви. Ночь, в которую должны были предать Христа, была для Него ночью самых горьких и тяжелых переживаний, какие только может вынести человеческое существо. Гонения и пытки от руки яростных врагов переносить тяжело, но их нельзя сравнить с той болью, какую причиняет верному сердцу предательство друзей (см. Ное. 19:21; Пс. 37:12; Зах. 13:6; Ин. 13:21, 26, 27, 30; ЖВ 655). Напоминая Коринфянам о событиях той ночи страданиях, — Павел, несомненно, стремился запечатлеть в их сердцах святой характер вечери и таким образом показать, что им не подобает совершать её, имея в себе дух алчности и тщеславия, чтобы правильно оценить глубокое значение вечери Господней, необходимо размышлять о событиях, связанных с её установлением. Одним из таких событий воспоминание, которое вызывает в нас сочувствие и сострадание к нашему Спасителю, — было предательство от руки того, кто считал себя Его другом (см. Пс. 40:10).

взял хлеб: Т.е., хлеб, приготовленный для совершения Пасхи (см. на Матф. 26:26).

24. возблагодарив: Греч, eucharisteo, «благодарить», от этого слова происходит наше русское «Евхаристия», то есть причастие. Некоторые богословы слово «евхаристия» относят к вечере Господней, как благодарственную жертву за все дары Господни. Некоторые руководители церкви во втором столетии употребляли данное слово в отношении хлеба и вина, раздаваемых во время вечери. Рассказывая об установлении святого обряда, евангелист Марк употребят слово eulogeo, «восхвалять», или «благословлять»; в соответствующем месте Евангелия от Матфея текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению eulogeo, а евангелист Лука, напротив, как в данном стихе, употребляется слово eucharisteo (см. Матф. 26:26; Марк 14:22; Лук. 22:19). Понятия обеих слов сходятся на том, что [763] они свидетельствуют о посвящении хлеба, что выражается в признательности верующих к Богу за Его чудную любовь к ним.

преломил: Иисус совершил многозначительное действие над символ который с этого времени и «доколе Он придет» 26 ст. должен был представ человечеству весь смысл Его страданий ради спасения грешника. Преломлен хлеба означало в первую очередь страдание, на которое Он шёл для нашей пользы.

сие есть Тело Мое: О значении этого образного выражения (см Матф. 26:26) духовное значение участия верующих в ломимом хлебе можно понять лишь на фоне первоначального совершенства человека, его падения и плане его искупления через Иисуса Христа. Человек вначале был сотворен по образу Божьему, как по виду, так и по характеру; его разум находился в согласии с разумом Божиим (см. Быт. 1:26, 27; ПП 45). Он имел преимущество открытого общение с Богом и ангелами и мог питаться плодами дерева жизни (см. Быт, 2:15,16; ПП 47, 50). Но когда он согрешил, то условия жизни изменились, он потерял преимущество открытого общения с Богом. Вместо того чтобы находиться в гармонии с Богом, его разум развратился, в его сердце любовь уступила место страху (см. Быт. 3:8, 10, 12; Ис. 59:2; Иер. 17:9). Предоставленный самому себе, человек забыл путь свой к Богу и счастью. Он не мог избежать сетей сатаны, и был обречён на вечную погибель (см. Иер. 13:23; ПП 62). В Своей неизреченной милости Бог открылся человеку в лице Своего Сына, и таким образом открыл ему путь посредством которого в нём может быть восстановлен Божественный образ (см. Пс. 2:7, 12; 39:8; Ин. 14:9-11; 2Кор. 5:19).

