Введение

1. Заглавие. Текстовое свидетельство (ср, 10 стр.) показывает, что настоящее послание ранее было озаглавлено Pros Korinthious А, буквально, «Коринфянам А [или «I»]». В таком виде, заглавие встречается в Библейских папирусных документах в Честер Бетти (см. V том, 116 стр.), а именно в рукописях первого послания наиболее древней, сохранившейся до сего времени рукописи у написанной приблизительно в 3-ем столетии по Р. Хр. На основании исследования видно, что заглавие не было составной частью подлинника.

2. Авторство. За исключением некоторых критиков крайнего направления, которые доходят до того, что подвергают сомнению существование Павла, как исторической личности, большинство исследователей сознают за ним авторство послания. Из всех посланий Павла, это послание наряду с 2 Коринфянам, Римлянам и Галатам, на мнение толкователей представляется наиболее достоверным. Имя автора встречается как в начале, так и в конце послания 1Кор. 1:1, 2; 16:21. Всё послание диктовалось писцу или секретарю за исключением приветствий в самом конце, которое, по словам Павла, было написано «собственноручно» гл. 16:21. Не совсем ясно, с какой целью он пользовался услугами секретарей, как видно, он это делал часто (см. Рим. 16:22; Кол. 4:18; 2Фес. 3:17). Одна из причин, по-видимому, та, что он имел плохое зрение (см. на Гал. 6:11).

3. Историческая обстановка. Первое послание к Коринфянам было написано из Ефеса 1Кор. 16:8. Этот город был полон миссионерского труда Павла в течение трёх лет Деян. 20:31, и главным центром всей его деятельности во время его третьего миссионерского путешествия Деян. 19; 20:1. Когда им было написано настоящее послание, он был намерен отправиться в Грецию и Македонию, но перед тем надеялся побыть в Ефесе до «Пятидесятницы» 1Кор. 16:5-8. Тем не менее, обстоятельства заставили его поторопиться с отъездом Деян. 19:21 по 20:3. Эти данные позволяют нам отнести время написания послания к весне 57 г. по Р. Хр. (см. 103 стр.).

Коринфская церковь была основана Павлом во время Второго Миссионерского Путешествия; апостол прожил в этом городе не менее 18-ти месяцев. Работа его была трудной, но успешной и привела к возникновению церкви, ряды которой быстро умножались Деян. 18:1-11.

Древний город Коринф был расположен на перешейке, соединяющем Пелопоннес с Грецией, точнее в южной части [656] перешейка, на небольшой возвышенности у северного подножья горы, известной под названием Акрокоринфа, на вершине которой стояли крепость и храм. Город занимал выгодное географическое положение: чрез него проходила сухопутная дорога, соединяющая Пелопоннес с Аттикой. Его удобное расположение между заливом Сароника на востоке и заливом Коринф на западе перешейка делало его центром обширной торговли между Европой и Азией. В этом городе поселилась часть Финикийцев. Они вели торговлю пурпуровой краской, которую сами изготовляли из раковин близлежащих морей. Им удалось также насадить здесь ряд других ремесел и ввести культ поклонения Финикийским божествам.

Этот важный торговый центр, расположенный на перекрёстке морских путей, погрузился в распущенность до такой степени, что само название города сделалось символом безнравственности. Выражение «поступать как Коринфяне», означало вести развратный, распущенный образ жизни.

Понимание религиозной жизни Коринфа помогает нам в ясном свете видеть чудную благодать Божию, могуществом которой в этом развратном городе были побеждены силы зла и насаждена церковь святых. Из-за богатства, роскоши, торговли и разно языческого населения, которые процветали в Коринфе, его с полным основанием можно было, по словам Берисва, назвать, «древним Парижем». Главным божеством города была Афродита, богиня любви в самом низком (низменном) смысле этого слова; отсюда не трудно представить себе, какое влияние могла иметь на народ эта богиня, воплощение безнравственности. На северном склоне горы Акрокоринф, был построен храм Аполлона. По закону Коринфян 1000 красивых и молодых женщин совершали сексуальный обряд перед алтарём богини любви. В этом разврате участвовали многие из иностранцев, от которых город получал постоянный доход.

Трудности, с которыми пришлось встретиться вестнику Евангелия в древнем городе, хорошо выражены в следующих словах: «Если Евангелие имело такой успех в Коринфе, то оно, несомненно, сможет завоевать сердца людей во всяком другом месте (В.Д. Чемберлен).

Во время отсутствия Павла, в Коринфской церкви, со дня основания которой прошло около трех лет (см. 100 стр.) возникли многочисленные проблемы, которые не могли не привлечь внимание апостола. О них мы узнаем из самого послания. Во-первых, серьёзный урон наносили единству церкви, злополучные разделения. Так, например, благодаря своему красноречию и учёности, Аполлос был в глазах многих, выше Павла (см. 1Кор. 1:12; 3:4; ср. Деян. 18:24; по 19:1). Другие хвалились тем, что они последователи не Павла и Аполлоса, а Петра одного из ранних апостолов I Kop. 1:12. Третьи вообще не признавали никого из руководящих братьев и считали себя последователями Христа гл. 1:12.

