10. Слушатели

О чём этот урок:

Люди пришли тебя послушать. Ты видишь их лица. Но что у каждого на уме и на сердце — знает только Бог. «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 цар 16:7).

Но это не избавляет тебя от обязанности знать, к кому обращаешься, изучить, чем люди живы. Живёшь ты здесь сам или приехал издалека, ты обязан сказать так, чтобы тебя поняли, чтобы проповедь твоя связала Евангелие с жизнью не каких-нибудь, а вот этих людей.

Аудитория проповедника — не однородная масса. Она состоит из самых разных людей. Значит, от проповедника требуется знать о них как можно больше, чтобы достучаться до сердца каждого.

Но ведь ясно, что изучить жизнь и тревоги каждого слушателя невозможно. Как же быть? Во втором уроке, касаясь трагедии греха, мы уже отмечали, что буквально у всех людей, живущих на земле, есть что-то общее. У юных и старых, богатых и бедных, мужчин и женщин, образованных и неграмотных — всегда есть что-то общее. Каждый знает о болезни и смерти, мечтах и обидах, любви и ненависти. Мы называем эти переживания общечеловеческими, потому что раньше или позже их испытывают все. Значит, в проповеди всегда можно опереться на общечеловеческое и связать с ним Евангелие.

Кроме того, собравшихся обычно объединяет ещё кое-что: язык, национальная принадлежность, обстоятельства. Они легко поймут ссылки и даже намёки на местные события, слухи, надежды. Опытные благовестники любят брать примеры для проповеди из местной жизни. Это повышает уважение к ним и увеличивает вероятность того, что люди откликнутся на призыв.

В конце проповеди перед ними встанет выбор, имеющий вечное значение. И тебе, естественно, хочется, чтобы они покаялись и вошли в Божью семью. Какой выбор сравнится с этим по важности!

Можно сказать, что вся жизнь состоит из решений: куда пойти и что надеть, что сказать и о чём промолчать, что сделать и чего не делать. Решать, делать выбор приходится ежеминутно, даже если мы этого не замечаем. Одни решения принимаются автоматически, по привычке, другие после серьёзных размышлений. Что такое решение, выбор, людям прекрасно известно; и твоя обязанность — помочь им призывной проповедью нужное решение принять.

А для этого обязательно надо, чтобы они были именно слушателями, а не просто присутствовали. Способов поддержать интерес есть немало, мы о них уже говорили. Помнишь самый главный из них? Надо, чтобы люди видели: то, о чём он проповедник говорит, его самого волнует. Да и сможет ли остаться равнодушным тот, кто тщательно и молитвенно готовил эту проповедь, кто все силы приложил, чтобы слушателей понять, кто знает любовь Божию и любит людей! В этом уроке мы коснёмся некоторых теоретических принципов и практических приёмов, которые помогут тебе передать людям волнение о вечной их судьбе.

Цели урока

1. Изучить пять общих свойств любой аудитории.

2. Узнать, как Святой Дух влечёт души ко Христу тщательно подготовленной проповедью.

3. Составить окончательный план первой проповеди.

* * *

Как заглянуть в душу людскую, как помочь ей принять самое важное в жизни решение?

1. Понять человека

В 1983 году на Амстердамской международной конференции разъездных благовестников Билли Грэм привёл несколько примеров из собственного опыта.

«Выходя на проповедь — будь то на углу улицы африканского города или в огромной корейской церкви, перед племенем в Заире или на стадионе в Нью-Йорке — я знаю, что есть в сердцах и умах психологические и духовные факторы, общие для всех людей. Начиная проповедь, я не сомневаюсь, что у каждого слушающего есть в сердце струны, которые затронет Дух Святой».

Таких общих черт он насчитывает пять:

«1. Каждому человеку чего-то не хватает. Даже тому, у которого «всё есть». И так во всём мире, в любом обществе.

2. Кроме того, в любой душе, где нет Христа, зияет совершенно определённая пустота. Всё человечество мечется в поисках чего-то, а чего — неизвестно. Дай человеку миллион долларов — счастья это не принесёт. Дай секс и любые чувственные наслаждения — и это никогда не удовлетворит глубочайшей внутренней жажды.