В Своей безграничной мудрости Отец небесный нашёл нужным выразить Свою волю на человеческом языке посредством Своего Сына. Поэтому Сын и назван Словом Божиим (см. Ин. 1:1-3, 14; ЖВ 19, 22, 23). Лишь путём исследования и восприятия этого Божественного Слова верующие могут поддерживать связь с небом и жить духовной жизнью. Воспринимать Слово Божие, это значит по выражению Самого Иисуса «есть плоть и пить кровь Сына Человеческого» (см. Ин. 6:47, 48, 51, 54-58, 63; ЖВ 660, 661). Преломление хлеба во время вечери выражает чудную истину о том, что подобно тому, как физическая жизнь человека зависит от Бога, как от источника всего живого, так и духовная жизнь кающегося грешника зависит от Иисуса Слова Божия. Материальную пищу все люди получают по милости Божией. Эта физическая пища, поступающая в тело человека, превращается в нём посредством пищеварения в ткани мозга, мыши. нервов, костей и в конечном итоге, в самого человека. Таким образом, с физической точки зрения, человек представляет собой то, что он ест. Подобным же образом, тот, кто в процессе исследования воспринимает Божественное Слово и с помощью силы Божией согласует с Ним всю свою жизнь, превращается из отступника, постоянно противящегося Богу и живущему в угоду своим интересам, в любящего послушного дитя Божия, чьё единственное желание в жизни — отражать образ своего Создателя (ЖВ 660). Такая чудная перемена стала возможна лишь благодаря ломимому телу Иисуса.

ломимое: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно за, опущение этого глагола.

в Мое воспоминание: Это выражение показывает, что в будущем, когда ученики совершать вечерю, Христа уже не будет среди них. Чтобы запечатлеть в сердцах людей ужасную природу непослушания, Бог требовал от Иудеев принесения в жертву животных. Но эти жертвы сами по себе не могли изменить характера грешника. Они лишь указывали на грядущего Искупителя, Который, принеся Самого Себя в жертву, таким образом примирит человека с Вечеря Господня, следовавшая за праздником Пасхи, напоминающая израильтянам об их избавлении из Египетского рабства, совершалась не как «приношение, а как яркое напоминание о том, что Сын Божий сделал для верующего, принеся Себя в жертву ради всего человечества (см. Евр.10:3-12, 14).

Жертва Христа была совершенной. Поэтому её достаточно было принести его лишь один раз. Но чтобы сделать её действительной для всех, кто ищет

потения грехов через Него. Иисус после Своего вознесения на небо, сделался там Первосвященником, ходатайствуя в силу заслуг Своего ломимого тела за грешного, кающегося человека, «доколе … придет» 1Кор. 11:26; Евр. 4:14-16; 7-24, 25; 8:1, 6; 9:11, 12, 14, 24. Указывая Отцу Своему на Свою жертву и таким образом ходатайствуя за нас, наш Спаситель [764] призывает нас соблюдать святую вечерю, которая служит нам напоминанием о тайне искупления.

25. Также: Т.е., с той же торжественностью, свидетельствующей о важной истине. Эти слова указывают на то, что прежде, чем раздавать вино ученикам, Господь возблагодарил за чашу с вином (см. Матф. 26:27; Марк 14:23; Лук. 22: 17).

после вечери: В какой момент совершения Пасхи был установлен новый обряд определить трудно (см. на Ин. 13:2). Это был совершенно новый обряд, а не продолжение пасхального праздника, значение которого упразднилось со смертью Христа.

«сия чаша: Имеется в виду не сосуд, а его содержимое. Чаша содержала Пасхальное вино не подверженное брожению (см. на Матф. 26:27).

завет: Греч, diatheke, «завет», «соглашение», «договор». Здесь diatheke выражает договор Бога с человеком, согласно которому посредством примирения, достигнутого через посредническую смерть Христа, Он дарует вечную жизнь верующим в Его Сына (см. Ин. 3:16, 36; 5:24; 1Ин. 5:12). Этот договор о спасении человека находился в действии ещё до пришествия Иисуса на нашу землю. Об этом ясно говорит тот факт, что Авраам в числе других верующих людей был спасён посредством своей веры в обетованного Искупителя Рам. 4:3, 16-22; Евр. 11:39, 40. Как же тогда этот договор можно назвать «новым» 1ветом? Он был новым не по времени вообще, но по времени утверждения его Христа. Относительно связи между ветхим и новым заветом (см. на 16:60).

