Глава 14

1. Достигайте: Греч, dioko, «преследовать цель». Павел обращается к Коринфянам с призывом употребить всё своё прилежание на то, чтобы развивать в себе любовь, которая, по его словам, есть путь ещё превосходнейший, так ярко и живо изображённый им в гл. 13.

любви: Греч, agape (см. на гл. 13:1).

ревнуйте: Греч, zeloo. «быть ревностным к чему-либо». Также это слово переведено в гл. 12:31 (см. соответствующий комментарий).

чтобы пророчествовать: Относительно изображения дара пророчества (см. на гл. 12:10). В гл. 14 Павел сравнивает дар пророчества с даром языков, доказывая, что первый для большинства верующих более полезен. Коринфяне возвышали дар языков над даром пророчества несомненно потому, что он был более наглядным и внешне более привлекательным (впечатляющим). У некоторых по-видимому, как, например, в Фессалонике 1Фес. 5:20 дар пророчества находился даже в пренебрежении. К Коринфянам обращён призыв достигать любви, которая побуждает людей искать даров, приносящих благо не только им, но и другим. [788] Человек должен стремиться к получению даров не с целью самовозвышения, а для того, что бы с помощью их как можно лучше послужить Богу и церкви (см. Деян. 8:18-22; 19:13-17).

2. на незнакомом языке: Слово «незнакомый» здесь добавлено. О различных взглядах по поводу этих языков (см. Дополнительное Примечание в конце главы).

не людям: См. Дополнительное Примечание в конце главы.

тайны: Относительно определения «тайны» (см. на Рим. 11:25). Дух открывал Божественные истины тому, кто говорил на незнакомом языке. Но такое откровение приносило пользу только говорившему. Произносимые им слова и звуки не были понятны окружающим и не были к ним направлены.

духом: Т.е., под влиянием духа, под которым находится также и пророк, будучи в «духе» (см. на Откр. 1:10).

3, кто пророчествует: Т.е., тот, кто говорит под действием Духа. Пророки говорили на языке, понятном его слушателям. Их служение приносило назидание и благословение всей церкви, тогда как говоривший на незнакомом языке назидал лишь самого себя 4 ст.

людям: Пророк, это призванным Богом служитель, через которого Он открывает другим свои тайны (см. Ис. 6:9; Игр. 1:5-7; Иоил. 1:1,2; и т.д.).

назидание: Буквально, «созидание». Пророческие вести способствовали духовному возрастанию христиан и расширяли их познания.

увещание: Греч, paraklesis, «призыв», «утешение», «ободрение». Родственное ему слово parakletos является именем, которым называется Святой Дух » Ин. 14:16, 26; 15:26; 16:1. Относительно значения этого имени (см. на Ин. Н:16).

утешение: Греч, paramulhia, почти одно и тоже, что и paraklesis (увещание).

4. незнакомом:языке:Буквально, «на языке», Слово «незнакомый» здесь добавлено.

назидает себя: Этот дар, таким образом, играет в известных случаях полезную роль. Но в тех собраниях, где нет истолкователя, он не приносит верующим никакой пользы (см. 5, 19 ст.). Нужно заметить, что при наличии Писаний ВЗ необходимость в личном откровении Божественной истины возник сравнительно редко (см. 4cm.).

назидает церковь: Пророк лично получает от Бога откровения, но лишь орудие, посредством которого эти откровения передаются церкви для назидания.

5- все говорили языками: Павел знал, что найдутся такие люди, которые будут укорять его в чрезмерном, как им казалось, унижении некоторых даров Духа. Поэтому он выражает желание, чтобы все говорили языками. Это дар играл в деле церкви видную роль. Однако он не должен был заслонять собой менее заметный, но более важный — дар пророчества.

превосходнее: Дар пророчества играет более важную роль, поскольку для церкви он был более полезным. Дары Духа следует оценивать но их полезности, а не по их привлекательности.

разве он притом будет и изъяснять: Тот, кто говорил языками, не всегда был способен изъяснить те тайны, которые Бог открывал чрез него, Павел советует таковому молиться о «даре истолкования» 13 ст., но в то же время предостерегает его, говоря, что если «не будет истолкователя, то пусть молчит в церкви» 27, 28 ст.

назидание: См. на 4 ст.

6. говорить на незнакомых языках:говорит более всех Коринфян 18 ст.

откровением: Греч, apokalupsia. «раскрытие», «снимать покрывало». В данном стихе это слово выражает способность Божию открывать людям то, чего они не могут постигнуть своим умом.

познанием: Павел здесь, вероятно, ссылается на дар называемый «словом знания» (см. на гл. 12:8).

пророчеством: Трудно уловить границу между «пророчеством» и «откровением», потому что пророк изъясняется откровением. Возможно, что Павел проводит различие между откровениями уже известных истин к различным случаям. Может быть и проще, апостол «откровением» называет содержание, а «пророчеством»- способ передачи.