Бывая в лучших университетах мира, я слышу стон и плач молодёжи — интеллектуально, психологически и духовно павшей. Они ищут сами не знают чего. Я как-то спросил президента Гарвардского университета, чего студентам не хватает больше всего. Он подумал и ответил: обязанностей. Прекрасно сказал Блез Паскаль: «В душе есть вакуум в форме Бога, и заполнить его может только Бог».

3. Можно смело предположить, что каждый слушатель знает чувство одиночества. В наши дни его называют «одиночеством вселенских масштабов». У меня есть друг, психиатр и богослов. Я спросил его: «От чего страдают люди, которые сами обращаются за помощью?». Он призадумался, а потом говорит: «От одиночества». И добавил: «Копнёшь поглубже — понимаешь, что это одиночество без Бога».

Нечто подобное знакомо каждому. Среди праздничной толпы, когда вокруг веселье, вдруг, неожиданно, ощущаешь одиночество. Это поистине «вселенское» чувство, и разлито оно повсюду: в городах и пригородах, в Африке и Латинской Америке, в Европе и Японии. Это такое одиночество, избавить от которого может только Бог.

4. Нас слушают люди, которых грызёт совесть. Видимо, это самое общечеловеческое из всех переживаний, и масштаб его потрясает. Главврач одной психиатрической больницы в Лондоне сказал: «Найдись лекарство от угрызений совести — и я выпишу половину пациентов». Какое же мощное лекарство у нас в руках!

5. Никто не хочет умирать. Все боятся смерти. В наше время об этом не принято говорить в обществе, но от смерти никуда не денешься. В любой стране сегодня включишь телевизор и увидишь кинозвёзд, скажем, Мэрилин Монро или Жана Габена; их давно нет в живых, но вот же они, разговаривают. И создаётся иллюзия, что о смерти можно не думать, вроде бы уже и не страшно. Но хоть на задворках сознания страх остаётся всегда.»

Обратим внимание на слова Билли Грэма: «Какое же мощное лекарство у нас в руках!». Бог знает боли и муки каждого сердца, которое томится вдали от Него. Евангелие Христово — это лекарство, которое Он предлагает без рецепта и бесплатно.

Почему же есть немало людей, кто, слушая призывные проповеди, думает: ну, это не для меня!? Готовя свою проповедь, помни про эти общечеловеческие качества и старайся эти струны сердца затронуть. Надо все силы приложить, чтобы каждый понял: это как раз для меня.

Кроме этих общих признаков, присущих любой аудитории, можно немало интересного узнать о людях, если проследить за их поведением. Выражение лиц, смех и слёзы, тон голосов и жесты очень много скажут внимательному наблюдателю.

А уж если поговоришь с ними, порасспросишь, то узнаешь гораздо больше, даже задавая самые невинные вопросы: какие книги они читают, какую любят музыку, за какие команды болеют, за кого голосовали на выборах, и так далее. Ты узнаешь, что их радует, что пугает, бьются они в непосильном труде или отлынивают от работы. Ты увидишь людские взаимоотношения — между жёнами и мужьями, родителями и детьми, сестрами и братьями, учителями и учениками, работодателями и работниками, продавцами и покупателями.

В городе ты обратишь внимание, чем полны местные и центральные газеты, радио, и телевидение. А в сельской местности прислушаешься к разговорам на завалинке и на сходке.

Лучше всего — искренне подружиться с людьми, чтобы они не стеснялись говорить с тобой о наболевшем. Очень важно быть в гуще событий, быть своим среди людей. Проповедник, всё своё время проводящий за письменным столом, рано или поздно потеряет связь с народом, с его животрепещущими нуждами. А значит — потеряет и способность доносить Евангелие до сердец.

Иисус Христос умел внимательно слушать и наблюдать за людьми — будь то враг, пытающийся подловить Его, или душа, искренне ищущая Бога. Он нередко уходил от толпы, желавшей исцелений и чудес, чтобы поговорить с одним человеком. Новый Завет доносит до нас несколько этих личных разговоров. Из них видно, как вникал Господь в заботы отдельного человека.

Зная, как и чем живут люди, Он выражал небесную истину в земных терминах, понятных слушателям. В результате — «множество народа слушало Его с услаждением» (Мк 12:37). Какая похвала проповеднику! Его слушали не потому, что Он развлекал, а потому, что Он понимал.

