12. Вера — разрушение препятствий

Просто поверить, говоришь? Ты что, меня совсем за глупца держишь? Да мне нужно вложить пальцы в раны на Его руках и ногах, и руку в рану на боку сунуть по локоть, прежде чем я поверю, что Он действительно воскрес из мертвых. Так что вы можете фантазировать о воскресении сколько угодно, — говорил Фома, — но мне кажется, что я и так впустую потерял три года своей жизни. Я ни дня больше не потеряю, занимаясь чем-то, что связано с Иисусом. Неужели вы еще не поняли? Все кончено!

Ученики собрались в одном из домов и упорно пытались понять, что же все-таки произошло и что все это значит. Спустя несколько дней после монолога Фомы Иисус внезапно появился посреди комнаты. Скоро все поняли, что Он пришел не просто для того, чтобы пообщаться с братьями и хорошо провести время. Он внимательно осмотрелся, словно пытаясь отыскать какого-то конкретного человека.

Потом Он встретился глазами с Фомой.

Когда я пускаюсь в бурные фантазии, то вспоминаю старые вестерны, когда в одной из сцен два парня собираются хорошенько подраться в местном баре. Пока они стоят, презрительно рассматривая друг друга, все присутствующие начинают спешно укрываться за пока еще целой мебелью, стараясь быть как можно незаметнее, потому что они прекрасно понимают, что здесь сейчас будет весело.

В этот момент я совершенно отчетливо представляю встречу Иисуса с Фомой. Я представляю, как другие ученики, которые еще не успели забыть резких высказываний Фомы, прозвучавших несколько дней назад, спешно убираются с дороги. Я полагаю, что в этот момент они думали примерно следующее: «Он когда-нибудь поймет наконец? Он пожалеет о том, что вообще осмелился открыть свой рот».

Ожидая самого худшего, они зажмурились, видя, что Иисус направляется к Фоме. В комнате повисла мертвая тишина. И потом они услышали, как Иисус произносит:

— Прикоснись ко Мне.

Он не сказал «убирайся», «умри» или «исчезни». И даже не «исправь пути свои». Нет, ничего похожего. Он лишь сказал: «Прикоснись ко Мне».

Эти слова замечательно отражают характер Христа. Фома и другие ученики в этот день узнали о Христе много нового. Тот же самый урок должны усвоить сегодня многие из наших друзей.

БОЖЕСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД

Мы должны помочь людям понять, что Бог не боится и не сердится, когда люди, которые пытаются найти и понять Его, делятся с Ним своими искренними неприкрытыми сомнениями. Кстати, Он радушно приглашает всех и каждого, у кого есть искренняя заинтересованность и вопросы, прийти и найти, прийти и спросить, потому что Он стремится развеять туман в их голове. Часть нашей задачи заключена в том, чтобы помочь им увидеть, насколько сильно Иисус отличается от всех религиозных лидеров нашего мира, которые требуют от своих последователей слепого послушания и дисквалифицируют каждого, кто осмеливается усомниться в их правоте. Эти самопровозглашенные гуру пытаются манипулировать и запугивать ничего не подозревающих людей, завлекая их в свои ряды.

С обезоруживающим пониманием склонности человечества все подвергать сомнению Иисус просто говорит:

— Давай, прикоснись ко Мне. Делай все, что тебе нужно, чтобы убедиться, что Я реален, что Я не привидение.

Это наверняка хорошая новость для ваших друзей и знакомых, которым вы хотите пояснить Евангелие. Пытаясь посвятить свою жизнь Христу, они неизбежно испытают периоды неуверенности и сомнений во всем, что касается данного решения.

Мы должны ожидать подобной реакции, и когда это произойдет, должны реагировать, подражая примеру Христа. Мы не должны торопить их или пытаться пристыдить за смущение и неуверенность.

Напротив, нам стоит пройти этот период сомнений вместе с ними, обращая внимание на их чувства и мысли и стараясь в нужное время развеять сомнения. Все это относится к заключительной части первой половины нашего уравнения — к понятной передаче, которая начинается с духовных переговоров. В итоге подобные переговоры дают возмож-ность объяснить и проиллюстрировать Евангелие. Но в промежутке между пониманием послания и посвящением Христу наши друзья все еще нуждаются в том, чтобы обрести уверенность в истинности христианства, и в том, что же это все-таки значит в их жизни.