в Моей Крови: Договоры, которые заключались между обеими сторонами в ВЗ время, обычно скреплялось пролитием крови животного. В некоторых случаях животное рассекалось надвое, и участники договора проходил между рассеченным животным, свидетельствуя, таким образом, свою верность условиям договора Быт. 15:9-18; Иер. 34:18, 19. Ветхий завет между Богом и Израилем подтверждался кровью животных Исх, 24:3-8. Новый же завет между Богом и человеком был основан исключительно на обетованиях Божьих и утверждён кровию Христа (см. Евр. 10:12, 14, 16, 20; ПП 371). Грешник, который раскаивается в своих грехах и принимает Божественный план своего искупления, вступает таким образом в новый завет. Причащаясь к вину, которое символизирует кровь Христа, скрепляющую завет, он тем самым показывает что он с благодарностью принимает Божественный план искупления.

когда только: Время и периодичность празднования Пасхи было точно предписано Богом Исх. 12:1-20, но в отношении вечери Господней такого указания нет. Этот вопрос предоставляется на усмотрение верующего. Любящие Господа и постоянно ощущающие свою нужду в Нём, по-видимому, будут совершать святое установление чаще и охотнее других.

в Мое воспоминание»: Важно, чтобы великое событие на Голгофе и всё, что с ним связано, никогда не исчезло в памяти тех, кто дорожит вечной жизнью. Исследование тайны спасения будет занимать разум искупленных всю вечность. Верные христиане с большим интересом и желанием будут изучать эту неисчерпаемую тему, ожидая пришествия своего Господа во второй раз (см. Вое. 126; ЖВ 659).

26. всякий раз: См. на 25 ст.

возвещаете: Греч, kataggello, «объявлять», «провозглашать». Принимая участие в вечере Господней, христиане таким образом возвещают миру свою веру в искупительную работу Христа и Его Второе пришествие. Слова Спасителя: «Когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца» Матф. 26:29, побуждают его последователей через все скорби и лишения с надеждой взирать на этот славный день, когда Он вернётся взять Свой народ из этого мира греха в обитель вечной радости и счастья (см. ЖВ 659). Возвещение смерти Господней показывает, что этот обряд должен совершаться открыто: когда он совершается открыто для всех, — он производит глубокое впечатление на присутствующих.

Из приведённого стиха видно, что всем верующим надлежит есть от хлеба и пить вино из чаши воспоминания. Ни одна часть не должна вкушаться одним служителем. Именно вкушением символического хлеба и вина, верующие свидетельствуют о своей вере в примирение через преломлённое тело и пролитую кровь [765] Христа, а также веру в Его пришествие на нашу землю, чтобы взять к Себе Свой народ Ин. 14:1-3. Верующие должны соблюдать обряд вечери в течение всей своей жизни. Необходимость в его исполнении отпадёт тогда, когда все верующий лицом к лицу увидят Иисуса, своего Господа. Там не будет нужды в воспоминании о Нём, потому что Он будет с ними, и, увидят Его, как Он есть 1Ин. 3:2; Откр. 22:4. Подобно тому, как жертвоприношения, которые во дни Моисея совершались в скинии, а позднее в Иерусалимском святилище. указывали, в течении всех веков, на смерть Иисуса вплоть до Его первого пришествия, так и вечеря Господня, свидетельствующая о том, что Он уплатил долг за грех всего человечества, будет совершаться до тех пор, «доколе Он придет» во второй раз.

27. Посему: Т.е., ввиду сказанного о вечере Господней.

недостойно:— Т.е., без должного благоговения к Господу, чьи страдания и смерть отмечаются на вечере как акт воспоминания. Недостоинство верующих может состоять либо в неприличном поведении (см. 21 си.) либо в отсутствии «ивой веры в искупительную жертву Христа.

виновен: Кто не сознаёт бесконечный долг своему Спасителю и равнодушно относится к обряду, предназначенному живо напомнить верующим о смерти Христа, тот не уважает Господа. Такое отношение напоминает отношение тех, которые осудили и распяли своего Спасителя, кто подобным образом ведёт себя на вечере, тот отвергает Господа и делает себя соучастником с теми, кто виновен в Его смерти.