Проповедь убедит людей только если они увидят: проповедник нас понимает, только если он свяжет Божью истину с их жизнью.

Самопроверка

1. Живёшь ты здесь сам или приехал издалека, ты обязан сказать проповедь так, чтобы ……………… .

2. Надо, чтобы люди видели: то, о чём проповедник говорит, его самого …………………. .

3. Билли Грэм насчитал пять черт, присущих каждому человеку:

1. …………………..

2. …………………..

3. …………………..

4. …………………..

5. …………………..

4. Лучше всего — искренне ………………… с

людьми, чтобы они не стеснялись с тобой говорить.

2. Владеть вниманием

Примеры обычно понятнее людям, чем «голые» идеи, поэтому благовестнику надо научиться иллюстрировать Евангелие примерами из жизни слушателей. Так делал Иисус, проходя с учениками по полям или по улицам. Вот Он говорит: «Царствие Небесное подобно…» — и ученики уже ждут сравнения с чем-то знакомым. Этой простотой раскрывались глубины учения. Интересно заметить, что богословы для своих теорий черпают термины из посланий Павла или других источников, но не из речи Иисуса Христа: у Него богословских или заумных терминов не найдёшь.

Он больше любил рассказать короткий сюжет. Он знал, что рассказы привлекают внимание и что истина лучше запомнится, если показана в действии. Вот почему благовестник должен помнить, что Евангелие — это прежде всего сюжет — «величайший из рассказов».

Бог возлюбил людей — и послал им Своего Сына. Кто в Него уверует, того ждёт не смерть, а вечная жизнь. Так суммирует Евангелие Сам Спаситель (Ин 3:16). Кто-то сказал, что этот стих содержит «самые важные слова в истории человечества». Но что излагают эти слова? Краткую повесть о любви.

Человек слушает тебя и думает: о чём речь? Какое отношение это имеет ко мне? Если это новая богословская система или альтернативное мировоззрение, то это информация, её можно принять к сведению, согласиться с ней или нет. Но если Евангелие явно связано с моей жизнью, с моим будущим, значит, надо менять всё: и отношение к Богу, и поведение. Это не просто «да» или «нет». Тут надо принимать решение. Знать Христа — значит жить иначе.

Джима Эллиота вместе с четырьмя другими миссионерами убили в джунглях Эквадора те самые люди, которым он шёл сказать о Христе. Позже был опубликован его дневник. Там он писал: «Можно стоять вехой на обочине единственной дороги. Но мне хочется быть указателем на развилке: увидит человек во мне Христа — и узнает, куда идти, туда или сюда.» Евангелие ставит людей перед такой развилкой.

…У прозревшего человека гневно требуют объяснений: кто это смеет его исцелять, и какой такой властью? Напряжение нарастает. Что он ответит? Скажет «от Бога» — рассердит людей. Скажет «меня исцелил грешник» — погрешит против истины. Слушатели затаили дыхание. И что же исцелённый ответил? Проповедник держит паузу. «Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу… От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорождённому; если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин 9:25,32-33). Проповедник сумел не только заинтересовать аудиторию, но и одновременно вывести разговор на главное: кто же такой Иисус Христос.

А вот конкретное и наглядное заявление Фомы: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей… и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин 20:25). Покажет Иисус ему раны или упрекнёт в неверии? Оказывается, и то, и другое: «подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин 20:27).

Иоанн не зря записал в своей книге поразительные знамения Христовы: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин 20:31).

Пусть же призывная проповедь удивляет, интригует, вовлекает, зовёт: примерами, случаями из жизни, сравнениями. Надо не только рассказывать, но и показывать. Сам Иисус звал сомневающихся — верить Его делам, если не верят словам (Ин 10:38). Аргументы на людей действуют, но далеко не всегда. А вот с конкретным примером силы Божией — не поспоришь.

Примеры, иллюстрации нужны в проповеди не просто для развлечения; это библейский способ наглядного выражения вечных истин Божьих, помогающий слушателям постичь их и принять.

Разумеется, главное в проповеди — её содержание. Но и внешняя её форма — интонация, жесты, мимика, и т. д. — влияет на реакцию слушателей, помогает или мешает им откликнуться на призыв.