Поэтому не пугаетесь, когда ваши друзья-«искатели» в процессе своего духовного путешествия вдруг выскажут вам свои сомнения. Это вообще-то хороший знак. Это говорит о том, что они искренне заинтересованы в истине, которую так тщательно исследуют.

ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ВЕРЫ

Давайте рассмотрим некоторые «камни преткновения», которые мешают людям поверить: непонимание, интеллектуальные препятствия, внутренние опасения. Особо обратите внимание на тех, которые, как вам кажется, имеют отношение к людям, которых вы пы-таетесь достичь.

Искаженное представление

«Если ты посвятишь свою жизнь Иисусу Христу и последуешь за Ним, можешь попрощаться со своей свободой, индивидуальностью, со своей полной приключений жизнью, с надеждами и стремлениями, со всем тем, чего ты в этой жизни хотел добиться. Кроме всего прочего, имей в виду, что ты собираешься присоединиться к кучке безликих, действующих под копирку неудачников, которым ничего в жизни не удалось и ничего не остается, как только жить вот так.

Но ты же не такой. У тебя достаточно мозгов, таланта и потенциала. Тебе еще столько всего предстоит сделать, столько мест посетить, а вспомни, скольких целей ты еще не достиг. Поэтому, что бы ты ни делал, сейчас же прекрати эти глупые разговоры о религии и о том, что ты хочешь все это испытать. Помни, что у тебя одна жизнь и прожить ее надо по максимуму!»

Почему-то мне кажется, что я не единственный, кому приходилось слышать этот голос. Готов поспорить, что и вам он хорошо знаком. И что еще более важно, ваши неверующие друзья слышат этот голос практически постоянно, как бесконечную магнитофонную запись.

Ирония такова, что это прямая противоположность тому, что представляет собой христианская жизнь и — на более глубоком уровне — истина о природе и характере Бога. Пока люди цепляются за свое искаженное представление о Боге, они будут ограничены в своем стремлении искать и найти Его. Потому что выдуманное нами представление о Боге никогда даже близко не отражало того, Кто Он есть на самом деле.

Так откуда же возникает подобное искаженное представление и что мы с вами можем ему противопоставить? Я думаю, что оно возникает из нескольких источников: плохой пример, неверное учение и естественный страх. Мы рассмотрим каждый из них в отдельности и предложим способы реагирования.

Плохой пример

Большинству из нас приходилось сталкиваться с подобными наивными, прямолинейными людьми, которые — исключительно во имя Бога, Библии и церкви — осуждают всех и вся, что им не по нраву. Они швыряются библейскими стихами и выдают «уцененные» ответы на вопросы первостепенной важности. С гордостью рассказывают окружающим о всех ужасных проступках, которых никогда не совершали.

Типичный «искатель» с сарказмом ответит:

— Ты хочешь сказать, что если я пожелаю стать серьезным посвященным христианином, то мне придется отключить мозги? Ты хочешь сказать, что мне придется во всем ограничить себя, стать наивным ребенком и закрыть глаза на реальность? Так где тут можно записаться? Как же убрать эту преграду? Во-первых, сообщите вашим друзьям, что вы прекрасно понимаете их сомнения и нерешительность.

Попытайтесь озвучить некоторые из их страхов, как только что сделал я. Расскажите им о собственных предубеждениях и беспокойствах, с которыми вы сталкивались, размышляя о Боге. Их обезоружит то, что вы озвучите их внутренние беспокойство и озабоченность, особенно же те, которые, как они полагали, вы никогда не сможете понять. Это покажет, что вы находитесь с ними на одной волне и готовы признать, что некоторые христиане не совсем согласованы в своих убеждениях и иногда своим поведением «перегибают палку». Это позволит вам нарисовать более точную картину христианской жизни.