Больше того, живя среди развращённого Коринфского народа, многие члены церкви, ранее отвергнувшие своё нечестие, теперь вновь вернулись к своим старым привычкам гл. 5. Далее, церковь несла на себе нарекание по вине тех христиан, которые свои недоразумения решали в светских судах гл. 11:17-34. Возникли также вопросы относительно брака и смежные социальные проблемы гл. 7, вопросы об употреблении пищи, посвящённой идолам гл. 8, поведении женщин на богослужебных собраниях гл. 11:2-16. Было неверное понятие о назначении духовных даров гл. 12-14. Некоторые не верили в воскресение гл. 15.

О положении в Коринфской церкви Павел узнал от Аполлоса, который с возникновением разделений покинул город (см. ДА 280). Аполлос находился с Павлом в Ефесе, и последний просил его вернуться в Коринф, [657] но безуспешно, (см. на I Kop. 1:12). Другое известие апостол Павел получил от домашних Хлоиных гл. 1:11 которые, по-видимому, направили к нему делегацию, состоящую из Стефана, Фортуната и Ахаика гл. 16:17. Складывалось впечатление, которое вызвало у Павла серьёзную тревогу. Ранее он уже писал своё послание к церкви (см. на гл. 5:9), и возможно, в период своего пребывания в Ефесе, он на короткое время посетил Коринф (см. на 2Кор. 13:1). Он послал туда также Тимофея (I Kop. 4:17; ср. гл. 16:10) и Тита в Коринф (см. на 2Кор. 2:13). В заключение всего он послал настоящее послание, в котором он рассматривает многочисленные назревшие вопросы.

4. Тема. Данное послание содержит в себе в основном две мысли: Обличение для отступивших, происшедшее в результате появления в церкви действий, извращающих учение Евангелия; и наставление или же разъяснение некоторых пунктов веры и обычаев, которые верующие старались уяснить себе в истинном свете. Апостол Павел не был склонен проявлять какое-либо снисхождение ко греху. В своём суде он был беспристрастен и не стремился оказывать кому-либо лицеприятие или прикрывать какое-либо беззаконие. Он со всей твёрдостью и решительностью порицал всякое отступление от пути праведности. Наряду с разоблачением беспорядков и обличением распущенности в церкви, мы видим также братское участие и нежное сострадание, неизменно встречающееся в сердцах верных соработников Христа, видим ту любовь, которая всегда готова поднять упавших, вернуть на правильный путь заблудших и перевязать раны тем, кого постигло тяжкое горе. Павел знал, что не предупреждение и суровость, но любовь является силой способной преобразовать сердце человеков. Поэтому его духовное обличение Коринфской церкви сопровождалось успокоительным бальзамом нежной любви, Особенно это видно на примере гл. 13, где он даёт глубокое разъяснение христианской любви. В плане наставления в послании затронуты различные практические вопросы, как например, брак, употребление пищи посвящённой идолам, поведение на богослужебных собраниях, вечеря Господня, а также разумное использование духовных даров.

Из всех посланий написанных Павлом это считается «одно из самых богатых по содержанию и самых назидательных своих посланий» (ДА 301).

5. План.

1. Введение — 1:1-9.

А. Вступительные приветствия -1:1-3.

1. Автор и его сотрудники названы поимённо -1:1.

2. Назначение послания -1:2.

3. Вступительное благословение -1:3. Б. Призыв к духовному возрастанию -1:4-9.

И. Порицание бесчинства — 1:10 по 6:20.

А. Разделение в церкви -1:10 по 4:21. 1 — Осуждение духа разделения -1:10-13. 2. Защита служения Павла и Евангелия -1:14 по 2:16.

ВВЕДЕНИЕ

3. Нелепость духа разделения — 3:1-23.

4. Правильное отношение к духовным руководителям — 4:1-21. Б. Случай кровосмешения — 5:1-13.

В. Порицание тяжб в мирских судах — 6:1-20.

III. Ответы на вопросы, поднятые Коринфскими верующими — 7:1 по 11:1.

А. Наставление относительно брака — 7:1-40.

1. Предписание взаимности в семейных отношениях — 7:1-6. [658]

2. Рекомендация не вступать в брак при некоторых обстоятельствах — 7:7- 11 ;

3. Проблема смешанных браков — 7:12-16.

4. Принятие Христа не должно изменять общественного положения — 7:17-24.

5. Наставление относительно девства — 7:25-40. Б. Наставление относительно идоложертвенных яств -8:1 по 11:1.

1. Воздержание ради слабого брата — 8:1-13.

2. Как Павел употреблял христианскую свободу -9:1 -27.

3. Предупреждение против идолопоклонства -10:1-22.

4. Правильное использование христианской свободы-10:23 по 11:1.

IV. Правильное поведение на христианском богослужении — 11:2 по

14:40.

A. Женщины и их покрывала — 11:2-16.

Б. Правильное соблюдение вечери Господней -11:17-34.

B. Место и действие духовных даров -12:1 по 14:40.

1. Источник и разнообразие даров -12:1-31.

2. Любовь, удивительный дар -13:1-13.

3. Беседа о дарах пророчества и языков -14:1-40.

V. Учение о воскресении — 15:1-58.

A. Уверенность в воскресении -15:1-34.

Б. Буквальный характер воскресения -15:35-50.

B. Надежда на воскресение сбудется при Втором пришествии -15:51-58.

VI. Заключение — 16:1-24.

A. Наставление относительно сборов для бедных -16:1-4. Б. Намерение апостола посетить Коринф -16:5-9.

B. Предложение принять Тимофея -16:10, 11. Г. Решение Аполлоса остаться в Ефесе — 16:12. Д. Заключительные наставления -16:13-18.

Е. Заключительные приветствия — 16:19-24.