28. испытывает … себя: Прежде чем, принимать участие в вечере Господней, верующий должен проверить своё духовное состояние и удостовериться в том, что он готов принять те благословения, которые принесёт участие в святом обряде всем, кто поддерживает достойные отношения с Богом. Он может также спросить себя, умирает ли он с каждым днем всё более для греха и рождается ли снова и снова для Господа, побеждает ли он в борьбе с осаждающими его грехами и справедливо ли он относится к другим людям. Нужно следить за своими словами, мыслями и делами, а также за своими привычками одним словом за всем, что влияет на приобретение характера, способного отражать образ Иисуса (см. 2Кор. 13:5; Гал. 6:4). Если тщательное исследование самого себя и удаление всего, что противоречит воле Божией, должны занимать постоянное место в жизни христианина (см. Лук. 9:23; 1Кор. 15:31; 7СЦ 252), то вечеря Господня даёт ему возможность открыто свидетельствовать о своём новом решении. Об обряде ногоомовения, помогающего верующему человеку быть в состоянии постоянного бодрствования и готовности к встрече Господа (см. на Ин. 13:4-17).

таким образом: После испытания своей жизни и своего отношения к Господу, верующий должен приступать к столу Господа, с радостной благодарностью за всё, что он получил от своего Спасителя, Который был распят за него.

29. недостойно: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) показывает, что этого слова в подлиннике нет. В таком случае весть текст читается так, «Ибо, кто есть и пьет, не рассуждая о теле».

осуждение: Греч, krima, «суд», «осуждение», но не обязательно в смысле вечного осуждения нечестивых. Участвуя недостойно в вечере Господней, верующий навлекает на себя неодобрение Божие и наказание, о чём говорится в М, 32 ст.

не рассуждая: Греч, diakrino, «различать», «выделять». Коринфяне, по-видимому, не видели никакого различия между обычной пищей и той, которая была предназначена, чтобы напоминать им об искупительной смерти Христа. Между памятниками, которые устанавливаются в честь обыкновенных исторических событий и памятником события, в результате которого грешник обретает милость Божию, — существует большая разница. Вечерю Господню верующие должны совершать не как простой обряд воспоминания об историческом событии. Он более чем историческое событие; он есть напоминание о том, чего грех стоил Богу и чем обязан человек своему Спасителю. Он также напоминает нам нашем долге открыто исповедовать свою веру в искупительную смерть Сын Божия (см. ЖВ 656).

30. немощны и больны: Большинство толкователей [766] сходятся на том, что эти прилагательные выражают физические болезни и недуги. Возможно, что алчность и невоздержание, проявляемые верующими на вечерях любви способствовали упоминаемым здесь болезням. Грех есть непослушание Он производит страдания и смерть.

умирает: Греч, koimaomai, это слово в Писании часто обозначает смерть Ин. 11:11, 12; Деян. 7:60; 1Кор. 7:39; 15:51; 1Фес. 4:13-15. Пьянство и обжорство несут с собой возмездие, которое есть болезнь и смерть. Невоздержание, к которому обычно склонны язычники, проявлявшееся Коринфянами на вечерях любви, по-видимому, заслуживали столь серьезного предостережения. Впрочем, эти слова Павла можно понимать не только в этом смысле. Они связаны тесно с вопросом о небрежном совершении вечери Господней, кто своим беспечным поведением на вечери проявляет неуважение к страданиям Христа, тот лишается тех благословений, которые ему Бог предлагает. Такое же пренебрежение он, вероятно, будет проявлять и к другим заповедям Божиим, и в результате навлечёт на себя болезни и страдания, и даже смерть.

31. судили сами: Греч, diakrino, то есть, «различать», «выделять». Diakrino переводится «рассуждать» в 29 ст. Это слово обозначает суд над самим собой или анализ своего нравственного состояния в свете Божественного закона. Если бы Коринфские верующие тщательно исследовали своё поведение и принимали участие в вечере с подобающим благоговением, то они не навлекли бы на себя осуждение Божие.