Во-вторых, живите такой жизнью, которая помогла бы вам разбить их стереотипы, а им по-новому взглянуть на христианство. И хотя ваши слова смогут, конечно, смягчить их предубеждения, все же как раз именно то, что вы делаете, ваши поступки в конечном счете помогут им обрести новый взгляд. Ваш пример может стать живой иллюстрацией, которая разрушит этот барьер и убедит их в том, что христиане ценят любовь превыше соблюдения закона, истину превыше банальности и, наконец, веру выше неуемной религиозной деятельности.

В дополнение хочется сказать, что если вы приложите усилия к тому, чтобы познакомить ваших друзей с другими посвященными, подлинными христианами, вы не потеряете время зря. Им нужно увидеть, что вы не являетесь исключением, «белой вороной», но что вы лишь один из множества верующих, которые живут радостной и интересной жизнью благодаря Христу.

Плохое учение

У многих людей создалось неверное представление о Боге, потому что, формально или неформально, но они получили неверное учение. В их понимании Бог ассоциируется с беспомощным стариком, грубым огромным людоедом, равнодушным божеством или космическим брюзгой. Кому же, находясь в здравом рассудке, захочется узнать Его поближе? Подобные неверные представления эффективно тормозят стремление сблизиться с Богом. И снова, в который уже раз, мы должны заверить наших друзей в том, что их беспокойство нам совсем не чуждо. Вы можете сделать это, рассказав о своих собственных ошибочных представлениях, с которыми сталкивались в прошлом, или о тех, с которыми приходилось сталкиваться вашим верующим друзьям, а потом объяснить, как это может воспрепятствовать их духовному движению.

Мне нравится, как об этом говорит ДжейКейслер. Он обращается к человеку: «Расскажи мне о том Боге, в Которого ты не веришь. Может быть, я также в Него не верю!» Надо сказать, что единственным противоядием для подобных ошибочных учений остается возможность исправить их здравым, правильным учением, заменяющим ошибочные представления на истинные. Мы сделаем это лучшим образом, если будем изучать Библию сами и призовем к этому других. Таким образом они обнаружат, что Божье откровение о Себе на удивление не похоже на те ошибочные представления, которые бытуют среди людей.

Еще один способ помочь вашим друзьям исправить их понимание Бога состоит в том, чтобы предложить книги, которые верно отражают Его характер, в точности так, как он описан в Библии.

Я бы рекомендовал такие классические труды, как «Ваш Бог слишком мал» Ж. Б. Филиппса и «Познавая Бога» Ж. И. Паккера. Обратите внимание на недавно изданную книгу Ли Стробела «Что сказал бы Иисус», которая могла бы дать им свежее и, возможно, неожиданное понимание того, что в наши дни Бог взаимодействует с известными людьми.

Естественные страхи

Когда дело касается каких-то радикальных жизненных перемен, человеку свойственно колебаться и сомневаться, прежде чем принять окончательное решение. Если это помогает решить вопрос покупки дома или женитьбы, то это, несомненно, истинно и в те моменты, когда нам предложено доверить кому-то свою жизнь, даже если этот кто-то — Бог! Наши естественные страхи и беспокойства могут размыть красоту того, что нам предложено.

Ключевым моментом во всех случаях, когда мы сталкиваемся с людьми, понимание христианства которых искажено, является их ошибочное представление о том, что отдать им придется больше, чем все то, что они когда-нибудь получат взамен. Некоторое время назад мне пришлось общаться с человеком, у которого были подобные проблемы. Спустя какое-то время он рассерженно заявил мне:

— Я понимаю смысл Евангелия, и для меня все начинает обретать определенное значение. Но прежде чем я решусь на посвящение, вы должны сказать мне: чего Бог ожидает от меня после того, как я сделаю этот шаг? Я знаю все, что Он говорит относительно того, что Он сделает для меня в вечности, но что мне ожидать сейчас, пока я не попал на небеса?

Я увидел, что он сильно встревожен подобными размышлениями, и поэтому решил своим ответом слегка шокировать его, чтобы он понял смысл своего вопроса. Я сказал:

— Хорошо. Я скажу тебе все, что у Бога запланировано для тебя.

Он собирается запихнуть тебя в монастырь, к кучке постоянно медитирующих монахов, а ключ выкинуть! Он собирается заковать тебя в корсет правил и постановлений, такой узкий, что ты и дышать-то не сможешь! А возможно, он просто зашлет тебя миссионером в Ирак! — Его улыбка свидетельствовала: он понял, что я хочу сказать.