учением?: Греч, didache, «наставлением». [789] Наставлять должны были те, кто получил дар «учительства» (см. гл. 12:29).

7. свирель: Греч, aulos, в переводе LXX равноценно Евр. challl, о значении которого (см. III том, 38, 39 стр.). В НЗ слово aulos означает, по-видимому-обычную флейту.

гусли: Греч, kithara, «лютня» или «цитра».

раздельных тонов: Даже бездушные инструменты, на которых исполняют музыкальное произведение, чтобы воздействовать на чувства слушателей,

Павел указывает, что на языках должны производить различные звуки. Они должны быть подчинены определенным законам музыки, в котором есть ритм, высота и длительность, в противном случае они не дадут желательного эффекта.

8. труба: Для описания древних труб и рожков (см. Ill том, 39-41 стр.). Звук трубы был войску хорошо понятным. По если игравший на трубе издавал определенные звуки, то возникало замешательство и войско не могло приготовиться к сражению.

9. языком: Здесь, вероятно, речь идет скорее об органе речи, чем о даре слова. Итак, в этом стихе приводится ещё одна иллюстрация, параллельная приведённым в 7, 8 ст.

невразумительные: Т.е., не имеющие никакого значения, смысла, непонятные.

10. слов: Греч, phonal, «звуки», «тоны», «голоса». На основании контекста некоторые толкователи переводят это слово словом «языки» (см. RSV). Язык, — это орудие, посредством которого люди передают друг другу разумные мысли. Все они предназначены для пользы, а не для показухи.

11. чужестранец: Этим словом обычно обозначались не Греки, а те, кто не говорил на Греческом языке, и не знал этой культуры. Здесь приведённое слово обозначает человека, говорящего на незнакомом языке.

12. дарах:духовных: Буквально, «духов» Различные проявления духовной силы здесь представлены в виде многочисленных духов.

назиданию: В стремлении к получению духовных даров нет ничего предосудительного. Бог желает, чтобы Его народ имел такое благословение. Но стремящиеся получить дары, должны ставить своей главной целью назидание церкви. Нельзя при этом ни в коем случае думать о самовозвышении и лелеять в себе честолюбивые стремления.

13. незнакомом:языке:Буквально, «на языке». Слово «незнакомый» здесь добавлено.

истолкования: См. на 5 cm,

14. незнакомом:языке: Буквально, «на языке».

дух мой и молится: Дар языков проявлялся под влиянием Духа. Божественные тайны произносились «в духе» (ср. на 2 ст.). Состояние молящегося «зыком, вероятно, было подобно состоянию пророка во время «видения» (см. на ткр. 1:10).

ум: Греч, nous, «разум».

без плода: Это выражение толкователи понимают двояко: 1) Молитва Золящегося слушающим непонятна и, следовательно, не приносит никакой пользы. 2) Разум молящегося почти полностью остается в инертном состоянии как и разум пророка во время видения.

15, что же делать?: Т.е., как же правильно поступить? Подобное выражение встречается в Рим. 3:9; 6:15.

духом: Такая связь была бы целесообразна, если бы говорящий на язык мог и изъяснять то, что он говорит (см. на 2 ст.).

16. простолюдина: Греч, idiotes, «не имеющий профессионального знания», «необученный», «необразованный». В данном контексте речь идёт о «простолюдине», поскольку это касается дара языков. Если говорящий на незнакомом языке в церкви не имел истолкователя, то другие присутствующие не могли участвовать в служении, и они лишались должного благословения.

«аминь»: Греч. атёп. от Евр. атеп. в значении «точно», «достоверно» (см. на Матф. 5:18). Верующие, присутствующие на богослужении в собрании произносят это слово в конце проповеди или молитвы в знак одобрения ими всего сказанного (см. Шар. 16:36; Неем. 5:13; 8:6). Произнося аминь, верующие также выражают свою уверенность в том, что их молитва будет услышана (см. Втор. 27:15-26; Неем. 8:6). Произнесению этого слова придавалось большое значение. Это видно из высказывания некоторых раввинов, например, [790] «Кто говорит аминь, тот больше того, кто произносит благословение» (Талмуд Berakoth 536, издания Санкина, 325 стр.). «Тот, кто выразительно произносит Аминь и добавляет; да будет Его Великое Имя благословенно, — отменяется вынесенный приговор». «По, кто выразительно произносит одно «Аминь», пред тем открываются врата неба» (там же, Shabbath 1196, издания Санкина, 589 стр.). Если оно произносится без должного почтения, то его считали «беспомощным, жалким Аминь» (там же, Berakoth 47a. издания Санкина 284 стр.). Обычай произносить «Аминь» в конце проповеди или молитвы соблюдался в синагоге, откуда он был заимствован первой христианской церковью (см. Иустин Мученик Первая Апология 65; Тертуллиан De Spectaculis 25).