судимы: Т.е., Богом. Тщательное самоисследование может спасти верующего от судов Божиих. Опыт Коринфян описан для нашего наставления. Если бы христиане помнили этот опыт первохристианской церкви, и были бы усердны в исследовании своих мыслей, чувств и побуждений, то они получали бы больше благословений от участия в воспоминании и избежали бы гнева Божия.

32. судимы: Имеется в виду Богом. Страдания, какие Бог допустил испытать Коринфянам в последствии их небрежного отношения в вечере, были сравнительно милостивым наказанием за их проступки. Оно имело целью спасти их от нравственного разложения. Нам лучше быть «наказанными Господом» в этой жизни, и оставить привычки чуждые Его воле и приобрести, такие, которые приятны в очах Господних, чем продолжать грешить и в конце концов погибнуть (см. 1Кор. 5:5; Ним. 1:20. В результате страданий, жизнь верующего ГИ больше очищается и совершенствуется (см. Евр. 12:5-11).

осужденными с миром:. — Речь идёт о небесном суде, на котором будет вынесен окончательный приговор, не подлежащий отмене. Под словом «мир» здесь подразумеваются все те, кто отказывается раскаяться в своих грехах, смириться пред богом и принять Иисуса, как своего Спасителя. Таковые заслуживают вечной смерти (см. Пс. 33:17; Иез. 18:24; Мал. 4:1; 2Фес. 1:8, 9).

33. ждите: Относительно данного стиха имеется два мнения, каждое из которых кажется логичным. Некоторые толкователи считают, что здесь говорится о недостойном поведении верующих на вечерях любви в Коринфской церкви, которые устраивались перед вечерей Господней (см. 45 стр.). Другие полагают, что речь идет о вечере Господней. И в том и в другом случае, Павел предостерегает верующих от беспорядочного и эгоистичного поведения. Так некоторые из Коринфян чрезмерно упивались, другие презирали бедных. Все это противоречило духу Христа (см. 21, 22 ст.). Бог желает видеть во всём, что относится к Его служению, стройный порядок и небесную атмосферу (см. гл. 14:33, 40). Во время вечери Господней, которая есть самое торжественное служение в Церкви, не должно быть заметно никакой гордости, эгоизма, алчности, невоздержания и т.д. Разум верующего должен быть направлен на Христа и Его жертву, а в сердце не должно быть места никаким мыслям и желаниям, исходящим из побуждений плотского сердца.

34. голоден: Речь идёт об обычном физическом голоде, а не о духовной жажде хлеба жизни. Вечеря Господня совершается не для того, чтобы люди могли утолить свой голод. Она предназначена быть памятником о самом великом и торжественном событии в мире, а не банкетом. Если бы все верующие старались тщательно исполнять наставления, данные в этой главе, относительно вечери Господней, то это святое служение проходило бы в приподнятом, радостном настроении и в духе безмятежного Божественного мира (см. ЖВ 660, 661).

Прочее: Очевидно, были другие дела, о которых в своём письме спрашивали Павла Коринфские верующие. Павел считал, что эти дела целесообразнее решить тогда, когда он будет присутствовать лично среди них. Приведённые слова показывают, что он намерен был вновь посетить Коринф, что он и сделал, впрочем, после того, как он написал свое второе послание (см. 102-104, введение к 2 Коринфянам 822 стр.).

В этой главе подчёркивается необходимость строго соблюдать всё, что связано со служением Богу. Поклоняющиеся Богу должны приступать к Нему с чистыми побуждениями и непорочной совестью, горя желанием прославить Его, и получить от Него благословения, которые Он давно приготовил для них (см. Яс- 23:3-5; 28:2; 94:2, 3, 6; 99:4; Ин. 4:23, 24).

Комментарий Е. Г. Уайт к 11 главе 1 Коринфянам.

1 ПП719.

3 ЖВ414.

7 Вое. 20.

23-26 ЖВ652; РП 101, 217.

24 Ев. 273.

26 ЖВ 149, 659.

27-29 ЖВ656.

31 ЖВ314.