Потом я задал ему пару вопросов.

— Как ты себе представляешь Бога? И почему ты так уверен, что Он забирает больше, чем дает?

Люди, которые боятся, что им придется отдать Богу больше, чем они от Него получат, недооценивают Его характер. Покажите им то, что написано в Псалме (33:9) — «…вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!»

Во дни Христа Ему также приходилось разбираться с подобными вопросами. В десятой главе Евангелия от Иоанна рассказывается о том, что в определенный момент Он почувствовал, что окружающие Его люди обеспокоены тем, какой план приготовил Бог для их жизни. Поняв это, Он сказал: «Хватит непонимания и смущения в этих вопросах. Я хочу раз и навсегда прояснить вам кое-что: враг придет, чтобы разрушить вашу жизнь. Но Я не таков, Я пришел для того, чтобы вы обрели жизнь и смогли прожить ее во всей полноте».

В дополнение ко всему сказанному Библия говорит, что стать христианином означает не только безопасный путь для смерти, но и лучший способ для жизни. Мы должны постараться помочь нашим друзьям это понять, чтобы они могли преодолеть свои естественные страхи.

Интеллектуальные препятствия

Вторым типом препятствий на пути к вере являются интеллектуальные препоны: те вопросы и возражения, которые вызваны сомнениями в достоверности христианства. Никогда не пытайтесь замести эти вопросы под ковер. Очень опасно, когда посвященные христиане воспринимают вопросы «искателей» без должной серьезности. Еще хуже, когда такие верующие «одухотворяют» свое незнание, говоря «искателю» фразы типа: «Ну, это тебе придется принять верой».

Применяя подобные уловки, мы проявляем прямое непослушание Божьей заповеди в Первом послании Петра, где написано:

«Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Как предупреждал Уолтер Мартин, если мы не сможем найти разумного ответа на их вопросы, мы рискуем стать очередным оправданием их неверия.

Воспринимайте вопросы и возражения ваших друзей со всей серьезностью. Благодарите Бога за то, что они заинтересованы и достаточно увлечены, за то, что они поднимают столь важные темы, и приложите максимум усилий к тому, чтобы дать им достойный ответ.

Ответ не всегда будет на кончике вашего языка. Во многих случаях лучшее, на что вы будете способны, это сказать им, что они задали очень хороший вопрос и у вас сейчас нет на него столь же хорошего ответа. Заверьте их, что постараетесь найти ответ чуть позже, и потом обязательно вернитесь к этому вопросу. В долгосрочной перспективе большее впечатление на них произведет именно то, что вы уделили время вопросу и не забыли вернуться с ответом, а не то, что ответ был у вас готов в ту же самую минуту.

Когда я встречаюсь с людьми, которые пытаются опровергнуть христианство, опираясь на интеллектуальную основу, я делаю две вещи. Во-первых, я стараюсь показать им, сколько людей до них пытались конкурировать с христианством и потерпели неудачу независимо от того, каковы были эти люди и методы. Во-вторых, я пытаюсь на контрасте показать им превосходство библейской позиции.

Я надеюсь, вы понимаете, что среди всех мирских учений, которые пытаются конкурировать с христианством, нам абсолютно нечего бояться. Чтобы укрепить людей в этой убежденности, я в нашей церкви преподавал серию уроков на тему «альтернатива христианству». На этих уроках я предложил сравнить некоторые учения движения Нового века, культы и мировые религии с утверждениями Библии. Все чаще наша церковь проводит публичные дебаты между ведущими защитниками атеизма и христианства. Подобные мероприятия помогают присутствующим произвести информативные сопоставления, и многие из них в результате посвящают свою жизнь Христу.

Довольно легко, бросив поверхностный взгляд на подобные альтернативные позиции, почувствовать, что они чем-то вас привлекают. Но чем ближе и детальнее вы их рассматриваете, тем слабее их привлекательность. И чем глубже вы копаете в доказательствах христианства, тем крепче становится ваша вера. Мы должны как следует потрудиться для того, чтобы твердо определить наши собственные убеждения. Тогда мы сможем помочь нашим друзьям ухватиться за истину и применить ее в своей жизни.