17. хорошо: Или, «правильно», чтобы никто не подумал, что благодарящий Бога на незнакомом языке, якобы неугоден Богу. Павел вполне определенно заявляет, что в служении такового нет ничего предосудительного. Хотя он и не назидает церковь, зато он назидает самого себя (см. 4 ст.).

18. Благодарю Бога моего: Верующие должны хорошо сознавать, ч всякий дар, в том числе и дар языков, происходит от Бога как от Подателя всех даров. Из этого стиха видно, что даром языков Павел ни в коей мере не пренебрегал.

более всех вас: В Библии нигде не упоминается о том, что Павел где-либо проявлял этот дар.

19. церкви: Греч, ekklesia (см. на Матф. 18:17). Речь идёт не о здании или помещении, где происходили собрания христиан, а о церкви как организации, независимо от помещения, где она собиралась.

пять слов: В НЗ часто употребляется число пять как круглая цифр3- означаюшая небольшое количество. Так упоминаются, например, пять малых птиц Лук. 12:6, пятеро в одном доме Лук. 12:52, пять пар волов Лук. 14:19; и т.д.

умом моим: Или, «моим помышлением», то есть, в другой манере не языками, но так, чтобы быть понятым.

наставить: Греч, kateched, «наставлять» или «учить устно». От этого слова происходит термин «катехизис», что первоначально означало устное наставление в пунктах веры. Лучше дать церкви короткое увещевание, как здесь сказано, в пяти словах, чем произносить длинную речь, которая непонятна слушателям и потому не может назидать их.

незнакомом:языке: Буквально, «на языке».

20. Братия!: Это обычная форма обращения Павла (см. на гл. 1:10).

дети: Коринфяне сильно гордились своей собственной мудростью (см. га. 1:20; 8:1, 2). Они радовались своим умственным достижениям, но по отношению к дарам духа вели себя по-детски. Они больше интереса проявляли к дарам, внешне более привлекательным, как, например, дар языков, но были равнодушны к менее заметным, по своему характеру, — но зато более существенным для церкви, каким был — дар пророчества. Своим поведением они устранили то высокое познание, которым гордились. Оценивая дары лишь с внешней стороны, они в этом фактически уподобились малым детям. Много своего времени и внимания христиане отдают второстепенным предметам и мало серьёзным размышлениям и поступкам. Когда люди предстанут пред судом, то многое, чему они придавали столь большое значение, покажется им детством.

злое: Греч, kakia. «негодность», «злобность», «порочность», «пагубность». В отношении этого качества маленьких детей можно считать самыми невинными. Такими должны быть все, в ком обитает дух Иисуса.

будьте младенцы: Греч, nepiazo, «быть младенцами». Это слово выражает более ранний младенческий возраст, чем слово paidia, переведённое выше в предшествующем пункте. Оно указывает на то, что истинно возрождённые христиане не будут принимать участия в моральном растлении, которое господствует в мире. Вполне возможно, что эту детскую невинность «ко злу», о которой здесь идёт речь, имел также в виду и Иисус, говоря, что это свойство необходимо иметь всем, желающим войти в царство небесное (см. Матф. 18:3).

совершеннолетни: Греч, teleioi, «зрелый», «взрослый». Своим мышлением вы доказываете, что вы являетесь взрослыми.

21- законе: Греч, nomos, здесь очевидно, имеется в виду весь ВЗ (см. на Ин. 10:34).

написано: Цитата взята из Ис. 28:11, по точности смысла она более соответствует [791] Еврейскому подлиннику или переводу LXX . В подлиннике

Называется предостережение детям Израиля относительно их обращения с

ьими вестниками, к которым они относились с пренебрежением и неверием.

и по-видимому, строили насмешки по поводу того, что с ними поступают как с детьми, изо дня в день, повторяя им «правило на правило» и «заповедь заповедь». Через пророка Бог возвестил им, что поскольку они презрели эти простые слова, им придётся принимать наставления через другие народу иными языками и иными устами. Под этими другими народами подразумеваются языческие царства Ассирия и Вавилон, к которым Иудеи попали в плен. Находясь в плену, Иудеи общались с народом, который говорил на чужом и непонятном для них языке. Ссылаясь на приведённое место из ВЗ, Павел, по видимому, хочет сказать, что как в древности Бог пользовался языками для Своей цели, так и ныне в эру христианства, Он пользуется даром языков для приведения в исполнение Своих важных намерений.

22. Итак: Это слово связывает последующее предложение непосредственно с вышеизложенными словами. Подобно тому, как в древности Бог использовал Ассирийцев и Вавилонян, чтобы убедить неверующих Израильтян так и ныне Он использует дар языков чтобы убедить маловерных в том, что евангельская весть несёт на себе печать неба. Примером этому может служить сошествие Духа Святого на собравшихся в доме Корнилия Деян. 10:24, 44-47.