Больший плод бывает у того проповедника, кто понимает: люди слушают не пассивно, а активно, — и умеет это активное общение поддержать и направить. Если аудитория подставила слух, а проповедник наливает туда информацию, как воду в ведро, — значит, проповедь плохая. Хорошую можно сравнить с котлом на огне: в кипяток ты бросаешь разные овощи. Вода бурлит, всё в движении, идут активные реакции, содержимое котла изменяется ежеминутно.

Слушатели то внимательно следят за проповедью, то отвлекаются. Что-то из сказанного тобой может перебросить их мысль на совершенно постороннее.

Вывод отсюда простой: за реакцией аудитории надо следить. Значит, проповедник обязан уметь перестраиваться на ходу. У ораторов есть древнее правило: публика заскучала — сам виноват, что-то надо изменить. Или темп речи, или громкость. Или сказать что-нибудь смешное. Или собрать внимание паузой. Или подчеркнуть мысль жестом руки. Или, если позволяют условия, пройтись по сцене. Или задать вопрос. Иногда нужно прямо спросить: всем ли слышно?

Конечно, это умение приходит только с опытом. Сидя за книгой этому не научишься. Но с самого начала надо помнить: увидев, что люди не слушают, проповедник не имеет права продолжать как ни в чём ни бывало, «в том же духе». Надо срочно что-то делать.

Американский благовестник, бывший спортсмен, Билли Сандей был знаменит преувеличенной спортивной жестикуляцией. О его «ужимках и прыжках» ходили слухи, и многие приходили на его выступления не столько послушать, сколько посмотреть! Но даже придя из любопытства, они слышали Благую весть, и многие каялись.

Вернуть упущенное внимание можно и внеочередным введением в проповедь примера, случая из жизни (не забудь проверить на практике волшебное слово «однажды»). Только надо, чтобы пример «работал» на тему, а не отвлекал от хода мысли. Для разнообразия можно прочесть отрывок из книги или письма. Можно даже напрямую заговорить с кем-то из слушателей (хотя это рискованно, и позволительно только опытным ораторам: ведь неизвестно, что тебе ответят).

Итак, есть способы привлечь и удержать внимание аудитории. Но твоя задача не развлечь слушателей, или понравиться им. Задача — чтобы они слушаливажнейшую весть, которую ты им несёшь в силе Святого Духа.

Повторим: лучший способ привлечь внимание — это показать, что тема тебя самого волнует. Оратор, искренне убеждённый в истинности своих идей и горячо взволнованный ими, людей убедит всегда. Это многократно проверено опытом. Сам Господь наполнит этим волнением твоё сердце, если ты как следует подготовился и искренне хочешь, чтобы слушатели покаялись и уверовали. Волнение может выплёскиваться наружу, громкой энергичной речью, — или подогревать речь негромко, изнутри, но ощущаться оно должно. Кто его не почувствует, тот тебе не поверит.

Весть о спасении — важней, чудесней и радостней которой нет ничего на свете, заслуживает того, чтобы изложить её интересно, энергично, увлекательно: чтобы и слушать хотелось, и откликнуться на неё.

3. Подтолкнуть к решению

Итак, твоя простая и ясная призывная проповедь подходит к концу. Ты приложил все силы, чтобы слушателям было интересно; они уже поняли, что ты не просто волнуешься перед аудиторией, но и искренне веришь в истинность Евангелия, и к тому же любишь их и хочешь им добра. Как теперь навести их на правильное решение: покаяться в грехах и прийти ко Христу?

Есть три способа.

Во-первых, можно предложить им задуматься. Проповедь изложила главные факты:

— Люди погрязли в грехе,

— без спасителя они пропадут,

— но Бог их любит,

— поэтому послал Спасителя, Христа, который бесплатно предлагает им прощение и бессмертие,

— это предложение Божье человек может принять или отвергнуть,

— отвергнув его, человек разлучается с Богом навсегда.

Все эти факты уже как-то прозвучали в твоей проповеди. Возможно, что в заключение надо вкратце повторить какие-то из них или даже все. Но именно вкратце, чтобы не повторять всю проповедь! Заключение обязано быть ясным и кратким. Ни в коем случае нельзя его затягивать. (Засеки время и прочитай вслух эти факты — и увидишь, что вся евангельская весть умещается секунд в двадцать!)