Вот несколько интеллектуальных дилемм, с которыми могут столкнуться ваши друзья, и способы, которые вы могли бы использовать, чтобы помочь им в их решении.

Историческая точность Библии

Мы должны показать все богатство дошедших до нас древних рукописей, как из религиозных, так и из светских источников, которые подтверждают достоверность христианских писаний, а также множество убедительных находок, которые удалось отыскать современным археологическим экспедициям.

В дополнение к этому сообщите, что другие верования испытывают жесткий недостаток подобных исторических фактов, которые бы внушали доверие. Например, вопреки записанным свидетельствам очевидцев, исламские учения утверждают, что Иисус никогда даже и не пытался провозгласить Себя Сыном Божьим, а современные мусульманские лидеры отрицают и тот документально подкрепленный факт, что Иисус умер на кресте. А мормоны учат, что уже во времена Христа на территории современной Америки существовали прогрессивные цивилизации. Однако нет ни исторических, ни археологических свидетельств, которые могли бы подтвердить это заявление и которые можно было бы назвать заслуживающими доверия.

Логика веры

Рациональность и разумность нашей с вами веры была неоднократно подтверждена многими величайшими умами на протяжении истории. Кстати, некоторые сильнейшие защитники веры начинали как скептики, изучавшие христианство для того, чтобы опровергнуть его, но в процессе изучения в определенный момент становились верующими.

В противоположность этому многие из наших друзей, которых беспокоит этот вопрос, наверное, удивятся, узнав, что учителя восточных религий упорно выступают против обоснованности и применимости логики как таковой!

Проблема зла

Нашим друзьям нужно понять, что если библейское описание происхождения человечества, свободы, которая была нам предоставлена, и бунта против Бога является истинным, то современный мир во многом должен быть таким, каким мы его видим каждый вечер в новостях. Нет ничего логически несовместимого в существовании всемогущего Создателя и внутреннем бунте человечества, особенно в свете того факта, что Он в конечном счете обещал осудить зло.

Если мы поймем это, то у нас появится все больше вопросов к тем, кто утверждает, будто все, что нас окружает, и есть Бог, как об этом учат восточные религии и движение Новый век. Есть ли смысл в подобном безосновательном утверждении, будто зло само являет-ся частью Бога? На что тогда можно надеяться?

Позиция атеистов ничуть не лучше, потому что без Бога не существует объективных стандартов для определения того, что хорошо, а что плохо. В таком случае зла нет в принципе, есть лишь что-то, что неприятно некоторым людям. Но если все, что нам остается, это наше собственное понимание, то кто может утверждать, что убийство или изнасилование являются злом изначально?

Христианство опровергает подобные утверждения и доказывает, что зло реально и не является частью Бога. Оно противоположно Его стандартам и поэтому вредоносно, а мы ответственны за свои поступки.

Христианство и наука

Хотя Библия была написана не для того, чтобы стать учебником по естествознанию, ее содержание освещает божественную проницательность и истину в вопросах, касающихся истории различных научных составляющих. А отсутствие в ней фольклора и мифологических рассуждений в сравнении со многими другими религиозными писаниями производит глубочайшее впечатление.

В дополнение к этому многим людям наверняка будет интересно узнать, что с каждым днем все больше известных биологов, геологов, палеонтологов и астрономов обнаруживают доказательства существования божественного Создателя в феноменах физического мира.

Правильная наука и теология указывают на одни и те же истины относительно реальности.

Преодолевая препятствия

Мы должны помочь людям увидеть, что если у христиан все еще остаются вопросы, на которые нужно найти ответы, то их противники из альтернативных лагерей бьются над головоломками, у которых нет логического решения. После внимательного изучения всех возможных вариантов все больше искренних «искателей» приходит к заключению, что в наши дни требуется все больше усилий, чтобы отвергнуть христианство, чем понять и принять его.