знамение: Это было знамение для неверующих. Но нельзя считать, что после того, как неверующие обратятся, дар языков перестаёт играть полезную роль. Он перестаёт быть «знамением», но продолжает назидать верующих (см. на 4 ст.).

для верующих: Пророчество назидает церковь. Оно предназначено для созидания и укрепления общества верующих 2-4 ст. Оно свидетельствует о постоянном Божьем присутствии в церкви.

23. сойдется вместе: Павел здесь говорит о неправильном употреблении дара языков. Этот дар был предназначен быть знамением для верующих 22 an., но если им пользовались так. как в Коринфе, где все говорили одновременно, то эффект был противоположным.

незнающие: Греч, idiotai (см. на 16 си.). Здесь, очевидно, говорится о тех, кто незнаком с проявлением дара языков.

неверующие: Неверующие могли быть некоторые как из Иудеев, так и из язычников. Упоминание здесь неверующих, показывает, что не христиане посещали христианские собрания. Может быть, они приходили из любопытства или из желания познакомиться с христианской религией. Как и «незнающие» они не могли понять того, с чем связаны молитвы и благодарения верующих на незнакомом языке.

беснуетесь?: Греч, mainomai, «бредить», «буйствовать». Это слово встречается также в Ин. 10:20; Деян. 12:15; 26:24, 25. Замешательство, возникающее в таких случаях, не приносило духа истины и святости присутствовавшим на собрании чужестранцам и другим случайным посетителям. Наоборот, оно создавало превратное впечатление о христианстве, как о бессмысленной и непристойной религии.

24. все пророчествуют: Впечатление которое дар пророчества производит на верующих, здесь противопоставляется беспорядочному проявлению языков. Тот, кто пророчествует, указывает Павел говорит на языке, понятном собравшимся.

судится: Скорее, «осуждённый всеми». Святой Дух обличает о грехе (см- на Ин. 16:8). в данном случае, через вести пророчествующих.

25. обнаруживаются: Здесь либо пробуждается совесть присутствующих посетителей и Дух Святой показывает их истинные сердечные намерения, либо Духом Святым обнаруживаются их тайные дела. Последний случай напоминает нам женщину Самаритянку, которой были показаны тайны её жизни. Именно его обстоятельство и привело её к убеждению о том, что Иисус есть пророк (Ин. 4:19; ср. Ин. 4:29).

падет ниц:— Это форма поклонения, принятая на востоке.

скажет: Греч, apaggelld. «объявлять», «заявлять». Слова такого человека противоположны заявлению тех, кто присутствуя на собрании, имел возможность слышать беспорядочную речь на незнакомом языке 23 ст. Убедительное свидетельство тех, кто обладает даром пророчества, проявляющееся в их ясном, логичном, и веском разъяснении откровений Духа, побуждает посетителей поверять в силу Божию. [792]

26. Итак что же: Т.е., какой же вывод можно сделать из этого? Что нужно делать?

у каждого: Павел не говорит здесь о том, что каждый верующий в отдельности имел все перечисленные дары. Он имеет в виду лишь то, что все эти дары в церкви распределены между различными членами в соответствии с мудростью и волей Божией (см. гл. 12:6-11).

есть псалом: Т.е., кто-либо из вас обладает способностью своеобразно и талантливо исполнить тот или иной псалом, записанный в книге псалмов, либо сложить и спеть, в присутствии собравшихся хвалебный гимн (ср. Исх. 15:20, 21; Суд. 5:1; Лук. 2:25-32).

поучение: Или, «познание» (см. на бет.).

откровение: Здесь вероятно речь идёт о том, что открыто имеющему дар пророчества. Это, весть Божия, предназначенная для блага всех собравшихся.

истолкование: См. на гл. 12:10; 14:5. К назиданию: Сравните 3-5 ст. См. на 12 ст. 27- на незнакомом языке: Буквально, «на языке».

порознь: Т.е., по очереди, не все сразу.

один изъясняй: См. на гл. 12:10; 14:5. По-видимому, всех говоривших на языках, был способен изъяснять один человек.

28. молчи: Это доказывает, что получивший дар языков мог распоряжаться своим даром сам (ср. на 32 ст.).

себе: Первоначальное назначение этого дара в Коринфской церкви был личное назидание (см. Дополнительное Примечание в конце главы).

29. двое или трое: Пророкам даётся такой же совет, как и имеющим да языков. Совет направлен к тому, чтобы предотвратить возможные беспорядки, (см. 33 ст.).

прочие: Буквально, «другие». Для отождествления «прочие» см. ниже под словом «рассуждают».