Во-вторых, можно поставить слушателей перед выбором. Чётко и ясно «поставить вопрос ребром». Или — или. Тут бывают уместны примеры важного решения. Человека приглашают в кругосветное путешествие, а он решает остаться дома, — конечно, жизнь его сложится не так, как могла бы, отправься он в путь. Потратит мать деньги на еду для детей или на платья для себя — от этого зависит будущее детей. У каждого из таких решений серьёзные последствия.

Важно помнить: ты призываешь людей принять осознанное решение, а не какие-то чувства испытать или выразить, — хотя и им, конечно, тоже есть место, особенно чувствам, касающимся грехов или любви Божьей. Эти эмоции естественны и полезны, и их нельзя перечёркивать. Просто выбор, сделанный на волне всплеска эмоций, недолговечен. Остынут чувства — забудется и решение. Ты просишь людей подумать и решить. Это дело ума и воли — покаяться или нет.

В-третьих, можно подчеркнуть неотложность выбора. Время решать — сейчас. От выбора никуда не уйти. Надо понять: если, уходя после проповеди, человек не решился прийти ко Христу, значит, он решил обойтись без Него. Откладывать решение на потом — смерти подобно: никто не знает, сколько ему осталось жить, и будет ли ещё возможность об этом серьёзно задуматься, при современном-то темпе жизни! А грянет смерть — поздно будет.

Мысль о неотложности решения служит плавным и естественным мостиком к призыву. Пригласив людей подумать, поставив их перед выбором, подчеркнув его срочность — логично дать им возможность как-то это решение выразить. Вернись к четвёртому уроку и повтори, какими способами это делается.

Самопроверка

1. Благовестнику надо научиться иллюстрировать Евангелие из ……………. .

2. Христос больше всего любил рассказать ……………….. .

3. Надо не только …………………, но и ……………….. .

4. И внешняя ………………….. проповеди тоже помогает или мешает слушателям откликнуться на призыв.

5. Людей всегда убедит оратор, искренне ……………………. в ……………………… своих идей и ………………………. ими.

Не забыть:

Собрать народ на проповедь бывает нелегко; но не легче — удержать внимание до конца.

Если проповедник понимает людей, знает, чем они живы, связывает Евангелие с их жизнью и умеет показать, что нет большего счастья, чем жизнь во Христе, — его будут слушать.

Тогда можно смело ожидать чуда: Святой Дух побудит людей покаяться. А без Него, без участия всемогущей божественной силы, напрасно ты будешь трудиться. Об этом — в последнем уроке.

Практическое задание

1. В черновиках планов ты помечал, какую аудиторию ожидаешь на трёх твоих проповедях. (Возможно, на всех трёх будут одни и те же люди, особенно если ты пастор церкви.) Подумай теперь о них и кратко ответь на следующие вопросы.

Какие из пяти подмеченных Б. Грэмом «общих черт» видишь ты в своих слушателях?

На какого рода призыв, по-твоему, им легче откликнуться?

Исходя из того, что ты о них знаешь, как лучше подтолкнуть их к решению покаяться?

2. Пришла пора от чернового плана переходить к подробному, окончательному. Не рекомендуется (хотя, конечно, и не запрещается) записывать всю проповедь слово в слово — чтобы на кафедре не возникло искушение прочесть её по бумажке. Слушатели должны видеть глаза проповедника. Сегодняшняя задача — закрепить на практике приобретенные навыки.

Возьми черновой план первой проповеди. По материалам восьмого, а главное седьмого урока выстрой в окончательном порядке все накопленные мысли. Тщательно сформулируй важнейшие утверждения, ключевые для развития темы; можешь их записать. Примеры запиши в таких подробностях, чтобы во время проповеди ничего важного не упустить. В этот «подробный план» войдёт всё, что тебе надо

— или взять с собой на кафедру,

— или заучить наизусть,

— или включить в полный текст проповеди, если всё-таки захочешь его написать.

Итак, стиль надо использовать такой, который тебе естественно присущ. А подробный план чётко помнить, чтобы не блуждать вокруг да около, а прямо и уверенно вести слушателей к призыву.