Итак, давайте вдохновлять наших ищущих и исследующих духовный мир друзей на то, чтобы они задавали вопросы и делились сомнениями, но потом напоминайте им о том, чтобы они не забывали о домашних заданиях, изучали различные доказательства, внимательно исследовали Библию, читали книги, изучали историю, взвешивали факты и слушали знающих людей, которые посвятили свою жизнь определению действенности христианской веры.

Мы можем помочь нашим друзьям и хотим порекомендовать им некоторые книги и кассеты, выпущенные ведущими проповедниками веры, такими как Джош МакДауэлл, Дж. П. Морланд, Уильям Лэйн Крэг, Хью Росс, Гэри Хабермас, Боб и Гретхен Пассантино, Норманн Гейслер, Равви Захария, Уолтер Мартин, Пол Литл, Клайв Льюис и другие. Книги большинства из этих авторов вряд ли встретишь в домашних библиотеках, но стоит только понять, скольким людям они помогли преодолеть интеллектуальные препоны, и вам наверняка захочется пополнить вашу библиотеку их трудами.

Как только наши друзья закончат со своими исследованиями и взвесят все факты, нам стоит ободрить их поступать в соответствии с тем, что они узнали. Это означает, что им пора прекратить обманывать самих себя в отношении всего того, что они узнали, и не пытаться укрыться за надуманными оправданиями, что они не получили всех возможных ответов. Напомните им о том, что пора принять окончательное решение, основываясь на доказательствах, которые им были предоставлены.

Некоторое время назад я общался с неверующим другом. В конце нашей долгой и оживленной беседы он сказал:

— Билл, ты веришь так, а я иначе. Так почему бы нам просто не примириться в своем несогласии и не оставить все как есть?

— Но, Кит, — сказал я, — наступает день — и осталось не так уж много времени, — когда нам обоим придется понять, кто прав, а кто нет. Мы основываем нашу жизнь и судьбу на абсолютно противоположных идеях. И мы оба не можем быть правы. Одному из нас посчастливится взять джек-пот, а второй будет вечно раскаиваться в своих ошибках. Кит, ты знаешь, я выполнил свое домашнее задание, изучая этот предмет, но я не знаю, выполнил ли ты свою. Почему бы не попытаться разобраться со своими сомнениями, чтобы убедиться в правильности принятого решения? Фома пошел на это. Он также сомневался, но взвесил доказательства и в конце концов пал перед Христом. Он произнес самые проникновенные слова, которые мы читаем в Евангелии от Иоанна (20:28): «Господь мой и Бог мой!» Он поверил, опираясь на факты, точно так же, как и многие тысячи «искателей» после него.

Нравственные опасения

— Все это, конечно, здорово, и ты очень красиво говоришь, но я не могу принять христианскую позицию, потому что в ней слишком много несоответствий и противоречий логике.

— Это интересно, — ответил Марк, — потому что я до сих пор их не обнаружил. А что именно тебя беспокоит?

Трудно сказать, кто из них был больше воодушевлен этим разговором. В течение следующих сорока пяти минут этот мужчина вывалил на Марка все свои претензии. Марк, в свою очередь, воспользовался теологической и апологетической подготовкой для того, чтобы ответить на все его возражения и противопоставить им евангельские истины.

Когда туман рассеялся, Марк ощутил, что причина кроется на более глубоком уровне. Поэтому, взглянув человеку прямо в глаза, он сказал:

— Ты задаешь хорошие вопросы, но я хотел бы понять, в чем действительно заключается проблема. Ты боишься каких-то перемен или, может быть, есть что-то, от чего тебе не хотелось бы отказываться, если ты все же решишь посвятить свою жизнь Христу?

К его удивлению, этот мужчина с горечью признался в том, что в его жизни существуют определенные нравственные проблемы, с которыми ему не хотелось бы связываться.

— Вот в этом-то, боюсь, и заключается твоя реальная проблема, — заявил Марк. — И до тех пор, пока ты не позволишь Богу произвести перемены в этой сфере жизни, ты будешь придумывать все новые оправдания, чтобы списать христианство со счетов.

Я встречался с похожими ситуациями множество раз. Некоторые «искатели» бьются над решением серьезных интеллектуальных вопросов, которые препятствуют их сближению с Богом.