рассуждают: Греч, diakri.no, «различать», «исследовать». Некоторые полагают, что под словом «другие» подразумеваются те члены, которые были наделены как даром пророчества, так и даром различения духов, они должны были оценивать высказывания выступающего пророка и определять от Бога ли их вести или от какой-либо другой силы (ср. 1Ип. 4:1; 1Фес. 5:21). Иисус предостерегал церковь, говоря, что явятся многие лжепророки, чтобы обольстить верующих, поэтому церковь должна быть в отношении таких учителей всегда на страже, особенно с приближением к концу временя (см. Матф. 24:5, 11, 24; 2Фес. 2:9-11). Другие толкователи считают, что совет Павла направлен слушателям, которые обязаны, услышанную ими весть, исполнять в своей практической жизни.

30. сидящих: Это слово указывает на то, что верующие в собрании сидели. Но тот, кто говорил к собравшимся, несомненно, стоял (ср. на Лук. 4:16).

будет откровение: Бог может дать откровение одному из сидящих. Из почтения к новому откровению говорящий должен был закончить свою речь. Пророки должны были говорить по порядку друг за другом 31 ст.

31. все … пророчествовать:, — При соблюдении должного порядка в собрании, когда выступающие говорят по очереди, предоставляется возможность каждому имеющему побуждение говорить, высказать истину как она ему открыта.

чтобы … всем получать утешение: Или, «чтобы получить увещевание». Различные вести, возвещаемые разным людям, в целом были для всех полезным и необходимым наставлением. Одни слушатели получали для себя утешение и поддержку, другие увещевание и таким образом все назидались.

32. послушны пророкам: Вероятно, некоторые из верующих заявляли, что, будучи под влиянием Святого Духа, они могут молчать. Такое утверждение Павел решительно отвергает. Истинные пророки управляли своим разумом так, что когда они считали нужным говорить, говорили, когда молчать молчали. Вдохновение никак не отнимает от верующего его индивидуальности и свободы выбора. Мысли, которые открывает ему Дух, он выражает и передаёт по своему (см. ВБ v-vii).

33. неустройства: Бог не производит ни разделений, ни каких-либо беспорядков- 1793] истинное служение Богу не приведёт ни к какому недоразумению- В этом стихе изображён общий, руководящий принцип христианства, исходящий из природы самого Бога. Он, Бог мира и нельзя учить, что Ему угодно всякое, даже беспорядочное служение (см. Рим. 15:33; 16:20; 1Фес. 5:23; Евр- 13:20). Христианство учит людей порядку (см. 1Кор. 14:40), кто повинуется руководству Святого Духа, тот никогда не будет участвовать в шумных и .местных сценах, какие описаны выше. Верующий желает выразить свою любовь и признательность Богу в молитве и слове свидетельства, но он будет это делать учтиво, стараясь не нарушить порядка в доме Божием и не помешать служению.

во всех церквах:— Павел указывает, что порядок, характеризующий служение Богу, соблюдался всеми церквами. Следовательно, он должен соблюдаться и в Коринфе. Бог — источник мира во всяком месте и. истинно верующий в Него, в своём служении будет стараться хранить мир. сдерживая желание возвысить себя неуместным проявлением даров, полученных ими от Духа Святого.

Предложение «так бывает во всех церквах у святых» некоторые издатели и переводчики связывает со 34 ст. (см. RSV). Так, как знаков препинания в подлиннике нет, невозможно точно определить, как правильнее. Очевидно, что смысл от этого существенно не меняется.

34. Жёны … да молчат: Если вторая половина 33 ст. связана с 34 ст. (см. на 33 ст.) тогда все место читается так: «Как принято во всех церквах, так пусть будет и у вас: жёны ваши да молчат». Из этих слов видно, что указание Павла относительно женщин имело не только местный характер, в нём был отражён так же обычай всех церквей. То, что обычай был всеобщим видно так же из 1Тим. 2:11, 12, где, не делая исключения ни для одной церкви, Павел учит: «Жена да учится в безмолвии со всякою покорностью. А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии».

Некоторым этот запрет кажется непонятным не только с современной точки зрения о положении женщин в церквах, но и на основании Библейской истории (см. Суд. 4:4; 4Цар. 22:14; Лук. 2:36, 37; Деян. 21:9). Павел сам высказывал похвалу тем женщинам, которые вместе с ним трудились в деле Евангелия Фм. 4:3. Несомненно, что женщины играли в жизни церкви определённую роль. Почему же, спрашивается, им нельзя говорить па собраниях? Ответ на это содержатся в 35 ст.

Закон: Писание учит, что поскольку жена сыграла известную роль в грехопадении мужа, то Бог предписал ей постоянное повиновение своему мужу Быт. 3:6, 16; 1Пет. 3:1, 5, 6; Ефес. 5:22-24; 1Тим. 2:11, 12; Тит. 2:5). времена, происшедшая в природе человека вследствие греха, привела к утере гармонии, которой отличалась его прежняя жизнь. С этого времени уже не было целесообразным возлагать как на мужа, так и на жену одинаковую ответственность за руководство домашним очагом. Тогда Бог поставил мужа главой семьи, чтобы он был ответственен за все жизненно важные решения, а также за воспитание детей (см. ПП 58, 59).

