IV. Что разумеется под словом «проповедник» в Св. Писании?

В Слове Божьем название проповедник приведено в двух случаях и относится:

1) К Ною, которого ап. Петр называет «проповедником правды» (2 Пет. 2, 5).

2) К апостолу Павлу, который во 2 Тим. 1,11 говорит: «я поставлен проповедником и апостолом и учителем язычников».

С другой стороны, пророческие речи Ионы в Ниневии называются «проповедью» (Мат. 12, 41).

Апостол Павел пишет пресвитеру Тимофею (2 Тим. 4, 2): «проповедуй слово» — откуда надо заключить, что, будучи пресвитером, он вместе с тем был и проповедником.

И так, слово проповедник в Св. Писании относится к одному из первых праведников на земле, к пророку, апостолу и пресвитеру.

На основании этого можно заключить, что слово проповедник понималось не в смысле особого звания, а в смысле служения, присущего известным в Слове Божьем званиям.

Но две отрасли служения проповедника превратились в звания.

Слово проповедник включает в себя два понятия: 1) учить и 2) благовествовать, ибо проповедник должен разъяснять основные истины учения Христа и, вместе с тем, передавать благую весть о спасении.

В Map. 16, 16 Христос говорит: «проповедуйте Евангелие», т. е. проповедуйте благую весть, проповедуйте — благовествуйте, а в Мат. 28, 19 и 20 говорит о том же самом в несколько иных выражениях: «научите все народы… уча их соблюдать»…

В Деян. 21, 8 Филипп, один из семи диаконов, назван благовестником, что в данном случае несомненно нужно признать за особое звание.

Во 2 Тим. 4, 5 an. Павел пишет Тимофею: «совершай дело благовестника, исполняй служение твое». Здесь слово благовестник может иметь значение и «звания», и просто «служения».

В качестве звания это слово означало человека, который имел особый дар проповедывать учение Христа неверующим.

То же самое можно показать и относительно слова «учитель», которое имело значение особого звания (Тит. 2, 7; Рим. 12, 7; Иак. 3, 1; Деян. 13, 1; Еф. 4, 11).

В качестве звания слово учитель означало проповедника, который имел особый дар говорить к верующим, научать их премудрости Божьей.

Отсюда ясно, что благовестник и учитель были проповедники со специальным служением.