Другие ведут себя так, словно это их личное дело, и придумывают множество философских оправданий в попытке прикрыть свой самый обычный грех. Часто происходит так, что человек сперва задает пару откровенных вопросов, но потом, когда получает на них качественные ответы, начинает нервничать. В этот момент ему предстоит сделать выбор. Он может либо открыться и честно все рассказать, как тот мужчина в разговоре с Марком, о чем мы писали чуть выше, либо начать выдвигать самые разные возражения, выбранные буквально наугад, лишь бы только держать вас — и Бога — на расстоянии вытянутой руки.

Если вы ощутите, что собеседник установил между вами дымовую завесу, я бы посоветовал вам прямо заявить об этом и раскрыть его уловку. Скажите ему откровенно, что он тратит слишком много усилий на то, чтобы придумать вопросы, вместо того чтобы найти ответы, и спросите, боится ли он тех перемен, которые Бог, возможно, захочет произвести в его жизни, или, быть может, он боится, что Бог потребует от чего-то отказаться, если он решится последовать за Христом. Если он признается, что так оно и есть, то у вас есть возможность помочь ему определить, ценно ли на самом деле то, за что он пытается держаться.

Другими словами, помогите ему произвести анализ прибыли и убытков. Например, если он признается в том, что в выходные ему нравится напиваться и не хочется отказываться от этого ради того, чтобы последовать за Богом, вы получили то, что можно реально положить на весы. С его помощью вы теперь можете поместить этот предмет в начерченную на бумаге или воображаемую таблицу и помочь ему трезво оценить то, что он получает или теряет, цепляясь за это.

Вы можете начать примерно так:

-Ну, хорошо. Давай сначала перечислим все, что ты получаешь от выпивки. И кстати, если нам не хватит бумаги, об этом не беспокойся, найдем еще. Ну, начинай, а я буду записывать.

-Мне нравится вкус, — начинает ваш оппонент. — Как выпьешь, сразу становится весело, и, кроме того, все мои друзья выпивают.

-Хорошо. Что еще? — А в ответ тишина. — Еще что-то? — переспрашиваете вы.

В этот момент он уже начинает неуверенно заикаться:

-Ну, и… это помогает мне расслабиться.

-Хорошо. Если вспомнишь еще какие-то плюсы, мы их допишем. А пока давай посмотрим на обратную сторону. Ты ведь не будешь против, если я помогу тебе с этим, верно?

И через некоторое время у вас уже готов приличный список:

• Все заканчивается тем, что я делаю и говорю что-то такое, о чем позже приходиться жалеть.

• Мое похмелье довольно болезненно.

• Денег уходит море, не говоря уже о времени и силах.

• Существует риск получить заболевание печени (или по крайней мере приобрести «пивной животик»!).

• Велика вероятность алкоголизма.

• Это негативно сказывается на моих навыках вождения, что, в свою очередь, может привести не только к порче имущества, но и к гибели людей.

Подобная оценка имеет еще большее значение, когда вы пытаетесь, показать вашему другу, насколько он ценен для Бога. Объясните ему, что Бог чрезвычайно интересуется тем, что происходит в его жизни, и поэтому Отец отчаянно пытается уберечь его от всех этих проблем. Таким образом он сможет понять, какой у нас с вами добрый и заботливый Отец. А мы ведь еще даже и не коснулись тех преимуществ, которые он утратит, если откажется последовать за Христом. А когда вы к этому анализу добавите список краткосрочных и долгосрочных благословений, которыми Бог переполняет нашу жизнь, спор потеряет всякий смысл.

Этот метод может быть достаточно эффективным в применении к любой области, с которой человек никак не желает расставаться.

Я не берусь утверждать, что как только они рассмотрят эти простые расчеты, то сразу же согласятся с вами. Я хочу сказать лишь то, что это может открыть им глаза и помочь преодолеть барьер нравственных опасений, а Дух Святой в это время привлек бы их к Христу.

РАЗРУШАЯ ПРЕГРАДЫ

Процесс может быть долгим или, напротив, очень быстрым, но нам нужно продержаться до конца и помочь нашим друзьям убрать с пути все препятствия, которые стоят между ними и Христом. В процессе движения мы можем ободрять их, призывая уделить должное внимание двум необходимым составляющим: молитве и обетованиям. Пример молитвы содержится в девятой главе Евангелия от Марка. К Иисусу пришел человек, который попросил исцелить и освободить его сына. Иисус сказал ему, что это возможно в том случае, если он поверит. На это мужчина ответил: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (ст. 24).