35. пусть спрашивают … мужей: Такой порядок даёт возможность предотвратить неуместные реплики и вопросы во время богослужения и избежать беспорядков.

неприлично: Так оно в действительности и было, поскольку согласно как Греческому, так и Иудейскому обычаю женщины не должны были занимать в церковном служении ведущую роль. Нарушение этого обычая привело бы к позору и нареканию всей церкви.

36. от вас: Коринфская церковь была не первой, а одной из последних лично основанных Павлом. Поэтому она не имела никакого права предписывать правила поведения другим церквам или чем-либо выделяться среди них. Дед0 касалось не только проповеди Евангелия, но и соблюдения принципов приличия на богослужении. Коринфская церковь, по-видимому, ввела новые обычаи, например, позволяя женщинам присутствовать на собрании с непокрытой головой (см. на гл. 11:5, 16) и вести себя на богослужении [794] не так как это было принято в других церквах. Коринфяне, по сути дела, не возражали против беспорядков у себя в церкви. Но это не давало им права выделяться среди других церквей и, конечно же, — не давало им права навязывать другим подобные беспорядки. Им следовало бы подумать о своей обязанности идти в ногу со всеми христианами.

до вас одних: Коринфская церковь не была ни первой, ни единственной церковью. Через Своих служителей Бог создавал церкви во многих странах. Если одна церковь обладала правом вводить свои обычаи и порядки, то такое право имели и другие. Поступая, таким образом, церковь дошла бы до замешательства и беспорядка. Поэтому, всем церквам надлежало следовать тому же общему плану и порядку открытых богослужений, а обычаи чуждые для других церквей, были непозволительны также и в Коринфе.

37. почитает себя пророком: Кто заявляет, что он получил дар Духа, но не признает богодухновенности наставлений Павла, тот показывает, что его дар не исходит свыше.

Господни: Павел говорил отнюдь не от своего имени и не своим авторитетом. Он обращается к Коринфянам от имени Господа и под вдохновением Святого Духа. Принимая его советы, и повинуясь его наставлениям, они могли засвидетельствовать, что желают следовать руководству Господа. Истинная вера свою искренность доказывает благоговейным отношением к заповедям Божьим. С другой стороны, та вера, которая пренебрегает указаниями Божиими, отвергая авторитет Священного Писания, и не придавая значения миру и порядку в церкви, такая вера доказывает, что она не искренна.

38, кто не разумеет: Греч, agnoed, «не понимает», «не признаёт». Павел говорит о том, что если кто-то не принимает его наставлений как исходящих о Бога повелений, то он это делает к своей погибели. Апостол уже привел достаточно доказательств о своей миссии, возложенной на него Богом, и не считая нужным более распространяться об этом, кто отвергает его советы, тот долен будет пожать печальные последствия. Для него ничего более не остаётся делать: за своё упорство он должен ответить перед Богом.

Сознательное пренебрежение заповедями Божиими не даст человеку никакого оправдания, напротив оно приведёт его к окончательной погибели. Святой пух не будет беспрерывно ходатайствовать за того, кто упорно держится своих

Суждений и порочного образа жизни, после того, как ему был показан путь праведности (см. Быт. 6:3; Ос. 4:17). Такое упорное сознательное отвержение намерений Божиих относительно мира, характеризует людей последнего времени и служит признаком приближения конца (см. 2Пет. 3:3-5). Отвержение совета Божия ради удовлетворения желаний плотского сердца — опасно, ибо такой образ жизни враждебен Богу (см. 1Ин. 2:15, 16; Рим. 8:6-8; Гил. 5:16, IT).

пусть не разумеет: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено, между этим и чтением, «тот не призван [принят]». В этом случае речь идёт о том, что такие люди Богом не принимаются. Образ жизни таковых противоположен описанному в гл. 8:3: «Но кто любит Бога, тому дано знание от Пего».

39. ревнуйте: Греч, zeloe. «быть ревностным к чему-либо». Обращая свою мысль. Павел даёт предпочтение пророчеству ст., как наиболее ценному дарованию, о котором должны ревновать все христиане. Весьма желательно, чтобы всякий верующий, находясь под вдохновением Святого Духа, говорил такие слова, от которых получала бы назидание вся церковь.

не запрещайте: Проявлению дара языков не следует ставить никаких препятствий. Остерегаться нужно лишь того, чтобы этот дар не был использован на богослужебных собраниях, где нет истолкователя (см. Дополнительное Примечание в конце главы).

40. чинно: Греч, kata taxin, «по рангу», «по положению». Это выражение употреблялось как военный термин, обозначая порядок построения войск для подготовки к бою. Можно много говорить о методах и формах богослужения в церкви, но здравый смысл [795] и почтение к Богу подскажут верующим, что в служении Ему уместно и что им делать, чтобы не впасть в крайность. Всё нужно делать прилично, как подобает в служении Всемогущему Творцу, тогда не будет никакого замешательства, ненужного шума или беспорядков (см. Аввак..2:20; Ев. 314, 636, 637; Вое. 243; ПЦ48.49; ПП303; 4СЦ 626).

Участвуя в богослужении, христианин должен всегда опасаться того, чтобы не впасть в формализм. Бот взирает не на внешнюю красоту и блеск таланта, но на искреннее и радостное посвящение Ему. выраженное в славословии и молитве (см. Ин. 4:24; 9СЦ 143). Достоинство и почтительность существенно необходимо. Это качество рождается в нём не из побуждений плотского сердца к возвышению, а из сознания о бесконечном величии Бога, чтобы богослужение было благопристойным и чинным, его нужно совершать таким образом, чтобы все присутствующие принимали в нём активное участие. Поэтому проявление дара любого языка, если последний непонятен слушающим, — неуместно, разве лишь в том случае, когда есть истолкователь и когда сказанное приносит вам благословение.

Дополнительное Примечание к 14 главе.

Относительно дара языков, который рассматривается в гл. 14, толкователи в целом придерживаются двух взглядов. Проявление этого дара нужно понимать как явление, имевшее место в день Пятидесятницы Деян. 2 гл.; язык, на котором говорили верующие под воздействием дара был иностранным языком, вполне понятным иностранцу, изъяснявшемуся на этом языке. Коринфяне, говорившие на незнакомом языке, в церкви, когда не было среди присутствующих никого, кто бы его понимал, злоупотреблял своим даром. Павел именно за это их и порицает.

2) Проявление дара языков отличалось от того, которое было в день Пятидесятницы; язык, на котором говорили верующие, не был обыкновенным человеческим языком, и потому никто из присутствующих не мог понимать его, если при этом не было толкователя, обладающего даром Духа разуметь и изъяснять этот язык I Kop. 12:10; действие языков было предназначено для утверждения веры новообращённых (I Kop. 14:22; ср. Деян. 10:44-46; 11:15), и преподать духовное назидание говорящему I Kop. 14:4; что Павел порицал проявления этого дара в I Kop. 14 гл. За то, что они использовали этот дар во время богослужения сугубо в личных целях для личного назидания.

С целью правильного решения относительно дара языков, полезно вспомнить характеристику этого дара в применении к Коринфской церкви, а также к Пятидесятнице Деян. 2:4. Дар этот был ясно выраженной способностью говорить на иностранных языках с целью быстрого распространения Евангелия (ср. ДА 39, 40). Второе назначение дара можно видеть в случае с Петром в доме Корнилия, когда проявление дара убедило Петра и вместе с ним скептически настроенных христиан из Иудеев в том, что Бог принял язычников (см. на Деян. 10:46), этот случай также, несомненно, убедил Корнилия и тех, кто был с ним, в том, что свидетельство Петра несёт на себе печать неба.

Характеристика дара языков, который проявился в последствии в Коринфской церкви, следующая: I) Этот дар уступает пророчеству I Kop. 14:1. 2) Говорящий на незнакомом языке, обращается к Богу, а не к людям 2 ст. 3) Никто не понимает того, кто говорит на незнакомом языке 2 ст. 4) Владеющий даром, говорит «духом» т.е. находится в состоянии экстаза (I Kop. 14:2, 14; ср. Откр. 1:10). 5) Говорящий на языке изрекает тайны (I Kop. 14:2; о том, что это за тайны см. на Рим. 11:25). 6) Говорящий назидает самого себя, а не церковь I Kop. 14:4. 7) Павел желает, чтобы все имели этот дар 5 ст. 8) Говорящий должен молиться о даре истолкования, чтобы церковь могла получить назидание 12, 13 ст. 9) Ум молящегося на незнакомом языке бездействует, остаётся без плода 14 ст. 10) Дар языков служит знамением для неверующих 22 ст. 11) Даром языков можно было пользоваться в церкви только тогда, когда был истолкователь 27 ст.; в противном случае слова говорящего были направлены только к себе и к Богу 28 ст. 12) Коринфянам было сказано, чтобы не запрещать говорить языками 39 ст. [796]

Из всех этих перечисленных свойств дара видно, что здесь Павел не говорит о ложном даре. Он причисляет «языки» к истинным дарам Духа, гл. 12:8-10, и ни слова не говорит о том, что проявление дара языков, описанное в гл. 14, не от Бога. Напротив он похвально отзывается о нём в гл. 14:5, 17, заявляет, что он более других Коринфян говорит языками 18 ст., желает, чтобы все имели этот дар и призывает верующих не запрещать говорить языками 39 ст. Ведя это рассуждение об этом даре, он стремится показать его надлежащее место и назначение и предостеречь от злоупотребления им.