В этой «молитве сомневающегося» я обнаружил пару интересных моментов. Во-первых, Иисус не обвинил этого человека за недостаток веры и колебания. И, во-вторых, Он в конечном счете ответил-таки на его молитву! Это очень многое говорит о Боге и дает нам замечательный взгляд на то, как мы можем приблизиться к Нему.

Я часто призываю своих ищущих друзей к тому, чтобы они воспользовались тем количеством веры, которое в состоянии иметь, и, подняв на поверхность все свои сомнения, с которыми им приходится бороться, просто откровенно поговорили о них с Богом.

Я часто в подобных ситуациях молился за людей, ободряя их выразить перед Богом все свои противоречивые чувства. Часто они говорили что-то подобное: «Боже, я даже не уверен, что Ты есть, но если Ты все же есть, мне так хочется, чтобы Ты дал мне знать. Если Ты реален, я хочу узнать Тебя».

К подобной молитве Бог относится со всей серьезностью. И теперь настало время вспомнить об обетовании.

Иисус обещает: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мат. 7:7,8).

А в книге Иеремии (29:13) Бог говорит: «И взыщете Меня, и найдете Меня, если взыщете Меня всем сердцем вашим». Несмотря на то, что это было адресовано конкретной группе людей в определенный исторический период, я все же думаю, что это поможет и нам научить наших друзей истине, которая содержится в обетовании Иисуса, где Он утверждает, что если просить, искать и стучать, все необходимое будет дано. То есть люди должны сделать это от всего сердца. Сделать это своей первостепенной целью. Они должны понять, что преимущества принятия подобного решения настолько необъятны, что одно это служит основанием для придания ему приоритетного статуса.

Если они смогут выдержать подобное всестороннее напряжение, то обязательно прорвутся сквозь все препятствия, мешающие им поверить. Невероятная привилегия иметь возможность помочь кому-то в ходе возрастания в вере, а потом в конечном итоге перевести через границу веры, наблюдая за тем, как они принимают Христа, просят у Него прощения, провозглашая Его своим руководителем и другом. Мы подробнее поговорим об этом в следующей главе, когда приступим к рассмотрению следующей части книги — «Максимум влияния». КерриЛивгрейн очень остро описал этот процесс поиска в своей замечательной песне «Стена». Он написал эти слова, будучи еще духовным «искателем», за несколько лет до своего спасения:

Качаясь на волнах фантазии, я не могу поверить тому, что вижу.

Тот путь, который выбрал я, привел меня к глухой стене,

И с каждым уходящим днем я чувствую все глубже,

Что потерял что-то очень дорогое.

И теперь она возвышается передо мной — темная и молчаливая преграда.

Преграда между тем, кто я есть, и тем, кем мне так хотелось бы стать.

Это похоже на пародию, ужасную разделяющую грань, Которую дух мой жаждет стереть,

Преодолеть ее и найти наконец то, что я ищу.

Боюсь, что буду для этого слишком слаб.

И есть лишь несколько человек, которым это удавалось,

Которые видели то, что там, на другой стороне.

Обетованная земля ждет, словно девушка, которая готовится стать невестой. Этот миг — словно шедевр, и в воздухе парит запах нерешимости. И вот она стоит, словно символ и сущность всего, что есть во мне, Она словно пародия, ужасная, преграждающая свет и ослепляющая меня, А я хочу видеть.

Золото и бриллианты очаровывают, но это не для меня, я это знаю точно. То сокровище, которое я ищу, находится на другой стороне, за стеной. Невозможно измерить то сокровище любви, которое ждет меня там. И хотя так было всегда, я должен разрушить стену и стать тем, Кто я есть и кем я должен быть, в гармонии сияя истиной и даря улыбки всем, Кто ждет у креста, потому что в нем нет урона*.

* Использовано с разрешения. © Дон КиршнерМьюзик (BMI), 1976.

Все права защищены.