Из всего видно, что Коринфяне злоупотребляли даром языков. Они говорили на незнакомом языке в церкви, когда не было истолкователя, и таким образом назидали себя лишь самих. При том они говорили, по-видимому, одновременно, тогда как другие пророчествовали, учили и так далее. Это приводило к беспорядку в служении 26-33, 40 ст.

Вопрос о том, были ли те языки, о которых говорит Павел, разговорными языками, или же просто не членораздельными звуками, среди толкователей остается спорным. Считающие, что язык, на котором говорили, имевшие дар, был для них непонятым, но вполне доступным пониманию тех, для кого он был родным языком, доказывают, опираясь, как они называют, на аналогию Святого Писания, что дар в Коринфской церкви следует объяснить на основе, проявления дара в день Пятидесятницы Деян. 2 гл., и в других случаях Деян. 10:44-46; 11:15; 19:6, по мнению таковых назначение дара состояло в том, чтобы сделать людей способными проповедовать Евангелие на прежде незнакомых им языках. Такие места, как 1Кор. 14:2, где говорится о том, что никто не разумеет, они поясняют, подчёркивая, что никто из присутствующих не разумеет, в то время как иностранцам это было бы вполне понятно. Далее они указывают, что трудно себе представить, чтобы Дух Святой мог проявляться на незнакомом языке при тех условиях, которые описаны в гл. 14.

Те, же, кто считает, что речь идёт о непонятных, нечленораздельных звуках, ничего общего не имеющих ни с одним разговорным человеческим языком, доказывают, что именно в этом случае можно дать наиболее естественное доказательство, вернее толкование вышеприведённым стихам. Более того, это толкование есть неизбежный вывод, который невольно напрашивается, если принять в расчет все перечисленные свойства дара. Они полагают, что в примерах приведенных в 7-10 ст. Павел имеет целью показать, что речи, произносимые верующими, имеющими дар языков, были либо нечленораздельными звуками, либо языком, который не был понятен присутствующим, если только они сами не были наделены даром истолкования гл. 12:10.

Какого бы из указанных взглядов мы не придерживались, ясно одно, что проявление дара в день Пятидесятницы и его назначение Деян. 2 гл. во многом отличны от дара, имеющего место в Коринфской церкви. Дар языков в Коринфской церкви служит к назиданию говорящему, а не слушающему I Kop. 14:4. Павел не советовал пользоваться им публично, когда не было истолкователя 12, 13,27cm. Он не рекомендовал использование его в церкви 19,28cm. Говорящий на языке обращался к Богу, а не к людям 2, 28 ст. Он находился в состоянии экстаза, при котором разум бездействовал 14 ст. Этого нельзя сказать о даре, который сошёл на учеников в день Пятидесятницы. Способность говорить на иностранных языках была явно предназначена для назидании других. Ученики могли проповедовать Евангелие, не пользуясь услугами истолкователя, их речь была направлена не к Богу, а к людям. При этом говорящий не был в состоянии экстаза, он скорее вел себя так, как если бы это был человек усвоивший иностранный язык в результате самостоятельного изучения (см. на Деян. 2 гл.).

Ввиду того, что не совсем ясно, каким именно образом проявлялся в древности дар языков, сатане легко подделать и этот дар. Так в языческом богослужении бессвязные восклицания были широко распространенным явлением. Время от времени имело место под мантией христианства различные проявления так называемых языков. Тем не менее, если эти языки, сравнить с теми дарами, которые рассматриваются в Священном Писании, то мы увидим, что между ними имеются различия. Следовательно, первые должны быть нами отвергнуты как подложные. Впрочем, существование подлога не должно унижать в наших главах истинного дара. Проявление дара, о котором Павел говорит в 1Кор. 14 гл. было предназначено для пользы. Правда, Коринфяне этим злоупотребляли, но Павел старался направить действие этого дара на его место и на свойственное ему дело, для которого он был дан. [797]

Комментарий Б. Г. Уайт к 14 главе 1 Коринфянам.

2 1СЦ412,419.

7 1СЦ231. 7-12 РУУ243.

8 РУУ 459; СА 170; Ев. 119, 218, 397, 523, 689; ОХВ 407, 483; 5СЦ719; 6СЦ 61,375,431; 8СЦ 168; 9СЦ29.

13-19 РУУ 244.

15 Ев. 127, 507, 508, 509, 510; 1СЦ 146; 2СЦ 582, 699; 9СЦ 143.

32,33 ДА 200.

33 ДА 96; СП 54; 1СЦ 231,653; 7СЦ284.

40 Ев. 207; РП 97; ПП 376; 1СЦ 145; 5СЦ274; 6СЦ98, 169.